Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 30.09.2002 N 390 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 11.02.2003 N 4198)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2003 г. N 4198
   ------------------------------------------------------------------
   
                 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                ПРИКАЗ
                     от 30 сентября 2002 г. N 390
   
                      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
              ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
                 С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       В  целях  упорядочения  деятельности авиационного персонала по
   предупреждению   авиационных  происшествий  с воздушными    судами
   государственной авиации в Российской Федерации приказываю:
       1.   Утвердить   прилагаемое   Руководство  по  предотвращению
   авиационных  происшествий с государственными воздушными   судами в
   Российской Федерации (РПАП-2002).
       2.  Контроль  за  выполнением  настоящего Приказа возложить на
   Службу  безопасности  полетов  авиации  Вооруженных Сил Российской
   Федерации.
   
                                                      Министр обороны
                                                 Российской Федерации
                                                             С.ИВАНОВ
   
   
   
   
   
                              РУКОВОДСТВО
              ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
                 С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                              (РПАП-2002)
   
                       Глава I. Общие положения
   
       1.   Настоящее   Руководство   по  предотвращению  авиационных
   происшествий  с государственными  воздушными  судами  в Российской
   Федерации   (далее   именуется   -  Руководство)   разработано   в
   соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации <*>,  иными
   нормативными  документами,  регулирующими  деятельность  в области
   государственной авиации и использования воздушного пространства.
       --------------------------------
       <*>  Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  1997,
   N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483.
   
       2.   Руководство  определяет  порядок  деятельности  в области
   государственной  авиации  по  вопросам  предотвращения авиационных
   происшествий,  обязанности руководителей (командиров, начальников)
   органов   управления,   задачи   и  права   специалистов   органов
   безопасности полетов.
       В  нем  изложены  основные  методы,   формы  и способы  работы
   должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий.
       3.  Главным  содержанием  работы по предотвращению авиационных
   происшествий  является  приоритет  мер,  направленных на повышение
   роли человеческого фактора:
       подбор,   подготовка   и  воспитание   руководящих   кадров  и
   авиационных специалистов;
       высокая профессиональная подготовка личного состава;
       качественная  подготовка личного состава и авиационной техники
   к полетам;
       строгая плановость в летной работе;
       обеспечение высокого уровня социально-бытовых условий;
       высокая   натренированность   летного   состава  и лиц  группы
   руководства полетами;
       повышение  требовательности к качеству техники пилотирования и
   объективности ее оценки;
       обеспечение научно обоснованного режима труда и отдыха личного
   состава;
       своевременное   и  качественное   информационное   обеспечение
   личного состава;
       воспитание  чувства высокой ответственности у личного состава,
   моральное и материальное стимулирование его труда.
       4.  Основными  принципами  работ по предотвращению авиационных
   происшествий являются:
       объективность оценки положения дел с безопасностью полетов;
       конкретность,  целенаправленность  и обязательность выполнения
   принимаемых мер;
       полный охват личного состава и объектов;
       оперативность  проведения  профилактических  мероприятий  и их
   повторение;
       полная законченность процесса;
       оценка эффективности проведенной работы.
       5.   Работа   по   предотвращению   авиационных   происшествий
   преследует цели:
       научить    каждого    авиационного    специалиста    пониманию
   потенциальной  опасности его ошибочных действий,  профессиональной
   настороженности и работе безопасными методами;
       исключить    непрофессиональные    действия,    приводящие   к
   авиационным происшествиям;
       исключить   нарушение   требований   нормативных   документов,
   безответственность руководящего состава;
       не  допустить  выпуска  в полет  неподготовленных  экипажей  и
   авиационной техники, обеспечить законность каждого полета;
       предупредить отказы авиационной техники в полете;
       исключить  низкое  качество подготовки аэродромов и всех видов
   обеспечения полетов;
       предвидеть  возникновение опасных погодных условий и воздушной
   обстановки;
       исключить  необъективность расследования и установления причин
   авиационных происшествий и авиационных инцидентов.
       6.  Руководители (командиры,  начальники), организующие работу
   по   предотвращению   авиационных  происшествий,   руководствуются
   нормативными  документами  по  организации  и проведению полетов и
   настоящим Руководством.
   
                  Глава II. Обязанности руководителей
             (командиров, начальников) органов управления
          за организацию работы по предотвращению авиационных
               происшествий. Органы безопасности полетов
   
                       Обязанности руководителей
             (командиров, начальников) органов управления
   
       7.   Руководитель  (командир,   начальник)  органа  управления
   отвечает  за  организацию  работы  по  предотвращению  авиационных
   происшествий.
       Руководитель (командир, начальник) органа управления обязан:
       знать  требования нормативных документов по организации летной
   работы  и обеспечению безопасности полетов (далее именуется - БзП)
   в государственной авиации;
       осуществлять  постоянное руководство всеми видами деятельности
   подчиненных   структур,   связанными   с  организацией  полетов  и
   безопасным их выполнением;
       руководить работой должностных лиц органов БзП;
       организовывать   своевременное   и  качественное  планирование
   работы    органа    управления   по   предотвращению   авиационных
   происшествий;
       проводить   систематический   анализ   состояния  безопасности
   полетов  на  основе  личных  наблюдений,   докладов  и информации,
   оценивать   деятельность   должностных   лиц   по   предотвращению
   авиационных происшествий в подчиненных органах управления;
       контролировать  выполнение  мероприятий  программ  и планов по
   предотвращению   авиационных   происшествий   и их  обеспеченность
   финансовыми и материально-техническими средствами;
       осуществлять  подбор  (по  согласованию  с вышестоящим органом
   БзП)   и  организовывать   подготовку  специалистов  органов  БзП,
   контролировать   уровень   подготовки  руководителей  (командиров,
   начальников)    подчиненных    органов    управления   в  вопросах
   предотвращения авиационных происшествий.
   
                      Органы безопасности полетов
   
       8.  К  органам  безопасности  полетов  государственной авиации
   Российской Федерации относятся:
       Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской
   Федерации;
       службы безопасности полетов федеральных органов исполнительной
   власти и организаций;
       Центр  безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской
   Федерации  в составе 13 Государственного научно-исследовательского
   института  Министерства обороны Российской Федерации (эксплуатации
   и ремонта авиационной техники);
       службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением
   обязанностей по службе безопасности полетов) авиации видов и родов
   войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
       службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением
   обязанностей   по   службе   безопасности   полетов)   авиационных
   объединений, соединений и воинских частей (организаций);
       службы    и   отделы    военных   образовательных   учреждений
   профессионального  образования  (далее  именуются - военно-учебные
   заведения),    центров,    научно-исследовательских   организаций,
   научно-исследовательские     лаборатории    федеральных    органов
   исполнительной   власти   и  организаций,   основным  направлением
   деятельности которых является обеспечение безопасности полетов.
       9.  Органы  БзП  предназначены  для  осуществления специальной
   деятельности,    направленной    на   предотвращение   авиационных
   происшествий   (далее   именуются   -  АП)   с  воздушными  судами
   государственной авиации в Российской Федерации.
       10.  Состав  органа  БзП  федерального  органа  исполнительной
   власти   (организации),   видов   и родов  войск  Вооруженных  Сил
   Российской   Федерации   определяет  соответствующий  руководитель
   органа управления, исходя из состава авиации и решаемых задач. Для
   обеспечения  выполнения  задач,  возложенных на орган БзП в полном
   объеме, в его состав должны входить: начальник, инспекторы-летчики
   (по каждому роду авиации федерального органа исполнительной власти
   или организации) (штурманы),  инспекторы-офицеры по основным видам
   обеспечения полетов.
       Начальник  органа  БзП  подчиняется  начальнику  (заместителю)
   соответствующего  органа  управления.  Начальником  органа  БзП  в
   авиации  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации назначается лицо,
   имеющее специальность летчика (штурмана).
   
                      Задачи и права специалистов
                     органов безопасности полетов
   
       11. Основными задачами специалистов органов БзП являются:
       выявление  опасных  факторов  (потенциальная причина (фактор),
   проявление которых в полете может привести к АП);
       проведение профилактических мероприятий по предупреждению АП в
   авиационной   системе,   недостатков   и нарушений  в организации,
   выполнении, управлении и обеспечении полетов, разработка совместно
   с управлениями,  отделами и службами мероприятий по устранению или
   снижению   влияния  опасных  факторов,   недостатков  и нарушений,
   контроль  обоснованности  и достаточности  программ предотвращения
   АП;
       организация своевременного доведения до авиационного персонала
   оперативной,  периодической и представляемой по запросу информации
   об АП и авиационных инцидентах (далее именуются - АИ);
       организация   работы   подчиненных   органов   БзП  (отдельных
   должностных  лиц  с исполнением  обязанностей  по  службе  БзП) по
   профилактике   АП   и  АИ  с государственными  воздушными  судами,
   профессиональной    подготовке,    контроль   полноты   исполнения
   обязанностей личным составом этих служб;
       оценка   состояния   БзП,    ее   объективность,   полнота   и
   своевременность   выявления   АИ,   оперативность  и достоверность
   докладов по результатам их расследований.
       Кроме  того,  на органы БзП федеральных органов исполнительной
   власти   и  организаций,   в  том  числе  научно-исследовательские
   лаборатории   отделов   и служб  высших  военно-учебных  заведений
   (учебных     заведений),     центров,     научно-исследовательских
   организаций,  основным  направлением деятельности которых является
   обеспечение БзП, возлагается:
       участие   в  разработке  курсов  боевой  (летной)  подготовки,
   программ переучивания,  методических пособий и других материалов в
   части, касающейся безопасности полетов;
       участие    в   работе    комиссий   по   оценке   соответствия
   тактико-техническим      заданиям      показателей     надежности,
   эргономичности  и безопасности  полетов  испытываемой  авиационной
   техники;
       участие  в разработке  нормативных  документов,   определяющих
   порядок   проведения   испытаний   авиационной   техники  в части,
   касающейся обеспечения их безопасности.
       12. Должностные лица органов БзП в пределах возложенных на них
   обязанностей имеют право:
       запрещать   полеты   экипажам   от   заместителя  руководителя
   (командира,  начальника)  и ниже  в своем органе управления,  всем
   экипажам  в нижестоящих органах управления при выявлении нарушений
   и  недостатков,   угрожающих  безопасности  полетов,   с  докладом
   (информированием)   соответствующим   руководителям   (командирам,
   начальникам);
       приостанавливать  в части,  касающейся организации выполнения,
   управления   и  обеспечения   полетов,   исполнение   обязанностей
   должностными  лицами,  допускающими  нарушения  мер безопасности и
   требований  нормативных  правовых  актов  и служебных документов с
   докладом     (информированием)    соответствующим    руководителям
   (командирам, начальникам);
       отстранять  от  эксплуатации  авиационную  технику,   средства
   управления и обеспечения полетов,  аэродромы при несоответствии их
   состояния   требованиям  нормативных  правовых  актов  и служебных
   документов    по   вопросам   безопасности   полетов   с  докладом
   (информированием)   соответствующим   руководителям   (командирам,
   начальникам);
       давать  должностным лицам обязательные для исполнения указания
   по   устранению   выявленных   нарушений   и недостатков  в части,
   касающейся  безопасности  полетов,  с  докладом  (информированием)
   соответствующим руководителям (командирам, начальникам);
       заслушивать   доклады   должностных   лиц   по  организации  и
   выполнению  мероприятий,  направленных на поддержание безопасности
   полетов государственных воздушных судов;
       проверять  деятельность авиационного персонала государственной
   авиации соответствующего федерального органа исполнительной власти
   или  организации,  в  том  числе технику пилотирования,  воздушную
   навигацию и боевое применение летных экипажей;
       участвовать  в разработке  служебных документов,  определяющих
   порядок организации, выполнения, управления и обеспечения полетов.
       Полномочия  (права)  должностных  лиц органов БзП определяются
   положением   о  службе  БзП  соответствующего  органа  управления,
   разработанного    в  соответствии   с  требованиями   Руководства.
   Положения   и  должностные  обязанности  разрабатываются  во  всех
   органах   БзП,   согласовываются   с  вышестоящим  органом  БзП  и
   утверждаются  их  непосредственными  руководителями  (командирами,
   начальниками).
   
         Подготовка специалистов органов безопасности полетов
   
       13.   Кандидаты   на  должности  в органы  БзП  отбираются  из
   авиационного   персонала  и специалистов  научно-исследовательских
   организаций    федеральных   органов   исполнительной   власти   и
   организаций, имеющих подразделения государственной авиации.
       14.  Подготовка  специалистов  органов  БзП  осуществляется на
   курсах  при  высших  учебных заведениях,  научно-исследовательских
   организациях   и  учебных   центрах  по  специально  разработанным
   программам.  Подготовка  на  курсах проводится по профессиональным
   направлениям   с  учетом   имеющегося  опыта  работы  кандидата  -
   первоначальная   подготовка,   повышение  квалификации,   обучение
   расследованию АП.
       Программы  обучения  разрабатываются  соответствующими высшими
   учебными  заведениями  и научно-исследовательскими  организациями,
   согласовываются  с начальником Службы безопасности полетов авиации
   Вооруженных  Сил Российской Федерации и утверждаются руководителем
   федерального   органа   исполнительной  власти  по  принадлежности
   учебного заведения.
   
                  Глава III. Работа по предотвращению
          авиационных происшествий в авиационных управлениях
             (отделах) федеральных органов исполнительной
           власти и организациях, объединениях, соединениях,
            частях (отдельных подразделениях и учреждениях)
   
                          Планирование работы
              по предотвращению авиационных происшествий
   
       15.  Планирование  работы  по  предотвращению АП проводится на
   всех структурных уровнях федеральных органов исполнительной власти
   (органов  управления)  <*>  и заключается  в разработке:  на год -
   программы  предотвращения  АП;  на  месяц  - плана  мероприятий по
   обеспечению БзП;  дополнительно - планов мероприятий по устранению
   выявленных опасных факторов и недостатков в работе органов БзП или
   органа   управления,   а   также  по  выполнению  рекомендаций  по
   результатам   расследования   АП   и АИ,   требований  поступивших
   служебных документов по БзП.
       --------------------------------
       <*>  При  организации  и проведении  работ  по  предотвращению
   авиационных  происшествий  и расследованию  авиационных инцидентов
   права руководителей (командиров, начальников) авиации Министерства
   внутренних   дел   Российской   Федерации,   авиации  Министерства
   Российской  Федерации  по делам гражданской обороны,  чрезвычайным
   ситуациям  и ликвидации  последствий  стихийных бедствий,  авиации
   Государственного   таможенного   комитета   Российской  Федерации,
   авиации   Федеральной  пограничной  службы  Российской  Федерации,
   авиации  Федеральной  службы  безопасности  Российской  Федерации,
   авиации  Российской  оборонной  спортивно-технической организации,
   службы   авиации   Воздушно-десантных   войск,    службы   авиации
   Космических  войск,  службы авиации Ракетных войск стратегического
   назначения,   авиации   военного   округа,   929  Государственного
   летно-испытательного   центра   Министерства   обороны  Российской
   Федерации   и  Краснодарского   военного   авиационного  института
   приравниваются к правам командующего авиационного объединения.
       Права  руководителей (командиров,  начальников) центра боевого
   применения и переучивания летного состава, авиационного института,
   учебного  авиационного  центра,  авиации  армии,  корпуса,  округа
   внутренних   войск   или   пограничного   приравниваются  к правам
   командира авиационного соединения.
       Права  руководителей  (командиров,   начальников)  237  центра
   показа    авиационной    техники,    испытательного   центра   929
   Государственного  летно-испытательного центра Министерства обороны
   Российской   Федерации,   станции   наземных   и летных  испытаний
   авиаремонтного    завода,    АСК   (АТСК)   Российской   оборонной
   спортивно-технической    организации,     отдельной    авиационной
   эскадрильи приравниваются к правам командира авиационной части.
   
       16. Программа предотвращения АП разрабатывается как приложение
   к  плану  боевой  (специальной) подготовки соответствующего органа
   управления на год и является документом строгой отчетности.
       Исходными данными для разработки программы являются:
       задачи,  стоящие  перед авиацией,  задачи,  поставленные перед
   подразделением  авиации  (частью,  соединением,  объединением)  на
   новый учебный год;
       результаты    анализа   работы   по   предотвращению   АП   за
   предшествующий период;
       приказы,  директивы и указания старших начальников,  программы
   предотвращения АП подчиненных структур.
       При планировании работ по предотвращению АП учитываются:
       состояние БзП;
       уровень летно-методической подготовки руководящего состава;
       уровень  летной  подготовки и степень натренированности летных
   экипажей;
       уровень  подготовки  и опыт руководителей полетов,  лиц группы
   руководства  полетами,  командных  пунктов  и органов  организации
   воздушного движения (далее именуется - ОрВД);
       уровень  подготовки  инженерно-технического состава и его опыт
   эксплуатации данной авиационной техники;
       состояние авиационной техники,  аэродромов, средств управления
   и обеспечения полетов;
       состояние   учебной   базы  для  обеспечения  теоретической  и
   практической  подготовки  летного состава,  инженерно-технического
   состава,  лиц  группы  руководства  полетами и специалистов частей
   обеспечения полетов;
       выделенные материальные (материально-технические) ресурсы.
       17. Программа предотвращения АП должна включать:
       краткий анализ АП и серьезных авиационных инцидентов,  имевших
   место   за  последние  пять  лет  (с  учетом  характерных  опасных
   факторов,  состояния  аварийности типа эксплуатируемого воздушного
   судна за весь период эксплуатации);
       краткий анализ АИ за прошедший год;
       анализ  морально-психологических  качеств  личного  состава  с
   определением опасных факторов, снижающих их;
       анализ  условий  и специфику  решения наиболее сложных и новых
   задач;
       тематику, сроки проведения конференций по БзП;
       сроки проведения военных советов (совещаний) по БзП;
       вопросы,  включаемые в повестки заседаний методического совета
   по вопросам БзП;
       тематику специальных занятий по БзП;
       мероприятия по периодическим анализам материалов ОК;
       основные  мероприятия  по  предотвращению  повторяемости АП по
   известным  группам  причин  (нарушения в организации и руководстве
   полетами;    ошибочные   действия   летного   состава   в  технике
   пилотирования (сваливание,  срыв в штопор, потеря пространственной
   ориентировки,  ошибки  на  взлете и посадке и т.д.);  столкновения
   воздушных  судов  в воздухе  и с  рельефом  местности;   попадания
   экипажей  в опасные  явления  погоды;  превышение эксплуатационных
   ограничений воздушных судов;  отказы авиационной техники в полете;
   снижение   работоспособности  членов  экипажей  в полете  и т.д.).
   Перечень  рекомендуемых  мероприятий по предотвращению авиационных
   происшествий приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству;
       подготовку  летного  состава  и группы  руководства полетами к
   действиям в особых случаях;
       меры  по  предотвращению  АП  при  освоении  новой авиационной
   техники и новых видов летной подготовки;
       анализ состояния парка авиационной техники,  уровня подготовки
   и укомплектованности инженерно-технического состава;
       целевые   проверки   состояния   аэродромов  в соответствии  с
   требованиями   федеральных   авиационных  правил,   норм  годности
   аэродромов государственной авиации и других служебных документов;
       проверки    наличия,    состояния   и  использования   средств
   отпугивания птиц;
       анализы  состояния  БзП за месяц,  квартал,  полугодие (период
   обучения), год;
       проверки  летного состава и лиц группы руководства полетами по
   действиям в особых случаях в полете;
       анонимное  анкетирование,  систему  добровольных  сообщений по
   вопросам БзП.
       18.   В   частях   обеспечения   программы  предотвращения  АП
   разрабатываются по аналогичной структуре с учетом решаемых частями
   задач.
       19.   В  программы  могут  включаться  другие  мероприятия  по
   усмотрению  командиров  (начальников).  Повторяемость  мероприятий
   определяется   командиром   (начальником)   с учетом  рекомендаций
   органов БзП и других служб.
       В  авиационных  частях,  в состав которых входят подразделения
   обеспечения,   мероприятия  по  предотвращению  АП,   нарушений  и
   ошибочных   действий  личного  состава  подразделений  обеспечения
   включаются в программу предотвращения АП части.
       20.  На  каждый  месяц  разрабатываются  планы  мероприятий по
   обеспечению БзП, которые включают:
       мероприятия    из    годовых   программ   предотвращения   АП,
   предусмотренные на предстоящий месяц;
       мероприятия,  предписанные приказами, директивами и указаниями
   старших начальников;
       мероприятия, вытекающие из характера и особенностей выполнения
   предстоящих задач и уровня БзП;
       тематику специальных занятий по БзП;
       ранее проведенные мероприятия, не достигшие намеченных целей.
       Мероприятия   по   обеспечению   БзП   не  должны  дублировать
   содержания  других  планов.  Они  доводятся до личного состава при
   постановке задач на следующий месяц.
       21.  По  результатам  расследования  АП,  АИ и инспектирования
   разрабатываются  планы  мероприятий.  Официальным  основанием  для
   разработки  профилактических мероприятий является утвержденный акт
   расследования    АП   (материалы   результатов   инспектирования).
   Разработку  и проведение  профилактических  мероприятий организуют
   федеральные  органы  исполнительной  власти  или  организация  (по
   принадлежности  воздушного  судна),   а  также  федеральный  орган
   исполнительной  власти,  осуществляющий реализацию государственной
   политики в области авиационной промышленности.
       Профилактические  мероприятия  разрабатываются и оформляются в
   виде     планов     таких     мероприятий    (ведомственных    или
   межведомственных).
       Допускается  разработка  объединенного  плана профилактических
   мероприятий по результатам расследования нескольких АП.
       План    профилактических    мероприятий    согласовывается   с
   заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной власти и
   организациями,   утверждается  руководителем  федерального  органа
   исполнительной   власти   или   организации   (по   принадлежности
   воздушного  судна) и направляется исполнителям,  начальнику Службы
   безопасности  полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации
   и   в  Центр   безопасности  полетов  Вооруженных  Сил  Российской
   Федерации.
       В  установленные  планом  профилактических  мероприятий  сроки
   исполнители  докладывают о реализации профилактических мероприятий
   руководителю   федерального   органа   исполнительной  власти  или
   организации,  утвердившему  план,  или не позднее чем за 5 дней до
   истечения установленного срока представляют письменное уведомление
   о причинах его невыполнения. Копия доклада направляется начальнику
   Службы  безопасности  полетов  авиации  Вооруженных Сил Российской
   Федерации.
   
                    Особенности планирования работы
            в авиационных управлениях (отделах) федеральных
               органов исполнительной власти, в главных
                  командованиях видов Вооруженных Сил
            Российской Федерации, командованиях родов войск
                 Вооруженных Сил Российской Федерации,
             авиационных объединениях, соединениях, частях
               (отдельных подразделениях и учреждениях)
                        и в частях обеспечения
   
       22.   В  ходе  планирования  работы  по  предотвращению  АП  в
   авиационных     управлениях    (отделах)    федеральных    органов
   исполнительной власти, главных командованиях видов Вооруженных Сил
   Российской  Федерации,  командованиях  родов войск Вооруженных Сил
   Российской  Федерации,   авиационных  объединениях,   соединениях,
   частях   (отдельных   подразделениях   и учреждениях)  и в  частях
   обеспечения  разрабатываются  документы  в соответствии с Перечнем
   разрабатываемых   документов  и проводимых мероприятий (приложение
   N 2 к настоящему Руководству).
       Соответствие   статуса  авиационных  организаций,   учреждений
   государственной   авиации   структурам   авиации  Вооруженных  Сил
   Российской  Федерации  с целью определения перечня разрабатываемых
   документов    определяет    руководитель    федерального    органа
   исполнительной власти (организации).
       Решением   руководителя   федерального  органа  исполнительной
   власти  (организации),  главнокомандующего  видом  Вооруженных Сил
   Российской  Федерации,  командующего  родом  войск Вооруженных Сил
   Российской Федерации, командира (начальника) могут разрабатываться
   дополнительные  документы,  исходя  из  конкретных задач,  стоящих
   перед  авиацией.  Перечень  таких документов должен быть определен
   приказом  (директивой)  соответствующего  руководителя,  командира
   (начальника).
       23.   При   разработке  мероприятий  по  предотвращению  АП  в
   авиационных     управлениях    (отделах)    федеральных    органов
   исполнительной  власти,  в главных командованиях видов Вооруженных
   Сил  Российской  Федерации,  командованиях родов войск Вооруженных
   Сил  Российской Федерации,  авиационных объединениях,  соединениях
   руководствоваться следующим:
       соблюдать  соответствие  запланированного  мероприятия  уровню
   органа управления;
       организовывать    деятельность    и   осуществлять    контроль
   нижестоящих органов управления;
       не  допускать  дублирования  мероприятий  нижестоящего  органа
   управления;
       осуществлять   проверки   нижестоящих   органов  управления  и
   авиационных   частей   по  вопросам  организации  деятельности  по
   предотвращению АП;
       обеспечить  личное  участие представителей органа управления в
   организации  и проведении  инструктивно-методических и специальных
   занятий  по  БзП  в нижестоящих  органах  управления и авиационных
   частях.
   
                  Организация работы должностных лиц
              по предотвращению авиационных происшествий
   
       24.  Советы  (совещания),  конференции  по  БзП  в федеральных
   органах   исполнительной   власти  (организациях),   объединениях,
   соединениях    организуются    и   проводятся   с  периодичностью,
   определенной  организационно-методическими указаниями (указаниями)
   руководителей    федеральных    органов    исполнительной   власти
   (организаций), но, как правило,  не реже одного раза в год.  Целью
   советов  (совещаний)  является анализ организаторской деятельности
   должностных   лиц   органов  управлений  по  предотвращению  АП  и
   выработка указаний по улучшению этой деятельности.
       По   результатам   совета  (совещания)  отрабатывается  приказ
   (директива) руководителя органа управления.
       Целью  конференции  по БзП является выработка рекомендаций для
   достижения высокой надежности функционирования авиационной системы
   при решении задач летной подготовки, темами ее могут быть:
       обеспечение БзП при перевооружении авиационных частей на новую
   авиационную    технику   в  условиях   ограниченных   возможностей
   финансового и материально-технического обеспечения;
       обеспечение   БзП   при  проверках  боевой  выучки  полков  на
   полигонах  с выполнением  боевых  стрельб  по воздушным (наземным)
   целям;
       обеспечение  БзП  при  организации,  выполнении  и руководстве
   полетами с авианесущих кораблей (аэрофинишера);
       обеспечение   БзП   при   организации  и выполнении  воздушных
   перевозок;
       обеспечение   БзП   при   организации  и выполнении  задач  по
   ликвидации   последствий   чрезвычайных   ситуаций   природного  и
   техногенного характера;
       обеспечение   БзП   при   авиационном   обеспечении  частей  и
   подразделений  Сухопутных  войск  (Ракетных  войск стратегического
   назначения) и др.
       При  необходимости и в зависимости от сложности стоящих задач,
   особых  условий  их  выполнения решением руководителя федерального
   органа исполнительной власти (организации), командира (начальника)
   конференция  может  проводиться  и в  авиационной части (отдельных
   подразделениях и учреждениях).
       В частях, где конференции не спланированы, вопросы обеспечения
   БзП   при   решении   наиболее   сложных  (новых)  задач  обучения
   целесообразно   рассматривать   при  проведении  летно-технических
   конференций по особенностям сезонной эксплуатации.
       25.   Для  проведения  конференции  разрабатываются  следующие
   документы:
       директива   руководителя   органа   управления   о  проведении
   конференции;
       календарный план подготовки;
       план проведения конференции;
       материалы докладов и выступлений;
       рекомендации конференции;
       директива   руководителя   органа   управления   с  доведением
   рекомендаций до подчиненных.
       Организационная директива издается за месяц до даты проведения
   конференции.  Календарный  план  отрабатывается  за 15 дней,  план
   проведения  за  10  дней.  Эти  документы  разрабатываются службой
   безопасности   полетов   органа   управления,   который   проводит
   конференцию.
       Рекомендации   предоставляются  всеми  отделами  и службами  в
   службу  безопасности  полетов  для  обобщения  за  5 дней.   После
   проведения конференции они дополняются предложениями, высказанными
   на ней, и оформляются в виде директивы.
       Участники   готовят   материалы  выступлений  и за  5 дней  до
   конференции  представляют непосредственным начальникам на проверку
   и утверждение.
       С  докладом  целесообразно выступить руководителю авиационного
   органа  управления  (отдела)  федерального  органа  исполнительной
   власти  (организации),  командующему  (командиру,  начальнику),  в
   котором изложить:
       анализ АП и серьезных АИ, имевших место в авиации федерального
   органа    исполнительной    власти   (организации),    объединении
   (соединении)   за   последние  5 лет  при  выполнении  полетов  по
   рассматриваемой на конференции теме;
       повторяющиеся   и  вновь   выявленные   опасные   факторы  при
   выполнении полетов по рассматриваемой на конференции теме;
       положительные   и  отрицательные   примеры  работы  командиров
   (начальников),  штабов,  отделов  и служб  по  обеспечению  БзП за
   прошедший период;
       основные   направления   деятельности   личного   состава   по
   предотвращению АП при подготовке, выполнении и обеспечении полетов
   по рассматриваемой на конференции теме.
       Все  необходимые справочные и аналитические данные для доклада
   готовит служба безопасности полетов и штаб.
       С  содокладами  выступают,  как  правило,  2 - 3 представителя
   органа  управления  (по  направлениям  деятельности,  связанной  с
   организацией, выполнением, управлением или обеспечением полетов).
       Для выступлений назначаются, как правило, 3 - 5 представителей
   нижестоящих  органов управления и авиационных частей (учреждений).
   Основная   цель   содокладов  - детализация  доклада  по  вопросам
   обеспечения  БзП  в различных сферах деятельности личного состава,
   изложение  новых  методов работы по уклонению от известных опасных
   факторов   и  выявлению   новых,   доведение  рекомендаций  по  их
   устранению  или  снижению  степени влияния.  Выступления с обменом
   опытом  целесообразно  сопровождать  конкретными  примерами  своей
   деятельности    и   деятельности    подчиненных,    приведшей    к
   соответствующим результатам по обеспечению БзП.
       Заседания   секций  по  направлениям  работы  и специальностям
   проводятся     под    руководством    заместителей    руководителя
   (командующего,  командира, начальника) после пленарного заседания,
   при   этом  их  работа  строится  на  принципе  свободного  обмена
   мнениями,   опытом,  новыми  идеями  по  обеспечению  безопасности
   предстоящих полетов. В конце заседания окончательно формулируются,
   систематизируются и принимаются открытым голосованием рекомендации
   секции.
       На   заключительном   заседании   обсуждаются   и  принимаются
   рекомендации конференции.
       При этом необходимо учитывать следующее:
       они    не   должны   противоречить   требованиям   нормативных
   документов, регламентирующих организацию, выполнение и обеспечение
   полетов, или повторять их положения;
       они  не  должны  повторять  меры  безопасности,  изложенные  в
   методических пособиях;
       следует стремиться к их максимальной конкретности без лозунгов
   и призывов;
       они  должны  в первую  очередь  воздействовать  на  устранение
   (ограничение   влияния)   опасных   факторов   в  первичном  звене
   авиационной  системы:  воздушное судно - экипаж - среда - полетное
   задание;
       они  должны  иметь направленность на активизацию человеческого
   фактора как решающего фактора при обеспечении БзП;
       их  выполнение  не должно повлечь за собой возникновение новых
   проблем;
       совокупность  рекомендаций не должна приводить к невозможности
   их выполнения, так как это может привести к обратным результатам.
       Рекомендации конференции по БзП доводятся до подчиненных,  как
   правило, в форме директивы.
       Материалы конференции обобщаются,  регистрируются и хранятся в
   службе БзП, если они не имеют соответствующего грифа секретности.
       Контроль    выполнения   рекомендаций   конференции   по   БзП
   возлагается  на  соответствующих руководителей и начальников служб
   БзП.
       При   организации  и проведении  конференции  по  БзП  следует
   учитывать следующие недостатки:
       тема   конференции  не  отвечает  новизне  и сложности  задач,
   стоящих перед авиационными частями (учреждениями);
       продолжительность    работы   конференции   не   соответствует
   количеству  выносимых  на  обсуждение вопросов (до 6 вопросов на 4
   часа работы);
       не    выдерживается    регламент    проведения    конференции,
   необоснованно сокращается время работы секций;
       принимается слишком большое количество рекомендаций, требующих
   значительных временных и материальных затрат;
       отсутствует    приоритет    направленности   рекомендаций   на
   активизацию человеческого фактора;
       не  принимаются  рекомендации,  касающиеся видов обеспечения и
   улучшения работы частей обеспечения;
       контроль  со  стороны  соответствующего  органа  управления за
   выполнением рекомендаций не налажен.
       26.  Указания  по  БзП  на  учениях,  сбор-походах  кораблей и
   показах  авиационной  техники  разрабатываются органом управления,
   организующим  данные  мероприятия.   Они  должны  учитывать  общие
   требования   (ограничения),   предъявляемые  к планированию  таких
   мероприятий,  определению  условий  и режима  выполнения  полетных
   заданий, подбору летных экипажей, лиц группы руководства полетами,
   организации  подготовки  авиационной техники,  средств обеспечения
   полетов  и т.д.  Основная цель указаний - исключить выпуск в полет
   неподготовленных   летчиков   (экипажей),   авиационной   техники,
   обеспечение  этих вылетов неподготовленными средствами.  Исходя из
   этого,   их   содержание   должно  нацеливать  руководящий  состав
   авиационных  частей на тщательный анализ уровня подготовки каждого
   экипажа и лиц группы руководства полетами,  готовности авиационной
   техники и средств обеспечения полетов.
       Для разработки указаний по БзП необходимо определить:
       для летного состава - необходимый уровень подготовки экипажей,
   привлекаемых  к учениям  (показу),  уровень  натренированности  по
   задачам  предстоящих  полетов,  в  том  числе  по  общему налету и
   количеству  полетов  по видам летной подготовки за год,  полгода и
   последние 3 месяца;
       для  лиц  группы  руководства  полетами  - необходимый уровень
   подготовки   к  руководству   на  аэродроме  (полигоне),   уровень
   натренированности  в руководстве  полетами  по задачам предстоящих
   учений (показа);
       для  авиационной  техники  - минимальный  остаток  ресурса  на
   самолетах, привлекаемых к учению (показу), особенности  подготовки
   исходя из задач предстоящих полетов;
       для   средств  обеспечения  полетов  - требуемый  объем  работ
   (мероприятий)   по   подготовке   и проверке  работоспособности  и
   законности допуска техники частей обеспечения.
       27.  Меры  безопасности  подразделяются  на  общие,  постоянно
   действующие и специальные.
       Общие  меры безопасности определяются нормативными документами
   (Руководством по летной эксплуатации (инструкцией экипажу) каждого
   типа  самолета  (вертолета),  курсами  боевой (летной) подготовки,
   методическими   пособиями  по  технике  пилотирования,   воздушной
   навигации и боевому применению и т.д.).
       Выполнение  требований указанных документов,  содержащих общие
   меры  безопасности  по  предотвращению  АП,  обязательно для всего
   авиационного персонала.
       Специальные    меры    безопасности   разрабатывает   командир
   (начальник),  организующий  полеты.  Меры должны разрабатываться с
   учетом  уровня  подготовки  летного  состава,  сложности  задач на
   полеты,   прогноза  погоды,   а  также  на  основании  проведенных
   расчетов,  моделирования ситуаций,  имеющихся рекомендаций и опыта
   работы.
       К таким мерам безопасности относятся:
       меры  безопасности  при выполнении отдельных элементов полета,
   которые   отражаются  в методических  разработках  по  упражнениям
   курсов боевой подготовки;
       меры безопасности,  разработанные на этапе организации полетов
   и излагаемые командиром авиационной части при постановке задачи;
       меры  безопасности,  определяемые командиром авиационной части
   на предполетных указаниях.
       Меры  безопасности  на  этапах  выполнения  полетов по задачам
   предстоящего учения (показа). К ним могут быть отнесены:
       минимально  безопасные  высоты визуального и приборного полета
   для района полетов и каждого участка маршрута;
       действия  ведомых при опасном сближении с ведущим,  при потере
   впереди  летящего самолета и порядок выхода из боевого (полетного)
   порядка с указанием безопасных высот (эшелонов) полета;
       минимальная (максимальная) безопасная глубина боевого порядка;
       порядок  восстановления  ориентировки и меры по предотвращению
   нарушения   запретных  зон  и государственной  границы  Российской
   Федерации в районе учений;
       минимальные  дистанции  для  выхода  из атаки воздушной цели и
   способы их определения;
       максимально   (минимально)  допустимые  параметры  полета  при
   маневрировании;
       минимальные дальности пуска ракет, стрельбы из пушек;
       минимально безопасные  высоты  сбрасывания средств поражения и
   другие.
       В  случаях,  когда  планом  учений  (показа) предусматривается
   выполнение   полетов   с  посадками   на   других  аэродромах  или
   вертолетных   площадках,    дополнительно   разрабатываются   меры
   безопасного   роспуска  группы  и захода  на  посадку,   взлета  и
   построения боевых порядков.
       Цель всех разрабатываемых мер - предупредить попадание экипажа
   в сложную (особую) ситуацию.
       Меры  безопасности  по  предотвращению  ранее  проявившихся  в
   полетах опасных факторах. Здесь необходимо изложить действия при:
       отказах авиационной техники,  в том числе при нештатной работе
   вооружения;
       потере радиосвязи;
       попадании в условия полетов,  к которым экипаж не подготовлен;
       встрече с опасными явлениями погоды;
       ухудшении самочувствия членов экипажа;
       потере управления экипажами (группами);
       выполнении вынужденной посадки (катапультировании) и др.
       Цель  - дать рекомендации экипажу по благополучному завершению
   полета.
       28.  Указания  (меры  безопасности)  подписываются начальником
   штаба органа управления руководителя учения (показа),  начальником
   службы безопасности полетов и доводятся в виде распоряжения по БзП
   на учение (показ).
       29.  По  каждому  упражнению  курса боевой (летной) подготовки
   отрабатываются  методические  разработки  применительно к условиям
   расположения  аэродрома  (авианесущего корабля),  району полетов и
   типам самолетов (вертолетов).
       Обязательно   отдельным  разделом  в методических  разработках
   должны  быть  указаны  меры  безопасности.  Они  разрабатываются с
   учетом   требований  по  ограничениям  воздушного  судна,   уровня
   подготовки   экипажей  (летчиков),   известных  опасных  факторов,
   проявившихся  при выполнении этого упражнения в других авиационных
   частях,   рекомендаций   по  результатам  расследования  АП  и АИ,
   особенностей района базирования и т.д.
       При  отработке  полета  на сложный пилотаж мерами безопасности
   могут быть указания для исключения:
       превышения ограничений самолета;
       сваливания и попадания самолета в штопор;
       столкновения с землей;
       потери работоспособности летчиком;
       попадания в облака при выполнении вертикальных маневров;
       потери пространственного положения;
       потери визуальной ориентировки.
       Кроме того,  должны быть определены действия летчика (экипажа)
   при непреднамеренном выходе на режимы, превышающие ограничения.
       В  зависимости  от уровня подготовки летного состава (экипажа)

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное