Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
24.06.2017
USD
59.66
EUR
66.68
CNY
8.72
JPY
0.54
GBP
75.99
TRY
17.03
PLN
15.77
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 30.09.2002 N 390 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 11.02.2003 N 4198)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
       В  зависимости  от уровня подготовки летного состава (экипажа)
   решением   непосредственного   командира  могут  быть  разработаны
   дополнительные меры безопасности.
       В  методических  разработках  по  последующим,  более  сложным
   упражнениям  курса  боевой подготовки,  меры безопасности могут не
   повторять  указания  для  уже освоенных элементов,  но обязательно
   должны отражать требования по безопасности для впервые осваиваемых
   элементов полета.
       При  выявлении  новых  опасных  факторов  меры  безопасности в
   методических разработках корректируются и дополняются.
       30.   При   организации   полетов   разрабатываются   меры  по
   обеспечению  их  безопасности,  которые доводит до летного состава
   командир  авиационной  части  на  постановке задачи в виде устного
   приказа с записью на магнитофон.
       Эти   меры   безопасности   разрабатываются  исходя  из  задач
   предстоящих  полетов,  типов самолетов (вертолетов), участвующих в
   полетах, содержания конкретных запланированных упражнений и должны
   учитывать  особые  ситуации,   которые  могут  возникнуть  при  их
   выполнении.  Кроме  того,  в  зависимости  от  характера и условий
   предстоящих полетов,  занятости воздушного пространства, состояния
   аэродрома и средств связи и радиотехнического обеспечения командир
   (начальник)   определяет:    порядок   выруливания   (заруливания)
   самолетов, минимальные интервалы для взлета самолетов, схему ухода
   на  маршрут  одиночных  экипажей  и групп  самолетов (вертолетов),
   порядок  построения  боевых порядков,  эшелонирования в зонах и на
   маршрутах  полета,  минимально  допустимые  высоты  при  полете на
   предельно малой высоте,  порядок  захода на внеочередную посадку с
   маршрутов   полета   и  из  зон  пилотирования,   дистанции  между
   самолетами, заходящими  на  посадку по различным схемам,  с учетом
   типов  самолетов  (вертолетов),  порядок  управления перелетающими
   экипажами и т.д.
       31.  На  предполетных  указаниях  командир  (начальник)  части
   определяет  меры  безопасности  по  конкретному  варианту плановой
   таблицы с записью на магнитофон.
       Меры безопасности полетов должны учитывать:
       изменения  в воздушной  обстановке  исходя  из  ограничений  в
   воздушном пространстве, определенных вышестоящим командным пунктом
   и органом ОрВД в районе полетов;
       фактическое  состояние  аэродрома  к началу  полетов  с учетом
   коэффициента     сцепления,     определяемое     подготовленностью
   взлетно-посадочной   полосы,   наличием   мест  стоянок  самолетов
   (вертолетов);
       состояние авиационной техники, запланированной на полеты;
       изменения в плановой таблице;
       фактические   и  прогнозируемые  метеорологические  условия  и
   исходя из этого изменения в порядке выполнения полетных заданий;
       изменения   в  работе   средств   связи   и  радиотехнического
   обеспечения, влияющие на выполнение полетных заданий;
       изменения в порядке проведения доразведки погоды  с  указанием
   маршрутов в сторону ожидаемого ее ухудшения.
       Кроме того, командир (начальник) определяет:
       порядок ухода на запасные аэродромы,  выделенные на полеты,  и
   минимальный остаток топлива при этом;
       особенности  эксплуатации  авиационной  техники на предстоящих
   полетах;
       минимальные   значения  высоты  облачности  и видимости,   при
   которых  разрешается  выполнение  полета  по  правилам  визуальных
   полетов,  порядок перехода на правила приборного полета или другой
   вариант плановой таблицы;
       условия,  при  которых  необходимо  ограничить  или прекратить
   полеты и т.д.
       32.  Подготовка  летного  состава к действиям в особых случаях
   проводится поэтапно:
       1-й  этап.  Теоретические занятия по изучению особых случаев с
   объяснением  возможных  последствий  и выдачей  рекомендаций по их
   предотвращению.    Теоретическая    подготовка    проводится   при
   первоначальном обучении,  переучивании, вводе в строй, перерывах в
   летной  работе,  на  сборах,  а также по тематике профессиональной
   подготовки.
       2-й этап. Практические занятия на статических тренажерах или в
   кабинах самолетов.
       Цель этого этапа - выработка твердых навыков у летного состава
   (экипажа) по действиям при конкретном отказе.
       3-й  этап.  Обучение  на  комплексном  тренажере,  в  процессе
   которого  последовательно  имитируются  все отказы.  Обнаружив их,
   летчик    (экипаж)   приступает   к  действиям,    рекомендованным
   руководством по летной эксплуатации (инструкцией экипажу).
       33.   Комплексная   тренировка   - это  практическое  занятие,
   проводимое  для  отработки  навыков  по  оказанию помощи терпящему
   бедствие  экипажу.  В  качестве  обучаемых  могут  привлекаться  в
   зависимости  от  темы  комплексной тренировки:  руководящий летный
   состав авиационной части,  частей обеспечения,  группа руководства
   полетами,      группа      обеспечения      полетов,      наземная
   поисково-спасательная команда,  парашютно-десантная группа (группа
   спасателей),  команда технической помощи, авиационно-диспетчерская
   служба и др.
       В процессе подготовки к комплексной тренировке разрабатывается
   план проведения тренировки.
       Темами комплексной тренировки могут быть:
       оказание  помощи  экипажу  после  катапультирования (покидания
   самолета);
       оказание помощи экипажу при вынужденной посадке вне аэродрома;
       оказание  помощи  экипажу при возникновении аварийной ситуации
   на взлете или посадке, на маршруте и другие.
       Учебные  цели  комплексной  тренировки  могут  формулироваться
   следующим образом:
       тренировать   личный   состав,   участвующий   в проведении  и
   обеспечении   полетов,   в  оказании  помощи  экипажу,   терпящему
   бедствие;
       совершенствовать   умения  и профилактические  навыки  личного
   состава в оказании помощи экипажу, терпящему бедствие и т.д.
       В  плане проведения комплексной тренировки указываются:  тема,
   учебные   цели,   состав   обучаемых,   продолжительность   и дата
   проведения   тренировки,   оперативное   и астрономическое  время,
   учебные вопросы,  вводные и действия руководителя по ним, действия
   обучаемых.
       Для  проведения  комплексной  тренировки  может отрабатываться
   карта  руководителя.   На  карте  руководителя  указываются  тема,
   учебная  цель,  график  доведения вводных,  порядок действия групп
   подыгрыша,   поисково-спасательных   сил   и  средств,   а   также
   необходимый   справочный   материал.   Справочный  материал  может
   состоять из основных характеристик поисково-спасательных самолетов
   (вертолетов),      базирующихся      или      придаваемых      для
   поисково-спасательного обеспечения в районе аэродрома,  предельные
   сроки   радиотехнического   поиска  потерпевших  бедствие,   сроки
   готовности    поисково-спасательных   сил   и  средств,    таблица
   естественного освещения и т.д.
       Комплексная  тренировка  начинается в установленное командиром
   время.   К  этому  времени  обучаемые  занимают  рабочие  места  и
   докладывают   руководителю   о  готовности.   Для   приближения  к
   реальности,   создания   необходимого  темпа  работы  обучаемых  и
   наращивания   обстановки   руководителю  тренировки  целесообразно
   ввести  обучаемых  в обстановку.  Для  отработки  учебных вопросов
   необходимо  иметь:  группы  подыгрыша,  плановые таблицы,  рисунки
   (фотографии) индикаторов и др.
       В   процессе   проведения   тренировки  руководитель  основное
   внимание    уделяет   правильности   и  своевременности   действий
   обучаемых, а также соблюдению ими мер безопасности.
       Если   в ходе  тренировки  обучаемые  ошибаются  в принимаемых
   решениях  и действуют  неправильно,  руководитель  должен объявить
   оперативную  паузу,  провести  частный  разбор,  а затем повторить
   отработку вводной.
       После  отработки  всех  спланированных  вопросов  руководитель
   объявляет  окончание  тренировки,  собирает  обучаемых  и проводит
   разбор.
       34. Специальные занятия по БзП - обобщенная и целенаправленная
   форма  информационного  обеспечения.  Основными целями специальных
   занятий являются:
       проведение  детального  анализа  причинно-следственных  связей
   возникновения  опасных  ситуаций  и их перерастания в серьезные АИ
   или  АП,  имевших  место  при  выполнении задач летной подготовки,
   аналогичных задачам части в предстоящем месяце;
       раскрытие и изучение взаимосвязи всех опасных факторов, причин
   ошибочных  действий  и нарушений,  которые могут привести к угрозе
   БзП при решении этих задач;
       доведение   до   личного   состава   указаний   по  устранению
   недостатков, которые могут стать причинами АП;
       подготовка   экипажей  и лиц  группы  руководства  полетами  к
   действиям в особых случаях.
       Тематика специальных занятий планируется на год и отражается в
   программе предотвращения АП.
       Занятия  проводятся,  как  правило,  в  дни  общей  (наземной)
   подготовки к полетам продолжительностью не менее 2 ч.
       Организация и проведение специальных занятий возлагается:
       на   командира   (начальника)   авиационной   части  (при  его
   отсутствии   -  на  заместителя)  - с  летным  составом  и лицами,
   участвующими в управлении полетами;
       на заместителя командира (начальника) по инженерно-авиационной
   службе - с инженерно-техническим составом;
       на  командира  части обеспечения полетов (при его отсутствии -
   на  заместителя)  - с  личным составом,  участвующим в обеспечении
   полетов.
       К проведению специальных занятий, контролю и оказанию помощи в
   их  проведении  привлекаются  руководящий  состав,  офицеры службы
   безопасности полетов, прямые начальники по соответствующим службам
   соединений и объединений.
       С лицами,  отсутствовавшими на специальных занятиях, командиры
   подразделений организуют дополнительные занятия.
       Для  предметного  изучения  причин АП и АИ в авиационной части
   разрабатывается и накапливается методический материал в виде схем,
   диапозитивов, видеоматериала, макетов и т.д. Данный материал также
   используется   при  самостоятельной  подготовке  личного  состава,
   участвующего  в полетах.   Ответственность  за  его  разработку  и
   накопление   возлагается   на   заместителя  командира  по  летной
   подготовке (начальника службы БзП).
       Специальные  занятия  по  БзП  включаются  в месячные  планы и
   расписания  занятий.  Все  занятия учитываются в классных журналах
   отдельным разделом.
       35.   Информационное  обеспечение  в целях  предотвращения  АП
   включает разработку и анализ информации, собственно информационные
   материалы,  средства доведения и сбора информации, корреспондентов
   и   адресатов   информации,   а   также   банк   данных   на  базе
   автоматизированных   систем.   Основные   задачи   информационного
   обеспечения:
       сбор и анализ донесений о результатах расследования АП и АИ, о
   выявленных  опасных  факторах и принимаемых мерах по их устранению
   (локализации) или уклонения от них;
       оперативное    и   периодическое    информирование   об   этом
   соответствующих звеньев авиационной системы;
       пропаганда  безопасности  полетов в периодических изданиях и в
   средствах массовой информации.
       36.  Организация  и методическое сопровождение информационного
   обеспечения  предотвращения АП осуществляется Службой безопасности
   полетов   авиации   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации   с
   привлечением             соответствующих             подразделений
   научно-исследовательских организаций и центров.
       Используются    следующие    виды    информации:     первичная
   (оперативная),  обобщающая (периодическая),  специальная целевая и
   информация по запросу.
       37.   Порядок   представления  донесений  до  заинтересованных
   инстанций  регламентируется  соответствующими документами (Правила
   расследования  авиационных происшествий и авиационных инцидентов с
   государственными  воздушными судами в Российской Федерации,  далее
   именуются   - ПРАПИ-2000)  <*>,   Порядок  взаимодействия  органов
   безопасности   полетов   государственной   авиации   в  Российской
   Федерации  <**>,  далее  именуется - Порядок взаимодействия),  что
   обеспечивает  авиационное  командование  необходимыми  данными для
   принятия мер по устранению  как общих для авиационной системы, так
   и  частных  опасных  факторов   для   своевременной  корректировки
   нормативных   документов   и  отработки  целевого  информационного
   материала.
       --------------------------------
       <*>   Утверждены   Постановлением   Правительства   Российской
   Федерации  от 2 декабря 1999 г.  N 1329 (Собрание законодательства
   Российской Федерации, 1999, N 50, ст. 6218).
       <**> Утвержден совместным Приказом Министра обороны Российской
   Федерации,  Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра
   Российской  Федерации  по делам гражданской обороны,  чрезвычайным
   ситуациям  и ликвидации  последствий стихийных бедствий,  Министра
   Российской  Федерации  по  связи  и информатизации,   Председателя
   Государственного   таможенного   комитета   Российской  Федерации,
   Директора  Федеральной  службы  безопасности Российской Федерации,
   Директора   Федеральной   службы   налоговой   полиции  Российской
   Федерации,  Директора  Федеральной  пограничной  службы Российской
   Федерации,  Председателя  Центрального совета Российской оборонной
   спортивно-технической    организации   от   26   февраля  2002  г.
   N  96/144/77/18/185/97/51/108/24  (зарегистрирован  в Министерстве
   юстиции Российской Федерации 18  апреля 2002 г.,   регистрационный
   N 3388).
   
       38.  Оперативная  информация  доводится  до авиационных частей
   командирами  авиационных  соединений,   командующими  авиационными
   объединениями  и руководителями федеральных органов исполнительной
   власти или организаций.
       Оперативная  информация передается телеграммой или по телефону
   и  содержит  изложение  обстоятельств  и причин  АП  и АИ,  оценку
   действий   экипажа  и расчетов  пунктов  управления  полетами  при
   возникновении   и развитии  особой  ситуации,   а  также  перечень
   профилактических мероприятий по данному событию.
       39. Периодическая информация включает:
       а) ежемесячные экспресс-бюллетени по БзП;
       б) информационные выпуски об АП и АИ;
       в)   выпуски   с рекомендациями  по  предупреждению  ошибочных
   действий  летных  экипажей,  лиц  группы  руководства  полетами  и
   органов единой системы ОрВД;
       г)   выпуски   с  рекомендациями   по  предупреждению  отказов
   авиационной техники;
       д) анализы АП и АИ;
       е) рекомендации по предотвращению АП.
       Периодическая     информация    должна    быть    изучена    с
   соответствующими  специалистами  не  позднее  чем в недельный срок
   после ее поступления.
       Занятия по изучению информационных документов проводятся,  как
   правило, лично командиром части.
       Порядок отработки информации:
       краткое  изложение обстоятельств АП или АИ (данные об экипаже,
   характер    задания,     метеоусловия,    воздушная    обстановка,
   обстоятельства события);
       причины АП (АИ), динамика развития ситуации;
       признаки обнаружения отказов и необходимые правильные действия
   в этих условиях;
       анализ  и разбор  правильных (неправильных) действий экипажей,
   инженерно-технического  состава,   степень  выполнения  требований
   служебных документов;
       необходимые   меры  и сроки,   дополнительная  подготовка  для
   исключения повторяемости подобных событий;
       доведение   до   личного   состава   требований   руководителя
   (командира, начальника);
       указания по организации их исполнения.
       40. Приказы и директивы по АП и АИ изучаются с личным составом
   в срок не позднее двух суток после их получения.
       С поступлением в часть приказа или директивы командир обязан:
       лично изучить документ;
       оценить  и сравнить  с требованиями  документа состояние дел в
   подчиненной части;
       совместно с руководящим составом части определить направления,
   содержание,  объем  и сроки работ по выполнению требований приказа
   (директивы);
       поставить  задачу  по исполнению требований документа (указать
   исполнителей, сроки исполнения, форму контроля);
       установить  время  и место изучения приказа (директивы) личным
   составом или категориями личного состава.
       Приказ  (директива) доводится до личного состава в части,  его
   касающейся.
       Сведения об изучении приказов (директив) по БзП (дата изучения
   и принятые меры) учитываются в журнале контроля исполнения.
       Персональный   учет   лиц,   с   которыми  был  изучен  приказ
   (директива),   возлагается   на  начальника  штаба  части  (органа
   управления).   С   отсутствующими   (по   их   прибытии)  изучение
   поступивших   документов   проводят  заместители  командира  части
   (подразделения) дополнительно, о чем докладывают начальнику штаба.
       41.  Каждое  АП  и ЧП  с государственными  воздушными судами в
   Российской    Федерации   подлежит   обязательному   расследованию
   комиссией,  которая  имеет  статус  государственной и образуется в
   порядке, установленном ПРАПИ-2000.
       На   основании   анализа   информации,    полученной   в  ходе
   расследования   АП,   комиссия   по   расследованию  разрабатывает
   предложения  и рекомендации по обеспечению БзП.  В целях повышения
   эффективности  работ  по  предотвращению  АП  Служба  безопасности
   полетов   авиации   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации   в
   установленные  сроки  проводит анализ состояния БзП и представляет
   соответствующие   материалы   руководителям   федеральных  органов
   исполнительной власти и организаций.
       42.   Выявление   АИ   - обязательная  деятельность  для  всех
   должностных   лиц,   участвующих   в  организации,   проведении  и
   обеспечении полетов, а также контролирующих их проведение.
       Для выявления АИ используются:
       личные  наблюдения и доклады лиц,  организующих,  выполняющих,
   обеспечивающих и обслуживающих полеты;
       материалы объективного контроля;
       сообщения лиц, контролирующих полеты;
       записи  в журналах  руководителя  полетов  и старшего инженера
   полетов;
       бортовая и техническая документация;
       свидетельства очевидцев.
       Каждый  АИ  подлежит  расследованию,  основанному  на  тех  же
   принципах и проводимому с той же целью, что и расследование АП.
       Решение  об отнесении того или иного авиационного события к АИ
   и о его классификации принимается командиром авиационной части или
   старшим начальником.
       Контроль  за  выявлением  АИ,   полнотой,   объективностью  их
   расследования и учета осуществляют старшие авиационные начальники.
       Обо  всех  АИ  по окончании полетов докладывается оперативными
   дежурными    устно   на   центральный   КП   федерального   органа
   исполнительной   власти   или   организации   (по   принадлежности
   воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации -
   на КП авиационного объединения (авиационного соединения),  где они
   учитываются   в журналах.   Кроме  того,   о  серьезных  АИ  устно
   немедленно  докладывается  в Службу  безопасности  полетов авиации
   Вооруженных Сил Российской Федерации.
       В донесении по результатам расследования АИ указываются оценка
   действий  летчика  (экипажа) и группы руководства полетами (органа
   ОрВД), рекомендации по профилактике подобных АИ.
       На  все  АИ  в авиационных  частях составляются карточки учета
   установленной формы. Контроль за правильностью оформления карточек
   учета  АИ  и своевременностью  их  представления в соответствующие
   органы  БзП  организуется  вышестоящими  органами  БзП федеральных
   органов  исполнительной власти или организацией (по принадлежности
   ВС).
       В   авиационных   подразделениях  АИ,   нарушения  и ошибочные
   действия  летного  состава  (экипажей)  учитываются  в специальных
   журналах.
       В федеральных органах исполнительной власти и организациях,  а
   также в авиационных объединении, соединении, части ведутся журналы
   учета  АИ.  Кроме  того,  в  авиационном  соединении  (авиационном
   объединении) начальники соответствующих служб (отделов), каждый по
   своему  направлению,   ведут  учет  АИ,  нарушений  и недостатков,
   имевших   место   при   организации,   проведении,   управлении  и
   обеспечении полетов.
       В  частях  обеспечения  учитываются  АИ,  а  также нарушения и
   недостатки в обеспечении полетов, имевшие место в этих частях.
       В  Центре  БзП  авиации  Вооруженных  Сил Российской Федерации
   учитываются все серьезные АИ.
       В   Службе   безопасности   полетов  авиации  Вооруженных  Сил
   Российской  Федерации учитываются все серьезные АИ с повреждениями
   ВС.
       Проверка   полноты   учета,   объективности   расследования  и
   правильности   классификации  АИ  осуществляется  соответствующими
   должностными  лицами  федеральных  органов исполнительной власти и
   организаций:
       в   авиационном  подразделении,   авиационной  части  и частях
   обеспечения полетов - ежемесячно;
       в соединении, объединении, на авиаремонтном заводе и в военном
   представительстве  Министерства  обороны  Российской  Федерации  -
   ежеквартально.
       Результаты  проверки,  а также указания по устранению вскрытых
   недостатков  записываются  проверяющими  в соответствующий  раздел
   журнала учета АИ.
       В   авиационной   части  и частях  обеспечения  ежемесячно  (в
   соединениях  и объединениях  ежеквартально)  проводится разбор АИ,
   нарушений   и  ошибочных  действий  личного  состава,   результаты
   которого  в виде  отдельного раздела включаются в доклад командира
   (командующего, начальника) при подведении итогов работы.
   
                      Организация контроля работы
              по предотвращению авиационных происшествий
   
       43.    Система    контроля    устанавливается    руководителем
   (командиром,   начальником)   на   основе   требований   служебных
   документов.
       Процедура контроля включает:
       определение главной цели контроля;
       изучение  фактического  положения  дел  на проверяемом участке
   работы;
       анализ  замечаний  и недостатков,  выявленных  при  предыдущих
   проверках;
       подготовку материалов разбора;
       разбор  результатов  контроля  и оказание помощи по устранению
   недостатков.
       Существуют следующие виды контроля:
       полный  - по  всем  вопросам организации работы по обеспечению
   БзП;
       выборочный  - по  отдельным  вопросам  (направлениям)  или  по
   устранению выявленных ранее недостатков;
       плановый  - проводится в целях изучения положительного опыта и
   выявления недостатков;
       внезапный   -  осуществляется  для  установления  фактического
   состояния дел по наиболее важным вопросам.
       В   случае   обнаружения   нарушений,   неправильных  действий
   (бездействия)  проверяющий  обязан использовать свои полномочия по
   пресечению  опасных  факторов,  создающих  угрозу  БзП,  вплоть до
   прекращения  полетов.  В  случае  явной угрозы БзП действия должны
   быть    решительными,    а    доклад    старшему    начальнику   -
   незамедлительным.
       Текущая  информация о проделанной работе за день докладывается
   начальнику в тех случаях, когда выявлены недостатки, которые могут
   иметь  место  в других  частях.  При  работе  группы проверяющих в
   различных   частях  периодичность  доклада  устанавливает  старший
   группы.
       Проверяющий обязан информировать командира проверяемой части о
   всех  выявленных недостатках и замечаниях в конце дня,  или в ходе
   проверки.  Он  также  доводит  до  него  перечень тех недостатков,
   которые будут доложены вышестоящему начальнику.
       По  результатам  работы  проверяющий проводит разбор и готовит
   доклад  своему  начальнику  о состоянии  дел  в проверяемом органе
   управления   (части)   с  предложениями   по   порядку  устранения
   выявленных недостатков.
   
                 Анализ и оценка эффективности работы
              по предотвращению авиационных происшествий
   
       44. Анализ состояния БзП и деятельности по предотвращению АП -
   обязательный   элемент   работы   каждого  авиационного  командира
   (начальника).  Анализ  проводится  после  каждой летной смены и за
   определенный период: месяц, квартал, полугодие, год, пятилетие.
       Он  позволяет сделать выводы с целью оценки полноты и качества
   выполнения программы предотвращения АП, определения направлений ее
   корректировки,    разработки    дополнительных    профилактических
   мероприятий  по  выявленным  опасным факторам и с учетом получения
   новых задач и изменениям условий летной работы.
       Анализ  проводится  во  всех  инстанциях  от  подразделения до
   федеральных  органов  исполнительной  власти  и организации,  вида
   (рода  войск)  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  за  месяц,
   квартал,  полугодие,  год, пятилетие или другой срок, определенный
   руководителем  органа управления,  командиром (начальником) исходя
   из целей анализа.
       Основными  документами  с информацией  для  разработки анализа
   являются:
       журналы учета АП;
       журналы учета АИ;
       журналы   руководителя   полетов   (на  аэродроме,   полигоне,
   тактическом полигоне);
       журналы  оперативного  контроля  качества  выполнения  заданий
   летным составом и другие документы объективного контроля;
       журналы  оценки  результатов  боевого  применения  (полигонные
   листы);
       журналы учета налета;
       журналы старшего инженера полетов;
       анализы аварийности за предыдущие периоды;
       журналы учета замечаний проверяющих;
       материалы проверок;
       акты расследования АП, серьезных АИ и др.
       Задачу   на   отработку  материалов  анализа  ставит  командир
   (начальник).   В   ходе  постановки  задачи  командир  (начальник)
   определяет:
       цель анализа;
       период, за который он проводится;
       ответственные     исполнители     и    привлекаемые     службы
   (подразделения);
       сроки подготовки и представления материалов.
       Анализ  состояния  БзП  и деятельности  по  предотвращению  АП
   готовят:
       в подразделениях - командиры и их заместители;
       в  частях  - заместители  командиров  по летной подготовке (по
   БзП);
       в соединениях,  объединениях,  родах войск и видах Вооруженных
   Сил  Российской  Федерации,   федеральных  органах  исполнительной
   власти   и  организациях   -  заместители   руководителей  органов
   управления, командиров (начальников) совместно с органами БзП.
       Проводят  анализ  руководители  органов управления,  командиры
   (начальники).
       Этапы подготовки анализа:
       сбор,   обработка,  систематизация,  обобщение  статистических
   данных;
       анализ   происшедших  АП,   чрезвычайных  происшествий  (далее
   именуются - ЧП) и АИ;
       отработка  аналитических  выводов,  оценок  на  основе анализа
   статистических  данных  и данных  других  источников,  в том числе
   оценка уровня БзП;
       разработка   или  корректировка  программ  предотвращения  АП,
   рекомендаций   и  предложений   по   профилактике   выявленных   и
   прогнозируемых опасных факторов.
       45.  Анализ  состояния БзП и деятельности по предотвращению АП
   должен включать разделы:
       характер   и  особенности   решаемых   субъектом   авиационной
   деятельности  задач  в анализируемом  периоде  и основные итоги их
   выполнения;
       анализ  АП,  АИ,  нарушений и ошибочных действий,  известных и
   вновь выявленных;
       сравнительная оценка показателей аварийности (состояния БзП) с
   предыдущим периодом, с аналогичным периодом прошлого года и т.п.;
       детальный анализ аварийности,  ошибок, упущений и нарушений по
   категориям летного состава, специалистов управления и обеспечения;
       сравнительная  оценка  организации  работы  по  предотвращению
   аварийности,  ошибок, упущений и нарушений личного состава во всех
   структурных  элементах своего субъекта авиационной деятельности (в
   том  числе обязательный анализ эффективности использования средств
   объективного контроля);
       положительные   примеры  грамотных  профессиональных  действий
   летного   состава,   специалистов   управления   и обеспечения  по
   предотвращению аварийности;
       выводы из анализа аварийности, прогноз проявления выявленных и
   новых опасных факторов с учетом оценки предстоящих задач, динамики
   условий летной работы, ее обеспечения и других факторов;
       общая оценка деятельности по предотвращению АП;
       указания командира (начальника) по предотвращению АП.
       46.  Анализ деятельности по предотвращению АП в подразделениях
   и частях (учреждениях) обеспечения проводится аналогично,  как для
   авиационной  части  после  каждой  летной  смены и за определенный
   период: месяц, квартал, полугодие, год, пятилетие.
       Помимо своих  внутренних  документов основными источниками для
   разработки  анализа  должны  быть  журналы  РП  и другие документы
   авиационной части, содержащие оценку качества обеспечения полетов.
       Анализ  деятельности  по  предотвращению АП в подразделениях и
   частях    обеспечения   готовят   командиры   (начальники)   и  их
   заместители, а проводят командиры.
       47.  Анализ  деятельности по предотвращению АП должен включать
   разделы:
       характер и особенности решаемых задач в анализируемом периоде.
   Основные итоги их выполнения;
       анализ  АП,   АИ,   обусловленных  (связанных)  с недостатками
   конкретного   вида   обеспечения,   проявления  известных  и вновь
   выявленных опасных факторов;
       сравнительная оценка показателей аварийности (ошибок, упущений
   и  нарушений личного состава,  отказов техники и др.) с предыдущим
   периодом, с аналогичным периодом прошлого года;
       детальный  анализ  ошибок,  упущений и нарушений в обеспечении
   полетов  по  категориям  специалистов  обеспечения,   деятельность
   (бездеятельность) которых способствовала АП, АИ;
       сравнительная  оценка организации работы по предотвращению АП,
   ошибок,  упущений  и нарушений личного состава во всех структурных
   элементах своей части обеспечения;
       положительные   примеры  грамотных  профессиональных  действий
   специалистов обеспечения по предотвращению АП;
       выводы  из анализа деятельности по предотвращению АП,  прогноз
   проявления  известных  и новых  опасных  факторов  с учетом оценки
   предстоящих  задач,  ожидаемых условий обеспечения летной работы и
   других факторов;
       общая оценка деятельности по предотвращению АП;
       указания командира (начальника) по устранению опасных факторов
   и предотвращению АП.
       48.  Состояние БзП в авиационных частях и структурах субъектов
   государственной авиации оценивается по двум критериям:
       состояние аварийности;
       состояние работы по предотвращению АП.
       Состояние аварийности определяется:
       "удовлетворительно",  если за оцениваемый период в авиационной
   части нет АП, связанных с человеческим фактором;
       "неудовлетворительно",    если   за   оцениваемый   период   в
   авиационной части допущено АП, связанное с человеческим фактором.
       Состояние работы по предотвращению АП оценивается:
       "отлично", если правильно отработаны и пунктуально выполняются
   требования служебных документов,  регламентирующих летную работу и
   предотвращение   аварийности;   своевременно   и полно  выявляются
   опасные факторы, правильно оцениваются и проводятся мероприятия по
   устранению  или снижению их влияния,  нет повторения серьезных АИ,
   связанных с человеческим фактором;
       "хорошо",     если     требования     служебных    документов,
   регламентирующих   летную   работу  и предотвращение  аварийности,
   выполняются  с отдельными  недостатками,  своевременно не выявлены
   отдельные  опасные  факторы,   обусловившие  АИ,   мероприятия  по
   устранению  или  снижению  влияния  опасных  факторов определены и
   проведены  несвоевременно,  а  также допущено повторение серьезных
   АИ, связанных с человеческим фактором, по одним и тем же причинам;
       "удовлетворительно",  если  требования  служебных  документов,
   регламентирующих   летную   работу  и предотвращение  аварийности,
   выполняются с существенными недостатками,  имеет место сокрытие АИ
   или  допущен  серьезный  АИ  с повреждением  авиационной  техники,
   связанный  с человеческим фактором,  мероприятия по устранению или
   снижению   влияния   опасных  факторов  вырабатываются  неполно  и
   несвоевременно проводятся с серьезными недостатками;
       "неудовлетворительно",  если  требования служебных документов,
   регламентирующих   летную   работу  и предотвращение  аварийности,
   выполняются с грубыми нарушениями,  имеет место сокрытие серьезных
   АИ, в том числе с повреждением авиационной техники.
       Общая оценка определяется:
       при  оценке  "удовлетворительно"  за  состояние  аварийности -
   оценкой за состояние работы по предотвращению АП;
       при  оценке  "неудовлетворительно"  за состояние аварийности -
   "неудовлетворительно".
       49.   В   соединениях,   объединениях   и федеральных  органах
   исполнительной  власти,  имеющих  в своем  составе государственную
   авиацию,  деятельность  по  предотвращению аварийности оценивается
   аналогично.   При   этом   оценка   соединения   определяется  как
   среднеарифметическое   значение   оценок  в подчиненных  частях  и
   управлении соединения (которое оценивается по нормативам части), а
   объединения   -  как   среднеарифметическое   значение   оценок  в
   подчиненных соединениях, отдельных частях и управлении объединения
   (которое оценивается по нормативам части) и выставляется:
       "отлично", если средний балл составляет не менее 4,6;
       "хорошо",  если средний балл составляет менее 4,6, но не менее
   3,6;
       "удовлетворительно",  если  средний балл составляет менее 3,6,
   но не менее 2,6;
       "неудовлетворительно", если средний балл составляет менее 2,6.
   
                Глава IV. Особенности проведения работы
              по предотвращению авиационных происшествий
   
       Нижеуказанные  мероприятия  по  исключению  влияния  известных
   опасных факторов не носят всеобъемлющего характера,  в то же время
   они   направлены  на  устранение  наиболее  характерных  ошибок  в
   действиях авиационного персонала.
   
                 При руководстве полетами и управлении
                          воздушным движением
   
       50.  Наиболее  часто  повторяющимися  опасными  факторами  при
   руководстве полетами и управлении воздушным движением являются:
       потеря  контроля  за  самолетами,  находящимися  в воздухе,  и
   неправильная   оценка   воздушной   обстановки  в районе  полетов,
   приводящая к опасным сближениям воздушных судов и уклонениям их от
   заданных маршрутов (зон) и эшелонов (высот) полета;
       неправильная    оценка    состояния   и  возможных   изменений
   метеоусловий  и орнитологической  обстановки в районе полетов,  на
   запасных аэродромах, на полигоне и в зонах, приводящая к попаданию
   экипажей  в опасные  или не соответствующие фактическому уровню их
   летной подготовки погодные условия в полете;
       отсутствие  контроля  готовности  запасных аэродромов к приему
   воздушных судов;
       неполное   информирование   экипажей  о воздушной,   наземной,
   метеорологической и орнитологической обстановке в районах полетов;
       ошибки   группы   руководства  полетами  при  оказании  помощи
   экипажам, терпящим бедствие, в особых случаях в полете;
       отсутствие контроля готовности и работоспособности технических
   средств  обеспечения полетов и оказания помощи экипажам,  терпящим
   бедствие.
       Для   исключения   данных   опасных   факторов   рекомендуется
   тренировки (комплексные тренажи) группы руководства полетами,  как
   правило,  проводить  по  отработке  действий  в следующих основных
   особых ситуациях:
       покидание экипажем воздушного судна;
       потеря управления экипажем;
       опасные сближения воздушных судов;
       потеря экипажем ориентировки;
       ошибки экипажа на взлете, при заходе на посадку и на посадке;
       ошибки экипажа при выполнении боевого применения на полигоне;
       попадание    экипажа   в  опасные   или   не   соответствующие
   фактическому уровню подготовки летчика метеоусловия;
       посадка на запасной аэродром;
       отказ авиационной техники в полете;
       опасность столкновения с птицами.
       Перечень  основных  мероприятий,   проводимых  для  исключения
   влияния  (локализации)  опасных  факторов в руководстве полетами и
   организации  воздушного  движения,   изложен  в приложении  N 3  к
   настоящему Руководству.
   
        При выполнении наиболее сложных видов полетных заданий
   
       51. Основными формами работы по предотвращению АП при освоении
   наиболее сложных видов полетных заданий являются:
       обсуждение  (выработка)  комплекса  мероприятий  на  совещании
   руководящего состава;
       специальные занятия по БзП;
       целевые полеты;
       заседания методического совета;
       конференции по БзП;
       инструктивно-методические занятия;
       обмен опытом, разбор ошибок, беседы и т.д.
       Работа  по  предотвращению  АП  при  освоении наиболее сложных
   видов полетных заданий предусматривает:
       изучение  (уточнение)  требований нормативных правовых актов и
   служебных  документов,  регламентирующих организацию,  выполнение,
   управление и обеспечение данного вида летной подготовки;
       изучение (выявление) и анализ опасных факторов,  действующих в
   авиационной системе при выполнении вида летной подготовки;
       планирование  мероприятий  по  исключению (уменьшению влияния)
   всех известных опасных факторов на этапах подготовки и проведения;
       разработка  (уточнение)  мер безопасности по этапам выполнения
   вида   летной   подготовки,   с  учетом  фактического  базирования
   самолетов и предстоящих метеорологических условий;
       организация контроля выполнения профилактических мероприятий и
   соблюдения мер безопасности на этапах подготовки и проведения.
       52.  Основными опасными факторами,  действующими в авиационной
   системе  при  выполнении  боевых  стрельб,  учений  и сбор-походах
   кораблей являются:
       постановка  частям  и подразделениям  задач,  по  сложности  и
   объему превышающих их возможности;
       невыдерживания  параметров  полета при построении и выполнении
   маневров,  при  прицеливании  и в момент стрельбы,  при выполнении
   маневра   безопасности   после   применения   авиационных  средств
   поражения,  являющееся  причиной  попадания воздушных судов в зону
   разлета осколков и,  как следствие,  его поражения, столкновения с
   земной (водной) поверхностью, выхода на закритические углы атаки и
   срыву в штопор (сваливанию);
       невыдерживания   параметров  боевого  порядка  в группе,   что
   приводило  к поражению  осколками  ведомых  экипажей или поражению
   авиационными   средствами   поражения  впереди  летящего  самолета
   (ведущего);
       определение  мер  безопасности  без  учета фактического уровня
   профессиональной   подготовки   летного   состава   и  лиц  группы
   руководства полетами, особенностей применяемых авиационных средств
   поражения, фактических метеорологических условий;
       повышенная  эмоциональная и психологическая напряженность всех
   категорий личного состава, связанная с повышенной ответственностью
   за  качество выполнения поставленной задачи,  реальным применением
   авиационных  средств  поражения  по  реальным воздушным (наземным)
   целям в условиях, приближенных (хоть и частично) к боевым.
       Рекомендации  по  организации  работы по предотвращению АП при
   выполнении боевых стрельб, учений и сбор-походов кораблей:
       разработку     служебных     и    методических     документов,
   регламентирующих выполнение боевых стрельб,  учений и сбор-походов
   кораблей, проводить  с учетом реальных возможностей всех элементов
   авиационной  системы  и фактических  условий  ее функционирования,
   своевременно вносить в них дополнения при изменении возможностей и
   условий выполнения задания;
       параметры   боевых   порядков,   условия   выполнения  стрельб
   определять исходя из фактического уровня натренированности летного
   состава.
       53.  Основными  опасными факторами, действующими в авиационной
   системе при выполнении демонстрационных полетов, являются:
       повышенная   эмоциональная   и  психологическая  напряженность
   летного  состава,   связанная  с наличием  зрителей  и скоротечным
   выполнением фигур пилотажа на малых высотах;
       ограниченные   возможности  по  принятию  решения  при  отказе
   авиационной  техники  над  населенным пунктом (особенно при отказе
   силовой установки) на малых высотах;
       неготовность     экипажей    в   любой    момент    прекратить
   демонстрационный  полет  при  незначительных  (с  их точки зрения)
   отказах  авиационной  техники  и несоответствии  метеорологических
   условий;
       ограниченные  возможности  лиц  группы руководства полетами по
   оказанию  помощи  экипажам  при  возникновении  особой  ситуации в
   полете из-за их скоротечности;
       отличие  тактико-технических  характеристик  средств  связи  и
   радиотехнического   обеспечения   полетов,   порядка   организации
   воздушного  движения  при  выполнении  демонстрационных полетов за
   рубежом;
       выполнение  новых фигур высшего пилотажа на предельных режимах
   полета,  а иногда и за пределами допустимых руководством по летной
   эксплуатации ограничений и не согласованных с конструкторским бюро
   разработчиком воздушного судна.
       Рекомендации  по  организации  работы по предотвращению АП при
   выполнении демонстрационных полетов:
       учет  реальных возможностей всех элементов авиационной системы
   и   фактических   условий   ее   функционирования  при  разработке
   нормативных     правовых     актов    и   служебных    документов,
   регламентирующих выполнение демонстрационных полетов;
       выработка  и строгое  выполнение  требований,  предъявляемых к
   кандидатам  в пилотажные  группы  из  числа  экипажей  авиационных
   частей, при анализе и практической проверке фактического состояния
   их здоровья, уровня теоретических знаний и техники пилотирования;
       выполнение   демонстрационных  полетов  только  подготовленным
   летным  составом,  освоившим в полном объеме специальные программы
   для экипажей, выполняющих демонстрационные полеты;
       своевременное   прекращение  (изменение  в сторону  упрощения)
   демонстрационного полета при усложнении метеорологических или иных
   условий выполнения задания.
       54.  Наиболее  часто  повторяющимися  опасными  факторами  при
   выполнении воздушных перевозок являются:
       недостаточное    информирование   экипажей   об   особенностях
   организации,  руководства  и обеспечения  вылетов  при предстоящих
   посадках   воздушных   судов   на   аэродромах   гражданской   или
   экспериментальной   авиации,   неполное   доведение   до  них  мер
   безопасности  на  этапах  взлета  и посадки  на  аэродромах других
   министерств и ведомств;
       постановка   экипажам   задач,   превышающих  их  возможности,
   тактико-технические характеристики воздушных судов по загрузке;
       выполнение   воздушных  перевозок  при  длительном  отрыве  от
   основных аэродромов базирования авиационной части;
       недостатки  в подготовке летных экипажей к длительной работе в
   отрыве от мест постоянного базирования,  их неготовность выполнить
   все  виды  подготовок воздушного судна к полетам,  предусмотренные
   регламентом  технической  эксплуатации,  и  устранять проявившиеся
   неисправности;
       невыполнение   членами  экипажей  требований  эксплуатационной
   документации и своих обязанностей;
       превышение  взлетной  массы  воздушного  судна,  особенно  при
   выполнении перевозок на коммерческой основе;
       превышение   установленных   норм   перевозки   пассажиров   и
   неправильное их размещение на борту воздушного судна;
       неучет   метеорологической   обстановки  на  маршруте  полета,
   прогноза  погоды и опасных явлений,  отсутствие критической оценки
   возможности  выполнения  полета  "по  погоде"  в каждом конкретном
   случае;
       отсутствие   на   борту   в целях  поддержания  исправности  и
   обеспечения   автономности   работы   на   оперативных  аэродромах
   технических   аптечек,   эксплуатационной   документации,   запаса
   специальных жидкостей и масел;
       невыполнения  требований по отключению (изоляции) неисправного
   оборудования  при  принятии  решения  о вылете с неисправностями и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное