Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 19.07.1993 N 33 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕЗЕРНОВЫХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

              МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                     ДЕПАРТАМЕНТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
   
                                 ПРИКАЗ
                         от 19 июля 1993 г. N 33
   
               О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
             МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕЗЕРНОВЫХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ"
   
       1.  Ввести  в  действие  с  1  октября 1993 года РД 31.11.01-92
   "Правила   безопасности  морской  перевозки  незерновых  навалочных
   грузов" (Приложение).
       2.   Отделу   нормативного   обеспечения  морского  транспорта,
   ЦНИИМФу  до  30  августа 1993 года обеспечить издание "Правил" и их
   рассылку пользователям в соответствии с заявками.
       3.  Признать  утратившим  силу  с  1  октября  1993 года Приказ
   Департамента морского транспорта от 06.03.92 N 10.
       4.  Приказ  Департамента  морского  транспорта от 31.12.92 N 85
   считать недействительным с момента издания.
       5.  Контроль  за  выполнением новых "Правил" возложить на отдел
   портовой деятельности и межведомственных отношений.
       6.  Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа возложить на
   Отдел нормативного обеспечения.
   
                                                        И.о. Директора
                                                          Ю.А.МИХАЙЛОВ
   
   
   
   
   
                                 ПРАВИЛА
       БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕЗЕРНОВЫХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
                              (Правила ННГ)
   
                             РД 31.11.01-92
   
       Правила   разработаны  и  подготовлены  к  изданию  Центральным
   научно-исследовательским   и   проектно-конструкторским  институтом
   морского флота (ЦНИИМФ).
       Выпущено    по    заказу   Департамента   морского   транспорта
   Министерства транспорта РФ.
   
                           ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1. Статус Правил, основание для введения, структура
       1.1.   Правила   являются  национальными  Правилами  Российской
   Федерации.
       1.2.   Правила  устанавливают  требования,  выполнение  которых
   обеспечивает  безопасность  людей,  сохранность судов и перевозимых
   грузов.
       1.3.   Правила   обязательны   для   всех  участников  морского
   транспортного  процесса, а также смешанных перевозок река - море, в
   процессе которых суда с навалочными грузами выходят в море.
       1.4.  Правила  распространяются  на перевозки навалочных грузов
   через  морские  порты  Российской Федерации, а также через порты на
   внутренних  водных  путях,  если  загружаемые  в  них  суда  должны
   совершать рейсы с выходом в море.
       1.5.   Правила  вводятся  в  действие  от  имени  Правительства
   Российской  Федерации  как  участника  Международной  Конвенции  по
   охране человеческой жизни на море 1974 г. (МК СОЛАС).
       1.6.  При  подготовке Правил учтены требования глав VI и VII МК
   СОЛАС  с  поправками  и  принята во внимание рекомендация Резолюции
   А.434  (ХI)  Ассамблеи  Международной  морской  организации (ИМО) о
   создании  в  странах  -  участниках МК СОЛАС национальных Правил по
   безопасности   перевозки   навалочных   грузов  на  основе  Кодекса
   безопасной  практики  перевозки  навалочных  грузов  (Кодекс  ИМО),
   одобренных   этой   резолюцией.  Приняты  во  внимание  нормативные
   положения,   касающиеся   перевозки   опасных   грузов   навалом  и
   содержащиеся  в  п.  24.1  Международного Кодекса морской перевозки
   опасных грузов (МК МПОГ).
       1.7.  Правила, содержащие основополагающие требования гл. VI МК
   СОЛАС,  Резолюция  А.434  (ХI),  Кодекс  ИМО  и  п.  24.1  МК  МПОГ
   приводятся ниже, после текста основных положений.
       1.8.  Следует  иметь  в  виду,  что в англоязычной терминологии
   текстов  МК  СОЛАС  и  Кодекса  ИМО навалочные грузы (русскоязычная
   терминология) обозначаются как "solid bulk cargoes".
       1.9.   Безопасность   морской   перевозки   навалочных   грузов
   обеспечивается на основе следующих принципов:
       1.9.1.  К  перевозке  на  судне  может быть принят только груз,
   физические   и   химические   свойства  которого  достаточно  полно
   известны   морскому  перевозчику,  и  эта  информация  должна  быть
   документально   оформлена   согласно   настоящим  Правилам  в  виде
   Декларации.
       1.9.2.  Основные  физические и химические свойства груза должны
   быть  проверены  на момент погрузки на судно, и результаты проверки
   документально оформлены в виде сертификата.
       1.9.3.   Судно   в   части   его   конструкции,   оборудования,
   остойчивости  и - там, где это необходимо - аварийной остойчивости,
   должно   удовлетворять   условиям  безопасности  перевозки,  и  это
   соответствие требованиям должно быть подтверждено документально.
       Ниже     конкретизируются     перечисленные    основополагающие
   положения, указываются организационные меры по их выполнению.
   
       2. Структура Правил
       2.1.  В  общий  текст  национальных  Правил  входят:  настоящие
   Основные   положения;   текст  Кодекса  ИМО  (Лондон,  1991  г.,  с
   поправками   1992  г.),  параллельно  которому  приводится  русский
   перевод;   методика   определения  достаточности  остойчивости  при
   смещении  груза,  изложенная  в  Приложении  1;  карточки на грузы,
   исследованные  в отечественной практике и содержащиеся в Приложении
   2;  проформы  документации  по  настоящим  Правилам, содержащиеся в
   Приложениях  3 и 4; рекомендации Международной Судоходной Палаты по
   безопасности  перевозки  и перегрузки навалочных грузов, изложенные
   в Приложении 5.
   
       3. Область применения
       3.1.  Требования настоящих Правил распространяются на следующих
   юридических  и физических лиц - участников морской перевозки, в том
   числе иностранных, в пределах МК СОЛАС и Кодекса ИМО:
       3.1.1.    Грузовладельцев    и   грузоотправителей,   а   также
   грузополучателей  Российской  Федерации,  заключающих  контракты на
   торговые  операции,  в  состав  которых  входят морские перевозки в
   экспорте и импорте.
       3.1.2.  Фрахтователей  тоннажа  и  судов,  если  предполагаются
   экспортные и импортные перевозки через порты Российской Федерации.
       3.1.3.  Администрации  портов  Российской  Федерации, в которые
   завозятся навалочные грузы.
       3.1.4.  Судовладельцев,  если  их  суда  намечается грузить или
   разгружать в портах Российской Федерации.
       3.1.5.  Капитанов  судов,  независимо  от  их флага, грузящих и
   разгружающих навалочные грузы в портах Российской Федерации.
       3.1.6.  Капитанов  портов  (в  том числе внутренних) Российской
   Федерации,  в которых производится погрузка или выгрузка навалочных
   грузов.
       3.2.  Подробные обязанности каждого участника морской перевозки
   указываются ниже.
       3.3.  Настоящие  Правила  рекомендуется  принимать  во внимание
   страховщикам грузов, судов и фрахта.
   
       4.  Документация, необходимая для морской перевозки конкретного
   навалочного груза
       4.1.   Обеспечение   безопасности  морской  перевозки  согласно
   принципам,   указанным   в   п.   1.9   настоящих  Правил,  требует
   документального подтверждения, как указано ниже.
       4.2. Декларация о грузе.
       4.2.1.  Разрабатывается  во исполнение правил 1.2 и 2 гл. VI МК
   СОЛАС.
       4.2.2.  Согласно правилу 1.2 гл. VI МК СОЛАС Декларация о грузе
   должна  содержать  достоверную  и  полную информацию о всех опасных
   свойствах груза, позволяющую обеспечить его безопасную перевозку.
       4.2.3.  Декларация  о  грузе  составляется  согласно пункту 4.1
   Кодекса  ИМО заботами грузовладельца (грузоотправителя) и вручается
   администрации  порта  и судовладельцу на момент заключения договора
   о перевозке.
       4.2.4.  Завоз  навалочного груза в порт и погрузка его на судно
   без Декларации запрещаются.
       4.2.5.  Декларация  о  грузе  должна  быть  вручена капитану до
   начала  погрузки  (правило  2  гл.  VI  МК  СОЛАС),  допускается ее
   передача  пользователям  электронной  почтой или другими средствами
   связи.
       4.2.6.  Декларация  о  грузе  является документом многоразового
   действия.  Ее копии могут сопровождать партии груза в течение срока
   действия.
       4.2.7.   Срок   действия   Декларации   не   более   5  лет,  с
   переосвидетельствованием  разжижающихся грузов не позже чем через 6
   мес.   (п.   4.4.1   Кодекса   ИМО),   для   других   грузов  сроки
   переосвидетельствования  устанавливаются разработчиком Декларации в
   зависимости  от  характера  и  динамики  изменения  их транспортных
   свойств.
       С   целью  уточнения  транспортных  свойств  груза  в  натурных
   условиях проводятся экспериментальные рейсы.
       4.2.8.  Содержание  Декларации о грузе раскрывается в следующих
   пунктах  Кодекса  ИМО:  3.2.2  - 3.2.5, 4.1.1, 4.1.2, 9.1.2, 9.1.3.
   Документ  должен  включать:  объемно-весовые  характеристики груза,
   прочностные   характеристики  с  указанием  наличия  сцепления  или
   значения  угла естественного откоса, способы штивки или устройства,
   препятствующие    смещению   груза,   физико-химические   опасности
   (например,    самонагревание,    самовозгорание,   взрывоопасность,
   токсичность,    коррозиеопасность   и   т.д.),   также   данные   о
   транспортабельном   пределе   влажности   разжижающихся   грузов  и
   классификацию  груза  по  химической  опасности. Кроме того, должны
   быть  указаны  и  другие  свойства груза, которые могут повлиять на
   безопасность  при  транспортировке груза морем, в том числе вопросы
   совместимости  грузов,  согласно  п. п. 9.3.1.1, 9.3.4 Кодекса ИМО,
   приборы  контроля  за  состоянием  атмосферы  грузового помещения и
   температурой  груза, согласно п. 3.4 Кодекса ИМО и правилу 3 гл. VI
   МК СОЛАС.
       4.2.9.  Проформа  Декларации  и  Инструкция  по  ее  подготовке
   приводятся в Приложении 3 настоящих Правил.
       4.3. Сертификат о характеристиках груза на момент погрузки.
       4.3.1.  Необходимость Сертификата предусмотрена правилами 2 и 6
   гл. VI МК СОЛАС и 4.2 Кодекса ИМО.
       4.3.2.  Содержание  Сертификата  определяется в п. п. 4.1 и 4.2
   Кодекса   ИМО,   также   другими  свойствами  груза,  указанными  в
   Декларации  о грузе. Сертификат составляется на основании испытаний
   согласно  процедурам, описанным в п. п. 4.2.2, 4.2.3, 4.3, 4.4, 4.5
   Кодекса ИМО.
       4.3.3.  Сертификат  является документом одноразового действия и
   должен   быть   представлен   капитану  судна  до  начала  погрузки
   грузоотправителем или назначенным им агентом.
       4.3.4.    Сертификат   выдается   по   результатам   испытаний,
   выполненных  на  основе  проб,  отобранных из штабеля (из вагонов),
   находящихся в порту.
       4.3.5.  Отбор  проб должен производиться в соответствии с п. п.
   4.3.4,   4.3.5   Кодекса  ИМО  по  международным  или  национальным
   методикам.
       4.3.6.  Проформа Сертификата приведена в Приложении 4 настоящих
   Правил.
       4.4. Справка об отборе проб.
       4.4.1.  Справка подтверждает, что для определения характеристик
   груза пробы были отобраны в соответствии с одобренными методиками.
       4.4.2.  Справка  одновременно  с Сертификатом (п. 4.3 настоящих
   Положений)   выдается   капитану   судна   заботами  грузовладельца
   (грузоотправителя) и является документом одноразового действия.
       4.5.  Свидетельство о соответствии судна требованиям правила 54
   гл. II-2 МК СОЛАС.
       4.5.1.  Суда,  кили  которых  заложены или которые находились в
   подобной  стадии  постройки  на 1 сентября 1984 года или после этой
   даты,  должны  иметь  Свидетельство  о  соответствии  конструкции и
   оборудования  судна требованиям правила 54 гл. II-2 МК СОЛАС. Суда,
   построенные  ранее  указанной  даты  и  используемые  для перевозки
   опасных  навалочных  грузов,  могут  иметь  такое  Свидетельство по
   желанию судовладельца.
       4.5.2.    Суда,    перевозящие    опасные   навалочные   грузы,
   классифицированные     Кодексом     ИМО     или     грузовладельцем
   (грузоотправителем)  как  грузы  классов  4  -  9,  кроме класса 7,
   должны  иметь  документы  согласно  п. 4.5.1 с учетом даты закладки
   киля  судна  и  п. 4.7 настоящих Положений. Для судов, кили которых
   заложены  до  1  сентября  1984  г.,  требования к судам могут быть
   изложены  в  карточках  Приложения  В  Кодекса  ИМО,  Приложения  2
   настоящих Правил и в Декларации о грузе.
       4.5.3.  Суда, перевозящие вещества, классифицированные Кодексом
   ИМО  как ВОН (вещества, опасные при перевозке навалом) либо имеющие
   характеристики,  сходные  с  характеристиками  таких  материалов, к
   которым  не  применяются  в полном объеме требования правила 54 гл.
   II-2  МК  СОЛАС,  должны иметь только документы по п. 4.7 настоящих
   Положений.  Эти документы выдаются на основании требований к судам,
   которые  могут  быть изложены в карточках Приложения В Кодекса ИМО,
   Приложения  2 настоящих Правил и Декларации о грузе. При выполнении
   этих  требований  такие грузы заносятся в Перечень Свидетельства по
   п. 4.6 с выдачей Дополнения по п. 4.7 настоящих Положений.
       4.5.4.  Свидетельство  выдается  Регистром по заявке и заботами
   судовладельца.   Свидетельство  является  документом  многоразового
   действия. Срок действия его устанавливается Регистром.
       4.6.   Свидетельство   о   пригодности   судна   для  перевозки
   навалочного груза.
       4.6.1.  Свидетельство подтверждает выполнение требований правил
   1, 2 и 6 гл. VI МК СОЛАС.
       4.6.2.  Свидетельство  должно быть на судне при перевозке любых
   навалочных  грузов,  перечисленных  в  Приложениях  А, В, С Кодекса
   ИМО, а также и не поименованных в них.
       При    перевозке    химически    опасных   навалочных   грузов,
   перечисленных  в  Приложении  В  Кодекса  ИМО, либо грузов, имеющих
   характеристики,  сходные  с  характеристиками  таких материалов, на
   судно  должно быть выдано Дополнение к "Свидетельству о пригодности
   судна для перевозки навалочного груза".
       4.6.3.  Свидетельство выдается с учетом пригодности конструкции
   и  оборудования  судна  требованиям  Кодекса  ИМО, наличия на борту
   исчерпывающей  информации  об  остойчивости  судна для перевозки на
   данном  судне  грузов,  перечисленных в Приложениях А, В, С Кодекса
   ИМО,  а также и не поименованных в них, по заявлению судовладельца.
   Свидетельство   действительно   при  наличии  приложенного  к  нему
   Перечня конкретных навалочных грузов.
       4.6.4.   Свидетельство   выдается   на   5   лет   с  ежегодным
   подтверждением  перечня  навалочных  грузов.  Свидетельство  должно
   быть  переоформлено  в  случае  внесения  изменений в Информацию об
   остойчивости.  В исключительных случаях допускается продление срока
   действия до трех месяцев без освидетельствования.
       4.6.5.  Свидетельство  выдается  Регистром  или  его доверенной
   организацией по заявке и заботами судовладельца.
       4.6.6.  Исчерпывающая  информация  об  остойчивости и прочности
   должна   включать   данные,   подтверждающие  выполнение  следующих
   требований  Кодекса  ИМО  (соответствующие разделы и пункты Кодекса
   ИМО указаны в скобках):
       -  к  общей  и  местной  прочности  судна  (2.1.1.1 - 2.1.2.4 -
   Правила Регистра);
       -   к  обеспечению  достаточной  остойчивости  судна  (2.1.3.1,
   2.1.3.4 - Правила Регистра);
       - к возможности перевозки груза в твиндеках (2.1.3.2, 2.1.3.3);
       -  к  установке  устройств,  препятствующих  или ограничивающих
   смещение груза (2.1.3.5, 5.2.4.2);
       -   к  величине  допустимых  кренящих  моментов  при  возможном
   смещении груза (2.1.3.1, 2.1.3.5, 5.2.4.2).
       4.6.7.    Если    при   дополнительных   расчетах,   касающихся
   несмещаемости  груза, или при включении данного навалочного груза в
   Перечень  грузов  "Свидетельства"  возникнут  вопросы,  связанные с
   учетом  особенностей  судна,  района  или сезона перевозок, которые
   могут    быть   решены   в   условиях   натурных   исследований   в
   экспериментальных   рейсах,  то  такие  рейсы  проводятся  за  счет
   судовладельца    с    привлечением   специалистов   соответствующих
   компетентных организаций и судовладельца.
       Экспериментальные     рейсы     проводятся     по     Программе
   экспериментальных  исследований  и на основе действующей Декларации
   о грузе.
       4.7.  Дополнение  к  "Свидетельству  о  пригодности  судна  для
   перевозки  навалочных  грузов"  о  пригодности  судна для перевозки
   химически  опасных  навалочных грузов согласно разделу 24.1 МК МПОГ
   (по п. 4.6.2).
       4.7.1.   Дополнение   подтверждает  пригодность  конструкции  и
   оборудования    судна    требованиям   безопасности   для   грузов,
   перечисленных   в   Приложении   В  к  Кодексу  ИМО,  в  том  числе
   классифицируемых    как    вещества   ВОН,   а   также   заявленных
   грузоотправителем   в  Декларации  как  химически  опасные,  но  не
   вошедшие в Приложение В Кодекса ИМО.
       4.7.2.  При  подготовке Дополнения могут быть учтены конкретные
   условия перевозок: район, сезон, продолжительность перевозок и пр.
       4.7.3.  Дополнение выдается на 5 лет с ежегодным подтверждением
   в  Перечне  химически  опасных  навалочных грузов. В исключительных
   случаях  допускается  продление  срока действия до трех месяцев без
   освидетельствования.
       4.7.4.   Дополнение   выдастся   Регистром  или  доверенной  им
   организацией по заявке и заботами судовладельца.
       4.8. Манифест (люковая записка) опасных навалочных грузов.
       4.8.1.  Подготавливается  администрацией  судна  во  исполнение
   правила  5  гл.  VII  МК  СОЛАС  при  перевозке  опасных навалочных
   грузов.
       4.8.2.  Содержит  сведения  о  размещении  навалочных грузов по
   грузовым  помещениям  судна  и  указания об их принадлежности к тем
   или иным классам опасности.
       4.8.3.  Для  грузов  ВОН  Манифест  не  составляется,  если это
   специально не оговорено в грузовой документации.
       4.9.  Акт  о готовности судна к погрузке после выгрузки опасных
   навалочных грузов.
       4.9.1.  Подготавливается  заботами судовладельца с привлечением
   независимых  экспертов  на  основе осмотра грузовых помещений после
   выгрузки  и  зачистки,  согласно  п.  п. 9.3.1.11, 9.3.1.12 Кодекса
   ИМО.
       4.9.2.  Акт выдается после разгрузки опасных навалочных грузов,
   классифицируемых  по  степени  опасности согласно правилу 2 гл. VII
   МК СОЛАС, заботами судовладельца.
       4.9.3.  Акт не требуется для грузов ВОН, если это специально не
   оговорено в грузовой документации.
   
       5.    Обязанности    участников   транспортного   процесса   за
   документальное подтверждение безопасности морской перевозки
       5.1.   Грузовладелец  или  грузоотправитель  должен  обеспечить
   разработку  Декларации  о  грузе,  а  также  организовать  контроль
   состояния  груза  в  порту,  выдачу  Сертификата  о характеристиках
   груза на момент погрузки и Справки об отборе проб.
       5.2.   Декларация   о   грузе  должна  быть  готова  на  момент
   заключения  договора  о  перевозке,  так  как  на  ее основе должны
   подбираться суда и определяться их пригодность для перевозки.
       5.3.   Судовладелец   до   подачи  судна  под  погрузку  обязан
   обеспечить   судно   необходимой   документацией   по  безопасности
   перевозки  данного навалочного груза и освидетельствование судна на
   пригодность к перевозке этого груза.
       5.4.  Администрация  портов не должна принимать груз в порт без
   Декларации   о   грузе   и   обеспечения   его  сертификации  путем
   организации    (найма)    соответствующей    лаборатории   заботами
   грузовладельца (грузоотправителя).
   
       6.  Комментарии к пунктам Кодекса ИМО, не содержащим конкретных
   технических требований
       В  настоящем  разделе  приводятся  конкретные меры, необходимые
   для выполнения рекомендации Кодекса ИМО.
       П.  2.1.1.1.  Выполняется  путем соблюдения требований Регистра
   или   иного   классификационного   общества  в  части  прочности  и
   остойчивости,  а  также  требований  ИМО,  относящихся к информации
   грузоотправителя по навалочному грузу (Декларации о грузе).
       П.  2.1.2.1.  Для отечественных судов соответствует требованиям
   Регистра  о наличии на судне Информации об остойчивости и прочности
   судна  при перевозке грузов с соответствующими УПО и об ограничении
   верхнего предела остойчивости.
       П.  2.1.3.1.  Дополнительно  к Информации об остойчивости судна
   выполняются  расчеты,  отражающие  фактические свойства конкретного
   навалочного  груза,  намечаемого к погрузке, прежде всего возможные
   значения  кренящих  моментов  при  его  смещении  (Приложение  1  к
   настоящим  Правилам) или подтверждающее его несмещаемость на данном
   судне,  возможно,  с  учетом  особенностей  предстоящего рейса. Эти
   сведения  приводятся  в  дополнение  к  Информации  об остойчивости
   судна.
       П. 2.1.3.2. С учетом комментариев к п. п. 2.1.2.1, 2.1.3.1.
       П.  2.1.3.3.  Согласно комментарию к п. 2.1.1.1; также с учетом
   требований  п.  5.2.2.2  Кодекса ИМО или - минимальная толщина слоя
   груза  должна быть обоснована расчетом его несмещаемости по настилу
   палубы,   который   выполняется   заблаговременно   по  результатам
   специальных исследований.
       П.  п.  2.1.3.4  -  2.1.3.5.  Груз  может  быть  "заподозрен  в
   реальной  смещаемости"  или  отнесен к числу неопасных возможностью
   смещения  на  основе  расчетов  условий разрушения его штабелей при
   качке судна.
       Эффективность    шифтингбордсов,    как   средства   уменьшения
   кренящего  момента, оценивается расчетами остойчивости при смещении
   груза.
       П.   3.1.1.   Требования   при  погрузке  в  портах  Российской
   Федерации    отражаются   в   перечисленных   выше   документах   и
   комментариях.
       П.   3.1.2.   Следует  учитывать,  что  в  карточках  на  грузы
   (Приложение  В  к  Кодексу  ИМО)  указаны номера таблиц по оказанию
   первой  медицинской  помощи  и  действия  при авариях. Эти карточки
   помещены  в V (дополнительном) томе МК МПОГ чрезвычайные меры (EmS)
   и руководстве по оказанию первой медицинской помощи (MFAG).
       В   дополнение   к   этому   судовладельцу   рекомендуется  при
   подготовке   к   рейсу   и   оказании   первой  медицинской  помощи
   пользоваться  соответствующими  разделами  РД  31.15.01-89 (Правила
   МОПОГ   -   приложение  18  "Меры  первой  медицинской  помощи  при
   несчастных   случаях,   связанных   с   транспортированием  опасных
   грузов").  При  разработке  мер  по действиям в аварийных ситуациях
   рекомендуется    также   пользоваться   данными   аварийных   карт,
   помещенных   в   Правилах   МОПОГ   (приложение   7).   Аналогичные
   рекомендации     касаются     использования     средств     защиты,
   огнетушительных  средств,  подготовительных мероприятий по борьбе с
   пожаром.
       П.  п. 3.2.1 - 3.2.7. Меры предосторожности для каждого груза с
   учетом его свойств приводятся в документах, перечисленных выше.
       П.  п.  3.3.1,  3.4.1,  3.4.2, 3.5.1. Согласно комментарию к п.
   3.1.1.
       П.  п.  4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.2.2, 4.2.3. Согласно комментарию
   к  п.  3.1.1  Сертификат о характеристиках груза на момент погрузки
   выдается заботами грузовладельца (грузоотправителя).
       П.  п.  5.1.1,  5.1.2, 5.2.1, 5.2.2.1, 5.2.2.2. Необходимая для
   обеспечения  несмещаемости  груза  (с  учетом  его  свойств) штивка
   может   быть  определена  на  основе  расчетов  условий  разрушения
   штабелей груза при качке судна.
       П.   п.   5.2.4.2,   5.2.4.3,  5.2.4.4,  7.1.5.  Характеристики
   смещаемости  груза согласно классификации Кодекса ИМО указываются в
   Декларации о грузе.
       П.  п.  7.2.2.1,  7.2.2.2.  Допустимые пределы смещения груза и
   требования   к   остойчивости   судна   определяются   по  методике
   Приложения 1 настоящих Правил.
       П.  9.  Выполнение  требований  раздела  к  перевозке  веществ,
   обладающих  опасными  химическими  свойствами,  обеспечивается  при
   выдаче документации по п. п. 4.5 - 4.7 настоящих Положений.
       П.  п.  9.1.2,  9.1.3.  Особые характеристики конкретного груза
   приводятся  в  документах  согласно  комментариям  к пунктам 3.1.1,
   4.2.1, 4.2.2, 4.2.3.
       В  Приложениях  А,  В  и  С  Кодекса ИМО приводятся сведения об
   основных  общих  свойствах  тех или иных видов навалочных грузов. В
   этих  Приложениях  грузы сгруппированы по признакам, общим для этих
   видов  при  одной опасности во время морской перевозки (возможность
   разжижения,  химическая  активность).  Склонность  к  смещению  при
   морской   перевозке  в  той  или  иной  мере  характерна  для  всех
   навалочных  грузов,  однако  она  зависит  как от природных свойств
   материала  (плотности, влажности, наличия или отсутствия сцепления,
   внутреннего  трения),  так  и  от размещения на судне, штивки груза
   после  погрузки,  особенностей качки судна. Поэтому смещаемость или
   несмещаемость  определяется в большинстве случаев индивидуально для
   каждого конкретного варианта перевозки заботами судовладельца.
       Дополнительная   информация   на  основе  отечественного  опыта
   перевозок   приводится   в   карточках  Приложения  2  к  настоящим
   Правилам.   Сведения   об  основных  свойствах  грузов  даются  для
   предварительного    ознакомления    с    возможными   особенностями
   предстоящей  морской перевозки и не исключают наличия исчерпывающих
   сведений  о  данном конкретном грузе (сорте, марке, месторождении и
   т.п.) в Декларации о нем.
       В   случае   предъявления   к   перевозке  опасных  грузов,  не
   включенных   в   список   Приложения   В  Кодекса  ИМО,  решение  о
   возможности     их     перевозки     по    заявке    грузовладельца
   (грузоотправителя)   принимает   Департамент   морского  транспорта
   Министерства   транспорта   России   после  проверки  химических  и
   технологических    опасных   свойств   груза   в   соответствии   с
   требованиями п. 1.9 настоящих Положений.
   
   
   
   
   
                      МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ СОЛАС
   
                       Глава VI. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
   
       (Выдержки, имеющие отношение к перевозке навалочных грузов)
   
                        Часть А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
                                Правило 1
                               Применение
   
       1.   Настоящая   глава   применяется  к  перевозке  грузов  (за
   исключением   жидкостей   наливом,   газов   наливом  и  тех  видов
   перевозки,  которые  охвачены  другими главами), которые вследствие
   их  особой  вредности  для судов и людей на борту могут потребовать
   специальной  предосторожности  на всех судах, к которым применяются
   настоящие  Правила,  и  к грузовым судам валовой вместимостью менее
   500  рег.  т. Однако, для грузовых судов валовой вместимостью менее
   500   рег.  т  Администрация,  если  она  считает,  что  защищенный
   характер  и  условия  рейса  таковы, что делают излишним применение
   любых  специальных  требований  частей  А или В данной главы, может
   принять  другие надлежащие меры, чтобы обеспечить требуемый уровень
   безопасности для этих судов.
       2.  В  дополнение  к  положениям  частей  А и В настоящей главы
   каждое  договаривающееся  правительство  должно удостовериться, что
   обеспечена  соответствующая  информация  о  грузе, его размещении и
   креплении,  содержащая  меры  предосторожности,  соблюдение которых
   необходимо для безопасной перевозки таких грузов <*>.
   --------------------------------
       <*>  См.:  1) Кодекс безопасной практики размещения и крепления
   груза,  принятый  резолюцией  А.714  (17)  Организации;  2)  Кодекс
   безопасной  практики  перевозки  на  судах  лесных палубных грузов,
   принятый  резолюцией  А.715  (17) Организации; 3) Кодекс безопасной
   практики   перевозки   навалочных   грузов  (Кодекс  НГ),  принятый
   резолюцией А.434 (ХI) Организации, с поправками.
   
                                Правило 2
                           Информация о грузе
   
       1.  Грузоотправитель  должен  обеспечить капитана судна или его
   представителя   соответствующей   информацией  о  грузе  достаточно
   заблаговременно   до   погрузки   с  тем,  чтобы  дать  возможность
   обеспечить  меры  предосторожности,  которые  могут быть необходимы
   для  надлежащего  размещения  и  безопасной  перевозки груза. Такая
   информация  должна  быть  подтверждена  в  письменном  виде  <**> и
   соответствующими  отгрузочными документами до начала погрузки груза
   на судно.
   --------------------------------
       <**>  Ссылка  на  документы  в  данной  главе  не  препятствует
   использованию   электронной   обработки   данных  (EDP)  и  техники
   электронного  обмена  данными  (EDJ) в дополнение к документации на
   бумаге.
   
       2. Информация о грузе должна включать:
       .1.  В  случае  генерального груза и груза, перевозимого в виде
   грузовых  мест,  -  общее  описание  груза,  массы брутто груза или
   грузовых мест и любых соответствующих особых свойств груза;
       .2.  В  случае  навалочного  груза  -  информацию  об  удельном
   погрузочном   объеме   груза,   операциям   по   штивке;  в  случае
   концентратов   или   иных  грузов,  которые  могут  разжижаться,  -
   дополнительную  информацию  в  виде свидетельства о влагосодержании
   груза и его предельной влажности для транспортировки;
       .3.  В  случае  навалочного  груза,  не  классифицированного  в
   соответствии  с  положениями  правила VII/2, но имеющего химические
   свойства,  которые  могут  вызвать  возможный  вред, в дополнение к
   информации,  требуемой  предыдущими подпунктами, - информацию о его
   химических свойствах.
       3.  До  погрузки грузовых мест на судно грузоотправитель должен
   обеспечить,  чтобы  масса  брутто  таких грузовых мест находилась в
   соответствии с массой брутто, заявленной в отгрузочных документах.
   
                                Правило 3
               Анализ содержания кислорода и оборудование
                          для обнаружения газа
   
       1.  Во время транспортировки навалочного груза, который склонен
   выделять  ядовитые  и  воспламеняющиеся  газы  либо  может  служить
   причиной  истощения  кислорода  в  грузовом  помещении, должен быть
   предусмотрен  соответствующий  прибор  для  измерения  концентрации
   газа  или кислорода в воздухе вместе с подробной инструкцией по его
   использованию.   Такой   прибор  должен  удовлетворять  требованиям
   Администрации.
       2.   Администрация   должна   принять   меры  для  того,  чтобы
   обеспечить   подготовку   экипажей  судов  для  эксплуатации  таких
   приборов.
   
                                Правило 4
                  Использование пестицидов на судах <*>
   
   --------------------------------
       <*>   См.   рекомендацию   ИМО   по  безопасному  использованию
   пестицидов на судах с поправками.
   
       Соответствующие  меры  предосторожности должны быть приняты при
   использовании пестицидов на судах, особенно для целей фумигации.
   
          Часть В. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ,
                             ИНЫХ, ЧЕМ ЗЕРНО
   
                                Правило 6
                       Приемлемость для перевозки
   
       1.   До   погрузки   навалочного  груза  капитан  судна  должен
   располагать  исчерпывающей  информацией  об  остойчивости судна и о
   распределении  груза  согласно  типовым  случаям  загрузки.  Способ
   подготовки   такой   информации  должен  удовлетворять  требованиям
   Администрации <*>.
   --------------------------------
       <*>   См.:   1)  рекомендацию  по  остойчивости  неповрежденных
   пассажирских   и  грузовых  судов  длиной  менее  100  м,  принятую
   резолюцией   А.167  (ES.IV)  Организации,  и  поправками  к  данной
   рекомендации,  принятыми  резолюцией  А.206  (VII)  Организации; 2)
   рекомендацию  по критерию сильного ветра и бортовой качки (критерий
   погоды)  для  остойчивости  неповрежденных  пассажирских и грузовых
   судов   длиной  24  м  и  более,  принятую  резолюцией  А.562  (14)
   Организации.
   
       2.  Концентраты  или  другие  грузы, которые могут разжижаться,
   должны  приниматься  к  погрузке только тогда, когда действительное
   содержание  влаги  в  грузе  менее,  чем  предельная  влажность для
   транспортировки.  Однако  такие  концентраты  и  другие грузы могут
   быть  приняты к погрузке даже в том случае, если содержание влаги в
   них  превышает  вышеуказанный  предел, при условии, что предприняты
   удовлетворяющие  Администрацию  меры  безопасности  для обеспечения
   достаточной  остойчивости в случае смещения груза, и дополнительно,
   при условии, что судно имеет достаточную прочность.
       3.  До  погрузки навалочного груза, который не является грузом,
   классифицированным  в  соответствии с положениями правила VII/2, но
   который  имеет  такие  химические  свойства,  которые могут вызвать
   потенциальный   вред,   должны   быть   приняты   специальные  меры
   предосторожности для его безопасной перевозки.
   
                                Правило 7
                      Размещение навалочного груза
   
       1.  Навалочные  грузы  должны  быть  погружены  и  распределены
   достаточно  равномерно  до  границ грузового помещения с тем, чтобы
   уменьшить  риск  их  смещения  и обеспечить поддержание необходимой
   остойчивости в течение всего рейса.
       2.   Когда  навалочные  грузы  перевозятся  в  твиндеках,  люки
   твиндеков  должны  быть  закрыты  в тех случаях, когда информация о
   загрузке  указывает  на неприемлемый уровень напряжения конструкции
   днища,  если люки останутся открытыми. Груз должен быть распределен
   достаточно  равномерно  и  должен либо простираться от одного борта
   до   другого,   либо  быть  закреплен  дополнительными  продольными
   переборками  достаточной  прочности.  Должна соблюдаться безопасная
   грузовместимость   твиндека,  чтобы  избежать  перегрузки  палубной
   конструкции твиндека.
   
   
   
   
   
                МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
   
                          РЕЗОЛЮЦИЯ А.434 (ХI)
   
       Ассамблея,
       ссылаясь  на  Статью  16  (1)  Конвенции о Межправительственной
   морской организации, касающуюся функций Ассамблеи,
       ссылаясь  также  на  Резолюцию  А.82  (IV), которой она приняла
   Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов,
       ссылаясь  далее  на то, что Комитет по безопасности на море был
   уполномочен  принимать по мере необходимости поправки к Кодексу, не
   затрагивающие положенных в его основу принципов,
       учитывая   принятие   Комитетом   по   безопасности   на   море
   пересмотренных изданий Кодекса в 1972 и 1977 гг.,
       признавая   желательность   включения   в   Кодекс   положений,
   касающихся перевозки опасных навалочных грузов,
       признавая  также,  что  пересмотренное  с  этой  целью  издание
   Кодекса  в  настоящее  время  подготовлено  и одобрено Комитетом по
   безопасности на море:
       1)   одобряет   пересмотренный   Кодекс   безопасной   практики
   перевозки  твердых  <*> навалочных грузов, текст которого изложен в
   приложении к настоящей резолюции;
       2)  возобновляет полномочия Комитета по безопасности на море по
   рассмотрению  и  принятию  в  необходимых  случаях поправок с целью
   обновления Кодекса по мере надобности;
       3)  рекомендует  правительствам принять Кодекс или использовать
   его в качестве основы при подготовке национальных правил;
       4)  просит  Генерального секретаря опубликовать Кодекс вместе с
   Дополнениями  для  распространения  его среди правительств-членов и
   общей   продажи,  а  также  опубликовать,  по  мере  необходимости,
   пересмотренные  издания  Кодекса  после  одобрения  их Комитетом по
   безопасности на море;
       5) отменяет резолюцию А.82 (IV).
   --------------------------------
       <*>  Введение в название Кодекса ИМО с 1979 г. термина "твердые
   навалочные  грузы"  вызвано  тем,  что  в  английской  терминологии
   используется  выражение "solid bulk cargo", что должно отличать эти
   состоящие  из твердых частиц и перевозимые без тары грузы от жидких
   или  газообразных  продуктов  химической промышленности - "chemical
   in  bulk",  перевозки  которых без тары на специализированных судах
   регламентируются    отдельным   Кодексом   ИМО.   В   отечественной
   терминологии  слово  "твердые" заменено на термин "незерновые", что
   должно  выделять  рассматриваемые  грузы  из  всех навалочных, куда
   входят и зерновые.
   
   
   
   
   
                          МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС
               МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (МК МПОГ)
   
              Дополненное издание 1990 г. (Том 1, с. 0149)
   
                                Раздел 24
   
       24.    Перевозка    твердых    химически    опасных    веществ,
   предназначенных для перевозки навалом
       24.1. Общие положения.
       24.1.1.  Перевозимые  навалом  твердые  вещества, которые могут
   представлять  опасность в процессе перевозки ввиду своей химической
   природы   или   свойств,  перечислены  в  Приложении  В  к  Кодексу
   безопасной  практики  перевозки  твердых  навалочных грузов (Кодекс
   BC).  Если  эти вещества попадают под классификацию опасных грузов,
   соответствующие  разделы  данного Кодекса содержат ссылки на Кодекс
   ВС.
       24.1.2.  Твердый  навалочный  груз  -  это  вещество  иное, чем
   жидкость  или газ, погружаемое непосредственно в грузовое помещение
   какого-либо  судна  без промежуточной формы разделения массы груза.
   Под  таким  грузом  подразумевается  также  вещество, погружаемое в
   баржу, на баржевоз.
       24.1.3.  Информация,  содержащаяся  в  Кодексе  ВС, не является
   исчерпывающей.   Вследствие   этого   перед  погрузкой  какого-либо
   навалочного  груза  необходимо  получить  свежую  информацию  о его
   физико-химических  свойствах.  Если  предназначенное  для перевозки
   вещество   не   перечислено   в   Кодексе   ВС,   но  попадает  под
   классификацию,  предусмотренную  в  части А главы VII Международной
   конвенции  СОЛАС,  компетентные власти порта погрузки должны выдать
   свидетельство об одобрении перевозки данного вещества.
       24.1.4.  В  случае,  если до начала перевозки навалочного груза
   требуется   консультация  компетентных  властей,  необходимо  также
   получить  информацию относительно введенных в действие требований у
   администрации порта разгрузки.
       24.1.5.  При перевозке данных веществ на судне необходимо иметь
   в  распоряжении  Руководство  по оказанию первой медицинской помощи
   при  несчастных случаях, имеющих место в процессе перевозки опасных
   веществ  (РПМП),  а  также  аварийные  карточки,  составленные  для
   перевозимых  навалом  твердых  веществ  (см. Приложение F к Кодексу
   ВС).  До  начала погрузки, если потребуется, следует ознакомиться с
   предусмотренными в этих документах мерами безопасности.
       24.1.6.  Многие  из  нижеперечисленных  грузов  не представляют
   большой  опасности,  если  они  перевозятся  в упаковке. Однако при
   перевозке  навалом  они могут проявлять опасные свойства, требующие
   принятия    специальных   мер   безопасности,   предусмотренных   в
   соответствующих     разделах    Приложения    В.    Эти    вещества
   классифицированы  как  "вещества,  опасные  при  перевозке навалом"
   (ВОН) и перечислены ниже:
   
                                                            Номер по
                                                           Кодексу ВС
   Алюминиевый шлак                                            001
   Пирит обожженный (пиритовая зола, летучая зола)             003
   Древесный уголь                                             005
   Уголь                                                       010
   Железо, полученное методом прямого восстановления         015, 016
   Феррофосфор                                                 020
   Ферросилиций, содержащий 25 - 30% кремния или 90% кремния   022
   или более
   Плавиковый шпат (кальций фтористый)                         025
   Известь негашеная (оксид кальция)                           030
   Металлические сернистые концентраты                         035
   Нефтяной кокс:
    обожженный                                                 040
    необожженный                                               045
   Пек комовый, каменноугольная смола комовая, графитная смола 050
   Древесные опилки                                            055
   Силикомарганец                                              060
   Мясокостная мука                                            065
   Ванадиевая руда                                             070
   Древесная щепа                                              075
   Древесная масса в гранулах                                  080
   
   
   
   
   
                                 КОДЕКС
            БЕЗОПАСНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ТВЕРДЫХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
                              (КОДЕКС ИМО)
   
                               ПРЕДИСЛОВИЕ
   
       Вот  уже  более  ста  лет  такие  грузы,  как  зерно  и  уголь,
   перевозятся    навалом.   Однако   в   последние   годы   отмечался
   значительный   рост  разнообразия  навалочных  грузов,  перевозимых
   морем,  и  теперь  они  составляют значительную часть международной
   морской торговли.
       Миллионы   тонн   этих  грузов  -  уголь,  концентраты,  зерно,
   удобрения,  корма,  минералы  и руды - ежегодно перевозятся навалом
   по  морю.  Хотя громадное большинство этих перевозок осуществляется
   без  аварий,  к  сожалению,  еще  имеют  место серьезные инциденты,
   которые привели к гибели не только судов, но и людей.
       Проблемы,  связанные с перевозкой навалочных грузов, отмечались
   делегатами  Международной  конференции по охране человеческой жизни
   на  море  1960  года,  но  в  то  время не представлялось возможным
   разработать   подробные   требования,  за  исключением  требований,
   касающихся   перевозки   зерновых   грузов.   Конференция,  однако,
   рекомендовала  в  пункте  55  приложения  D  к Конвенции, чтобы под
   эгидой  Международной  морской  организации  (ИМО)  был  разработан
   приемлемый  в  международном  масштабе  кодекс  безопасной практики
   перевозки   навалочных   грузов.   Эта   работа   была  предпринята
   подкомитетом  по  контейнерам  и грузам ИМО, в результате чего было
   выпущено  несколько изданий Кодекса, первое из которых вышло в 1965
   г.
       Конвенция   по  охране  человеческой  жизни  на  море  1974  г.
   вступила  в  силу  25  мая  1980 г., заменив Конвенцию 1960 г., а в
   1983  г. Комитет по безопасности мореплавания принял пересмотренную
   главу  VII.  Внесенные  в эту главу поправки вступили в силу 1 июля
   1986  г.  В  настоящее  время  раздел  А  главы  VII регламентирует
   перевозку   опасных   грузов  как  пакетированных,  так  и  твердых
   навалочных.
       Настоящий   Кодекс  является  руководством,  рекомендуемым  для
   использования  Администрациями, судовладельцами, грузоотправителями
   и   капитанами,   и   содержит   нормы,  обеспечивающие  безопасное
   размещение  и  перевозку  твердых навалочных грузов, за исключением
   зерна,  перевозка  которого  регламентируется отдельными правилами.
   Кодекс    содержит    общие    рекомендации,    которыми    следует
   руководствоваться   всякий   раз,  когда  предполагается  перевозка
   навалочного  груза  морем,  описание  опасностей,  характерных  для
   определенных  материалов,  перечни  типичных веществ, перевозимых в
   настоящее  время  навалом, а также подробное описание рекомендуемых
   методик  по определению различных характеристик перевозимых навалом
   веществ.
       Следует   отметить,   что   перечень   веществ,   приводимый  в
   Приложениях  А,  В  и  С  к  Кодексу,  никоим  образом  не является
   исчерпывающим,  а  физические  свойства веществ приводятся лишь для
   получения  общего  представления.  Вследствие этого перед погрузкой

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное