Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30.12.2001 N 197-ФЗ (ПРИНЯТ ГД ФС РФ 21.12.2001)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 14
 
   учебные  заведения  до  начала  работы  ученого совета - на срок не
   более   одного   года,  а  для  замещения  временно  отсутствующего
   работника,  за  которым  в соответствии с законом сохраняется место
   работы, - до выхода этого работника на работу.
       Не проводится конкурс на замещение:
       должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
       должностей    научно-педагогических    работников,   занимаемых
   беременными женщинами;
       должностей   научно-педагогических  работников,  занимаемых  по
   трудовому    договору,   заключенному   на   неопределенный   срок,
   женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.
       Положение  о порядке замещения должностей научно-педагогических
   работников  утверждается  в порядке, устанавливаемом Правительством
   Российской Федерации.
       Если   работник,  занимающий  должность  научно-педагогического
   работника  по  трудовому  договору,  заключенному на неопределенный
   срок,  по  результатам  конкурса,  предусмотренного  частью третьей
   настоящей  статьи,  не  избран  на должность или не изъявил желания
   участвовать  в  указанном  конкурсе,  то  трудовой  договор  с  ним
   прекращается  в  соответствии  с  пунктом  4  статьи 336 настоящего
   Кодекса.
       При   избрании   работника   по  конкурсу  на  замещение  ранее
   занимаемой    им   по   срочному   трудовому   договору   должности
   научно-педагогического  работника  новый  трудовой договор может не
   заключаться.  В  этом случае действие срочного трудового договора с
   работником   продлевается  по  соглашению  сторон,  заключаемому  в
   письменной  форме,  на  определенный  срок не более пяти лет или на
   неопределенный срок.
       При  переводе  на  должность научно-педагогического работника в
   результате  избрания  по конкурсу на соответствующую должность срок
   действия  трудового  договора  с  работником  может быть изменен по
   соглашению    сторон,   заключаемому   в   письменной   форме,   на
   определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
       До  истечения  срока  избрания  по  конкурсу,  предусмотренному
   частью  третьей  настоящей  статьи,  или  в  течение срока срочного
   трудового  договора  в  целях  подтверждения соответствия работника
   занимаемой  им  должности  научно-педагогического  работника  может
   проводиться   аттестация   (часть   вторая   статьи  81  настоящего
   Кодекса).  Положение  о  порядке  проведения аттестации работников,
   занимающих      должности     научно-педагогических     работников,
   утверждается  в  порядке, устанавливаемом Правительством Российской
   Федерации.
       Должности  декана  факультета  и  заведующего кафедрой являются
   выборными.   Порядок  проведения  выборов  на  указанные  должности
   устанавливается уставами высших учебных заведений.
       В  государственных  и  муниципальных  высших учебных заведениях
   должности     ректора,    проректоров,    руководителей    филиалов
   (институтов)  замещаются  лицами  в  возрасте не старше шестидесяти
   пяти  лет  независимо  от  времени  заключения  трудовых договоров.
   Лица,   занимающие   указанные   должности   и  достигшие  возраста
   шестидесяти  пяти  лет,  переводятся  с  их письменного согласия на
   иные должности, соответствующие их квалификации.
       По    представлению   ученого   совета   государственного   или
   муниципального  высшего  учебного  заведения учредитель имеет право
   продлить  срок  пребывания  ректора в своей должности до достижения
   им возраста семидесяти лет.
       С  проректорами  высшего учебного заведения заключается срочный
   трудовой  договор.  Срок  окончания  срочного  трудового  договора,
   заключаемого   с   проректором,   совпадает   со  сроком  окончания
   полномочий ректора.
       По    представлению   ученого   совета   государственного   или
   муниципального   высшего  учебного  заведения  ректор  имеет  право
   продлить  срок  пребывания  в  должности  проректора,  руководителя
   филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
   
       Статья  333.  Продолжительность рабочего времени педагогических
   работников
   
       Для   педагогических   работников  устанавливается  сокращенная
   продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Учебная  нагрузка  педагогического  работника,  оговариваемая в
   трудовом   договоре,   может   ограничиваться  верхним  пределом  в
   случаях,  предусмотренных  типовым  положением  об  образовательном
   учреждении    соответствующих    типа    и    вида,    утверждаемым
   Правительством Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       В    зависимости    от    должности   и   (или)   специальности
   педагогическим   работникам   с   учетом   особенностей   их  труда
   продолжительность  рабочего  времени  (нормы  часов  педагогической
   работы  за  ставку  заработной  платы)  определяется Правительством
   Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
   
       Педагогическим  работникам  предоставляется  ежегодный основной
   удлиненный    оплачиваемый   отпуск,   продолжительность   которого
   устанавливается Правительством Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников
   
       Педагогические  работники  образовательного  учреждения не реже
   чем  через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют
   право  на  длительный  отпуск  сроком  до  одного  года,  порядок и
   условия  предоставления  которого  определяются учредителем и (или)
   уставом данного образовательного учреждения.
   
       Статья  336.  Дополнительные  основания  прекращения  трудового
   договора с педагогическим работником
   
       Помимо  оснований,  предусмотренных  настоящим Кодексом и иными
   федеральными  законами,  основаниями прекращения трудового договора
   с педагогическим работником являются:
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       1)  повторное  в  течение  одного  года грубое нарушение устава
   образовательного учреждения;
       2)  применение,  в  том  числе однократное, методов воспитания,
   связанных  с  физическим и (или) психическим насилием над личностью
   обучающегося, воспитанника;
       3)    достижение    предельного    возраста    для    замещения
   соответствующей  должности в соответствии со статьей 332 настоящего
   Кодекса;
   (п. 3 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       4)  неизбрание  по конкурсу на должность научно-педагогического
   работника  или  истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая
   статьи 332 настоящего Кодекса).
   (п. 4 введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
                Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
          РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ
          ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
             ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
               УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
   
       Статья  337.  Органы, направляющие работников в дипломатические
   представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, а
   также   в   представительства  федеральных  органов  исполнительной
   власти   и   государственных  учреждений  Российской  Федерации  за
   границей
   
       Направление    работников    на    работу   в   дипломатические
   представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, а
   также   в   представительства  федеральных  органов  исполнительной
   власти   и   государственных  учреждений  Российской  Федерации  за
   границей   производится   специально  уполномоченными  федеральными
   органами  исполнительной  власти  и  государственными  учреждениями
   Российской Федерации.
   
       Статья  338.  Трудовой  договор  с  работником, направляемым на
   работу в представительство Российской Федерации за границей
   
       С   работником,  направляемым  на  работу  в  представительство
   Российской  Федерации  за границей, заключается трудовой договор на
   срок  до  трех  лет. По окончании указанного срока трудовой договор
   может быть перезаключен на новый срок.
       При   направлении  на  работу  в  представительство  Российской
   Федерации   за   границей   работника,   занимающего   должность  в
   соответствующем   федеральном   органе  исполнительной  власти  или
   государственном  учреждении  Российской  Федерации, в заключенный с
   ним   ранее  трудовой  договор  вносятся  изменения  и  дополнения,
   касающиеся  срока  и  условий  его работы за границей. По окончании
   работы  за  границей  такому  работнику  должна  быть предоставлена
   прежняя  или  равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с
   согласия работника - другая работа (должность).
   
       Статья  339. Условия труда и отдыха работников, направляемых на
   работу в представительства Российской Федерации за границей
   
       (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Условия  труда  и  отдыха  работников, направляемых на работу в
   представительства  Российской  Федерации  за границей, определяются
   локальными  нормативными  актами соответствующего представительства
   и   трудовыми  договорами,  которые  не  могут  ухудшать  положение
   работников по сравнению с установленным настоящим Кодексом.
       Минимальная    продолжительность    ежегодных    дополнительных
   отпусков  и  условия  их  предоставления  работникам,  работающим в
   представительствах  Российской  Федерации  за  границей в странах с
   особыми  (в  том  числе климатическими) условиями, а также перечень
   этих  стран  устанавливаются в порядке, определяемом Правительством
   Российской Федерации.
   
       Статья  340. Гарантии и компенсации работникам, направляемым на
   работу в представительства Российской Федерации за границей
   
       Порядок   и  условия  установления  дополнительных  гарантий  и
   выплаты  компенсаций  в  связи  с переездом к месту работы, а также
   условия    материально-бытового    обеспечения   и   оплаты   труда
   работников,  направляемых  на работу в представительства Российской
   Федерации  за  границей,  устанавливаются Правительством Российской
   Федерации  с  учетом  климатических  и иных особых условий в стране
   пребывания.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья  341.  Основания  прекращения работы в представительстве
   Российской Федерации за границей
   
       Прекращение  работы в представительстве Российской Федерации за
   границей  производится  в  связи с истечением срока, установленного
   при   направлении  работника  соответствующим  федеральным  органом
   исполнительной  власти  или  государственным учреждением Российской
   Федерации или заключении с ним срочного трудового договора.
       Работа  в  представительстве  Российской  Федерации за границей
   может быть прекращена досрочно также в случаях:
       1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;
       2)  объявления  работника  персоной  нон  грата  либо получения
   уведомления   от  компетентных  властей  страны  пребывания  о  его
   неприемлемости в стране пребывания;
       3)   уменьшения   установленной   квоты   дипломатических   или
   технических работников соответствующего представительства;
       4)   несоблюдения   работником   обычаев   и   законов   страны
   пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;
       5)  невыполнения  работником  принятых  на  себя при заключении
   трудового  договора  обязательств по обеспечению соблюдения членами
   своей  семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения
   и  морали,  а  также  правил  проживания, действующих на территории
   соответствующего представительства;
       6)  однократного  грубого  нарушения  трудовых  обязанностей, а
   также  режимных  требований, с которыми работник был ознакомлен при
   заключении трудового договора;
       7)  временной  нетрудоспособности продолжительностью свыше двух
   месяцев  подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе
   за  границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным в
   порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       При   прекращении   работы   в   представительстве   Российской
   Федерации  за  границей  по  одному  из  оснований, предусмотренных
   частью   второй   настоящей   статьи,   увольнение  работников,  не
   состоящих   в   штате   направившего   их   на  работу  за  границу
   федерального  органа  исполнительной  власти  или  государственного
   учреждения  Российской  Федерации,  производится  в  соответствии с
   пунктом  2  части  первой  статьи 77 настоящего Кодекса. Увольнение
   работников,  состоящих  в  штате  указанных  органов  и учреждений,
   производится  по  основаниям,  предусмотренным настоящим Кодексом и
   иными федеральными законами.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
                Глава 54. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
                   РАБОТНИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
   
       Статья   342.   Стороны   трудового   договора   в  религиозной
   организации
   
       Работодателем       является      религиозная      организация,
   зарегистрированная  в порядке, установленном федеральным законом, и
   заключившая трудовой договор с работником в письменной форме.
       Работником  является лицо, достигшее возраста восемнадцати лет,
   заключившее  трудовой  договор  с  религиозной  организацией, лично
   выполняющее   определенную   работу   и   подчиняющееся  внутренним
   установлениям религиозной организации.
   
       Статья 343. Внутренние установления религиозной организации
   
       Права  и  обязанности  сторон трудового договора определяются в
   трудовом  договоре с учетом особенностей, установленных внутренними
   установлениями   религиозной   организации,   которые   не   должны
   противоречить  Конституции Российской Федерации, настоящему Кодексу
   и иным федеральным законам.
   
       Статья   344.   Особенности  заключения  трудового  договора  с
   религиозной организацией и его изменения
   
       Трудовой  договор  между  работником и религиозной организацией
   может заключаться на определенный срок.
       При  заключении трудового договора работник обязуется выполнять
   любую  не  запрещенную  настоящим  Кодексом  или  иным  федеральным
   законом работу, определенную этим договором.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       В  трудовой  договор  в  соответствии  с  настоящим  Кодексом и
   внутренними   установлениями   религиозной  организации  включаются
   условия,  существенные  для работника и для религиозной организации
   как работодателя.
       При  необходимости  изменения  определенных  сторонами  условий
   трудового  договора религиозная организация обязана предупредить об
   этом  работника в письменной форме не менее чем за семь календарных
   дней.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья   345.   Режим   рабочего   времени  лиц,  работающих  в
   религиозных организациях
   
       Режим   рабочего   времени   лиц,   работающих   в  религиозных
   организациях,   определяется   с   учетом  установленной  настоящим
   Кодексом  нормальной  продолжительности  рабочего времени исходя из
   режима  осуществления  обрядов  или  иной  деятельности религиозной
   организации, определенной ее внутренними установлениями.
   
       Статья    346.    Материальная    ответственность    работников
   религиозных организаций
   
       С   работником  религиозной  организации  может  быть  заключен
   договор  о  полной  материальной  ответственности  в соответствии с
   перечнем,   определенным   внутренними  установлениями  религиозной
   организации.
   
       Статья   347.   Прекращение  трудового  договора  с  работником
   религиозной организации
   
       Помимо  оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, трудовой
   договор  с  работником религиозной организации может быть прекращен
   по основаниям, предусмотренным трудовым договором.
       Сроки   предупреждения  работника  религиозной  организации  об
   увольнении  по  основаниям,  предусмотренным  трудовым договором, а
   также   порядок   и  условия  предоставления  указанным  работникам
   гарантий    и   компенсаций,   связанных   с   таким   увольнением,
   определяются трудовым договором.
   
       Статья   348.   Рассмотрение   индивидуальных  трудовых  споров
   работников религиозных организаций
   
       Индивидуальные     трудовые     споры,    не    урегулированные
   самостоятельно    работником   и   религиозной   организацией   как
   работодателем, рассматриваются в суде.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
                Глава 55. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
                       ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
   
       Статья  349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях
   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации  и  федеральных  органах
   исполнительной   власти,  в  которых  законодательством  Российской
   Федерации   предусмотрена   военная  служба,  а  также  работников,
   проходящих  заменяющую  военную  службу  альтернативную гражданскую
   службу
   
       На   работников,   заключивших  трудовой  договор  о  работе  в
   воинских  частях,  учреждениях, военных образовательных учреждениях
   высшего    и    среднего    профессионального   образования,   иных
   организациях  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации и федеральных
   органов   исполнительной   власти,   в   которых  законодательством
   Российской  Федерации  предусмотрена  военная  служба,  а  также на
   работников,  проходящих  заменяющую  военную  службу альтернативную
   гражданскую  службу,  распространяются  трудовое законодательство и
   иные  акты,  содержащие  нормы  трудового  права,  с особенностями,
   установленными  настоящим Кодексом, другими федеральными законами и
   иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       В  соответствии  с  задачами органов, учреждений и организаций,
   указанных   в   части   первой  настоящей  статьи,  для  работников
   устанавливаются    особые    условия    оплаты   труда,   а   также
   дополнительные льготы и преимущества.
   
       Статья   350.   Некоторые   особенности   регулирования   труда
   медицинских работников
   
       Для    медицинских   работников   устанавливается   сокращенная
   продолжительность  рабочего  времени  не более 39 часов в неделю. В
   зависимости  от  должности  и (или) специальности продолжительность
   рабочего     времени     медицинских     работников    определяется
   Правительством Российской Федерации.
       Медицинским     работникам     организаций     здравоохранения,
   проживающим   и  работающим  в  сельской  местности  и  в  поселках
   городского   типа,  продолжительность  работы  по  совместительству
   может  увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации,
   принятому   с   учетом   мнения   соответствующего  общероссийского
   профессионального     союза     и    общероссийского    объединения
   работодателей.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Отдельным   категориям   медицинских   работников   может  быть
   предоставлен    ежегодный   дополнительный   оплачиваемый   отпуск.
   Продолжительность     дополнительного    отпуска    устанавливается
   Правительством Российской Федерации.
   (часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
       Статья  351.  Регулирование труда творческих работников средств
   массовой    информации,   организаций   кинематографии,   теле-   и
   видеосъемочных   коллективов,  театров,  театральных  и  концертных
   организаций,  цирков  и  иных  лиц,  участвующих в создании и (или)
   исполнении    (экспонировании)    произведений,    профессиональных
   спортсменов
   
       (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Особенности  регулирования  труда творческих работников средств
   массовой    информации,   организаций   кинематографии,   теле-   и
   видеосъемочных   коллективов,  театров,  театральных  и  концертных
   организаций,  цирков  и  иных  лиц,  участвующих в создании и (или)
   исполнении    (экспонировании)    произведений,    профессиональных
   спортсменов,   в   частности   особенности  регулирования  рабочего
   времени  и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и
   (или)   организационного  характера,  продолжительности  ежедневной
   работы  (смены),  работы  в  ночное  время,  выходные  и  нерабочие
   праздничные  дни),  оплаты  труда,  в  соответствии  со статьей 252
   настоящего  Кодекса  устанавливаются  трудовым  законодательством и
   иными  нормативными  правовыми  актами, содержащими нормы трудового
   права,    коллективными    договорами,   соглашениями,   локальными
   нормативными  актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96,
   113,   153,   157   и   268  настоящего  Кодекса,  также  трудовыми
   договорами.
   
                               ЧАСТЬ ПЯТАЯ
   
               Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД.
       РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
          ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ,
                    СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
           (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
                        Глава 56. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 352. Способы защиты трудовых прав и свобод
   
       (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Каждый  имеет  право  защищать  свои  трудовые  права и свободы
   всеми способами, не запрещенными законом.
       Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
       самозащита работниками трудовых прав;
       защита   трудовых   прав   и   законных   интересов  работников
   профессиональными союзами;
       государственный  надзор  и  контроль  за  соблюдением трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы трудового права;
       судебная защита.
   
               Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
            ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ
              НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ
                             ТРУДОВОГО ПРАВА
   
   
       Статья  353.  Органы  государственного  надзора  и  контроля за
   соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых
   актов, содержащих нормы трудового права
   
       Государственный  надзор  и  контроль  за  соблюдением трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы   трудового   права,   всеми   работодателями  на  территории
   Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Государственный  надзор  за  соблюдением  правил по безопасному
   ведению   работ  в  отдельных  отраслях  и  на  некоторых  объектах
   промышленности  наряду  с федеральной инспекцией труда осуществляют
   соответствующие    федеральные    органы   исполнительной   власти,
   осуществляющие  функции по контролю и надзору в установленной сфере
   деятельности.
   (в  ред.  Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006
   N 90-ФЗ)
       Внутриведомственный  государственный  контроль  за  соблюдением
   трудового  законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов,
   содержащих  нормы  трудового права, в подведомственных организациях
   осуществляют   федеральные  органы  исполнительной  власти,  органы
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также
   органы   местного   самоуправления   в   порядке   и  на  условиях,
   определяемых  федеральными законами и законами субъектов Российской
   Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Государственный  надзор  за  точным и единообразным исполнением
   трудового  законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов,
   содержащих   нормы   трудового   права,   осуществляют  Генеральный
   прокурор   Российской  Федерации  и  подчиненные  ему  прокуроры  в
   соответствии с федеральным законом.
   
       Статья 354. Федеральная инспекция труда
   
       Федеральная  инспекция труда - единая централизованная система,
   состоящая    из    федерального   органа   исполнительной   власти,
   уполномоченного  на  проведение государственного надзора и контроля
   за   соблюдением  трудового  законодательства  и  иных  нормативных
   правовых   актов,   содержащих   нормы   трудового   права,  и  его
   территориальных органов (государственных инспекций труда).
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Часть  вторая  утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004
   N 122-ФЗ.
       Руководство    деятельностью    федеральной   инспекции   труда
   осуществляет   руководитель   федерального   органа  исполнительной
   власти,  уполномоченного  на  проведение государственного надзора и
   контроля   за   соблюдением   трудового   законодательства  и  иных
   нормативных  правовых  актов,  содержащих  нормы трудового права, -
   главный   государственный  инспектор  труда  Российской  Федерации,
   назначаемый    на    должность   и   освобождаемый   от   должности
   Правительством Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Часть   четвертая   утратила   силу.  -  Федеральный  закон  от
   22.08.2004 N 122-ФЗ.
   
       Статья   355.   Принципы   деятельности   и   основные   задачи
   федеральной инспекции труда
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Деятельность  федеральной  инспекции труда и ее должностных лиц
   осуществляется  на  основе  принципов уважения, соблюдения и защиты
   прав  и  свобод  человека  и гражданина, законности, объективности,
   независимости и гласности.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       обеспечение   соблюдения   и  защиты  трудовых  прав  и  свобод
   граждан, включая право на безопасные условия труда;
       обеспечение       соблюдения      работодателями      трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы трудового права;
       обеспечение  работодателей  и работников информацией о наиболее
   эффективных  средствах  и  методах  соблюдения  положений трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы трудового права;
       доведение  до  сведения соответствующих органов государственной
   власти     фактов    нарушений,    действий    (бездействия)    или
   злоупотреблений,   которые  не  подпадают  под  действие  трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы трудового права.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       В  соответствии  с  возложенными  на  нее  задачами федеральная
   инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       осуществляет  государственный  надзор и контроль за соблюдением
   работодателями   трудового   законодательства  и  иных  нормативных
   правовых  актов,  содержащих  нормы  трудового  права,  посредством
   проверок,   обследований,   выдачи   обязательных   для  исполнения
   предписаний  об  устранении  нарушений,  составления  протоколов об
   административных  правонарушениях в пределах полномочий, подготовки
   других   материалов   (документов)   о   привлечении   виновных   к
   ответственности  в  соответствии  с  федеральными  законами и иными
   нормативными правовыми актами Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       анализирует  обстоятельства  и  причины  выявленных  нарушений,
   принимает   меры  по  их  устранению  и  восстановлению  нарушенных
   трудовых прав граждан;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       осуществляет  в  соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       направляет  в  установленном порядке соответствующую информацию
   в  федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной
   власти    субъектов    Российской    Федерации,   органы   местного
   самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;
       абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;
       осуществляет  надзор  и  контроль за соблюдением установленного
   порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       обобщает  практику  применения,  анализирует  причины нарушений
   трудового  законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов,
   содержащих   нормы   трудового   права,   готовит   соответствующие
   предложения по их совершенствованию;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       анализирует  состояние  и причины производственного травматизма
   и  разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие
   в  расследовании  несчастных  случаев  на производстве или проводит
   его самостоятельно;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       абзацы  одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный
   закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;
       принимает  необходимые  меры  по  привлечению  в  установленном
   порядке  квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения
   положений  трудового  законодательства  и иных нормативных правовых
   актов,  относящихся  к охране здоровья и безопасности работников во
   время   их   работы,   а   также  получения  информации  о  влиянии
   применяемых   технологий,  используемых  материалов  и  методов  на
   состояние здоровья и безопасность работников;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       запрашивает  у  федеральных  органов исполнительной власти и их
   территориальных  органов,  органов  исполнительной власти субъектов
   Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления,  органов
   прокуратуры,  судебных  органов и других организаций и безвозмездно
   получает  от них информацию, необходимую для выполнения возложенных
   на них задач;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       ведет  прием  и  рассматривает заявления, письма, жалобы и иные
   обращения  граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по
   устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       осуществляет  информирование и консультирование работодателей и
   работников  по  вопросам  соблюдения  трудового  законодательства и
   иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       информирует  общественность  о  выявленных нарушениях трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы  трудового  права,  ведет  разъяснительную  работу о трудовых
   правах граждан;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       готовит  и  публикует  ежегодные доклады о соблюдении трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы  трудового  права,  в  установленном  порядке представляет их
   Президенту   Российской  Федерации  и  в  Правительство  Российской
   Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       иные  полномочия в соответствии с федеральными законами и иными
   нормативными правовыми актами Российской Федерации.
   (абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда
   
       Государственные     инспекторы    труда    при    осуществлении
   государственного   надзора  и  контроля  за  соблюдением  трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы трудового права, имеют право:
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       в   порядке,   установленном   федеральными  законами  и  иными
   нормативными     правовыми     актами     Российской     Федерации,
   беспрепятственно  в  любое  время  суток  при наличии удостоверений
   установленного   образца  посещать  в  целях  проведения  инспекции
   организации    всех    организационно-правовых    форм    и    форм
   собственности, работодателей - физических лиц;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       запрашивать   у  работодателей  и  их  представителей,  органов
   исполнительной   власти   и   органов   местного  самоуправления  и
   безвозмездно  получать  от  них  документы, объяснения, информацию,
   необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
       изымать  для  анализа  образцы  используемых или обрабатываемых
   материалов   и   веществ   в  порядке,  установленном  федеральными
   законами   и   иными   нормативными   правовыми  актами  Российской
   Федерации,   с   уведомлением   об   этом   работодателя   или  его
   представителя и составлять соответствующий акт;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       расследовать  в  установленном  порядке  несчастные  случаи  на
   производстве;
       предъявлять  работодателям и их представителям обязательные для
   исполнения    предписания   об   устранении   нарушений   трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы   трудового   права,   о   восстановлении   нарушенных   прав
   работников,   привлечении   виновных   в   указанных  нарушениях  к
   дисциплинарной  ответственности  или об отстранении их от должности
   в установленном порядке;
       абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;
       направлять   в  суды  при  наличии  заключений  государственной
   экспертизы  условий  труда  требования о ликвидации организаций или
   прекращении  деятельности  их  структурных подразделений вследствие
   нарушения требований охраны труда;
       выдавать   предписания   об   отстранении  от  работы  лиц,  не
   прошедших  в  установленном  порядке  обучение безопасным методам и
   приемам  выполнения  работ,  инструктаж по охране труда, стажировку
   на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       запрещать  использование  не  имеющих сертификатов соответствия
   или  не  соответствующих  государственным  нормативным  требованиям
   охраны  труда  (в  том  числе  требованиям технических регламентов)
   средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       абзацы  одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный
   закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;
       составлять  протоколы  и рассматривать дела об административных
   правонарушениях  в пределах полномочий, подготавливать и направлять
   в  правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о
   привлечении   виновных   к   ответственности   в   соответствии   с
   федеральными   законами   и  иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       выступать  в  качестве  экспертов  в  суде по искам о нарушении
   трудового  законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов,
   содержащих  нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного
   здоровью работников на производстве.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       В  случае  обращения  профсоюзного  органа, работника или иного
   лица  в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на
   рассмотрении     соответствующего     органа     по    рассмотрению
   индивидуального  или  коллективного трудового спора (за исключением
   исков,  принятых  к  рассмотрению  судом,  или вопросов, по которым
   имеется   решение   суда),   государственный  инспектор  труда  при
   выявлении  очевидного нарушения трудового законодательства или иных
   нормативных  правовых  актов,  содержащих  нормы  трудового  права,
   имеет    право    выдать   работодателю   предписание,   подлежащее
   обязательному  исполнению. Данное предписание может быть обжаловано
   работодателем  в  суд  в  течение  десяти дней со дня его получения
   работодателем или его представителем.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда
   
       Государственные     инспекторы    труда    при    осуществлении
   государственного   надзора  и  контроля  за  соблюдением  трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы   трудового   права,   обязаны   соблюдать   законодательство
   Российской  Федерации,  права  и  законные интересы работодателей -
   физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
   (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Государственные  инспекторы  труда  обязаны  хранить охраняемую
   законом  тайну  (государственную,  служебную, коммерческую и иную),
   ставшую  им  известной  при  осуществлении  ими своих полномочий, а
   также   после   оставления   своей   должности,  считать  абсолютно
   конфиденциальным   источник   всякой   жалобы   на  недостатки  или
   нарушения  положений  трудового законодательства и иных нормативных
   правовых  актов,  содержащих  нормы трудового права, воздерживаться
   от  сообщения  работодателю  сведений  о  заявителе,  если проверка
   проводится  в  связи с его обращением, а заявитель возражает против
   сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда
   
       Государственные  инспекторы  труда при осуществлении своих прав
   и  исполнении  обязанностей  являются  полномочными представителями
   государства   и   находятся   под   его   защитой,   независимы  от
   государственных  органов,  должностных  лиц  и  подчиняются  только
   закону.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья 360. Порядок инспектирования работодателей
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Порядок  проведения  проверок  должностными  лицами федеральной
   инспекции    труда    определяется   ратифицированными   Российской
   Федерацией  конвенциями Международной организации труда по вопросам
   инспекции  труда,  настоящим Кодексом, иными федеральными законами,
   а также решениями Правительства Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       Государственные   инспекторы   труда   в   целях  осуществления
   государственного   надзора  и  контроля  за  соблюдением  трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы  трудового  права, инспектируют на всей территории Российской
   Федерации   любых   работодателей  (организации  независимо  от  их
   организационно-правовых   форм   и   форм  собственности,  а  также
   работодателей   -   физических   лиц)   в   порядке,  установленном
   федеральными   законами   и  иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       При  инспекционной  проверке  государственный  инспектор  труда
   может   уведомлять   о   своем  присутствии  работодателя  или  его
   представителя,  если только не считает, что такое уведомление может
   нанести ущерб эффективности контроля.
       Организации   Вооруженных   Сил  Российской  Федерации,  органы
   безопасности,     органы     внутренних     дел,    Государственная
   противопожарная    служба,    другие   правоохранительные   органы,
   исправительные   учреждения,   организации   атомной   и  оборонной
   промышленности  и  другие подлежат инспекционным проверкам с особым
   порядком их проведения, который предусматривает:
   (в  ред.  Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003
   N 86-ФЗ)
       доступ   для   государственных  инспекторов  труда,  получивших
   заблаговременно соответствующий допуск;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
       проведение проверок в назначенное время;
       ограничение  на  проведение  проверок  во  время  маневров  или
   учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
       Особый     порядок     проведения     инспекционных    проверок
   устанавливается   федеральными   законами   и   иными  нормативными
   правовыми актами Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья  361.  Обжалование  решений  государственных инспекторов
   труда
   
       Решения    государственных   инспекторов   труда   могут   быть
   обжалованы    соответствующему   руководителю   по   подчиненности,
   главному  государственному  инспектору труда Российской Федерации и
   (или)  в  суд.  Решения  главного государственного инспектора труда
   Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья    362.    Ответственность    за   нарушение   трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы трудового права
   
       Руководители  и  иные  должностные  лица  организаций,  а также
   работодатели  -  физические  лица,  виновные  в нарушении трудового
   законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
   нормы  трудового  права, несут ответственность в случаях и порядке,
   которые   установлены   настоящим  Кодексом  и  иными  федеральными
   законами.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Статья  363. Ответственность за воспрепятствование деятельности
   государственных инспекторов труда
   
       Лица,  препятствующие  осуществлению государственного надзора и
   контроля   за   соблюдением   трудового   законодательства  и  иных
   нормативных  правовых  актов,  содержащих нормы трудового права, не
   исполняющие   предъявленные   им  предписания,  применяющие  угрозы
   насилия  или насильственные действия по отношению к государственным
   инспекторам   труда,   членам   их  семей  и  их  имуществу,  несут
   ответственность, установленную федеральными законами.
   
       Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда
   
       За  противоправные  действия  или  бездействие  государственные
   инспекторы  труда несут ответственность, установленную федеральными
   законами.
   
       Статья   365.  Взаимодействие  федеральной  инспекции  труда  с
   государственными   органами,  органами  местного  самоуправления  и
   организациями
   
       (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
   
       Федеральная  инспекция  труда осуществляет свою деятельность во
   взаимодействии   с  федеральными  органами  исполнительной  власти,
   осуществляющими  функции  по  контролю  и  надзору  в установленной
   сфере  деятельности,  иными  федеральными  органами  исполнительной
   власти,   органами   исполнительной   власти  субъектов  Российской
   Федерации,  органами местного самоуправления, органами прокуратуры,
   профессиональными   союзами   (их   объединениями),   объединениями
   работодателей, другими организациями.
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное