Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
24.06.2017
USD
59.66
EUR
66.68
CNY
8.72
JPY
0.54
GBP
75.99
TRY
17.03
PLN
15.77
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 30.09.2002 N 390 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 11.02.2003 N 4198)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   оборудования  при  принятии  решения  о вылете с неисправностями и
   отказами,  предусмотренными  специальным перечнем отказов согласно
   руководству по летной эксплуатации;
       нарушения требований по швартовке грузов.
       Исключение   (снижение)  влияния  указанных  опасных  факторов
   осуществляется:
       тщательным изучением маршрута, его навигационных особенностей,
   мер безопасности на каждом этапе и аэродроме посадки;
       правильным  подбором  экипажей,  натренированностью летчиков к
   действиям в особых ситуациях, четким взаимодействием и соблюдением
   технологии работы;
       умением  командира экипажа обеспечить выполнение правил полета
   и  подготовку  к ним с внебазового аэродрома,  правильную загрузку
   воздушного судна.
       55.  Наиболее  часто  повторяющимися  опасными  факторами  при
   выполнении  групповых  полетов  и полетов на дозаправку топливом в
   воздухе являются:
       недостаточное  методическое сопровождение данного вида полетов
   в части;
       неучет  психофизиологических  особенностей летного состава при
   определении боевого расчета;
       неритмичность выполнения полетов по данному виду подготовки;
       несоответствие  уровня  подготовки  летного  и инструкторского
   состава данному виду летной подготовки;
       неучет маневренных характеристик воздушного судна;
       несоответствие метеорологических условий заданию на полет.
       Исключение   (снижение)  влияния  указанных  опасных  факторов
   осуществляется:
       подбором боевого расчета;
       уточнением    методических   схем   полетов   по   планируемым
   упражнениям курса;
       изучением   с  летным   составом   маневренных   характеристик
   воздушного судна и особенностей маневрирования в составе различных
   групп,  по  методикам  выполнения  группового  полета,  полета  на
   дозаправку топливом в воздухе и соблюдения мер безопасности;
       проведением  тренажей "пеший по-летному" для отработки порядка
   и   последовательности  выполнения  полетного  задания,   а  также
   действий  ведомого  и ведущего  для  предотвращения столкновений в
   групповом полете;
       выработкой   единой   методики   обучения   летного   состава,
   управления  и руководства  полетами при проведении целевых полетов
   по подготовке (проверке) инструкторов.
       56.  Наиболее  часто  повторяющимися  опасными  факторами  при
   выполнении полетов на малой, предельно малой высоте являются:
       нарушение    порядка    и  правил   использования   воздушного
   пространства;
       плохое   знание   летным  составом  района  полетов,   рельефа
   местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот, мер
   безопасности  при  выполнении  полетов  на малых и предельно малых
   высотах;
       нарушение  членами  экипажа  методики  использования  бортовых
   систем обеспечения БзП, радиовысотомеров;
       ошибки в расчетах при определении безопасных высот полета;
       нарушение    единой    методики   учета   суммарных   поправок
   барометрических высотомеров;
       пренебрежение метеорологическим прогнозом на полеты.
       Для  исключения  (снижения) влияния указанных опасных факторов
   необходимо:
       проводить   семинары   с  летным   составом,   лицами   группы
   руководства   полетами   по   особенностям   навигации,    боевого
   применения,   эксплуатации   авиационной   техники   и организации
   воздушного движения на малых и предельно малых высотах;
       проверять  знание  летным составом,  лицами группы руководства
   полетами,  руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами
   командных  пунктов рельефа местности и искусственных препятствий в
   районе  выполнения  полетов на малых и предельно малых высотах,  а
   также порядка расчета безопасных высот (не реже двух раз в год);
       проводить  тренажи  по  действиям летного состава,  лиц группы
   руководства полетами при изменении воздушной,  метеорологической и
   орнитологической  обстановки  (в  дни предварительной подготовки к
   полетам);
       уточнять  лоции  коридоров  (маршрутов),  предназначенных  для
   выполнения  полетов  на  малых  и предельно малых высотах (не реже
   одного раза в год);
       проверять   знание  летным  составом  методики  и особенностей
   определения  и выдерживания высоты при выполнении полетов на малых
   и  предельно малых  высотах  (в  дни  предварительной подготовки к
   полетам);
       проверять  знание  летным составом,  лицами группы руководства
   полетами  мер  безопасности  при  выполнении  полетов  на  малых и
   предельно малых   высотах  (в  дни  предварительной  подготовки  к
   полетам).
       57.  Основными опасными факторами, оказывающими влияние на БзП
   при выполнении полетов в горной местности, являются:
       выполнение   полетов   по   правилам  визуальных  полетов  над
   закрытыми облаками перевалами, вершинами гор и сопок;
       неправильное  использование  барометрических  высотомеров  при
   посадках на горных аэродромах;
       неучет  особенностей  взлета  и посадки  с горного аэродрома и
   расчета максимальной взлетной (посадочной) массы;
       выполнение  снижения  при  заходе  на  посадку  при отсутствии
   (неустойчивом)    радиолокационного   контроля   ниже   минимально
   безопасного  эшелона  (высоты)  до  пролета приводной радиостанции
   аэродрома.
       Для  исключения  (снижения) влияния указанных опасных факторов
   необходимо:
       проводить  семинары  по  материалам  анализа АП и АИ,  имевшим
   место при выполнении полетов в горной местности (ежегодно);
       проводить   семинары   с  летным   составом,   лицами   группы
   руководства   полетами   по   особенностям   навигации,    боевого
   применения,   эксплуатации   авиационной   техники   и организации
   воздушного движения в горной местности (не реже двух раз в год);
       проверять  знание  летным составом,  лицами группы руководства
   полетами особенностей построения схем снижения и захода на посадку
   на горном аэродроме (в дни предварительной подготовки к полетам);
       проводить   тренажи   с  летным   составом   и  лицами  группы
   руководства  полетами  по  методике  использования барометрических
   высотомеров при выполнении взлета и посадки на горном аэродроме (в
   дни предварительной подготовки к полетам);
       проверять  знание  летным составом,  лицами группы руководства
   полетами   мер   безопасности   при  выполнении  полетов  в горной
   местности (в дни предварительной подготовки к полетам).
       Кроме  того,   для  исключения  (снижения)  влияния  указанных
   опасных факторов при выполнении полетов на вертолетах необходимо:
       не  производить  полетов  над  закрытыми  облаками перевалами,
   вершинами гор и сопок;
       перед  взлетом  с высокогорной  площадки необходимо каждый раз
   при контрольном висении проверять взлетные возможности вертолета;
       во всех случаях,  когда позволяют условия,  заход на площадку,
   расположенную на вершине горы, необходимо производить через склон,
   освещенный  солнцем  или  находящийся  с подветренной стороны,  не
   допуская снижения вертолета ниже уровня площадки до момента выхода
   на нее;
       при  выполнении  посадки на площадку высотой более 1700 метров
   использовать форсированный режим работы двигателей;
       посадку  на  площадку  с уклонами производить с заторможенными
   колесами.
       58.  Основными опасными факторами, оказывающими влияние на БзП
   при выполнении полетов с палубы корабля (судна), являются:
       неритмичность  выполнения  полетов  с корабля и нерегулярность
   организации летной работы в целом;
       зависимость  уровня подготовки летного состава от технического
   состояния  корабля  и отсутствия  в Вооруженных  Силах  Российской
   Федерации наземного тренажного комплекса корабельной авиации;
       переоценка   летным   составом  своих  возможностей  на  этапе
   восстановления утраченных навыков по корабельной программе;
       выполнение полетов на большом удалении от запасных аэродромов,
   расположенных  на  суше,  или  при  отсутствии  таковых  на боевой
   службе;
       повышенная   психофизиологическая   нагрузка  на  летчика  при
   посадке  на  корабль,  вызванная  необходимостью  быстро оценивать
   непрерывно   поступающую  информацию  (волнение  моря,   положение
   самолета,  показания  приборов,  команды  руководителя  визуальной
   посадки),   одновременно  выполняя  точное  пилотирование  в узком
   диапазоне скоростей, высот и углов атаки;
       значительное ограничение времени на принятие решения в случаях
   отказов   силовых   установок   и возникновения  других  нештатных
   ситуаций   на  этапах  взлета  с трамплина,   полета  по  глиссаде
   снижения,   касания   и  посадки  на  аэрофинишор;
       необходимость  выполнения  посадки   (касания) на ограниченный
   участок   посадочного   блока   в  непосредственной   близости  от
   препятствий (надстройки корабля, другие летательные аппараты);
       необходимость выполнения руления по ограниченному пространству
   палубы   корабля   в  непосредственной  близости  от  кормового  и
   бортового среза корабля в условиях качки;
       сложная,     быстро     изменяющаяся     орнитологическая    и
   гидрометеорологическая обстановка в районе авианосца;
       наличие бортовой и килевой качки;
       наличие зоны "вытормаживания" перед кормовым срезом корабля;
       отсутствие световых ориентиров в море, наличие световых бликов
   на фонаре кабины в процессе руления по палубе,  взлете,  заходе на
   посадку  и посадки,  невозможность  визуального определения высоты
   полета и силуэта корабля ночью;
       отсутствие на корабле нормальных условий для жизнедеятельности
   летного и инженерно-технического состава;
       недостаточная  надежность  отдельных систем самолетов палубной
   авиации,  эргономические  недостатки  (трудно  дотянуться до крана
   выпуска  шасси  при  застопоренных плечевых ремнях,  близко друг к
   другу расположены краны выпуска шасси и открытия фонаря и др.).
       Исключение  (снижение)  влияния перечисленных опасных факторов
   достигается:
       тщательным анализом уровня натренированности летного состава и
   лиц   группы   руководства   полетами  на  этапах  планирования  и
   подготовки  к выполнению полетов с палубы корабля,  индивидуальной
   оценкой   готовности   каждого  летчика  к выполнению  полетов  по
   корабельной   программе   с  привлечением  при  этом  специалистов
   медицинской службы и военных психологов;
       выбором  для  подготовки  в качестве  руководителя  визуальной
   посадки  на  корабле  наиболее подготовленных летчиков,  освоивших
   корабельную программу;
       поддержанием   на   высоком  уровне  натренированности  группы
   руководства   полетами   для  чего,   при  отсутствии  возможности
   выполнения полетов с корабля, используются аэродромы на суше;
       обеспечением ритмичности и систематичности летной работы;
       использованием   наземного  тренажного  комплекса  корабельной
   авиации   для   обеспечения   систематичности  в совершенствовании
   навыков летного состава в выполнении полетов с корабля;
       регулярным  проведением  мероприятий  по  обмену  опытом среди
   летного состава и группы руководства полетами в выполнении полетов
   с корабля;
       регулярным  проведением  тренажей  с летным  составом и лицами
   группы  руководства  полетами  по  действиям  в особых  случаях  в
   условиях дефицита времени;
       четким   и  достоверным   прогнозированием  метеорологической,
   орнитологической  и гидрологической  обстановки на этапах принятия
   решения и выполнения полетов с корабля с учетом времени года;
       выполнением    комплекса   реабилитационных   мероприятий   по
   восстановлению  здоровья  летного  состава по окончании полетов на
   корабль.
       59.  Основными опасными факторами, оказывающими влияние на БзП
   при выполнении полетов при несении боевого дежурства являются:
       низкая  натренированность  летного  состава и офицеров боевого
   управления, привлекаемых для несения боевого дежурства;
       усталость  экипажей  (на  боевое  дежурство назначаются летный
   состав  и офицеры  боевого  управления  без  учета  ограничений по
   количеству   дежурств,    накладываемых   требованиями   служебных
   документов);
       вылеты   из   боевого   дежурства  выполняются  в районы,   не
   обеспеченные поисково-спасательными силами и средствами.
       Для  исключения  (снижения) влияния указанных опасных факторов
   необходимо:
       привлекать   к  несению  боевого  дежурства  летный  состав  и
   офицеров  боевого  управления  с уровнем  подготовки и фактической
   натренированностью,   обеспечивающей   выполнение   ими  задач  по
   предназначению;
       организовать   поисково-спасательное   обеспечение   в районах
   применения воздушных судов дежурных сил;
       обеспечить    соблюдение   режима   отдыха   личного  состава,
   заступающего  на  боевое  дежурство,  в  том  числе ограничения по
   количеству дежурств;
       привести   помещения   для   несения   боевого   дежурства   в
   соответствие с требованиями служебных документов.
   
        Глава V. Основные направления работы служб обеспечения
        полетов с целью предотвращения авиационных происшествий
   
       60.   Подготовку   средств   наземного   обслуживания   общего
   применения    к   работе,    проверку    технического   состояния,
   укомплектование     оборудованием,      приборами,      средствами
   пожаротушения,   инструментом,  расходным  материалом,  проведение
   регламентных   и  других  видов  работ,   контрольных  осмотров  и
   оформление      документации      проводит      личный      состав
   авиационно-технической части.
       О подготовке и допуске к применению средств,  топлива,  масла,
   специальных  жидкостей  и газов на авиационной технике должностные
   лица  авиационно-технической части делают отметку в путевом листе,
   журнале учета работы средств, паспорте и контрольном талоне.
       Проверку  паспортных  данных  качества и пригодности кислорода
   проводят    начальник   автомобильной   и  электрогазовой   службы
   авиационно-технической   части   и  начальник  медицинской  службы
   авиационной части.
       Подаваемые  для  обслуживания  авиационной техники (на полеты,
   для  выполнения  регламентных  и других  видов  работ  и проверок)
   средства  подвергаются аэродромному контролю инженерно-технической
   службой.
       61.   Обеспечение  качества  применяемых  на  воздушных  судах
   горючего,  масел,  смазок  и специальных жидкостей.  Требования по
   контролю качества горючего в аэродромных условиях.
       В  авиационно-технической  части  контроль качества и допуск к
   заправке   воздушного   судна   горючим,   маслами,   специальными
   жидкостями    и   газами   производится   заместителем   командира
   авиационно-технической  части,   начальником  (помощником)  службы
   горючего  и смазочных  материалов,  начальником  склада  горючего,
   начальником    лаборатории   горючего   и  смазочных   материалов,
   начальником  (помощником)  автомобильной  и электрогазовой службы,
   начальником   кислорододобывающей   станции,   начальником  группы
   газообеспечения.
       Заправка воздушного судна производится после того,  как техник
   воздушного   судна   убедится,   что   в контрольном  талоне  есть
   письменное   разрешение   должностных   лиц   согласно требованиям
   служебных документов на заправку,  и проверит заземление самолета,
   заземление  заправщика,  заземление  пистолета  включением штыря с
   тросом в заземляющее гнездо воздушного судна.
       62.     Наиболее    характерными    опасными    факторами    в
   инженерно-авиационном обеспечении являются:
       несоответствие         организационно-штатной        структуры
   инженерно-авиационной  службы  некоторых  подразделений,   частей,
   соединений и объединений объему и сложности решаемых задач;
       неудовлетворительное    обеспечение    запасными   частями   и
   агрегатами,  что  приводит  к значительному возрастанию количества
   монтажно-демонтажных  работ в связи с необходимостью использования
   для   восстановления   исправности   AT   агрегатов,    снятых   с
   простаивающих самолетов;
       потеря  практических  навыков инженерно-техническим составом в
   выполнении   видов   подготовок   к  полетам  из-за  существенного
   уменьшения количества летных смен;
       сворачивание   работ   по   выполнению  доработок  авиационной
   техники,  направленных  на  повышение  ее  надежности  по  причине
   отсутствия финансирования;
       отвлечение   специалистов   инженерно-авиационной   службы  на
   выполнение  работ по хранению сверхштатной авиационной техники,  а
   также   на   выполнение   задач,   не   связанных  с эксплуатацией
   авиатехники;
       критическое  снижение  запаса ресурса (срока службы) некоторых
   типов авиационной техники,  что обуславливает определенную степень
   риска в оценке технического состояния воздушного судна и т.д.
       К  основным  общим  мероприятиям  по  предупреждению ошибочных
   (неправильных) действий инженерно-технического состава относятся:
       изучение  психофизиологических особенностей труда специалистов
   инженерно-авиационной  службы,   причин  допускаемых  ими  ошибок,
   отработка и реализация мероприятий по их предотвращению;
       изучение   конструкции   и  правил   эксплуатации  авиационной
   техники,  наиболее  опасных и часто повторяющихся конструктивных и
   производственных   недостатков,   методов  предотвращения  отказов
   авиационной техники;
       изучение     эргономических     недостатков    эксплуатируемой
   авиатехники  и реализация мер по устранению их влияния на качество
   работ;
       поддержание        устойчивых       навыков       специалистов
   инженерно-авиационной  службы  в выполнении  работ  по  подготовке
   авиатехники   к  полетам   за   счет   периодического   проведения
   комплексных тренажей по видам подготовок;
       постоянное   совершенствование   системы  контроля  полноты  и
   качества выполнения работ на авиационной технике;
       жесткий    контроль   за   использованием   при   эксплуатации
   авиационной   техники   только   исправной  контрольно-проверочной
   аппаратуры  и инструмента,  а  также  применением  предусмотренных
   эксплуатационной    документацией   расходных  и  горюче-смазочных
   материалов;
       обеспечение  соответствия  объема  и сложности  выполняемых на
   авиатехнике  работ  имеющимися  силам,  средствам,  а также уровню
   профессиональной подготовки инженерно-технического состава;
       использование средств объективного контроля для оценки полноты
   и   качества   подготовки   авиационной   техники   к  полетам   с
   документированием и анализом результатов;
       введение  в постоянную  практику  эффективной системы контроля
   готовности     авиационной     техники     и    личного    состава
   инженерно-авиационной службы к полетам;
       оперативное  и объективное информирование авиаспециалистов при
   проведении  специальных занятий об опасных факторах,  выявленных в
   других   частях   на  однотипной  авиационной  технике,   а  также
   недостатках в организации ее эксплуатации,  выработка и реализация
   эффективных мероприятий по их устранению.
       63.   Наиболее   часто  повторяющимися  опасными  факторами  в
   аэродромно-техническом обеспечении полетов являются:
       неудовлетворительное        содержание       и      подготовка
   взлетно-посадочных   полос   (далее  именуется  - ВПП),   рулежных
   дорожек, централизованных заправок, мест стоянок и других объектов
   аэродромов к полетам;
       нарушения  в организации приема,  хранения и контроля качества
   материальных   средств,   прежде   всего   горючего   и  смазочных
   материалов;
       недостатки   в  эксплуатации  средств  аэродромно-технического
   обслуживания  воздушных  судов  и в  работе зарядно-аккумуляторных
   станций;
       повреждения  (поломки) воздушных судов в результате движения и
   маневрирования на аэродроме средств наземного обеспечения полетов;
       дорожно-транспортные происшествия на аэродроме по вине личного
   состава;
       отказы в электроснабжении аэродрома в процессе полетов.
       Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:
       своевременным  и качественным  ремонтом искусственных покрытий
   ВПП,  рулежных  дорожек,  мест  стоянок  и грунтовой  части летной
   полосы;
       выполнением   маркировки   элементов   летного   поля  и полос
   воздушных подходов;
       строгим  контролем  за  содержанием  боковых  и концевых полос
   безопасности,  технической  исправности  и правильности размещения
   аэродромных  аварийных  тормозных  установок  и состояния площадок
   аварийного торможения за ними;
       соблюдением методики подготовки и приема аэродрома к полетам;
       оборудованием групп отстойных и расходных резервуаров горючего
   на   складах  горючего  и смазочных  материалов  в соответствии  с
   требованиями действующих служебных документов;
       выполнением  аэродромного контроля (проверка состояния средств
   заправки и фильтрования, слива отстоя, контроль чистоты горючего и
   документальная проверка его качества);
       соблюдением    технологической   схемы   обеспечения   чистоты
   авиационного горючего на складах;
       исключением   случаев   подачи   к  заправке  воздушных  судов
   некондиционных топлива, масел, спецжидкостей и газов;
       соблюдением  технологии  дозирования противокристаллизационных
   жидкостей в топливо,  правил приготовления маслосмесей, технологии
   контроля их качества перед заправкой воздушного судна;
       исключением случаев нарушения технологии регламентных работ на
   бортовых   авиационных   аккумуляторах  на  зарядно-аккумуляторных
   станциях,    а    также    порядок    приема    и  выдачи   их   с
   зарядно-аккумуляторных станций;
       знанием  и соблюдением  маршрутов  движения  личного состава и
   техники    по    летному   полю   аэродрома,    правил   подъезда,
   маневрирования,    буксировки   и  установки   средств   наземного
   обеспечения у воздушных судов;
       своевременным    обслуживанием   и  содержанием   в  исправном
   состоянии   внутренних   и  наружных   электросетей   (подстанций,
   распределительных   устройств,   воздушных  и кабельных  линий)  и
   электроприемников служебных технических застроек аэродрома.
       Перечень   основных  мероприятий,  проводимых  для  исключения
   влияния  (локализации)  опасных  факторов в аэродромно-техническом
   обеспечении   полетов,  изложен   в  приложении  N 4  к настоящему
   Руководству.
       64.  Основными  опасными  факторами в связи и радиотехническом
   обеспечении полетов являются:
       ошибки  операторов радиолокационных станций,  радиолокационных
   систем  посадки,  автоматических радиопеленгаторов в выдаче данных
   летным экипажам и лицам группы руководства полетами;
       прекращение  выдачи  радиолокационной  информации  на  рабочие
   места  пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов
   антенны подряд.  Прекращение выдачи радиолокационной информации на
   конечном этапе наведения;
       пропуск операторами радиолокационных станций, радиолокационных
   систем посадки, автоматических радиопеленгаторов сигнала "тревога"
   или  задержка с выдачей информации о сигнале "бедствие" более двух
   минут;
       неграмотные   действия   личного   состава   по   включению  и
   переключению   средств   связи   и  радиотехнического  обеспечения
   полетов,   приводящие  к прекращению  передачи  информации  (к  ее
   искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами;
       отказы    в   системе    электропитания    средств   связи   и
   радиотехнического  обеспечения полетов,  несвоевременное включение
   автономных источников питания;
       нарушения  в оборудовании  рабочих мест лиц группы руководства
   полетами   на   командно-диспетчерских,   командных  пунктах  и их
   эксплуатации;
       развертывание  средств  связи  и радиотехнического обеспечения
   полетов на аэродроме с отклонениями от типовой схемы;
       использование  для  обеспечения  полетов  непроверенных летным
   контролем средств связи и радиотехнического обеспечения полетов.
       Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:
       повышением     уровня     профессиональной     подготовки    и
   натренированности личного состава;
       постоянным  контролем  готовности личного состава к выполнению
   своих  функциональных обязанностей,  в том числе и в экстремальных
   ситуациях;
       повышением     качества    подготовки    средств    связи    и
   радиотехнического обеспечения полетов;
       совершенствованием   (многократным   резервированием)  системы
   энергоснабжения объектов управления, навигации и посадки воздушных
   судов;
       организацией  постоянного  контроля  технической исправности и
   правильности   эксплуатации   средств   связи  и радиотехнического
   обеспечения полетов;
       выполнением   мероприятий  по  предупреждению  наиболее  часто
   повторяющихся    отказов    средств   связи   и  радиотехнического
   обеспечения полетов;
       обеспечение   строгого  выполнения  требований  нормативных  и
   эксплуатационных  документов  по  оборудованию  пунктов управления
   авиацией.
       Перечень  основных  мероприятий,   проводимых  для  исключения
   влияния  (локализации) опасных факторов в связи и радиотехническом
   обеспечении   полетов   изложен   в  приложении  N 5  к настоящему
   Руководству.
       65.   Наиболее   часто  повторяющимися  опасными  факторами  в
   метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов являются:
       ошибки в прогнозах погоды и несвоевременное информирование лиц
   группы  руководства полетами и летного состава об опасных явлениях
   погоды,   несвоевременное  вручение  руководителю  полетов  бланка
   штормового предупреждения об опасных явлениях погоды;
       пренебрежение   сложными   метеоусловиями  руководящим  летным
   составом  и лицами  группы  руководства  полетами,  выпуск в полет
   экипажей в метеоусловиях,  не соответствующих уровню их подготовки
   и характеру выполняемых полетных заданий;
       неудовлетворительная организация проведения радиолокационной и
   воздушной  разведки  погоды,  необъективная информация о погоде от
   летных экипажей;
       неграмотные  действия экипажей при попадании в усложненные для
   их полетного задания метеоусловия;
       неудовлетворительное орнитологическое обеспечение полетов;
       несоответствие      технической     оснащенности     аэродрома
   установленному метеоминимуму.
       Предотвращение опасных факторов осуществляется:
       требованием   от   метеоспециалистов   четкого  и безупречного
   выполнения    служебных   документов   по   метеорологическому   и
   орнитологическому  обеспечению  полетов,  организацией постоянного
   совершенствования профессионального мастерства метеоспециалистов;
       обучением  руководящего летного состава,  экипажей разведчиков
   погоды,  руководителей  полетов  умению  проводить оценку и анализ
   метеообстановки,   расчеты   опасных  явлений  погоды,   грамотным
   действиям  при  ухудшении  погоды  или попадании в зоны с опасными
   явлениями погоды;
       повышением объективности, полноты и своевременности проведения
   радиолокационной, воздушной разведки и доразведки погоды;
       принятием своевременных мер в объединении по совершенствованию
   системы   обмена  метеоинформацией  между  метеоподразделениями  с
   обязательным   и  своевременным   доведением  этой  информации  до
   расчетов командных пунктов,  органов ОрВД,  лиц группы руководства
   полетами и командиров;
       обеспечением   метеорологических   подразделений  необходимыми
   каналами   связи  с метеостанциями  штормового   кольца   согласно
   служебным документам;
       повышением   роли   и  ответственности   командных  пунктов  и
   метеобюро  объединений  контролю соответствия метеоусловий задачам
   на планируемые полеты;
       оборудованием  аэродромов  техническими средствами обеспечения
   полетов,  особенно  средствами  объективного  контроля  за высотой
   облаков и видимостью, а также средствами отпугивания птиц.
       Перечень  основных  мероприятий,   проводимых  для  исключения
   влияния   (локализации)  опасных  факторов  в метеорологическом  и
   орнитологическом  обеспечении полетов,  изложен в приложении N 6 к
   настоящему Руководству.
       66.    Основные   вопросы   методики   выполнения   работ   по
   предотвращению   АП   и  АИ,   связанных  с состоянием здоровья  и
   работоспособностью  летного  состава  при организации и выполнении
   полетов, изложены в служебных документах.
       Наиболее    часто   повторяющимися   опасными   в  медицинском
   обеспечении полетов являются:
       вылет экипажа без медицинского допуска к полетам;
       вылет членов экипажа в болезненном состоянии;
       вылет   членов   экипажа   с истекшим  сроком  врачебно-летной
   комиссии;
       выполнение   полета   экипажем  без  специального  снаряжения,
   соответствующего условиям полета;
       превышение экипажем норм налета в летную смену;
       нарушение  экипажем  режимов  труда,  отдыха  и питания  перед
   полетом;
       употребление летным экипажем алкогольных напитков накануне или
   в день полета;
       неправильная эксплуатация и неисправности защитного снаряжения
   и обмундирования;
       отсутствие   санитарного  транспорта  на  аэродроме  во  время
   полетов;
       резкое снижение работоспособности летчика (члена экипажа);
       случаи травмирования (ранения) членов экипажа (пассажиров);
       потеря     экипажем    воздушного    судна    пространственной
   ориентировки;
       потеря экипажем визуальной ориентировки;
       разгерметизация (разрушение или открытие дверей,  люков,  срыв
   фонаря) кабины летчика;
       пожар на борту воздушного судна;
       заправка воздушного судна некондиционными газами.
       Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:
       отбором    лиц   по   состоянию   здоровья   и  индивидуальным
   психологическим   особенностям,   годных   к  летному  обучению  и
   переучиванию на новые типы воздушных судов;
       проведением врачебно-летной экспертизы;
       динамическим  врачебным  наблюдением  за  состоянием  здоровья
   летного состава в межкомиссионный период;
       медицинским контролем за состоянием здоровья летного состава и
   лицами   группы   руководства   полетами   в период  подготовки  и
   проведения полетов;
       контролем  соблюдения  установленного  режима труда,  отдыха и
   питания;
       подбором размеров, ростовок и подгонкой индивидуальных средств
   защиты от воздействия неблагоприятных факторов полета;
       участием   в  проведении   психофизиологической  подготовки  и
   специальных   тренировок   летного  состава  к действиям  в особых
   случаях в полете;
       контролем  качества  медицинского  кислорода  и других  газов,
   предназначенных для использования в полете;
       участием   совместно   с другими  специалистами  в определении
   эргономических   недостатков   систем   индикации,   сигнализации,
   управления, жизнеобеспечения и спасения, оказывающих отрицательное
   влияние  на  взаимодействие  человека  с техникой  и приводящих  к
   возникновению особых ситуаций;
       изучением причин ошибочных действий летчиков в полете;
       подготовкой летного состава по вопросам авиационной медицины.
       Результаты  изучения  АП  и АИ  систематически анализируются и
   обобщаются с целью разработки профилактических мероприятий.
       67.  Основными  опасными факторами в штурманском обеспечении и
   обеспечении аэронавигационной информацией являются:
       поверхностный анализ состояния БзП в штурманском отношении;
       нарушения   требований   служебных   документов   по  вопросам
   обеспечения БзП в штурманском отношении;
       поверхностный   анализ   уровня   штурманской   подготовки   и
   натренированности   летного   состава,   лиц   группы  руководства
   полетами;
       плохое  знание  руководящим  штурманским составом особенностей
   навигационной обстановки и недостатков навигационного оборудования
   района полетов,  негативно влияющих на состояние БзП в штурманском
   отношении;
       нарушения   требований   нормативных   документов  к структуре
   воздушного      пространства     при     разработке     документов
   аэронавигационной информации (далее именуется - АНИ);
       нарушения   требований   служебных  документов,   определяющих
   порядок организации обеспечения аэронавигационной информацией;
       нарушения  требований  служебных  документов,  устанавливающих
   порядок   и  нормы   обеспечения   летного  состава,   лиц  группы
   руководства  полетами  и расчетов  командных  пунктов  штурманским
   снаряжением, аэронавигационными и топографическими картами;
       отсутствие  систематического  контроля состояния и исправности
   прицельно-навигационного оборудования;
       нарушения  экипажами,  лицами  группы  руководства  полетами и
   расчетами  командных  пунктов установленных служебными документами
   порядка   и правил  воздушной  навигации,   боевого  применения  и
   контроля качества их выполнения;
       потеря управления и отсутствие постоянного контроля выполнения
   полетов органами ОрВД;
       нарушение   установленных   мер   безопасности   в штурманском
   отношении.
       Предотвращение указанных выше опасных факторов осуществляется:
       систематическим    анализом   состояния   БзП   в  штурманском
   отношении;
       выполнением  требований  служебных  документов,   определяющих
   порядок  и правила организации и проведения штурманской подготовки
   и контроля готовности к полету в штурманском отношении;
       повышением   профессиональной  подготовки  и натренированности
   летного состава по навигации и боевому применению;
       проведением  мероприятий,  направленных  на  твердое  усвоение
   авиационным персоналом действий экипажа в особых случаях в полете;
       совершенствованием    системы   штурманского   обеспечения   и
   обеспечения АНИ.
       Перечень  основных  мероприятий,   проводимых  для  исключения
   влияния  (локализации)  опасных факторов в штурманском обеспечении
   полетов, изложен в приложении N 7 к настоящему Руководству.
   
   
   
   
   
                                                       Приложение N 1
   
                               ПЕРЕЧЕНЬ
              РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
                       АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
   
       В объединении.
       Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
       разработка  анализа  АП  и серьезных  АИ  за последние 5 лет и
   подготовка руководителя занятий.
       Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
       разработка  анализа  АП  и серьезных  АИ  за последние 5 лет и
   подготовка руководителя занятий;
       уточнение правильности расчетов минимальных безопасных высот в
   районах аэродромов - ежегодно.
       Из-за сваливания и срыва в штопор:
       разработка  анализа  АП  и серьезных  АИ  за последние 5 лет и
   подготовка руководителя занятий;
       анализ  качества  техники  пилотирования  руководящего состава
   объединения,   соединений   и  отдельных   частей   по  материалам
   объективного контроля - 1 раз в месяц.
       Из-за ошибок на взлете и посадке:
       разработка  анализа  АП  и серьезных  АИ  за последние 5 лет и
   подготовка руководителя занятий;
       анализ  состояния  метеообеспечения  и меры  по  повышению его
   качества - 1 раз в месяц.
       Из-за превышения эксплуатационных ограничений:
       разработка  анализа  АП  и серьезных  АИ  за последние 5 лет и
   подготовка руководителя занятий.
       Из-за    ошибок    в  ходе   выполнения   боевых   стрельб   и
   летно-тактических учений:
       разработка  анализа  АП  и серьезных  АИ  за последние 5 лет и
   подготовка руководителя занятий;
       организация  проведения летных смен с использованием воздушных
   судов - постановщиков помех и в условиях ограниченного радиообмена
   в период подготовки к летно-тактическому учению.
       В соединении.
       Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
       обеспечение   командных   пунктов  частей  прямыми  связями  с
   районным центром единой системы ОрВД.
       Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
       проверка  знания района полетов у летного состава,  лиц группы
   руководства полетами,  расчетов командных пунктов, а также порядка
   расчета минимальных безопасных высот - не реже 1 раза в год.
       Из-за сваливания и срыва в штопор:
       проверка  инструкторов  в практических полетах для определения
   уровня летно-методических навыков - 1 раз в год;
       анализ  качества  техники  пилотирования  руководящего состава
   соединения по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.
       Из-за попадания в опасные явления погоды:
       проведение  занятий по анализу АП и серьезных АИ,  связанных с
   неправильной оценкой погоды руководящим составом, - 2 раза в год.
       Из-за    ошибок    в  ходе   выполнения   боевых   стрельб   и
   летно-тактических учений:
       занятия   по  анализу  АП  и серьезных  АИ,   происшедших  при
   выполнении  боевых  стрельб  и летно-тактических учений,  с летным
   составом и лицами группы руководства полетами, расчетами командных
   пунктов в период подготовки к летно-тактическому учению.
       В авиационной части.
       Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
       проведение   семинара  по  анализу  АП  и серьезных  АИ  перед
   групповыми полетами - не реже 2 раз в год;
       проведение  показного тренажа "пеший по-летному" с руководящим
   составом - не реже 1 раза в год;
       проведение  тренажа "пеший по-летному" по упражнениям плановой
   таблицы в период предварительной подготовки.
       Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
       проведение  семинара  по  изучению  причин АП и серьезных АИ с
   личным  составом,  группой  руководства  полетами,  руководителями
   полетов на полигоне - 1 раз в период обучения;
       уточнение   порядка  использования  радиолокационных  средств,
   установленных  на  командно-диспетчерских,  командных  пунктах,  -
   ежегодно.
       Из-за сваливания и срыва в штопор:
       анализ  качества  техники  пилотирования  руководящего летного
   состава части по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.
       Из-за попадания в опасные явления погоды:
       проведение  практических  занятий  с летным составом и группой
   руководства   полетами   по   методике  оценки  погодных  условий,
   проведения разведки и доразведки погоды - 1 раз в период обучения.
       Из-за превышения эксплуатационных ограничений:
       проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ,  происшедших
   из-за превышения ограничений, - 1 раз в период обучения.
       Из-за ошибок в ходе учений:
       проведение  летучек  и групповых  упражнений  в соответствии с
   темой   летно-тактического   учения   и  отработкой  вопросов  БзП
   непосредственно перед полетами;
       определение   порядка   эшелонирования   и захода  на  посадку
   воздушных судов, участвующих в летно-тактических учениях.
       Из-за попадания вертолетов в левое самопроизвольное вращение:
       специальные  занятия  по безопасности полетов - 1 раз в период
   обучения;
       тренажи с летным составом - ежемесячно.
       Заместителям командира авиационной части.
       Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
       определение  мер  безопасности  в методических  разработках на
   всех   этапах   полета   по  предотвращению  опасных  сближений  и
   столкновений - ежегодно.
       Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
       проведение   тренажей   с  группой   руководства  полетами  по
   использованию высотомеров и выносных индикаторов системы посадки -
   в дни предварительной подготовки.
       Из-за сваливания и срыва в штопор:
       проведение  занятий по изучению физического смысла маневренных
   возможностей  воздушных судов с практическими расчетами - 2 раза в
   год;
       проведение  семинара по анализу АП и серьезных АИ за последние
   5 лет - 2 раза в год.
       Из-за попадания в опасные явления погоды:
       уточнение  в методических  схемах  порядка проведения разведки
   погоды,  определение граничных значений метеоэлементов для каждого
   задания - 1 раз в год;
       проверка состояния метеоприборов - 1 раз в квартал;
       проведение  комплексных тренажей с лицами ГРП по действиям при
   ухудшении  погоды  - в  день  предварительной  подготовки  1 раз в
   месяц.
       Из-за ошибок на взлете и посадке:
       проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ за последние 5
   лет из-за ошибок на взлете и посадке - 1 раз в год.
       Из-за превышения эксплуатационных ограничений:
       проведение   занятий  и прием  зачетов  по  знанию  физической
   сущности эксплуатационных ограничений - 1 раз в период;
       анализ  и оценка правильности эксплуатации авиационной техники
   на  земле  и в воздухе по материалам объективного контроля - после
   летного дня (ночи);
       проведение тренажей на авиационной технике по закрытию фонарей
   - в парковые дни.
       Начальникам служб авиационной части.
       Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
       прием  зачетов  у лиц  группы  руководства полетами и расчетов
   командных пунктов по правилам эшелонирования - 2 раза в год;
       проведение  тренажей  с лицами  группы  руководства  полетами,
   расчетами командных пунктов по эшелонированию - ежемесячно;
       контроль учета поправок на высотомерах;
       нанесение   эшелонов   воздушных   трасс,    обозначенных   на
   индикаторах кругового обзора радиолокационных станций;
       проведение  тренажей  с лицами  группы руководства полетами по
   формированию  потока  воздушных  судов для завода на посадку перед
   каждыми полетами.
       Из-за столкновений с рельефом местности:
       проведение   семинара   с  летным   составом  и лицами  группы
   руководства   полетами   по   мерам  безопасности  при  полетах  в
   горно-холмистой местности - 2 раза в год;
       нанесение  секторов  минимально безопасных высот на планшеты и
   индикаторы  кругового  обзора,   проверка  наличия  схем  секторов
   закрытия радиолокационных станций.
       Из-за    ошибок    в  ходе   выполнения   боевых   стрельб   и
   летно-тактических упражнений:
       изучение  с летным  составом,  расчетами  командных  пунктов и
   группой  руководства  полетами  указаний  по  обеспечению  БзП  на
   учениях и проверках боевой готовности.
       Командирам авиационных эскадрилий.
       Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
       выявление    летчиков,    допускающих   ошибки,    определение
   натренированности, установление максимальных перерывов в групповых
   полетах  с последующим докладом на методическом совете - не реже 1
   раза в год;
       прием зачетов по правилам групповых полетов - 2 раза в год;
       проведение  тренажей  по  порядку  ведения  осмотрительности и
   правильным   действиям  при  потере  ведущего  на  предварительной
   подготовке и перед полетами.
       Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
       прием зачетов у летного состава по правилам визуального полета
   и порядку перехода к приборному - 2 раза в год.
       Из-за сваливания и срыва в штопор:
       проведение  тренажей  по  определению  признаков  сваливания и
   глубокой  спирали  и действиям  при  этом  - в дни предварительной
   подготовки;
       проведение    семинара    по   особенностям   устойчивости   и
   управляемости воздушного судна - 2 раза в год;
       оценка натренированности летного состава в выполнении сложного
   (высшего)   пилотажа   по   материалам   объективного  контроля  с
   последующим докладом на методическом совете - 1 раз в год.
   
   
   
   
   
                                                       Приложение N 2
   
                               ПЕРЕЧЕНЬ
          РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ И ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
   ----T---------------------T------------------------T--------------
   | N |     Наименование    |   Частота разработки   |Основание для|
   |п/п|      документа,     |      (проведения)      | разработки  |
   |   |     мероприятия     +---T------T-------T-----+             |
   |   |                     |год|период|квартал|месяц|             |
   +---+---------------------+---+------+-------+-----+-------------+
   | 1 |          2          | 3 |   4  |   5   |  6  |      7      |
   +---+---------------------+---+------+-------+-----+-------------+
   |          В федеральных органах исполнительной власти,          |
   |    видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации    |

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное