Стр. 5
| | строгое выполнение методики|
| |предполетного облета средств связи и|
| |радиотехнического обеспечения полетов на|
| |командно-диспетчерских и командных|
| |пунктах. |
L----------------------+------------------------------------------
Приложение N 6
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ
ВЛИЯНИЯ (ЛОКАЛИЗАЦИИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ
В МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМ И ОРНИТОЛОГИЧЕСКОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
-----------------------T------------------------------------------
| Опасные факторы | Основные мероприятия, проводимые для |
| | исключения влияния (локализации) опасных|
| | факторов |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 1 | 2 |
+----------------------+-----------------------------------------+
|1. Перечень основных | Начальники метеослужб частей,|
|мероприятий, проводи- |соединений и объединений обязаны|
|мых для исключения |постоянно добиваться повышения уровня|
|влияния (локализации) |специальной подготовки личного состава|
|опасных факторов в ме-|метеорологической службы, заботиться о|
|теорологическом и ор- |разработке и внедрении в практику работы|
|нитологическом обеспе-|метеорологических подразделений наиболее|
|чении полетов |надежных и совершенных методов|
| |прогнозирования метеорологической|
| |обстановки, форм и способов|
| |метеорологического и орнитологического|
| |обеспечения, организовывать проведение|
| |занятий по авиационной метеорологии с|
| |руководящим и летным составом|
| |объединений, соединений и частей, а также|
| |с расчетами командных пунктов и центров|
| |единой системы ОрВД. |
| | Дежурный синоптик в период полетов|
| |ежечасно, а при полетах по правилам|
| |приборных полетов, при минимуме погоды, и|
| |при неустойчивой, резко меняющейся|
| |метеорологической обстановке - через 30|
| |минут, докладывает руководителю полетов|
| |данные о фактической погоде и|
| |орнитологической обстановке на своем,|
| |запасных аэродромах и по району полетов,|
| |а по указанию руководителя полетов -|
| |чаще. |
| | Знать и руководствоваться критическими|
| |значениями метеорологических элементов и|
| |предельными расстояниями до опасных|
| |явлений погоды, при которых|
| |ограничиваются или прекращаются полеты|
| |(возвращаются экипажи с маршрута). |
| | После окончания полетов руководитель|
| |полетов обязан оценивать прогноз погоды|
| |на полеты и качество метеорологического и|
| |орнитологического обеспечения полетов.|
| |Качество обеспечения оценивается|
| |"отлично", "хорошо", "удовлетворительно",|
| |"неудовлетворительно". |
| | Штормовые предупреждения должны|
| |вручаться под расписку не позднее чем за|
| |30 минут до начала возникновения опасного|
| |явления погоды: в период полетов -|
| |руководителю полетов; при отсутствии|
| |полетов - дежурному по командному пункту,|
| |дежурному по приему и выпуску самолетов|
| |(дежурному авиадиспетчеру). Кроме того,|
| |штормовые предупреждения докладываются|
| |командиру и должностным лицам. |
+----------------------+-----------------------------------------+
|2. Пренебрежение ме- | Начальники смен метеорологического|
|теоусловиями со сторо-|бюро объединения (соединения) обязаны|
|ны руководящего летно-|контролировать соответствие фактической и|
|го состава и лиц груп-|ожидаемой метеорологической обстановки на|
|пы руководства полета-|аэродромах (маршрутах) характеру|
|ми, выпуск в полет|выполняемых в частях полетов. |
|экипажей в метеоусло- | При несоответствии метеоусловий|
|виях, не соответствую-|немедленно докладывать ответственным|
|щих уровню их подго- |дежурным командного пункта и давать|
|товки и характеру вы- |рекомендации о прекращении полетов. |
|полнения полетных за- | Командир части (руководитель полетов)|
|даний |при сложных, резко меняющихся|
| |(неустойчивых) метеоусловиях обязан|
| |прекратить полеты, заслушать дежурного|
| |синоптика, если позволяют метеоусловия,|
| |провести доразведку погоды и после новой|
| |оценки метеорологической обстановки|
| |принять решение о возможности дальнейшего|
| |проведения полетов. |
| | При получении штормового|
| |предупреждения заслушать доклад дежурного|
| |синоптика об ожидаемом изменении|
| |метеорологической обстановки, оценить его|
| |и прекратить полеты за 30 мин. до начала|
| |ожидаемого опасного явления погоды. |
| | При внезапном ухудшении погоды в|
| |районе аэродрома организовать посадку|
| |самолетов на своем аэродроме. Если|
| |метеоусловия не соответствуют уровню|
| |подготовки летающих экипажей, направить|
| |их на запасной аэродром. |
+----------------------+-----------------------------------------+
|3. Неудовлетворитель- | За 1 ч и за 20 - 25 мин. до начала|
|ная организация прове-|воздушной разведки погоды, за 30 мин. до|
|дения радиолокационной|начала полетов, во время полетов - по|
|и воздушной разведок |указанию руководителя полетов проводить|
|погоды, необъективная |радиолокационную разведку погоды; |
|информация о погоде от| воздушную разведку погоды проводить|
|летных экипажей |непосредственно перед летной сменой до|
| |начала предполетных указаний. |
| | В ходе полетов проводить доразведку|
| |погоды (при полетах по правилам|
| |визуальных полетов - не реже чем через 2|
| |ч, по правилам приборных полетов -|
| |ежечасно, а при минимуме погоды - через|
| |30 минут). |
+----------------------+-----------------------------------------+
|4. Несоответствие тех-| Состав метеооборудования аэродромов,|
|нического оснащения |обеспечивающих взлет и посадку при|
|аэродрома установлен- |различных значениях метеоминимума,|
|ному метеоминимуму |определен служебными документами. |
L----------------------+------------------------------------------
Приложение N 7
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ
ВЛИЯНИЯ (ЛОКАЛИЗАЦИИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В ШТУРМАНСКОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
-----------------------T------------------------------------------
| Опасные факторы | Основные мероприятия, проводимые для |
| |исключения влияния (локализации) опасных |
| | факторов |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 1 | 2 |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 1. Столкновение воздушного судна с земной (водной) |
| поверхностью и препятствиями на ней: |
+----------------------T-----------------------------------------+
| нарушение порядка и | систематический анализ АП и инцидентов|
|правил использования |из-за столкновения воздушных судов с|
|воздушного пространс- |рельефом местности; |
|тва; | регулярные проверки знания летным|
| плохое знание летным|составом района полетов, рельефа|
|составом района поле- |местности в районе полетов, методики|
|тов, рельефа местности|расчета безопасных высот полета, мер|
|в районе полетов, ме- |безопасности при выполнении полетов на|
|тодики расчета безо- |малых и предельно малых высотах, в горной|
|пасных высот, мер бе- |местности; |
|зопасности при выпол- | проведение с летным составом, лицами|
|нении полетов на малых|группы руководства полетами,|
|и предельно малых вы- |руководителями полетов на полигонах и|
|сотах, в горной мест- |дежурными сменами командных пунктов|
|ности; |семинаров по порядку назначения и|
| нарушение членами |выдерживания заданных высот полета; |
|экипажа методики ис- | проведение комплексных тренажей по|
|пользования бортовых |порядку использования бортовых систем|
|систем обеспечения |обеспечения БзП, радиовысотомеров; |
|БзП, радиовысотомеров;| проведение классно-групповых занятий|
| ошибки в расчетах |по изучению метеорологических условий|
|при определении безо- |полета, способствующих возникновению|
|пасных высот полета; |опасности столкновения воздушных судов с|
| нарушение единой ме-|препятствиями на земной (водной)|
|тодики учета суммарных|поверхности; |
|поправок барометричес-| формирование (совершенствование)|
|ких высотомеров; |навыков выполнения штурманских расчетов|
| пренебрежение метео-|при проведении учений, частных и|
|рологическим прогнозом|комплексных тренировок с лицами группы|
|на полеты; |руководства полетами, руководителями|
| нарушение методики |полетов на полигонах и расчетами|
|определения минимумов |командных пунктов; |
|аэродромов для взлета | контроль соответствия установленных|
|и посадки воздушных |значений высот полета и схем снижения для|
|судов; |захода на посадку, опубликованных в|
| нарушение установ- |документах аэронавигационной информации,|
|ленных схем снижения в|требованиям служебных документов; |
|районе аэродрома при | организация и контроль учета суммарных|
|выполнении захода на |поправок для барометрических высотомеров;|
|посадку; | контроль соблюдения методики|
| плохое знание мето- |выполнения расчетов безопасных высот|
|дики использования ба-|полета по маршрутам, в районе аэродрома и|
|рометрических приборов|аэродромных зонах; |
|при выполнении посадки| контроль знания личным составом мер|
|на высокогорный аэро- |безопасности при выполнении полетов на|
|дром; |малых и предельно малых высотах, в горной|
| нарушение требований|местности. |
|нормативных документов| |
|при организации подго-| |
|товки к полетам на ма-| |
|лых и предельно малых | |
|высотах; | |
| нарушение мер безо- | |
|пасности при выполне- | |
|нии полетов на малых и| |
|предельно малых высо- | |
|тах, в горной местнос-| |
|ти. | |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 2. Опасное сближение и столкновение воздушных |
| судов в воздухе: |
+----------------------T-----------------------------------------+
| нарушение требований| периодический анализ АП и инцидентов|
|нормативных докумен- |из-за опасных сближений и столкновений|
|тов, определяющих по- |воздушных судов; |
|рядок эшелонирования | контроль уровня натренированности|
|самолетов в воздухе; |летного состава и своевременное|
| нарушение установ- |восстановление навыков выполнения|
|ленных нормативными |групповых полетов; |
|документами параметров| контроль знания летным составом,|
|взаимного расположения|лицами группы руководства полетами,|
|элементов структуры |руководителями полетов на полигонах и|
|воздушного пространс- |дежурными сменами командных пунктов|
|тва района аэродрома; |правил эшелонирования; |
| ошибочные действия | контроль знания летным составом,|
|дежурных смен ОрВД; |лицами группы руководства полетами,|
| преднамеренное отк- |руководителями полетов на полигонах и|
|лонение экипажа от за-|дежурными сменами командных пунктов|
|данных маршрута, режи-|правил выполнения групповых полетов; |
|ма и профиля полета | разработка и внедрение схемы ведения|
|из-за отказов авиаци- |осмотрительности на различных этапах|
|онной техники, измене-|группового полета; |
|ния условий полета и | контроль параметров взаимного|
|грубых ошибок в нави- |расположения элементов структуры|
|гации; |воздушного пространства района аэродрома.|
| нарушение установ- |Своевременное внесение изменений в|
|ленных параметров по- |документы аэронавигационной информации; |
|лета в боевом порядке;| доведение летному составу, лицам|
| недостаточная натре-|группы руководства полетами,|
|нированность в выпол- |руководителям полетов на полигонах и|
|нении групповых поле- |дежурным сменам командных пунктов мер|
|тов; |безопасности при выполнении групповых|
| нарушение экипажем |полетов. |
|мер безопасности при | |
|выполнении групповых | |
|полетов. | |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 3. Полная выработка топлива в полете: |
+----------------------T-----------------------------------------+
| ошибки в выполнении | регулярный анализ АП и инцидентов|
|штурманских расчетов |из-за полной выработки топлива или|
|при определении воз- |посадки воздушного судна с аварийным|
|можностей воздушного |остатком топлива; |
|судна по досягаемости;| проведение комплексных тренажей с|
| вылет без уточнения |летным составом лицами группы|
|инженерно-штурманско- |руководства полетами, руководителями|
|го расчета по факти- |полетов на полигонах и дежурными сменами|
|ческим данным метеоро-|командных пунктов по расчету (контролю)|
|логической обстановки |расходования топлива в полете; |
|на маршруте полета; | контроль знания летным составом,|
| нарушение экипажем |лицами группы руководства полетами,|
|методики контроля рас-|руководителями полетов на полигонах и|
|ходования топлива в |дежурными сменами командных пунктов|
|полете; |исходных данных и методики определения|
| ошибки экипажа в оп-|возможностей воздушного судна по|
|ределении минимального|досягаемости и времени дежурства в|
|остатка топлива, необ-|воздухе; |
|ходимого для ухода на | уточнение инженерно-штурманского|
|запасной аэродром; |расчета перед вылетом с учетом|
| формальный контроль |фактических данных метеообстановки и|
|штурманской подготов- |изменений режима полета; |
|кой экипажа к полету | выполнение расчета минимальных|
|(перелету); |остатков топлива, потребных для|
| ошибочные действия |выполнения полета и посадки на запасной|
|летного состава, лиц |аэродром. Наличие значений минимальных|
|группы руководства по-|остатков топлива в классах|
|летами, руководителями|предварительной подготовки к полетам,|
|полетов на полигонах и|классах подготовки перелетающих экипажей;|
|дежурных смен команд- | организация контроля качества|
|ных пунктов при пере- |штурманской подготовки экипажей к полету|
|нацеливании экипажа на|(перелету). |
|запасные аэродромы | |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 4. Потеря ориентировки в полете: |
+----------------------T-----------------------------------------+
| неудовлетворительная| анализ случаев потери ориентировки и|
|организация и управле-|доведение экипажам рекомендации по их|
|ние полетами; |недопущению; |
| нарушение экипажами | организация изучения и принятие|
|основных правил нави- |зачетов по знанию района полетов,|
|гации; |аэронавигационной обстановки, порядка|
| нарушение требований|эксплуатации навигационного оборудования|
|служебных документов к|воздушного судна; |
|организации и выполне-| организация тренажей с летным составом|
|нию девиационных ра- |по методике использования бортовых и|
|бот; |наземных средств навигации; |
| нарушение правил ве-| контроль знания летным составом,|
|дения ориентировки; |лицами группы руководства полетами,|
| недостаточное нави- |руководителями полетов на полигонах и|
|гационное оборудование|дежурными сменами командных пунктов|
|района полетов; |порядка действий при потере экипажем|
| нарушение методики |ориентировки в полете; |
|комплексного использо-| своевременное выполнение девиационных|
|вания бортовых и на- |и радиодевиационных работ в строгом|
|земных средств навига-|соответствии с требованиями инструкции по|
|ции; |выполнению девиационных и|
| плохое знание района|радиодевиационных работ; |
|полетов, аэронавигаци-| контроль правильности составления|
|онной обстановки, по- |графиков остаточной девиации и их наличие|
|рядка эксплуатации на-|на борту воздушного судна; |
|вигационного оборудо- | организация навигационного|
|вания в полете; |оборудования района полетов; |
| недостаточная подго-| разработка мер безопасности,|
|товка экипажей к поле-|направленных на исключение случаев потери|
|там в условиях услож- |ориентировки, и доведение их летному|
|нения навигационной |составу, лицам группы руководства|
|обстановки |полетами руководителями полетов на|
| |полигонах и дежурными сменами командных|
| |пунктов. |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 5. Попадание воздушного судна в зоны с опасными |
| для полета метеорологическими условиями: |
+----------------------T-----------------------------------------+
| неудовлетворительный| анализ АП и АИ из-за попадания|
|анализ и ошибки прог- |воздушного судна в опасные явления|
|нозирования погодных |погоды; |
|условий метеоспециа- | изучение причин попадания воздушных|
|листами на этапе при- |судов в опасные явления погоды и действий|
|нятия командиром реше-|экипажа в этих случаях; |
|ния на проведение по- | обучение летного состава применению|
|летов; |бортовых РЛС для обнаружения|
| несвоевременное ин- |мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности|
|формирование экипажей,|и построения маневра для их обхода; |
|находящихся в полете, | проведение тренажей по отработке|
|об ухудшении погодных |летным составом действий при попадании в|
|условий и развитии |метеоусловия, к полету в которых он не|
|опасных явлений погоды|подготовлен. |
|на маршруте полета, | |
|полигоне (площадке де-| |
|сантирования) и в рай-| |
|оне аэродрома; | |
| выдача руководителем| |
|полетов заведомо неп- | |
|равильных данных о | |
|фактическом состоянии | |
|погоды на аэродроме | |
|посадки (полигоне, | |
|площадке десантирова- | |
|ния); | |
| ошибочные действия | |
|экипажа при попадании | |
|в метеорологические | |
|условия, к полетам в | |
|которых он не подго- | |
|товлен; | |
| пренебрежение требо-| |
|ваниями служебных до- | |
|кументов и мерами бе- | |
|зопасности при обходе | |
|опасных явлений погоды| |
+----------------------+-----------------------------------------+
| 6. АП и АИ при выполнении боевого применения: |
+----------------------T-----------------------------------------+
| нарушение требований| анализ АП и АИ, имевших место при|
|служебных документов |выполнении боевого применения; |
|при организации и осу-| контроль знания летным составом|
|ществлении руководства|характерных ошибок и случаев нарушения|
|полетами на полигоне |мер безопасности при выполнении боевого|
|(площадке десантирова-|применения; |
|ния); | проведение с руководителем полетов на|
| недостатки в обору- |полигоне (площадке десантирования)|
|довании полигона (пло-|занятий по методике и особенностям|
|щадки десантирования) |руководства, контроля, оказания помощи|
|средствами наблюдения |экипажам при выполнении боевого|
|за воздушной обстанов-|применения; |
|кой; | организация тренажей по порядку работы|
| выдерживание задан- |с органами управления вооружением,|
|ного режима полета и |прицельно-навигационного оборудования и|
|места в боевом порядке|распределению внимания при работе на|
|с грубыми ошибками; |боевом пути; |
| нарушение безопасных| доведение личному составу мер|
|условий боевого приме-|безопасности при выполнении боевого|
|нения авиационных |применения в период предварительной и|
|средств поражения (де-|предполетной подготовки; |
|сантирования); | контроль знания летным составом|
| плохое знание летным|безопасных условий применения авиационных|
|составом ориентиров в |средств поражения; |
|районе полигона (пло- | контроль знания летным составом|
|щадки десантирования) |мишенной обстановки, способов отыскания и|
|и мишенной обстановки;|выхода на заданные мишени, порядка|
| плохие навыки работы|маневрирования в районе полигона и|
|с органами управления |ведения радиосвязи; |
|прицельно-навигацион- | контроль выполнения требований|
|ного оборудования и |служебных документов по размещению|
|вооружения воздушного |оборудования на полигоне элементов|
|судна; |мишенного поля. |
| нарушение мер безо- | |
|пасности при выполне- | |
|нии боевого примене- | |
|ния; | |
| плохое знание летным| |
|составом, лицами груп-| |
|пы руководства полета-| |
|ми, руководителями по-| |
|летов на полигонах и | |
|дежурными сменами ко- | |
|мандных пунктов безо- | |
|пасных условий боевого| |
|применения авиационных| |
|средств поражения | |
L----------------------+------------------------------------------
|