Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 19.07.1993 N 33 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕЗЕРНОВЫХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   получения  общего  представления.  Вследствие этого перед погрузкой
   какого-либо   навалочного   груза   необходимо  у  грузоотправителя
   получить свежую информацию о его физико-химических свойствах.
       Поскольку  ценная  информация, способствующая совершенствованию
   настоящего  Кодекса,  может  быть  получена  из  отчетов  о  рейсе,
   Администрациям  рекомендуется побуждать своих капитанов извещать их
   о  "поведении"  различных  типов  навалочных грузов и, в частности,
   сообщать  обстоятельства  любых инцидентов, связанных с перевозками
   таких грузов.
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       1.   Главной   целью  настоящего  Кодекса  является  содействие
   безопасной  погрузке  и перевозке навалочных грузов, осуществляемых
   за счет:
       .1.  Указания  опасностей,  связанных  с  перевозкой  некоторых
   типов навалочных грузов;
       .2.  Руководящих  указаний  относительно  методик, которым надо
   следовать  в  условиях,  когда  предполагается перевозка навалочных
   грузов;
       .3.   Перечисления   традиционных   материалов,  перевозимых  в
   настоящее  время  навалом,  включая  информацию  об  их свойствах и
   рекомендации по их переработке;
       .4.   Описания   методик  испытаний  по  определению  различных
   характеристик перевозимых навалом веществ.
       2.   Определения   терминов,  используемых  в  данном  Кодексе,
   приводятся в разделе 1.
       3.  В общих чертах опасности, связанные с перевозкой навалочных
   грузов, можно подразделить на следующие категории:
       .1.   Повреждение  корпуса  судна  в  результате  неправильного
   размещения  груза.  Рекомендации  по  этому  вопросу  можно найти в
   разделе 2 и Приложениях В и С.
       .2.  Потеря  или  снижение  остойчивости  во время рейса судна.
   Обычно это происходит в результате:
       .2.1.   Смещения   груза   во   время   шторма  вследствие  его
   недостаточной  штивки или неправильного размещения; рекомендации по
   этому  вопросу  содержатся в разделах 2, 5 и 6, а также Приложениях
   В, С и D.2.
       .2.2.  Разжижения грузов под действием вибрации и качки судна и
   последующего  смещения  или перетекания их в одну сторону грузового
   трюма;  такими  грузами  являются  обычно  мелкозернистые вещества,
   включая   мелкий   уголь,   перевозимые  в  увлажненном  состоянии;
   рекомендации  по этому вопросу содержатся в разделах 7 и 8, а также
   Приложениях А и D.1.
       .3.   Химические  реакции  (например,  выделение  ядовитых  или
   взрывоопасных   газов,   самовозгорание   или   сильная  коррозия).
   Рекомендации  по этому вопросу содержатся в разделах 3 и 9, а также
   Приложениях В, D.4, D.5, D.6 и Е.
       4.   Если   физические   или  химические  свойства  материалов,
   предъявленных  к перевозке, неизвестны, то трудно определить, какие
   меры  предосторожности,  если  таковые имеются, следует принять для
   обеспечения   их  безопасной  перевозки.  Поэтому  грузоотправитель
   должен  представить  соответствующую  информацию  о предназначенном
   для  перевозки  грузе.  Рекомендации по этому вопросу можно найти в
   разделе 4.
       5.  В  разделе  3  и  Приложении F особо обращается внимание на
   необходимость  соблюдения всем персоналом, участвующим в подготовке
   и  осуществлении  погрузки  или выгрузки навалочных грузов, большой
   осторожности,  особенно  при  входе в помещения, в которых возможно
   снижение  содержания  кислорода  или  в  которых  могут содержаться
   ядовитые газы.
       6.  Перечни  типичных материалов, перевозимых в настоящее время
   навалом,  а  также информация об их свойствах и методах переработки
   приводятся  в  Приложениях  А, В и С. Следует, однако, подчеркнуть,
   что  свойства  материалов  приводятся  лишь  для  получения  общего
   представления  о  грузе,  а  их перечни не являются исчерпывающими.
   Вследствие   этого   перед  погрузкой  необходимо  получить  свежую
   информацию     о     физико-химических     свойствах    материалов,
   предназначенных для перевозки.
       7.  Подробное  описание методик испытаний, а также рекомендации
   относительно   методик   отбора   проб  представительных  образцов,
   используемых  для  исследований,  приводятся  в  разделах  7 и 8, а
   также Приложении D.
       8.   Описанные   в   этом   Приложении   методики  лабораторных
   исследований применяются для определения следующих характеристик:
       .1.  Влагосодержания,  влажности разжижения, транспортабельного
   предела влажности материалов, склонных к разжижению;
       .2. Угла естественного откоса гранулированных материалов;
       .3.   Экзотермического   саморазложения  удобрений,  содержащих
   нитраты;
       .4. Сопротивления детонации;
       .5. Самонагревания угля.
       9.   Настоятельно   рекомендуется,   чтобы   эти   исследования
   проводились    только    персоналом,    прошедшим   соответствующую
   подготовку.  Для  определения значений показателей, упомянутых в п.
   п.  8.1  и 8.2, судовым персоналом могут проводиться дополнительные
   проверочные  исследования,  описание которых приводится. Их следует
   проводить  лишь  в  тех случаях, когда у капитана возникли сомнения
   относительно   того,   что  состояние  груза  таково,  что  оно  не
   препятствует безопасности перевозки.
       10.   Перечень   всех   материалов,  упомянутых  в  Кодексе,  с
   указанием   соответствующего  Приложения,  содержащего  необходимые
   сведения,   приведен  в  алфавитном  указателе  веществ  настоящего
   Кодекса.  Еще  раз  подчеркивается, что данный перечень не является
   исчерпывающим.
       Примечание.  Если  к  перевозке  навалом  предъявлен  груз,  не
   упомянутый     в     настоящем     Кодексе,     капитану    следует
   проконсультироваться  с  соответствующими  властями  для  получения
   дополнительных сведений.
   
                          Раздел 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
   
       1.1. Угол естественного - максимальный  угол   наклона  откоса
       откоса                    гранулированного     материала,   не
                                 обладающего     сцеплением,     т.е.
                                 свободно      текучего    материала.
                                 Это    угол   между   горизонтальной
                                 плоскостью  и  образующей  конуса.
   
                                                /\
                                               /  \
                                              /угол\
                                             /естес-\
                                            /твенного\
                                           /  откоса  \
                                          /)          (\
                                         ----------------
   
       1.2. Грузы, склонные    - грузы,       которые      подвержены
       к разжижению,             миграции    влаги   и   последующему
                                 разжижению,  если   они  перевозятся
                                 с   влагосодержанием,    превышающим
                                 предел   влажности.
       1.3. Концентраты        - материалы,  полученные  из природной
                                 руды в процессе  ее  очистки методом
                                 физического       или    химического
                                 отделения нежелательных компонентов.
       1.4. Грузовое помещение - любое       судовое       помещение,
                                 предназначенное     для    перевозки
                                 груза.
       1.5. Влажность          - влагосодержание   в   процентах  (от
       разжижения                массы пробы  во влажном  состоянии),
                                 при котором в результате  проведения
                                 предписанного методикой исследования
                                 представительного образца  материала
                                 наступает     его   разжижение  (см.
                                 Приложение D.1).
       1.6. Состояние          - состояние, наступающее в тот момент,
       разжижения                когда     масса     гранулированного
                                 материала    становится    настолько
                                 насыщенной,    что    под   влиянием
                                 преобладающих  внешних  сил   таких,
                                 как  вибрация,  толчки    или  качка
                                 судна,   оно  теряет свое внутреннее
                                 сопротивление к смещению  и начинает
                                 вести себя как жидкость.
       1.7. Несовместимые      - такие    материалы,   которые  могут
       материалы                 вступать  в  опасные   реакции   при
                                 смешивании.         Их     перевозка
                                 регламентируется    требованиями   к
                                 размещению (п. 9.3)  и требованиями,
                                 предъявляемыми   к    индивидуальным
                                 грузам, описанным в Приложении В.
       1.8. Влагосодержание    - та  часть представительного образца,
                                 которая  состоит  из  воды, льда или
                                 другой  жидкости  <1>, выраженная  в
                                 процентах  от  общей  массы  образца
                                 во влажном состоянии.
   --------------------------------
       <1>   Приводимые  в  Кодексе  методики  применяют  лишь  в  тех
   традиционных  случаях,  когда влага почти полностью состоит из воды
   или льда.
   
       1.9. Миграция влаги     - перемещение      содержащейся      в
                                 навалочном грузе влаги в  результате
                                 усадки   и    уплотнения      груза,а
                                 возникающих вследствие   вибрации  и
                                 качки судна.  Постепенно  происходит
                                 вытеснение   влаги,  которое   может
                                 привести к тому, что некоторые части
                                 или весь объем материала   достигают
                                 состояния разжижения.
       1.10. Испытываемый      - образец  материала,  отобранный    в
       представительный образец  количестве,    достаточном       для
                                 проведения  исследований  физических
                                 и/или    химических  свойств  груза,
                                 которые       должны        отвечать
                                 специфическим    требованиям.  Отбор
                                 проб   следует  производить согласно
                                 соответствующей         предписанной
                                 методике (см. п. 4.3).
       1.11. Грузоотправитель  - для целей настоящего Кодекса  термин
                                 "грузоотправитель"   означает  любое
                                 лицо,  которым    или    от    имени
                                 которого, или по поручению  которого
                                 с судовладельцем заключен договор  о
                                 морской перевозке грузов, либо любое
                                 лицо,   которым      или  от   имени
                                 которого, или по  поручению которого
                                 грузы    фактически       передаются
                                 судовладельцу  на основании договора
                                 о  морской перевозке.
       1.12. Твердый           - любой, в  основном   однородный   по
       навалочный груз           составу,   груз,   не     являющийся
                                 жидкостью   или  газом, состоящий из
                                 смеси частиц, гранул или любых более
                                 крупных   кусков   вещества, который
                                 грузится в грузовые помещения  судна
                                 без      применения       каких-либо
                                 промежуточных видов тары.
       1.13. Удельный          - удельный    погрузочный        объем
       погрузочный объем         навалочного  груза,   представленный
                                 числом,     выражающим    количество
                                 кубических метров, занимаемое  одной
                                 метрической тонной груза.
       1.14. Транспортабельный - транспортабельный  предел  влажности
       предел влажности          груза,   склонного  к    разжижению,
                                 представляющий  собой   максимальное
                                 влагосодержание  материала,  которое
                                 считается    безопасным    для   его
                                 перевозки  на судах,  не  отвечающих
                                 специальным требованиям п. п.  7.2.2
                                 и 7.2.3. Оно определяется  на основе
                                 влажности       разжижения    (метод
                                 испытательного   стола,   Приложение
                                 D.1)      или    данных,  полученных
                                 посредством      других      методик
                                 исследования,             одобренных
                                 соответствующими            властями
                                 государства порта как обеспечивающих
                                 равноценную надежность.
       1.15. Штивка            - в  настоящем Кодексе термин "штивка"
                                 означает любое, частичное или  общее
                                 разравнивание  поверхности  груза  в
                                 пределах     грузового    помещения,
                                 производимое   с помощью погрузочных
                                 рукавов   или   лотков,   переносных
                                 механизмов    и    оборудования  или
                                 вручную.
   
                  Раздел 2. ОБЩИЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
   
       2.1. Размещение груза
       2.1.1. Общие положения
       2.1.1.1.  Очень  важно  обеспечить, чтобы навалочные грузы были
   должным  образом  размещены на судне для того, чтобы во время рейса
   в  судовых  конструкциях не возникало чрезмерных напряжений и судно
   имело   отвечающую   действующим  нормам  остойчивость.  Чтобы  эти
   требования   соблюдались   необходимо,   чтобы  капитан  судна  был
   обеспечен  грузоотправителем  достаточной  (отвечающей  действующим
   требованиям)  информацией  о  подлежащем перевозке грузе, например,
   об  УПО,  случаях  и  обстоятельствах смещения, любых специфических
   свойствах и т.п.
       2.1.2.   Меры   по   предотвращению   возникновения  в  судовых
   конструкциях чрезмерных напряжений
       2.1.2.1.  При  погрузке  низкокубатурного  навалочного груза (с
   УПО  около  0,56  куб.  м/т или менее) на универсальное сухогрузное
   судно  условия  размещения  груза  отличаются  от  обычных, поэтому
   особое  внимание  следует  уделять  распределению  массы  груза для
   того,  чтобы  избежать  возникновения  чрезмерных  напряжений.  При
   проектировании  судов,  предназначенных  в  основном  для перевозки
   генеральных  грузов,  преследуется  задача  реализации  его  полной
   грузовместимости  при УПО около 1,39 - 1,67 куб. м/т. Из-за низкого
   значения  УПО  некоторых  навалочных  грузов  при  неправильном  их
   размещении  в  процессе  погрузки возможно возникновение чрезмерных
   местных  либо  общих  напряжений. Практически невозможно установить
   точные  правила  размещения  груза  на  всех  судах,  поскольку  их
   конструкция  (система набора корпуса) может быть различной. В связи
   с   этим   рекомендуется,   чтобы   капитан   судна  был  обеспечен
   исчерпывающей  информацией  о  погрузке,  позволяющей  распределить
   груз  на  судне  таким  образом,  чтобы  в  судовых конструкциях не
   возникало  чрезмерных  напряжений.  В  общем  случае капитан должен
   руководствоваться    информацией   о   погрузке,   содержащейся   в
   Информации  об  остойчивости  судна,  и  данными,  получаемыми  при
   использовании бортовых ЭВМ, если таковые имеются.
       2.1.2.2.  В  случаях,  когда  подробная  информация  о загрузке
   навалочными   грузами   с   низким   значением   УПО   отсутствует,
   рекомендуется предусмотреть следующие меры предосторожности:
       .1.  Общее  распределение  массы груза по длине судна не должно
   значительно     отличаться     от     того,    которое    считается
   удовлетворительным для генеральных грузов;
       .2.   Максимальное   количество  груза,  погруженного  в  любое
   грузовое помещение, не должно превышать 0,9LBD тонн (2.1.2.2.2),
       где:
       L - длина трюма, м;
       В - средняя ширина трюма, м;
       D - осадка по летнюю грузовую марку, м;
       .3.  Если  штивка  груза  не производится или производится лишь
   частично,   соответствующая   высота   вершины   груза  над  днищем
   грузового  помещения не должна превышать 1,1 х D х УПО (2.1.2.2.3),
   где УПО выражен в куб. м/т;
       .4.  Если штивка производится до полного выравнивания груза, то
   максимальное   количество   груза,   погруженного   в  любой  трюм,
   разрешается   увеличить   на   20%   по  сравнению  с  количеством,
   рассчитанным   по   формуле   (2.1.2.2.2),   при   условии  полного
   удовлетворения требования п. 2.1.2.2.1;
       .5.  Поскольку  туннель  гребного  вала  усиливает  конструкцию
   днища   судна,   то  трюмы,  расположенные  в  корму  от  машинного
   отделения,  могут быть загружены на высоту, большую предусмотренной
   п.  п.  2.1.2.2.2 - 2.1.2.2.4 только на 10%, при условии, что такая
   дополнительная нагрузка не противоречит положениям п. 2.1.2.2.1.
       2.1.3. Меры по обеспечению остойчивости
       2.1.3.1.  Принимая  во внимание Правило II-1/22.1 Международной
   конвенции   по   охране  человеческой  жизни  на  море  1974  г.  с
   внесенными  в  него  поправками,  необходимо,  чтобы  на борту всех
   судов,   на   которые  распространяется  действие  этой  конвенции,
   имелась   "Информация   об   остойчивости  судна".  Если  на  судне
   предстоит  перевозка  грузов,  упомянутых  в  настоящем  Кодексе, и
   требуется  принятие  указанных  здесь мер предосторожности во время
   погрузки  и  перевозки,  в  выдаваемую  капитану Информацию следует
   включить  все  необходимые данные, относящиеся к опасностям данного
   груза.  Следовало  бы  выпустить  эту Информацию так, чтобы капитан
   смог  рассчитать  остойчивость  для  наихудших  ожидаемых  во время
   рейса  судна  условий  и для случая отхода из порта и показать этим
   расчетом, что остойчивость судна отвечает действующим нормам.
       2.1.3.2.  Как  правило,  низкокубатурные  грузы следует грузить
   преимущественно не в твиндеки, а в трюмы.
       2.1.3.3.  В  случаях,  когда  низкокубатурные  грузы по тем или
   иным  причинам  необходимо  перевозить  в  твиндеках,  должны  быть
   приняты  меры  к  тому,  чтобы  в  твиндечной  палубе  не возникали
   чрезмерные  напряжения  и  остойчивость  судна  не  оказалась  ниже
   минимально  допустимого  уровня,  указанного  в выдаваемой капитану
   "Информации об остойчивости судна".
       2.1.3.4.   При   перевозке   низкокубатурного   груза  особенно
   тщательно      следует     оценивать     воздействие     чрезмерной
   метацентрической  высоты,  которая  может  вызвать  усиленную качку
   судна на волнении.
       2.1.3.5.   Продольные   переборки   (штифтингбордсы)   и  бинсы
   (поперечные   выгородки)   соответствующей  прочности  должны  быть
   установлены   каждый   раз,   когда  в  твиндеках  или  в  частично
   загруженных  трюмах  перевозится  навалочный  груз, заподозренный в
   смещаемости  (груз,  в  отношении  которого  нет  доказательств его
   несмещаемости).
   
       2.2. Погрузка и выгрузка
       2.2.1.  Желательно,  чтобы  перед  погрузкой грузовые помещения
   были   осмотрены  и  подготовлены  к  приему  того  груза,  который
   предполагается грузить.
       2.2.2.   Капитану   следует   убедиться   в  хорошем  состоянии
   осушительных  трубопроводов,  измерительных  трубок и трубопроводов
   других  систем,  расположенных в грузовых помещениях. Ввиду большой
   скорости,  с  которой грузятся некоторые низкокубатурные навалочные
   грузы,   следует   принять   специальные   меры,   необходимые  для
   предохранения   от   повреждения   трубопроводов   и  оборудования,
   расположенных   в   грузовых  помещениях.  По  этой  причине  после
   окончания погрузки целесообразно произвести замер льял.
       2.2.3.  Особое  внимание  следует  обращать  на сборные колодцы
   льял  и решетки осушительной системы, которые необходимо специально
   подготовить  к  тому,  чтобы  облегчить  осушение  и  не  допустить
   попадания груза в осушительную систему.
       2.2.4.  Капитану  рекомендуется  принять меры предосторожности,
   сводящие  к  минимуму  количество  пыли,  попадающей  на движущиеся
   части  палубных механизмов и на расположенное вне судовых помещений
   навигационное оборудование.
       2.2.5.   Во   время  проведения  погрузо-разгрузочных  операций
   системы   вентиляции  по  возможности  должны  быть  выключены  или
   снабжены  фильтрами,  а  системы  кондиционирования  воздуха,  если
   таковые  имеются,  должны  работать  в режиме рециркуляции воздуха,
   чтобы   свести  к  минимуму  попадание  пыли  в  жилые  или  другие
   внутренние судовые помещения.
   
                 Раздел 3. БЕЗОПАСНОСТЬ КОМАНДЫ И СУДНА
   
       3.1. Общие требования
       3.1.1.  До  и  во  время  погрузки,  при  перевозке  и выгрузке
   навалочных  грузов следует соблюдать все меры безопасности, включая
   любые соответствующие национальные правила или требования.
       3.1.2.  Советы  по  медицинской помощи, которая может оказаться
   необходимой  на судне с навалочным грузом, приведены в "Руководстве
   по  оказанию  первой  медицинской  помощи  при  несчастных случаях,
   имеющих  место  при перевозке опасных грузов" (MFAG), разработанном
   совместно  ВОЗ,  ИМО и МОТ. Желательно, чтобы экземпляр Руководства
   был на борту каждого судна.
   
       3.2. Опасность коррозии, отравления и удушья
       3.2.1.   Некоторые   навалочные   грузы   имеют   склонность  к
   окислению,  что  в  свою  очередь не исключает возможности снижения
   содержания  кислорода,  выделения токсичных газов и самонагревания.
   Другие  грузы  не  окисляются,  но  могут  выделять  ядовитые газы,
   особенно  если  находятся в увлажненном состоянии. Существуют также
   грузы,  которые  при  увлажнении опасны с точки зрения коррозии для
   кожи,  глаз,  слизистой, а также судовых конструкций. В этом случае
   особо  тщательно  следует отнестись к защите персонала и разработке
   специальных  мер предосторожности, которые предстоит предпринять до
   начала погрузки и по окончании разгрузки.
       3.2.2.   Важно,   чтобы   до   начала   погрузки   капитан  был
   проинформирован    грузоотправителем    относительно    возможности
   существования  химической  опасности. Капитану следует ознакомиться
   с  Приложением  В  к настоящему Кодексу и всеми необходимыми мерами
   предосторожности, особенно в части, касающейся вентиляции.
       3.2.3.  Капитаны  судов предупреждаются о том, что в грузовых и
   смежных   с   ними   помещениях   может  образоваться  атмосфера  с
   пониженным   содержанием  кислорода  или  содержащая  ядовитые  или
   удушающие  газы.  В  пустом  грузовом  помещении, которое в течение
   некоторого  времени оставалось закрытым, количество кислорода также
   может оказаться недостаточным для поддержания жизни.
       3.2.4.   Многие  навалочные  грузы  склонны  вызывать  снижение
   содержания  кислорода  в атмосфере грузового помещения или танке; к
   ним  относятся  большинство  продуктов растительного происхождения,
   зерновые   грузы,  лес,  черные  металлы,  металлические  сернистые
   концентраты и уголь.
       3.2.5.  Таким  образом,  неотъемлемым  является требование, что
   вход  персонала  в  закрытые  помещения не следует разрешать до тех
   пор,  пока  не будет осуществлена проверка и будет установлено, что
   содержание  кислорода  находится  на  нормальном  уровне  по  всему
   помещению   и   что   в   помещении  нет  ядовитого  газа.  Следует
   предусмотреть  также необходимость проведения надлежащей вентиляции
   и  циркуляции  воздуха  в  свободном  пространстве над поверхностью
   груза.  Следует  помнить, что в атмосфере помещения или танка, куда
   после  соответствующей  проверки  был  разрешен  вход, не исключено
   наличие  небольших  зон  с  недостаточным содержанием кислорода или
   токсичных  газов.  В Приложении F и "Карточке морской безопасности"
   приведены    рекомендации   общего   характера   относительно   мер
   предосторожности   и   техники   безопасности,   которыми   следует
   руководствоваться  при  входе  в  закрытые  помещения.  Желательно,
   чтобы  информация  об  опасностях, с которыми можно столкнуться при
   входе  в  закрытые  помещения, была предана как можно более широкой
   огласке.   Для  освещения  этой  проблемы  следует  издать  плакат.
   Рекомендации  относительно формата такого плаката, предназначенного
   для  вывешивания на борту судна в районе жилых помещений или других
   местах, включены в Приложение F <1>.
   --------------------------------
       <1> См. также "Циркуляр КБМ" от 6 июня 1988 г.
   
       3.2.6.  При  перевозке навалочного груза, склонного к выделению
   токсичного  или воспламеняющегося газа или способствующего снижению
   содержания  кислорода  в  атмосфере  грузового  помещения,  следует
   снабдить   судно   соответствующим  оборудованием  для  определения
   концентрации газа или кислорода в грузовом помещении.
       3.2.7.     Следует    отметить,    что    газоанализатор    для
   воспламеняющихся    газов    пригоден    только   для   определения
   взрывоопасности газовых смесей.
       3.2.8.  В  случае  аварии  вход  в  грузовое  помещение  должен
   осуществляться  только прошедшим подготовку персоналом в автономных
   дыхательных  аппаратах и защитной одежде, если ее ношение считается
   необходимым.  Вход  должен  осуществляться  только  под наблюдением
   ответственного лица из числа командного состава.
   
       3.3. Опасность для здоровья в результате воздействия пыли
       3.3.1.  В  целях сведения к минимуму опасностей долговременного
   характера,   вызываемых  воздействием  пыли  некоторых  перевозимых
   навалом   веществ,  необходимо  строгое  соблюдение  правил  личной
   гигиены  лицами,  подвергающимися воздействию пыли. Предпринимаемые
   меры  предосторожности  должны  включать  не только использование в
   необходимых    случаях    соответствующей    защитной    одежды   и
   предохранительных  мазей,  но  также  и  надлежащее  мытье и стирку
   верхней   одежды.   Хотя   данные  меры  предосторожности  являются
   стандартными,  они  особенно  касаются  тех  материалов,  которые в
   данном Кодексе отнесены к ядовитым.
   
       3.4. Воспламеняющаяся атмосфера
       3.4.1.  Вследствие  пыления  некоторых  грузов может возникнуть
   опасность  взрыва, особенно во время погрузки, выгрузки и зачистки.
   Опасность  взрыва  можно  свести  к  минимуму с помощью вентиляции,
   достаточной  для  предотвращения  образования запыленной атмосферы,
   или смачиванием поверхности водой вместо подметания.
       3.4.2.  Не  исключена  возможность выделения некоторыми грузами
   воспламеняющихся  газов в количестве, достаточном для возникновения
   опасности  взрыва  и пожара. Если возникновение пожаровзрывоопасной
   ситуации  оговаривается  в  соответствующем  разделе  Приложения В,
   следует  обеспечить  непрерывную  эффективную вентиляцию грузовых и
   примыкающих  к  ним помещений (см. также п. 9.3.2.1.3, где изложены
   требования,   предъявляемые   к   механической  вентиляции).  Может
   потребоваться  контроль за состоянием атмосферы в этих помещениях с
   помощью  индикаторов  горючего  газа. Следует признать, что приборы
   для  замера  содержания горючего газа, как правило, не подходят для
   контроля атмосферы на наличие в ней ядовитых газов.
   
       3.5. Системы вентиляции
       3.5.1.  При  перевозке  грузов, которые могут выделять ядовитые
   или  воспламеняющиеся  газы, следует обеспечить надежную вентиляцию
   грузовых помещений.
   
       3.6. Фумигация зерна при его перевозке
       3.6.1.  Фумигацию  следует  осуществлять в соответствии с самым
   последним  текстом  Рекомендаций  ИМО  по безопасному использованию
   пестицидов на судах.
       3.6.2.  На  борту  каждого судна, в трюмах которого перевозится
   подвергающееся    фумигации    зерно,   должна   находиться   копия
   вышеупомянутых Рекомендаций.
   
                Раздел 4. ОЦЕНКА ПРИГОДНОСТИ ПАРТИЙ ГРУЗА
                         К БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ
   
       4.1. Представление информации
       4.1.1.   Перед   отправкой   груза   грузоотправителю   следует
   представить подробную информацию, касающуюся свойств груза.
       4.1.2.  Перед  погрузкой  грузоотправитель  или  назначенный им
   агент   должны   представить   капитану  соответствующие  подробные
   сведения   о  характеристиках  и  свойствах  груза,  например,  его
   химической  опасности,  т.е.  токсичности, коррозийности, влажности
   разжижения,  УПО,  фактической влажности, угле естественного откоса
   и   т.д.   для  того,  чтобы  можно  было  предпринять  любые  меры
   безопасности, которые могут оказаться необходимыми.
       4.1.3.  Следует  ожидать,  что  для выполнения этого требования
   грузоотправителю  понадобится  надлежащим  образом  провести  отбор
   проб  и  исследование  груза.  При  этом  ему  может  потребоваться
   консультация   с   производителями.  Кроме  того,  грузоотправителю
   следует   представить   капитану  соответствующее  свидетельство  о
   проведении исследований, составленное для данного груза.
   
       4.2. Свидетельства о проведении исследований
       4.2.1.   В   месте   погрузки   капитану  должны  быть  вручены
   сертификаты  (свидетельства)  об относящихся к делу характеристиках
   груза, предназначенного для погрузки.
       4.2.2.    Сертификаты,   в   которых   указывается   допустимая
   влажность,  должны содержать сведения о фактическом влагосодержании
   и  о  том,  что указанное в свидетельстве влагосодержание является,
   насколько   известно   грузоотправителю,  средним  влагосодержанием
   груза  на  момент вручения капитану. Если намечена погрузка в более
   чем  одно  грузовое помещение судна, то в сертификате о фактической
   влажности  должно  быть указано влагосодержание груза, погруженного
   в   каждое   из   грузовых  помещений.  Однако,  если  отбор  проб,
   произведенный  в  соответствии  с  рекомендуемой настоящим Кодексом
   методикой,   показывает,  что  влагосодержание  одинаково  по  всей
   партии  груза,  то  в  этом  случае следует допускать выдачу одного
   свидетельства  с  указанием  средней  влажности  для  всех грузовых
   помещений.
       4.2.3.   Если,   согласно   Приложению   В,   требуется  выдача
   сертификата  на  грузы, обладающие опасными химическими свойствами,
   то  такой сертификат должен содержать или сопровождаться заявлением
   грузоотправителя  о  том,  что,  насколько ему известно, химические
   характеристики  вещества  таковы,  какими  они  являются  на момент
   погрузки судна.
   
       4.3. Методики отбора проб
       4.3.1.   Очевидно,   что   проведение  каких-либо  исследований
   физических  свойств  вещества  будет бессмысленным, если только они
   не   будут   проводиться  на  отобранных  перед  погрузкой  пробах,
   признанных действительно характерными пробами груза.
       4.3.2.   Отбор   проб   желательно  производить  только  лицам,
   прошедшим  соответствующую  подготовку  по  методам  отбора  проб и
   работающим  под  наблюдением  лица, которое полностью осведомлено о
   свойствах груза, а также принципах и практике отбора проб.
       4.3.3.  До  отбора  проб,  насколько это целесообразно, следует
   произвести  осмотр  груза,  предназначенного  к  погрузке на судно.
   Отбор  и  анализ  проб  любой  значительной  части  груза,  которая
   оказалась  загрязненной  или  в  значительной  степени  отличной по
   своим  характеристикам  от  основной  массы,  должен  производиться
   отдельно.
       В  зависимости  от  результатов  исследований  может  оказаться
   необходимым   не   принимать  к  погрузке  такую  часть  груза  как
   оказавшуюся непригодной для перевозки.
       4.3.4.  Представительные  образцы  груза  следует  отбирать  по
   методикам, учитывающим следующие факторы:
       .1. Тип материала (груза);
       .2. Гранулометрический состав;
       .3. Состав материала и его изменчивость;
       .4.  Способ  складирования  в штабелях, железнодорожных вагонах
   или  других емкостях и подачи или погрузки системами по переработке
   грузов  такими,  как  транспортеры,  погрузочные рукава, грейферы и
   т.д.;
       .5.  Химические  опасности (токсичность, коррозийность и т.д.),
   если таковые существуют;
       .6.  Характеристики,  подлежащие  определению: влагосодержание,
   влажность  разжижения,  удельный  вес навалом, удельный погрузочный
   объем, угол естественного откоса и т.д.;
       .7.  Изменения  в  распределении  влаги  по  всей партии груза,
   которые   могут  возникнуть  при  определенных  погодных  условиях,
   естественного  стока  влаги,  например,  в нижнюю часть штабеля или
   емкости, либо других видов миграции влаги;
       .8.   Изменения,   которые   могут   возникнуть   в  результате
   замораживания данного материала.
       4.3.5.  Во  время  отбора  проб  следует проявлять чрезвычайную
   осторожность,    чтобы    не   допустить   изменения   качества   и
   характеристик   вещества.   Пробы  следует  немедленно  помещать  в
   соответствующие   герметичные   емкости,  маркированные  надлежащим
   образом.
       4.3.6.  Отбор проб разрешается производить по международным или
   национальным методикам, некоторые из которых перечислены в п. 4.6.
   
       4.4.  Периодичность  отбора  проб  и  проведения  испытаний  по
   определению "влажности разжижения" и "влагосодержания"
       4.4.1.  "Влажность  разжижения"  грузов, склонных к разжижению,
   следует  определять  регулярно.  Даже  в  том  случае,  если состав
   вещества  является  постоянным,  это испытание следует проводить не
   менее  одного  раза  в  шесть  месяцев.  Однако,  если  состав  или
   характеристики  вещества  подвержены  изменениям, испытание следует
   проводить  чаще,  т.е.  не  реже  одного раза в три месяца, так как
   такие  изменения  могут  оказать  значительное  влияние на величину
   влажности   разжижения.   В   некоторых   случаях  может  оказаться
   необходимым исследовать каждую партию груза.
       4.4.2.   Отбор  проб  и  проведение  испытания  по  определению
   "влагосодержания"   должны  проводиться  как  можно  ближе  к  дате
   погрузки.  Однако  в  любом случае промежуток времени между отбором
   проб  (проведением  испытания  по  определению  влагосодержания)  и
   погрузкой  не  должен  превышать  семи  дней,  если только грузу не
   обеспечена   надлежащая   защита,   препятствующая   изменению  его
   влагосодержания.  Кроме  того,  если  в  период  между  проведением
   испытания  и  погрузкой  прошел сильный дождь или снегопад, следует
   провести   контрольные   испытания   для  того,  чтобы  можно  было
   убедиться,  что  вещество  все  еще  находится в безопасном для его
   погрузки состоянии.
       4.4.3.  Определение  допустимой  влажности  замороженного груза
   следует проводить после полного оттаивания проб.
   
       4.5. Методики отбора проб концентрата в штабелях
       4.5.1.   В   настоящее  время  представляется  нецелесообразным
   выделение  какой-либо  одной  методики  отбора проб для всех партий
   груза,  так  как  выбор  надлежащей  методики  будет  проводиться с
   учетом  состояния  груза  и  разумных методов отбора проб для него.
   Если  по  каким-либо причинам невозможен отбор проб по национальным
   или  международным  стандартам,  рекомендуется  в качестве минимума
   руководствоваться  приведенной  ниже  методикой.  Эта  методика  не
   предназначается   в  качестве  замены  методик  при  автоматическом
   отборе  проб,  по  которым влажность разжижения или влагосодержание
   определяется с равнозначной повышенной точностью.
       4.5.2.  Желательно,  чтобы отбираемые подпробы имели приемлемую
   однородную  структуру,  если  это вообще возможно при отборе проб в
   штабелях.  Следует составить план штабеля и разбить его на участки,
   каждый  из  которых  должен соответствовать приблизительно 125, 250
   или  500  т  в  зависимости  от количества концентрата, подлежащего
   перевозке.  С  помощью такого плана отборщик проб сможет определить
   необходимое  количество подпроб и местонахождение точек, из которых
   следует  отбирать  каждую  подпробу.  Отбор каждой подпробы следует
   производить  на  глубине  около  50 см от поверхности обозначенного
   участка.
       4.5.3.  Необходимое  количество  подпроб и масса образца должны
   быть  либо  запрошены  у  компетентных  властей,  либо определены в
   соответствии со следующей шкалой:
       для  партий  груза  менее  15000  т: одна подпроба массой 200 г
   должна быть отобрана для каждых 125 т, подлежащих перевозке;
       для  партий груза от 15000 до 60000 т: одна подпроба массой 200
   г должна быть отобрана для каждых 250 т, подлежащих перевозке;
       для  партий  груза  более  60000  т: одна подпроба массой 200 г
   должна быть отобрана для каждых 500 т, подлежащих перевозке.
       4.5.4.  Подпробы,  отобранные  для определения влагосодержания,
   должны   быть   немедленно   помещены   в   герметичные  контейнеры
   (пластиковые  мешки,  банки или небольшие металлические барабаны) и
   отправлены  в  лабораторию  на  анализ,  где  они  будут  тщательно
   перемешаны  для  получения  общего  представительного  образца. При
   отсутствии   лабораторного   оборудования  на  месте  перемешивание
   следует  производить  в непосредственной близости от штабеля, после
   чего  представительный образец помещается в герметичный контейнер и
   отправляется в лабораторию на анализ.
       4.5.5.  Таким  образом,  отбор  проб  производится  в следующем
   порядке:
       .1. Установление партии груза, предназначенной для отбора проб;
       .2.   Определение   требуемого  количества  частных  подпроб  и
   представительных образцов, описанных в п. п. 4.3.3 и 4.5.3;
       .3.  Определение  местонахождения  точек,  из  которых  следует
   отбирать   подпробы,   и   метода  объединения  таких  подпроб  для
   получения представительного образца;
       .4.   Сбор   частных  подпроб  и  помещение  их  в  герметичные
   контейнеры;
       .5.    Тщательное    перемешивание    подпроб   для   получения
   представительного образца;
       .6.   Помещение   представительного   образца   в   герметичный
   контейнер  в  случае  необходимости  его  отправки в лабораторию на
   анализ.
   
       4.6. Стандартные методы отбора проб
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦ИСО 3081-1973    - Железные руды - Отбор частных проб - Ручной  ¦
   ¦                   метод                                        ¦
   ¦ИСО 1988-1975    - Антрацит - Отбор проб                        ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦ASTM D 2234      - Американские стандартные методы отбора проб  ¦
   ¦                   угля                                         ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦Австралийские стандарты:                                        ¦
   ¦AS 1676-1975     - Методы для отбора проб крупнокускового угля  ¦
   ¦AS 1141-1924     - Методы для отбора и испытания веществ        ¦
   ¦В.S.1017         - Часть 1. Британский стандарт по отбору проб  ¦
   ¦                   угля                                         ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦Канадский стандартный метод отбора проб концентратов в штабелях ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦Метод Европейских Сообществ по отбору проб удобрений для        ¦
   ¦проверки                                                        ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦J.I.S. М 8100    - Японские общие правила по методам отбора проб¦
   ¦                   веществ, перевозимых навалом                 ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦Польский стандартный метод отбора проб:                         ¦
   ¦Железных и марганцевых руд - Справочный N PN-67/Н-04000         ¦
   ¦Руд цветных металлов       - Справочный N PN-70/Н-04900         ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦Стандартный метод отбора проб для определения влагосодержания в ¦
   ¦рудных концентратах, применяемый в России                       ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
                            Раздел 5. ШТИВКА
   
       5.1. Общие меры предосторожности
       5.1.1.   Для  того,  чтобы  свести  к  минимуму  риск  смещения
   навалочного  груза,  его следует расштивать до приемлемого уровня в
   пределах грузового помещения.
       5.1.2.    Не    исключено,    что    могут   возникнуть   такие
   обстоятельства,  когда степень штивки определяется в зависимости от
   свойств  данного  груза. Эти обстоятельства обычно устанавливаются,
   исходя  из  зафиксированного в документах опыта перевозок груза. До
   начала  погрузки  грузоотправителю  следует  представить капитану в
   письменной  форме  всю информацию о грузе, включая практику штивки,
   которая должна быть использована.
       5.1.3.  Заполнять  грузовые  помещения  следует  до максимально
   возможного  уровня,  однако  так,  чтобы  масса  груза не создавала
   избыточного  давления  на  днищевые  конструкции  судна  или палубу
   твиндека.
   
       5.2. Специальные меры предосторожности
       5.2.1. Суда длиной не более 100 м
       Важность  штивки как эффективного средства снижения возможности
   смещения  груза  никогда  не  может  быть переоценена, что особенно
   важно для грузов, перевозимых на судах длиной 100 м и менее.
       5.2.2. Многопалубные суда
       5.2.2.1.  Если  груз  принимается  только  в трюмы, его следует
   расштивать  так, чтобы равномерно распределить давление на днищевые
   конструкции.
       5.2.2.2.  Когда  навалочные  грузы  перевозятся  на  твиндеках,
   твиндечные  люки  должны  быть  закрыты, если информация о погрузке
   указывает  на недопустимый уровень давления на днищевую конструкцию
   при  оставленных  открытыми  люках  (т.е.  при  совместной загрузке
   твиндеков  и  трюмов).  Груз следует расштивать в разумных пределах
   так,  чтобы  он  либо  располагался  от  борта  до  борта, либо был
   закреплен  с  помощью  продольных  переборок достаточной прочности.
   Требуется  обеспечить безопасную вместимость твиндеков с тем, чтобы
   не возникало перегрузок палубы <1>.
   --------------------------------
       <1> См. также пересмотренное правило VI/7.2 СОЛАС.
   
       5.2.3. Навалочные грузы, имеющие сцепление
       Все  влажные  и некоторые сухие грузы имеют сцепление (сведения
   -  в  Приложениях  В  и  С). К грузам, имеющим сцепление, относятся
   общие меры предосторожности, изложенные в п. 5.1.
       5.2.4. Навалочные грузы, не имеющие сцепления
       5.2.4.1.  Навалочные грузы могут быть разделены по категориям с
   точки  зрения  штивки  на  имеющие  и  не  имеющие сцепления, о чем
   указано  в  Приложениях  В  и С. Угол естественного откоса является
   характеристикой  для  грузов,  не  имеющих  сцепления, и показывает
   устойчивость  груза. Методики определения угла естественного откоса
   приведены в разделе 6.
       5.2.4.2.   Не   имеющие  сцепления  навалочные  грузы  с  углом
   естественного откоса менее или равным 30-.
       Перевозка   легкосыпучих   грузов,   подобных   зерну,   должна
   осуществляться  в  соответствии  с  требованиями, регламентирующими
   перевозку  зерна  <*>.  Следует,  однако, учитывать плотность груза
   при определении:
       .1.  Размеров  и крепежных устройств для продольных переборок и
   переборок в выгородках;
       .2. Влияния свободных поверхностей груза на остойчивость.
   --------------------------------
       <*>  См.  гл. VI Международной конвенции по охране человеческой
   жизни на море, 1974, с внесенными поправками.
   
       5.2.4.3.   Не   имеющие  сцепления  навалочные  грузы  с  углом
   естественного откоса от 30 до 35- включительно.
       Штивка    вышеупомянутых    грузов   должна   производиться   в
   соответствии с нижеследующими критериями:
       .1.  Неровности на поверхности груза, измеряемые как расстояние
   по  вертикали  (ДЕЛЬТА  h)  между  самым  высоким  и  самым  низким
   уровнем,  не должны превышать В / 10, где В - ширина судна в метрах
   при максимально допустимом значении ДЕЛЬТА h = 1,5 м;
       .2.   Если   представляется   невозможным  измерить  ДЕЛЬТА  h,
   перевозка  груза навалом возможна при условии применения штивочного
   оборудования   во   время   погрузки,   одобренного   компетентными
   властями.
       5.2.4.4.   Не   имеющие  сцепления  навалочные  грузы  с  углом
   естественного откоса более 35-.
       Грузы,  характеризуемые  углом  естественного откоса более 35-,
   следует   грузить  с  осторожностью,  имея  в  виду  предотвращение
   образования  боковых  откосов  с  крутыми склонами вне расштиванной
   поверхности   в   пределах  грузового  помещения.  Штивку  вещества
   следует  производить таким образом, чтобы угол наклона разровненной
   поверхности был значительно меньше угла естественного откоса.
   
        Раздел 6. МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТКОСА
   
       6.1.   Для   определения  угла  естественного  откоса  веществ,
   перевозимых    навалом    и   не   имеющих   сцепления,   применяют
   разнообразные  методы,  два  из которых, наиболее распространенные,
   рассмотрены ниже.
       .1.  Метод  наклоняющегося  ящика.  Это лабораторное испытание,
   пригодное  для не имеющих сцепления гранулированных веществ, размер
   частиц  которых  не  превышает  10  мм. Он не подходит для веществ,
   имеющих   сцепление   (всех  влажных  и  некоторых  сухих).  Полное
   описание   используемого   оборудования   и   процедуры  проведения
   испытания приводятся в Приложении D.2.1.
       .2.  Метод  определения  угла  естественного  откоса  на  борту
   судна.  При  отсутствии  наклоняющегося  ящика применяют иной метод
   приблизительного   определения   угла   естественного  откоса  (см.
   Приложение D.2.2).
   
                 Раздел 7. ГРУЗЫ, СКЛОННЫЕ К РАЗЖИЖЕНИЮ
   
       7.1. Свойства, характеристики и опасности
       7.1.1.  Грузы,  склонные  к  разжижению,  включают концентраты,
   некоторые  марки  угля  и  другие  вещества,  обладающие  подобными
   физическими  свойствами.  В  Приложении А содержится перечень таких
   грузов,  которые,  как  правило,  состоят из смеси мелких частиц, в

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное