Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31.12.2005 N 865 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 2010 ГОДЫ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 9
 
   Федерации  и  государственным заказчиком подпрограммы,  содержащего
   обязательства   субъекта  Российской  Федерации  по  финансированию
   подпрограммы в необходимых объемах.
       Конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для  участия  в
   подпрограмме  производится на основе условий  участия  и  оценочных
   критериев.
       Условиями участия субъектов Российской Федерации в подпрограмме
   являются:
       наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей
   или  обязательство  разработать и утвердить такую  программу  до  1
   апреля 2006 г. (для участия в конкурсном отборе на 2006 год);
       предоставление  обязательств субъекта Российской  Федерации  по
   финансированию    подпрограммы,   включающих    обязательства    по
   финансированию  компенсаций,  предоставляемых  молодым  семьям  при
   рождении (усыновлении) 1 ребенка;
       наличие  региональной  программы развития ипотечного  жилищного
   кредитования  на  территории  субъекта  Российской  Федерации   или
   обязательство разработать и утвердить такую программу до  1  апреля
   2006 г. (для участия в конкурсном отборе на 2006 год);
       отсутствие  нецелевого  использования  субвенций  и   субсидий,
   получаемых за счет средств федерального бюджета;
       подтверждение   намерений   банков   и   других    организаций,
   предоставляющих  ипотечные жилищные кредиты  или  займы,  принимать
   участие   в   кредитовании   молодых   семей   на   предусмотренных
   подпрограммой   условиях  в  случае  соответствия   молодых   семей
   требованиям  платежеспособности, установленным банками или  другими
   организациями,  предоставляющими  ипотечные  жилищные  кредиты  или
   займы.
       Оценочными критериями участия субъектов Российской Федерации  в
   подпрограмме являются:
       индекс  доступности  приобретения жилья  с  помощью  ипотечного
   жилищного   кредита  или  займа  (показывает  соотношение   доходов
   среднестатистического домохозяйства и доходов,  которые  необходимо
   иметь  для  приобретения квартиры, площадь которой  определяется  в
   соответствии   с   условиями,   предусмотренными   в   разделе   VI
   подпрограммы,  с  помощью ипотечного жилищного кредита  или  займа,
   выдаваемого на стандартных условиях);
       доля молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в
   процентах  от  общего  количества семей,  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных условий);
       доля  молодых семей, которые улучшат жилищные условия в  рамках
   реализации  подпрограммы (в процентах от общего количества  молодых
   семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий);
       объем  задолженности по кредитам и займам на приобретение жилья
   (рублей на душу населения);
       фактический уровень бюджетной обеспеченности.
       По   оценочным   критериям   осуществляется   отбор   субъектов
   Российской  Федерации  с  лучшими  значениями  индекса  доступности
   приобретения  жилья  с  помощью ипотечного  жилищного  кредита  или
   займа,  наибольшей  долей  молодых семей, нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий,  в  общем  количестве  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий  семей, наибольшей долей молодых  семей,  которые
   улучшат жилищные условия в рамках подпрограммы в планируемом  году,
   наибольшей  задолженностью  по  кредитам  на  приобретение   жилья,
   наибольшим уровнем фактической бюджетной обеспеченности.
       Размер  субсидии, предоставляемой молодой семье, рассчитывается
   органом    местного    самоуправления,    осуществляющим     выдачу
   свидетельства,  указывается в свидетельстве и  является  неизменным
   на  весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на
   дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
       Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где  на
   его   имя   открывается   банковский  счет,   предназначенный   для
   зачисления   субсидии.  Молодая  семья  -  владелец   свидетельства
   заключает  договор банковского счета с банком по месту приобретения
   жилья.
       Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный
   жилищный  кредит в банке, отобранном для участия в подпрограмме,  в
   котором  открыт банковский счет. Особенности участия в подпрограмме
   организаций,  предоставляющих  займы  для  приобретения  жилья  или
   строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии  с
   порядком.
       Отбор    банков   для   участия   в   реализации   подпрограммы
   осуществляется  субъектами  Российской  Федерации,  участвующими  в
   реализации   подпрограммы.  Условия  отбора   банков   определяются
   государственным   заказчиком   подпрограммы   по   согласованию   с
   Министерством  финансов Российской Федерации и  Центральным  банком
   Российской Федерации.
       Банки,   претендующие   на  участие  в   подпрограмме,   должны
   удовлетворять следующим условиям:
       наличие   опыта   жилищного   кредитования   населения    (срок
   осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);
       отсутствие  задолженности  по уплате налоговых  платежей  перед
   бюджетами всех уровней;
       выполнение  обязательных нормативов, установленных  Центральным
   банком Российской Федерации;
       отсутствие убытков за последний отчетный год;
       наличие структурного подразделения банка на территории субъекта
   Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.
       Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:
       развитость  сети  филиалов на территории  субъектов  Российской
   Федерации, участвующих в реализации подпрограммы;
       условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.
       Молодая  семья  -  владелец свидетельства в течение  срока  его
   действия  представляет для оплаты в банк договор, который  является
   основанием  для государственной регистрации права на  приобретаемое
   жилое   помещение,  и  правоустанавливающие  документы   на   жилое
   помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
       Банк  осуществляет  проверку представленных  документов  и  при
   соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
       Перечисление  средств с банковского счета лицу, участвующему  в
   договоре,  осуществляется в безналичной форме в течение 10  рабочих
   дней со дня принятия банком договора к оплате.
       Существуют   особенности  использования  субсидии   на   уплату
   первоначального  взноса при получении ипотечного жилищного  кредита
   или   займа   на  строительство  индивидуального  жилья.   Условием
   перечисления  средств,  предоставляемых  в  качестве  субсидии,  на
   банковский   счет  в  банке  является  заключение  молодой   семьей
   кредитного   договора   с  банком  на  кредитование   строительства
   индивидуального  жилья. Банк открывает кредитную линию  и  поэтапно
   кредитует строительство индивидуального жилья.
       После  заключения договора купли-продажи жилья  или  кредитного
   договора  с  банком  на кредитование строительства  индивидуального
   жилья  молодые  семьи  снимаются с учета в качестве  нуждающихся  в
   улучшении жилищных условий.
       Жилое  помещение, приобретенное или построенное молодой семьей,
   должно  находиться на территории субъекта Российской Федерации,  из
   средств бюджета которого перечисляются субсидии.
       В  случае если владелец свидетельства по какой-либо причине  не
   смог  решить  свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение  в
   собственность,   заключить  договор  кредитования   индивидуального
   жилищного   строительства)  в  установленный   подпрограммой   срок
   действия  свидетельства  и не воспользовался  правом  на  получение
   выделенной  ему  субсидии, он сдает свидетельство в орган  местного
   самоуправления,  выдавший  свидетельство,  и  сохраняет  право   на
   улучшение  жилищных  условий, в том числе на дальнейшее  участие  в
   подпрограмме на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
       По  мере осуществления страховыми организациями деятельности по
   страхованию     ипотечных     жилищных    кредитов     (страхованию
   ответственности   заемщика  за  невозврат  кредита,   обеспеченного
   ипотекой  жилого дома или квартиры) дополнительно будет рассмотрена
   возможность  оказания  молодым семьям за счет средств  федерального
   бюджета,   бюджетов  субъектов  Российской  Федерации   и   местных
   бюджетов  поддержки  в  оплате страховых взносов  по  данному  виду
   добровольного  страхования,  что  также  позволит  снизить   размер
   первоначального  взноса  при получении молодыми  семьями  ипотечных
   жилищных кредитов до 5 - 10 процентов стоимости жилья.
       Государственный заказчик подпрограммы осуществляет:
       общее управление подпрограммой;
       обеспечение   взаимодействия  органов   исполнительной   власти
   субъектов  Российской Федерации и органов местного  самоуправления,
   а также юридических лиц, участвующих в реализации подпрограммы;
       прием  от  субъектов Российской Федерации заявок на  реализацию
   подпрограммы;
       организацию проведения конкурсного отбора субъектов  Российской
   Федерации для участия в подпрограмме;
       осуществление  контроля за деятельностью органов исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации по реализации подпрограммы;
       перечисление  в  бюджеты отобранных для участия в  подпрограмме
   субъектов  Российской  Федерации средств федерального  бюджета  для
   предоставления субсидий молодым семьям;
       осуществление   контроля  за  целевым  использованием   средств
   федерального  бюджета,  предоставленных в  виде  субсидий  бюджетам
   субъектов Российской Федерации;
       организацию  мониторинга  и  оценки  эффективности  программных
   мероприятий, их соответствия целевым индикаторам;
       подготовку  отчета  о  результатах реализации  подпрограммы  на
   основе отчетов, получаемых от субъектов Российской Федерации;
       проведение   в  средствах  массовой  информации  информационно-
   разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.
       Контроль   за   реализацией  подпрограммы   осуществляется   по
   следующим показателям:
       количество  свидетельств,  выданных молодым  семьям,  и  размер
   бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
       количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных  средств,
   направленных на их оплату.
   
           VII. Оценка социально-экономической эффективности
                        реализации подпрограммы
   
       Эффективность    реализации   подпрограммы   и    использования
   выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджетов  субъектов
   Российской Федерации и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
       исключения   возможности  нецелевого  использования   бюджетных
   средств;
       прозрачности  использования  бюджетных  средств,  в  том  числе
   средств федерального бюджета;
       государственного  регулирования  порядка  расчета   размера   и
   предоставления субсидий;
       адресного предоставления бюджетных средств;
       привлечения молодыми семьями собственных, кредитных  и  заемных
   средств  для  приобретения жилья или строительства  индивидуального
   жилья.
       Оценка  эффективности  реализации  мер  по  обеспечению  жильем
   молодых    семей   будет   осуществляться   на   основе   следующих
   индикаторов:
       количество  молодых семей, улучшивших жилищные условия  (в  том
   числе  с  использованием ипотечных жилищных кредитов и займов)  при
   оказании содействия за счет средств федерального бюджета;
       доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе  с
   использованием ипотечных жилищных кредитов и займов)  при  оказании
   содействия   за   счет  средств  федерального  бюджета,   в   общем
   количестве   молодых   семей,  нуждающихся  в  улучшении   жилищных
   условий;
       доля  оплаченных свидетельств в общем количестве  свидетельств,
   выданных молодым семьям.
       Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2006  -
   2010  годах обеспечить жильем 181,7 тыс. молодых семей, нуждающихся
   в  улучшении жилищных условий, в том числе в 2006 году - 27,8  тыс.
   молодых  семей, в 2007 году - 41,7 тыс. молодых семей, в 2008  году
   -  39,2 тыс. молодых семей, в 2009 году - 37 тыс. молодых семей и в
   2010 году - 36 тыс. молодых семей, а также позволит обеспечить:
       привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых  средств
   банков  и  других  организаций, предоставляющих ипотечные  жилищные
   кредиты и займы, собственных средств граждан;
       развитие  и закрепление положительных демографических тенденций
   в обществе;
       укрепление  семейных  отношений и  снижение  уровня  социальной
   напряженности в обществе;
       развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 1
                                                        к подпрограмме
                                    "Обеспечение жильем молодых семей"
                                         федеральной целевой программы
                                          "Жилище" на 2002 - 2010 годы
   
                               ПЕРЕЧЕНЬ
              ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ II ЭТАПА
          (2006 - 2010 ГОДЫ) ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ
             МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                     "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ
   
   ----------------------------------T-----------T-------------------
           Наименование мероприятия  ¦   Срок    ¦   Ответственные
                                     ¦выполнения ¦    исполнители
   ----------------------------------+-----------+-------------------
    1.  Разработка порядка             I квартал  Минрегион России
        предоставления молодым          2006 г.   Минэкономразвития
        семьям субсидий на                        России
        приобретение жилья, в том                 Минфин России
        числе на уплату                           Минобрнауки
        первоначального взноса при                России
        получении ипотечного
        жилищного кредита или займа
        на приобретение жилья или
        строительство
        индивидуального жилья
   
    2.  Реализация в переходном        2006 год   Росстрой
        периоде мероприятий по                    Минфин России
        выполнению обязательств                   Рособразование
        перед участниками                         органы
        подпрограммы "Обеспечение                 исполнительной
        жильем молодых семей",                    власти субъектов
        входящей в состав                         Российской
        федеральной целевой                       Федерации
        программы "Жилище" на 2002                органы местного
        - 2010 годы, утвержденной                 самоуправления
        Постановлением
        Правительства Российской
        Федерации от 28 августа
        2002 г. N 638
   
    3.  Разработка региональных и      2006 год   органы
        муниципальных программ по                 исполнительной
        обеспечению жильем молодых                власти субъектов
        семей                                     Российской
                                                  Федерации
                                                  органы местного
                                                  самоуправления
   
    4.  Организация конкурсного        ежегодно   Росстрой
        отбора субъектов Российской
        Федерации для участия в
        подпрограмме
   
    5.  Организация учета молодых      постоянно  органы
        семей, участвующих в                      исполнительной
        подпрограмме                              власти субъектов
                                                  Российской
                                                  Федерации
                                                  органы местного
                                                  самоуправления
   
    6.  Определение критериев          2006 год   Росстрой
        отбора банков, участвующих                Минфин России
        в реализации подпрограммы                 Банк России (по
                                                  согласованию)
   
    7.  Отбор банков для участия в     2006 год   органы
        реализации подпрограммы                   исполнительной
                                                  власти субъектов
                                                  Российской
                                                  Федерации
   
    8.  Определение концепции         2006 - 2007 Минфин России
        страхования ипотечных            годы     Минэкономразвития
        жилищных кредитов,                        России
        предоставляемых молодым                   Минрегион России
        семьям, разработка                        Росстрой
        механизма их страхования
   
    9.  Разработка методического и     2006 год   Росстрой
        программного обеспечения                  органы
        информационной системы,                   исполнительной
        предназначенной для                       власти субъектов
        контроля реализации                       Российской
        подпрограммы и подготовки                 Федерации
        информационно-аналитических
        материалов
   
    10. Организация информационно-     постоянно  Минрегион России
        разъяснительной работы                    Росстрой
        среди населения по                        органы
        освещению целей и задач                   исполнительной
        подпрограммы                              власти субъектов
                                                  Российской
                                                  Федерации
   ------------------------------------------------------------------
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 2
                                                        к подпрограмме
                                    "Обеспечение жильем молодых семей"
                                         федеральной целевой программы
                                          "Жилище" на 2002 - 2010 годы
   
                                ОБЪЕМЫ
        ФИНАНСИРОВАНИЯ II ЭТАПА (2006 - 2010 ГОДЫ) ПОДПРОГРАММЫ
        "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
                ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ
   
                                   (млн. рублей, с учетом прогноза цен
                                              на соответствующие годы)
   ---------------------------T------------T------------------------------------------
     Источники и направления  ¦ 2006 - 2010¦                В том числе
          финансирования      ¦годы - всего+-------T--------T-------T-------T---------
                              ¦            ¦ 2006  ¦  2007  ¦ 2008  ¦  2009 ¦  2010
                              ¦            ¦ год   ¦  год   ¦ год   ¦  год  ¦  год
   ---------------------------+------------+-------+--------+-------+-------+---------
    Федеральный бюджет           16 500      2 100   3 600    3 600   3 600   3 600
                                             <*>
   
      в том числе субсидии       16 500      2 100   3 600    3 600   3 600   3 600
      бюджетам субъектов
      Российской Федерации на
      предоставление молодым
      семьям субсидий на
      приобретение жилья,
      включая уплату
      первоначального взноса
      при получении ипотечного
      жилищного кредита или
      займа на приобретение
      жилья или строительство
      индивидуального жилья
   
    Бюджеты субъектов            49 500      6 300 10 800    10 800  10 800  10 800
    Российской Федерации и
    местные бюджеты
   
    Собственные и заемные        99 000     12 600  21 600   21 600  21 600  21 600
    средства молодых семей
   
    Всего                       165 000     21 000  36 000   36 000  36 000  36 000
   ___________________________________________________________________----------------
   
   --------------------------------
       <*>   Включая   средства  на  выполнение   обязательств   перед
   участниками   подпрограммы  "Обеспечение  жильем  молодых   семей",
   входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002  -
   2010  годы,  утвержденной  Постановлением Правительства  Российской
   Федерации от 28 августа 2002 г. N 638.
   
   
   
   
   
                             ПОДПРОГРАММА
        "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
          ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
           ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                     "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ
   
                                ПАСПОРТ
         подпрограммы "Выполнение государственных обязательств
               по обеспечению жильем категорий граждан,
             установленных федеральным законодательством"
      федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
   
   Наименование подпрограммы     - подпрограмма "Выполнение
                                   государственных обязательств по
                                   обеспечению жильем категорий
                                   граждан, установленных
                                   федеральным законодательством"
   
   Дата принятия решения о       - распоряжение Правительства
   разработке подпрограммы,        Российской Федерации от
   дата ее утверждения             10 августа 2005 г. N 1183-р,
                                   Постановление Правительства
                                   Российской Федерации от
                                   31 декабря 2005 г. N 865
   
   Государственный заказчик      - Федеральное агентство по
                                   строительству и жилищно-
                                   коммунальному хозяйству
   
   Основные разработчики         - Министерство регионального
   подпрограммы                    развития Российской Федерации,
                                   Федеральное агентство по
                                   строительству и жилищно-
                                   коммунальному хозяйству,
                                   федеральное государственное
                                   учреждение "Объединенная дирекция
                                   по реализации федеральных
                                   инвестиционных программ"
   
   Цель и задачи подпрограммы    - основная цель подпрограммы -
                                   обеспечение жилыми помещениями
                                   граждан Российской Федерации,
                                   перед которыми государство имеет
                                   обязательства в соответствии с
                                   законодательством Российской
                                   Федерации.
                                   Основной задачей подпрограммы
                                   является финансовая поддержка
                                   граждан Российской Федерации,
                                   перед которыми государство имеет
                                   обязательства по обеспечению
                                   жилыми помещениями в соответствии
                                   с законодательством Российской
                                   Федерации
   
   Важнейшие целевые             - количество государственных
   индикаторы и показатели         жилищных сертификатов, выданных
                                   гражданам - участникам
                                   подпрограммы, и размер средств
                                   федерального бюджета,
                                   предусмотренных на предоставление
                                   субсидий;
                                   количество реализованных
                                   государственных жилищных
                                   сертификатов и размер средств
                                   федерального бюджета, выделенных
                                   на их погашение
   
   Сроки и этапы реализации      - 2006 - 2010 годы
   подпрограммы
   
   Объем и источник              - объем финансирования подпрограммы
   финансирования                  за счет средств федерального
                                   бюджета составляет 133078,53 млн.
                                   рублей
   
   Ожидаемые конечные            - обеспечение жильем за счет
   результаты реализации           средств федерального бюджета
   подпрограммы и показатели       132265 семей граждан - участников
   социально-экономической         подпрограммы
   эффективности
   
                      I. Характеристика проблемы,
              на решение которой направлена подпрограмма
   
       Проблема   обеспечения  жильем  категорий  граждан   Российской
   Федерации,  перед  которыми  государство  имеет  обязательства   по
   обеспечению  жильем  в соответствии с законодательством  Российской
   Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.  В
   настоящее  время 708287 семей указанных категорий граждан нуждаются
   в улучшении жилищных условий, в том числе:
       327423  семьи  военнослужащих, сотрудников  органов  внутренних
   дел,   подлежащих   увольнению  с  военной   службы   (службы),   и
   приравненных  к ним лиц, в том числе граждан, подлежащих  отселению
   из  закрытых  военных  городков  и поселков  учреждений  с  особыми
   условиями хозяйствования;
       84686  семей  граждан, уволенных с военной службы  (службы),  и
   приравненных  к  ним  лиц,  в  том числе  проживающих  в  городках,
   утративших статус закрытых военных городков после 1998 года;
       8100   семей   граждан,   подлежащих  отселению   с   комплекса
   "Байконур";
       25481   семья   граждан  -  участников  ликвидации  последствий
   радиационных  аварий и катастроф, пострадавших  в  результате  этих
   аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц;
       44200 семей вынужденных переселенцев;
       218397  семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера  и
   приравненных к ним местностей.
       Реализуемые до настоящего времени федеральные целевые программы
   (подпрограммы),    предусматривающие    оказание    государственной
   поддержки   отдельным  категориям  граждан   в   решении   жилищной
   проблемы,    предусматривают   различные    механизмы    и    формы
   предоставления  им субсидий на приобретение жилья.  Далеко  не  все
   программы  (подпрограммы) смогли обеспечить организацию действенной
   системы  управления  процессом  предоставления  субсидий,  а  также
   эффективный  контроль за их целевым использованием. С учетом  этого
   на   сегодняшний   день   основной  задачей  является   организация
   рационального   управления   процессом   предоставления   субсидий,
   создание  эффективного  контроля за целевым  расходованием  средств
   федерального    бюджета,    проведение    мониторинга    выполнения
   программных  мероприятий с периодической оценкой  результатов.  При
   этом  необходимо  обеспечить минимизацию  расходов  на  управление,
   устранение  излишних  согласований,  введение  простой  и  понятной
   системы  отчетности  и  предоставления аналитической  информации  о
   ходе реализации программных мероприятий.
       Особое  значение приобретает методически правильное определение
   механизмов  и  форм доведения средств, предоставляемых  в  качестве
   субсидии,   до   ее   получателя.  При   всем   разнообразии   форм
   предоставления  средств  федерального  бюджета  на  цели  улучшения
   жилищных  условий,  определенных в  различных  федеральных  целевых
   программах    (подпрограммах),    нормативных    правовых    актах,
   представляется целесообразным выработать унифицированный  подход  к
   предоставлению гражданам субсидий на приобретение жилья.
       Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997  г.
   N    1062   "О   совершенствовании   порядка   обеспечения   жильем
   военнослужащих и некоторых других категорий граждан" и от  28  июня
   1999  г.  N  825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со  службы
   сотрудников   органов   внутренних   дел   Российской    Федерации,
   Государственной  противопожарной  службы  Министерства   Российской
   Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям  и
   ликвидации  последствий стихийных бедствий,  учреждений  и  органов
   уголовно-исполнительной  системы, а  также  граждан,  уволенных  со
   службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено,  что
   приоритетной   формой   бюджетного   финансирования   расходов   по
   обеспечению   жильем  для  постоянного  проживания  военнослужащих,
   подлежащих  увольнению  с  военной  службы,  граждан,  уволенных  с
   военной  службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших)  в
   период   прохождения  военной  службы,  и  членов  семей   граждан,
   проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших)  после
   увольнения   с  военной  службы,  которые  нуждаются  в   улучшении
   жилищных   условий,  увольняемых  со  службы  сотрудников   органов
   внутренних     дел     Российской    Федерации,     Государственной
   противопожарной службы Министерства Российской Федерации  по  делам
   гражданской   обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и    ликвидации
   последствий  стихийных  бедствий, учреждений  и  органов  уголовно-
   исполнительной  системы, содержащихся за счет средств  федерального
   бюджета,  граждан,  уволенных  со службы  из  указанных  органов  и
   учреждений,   членов   их  семей,  а  также   граждан,   подлежащих
   переселению  из  закрытых  военных  городков,  является  выпуск   и
   погашение   государственных   жилищных   сертификатов   (далее    -
   сертификаты).
       Реализация этих Указов Президента Российской Федерации в 1998 -
   2002  годах  осуществлялась в рамках федеральной целевой  программы
   "Государственные      жилищные      сертификаты",      утвержденной
   Постановлением  Правительства Российской  Федерации  от  20  января
   1998  г.  N  71  "О  федеральной целевой программе "Государственные
   жилищные  сертификаты" (далее - программа "Государственные жилищные
   сертификаты").  Постановлением Правительства  Российской  Федерации
   от  21 июня 2002 г. N 450 действие этой программы было продлено  на
   2003 год.
       Анализ  хода  реализации  программы  "Государственные  жилищные
   сертификаты"    показал    эффективность    применения    механизма
   предоставления  за  счет  средств  федерального  бюджета  субсидий,
   удостоверяемых  сертификатами,  при  реализации  прав  граждан   на
   приобретение жилья и действенность установленных принципов.
       Принцип    добровольного   участия    граждан    в    программе
   "Государственные   жилищные  сертификаты"  позволил   им   выбирать
   наиболее подходящий способ решения жилищной проблемы.
       Принцип   целевого   адресного   предоставления   безвозмездных
   субсидий   на   приобретение  жилья  доказал  свою   эффективность,
   поскольку обеспечил:
       решение   жилищной   проблемы  путем  приобретения   гражданами
   готового жилья на рынке;
       реализацию    гражданами   права   выбора   местоположения    и
   качественных характеристик жилья;
       направление   средств   федерального  бюджета   непосредственно
   гражданам   -   участникам   программы  "Государственные   жилищные
   сертификаты" только на цели приобретения жилья;
       отказ  от замораживания средств федерального бюджета в объектах
   незавершенного строительства.
       Программой   "Государственные   жилищные   сертификаты"    было
   предусмотрено обеспечить в 1998 - 2003 годах постоянным жильем  210
   тыс. семей.
       Всего  за  6 лет реализации этой программы было выпущено  около
   120,6  тыс. сертификатов. За этот период на ее финансирование  было
   направлено из федерального бюджета 39,7 млрд. рублей.
       В  целях  формирования  и ведения единого  реестра  выданных  и
   оплаченных  сертификатов была разработана и введена в  эксплуатацию
   автоматизированная   информационная   система   учета   выдачи    и
   реализации    сертификатов,   позволяющая    исключить    нецелевое
   использование средств федерального бюджета и упорядочить  процедуру
   учета  граждан  -  участников программы  "Государственные  жилищные
   сертификаты", а также процедуру выдачи сертификатов.
       Принцип привлечения собственных или заемных средств граждан  не
   был  реализован  в  этой программе в полной мере.  Это  объясняется
   отсутствием  у граждан - участников указанной программы накопленных
   денежных  средств,  низкой платежеспособностью  и,  как  следствие,
   ограниченными  возможностями привлечения  кредитов  банков,  в  том
   числе ипотечных, для приобретения жилья.
       Кроме  того,  программой "Государственные жилищные сертификаты"
   были  охвачены  не все категории граждан, которым в соответствии  с
   законодательством  Российской  Федерации  предоставлено  право   на
   получение субсидий на приобретение жилья.
       Однако  в  связи с тем, что указанная программа  показала  свою
   эффективность,  основные принципы и механизмы  ее  реализации  были
   сохранены в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты"  на
   2004  -  2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы
   "Жилище"   на   2002  -  2010  годы,  утвержденной   Постановлением
   Правительства  Российской Федерации от 20 ноября  2003  г.  N  700.
   Впоследствии  Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   7  октября  2004  г.  N  522  были  утверждены  правила  выпуска  и
   погашения сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
       В подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 -
   2010  годы была предусмотрена новая система управления, при которой
   основная  роль  была отведена государственному заказчику,  а  также
   органу, осуществляющему текущее управление подпрограммой.
       Был  изменен  подход  к  расчету  размера  субсидии.  Расчетная
   стоимость  жилого помещения стала определяться исходя из  норматива
   стоимости  1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации,  то
   есть  для  всех субъектов Российской Федерации стал устанавливаться
   единый  норматив в денежном эквиваленте. При этом, исходя  из  ряда
   задач  жилищной  политики и с учетом миграционных и демографических
   процессов,  а также экономических возможностей граждан - участников
   указанной   подпрограммы,  объемов  предложения  жилья  и   наличия
   социальной   инфраструктуры,  для  отдельных  субъектов  Российской
   Федерации,     определенных    нормативными    правовыми     актами
   Правительства   Российской   Федерации,   применялись    повышающие
   коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади  жилья  по
   Российской Федерации.
       Определение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для
   расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за  счет
   средств  федерального  бюджета  позволило  учесть  состояние  рынка
   жилья  и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных
   регионах Российской Федерации.
       Для  реализации  предусмотренных  законодательством  Российской
   Федерации  социальных гарантий в число граждан,  имеющих  право  на
   получение  сертификатов,  были  включены  граждане,  уволенные   со
   службы   из  Государственной  противопожарной  службы  Министерства
   Российской  Федерации  по делам гражданской  обороны,  чрезвычайным
   ситуациям    и    ликвидации   последствий   стихийных    бедствий,
   содержащиеся  за  счет  средств федерального бюджета,  члены  семей
   военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и  погибших
   (умерших)  в  период  прохождения военной  службы,  и  члены  семей
   граждан,   проходивших  военную  службу  по  контракту  и  погибших
   (умерших)  после  увольнения с военной службы. Право  на  получение
   сертификатов   также   было  предоставлено  гражданам,   подлежащим
   переселению   из   поселков   учреждений   с   особыми    условиями
   хозяйственной деятельности.
       Во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда
   Российской  Федерации от 22 августа 2002 г. N КАС  02-380  в  число
   участников  подпрограммы  были  включены  не  только  граждане,  не
   имеющие  жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане,
   имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного  члена
   семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения.
       Всего  в  2002 - 2005 годах было обеспечено жильем  более  76,3
   тыс. семей граждан указанных категорий.
       Основные   принципы  реализации  подпрограммы  "Государственные
   жилищные   сертификаты"   на   2004  -   2010   годы   предлагается
   распространить  на  программные мероприятия по оказанию  финансовой
   поддержки  всем  категориям  граждан  Российской  Федерации,  перед
   которыми  государство имеет обязательства по обеспечению жильем  за
   счет    средств    федерального   бюджета    в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации.
       Государственные   обязательства  перед  гражданами   Российской
   Федерации,    подлежащими   отселению   с   комплекса   "Байконур",
   определены Постановлением Правительства Российской Федерации от  24
   ноября   1999  г.  N  1290  "Об  обеспечении  жильем  в  Российской
   Федерации  военнослужащих, увольняемых с военной  службы,  граждан,
   уволенных  с  военной службы и проходивших ее в  Вооруженных  Силах
   Российской  Федерации на территории космодрома  Байконур,  а  также
   граждан  Российской  Федерации, постоянно работающих  на  комплексе
   "Байконур".  Постановлением Правительства Российской  Федерации  от
   20  мая  2002  г.  N 325 была утверждена подпрограмма  "Обеспечение
   жильем   граждан  Российской  Федерации,  подлежащих  отселению   с
   комплекса  "Байконур",  входящая в  федеральную  целевую  программу
   "Жилище"  на  2002 - 2010 годы. Указанная подпрограмма  выполнялась
   на  I  этапе  реализации федеральной целевой программы "Жилище"  на
   2002 - 2010 годы.
       На территории комплекса "Байконур" в отношении военнослужащих и
   гражданского  персонала  - граждан Российской  Федерации,  а  также
   членов  их семей применяется законодательство Российской Федерации.
   Жители  г.  Байконура - граждане Российской Федерации  проживают  в
   арендованных  Российской  Федерацией жилых  помещениях,  являющихся
   собственностью  Республики Казахстан, и не  имеют  жилых  помещений
   для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
       В  2002  -  2005 годах были обеспечены жильем за  счет  средств
   федерального  бюджета  более  2,8  тыс.  семей  граждан   указанной
   категории.
       Для  этих целей строительство (долевое участие в строительстве)
   и  приобретение жилья осуществлялось в основном в городах,  имеющих
   базовые  предприятия Федерального космического агентства,  в  целях
   создания  условий для продолжения трудовой деятельности  инженеров-
   испытателей   и   сохранения  коллективов   высококвалифицированных
   специалистов для космической отрасли.
       Однако   указанная  форма  обеспечения  жильем  граждан  данной
   категории    имеет    ряд   недостатков   (замораживание    средств
   федерального   бюджета  в  объектах  незавершенного  строительства,
   невозможность   обеспечения  жильем  граждан   в   течение   одного
   финансового  года, отсутствие у граждан права выбора местоположения
   и качественных характеристик жилья).
       Для  эффективного решения проблемы обеспечения  жильем  граждан
   Российской    Федерации,   отселяемых   с   комплекса   "Байконур",
   предлагается предоставлять им за счет средств федерального  бюджета
   субсидии на приобретение жилья путем выдачи сертификатов.
       Авария  на  Чернобыльской  АЭС 26  апреля  1986  г.  привела  к
   загрязнению  более 56 тыс. кв. км территории Российской  Федерации.
   В  ликвидации  последствий  чернобыльской  аварии  приняли  участие
   более 200 тыс. граждан России.
       Постановлением  Верховного Совета Российской  Федерации  от  27
   декабря  1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона  РСФСР
   "О  социальной  защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации
   вследствие   катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС   на   граждан   из
   подразделений  особого риска" льготы по предоставлению  жилья  были
   распространены на граждан из подразделений особого риска.
       В  результате деятельности производственного объединения "Маяк"
   и   произошедшей   в   1957   году  на  этом   объединении   аварии
   радиоактивному  загрязнению подверглось  около  23,5  тыс.  кв.  км
   территории Уральского региона. В ликвидации последствий  аварии  на
   производственном объединении "Маяк" приняли участие более  10  тыс.
   человек.
       Федеральным  законом  "О социальной защите  граждан  Российской
   Федерации,  подвергшихся воздействию радиации вследствие  аварии  в
   1957   году  на  производственном  объединении  "Маяк"  и   сбросов
   радиоактивных   отходов  в  реку  Теча"  предусмотрено   бесплатное
   обеспечение  жильем  участников ликвидации  последствий  аварии,  а
   также   граждан,   эвакуированных  (переселенных)   и   добровольно
   выехавших   из   населенных  пунктов,  подвергшихся  радиоактивному
   загрязнению.
       В  соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем  участников
   ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф",  входившей
   в  состав  федеральной целевой программы "Жилище" на  2002  -  2010
   годы   на   I   этапе   ее  реализации  (государственный   заказчик
   подпрограммы   -   Министерство  Российской  Федерации   по   делам
   гражданской   обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и    ликвидации
   последствий  стихийных бедствий), в 2002 - 2005 годах  жильем  было
   обеспечено более 3,2 тыс. семей граждан указанных категорий.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря
   2004  г.  N  866  "О  порядке обеспечения жильем  за  счет  средств
   федерального  бюджета  нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий
   граждан,    подвергшихся   радиационному   воздействию   вследствие
   катастрофы   на   Чернобыльской  АЭС,  аварии  на  производственном
   объединении  "Маяк",  и приравненных к ним лиц"  определен  порядок
   обеспечения    жильем    граждан    указанной    категории    путем
   предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами.
       В  соответствии  с Законом Российской Федерации "О  вынужденных
   переселенцах"   государство  в  установленном   порядке   оказывает
   содействие  гражданам, имеющим статус вынужденного  переселенца,  в
   постоянном жилищном обустройстве.
       В   2002   -  2005  годах  удалось  решить  проблему  жилищного
   обустройства более чем 7,4 тыс. семей вынужденных переселенцев.
       Учитывая ограниченный объем средств, выделяемых из федерального
   бюджета    на    эти    цели,   требуется   эффективный    механизм
   государственной поддержки граждан данной категории.  Предоставление
   вынужденным  переселенцам  субсидий  на  приобретение  жилья  будет
   способствовать  ускорению  решения их жилищной  проблемы,  так  как
   обеспечит  реализацию ими права свободного выбора местоположения  и
   качественных  характеристик жилья и приобретение  его  на  рынке  с
   оформлением права собственности.
       Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших)  из  районов
   Крайнего  Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется  в
   соответствии   с   Федеральным  законом   "О   жилищных   субсидиях
   гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных  к
   ним местностей".
       Предоставление  жилищных субсидий за счет средств  федерального
   бюджета  на  приобретение жилья гражданам,  выезжающим  из  районов
   Крайнего  Севера и приравненных к ним местностей,  начиная  с  2005
   года осуществляется путем выдачи сертификатов.
       В  2002  -  2005  годах приобрели жилье 7,1 тыс. семей  граждан
   указанной категории.
       Всего  в  рамках  реализации  в  2002  -  2005  годах  I  этапа
   федеральной  целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы  жильем
   было  обеспечено  более 96,8 тыс. семей граждан, имеющих  право  на
   получение  жилья за счет средств федерального бюджета. Общий  объем
   финансирования за счет средств федерального бюджета  составил  34,7
   млрд. рублей.
       Основные  принципы и подходы к организации системы  обеспечения
   жильем   граждан,  успешно  реализованные  в  рамках   подпрограммы
   "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы,  на  II
   этапе  (2006 - 2010 годы) реализации федеральной целевой  программы
   "Жилище"  на  2002  -  2010  годы  планируется  применить  ко  всем
   категориям  граждан, перед которыми государство имеет обязательства
   по   обеспечению   жильем,   в   рамках  подпрограммы   "Выполнение
   государственных   обязательств  по  обеспечению  жильем   категорий
   граждан,  установленных  федеральным  законодательством"  (далее  -
   подпрограмма).
       Необходимость     устойчивого     функционирования      системы
   предоставления  субсидий  отдельным категориям  граждан  определяет
   целесообразность  использования  программно-целевого   метода   для
   решения их жилищной проблемы, поскольку она:
       является  одной  из  приоритетных при формировании  федеральных
   целевых   программ,   ее  решение  позволит  обеспечить   улучшение
   жилищных  условий и качества жизни населения, создать  условия  для
   функционирования и развития рынка жилья;
       носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть
   решена без участия федерального центра;
       не  может  быть  решена в пределах одного  финансового  года  и
   требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное