Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31.12.2005 N 865 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 2010 ГОДЫ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   снижение  издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности
   работы  жилищно-коммунального  комплекса  в  первую  очередь   было
   связано  с постепенным переводом этого сектора экономики  на  режим
   безубыточного   функционирования   с   переориентацией    бюджетных
   субсидий  от дотирования производителей жилищно-коммунальных  услуг
   к  адресному  субсидированию  малоимущих  семей.  Доля  получателей
   субсидий  на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг  в  2004
   году  составила  более 13 процентов семей, общая сумма  начисленных
   субсидий - 35 млрд. рублей.
       Вместе  с  тем  наряду с указанными положительными результатами
   преобразований  пока не удалось обеспечить существенного  улучшения
   ситуации   в  жилищной  сфере,  повысить  доступность   жилья   для
   населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
       Данные  социологических обследований показывают,  что  жилищная
   проблема стоит перед 61 процентом российских семей, в той или  иной
   степени  не  удовлетворенных жилищными условиями. При  этом  каждая
   четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень  плохом
   состоянии.  Общая  потребность населения России в жилье  составляет
   1570  млн.  кв.  м, для удовлетворения этой потребности  необходимо
   увеличить жилищный фонд на 46 процентов.
       Несмотря  на  создание  основ  функционирования  рынка   жилья,
   приобретение, строительство и наем жилья с использованием  рыночных
   механизмов  на  практике  пока доступны  лишь  ограниченному  кругу
   семей  -  семьям  с высокими доходами. Основными причинами  низкого
   платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость  институтов
   долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья  и
   ипотечного  жилищного кредитования, а также высокий уровень  рисков
   и издержек на этом рынке.
       В  целях  повышения доступности жилья для населения  необходимо
   обеспечить  условия  для  развития  системы  ипотечного   жилищного
   кредитования   и  других  механизмов  расширения  платежеспособного
   спроса,  системы  рефинансирования ипотечных  жилищных  кредитов  и
   рынка   ипотечных   ценных  бумаг,  рыночной   и   административной
   государственной   инфраструктуры,   а   также   оказать   бюджетную
   поддержку  в  приобретении жилья, в том числе с  помощью  ипотечных
   кредитов и займов, молодым семьям.
       Однако  даже  ограниченный платежеспособный спрос населения  на
   жилье  превышает  предложение  жилья  на  рынке,  что  приводит   к
   постоянному  росту  цен  на жилье. В этой  ситуации  большая  часть
   жилищного  строительства  финансируется  непосредственно  за   счет
   средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на  цели
   жилищного    строительства.    Недостаточные    объемы    жилищного
   строительства   отражают   низкую   эффективность   этого   сектора
   экономики,  высокие  административные барьеры на  рынке  и  высокую
   степень его монополизации.
       Существенным   препятствием  развития  жилищного  строительства
   продолжает   оставаться  ограниченность  возможностей   обеспечения
   земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
       Необходимо  обеспечить условия для существенного роста  объемов
   жилищного  строительства с целью увеличения  предложения  жилья  на
   конкурентном   рынке  в  соответствии  с  ростом  платежеспособного
   спроса населения.
       Качество  содержания  жилищного  фонда  и  коммунальных   услуг
   находится  на  неудовлетворительном уровне и  не  соответствует  не
   только  потребностям  и ожиданиям населения,  но  и  общему  объему
   финансовых   ресурсов,  направляемых  в  этот   сектор   экономики.
   Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства  -
   сохранение  нерыночных принципов функционирования  в  секторе,  где
   могут   и  должны  нормально  развиваться  рыночные  отношения.   В
   результате   практически  отсутствуют  стимулы  для   рационального
   ведения   хозяйства,  роста  производительности  труда,   ослаблены
   мотивации   энергосбережения,   внедрения   новых   технологий    в
   производство, инвестиций в его модернизацию.
       Жилищно-коммунальное  хозяйство  в  сегодняшнем  его  состоянии
   характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и  требует
   привлечения   больших  инвестиций  для  модернизации  и   развития.
   Проблема  усугубляется  наличием большой задолженности  в  отрасли,
   образовавшейся  в  первую очередь в результате  невыполнения  своих
   обязательств    бюджетами   всех   уровней.    Объем    дебиторской
   задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства  составил
   на  конец  2004  года 268,1 млрд. рублей, в то же  время  объем  их
   кредиторской задолженности превысил 307,5 млрд. рублей.
       Завершение   реформы  жилищно-коммунального  хозяйства   должно
   обеспечить   проведение   его  технологической   и   управленческой
   модернизации с привлечением частного бизнеса и частных  инвестиций,
   формированием  реальных  собственников  квартир  в  многоквартирных
   домах  с передачей им функций принятия решений по управлению  общим
   имуществом многоквартирного дома.
       Не  могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения
   жильем   граждан,  принятых  на  учет  в  качестве  нуждающихся   в
   улучшении  жилищных  условий.  В  очереди  на  улучшение   жилищных
   условий   стоят  около  4,5  млн.  семей.  Среднее  время  ожидания
   предоставления    жилых    помещений   социального    использования
   составляет  15  - 20 лет. В настоящее время решение  этого  вопроса
   отнесено  к полномочиям органов местного самоуправления.  При  этом
   Российская     Федерация    в    соответствии     с     федеральным
   законодательством   на  начало  2005  года  имеет   государственные
   обязательства  по  обеспечению жильем перед 1014 тыс.  граждан  (из
   них  ветераны и инвалиды - 306 тыс. человек, граждане,  относящиеся
   к  иным категориям, - 708 тыс. человек), значительная часть которых
   также  признана  органами  местного самоуправления  нуждающимися  в
   улучшении жилищных условий.
       Необходимо   уточнить   действующие  обязательства   Российской
   Федерации  по  обеспечению жильем категорий граждан,  установленных
   федеральным  законодательством, и сформировать  единые  принципы  и
   механизмы  оказания  им  поддержки  за  счет  средств  федерального
   бюджета.
       Существующая  практика  подтвердила, что  наиболее  эффективной
   формой  исполнения государством обязательств по обеспечению граждан
   жильем    за    счет   средств   федерального   бюджета    является
   предоставление  субсидий  на приобретение  жилья  с  использованием
   механизма    государственных   жилищных   сертификатов.    Наиболее
   последовательно  этот  подход был реализован в  рамках  федеральной
   целевой    программы   "Государственные   жилищные    сертификаты",
   утвержденной  Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   20   января  1998  г.  N  71,  а  в  дальнейшем  -  в  подпрограмме
   "Государственные  жилищные  сертификаты"  на  2004  -  2010   годы,
   утвержденной  Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   20  ноября  2003  г. N 700, которая входила в состав  Программы  на
   первом этапе ее реализации.
       В   долгосрочной  перспективе  (после  2010  года)   необходимо
   обеспечить  устойчивое  функционирование  жилищной  сферы,  которое
   позволит   удовлетворять   жилищные   потребности   населения   без
   существенного    участия   федерального   центра   и    привлечения
   значительных  объемов  бюджетных  средств.  В  этих  условиях  роль
   государства  будет  ограничена в основном  регулированием  жилищных
   отношений,  обеспечением  прав на недвижимость  в  жилищной  сфере,
   установлением  технических  регламентов в  жилищном  строительстве,
   жилищно-коммунальном     комплексе     и     основных     принципов
   градорегулирования.  При этом средства федерального  бюджета  могут
   использоваться  исключительно  для  обеспечения  жильем   отдельных
   категорий  граждан  в  соответствии с законодательством  Российской
   Федерации,   поддержки   граждан  при  оплате  жилищно-коммунальных
   услуг.
       Содержание жилищного фонда социального использования,  развитие
   коммунального   хозяйства,  обеспечение   условий   для   жилищного
   строительства  должны  стать основными функциями  органов  местного
   самоуправления.
       Проблемы  переходного  периода требуют от  федерального  центра
   совершенствования  законодательной и нормативной  правовой  базы  в
   жилищном   и   жилищно-коммунальном   секторах   и   стимулирования
   проведения  преобразований  на местах,  а  также  непосредственного
   использования  средств  федерального бюджета  в  рамках  реализации
   приоритетного  национального проекта "Доступное и комфортное  жилье
   - гражданам России".
       Необходимость     ускоренного    перехода     к     устойчивому
   функционированию    и    развитию   жилищной    сферы    определяет
   целесообразность  использования  программно-целевого   метода   для
   решения указанных проблем, поскольку они:
       входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых
   программ,  а  их  решение  позволяет  обеспечить  возможность   для
   улучшения    жилищных   условий   и   качества   жизни   населения,
   предотвратить  чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием
   систем  жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого  развития
   жилищно-коммунального   хозяйства,  эффективного   функционирования
   рынка жилья;
       носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть
   решены без участия федерального центра;
       не  могут  быть  решены в пределах одного  финансового  года  и
   требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;
       носят  комплексный  характер, а их решение окажет  существенное
   положительное  влияние на социальное благополучие  общества,  общее
   экономическое развитие и рост производства.
   
      III. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации
   
       Цели   и   задачи  Программы  определяются  целями  и  задачами
   приоритетного  национального проекта "Доступное и комфортное  жилье
   -   гражданам   России",  поскольку  Программа  является   основным
   инструментом его реализации.
       Целью   приоритетного   национального  проекта   "Доступное   и
   комфортное  жилье  - гражданам России" является формирование  рынка
   доступного   жилья  и  обеспечение  комфортных  условий  проживания
   гражданам России.
       Основной  целью Программы является комплексное решение проблемы
   перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной  сферы,
   обеспечивающее   доступность  жилья  для  граждан,   безопасные   и
   комфортные условия проживания в нем.
       Основными задачами Программы являются:
       создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального
   секторов  экономики  и  повышения уровня  обеспеченности  населения
   жильем  путем увеличения объемов жилищного строительства и развития
   финансово-кредитных институтов рынка жилья;
       создание  условий для приведения жилищного фонда и коммунальной
   инфраструктуры    в    соответствие   со   стандартами    качества,
   обеспечивающими комфортные условия проживания;
       обеспечение   доступности  жилья   и   коммунальных   услуг   в
   соответствии  с  платежеспособным  спросом  граждан  и  стандартами
   обеспечения  жилыми  помещениями (33 кв.  м  общей  площади  жилого
   помещения  -  для  одиноких граждан, 42 кв.  м  -  на  семью  из  2
   человек,  по  18  кв. м - на каждого члена семьи  при  семье  из  3
   человек   и   более,   далее   -   стандарты   обеспечения   жилыми
   помещениями).
       Решение  этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса
   нормативных   правовых,  организационных   и   финансовых   мер   и
   мероприятий по 4 основным направлениям:
       развитие жилищного строительства;
       совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
       развитие  ипотечного жилищного кредитования населения  и  рынка
   жилья;
       исполнение  государственных обязательств по обеспечению  жильем
   категорий  граждан, установленных федеральным законодательством,  и
   нормативное   правовое   обеспечение   организации   предоставления
   гражданам жилых помещений социального использования.
       Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:
       формирование  системы  территориального планирования,  создание
   условий   для  разработки  правил  землепользования  и   застройки,
   градостроительной документации для жилищного строительства;
       развитие  конкуренции и снижение административных  барьеров  на
   рынке  жилищного  строительства,  создание  эффективных  механизмов
   борьбы   с   высоким   уровнем  монополизации  и  административного
   протекционизма   на   рынке,  внедрение   прозрачных   конкурентных
   процедур    предоставления   земельных   участков   для   жилищного
   строительства;
       развитие    кредитования   застройщиков   на   цели   жилищного
   строительства;
       обеспечение  земельных участков коммунальной инфраструктурой  в
   целях  жилищного  строительства, создание условий  для  привлечения
   кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
       модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности
   технологий строительства и производства строительных материалов;
       комплексную  застройку территорий, реконструкцию  и  обновление
   кварталов застройки;
       создание   единой  системы  государственного   учета   объектов
   недвижимости.
       Для     совершенствования    жилищно-коммунального    комплекса
   необходимо обеспечить:
       создание  условий для развития конкурентного  бизнеса  в  сфере
   управления жилищным фондом и коммунальном комплексе;
       разработку  механизма взаимодействия собственников жилья  и  их
   объединений,   органов  местного  самоуправления,  государства   по
   вопросам управления многоквартирными домами;
       развитие   финансовых  инструментов  и   институтов   в   целях
   привлечения   инвестиций  для  модернизации   жилищно-коммунального
   комплекса;
       совершенствование    процедур   тарифного    регулирования    в
   коммунальном комплексе;
       финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
       создание условий для привлечения средств частных инвесторов для
   модернизации   и  развития  объектов  коммунальной  инфраструктуры,
   государственную  финансовую  поддержку  процессов  модернизации   и
   развития   коммунальной  инфраструктуры,  в  том  числе   с   целью
   минимизации рисков частных инвесторов;
       развитие  приборного учета в сфере предоставления  коммунальных
   услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
       прекращение   дотирования   предприятий   жилищно-коммунального
   комплекса  и  перекрестного субсидирования  различных  потребителей
   коммунальных услуг;
       совершенствование  системы предоставления  субсидий  на  оплату
   жилого  помещения  и  коммунальных  услуг,  перечисление  бюджетных
   средств  на  предоставление субсидий на оплату жилого  помещения  и
   коммунальных услуг гражданам - получателям указанных субсидий.
       Для  развития  ипотечного  жилищного кредитования  населения  и
   рынка жилья необходимо:
       обеспечить  правовые условия для развития ипотечного  жилищного
   кредитования   и   других   институтов   жилищного   финансирования
   населения;
       создать   унифицированную  систему  рефинансирования  ипотечных
   жилищных  кредитов  и  обеспечить развитие рынка  ипотечных  ценных
   бумаг;
       совершенствовать  систему государственной регистрации  прав  на
   недвижимое имущество и сделок с ним;
       оказывать  бюджетное  содействие повышению  уровня  доступности
   жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
       развивать  новые  рыночные институты и  механизмы,  формирующие
   инфраструктуру  ипотечного  жилищного кредитования  и  рынка  жилья
   (страхование  ипотечных жилищных кредитов, бюро кредитных  историй,
   небанковские   кредитные   организации,  осуществляющие   кредитные
   операции  по  предоставлению  ипотечных  кредитов  на  приобретение
   жилья, и другие);
       совершенствовать  систему защиты прав граждан -  приобретателей
   жилья   и   граждан,   участвующих   в   финансировании   жилищного
   строительства.
       В    области   исполнения   государственных   обязательств   по
   обеспечению  жильем  категорий граждан,  установленных  федеральным
   законодательством,    и    нормативного    правового    обеспечения
   организации  предоставления гражданам жилых  помещений  социального
   использования необходимо:
       конкретизировать   государственные   обязательства   Российской
   Федерации, субъектов Российской Федерации по обеспечению  жильем  и
   улучшению    жилищных   условий   установленных   законодательством
   категорий граждан и ускорить темпы их исполнения;
       повысить  эффективность механизмов, используемых при реализации
   государственных обязательств;
       оказать содействие в нормативном обеспечении реформирования  на
   региональном  и муниципальном уровнях системы предоставления  жилых
   помещений  социального  использования  и  специализированных  жилых
   помещений   в   соответствии  с  требованиями   Жилищного   кодекса
   Российской Федерации;
       обеспечить  сокращение  сроков предоставления  жилых  помещений
   социального использования.
       Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006  -  2010
   годах) будут выполняться в две стадии:
       2006 - 2007 годы - первая стадия;
       2008 - 2010 годы - вторая стадия.
       На  первой стадии мероприятия Программы и ее подпрограмм  будут
   сконцентрированы  на  реализации  мер  приоритетного  национального
   проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
       В  соответствии  с указанным национальным проектом  выделены  4
   приоритетных направления:
       увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
       повышение доступности жилья;
       увеличение   объемов  жилищного  строительства  и  модернизация
   коммунальной инфраструктуры;
       выполнение  государственных обязательств по обеспечению  жильем
   отдельных категорий граждан.
       По  каждому  из  этих  приоритетных  направлений  предусмотрена
   реализация  конкретных  мер,  на  проведении  которых  должны  быть
   сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия.  Эти
   меры   в   основном  будут  реализованы  в  рамках  соответствующих
   подпрограмм,  входящих в состав Программы. Меры общего нормативного
   правового и организационного характера будут реализованы  в  рамках
   Программы в целом.
       Обеспечение  государственной поддержки системы рефинансирования
   ипотечных   кредитов   будет  осуществляться   в   соответствии   с
   Концепцией   развития   унифицированной  системы   рефинансирования
   ипотечных  жилищных  кредитов  в России,  одобренной  на  заседании
   Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.
       На  протяжении всего периода реализации второго этапа Программы
   осуществляются:
       совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом
   мониторинга   реализации   Программы  на   практике   в   субъектах
   Российской Федерации;
       широкомасштабное   внедрение  организационных,   финансовых   и
   экономических механизмов реализации программных мероприятий;
       реализация подпрограмм и отдельных мероприятий.
       Основные  приоритеты реализации Программы и ее  подпрограмм  на
   второй  стадии могут быть уточнены по итогам реализации мероприятий
   приоритетного национального проекта в 2006 - 2007 годах.
       Целевые   индикаторы   реализации   второго   этапа   Программы
   представлены   в   разделе   VII  "Оценка   социально-экономической
   эффективности Программы".
       Условиями  досрочного  прекращения реализации  Программы  могут
   быть  достижение  целей  и  выполнение задач  Программы,  изменение
   направлений и приоритетов государственной жилищной политики.
   
                 IV. Перечень программных мероприятий
   
       Программные  мероприятия направлены на реализацию  поставленных
   задач   и   подразделяются  на  мероприятия  по   совершенствованию
   законодательной   и  нормативной  правовой  базы,   организационные
   мероприятия,  а также мероприятия по финансированию  капитальных  и
   прочих расходов за счет средств федерального бюджета.
   
                   Развитие жилищного строительства
   
       Среди  программных  мероприятий, связанных с совершенствованием
   законодательной  и  нормативной  правовой  базы,  наиболее  важными
   являются:
       внесение  в 2006 году изменений в нормативные правовые  акты  в
   целях  приведения  их  в соответствие с Градостроительным  кодексом
   Российской  Федерации  (в  том числе в части  создания  эффективной
   единой  системы государственной экспертизы проектной  документации,
   совершенствования  системы государственного строительного  надзора,
   усиления   профессиональной   ответственности   проектировщиков   и
   застройщиков);
       разработка  технических регламентов, устанавливающих требования
   безопасности,   которые  должны  соблюдаться  при   территориальном
   планировании,    градостроительном   зонировании    и    планировке
   территории,   при   использовании  в   проектировании   результатов
   инженерных       изысканий,      при      архитектурно-строительном
   проектировании,  строительстве зданий,  строений  и  сооружений,  а
   также при производстве строительных материалов;
       совершенствование  регулирования деятельности  застройщиков  по
   привлечению     средств    участников    долевого     строительства
   многоквартирных домов;
       законодательное  и  методическое обеспечение введения  местного
   налога   на   недвижимость  с  целью  стимулирования   деятельности
   муниципалитетов по развитию жилищного строительства.
       Предусмотрены также мероприятия:
       по методическому обеспечению подготовки профессиональных кадров
   в   области  градостроительного  проектирования,  деятельности   по
   разработке   генеральных   планов,   правил   землепользования    и
   застройки,  документации по планировке территории для  формирования
   земельных  участков,  предоставляемых  на  открытых  аукционах  для
   жилищного строительства;
       по разработке и внедрению методологии повышения качества бизнес-
   планирования  на стадии подготовки проектов жилищного строительства
   с целью привлечения кредитных средств для их реализации.
       Организационные мероприятия будут направлены:
       на  создание условий для снижения административных  барьеров  в
   жилищном   строительстве,  реализацию  мер   градостроительного   и
   антимонопольного  регулирования,  создание  условий  для   развития
   конкуренции   и   расширения  доступа  застройщиков   к   кредитным
   ресурсам;
       на   обеспечение  контроля  за  деятельностью  застройщиков  по
   привлечению средств участников долевого строительства, в том  числе
   многоквартирных домов;
       на  внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных
   средств    для    обеспечения   земельных   участков   коммунальной
   инфраструктурой в целях жилищного строительства;
       на   содействие  внедрению  механизмов  проведения  комплексной
   застройки    территорий,   реконструкции   существующих   кварталов
   застройки.
       Организационные    мероприятия    не    потребуют     выделения
   дополнительных бюджетных средств.
       Программные  мероприятия, связанные с финансированием  за  счет
   бюджетных  средств,  в  том  числе  за  счет  средств  федерального
   бюджета,   будут  направлены  на  обеспечение  земельных   участков
   коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства,  что
   позволит  помочь в решении одной из основных проблем,  сдерживающих
   увеличение  объемов  жилищного строительства, и обеспечить  условия
   для  увеличения  предложения жилья на конкурентном рынке  жилищного
   строительства.
       Финансирование  программных мероприятий по данному  направлению
   будет  проводиться  в  рамках подпрограммы  "Обеспечение  земельных
   участков    коммунальной   инфраструктурой   в   целях    жилищного
   строительства".
       В    рамках    указанной   подпрограммы   будут    осуществлены
   предоставление  государственных гарантий  Российской  Федерации  по
   заимствованиям,  осуществляемым на обеспечение  земельных  участков
   инженерной  инфраструктурой  в  целях  жилищного  строительства,  а
   также  возмещение  части  затрат на уплату процентов  по  кредитам,
   полученным  в  российских  кредитных  организациях  на  обеспечение
   земельных  участков коммунальной инфраструктурой в целях  жилищного
   строительства, на условиях, предусмотренных подпрограммой.
       Объемы    государственных   гарантий    Российской    Федерации
   предусматриваются  ежегодно  федеральными  законами  о  федеральном
   бюджете  на  соответствующий год в рамках программы государственных
   внутренних заимствований Российской Федерации.
       Государственные    гарантии    Российской    Федерации    будут
   предоставляться  на  часть  суммы  основного  долга.   В   качестве
   дополнительного    обеспечения   кредитов   будут    использоваться
   государственные   гарантии   субъектов   Российской   Федерации   и
   муниципальные гарантии, залог прав заемщиков на земельные  участки,
   обеспеченные   коммунальной  инфраструктурой  в   целях   жилищного
   строительства,  другие активы заемщиков. При  этом  предполагается,
   что  общий  объем  государственных гарантий  Российской  Федерации,
   субъектов  Российской Федерации и муниципальных гарантий  не  может
   быть  более 80 процентов основной суммы долга по кредитам, выданным
   в  2006 году, более 65 процентов по кредитам, выданным в 2007 году,
   и  более 50 процентов по кредитам, выданным в 2008 - 2009 годах,  с
   целью более обоснованного отбора проектов банками-кредиторами.
       Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет
   субсидий   из  федерального  бюджета,  а  также  средств   бюджетов
   субъектов   Российской   Федерации   и   местных   бюджетов   будет
   производиться  на  весь  период кредита  из  расчета  максимального
   снижения  рыночных процентов по кредитам, выданным в 2006  году,  -
   на  80  процентов,  по кредитам, выданным в  2007  году,  -  на  65
   процентов,  по  кредитам, выданным в 2008 - 2009  годах,  -  на  50
   процентов.
       Поскольку  кредиты на подготовку земельных участков могут  быть
   обеспечены   возвратом  средств  от  продажи  земельных   участков,
   обеспеченных   коммунальной  инфраструктурой  в   целях   жилищного
   строительства,  или жилья, построенного в последующие  периоды,  то
   кредиты  будут предоставляться на срок не более 3 лет  при  условии
   окончания   кредитного  периода  до  момента  окончания  реализации
   подпрограммы.
       Указанные  меры поддержки за счет средств федерального  бюджета
   будут  осуществляться  на  условиях оказания  на  региональном  или
   местном  уровнях аналогичных мер поддержки проектов по  обеспечению
   земельных  участков коммунальной инфраструктурой в  соответствии  с
   требованиями,    установленными   подпрограммой.   Объем    средств
   федерального  бюджета и размер государственных гарантий  Российской
   Федерации,  предоставляемых  для поддержки  реализации  проектов  в
   каждом  субъекте  Российской  Федерации,  будут  не  больше  объема
   средств  бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
   и  размера  государственных гарантий субъектов Российской Федерации
   и  муниципальных гарантий, предоставляемых на поддержку  реализации
   этих проектов.
       Порядок   предоставления  государственных  гарантий  Российской
   Федерации   по   заимствованиям,  осуществляемым  для   обеспечения
   земельных   участков  инженерной  инфраструктурой  и   модернизации
   коммунальной  инфраструктуры  в целях  жилищного  строительства,  а
   также  порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов
   Российской   Федерации  на  возмещение  части  затрат   на   уплату
   процентов   по   кредитам,   полученным  в   российских   кредитных
   организациях   на  обеспечение  земельных  участков  под   жилищное
   строительство     коммунальной    инфраструктурой,     утверждаются
   Правительством Российской Федерации.
       Предоставление  за счет средств федерального  бюджета  субсидий
   бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части  затрат
   на   уплату   процентов  по  банковским  кредитам  на   обеспечение
   земельных  участков коммунальной инфраструктурой в целях  жилищного
   строительства,  полученным  в  российских  кредитных  организациях,
   предусматривается в следующих объемах:
       в  2006  году  - 1,7 млрд. рублей (вне рамок финансирования  по
   подпрограмме);
       в  2007 году - 3,8 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2006
   - 2007 годах);
       в  2008 году - 5,9 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2006
   - 2008 годах);
       в  2009 году - 7,1 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2006
   - 2009 годах);
       в  2010 году - 4 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2008 -
   2009 годах).
       В  рамках  программы  государственных внутренних  заимствований
   Российской      Федерации     предусматривается      предоставление
   государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям  на
   обеспечение  земельных  участков  коммунальной  инфраструктурой   в
   целях жилищного строительства в следующих объемах:
       в 2006 году - 12,5 млрд. рублей;
       в  2007  году  -  17,5  млрд. рублей, что  с  учетом  гарантий,
   предоставленных в 2006 году, составит 30 млрд. рублей;
       в  2008  году  -  18,6  млрд. рублей, что  с  учетом  гарантий,
   предоставленных в 2006 - 2007 годах, составит 48,6 млрд. рублей;
       в  2009  году - 19,5 млрд. рублей, что с учетом ранее  принятых
   обязательств,  а также погашения в 2009 году кредитов,  выданных  в
   2006   году,   составит   общий  объем   государственных   гарантий
   Российской Федерации в размере 61,3 млрд. рублей.
       В  2010 году предоставление государственных гарантий Российской
   Федерации    по    новым   кредитам   не   предполагается,    объем
   государственных  гарантий Российской Федерации  по  ранее  принятым
   обязательствам с учетом погашения кредитов, выданных в 2006 -  2007
   годах, составит 38,1 млрд. рублей.
       Реализация мер подпрограммы обеспечит дополнительный ввод жилья
   в  2006 году общей площадью 4,3 млн. кв. м (или 8,5 процента общего
   прогнозируемого объема ввода жилья), в 2007 году - 7,8 млн.  кв.  м
   (или  13,9  процента),  в 2008 году - 11,8 млн.  кв.  м  (или  18,7
   процента), в 2009 году - 16,4 млн. кв. м (или 23,2 процента),  а  в
   2010 году - 21,3 млн. кв. м (или 26,6 процента).
       Динамика    распределения    требуемой    государственной     и
   муниципальной   поддержки   по  годам  исходит   из   необходимости
   обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода  жилья
   в  ближайшие  годы, пока не получили развития механизмы привлечения
   средств   частных   кредиторов   и   инвесторов   в   строительство
   коммунальной инфраструктуры.
   
           Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства
   
       Среди     программных    мероприятий    по    совершенствованию
   законодательной  и  нормативной  правовой  базы  наиболее   важными
   являются:
       разработка   проектов  нормативных  правовых   актов   и   иных
   документов  по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации  в
   части  управления многоквартирными домами, установления  требований
   к  содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований  к
   жилым помещениям;
       создание  нормативной правовой базы по регулированию  вопросов,
   связанных   с   административной   ответственностью   собственников
   помещений  за  содержание индивидуальных домов и  общего  имущества
   многоквартирных домов;
       формирование  нормативной  правовой  и  методической  базы  для
   финансирования  модернизации и капитального ремонта многоквартирных
   домов,   организации  регулирования  учета  потребления  и   оплаты
   коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах  при
   наличии   коллективных   и/или   индивидуальных   приборов   учета,
   организации   эффективного   тарифного  регулирования   организаций
   коммунального    комплекса,   определения   особенностей    оборота
   муниципального   имущества  в  коммунальной  сфере,  финансирования
   инвестиционных  программ  развития  коммунальной  инфраструктуры  и
   заключения концессионных соглашений в коммунальном секторе.
       Организационные мероприятия будут направлены на  реформирование
   экономических  отношений в жилищно-коммунальном комплексе  с  целью
   обеспечения   эффективного   использования   имеющихся   финансовых
   ресурсов,  а  также  на  привлечение частных  инвестиций.  Основная
   часть   программных   мероприятий  должна   быть   реализована   на
   региональном   и   муниципальном   уровнях   при   организационном,
   методическом и техническом содействии на федеральном уровне.
       С  целью  развития  конкурентного бизнеса  в  сфере  управления
   жилищным   фондом   необходимо  обеспечить   выбор   собственниками
   помещений   способа   управления  многоквартирным   домом,   ввести
   обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций  для
   многоквартирных  жилых домов, в которых все помещения  находятся  в
   собственности Российской Федерации, субъектов Российской  Федерации
   или    в    муниципальной   собственности,   провести   регистрацию
   государственного  и  муниципального имущества в  жилищной  сфере  и
   осуществить  переход  на договорные отношения  в  сфере  управления
   многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой.
       Для   совершенствования  процедур  тарифного  регулирования   в
   коммунальном   комплексе   будет  создана   система   индикативного
   мониторинга  реализации производственных и инвестиционных  программ
   организациями коммунального комплекса.
       Организационные    мероприятия    не    потребуют     выделения
   дополнительных бюджетных средств.
       Программные  мероприятия, связанные с финансированием  за  счет
   бюджетных  средств,  в  том  числе  за  счет  средств  федерального
   бюджета,  направлены на преодоление последствий  недофинансирования
   жилищно-коммунального   комплекса,   обеспечение    государственной
   финансовой  поддержки процессов модернизации объектов коммунального
   комплекса,  а также на привлечение средств частных инвесторов,  что
   позволит  обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенный
   и     модернизируемый    жилищные    фонды,    повысить    качество
   предоставляемых коммунальных услуг.
       Финансирование  программных мероприятий  по  этому  направлению
   будет  проводиться  в  рамках подпрограммы  "Модернизация  объектов
   коммунальной инфраструктуры".
       Необходимым   условием   предоставления  средств   федерального
   бюджета  по  этой  подпрограмме  является  финансирование  проектов
   модернизации  объектов  коммунальной  инфраструктуры   со   стороны
   участвующих   в   подпрограмме  субъектов   Российской   Федерации,
   муниципальных образований и частных инвесторов.
       Средства  федерального  бюджета  для  реализации  проектов   на
   территории  субъекта  Российской Федерации выделяются  на  условиях
   софинансирования  проектов, реализация  которых  осуществляется  за
   счет  средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,  местных
   бюджетов и частных инвесторов.
       При    предоставлении   средств   федерального   бюджета    для
   софинансирования   проектов  модернизации   объектов   коммунальной
   инфраструктуры особое внимание будет уделяться привлечению  средств
   частных  инвесторов на реализацию указанных проектов. С этой  целью
   будет  разработана методическая база оценки инвестиционных проектов
   в  коммунальной  сфере и их реализации на принципах государственно-
   частного партнерства.
       Порядок   отбора  субъектов  Российской  Федерации  и  проектов
   модернизации  объектов коммунальной инфраструктуры,  предоставления
   и  расходования  средств федерального бюджета  на  реализацию  этих
   проектов   в  рамках  подпрограммы  устанавливается  Правительством
   Российской Федерации.
       В рамках подпрограммы будут также осуществляться мероприятия по
   переселению  граждан  из  жилищного фонда, признанного  непригодным
   для  проживания, и/или из жилищного фонда с высоким уровнем  износа
   (более 70 процентов).
       На    реализацию   подпрограммы   в   2006   -    2010    годах
   предусматриваются  средства  федерального  бюджета  в  объеме  27,5
   млрд.  рублей, в том числе в 2006 году - 4,8 млрд. рублей,  в  2007
   году  -  5,3 млрд. рублей, в 2008 году - 5,8 млрд. рублей,  в  2009
   году - 5,8 млрд. рублей, в 2010 году - 5,8 млрд. рублей.
       С   целью   завершения  реформирования  системы  финансирования
   жилищно-коммунальных   услуг  необходимо   обеспечить   прекращение
   дотирования  организаций  коммунального комплекса  и  перекрестного
   субсидирования различных потребителей коммунальных услуг,  а  также
   перевод  субсидий  на оплату жилого помещения и коммунальных  услуг
   на   персонифицированные  счета  граждан  -  получателей   жилищных
   субсидий.  Эти меры повысят ответственность жилищных и коммунальных
   предприятий перед гражданами.
       С   целью  обеспечения  прозрачности  процедур  государственной
   финансовой  поддержки  будет  осуществлен  постепенный   отказ   от
   выделения  бюджетных  средств  на  подготовку  к  работе  в  зимних
   условиях  и  переход  к  использованию  для  этих  целей  кредитных
   ресурсов.
       В   2006   году  в  рамках  подпрограммы  будет  осуществляться
   финансирование    мероприятий    по    завершению    строительства,
   реконструкции  или модернизации объектов, которые  были  начаты  на
   первом  этапе  реализации  Программы по подпрограммам  "Переселение
   граждан  Российской  Федерации из ветхого  и  аварийного  жилищного
   фонда"   и  "Реформирование  и  модернизация  жилищно-коммунального
   комплекса   Российской  Федерации".  Перечень  указанных   объектов
   подлежит  согласованию  государственным заказчиком  подпрограммы  с
   Министерством   экономического  развития  и   торговли   Российской
   Федерации.
   
              Развитие ипотечного жилищного кредитования
                        населения и рынка жилья
   
       Среди  программных мероприятий по совершенствованию нормативной
   правовой  базы  наиболее  важными являются  разработка  и  принятие
   нормативных  правовых  актов, направленных  на  формирование  рынка
   доступного   жилья,  в  том  числе  в  части  регулирования   рынка
   ипотечных  ценных  бумаг, привлечения средств пенсионных  фондов  и
   страховых  компаний  на рынок ипотечных ценных  бумаг,  страхования
   ипотечных жилищных кредитов, деятельности бюро кредитных историй  и
   жилищных  накопительных  кооперативов,  совершенствования   системы
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с ним, защиты прав добросовестного приобретателя жилого помещения.
       В     рамках     проведения     организационных     мероприятий
   предусматриваются  организация  на  базе  Единого  государственного
   реестра  прав на недвижимое имущество и сделок с ним информационной
   системы  статистических  данных  о  ситуации  на  жилищном   рынке,
   доступной  для  всех  заинтересованных  сторон,  организация  сбора
   статистических  данных о невозвратах ипотечных  жилищных  кредитов,
   досрочных  погашениях кредитов с целью информационного  обеспечения
   кредитных  организаций и страховых компаний,  а  также  обеспечение
   государственного  контроля за деятельностью бюро кредитных  историй
   и жилищных накопительных кооперативов.
       Будет  совершенствоваться  система государственной  регистрации
   прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним,  обеспечивающая
   доверие  к  сведениям  Единого  государственного  реестра  прав  на
   недвижимое  имущество и сделок с ним и конфиденциальность  сведений
   о  зарегистрированных правах на объекты недвижимости, в  том  числе
   будет  создана  система регистрации договоров  долевого  участия  в
   строительстве жилья.
       Организационные    мероприятия    не    потребуют     выделения
   дополнительных бюджетных средств.
       Программные  мероприятия, связанные с финансированием  за  счет
   бюджетных  средств,  в  том  числе  за  счет  средств  федерального
   бюджета,  будут  реализовываться в  форме  предоставления  субсидий
   молодым  семьям,  признанным нуждающимися в  жилых  помещениях,  на
   приобретение  жилья,  в  том  числе  на  погашение  первоначального
   взноса  при получении ипотечного кредита или займа для приобретения
   жилья    или    строительства    индивидуального    жилого    дома.
   Финансирование  программных мероприятий по этому направлению  будет
   проводиться  в  рамках  подпрограммы  "Обеспечение  жильем  молодых
   семей".
       Предоставление молодым семьям субсидий из бюджетов всех уровней
   бюджетной  системы  Российской Федерации на приобретение  жилья,  в
   том   числе   на   уплату  первоначального  взноса  при   получении
   ипотечного   кредита   или   займа  для  приобретения   жилья   или
   строительства  индивидуального жилого дома, будет  производиться  в
   размере не менее:
       35   процентов   средней   стоимости  жилья,   определяемой   в
   соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10  процентов
   за  счет  средств федерального бюджета и не менее 25  процентов  за
   счет  средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации  и  местных
   бюджетов), - для молодых семей, не имеющих детей;
       40   процентов   средней   стоимости  жилья,   определяемой   в
   соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10  процентов
   за  счет  средств федерального бюджета и не менее 30  процентов  за
   счет  средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации  и  местных
   бюджетов), - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
       Кроме  того,  субъекты  Российской  Федерации,  участвующие   в
   реализации подпрограммы, дополнительно предоставляют молодой  семье
   -  участнику  подпрограммы субсидию в размере не менее 5  процентов
   средней  стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного  ребенка
   на  цели  погашения  части ипотечного жилищного кредита  или  займа
   либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств  на
   приобретение   жилья   или  строительство   индивидуального   жилья
   (условие участия субъекта Российской Федерации в подпрограмме).
       При   этом   предполагается,  что  недостающие   средства   для
   приобретения  жилья  будут привлечены за  счет  ипотечных  жилищных
   кредитов  или  займов, собственных средств получателей  субсидий  и
   других источников.
       В   течение  2006  года  в  пределах  средств,  предусмотренных
   Программой,  будут  также осуществляться мероприятия,  связанные  с
   выполнением  обязательств  перед  молодыми  семьями  -  участниками
   подпрограммы,  которые  были  приняты на  первом  этапе  реализации
   подпрограммы.   Эти   мероприятия  осуществляются   государственным
   заказчиком   по   согласованию   с   Федеральным   агентством    по
   образованию.
       Всего за 2006 - 2010 годы в рамках подпрограммы смогут улучшить
   жилищные  условия 181,7 тыс. молодых семей, в том числе  в  2006  -
   2007 годах - 69,5 тыс. молодых семей.
       По   мере   развития  системы  страхования  ипотечных  жилищных
   кредитов   дополнительно  будет  рассмотрена  возможность  оказания
   поддержки  молодым  семьям  за счет средств  федерального  бюджета,
   бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов  в
   уплате  страховых взносов по этому виду добровольного  страхования,
   что  позволит  снизить размер первоначального взноса при  получении
   молодыми  семьями ипотечных кредитов до 5 - 10 процентов  стоимости
   жилья.
       Порядок  предоставления молодым семьям субсидий на приобретение
   жилья,  в  том  числе уплату первоначального взноса  при  получении
   ипотечного    жилищного   кредита   или   займа,    устанавливается
   Правительством Российской Федерации.
       Право  на получение субсидии на приобретение жилья, в том числе
   уплату  первоначального взноса при получении  ипотечного  жилищного
   кредита  или  займа,  удостоверяется  свидетельством.  Формирование
   сводных  списков получателей свидетельств осуществляется на  уровне
   субъекта  Российской  Федерации  на основе  данных,  представляемых
   муниципальными  образованиями, осуществляющими постановку  на  учет
   молодых   семей   -   участников  подпрограммы.   Органы   местного
   самоуправления,  отобранные  субъектом  Российской   Федерации   по
   результатам   конкурса   при   наличии   муниципальной   программы,
   осуществляют выдачу свидетельств участникам подпрограммы исходя  из
   объемов  финансирования,  предусмотренных  в  местном  бюджете,   и
   объемов  софинансирования из бюджета субъекта Российской  Федерации
   и    федерального    бюджета.   При   этом   форма    свидетельства
   устанавливается Правительством Российской Федерации и  должна  быть
   единой на всей территории Российской Федерации.
       Средства  федерального бюджета, предусмотренные  на  реализацию
   подпрограммы,   в  установленном  порядке  перечисляются   в   виде
   субсидий  бюджетам субъектов Российской Федерации,  отобранным  для
   участия  в  подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных
   обязательств   и   объемов  финансирования  расходов   федерального
   бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком  и
   органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
       В  рамках  Программы предусмотрено также проведение мероприятий
   по  оказанию  государственной  поддержки  развития  унифицированной
   системы  рефинансирования  ипотечных  жилищных  кредитов  и  займов
   через  содействие  Агентству. Предусмотренные мероприятия  позволят
   обеспечить   условия  для  привлечения  долгосрочных   ресурсов   и
   увеличения  объемов предоставления долгосрочных ипотечных  жилищных
   кредитов  и  займов  населению. Такая  поддержка  будет  оказана  в
   соответствии   с   Концепцией  развития   унифицированной   системы
   рефинансирования  ипотечных жилищных кредитов в России,  одобренной
   на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.
       В  целом  за  период  2006  -  2010 годов  в  рамках  программы
   государственных  внутренних заимствований Российской  Федерации  на
   соответствующий  год  будут предоставлены государственные  гарантии
   Российской  Федерации  по заимствованиям Агентства  в  размере  138
   млрд. рублей.
       Расходы  федерального бюджета на увеличение уставного  капитала
   Агентства   составят   22,2   млрд.  рублей,   при   этом   расходы
   федерального  бюджета в 2006 году на эти цели в размере  3,7  млрд.
   рублей учтены вне рамок Программы.
       Государственная  поддержка  Агентства  в  2006  -  2007   годах
   позволит,   с  одной  стороны,  существенно  расширить  возможности
   рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, особенно  в  регионах
   с   медленно  развивающимся  ипотечным  жилищным  кредитованием,  с
   другой - не допустить монополизации данного рынка.
       Реализация  указанных мероприятий в сочетании с  осуществлением
   мер  по  повышению  доступности  ипотечных  жилищных  кредитов  для
   молодых  семей  и  с  проведением других  мероприятий  по  развитию
   инфраструктуры  рынка  ипотечного жилищного  кредитования  и  рынка
   ипотечных   ценных  бумаг  существенно  увеличит  доступность   для
   населения  ипотечных жилищных кредитов. В 2006  -  2007  годах  446
   тыс.  семей  смогут воспользоваться ипотечными жилищными  кредитами
   для  улучшения жилищных условий, а в 2006 - 2010 годах - более  1,4
   млн. семей.
       В 2007 году объем выданных ипотечных жилищных кредитов и займов
   должен  составить  151  млрд. рублей, что  в  7,6  раза  больше  по
   сравнению с 2004 годом, а в 2010 году - 415 млрд. рублей,  то  есть
   в  2,7  раза  больше по сравнению с 2007 годом. При этом  около  30
   процентов  кредитов  будут предоставлены за счет  развития  системы
   рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
   
                Исполнение государственных обязательств
        по обеспечению жильем категорий граждан, установленных
         федеральным законодательством, и нормативное правовое
        обеспечение организации предоставления жилых помещений
                       социального использования

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное