Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 05.10.1995 N 322 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ И МЕСТНОЙ ОБОРОНЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
   поломкой спирали.
       Для ремонта    всасывающих    рукавов    в     противопожарном
   подразделении   должны   быть:   резиновый   клей,   куски  холста
   (мешковины),  пропитанные вулканизированной резиной или  резиновым
   клеем, и стальная проволока.
   
                     Эксплуатация напорных рукавов
   
       430. Напорные рукава выполняются из льняных, хлопчатобумажных,
   синтетических волокон или из их смесей.
       Для гидроизоляции  внутреннюю  поверхность  рукавов  покрывают
   слоем резины или латекса.
       Прорезиненные рукава   требуют   тщательного  контроля  за  их
   состоянием (учитывать возможность порчи слоя резины при длительной
   их эксплуатации и сушке).
       Каждые шесть месяцев следует выполнять перекатку рукавов  всех
   типов. Новая складка не должна проходить по старому шву.
       431. В зависимости  от  величины  допустимого  гидравлического
   давления   (прочности)   рукава   разделяются  на  четыре  группы:
   облегченные, нормальные, усиленные и повышенной прочности.
       Напорные рукава  из  синтетических  нитей  с гидроизоляционным
   внутренним или наружным защитным покрытием на группы прочности  не
   подразделяются.
       Каждая группа рукавов различается по цветным продольным  нитям
   (просновкам) в ткани рукавов по всей их длине:
       нормальный рукав имеет одну цветную просновку;
       усиленный рукав  -  две  цветные  просновки на расстоянии 1 см
   одна от другой;
       рукав повышенной   прочности   -   три   просновки   различной
   расцветки;
       облегченный рукав цветных просновок не имеет.
       В пожарных  командах  рукава  всех  групп  в  зависимости   от
   технического   состояния   (степени  износа)  разделяются  на  две
   основные категории - боевые и учебные.
       Боевые рукава  находятся на пожарных автомобилях,  мотопомпах,
   ручных насосах, пожарных кранах и в резерве.
       Учебные рукава используются для учебных и хозяйственных целей.
       432. При эксплуатации рукавов необходимо:
       новые рукава,  поступившие  в  пожарную команду,  для удобства
   применения нарезать длиной по 20 м,  а рукава, предназначенные для
   внутренних пожарных кранов в зданиях, нарезать длиной 10 и 20 м, в
   зависимости от размеров помещений;
       навязку соединительных   головок   на  рукава  производить  на
   специальном станке,  который должен быть в каждом  противопожарном
   подразделении;
       для навязки соединительных головок на рукава применять  медную
   или  отожженную  стальную  проволоку  диаметром  1,5  - 2 мм;  для
   большей прочности соединения  рукава  с  головкой  втулку  головки
   перед навязкой смазывать суриком или другими густотертыми красками
   на масляной основе;
       резервные рукава  хранить  в  одинарной  неплотной  скатке  на
   специальных стеллажах или  в  шкафах  с  отдельными  ячейками  для
   каждого рукава;
       все рукава,  входящие  в  комплект  специального  оборудования
   пожарных  автомобилей и мотопомп (резервные и учебные),  содержать
   исправными, чистыми и сухими;
       предохранять рукава от механических повреждений и порчи едкими
   веществами.
       433. На  пожарных  автомобилях  напорные  рукава должны быть в
   двойных скатках (пачках) в ящиках автомобилей.
       Количество рукавов   "А"  и  "Б"  на  пожарных  автомобилях  и
   мотопомпах определяется нормами комплектации заводов-изготовителей
   и настоящего Руководства.
       Пожарные рукава после начала эксплуатации ежегодно  испытывать
   на прочность гидравлическим давлением.
       Испытание рукавов  гидравлическим  давлением   производить   с
   учетом:
       типа рукавов (прорезиненные, латексированные, льняные);
       группы рукавов    по   прочности   (облегченные,   нормальные,
   усиленные, повышенной прочности).
       434. Испытание льняных рукавов производить:
       облегченных (льняной  пряжи) диаметром 51 мм - на 8 атм.  (0,8
   МПа);
       нормальных (льняной  пряжи)  всех диаметров - на 15 атм.  (1,5
   МПа);
       усиленных всех диаметров - на 20 атм. (2,0 МПа).
       Испытание прорезиненных   и   латексированных   рукавов   всех
   диаметров производить:
       а) прорезиненных:
       нормальных - на 15 атм. (1,5 МПа);
       усиленных - на 18 атм. (1,8 МПа);
       повышенной прочности - на 20 атм. (2,0 МПа);
       б) латексированных - на 20 атм. (2,0 МПа).
       435. Испытание   рукавов   производить  пожарным  насосом  или
   гидравлическим прессом следующим способом:
       испытываемый рукав   присоединить   одним   концом   к  насосу
   (гидравлическому прессу),  снабженному контрольным  манометром,  а
   другим  концом  к  заглушке  с  воздушным  клапаном (краном);  при
   отсутствии заглушки с  воздушным  клапаном  применять  перекрывной
   ствол;
       для удаления воздуха рукав медленно наполнить водой,  при этом
   кран  на  заглушке  (стволе)  должен быть открыт до полного выхода
   воздуха;
       после выпуска  воздуха  закрыть  кран  на  заглушке  (стволе),
   повысить давление до 2/3 атм. (0,06 МПа) в течение 3 минут;
       постепенно поднимать давление (в течение 2 минут) до величины,
   на  25%  менее  указанной  в статье 434 настоящего Руководства,  и
   держать под этим давлением рукав  2  минуты  (при  этом  рукав  не
   должен пропускать воду в виде свищей,  а давление не должно падать
   более чем на 1 атм. (0,1 МПа) в течение 2 минут испытания);
       после двухминутного испытания давление снизить до нуля,  затем
   медленно в течение 3 минут (при испытании гидравлическим прессом в
   течение  5  минут)  вновь поднять давление до предельной величины,
   указанной в статье 434 настоящего Руководства, и держать рукав под
   давлением еще 3 минуты, после чего испытание считать законченным;
       записать результаты  испытания  в  книгу  учета   технического
   состояния пожарного инструмента, оборудования и снаряжения.
       436. Температура при сушке льняных рукавов не должна превышать
   +60 -C, для прорезиненных +35 -C.
       Запрещается сушить рукава на батареях центрального  отопления,
   отопительных и производственных печах.
       Рукава во  время   сушки   на   открытом   воздухе   (особенно
   прорезиненные)  не  должны  подвергаться действию прямых солнечных
   лучей.
       437. Ремонт   рукавов,   имеющих  повреждения  (свищи,  разрыв
   ткани), производить в зависимости от вида повреждения:
       металлическими заклепками;
       наложением заплат на специальном клее;
       вулканизацией;
       надеванием на поврежденное  место  подвижной  муфты  из  куска
   старого рукава такого же диаметра.
       При разрыве  рукава  возле  соединительной  головки   вырезать
   поврежденный участок и навязать головку.
       Ремонт рукавов заклепками разрешается производить при  наличии
   небольших свищей размером не более 1 - 2 мм.
       438. При ремонте рукавов специальным клеем необходимо:
       очистить рукав  вокруг  разрыва  от  грязи  и  пыли и намазать
   клеем;  после того,  как клей впитается в ткань  рукава,  намазать
   вторично;
       вырезать из холста,  тонкой  парусины  или  коленкора  заплату
   размером на 20 - 30 мм больше разрыва, пропитав ее клеем;
       когда клей  на  рукаве  подсохнет,  место  разрыва   заштопать
   суровой ниткой, проколотить деревянным молотком, залить слоем клея
   и просушить в течение 20 - 30 минут;
       вырезанную заплату  вторично  густо  намазать клеем и сразу же
   положить на ремонтируемое место, прижать и загладить;
       просушить отремонтированный  рукав  при комнатной температуре,
   после чего испытать его на гидравлическое давление.
       439. Для    ремонта    прорезиненных   рукавов   вулканизацией
   необходимо:
       очистить рукав  вокруг разрыва от грязи (пыли) и металлической
   щеткой придать ткани шероховатую поверхность;
       место разрыва  тщательно заштопать суровой ниткой и разровнять
   шов ударами деревянного молотка;
       вырезать из  тонкого чистого брезента заплату (с закругленными
   краями) размером, превышающим место разрыва на 20 - 25 мм с каждой
   стороны;
       вырезать из сырой резины кусок,  по размеру меньший на 5 мм во
   все стороны,  чем заплата из брезента, и тщательно промыть с обеих
   сторон в бензине;
       ремонтируемое место   рукава   и  заплату  из  брезента  густо
   намазать резиновым клеем  3  -  4  раза,  давая  каждый  раз  клею
   просохнуть;
       резиновую заплату с  одной  стороны  намазать  клеем  и  после
   просыхания  наложить заплату из брезента и,  когда клей просохнет,
   наложить ее на ремонтируемое место рукава;
       заплату из  брезента  и  резины  покрыть  бумагой  и прижимать
   горячим утюгом  до  тех  пор,  пока  из-под  заплаты  не  появится
   расплавленная  резина;  после  этого  утюг  и бумагу снять и на их
   место поставить груз весом до 4 кг на срок до 24 часов;
       отремонтированный рукав испытать на гидравлическое давление.
       Ремонт рукавов  надеванием  на  поврежденное  место  подвижной
   муфты  производить  при  отсутствии  возможности  ремонтировать их
   вулканизацией или наложением заплат.
       440. Каждый  рукав,  поступающий  в эксплуатацию после навязки
   соединительной головки и  гидравлического  испытания,  маркируется
   несмываемой краской.
       Маркирование производится с помощью трафарета на удалении 1  м
   от каждой соединительной головки.
       В маркировке указываются  порядковый  номер,  длина  рукава  и
   номер пожарной команды (расчета).
       Рукава, износившиеся и непригодные для применения на  пожарах,
   переводятся из боевых в учебные.
       Обучение и  тренировка  личного  состава  пожарной  команды  с
   боевыми рукавами запрещаются.
       Для различия  напорных  рукавов,   состоящих   на   вооружении
   пожарной  команды,  наружная  поверхность  бортика  соединительных
   рукавных головок на учебных рукавах должна быть окрашена в голубой
   цвет.
       441. При  содержании  напорных  рукавов  в   зимних   условиях
   необходимо:
       влажные рукава немедленно заменить сухими, а сырые просушить;
       замерзшие рукава  после  доставки  с  пожара в здание пожарной
   команды предварительно оттаивать и лишь после  этого  раскатывать,
   чистить и просушивать;
       при хранении    рукавов    в     неотапливаемых     помещениях
   систематически  контролировать  состояние прокладок;  затвердевшие
   прокладки заменить.
   
              Эксплуатация рукавных соединительных головок
   
       442. Для  обеспечения  плотного,   безотказного   и   быстрого
   смыкания  соединительных  головок  при  прокладке  рукавных  линий
   необходимо:
       предохранять головки от удара и загрязнения, а также постоянно
   следить за наличием и исправностью уплотняющих резиновых колец;
       выступающие поверхности   резиновых  уплотнительных  колец  во
   избежание  их  слипания  между  собой  (когда  головки   сомкнуты)
   натирать мелом.
       Для обеспечения перехода с одного  диаметра  или  одного  типа
   рукавных соединений на другой должны быть переходные головки.
   
                     Эксплуатация пожарных колонок
   
       443. При эксплуатации колонки необходимо:
       ежедневно проверять наличие и исправность прокладок;
       не бросать колонку на землю и на твердые предметы,  не ставить
   ее в грязь, песок и снег;
       не навертывать   колонку   на  пожарный  гидрант  в  наклонном
   положении,  так как это может привести к порче резьбы на колонке и
   гидранте;
       не применять тяжелые предметы для ударов по ручкам  и  корпусу
   колонки при задержках в снятии колонки с гидранта;
       не оставлять колонку грязной после применения.
       На пожарных    автомобилях   колонки   крепятся   специальными
   зажимами, обеспечивающими быстрое и удобное их снятие.
   
              Эксплуатации пожарных стволов и разветвлений
   
       444. При  эксплуатации   пожарных   стволов   и   разветвлений
   необходимо:
       предохранять стволы    и    разветвления    от    механических
   повреждений;
       при смене пожарных нарядов постоянно  следить  за  наличием  и
   состоянием прокладок.
   
                Д. Эксплуатация ручных пожарных лестниц
   
       445. При  эксплуатации  ручных  пожарных лестниц (трехколенной
   лестницы, лестниц - палки и штурмовки) необходимо:
       хранить их  в сухих помещениях в стороне от приборов отопления
   и  не  оставлять  под  действием  солнечных  лучей  во   избежание
   рассыхания лестниц и снижения упругости тетив;
       на пожарных автомобилях  лестницы  укладывать  так,  чтобы  их
   тетивы при движении автомобилей не могли быть повреждены;
       хранить лестницы в собранном виде,  не  допуская  перекосов  и
   нагрузок на тетивы и ступени;
       постоянно следить    за    исправным    состоянием     лестниц
   (предупреждать  появление  ржавчины  на  металлических деталях или
   плесени на древесине);
       при применении  лестниц устанавливать их под углом к горизонту
   менее 75- и не допускать отклонения  от  вертикали;  не  разрешать
   резко опускать колена выдвижных лестниц и перегружать их;
       после применения лестниц  тщательно  их  осмотреть,  протереть
   сухой тряпкой, а подвижные и трущиеся части смазать.
       Все пожарные лестницы  один  раз  в  год  должны  подвергаться
   испытанию на прочность в рабочем положении.
       446. Испытание  лестниц  на  прочность  проводить  в следующем
   порядке:
       установить лестницу (трехколенную лестницу, лестницу-палку) на
   твердом грунте,  прислонив к стене с уклоном в 75- и каждое колено
   нагрузить   посредине   на   обе   тетивы   грузом   100  кг  (для
   лестницы-палки 120 кг) на 2 минуты;
       среднее колено  трехколенной  лестницы  нагрузить посредине на
   обе тетивы грузом 200 кг на 2 минуты;
       штурмовую лестницу  подвесить свободно за конец крюка и на обе
   тетивы (на высоте второй ступеньки снизу) нагрузить грузом по  180
   кг на 2 минуты;
       для испытания ступеней одну  из  них  подвергнуть  (посредине)
   нагрузке  200 кг на 2 минуты (лестницы-палки 120 кг);  в штурмовой
   лестнице,  подвешенной за крюк,  испытать  одну  из  ступеней,  не
   имеющей  металлических  креплений,  нагрузкой  200 кг на 2 минуты,
   приложенной к середине ступени.
       При снятии  груза  после испытаний в лестницах и их деталях не
   должно  быть  повреждений  или  остаточного   прогиба.   Выдвижные
   лестницы должны свободно подниматься и опускаться,  лестница-палка
   свободно раздвигаться, легко и плотно складываться.
       447. При  замене деталей применять материалы,  соответствующие
   техническим  условиям  на  изготовление  лестниц.  После   каждого
   ремонта  с  заменой  деталей  лестницу подвергать испытаниям,  как
   указано в предыдущей статье.
   
                   Е. Пожарные автомобили и мотопомпы
   
       448. Боевая   готовность   пожарного   автомобиля  (мотопомпы)
   определяется технически исправным состоянием их  узлов,  систем  и
   агрегатов,   полной   заправкой  горюче-смазочными  материалами  и
   огнетушащими веществами,  укомплектованностью  пожарно-техническим
   оборудованием и инструментом.
       449. При эксплуатации  пожарных  автомобилей  (мотопомп)  всех
   типов необходимо:
       для обслуживания   назначить    квалифицированных    водителей
   (мотористов),  хорошо  знающих устройство автомобиля (мотопомпы) и
   правила их эксплуатации;
       при смене   пожарных  нарядов  проверять  пожарные  автомобили
   (мотопомпы) осмотром и опробованием двигателей и насосов;
       содержать автомобили   (мотопомпы)  в  исправном  состоянии  и
   постоянной готовности к действиям;
       автомобили (мотопомпы)  в  зимнее  время  размещать  в зданиях
   пожарных депо (отапливаемых помещениях).
       450. Порядок эксплуатации и технического обслуживания пожарных
   автомобилей (мотопомп) всех типов предусмотрены инструкциями по их
   эксплуатации.
       451. Техническое обслуживание N 1  и  2  пожарных  автомобилей
   проводится  в  соответствии с Наставлением по автомобильной службе
   <*> так же, как и для машин боевой и строевой групп.
       --------------------------------
       <*> Введено в  действие  Приказом  Министра  обороны  1977  г.
   N 225.
   
       Начальник команды  (расчета)  не  реже двух раз в месяц обязан
   проверять техническое состояние пожарных автомобилей (мотопомп)  и
   укомплектованность их пожарным оборудованием.
       Проверку технического    состояния    пожарных     автомобилей
   (мотопомп)  планировать в парково-хозяйственные дни,  проводимые в
   воинской части.
       Проверка технического    состояния    пожарных    автомобилей,
   состоящих в боевом расчете и находящихся в  резерве,  производится
   поочередно  в разное время начальником команды (расчета) совместно
   с представителями автомобильной службы воинской части.
       Выявленные в  процессе  проверки  неисправности и недостатки в
   обслуживании автомобилей немедленно устраняются.
       452. Личный  состав боевого расчета под руководством командира
   отделения по возвращении с пожара (учения) обязан:
       проверить состояние и исправность пожарного оборудования;
       вымыть кузов автомобиля (мотопомпы) и протереть шасси;
       укомплектовать автомобиль    (мотопомпу)   сухими   исправными
   рукавами;
       вымыть и просушить боевую одежду и снаряжение.
       453. Запрещается выполнять техническое обслуживание автомобиля
   при  работающем  двигателе,  за  исключением  случаев  регулировки
   двигателя и проверки тормозов.  Регулировку  двигателя  автомобиля
   производить при включенном ручном тормозе.
   
                 Часть 3. МЕСТНАЯ ОБОРОНА В ВООРУЖЕННЫХ
                       СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
              Глава XII. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА
                            МЕСТНОЙ ОБОРОНОЙ
   
                           А. Общие положения
   
       454. Местная    оборона    -    составная    часть     системы
   общегосударственных    мероприятий,    реализуемых   командованием
   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  штатными  и   нештатными
   органами  управления  и  силами с целью организации защиты личного
   состава воинских частей,  предприятий,  учреждений  и  организаций
   Министерства  обороны Российской Федерации <*>,  а также населения
   военных городков  <**>  от  опасностей,  возникающих  при  военных
   действиях  и  чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техногенного
   характера <***>.
       --------------------------------
       <*> Далее,  если   не   оговорено   особо,   воинские   части,
   предприятия,   учреждения   и   организации  Министерства  обороны
   Российской  Федерации,   на   которых   задачи   местной   обороны
   планируются и выполняются в соответствии с настоящим Руководством,
   именуются объектами местной обороны.
       <**> Далее,  если не оговорено особо,  под населением военного
   городка  понимаются  неработающие  члены  семей   всех   категорий
   семейных жителей, проживающих в жилой зоне военного городка.
       <***> Далее, если не оговорено особо, - чрезвычайные ситуации.
   
       455. Организация и ведение местной  обороны  осуществляются  в
   соответствии    с    действующим    законодательством,   настоящим
   Руководством и другими нормативными правовыми актами  по  вопросам
   гражданской и местной обороны.
       456. Основными задачами местной обороны являются:
       организация и  проведение  мероприятий  по  обеспечению защиты
   личного состава  объектов  местной  обороны  и  населения  военных
   городков  от  опасностей,  возникающих  при  военных  действиях  и
   чрезвычайных ситуациях;
       проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС
   и ДНР);
       участие в разработке и выполнении мероприятий, направленных на
   повышение  устойчивости  функционирования   (живучести)   объектов
   местной обороны (далее, если не оговорено особо, - объекты);
       создание и  поддержание  в  постоянной  готовности   нештатных
   органов управления, сил и средств местной обороны;
       подготовка руководящего состава,  органов управления и сил  по
   местной  обороне,  обучение гражданского персонала Вооруженных Сил
   Российской Федерации и населения военных городков способам  защиты
   от  опасностей,  возникающих  при военных действиях и чрезвычайных
   ситуациях.
       Выполнение задач местной обороны осуществляется во взаимосвязи
   с повседневной деятельностью, боевой готовностью и мобилизационным
   развертыванием войск и сил флота.
       457. Успешное выполнение задач  местной  обороны  достигается:
   способностью  сил  и средств к действиям по своему предназначению;
   своевременным оповещением личного  состава  объектов  и  населения
   военных городков о всех видах опасностей,  возникающих при военных
   действиях,  а  также  об  угрозе  или  возникновении  чрезвычайных
   ситуаций;  постоянным знанием обстановки, высокой оперативностью и
   надежностью управления силами местной обороны;  четкой постановкой
   задач исполнителям;  наличием резерва сил и средств; своевременным
   проведением мероприятий по всем видам обеспечения.
       458. Проведение   аварийно-спасательных  и  других  неотложных
   работ осуществляется на объектах специально  созданными  силами  и
   средствами  объектов;  в  военных  городках  - силами и средствами
   воинских частей,  в ведении которых  они  находятся,  или  другими
   выделенными для этих целей силами (средствами).
       Наиболее сложные  и  специфические  работы,  требующие  особой
   подготовки  личного  состава  и  применения  специальной  техники,
   выполняются  частями   и   подразделениями   Вооруженных   Сил   и
   гражданской обороны Российской Федерации.
       459. К объектам местной обороны относятся:  арсеналы,  военные
   базы,  заводы  (фабрики) и склады;  узлы связи и приемо-передающие
   центры Генерального  штаба  и  видов  Вооруженных  Сил  Российской
   Федерации;      испытательные      полигоны,      проектные      и
   научно-исследовательские институты и  организации;  военно-учебные
   заведения;  суворовские и нахимовское военные училища;  госпитали,
   поликлиники,  санатории,  пансионаты,  турбазы;  типографии,  Дома
   офицеров,  театры,  музеи,  студии;  предприятия военной торговли;
   квартирно-эксплуатационные части районов и другие воинские  части,
   предприятия,   учреждения   и   организации  Министерства  обороны
   Российской Федерации.
       Военные городки (отдельные жилые дома),  находящиеся в ведении
   объектов и стоящие на балансе  квартирно-эксплуатационных  органов
   Министерства  обороны  Российской  Федерации,  являются  составной
   частью этих объектов.
       460. Решениями  соответствующих  должностных  лиц  к  объектам
   местной обороны  могут  быть  отнесены  военные  городки  воинских
   частей  в комплексе с расположенными на их территории учреждениями
   медицинского,  общественного,  социального  и   культурно-бытового
   назначения,  а также других учреждений,  предприятий и организаций
   Министерства обороны Российской Федерации.
       461. Объекты   местной   обороны   подразделяются  на  объекты
   центрального, окружного и флотского подчинения.
       462. Объекты центрального подчинения по вопросам организации и
   ведения местной обороны  подчиняются  также  командующим  войсками
   военных    округов,    флотами,    начальникам    гарнизонов,    в
   территориальных   границах   которых   (в   зонах   флотов)    они
   располагаются.
       463. Для объектов центрального подчинения по решению их прямых
   начальников   порядок  подчиненности  по  вопросам  организации  и
   ведения местной обороны может определяться особо.
       464. Объекты  местной  обороны,  на  территории и за пределами
   которых последствия происшедших на них  аварий  могут  повлечь  за
   собой  человеческие  жертвы,  а также нанести ущерб здоровью людей
   или окружающей природной среде, значительные материальные потери и
   нарушение   жизнедеятельности   людей,  относятся  к  потенциально
   опасным.
       465. Объекты  местной обороны,  не входящие в состав разрядных
   гарнизонов <*>, относятся к отдельно стоящим объектам.
       --------------------------------
       <*> См. статью 468 настоящего Руководства.
   
       466. Объекты местной  обороны  в  зависимости  от  важности  и
   предназначения подразделяются на объекты особой важности,  первой,
   второй категории и некатегорированные.
       467. В гарнизонах, имеющих в своем составе два и более объекта
   местной обороны, планируются и выполняются задачи местной обороны.
       468. Гарнизоны  в зависимости от количества расположенных в их
   границах  объектов  местной  обороны  подразделяются  на  разряды:
   I разряд  -  15  и  более объектов;  II разряд - 10 - 14 объектов;
   III разряд - 6 - 9 объектов; IV разряд - от 2 до 5 объектов.
       Для выполнения  задач местной обороны имеющиеся в гарнизонах и
   на   объектах   коммунально-бытовые   учреждения   и   предприятия
   подготавливаются в качестве учреждений местной обороны.
       469. Гарнизоны,  объекты местной обороны,  военные  городки  и
   учреждения местной обороны объявляются соответствующими перечнями.
       Порядок разработки   перечней,   а    также    категорирования
   определяется особо.
   
                    Б. Руководство местной обороной
   
       470. Руководство   местной   обороной   в   Вооруженных  Силах
   Российской Федерации  основывается  на  повседневной  деятельности
   командования,   направленной  на  поддержание  готовности  органов
   управления,  сил и средств  местной  обороны  к  выполнению  задач
   местной  обороны,  а также на организацию и проведение мероприятий
   по обеспечению защиты личного состава объектов и населения военных
   городков  от  опасностей,  возникающих  при  военных  действиях  и
   чрезвычайных ситуациях.
       471. Общее  руководство  местной  обороной в Вооруженных Силах
   Российской  Федерации  осуществляет  Министр  обороны   Российской
   Федерации.
       472. Руководство   местной   обороной    и    непосредственную
   ответственность  за  ее состояние и готовность в видах Вооруженных
   Сил Российской Федерации,  родах войск,  округах, группе войск, на
   флотах,  в  объединениях  и  соединениях  (кроме  общевойсковых  и
   танковых),  в  главных  и  центральных  управлениях   Министерства
   обороны   Российской   Федерации,   в  гарнизонах  и  на  объектах
   осуществляют   и    несут    соответствующие    главнокомандующие,
   командующие,  командиры  и  начальники.  Они являются начальниками
   местной обороны соответствующих видов Вооруженных  Сил  Российской
   Федерации,  родов войск,  округов, группы войск, флотов, главных и
   центральных управлений Министерства обороны Российской  Федерации,
   объединений  и соединений,  гарнизонов,  объектов и выполняют свои
   функции в соответствии с настоящим Руководством.
       473. Руководство местной обороной осуществляется через штатные
   и нештатные органы управления.
       В органах    военного    управления,    где   создание   служб
   пожарно-спасательных  и  местной  обороны  не  предусмотрено,  для
   организации  и  выполнения задач местной обороны создаются штатные
   органы  управления  или  вводятся   штатные   должности   офицеров
   (гражданского персонала) по местной обороне:
       в главных и  центральных  управлениях,  управлениях  (службах,
   отделах)   Министерства   обороны   Российской   Федерации,  видов
   Вооруженных Сил Российской Федерации,  округов,  флотов, имеющих в
   подчинении  10  объектов  местной  обороны  и  более,  -  помощник
   соответствующего начальника по местной обороне <*>;
       в объединениях и соединениях (кроме общевойсковых и танковых),
   военно-морских базах первого разряда - офицер по местной обороне;
       в гарнизонах,  имеющих  в  своем  составе  10 объектов местной
   обороны и более,  в штате военной комендатуры - помощник  военного
   коменданта по местной обороне;
       в основных пунктах базирования сил флота - группа  (отделение)
   местной обороны;
       в гарнизонах городов Москвы и Санкт-Петербурга в штате военной
   комендатуры - отделение местной обороны;
       на объектах местной обороны при  численности  личного  состава
   100 человек и более - начальник штаба местной обороны <*>.
       --------------------------------
       <*> Далее,  если  не  оговорено  особо,  - должности помощника
   начальника по местной обороне и начальника штаба  местной  обороны
   объекта - штатные, совмещенные с другой должностью.
   
          В. Обязанности руководящего состава местной обороны
   
       474. Главнокомандующие  видами  Вооруженных   Сил   Российской
   Федерации,   командующие   (начальники)   родами  войск,  войсками
   округов,  группой войск, флотами, начальники главных и центральных
   управлений Министерства обороны Российской Федерации,  командующие
   объединениями,  командиры воинских частей  и  начальники  объектов
   несут  персональную  ответственность  за  организацию и выполнение
   задач  местной  обороны  в   подчиненных   им   органах   военного
   управления, гарнизонах и на объектах, а также в военных городках.
       На них возлагаются:
       принятие решения  на  организацию  и  выполнение задач местной
   обороны;
       утверждение планов  местной обороны (планов защиты) и контроль
   за их выполнением подчиненными штабами, управлениями, гарнизонами,
   воинскими частями и объектами;
       определение порядка работы объектов в военное время;
       категорирование гарнизонов  и  объектов,  определение  литеров
   формирований.  Утверждение  перечней  объектов   <*>,   учреждений
   местной обороны и военных городков;
       организация годового,  перспективного  и  на   расчетный   год
   планирования;
       организация всестороннего   обеспечения   выполняемых    задач
   местной обороны;
       контроль за проведением мероприятий, направленных на повышение
   устойчивости   работы   (живучести)   при   проектировании  новых,
   реконструкции и расширении действующих объектов;
       создание (на  потенциально  опасных объектах) локальных систем
   оповещения;
       обеспечение строительства,  содержания и эксплуатации защитных
   сооружений;
       организация рассредоточения личного состава объектов;
       организация управления местной обороной гарнизонов и объектов;
       организация взаимодействия   с  территориальными  органами  по
   делам гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации
   последствий стихийных бедствий <**>;
       организация подготовки    руководящего    состава,     органов
   управления   и  сил  по  местной  обороне,  обучение  гражданского
   персонала  и  населения  военных  городков  способам   защиты   от
   опасностей,  возникающих  при  военных  действиях  и  чрезвычайных
   ситуациях;
       организация и  контроль  за  проведением мероприятий по защите
   населения военных городков;
       проверка состояния и готовности местной обороны.
       --------------------------------
       <*> Перечни  гарнизонов  и  объектов,  подчиненных командующим
   объединениями    РВСН,    ПВО,    ВВС    и    ВМФ,    утверждаются
   главнокомандующими    соответствующих    видов   Вооруженных   Сил
   Российской Федерации, если не оговорено особо.
       <**> Далее,  если  не  оговорено  особо,  - органы гражданской
   обороны.
   
       475. На командующих войсками военных  округов,  флотами  кроме
   обязанностей,  изложенных в  статье 474   настоящего  Руководства,
   возлагается:
       организация оповещения гарнизонов, объектов и военных городков
   об   угрозе   нападения   противника,   опасности  радиоактивного,
   химического и бактериологического  заражения,  о  введении  высших
   степеней  боевой  готовности,  начале рассредоточения,  а также об
   угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
       контроль за  включением  объектов  местной обороны в локальные
   системы  оповещения  потенциально   опасных   объектов   народного
   хозяйства,  расположенных  на  территории  военного округа (в зоне
   флота);
       организация обеспечения     формирований    местной    обороны
   имуществом,  а  личного  состава  объектов  и  населения,  военных
   городков средствами индивидуальной защиты;
       организация проведения                  инженерно-технических,
   противорадиационных,      противохимических,      противопожарных,
   лечебно-эвакуационных,                       противоэпидемических,
   ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий;
       организация подготовки руководящего состава местной обороны на
   окружных   (флотских)  сборах  и  курсах  территориальных  органов
   гражданской обороны;
       организация обеспечения питанием,  питьевой водой и предметами
   первой необходимости личного состава и населения,  задействованных
   на решении задач местной обороны.
       476. Начальник гарнизона отвечает за организацию и  выполнение
   задач местной обороны на объектах гарнизона.
       Он обязан:
       разрабатывать и   представлять   на  утверждение  командующему
   войсками военного округа (флотом) план местной обороны гарнизона;
       организовывать взаимодействие   с   территориальными  органами
   гражданской обороны  и  воинскими  частями  при  выполнении  задач
   местной обороны;
       создавать и  лично  руководить  подготовкой  и  работой  штаба
   местной обороны гарнизона;
       организовывать оповещение   объектов   и   населения   военных
   городков об угрозе нападения противника, опасности радиоактивного,
   химического и бактериологического заражения,  о введении  степеней
   боевой готовности,  начале рассредоточения и эвакуации, а также об
   угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
       организовывать проведение               инженерно-технических,
   противорадиационных,      противохимических,      противопожарных,
   лечебно-эвакуационных,                       противоэпидемических,
   ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в
   гарнизоне;
       организовывать проведение   мероприятий   по   рассредоточению
   личного состава;
       контролировать правильность эксплуатации защитных сооружений;
       организовывать защиту населения военных городков;
       составлять перечень учреждений местной обороны гарнизона;
       руководить проведением    аварийно-спасательных    и    других
   неотложных работ;
       организовывать обеспечение    питанием,   питьевой   водой   и
   предметами  первой  необходимости  личного  состава   объектов   и
   населения  военных городков,  задействованных при выполнении задач
   местной обороны;
       организовывать и  лично  участвовать в подготовке руководящего
   состава,  органов  управления  и  сил  местной  обороны,  обучении
   гражданского  персонала  и  населения  военных  городков  способам
   защиты  от  опасностей,  возникающих  при  военных   действиях   и
   чрезвычайных ситуациях;
       организовывать размещение  и   оказание   медицинской   помощи
   пострадавшим;
       представлять отчеты и донесения о состоянии местной обороны  в
   соответствии с табелем срочных донесений;
       организовывать проверки  состояния  местной  обороны  объектов
   гарнизона.
       477. Начальник  объекта  отвечает  за  подготовку  объекта   к
   местной   обороне   и   осуществляет  повседневное  руководство  и
   управление местной обороной на объекте.
       Он обязан:
       разрабатывать и  представлять  на  утверждение  план   местной
   обороны объекта;
       обеспечивать своевременное оповещение личного состава  объекта
   и  населения  военного  городка  об  угрозе  нападения противника,
   радиоактивного,  химического,  бактериологического  заражения,   а
   также об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
       создавать (на потенциально опасных объектах) и поддерживать  в
   постоянной готовности локальные системы оповещения;
       создавать и  поддерживать  в  постоянной  готовности  штаб   и
   формирования  местной  обороны  объекта,  лично руководить работой
   штаба;
       создавать на объекте учреждения местной обороны,  осуществлять
   контроль за их  укомплектованностью  личным  составом,  оснащением
   соответствующими средствами и готовностью к развертыванию;
       организовывать подготовку  штаба  и  формирования  по  местной
   обороне,   обучение   гражданского   персонала,   не  вошедшего  в
   формирование,  и населения военного  городка  способам  защиты  от
   опасностей,  возникающих  при  военных  действиях  и  чрезвычайных
   ситуациях;
       организовывать проведение    мероприятий,    направленных   на
   повышение устойчивости функционирования (живучести) объекта;
       планировать и     организовывать     строительство    защитных
   сооружений, обеспечивать постоянную готовность защитных сооружений
   к приему укрываемых;
       организовывать обеспечение личного состава объекта и населения
   военного  городка  средствами индивидуальной защиты,  осуществлять
   контроль за их хранением и определять порядок их выдачи;
       организовывать обеспечение     личного     состава     объекта
   медикаментами,  продовольствием  и  водой  при  размещении  его  в
   защитных сооружениях;
       организовывать рассредоточение (вывод) личного состава объекта
   и населения военного городка в загородную (безопасную) зону;
       организовывать проведение  на  объекте  инженерно-технических,
   противохимических,     противопожарных,     лечебно-эвакуационных,
   противоэпидемических,        ветеринарно-профилактических        и
   противоэпизоотических мероприятий;
       организовывать подготовку объекта к переводу на  особый  режим
   работы    в    военное    время    и   безаварийному   прекращению
   производственной    деятельности    при    угрозе    возникновения
   чрезвычайных ситуаций;
       организовывать выполнение мероприятий по светомаскировке;
       организовывать контроль   за   радиоактивным,   химическим   и
   бактериологическим  заражением  территорий  объекта   и   военного
   городка,  дозиметрический  контроль  личного  состава  и населения
   военного городка;
       лично руководить  проведением  аварийно-спасательных  и других
   неотложных работ;
       организовывать взаимодействие  с воинскими частями гарнизона и
   территориальными органами гражданской обороны;
       представлять отчеты  и донесения о состоянии местной обороны в
   соответствии с табелем срочных донесений.
       478. Командир воинской части,  имеющий в своем ведении военный
   городок,  отвечает за обеспечение защиты населения от  опасностей,
   возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
       Он обязан:
       разрабатывать и   представлять   на  утверждение  план  защиты
   населения военного городка;
       обеспечивать своевременное   оповещение   населения   военного
   городка  об  угрозе   нападения   противника,   о   радиоактивном,
   химическом  и  бактериологическом  заражении,  а также об угрозе и
   возникновении чрезвычайных ситуаций;
       организовывать обучение   неработающего   населения   военного
   городка способам защиты от  опасностей,  возникающих  при  военных
   действиях и чрезвычайных ситуациях;
       создать консультационный пункт на территории военного городка;
       планировать и организовывать строительство защитных сооружений
   для населения военного городка. Обеспечивать постоянную готовность
   защитных сооружений к приему укрываемых;
       организовывать вывод неработающего населения военных  городков
   в безопасную зону;
       организовывать обеспечение  неработающего  населения  военного
   городка средствами индивидуальной защиты, осуществлять контроль за
   их хранением и определять порядок их выдачи в установленные сроки;
       организовывать контроль   за   радиоактивным,   химическим   и
   бактериологическим   заражением   территории   военного   городка,
   дозиметрический контроль населения военного городка;
       организовывать выполнение мероприятий по светомаскировке;
       принимать решения        и        руководить       проведением
   аварийно-спасательных и других  неотложных  работ,  организовывать
   взаимодействие  с  воинскими  частями гарнизона и территориальными
   органами гражданской обороны;
       назначить должностное   лицо   для   исполнения  перечисленных
   обязанностей в случае убытия воинской части из  пункта  постоянной
   дислокации по готовности;
       представлять отчеты и донесения о состоянии  защиты  населения
   военного городка в соответствии с табелем срочных донесений.
   
              Глава XIII. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ МЕСТНОЙ ОБОРОНЫ
   
                А. Организация и проведение мероприятий
             по обеспечению защиты личного состава объектов
              и населения военных городков от опасностей,
                   возникающих при военных действиях
                        и чрезвычайных ситуациях
   
       479. Организация  и  проведение  мероприятий  по   обеспечению
   защиты  личного  состава  объектов  местной  обороны  и  населения
   военных городков от опасностей,  возникающих при военных действиях
   и  чрезвычайных  ситуациях,  предусматривает  проведение следующих
   основных мероприятий:  оповещение; укрытие в защитных сооружениях;
   использование   средств  индивидуальной  защиты;  рассредоточение;
   применение режимов  защиты  в  условиях  радиоактивного  заражения
   местности; проведение работ по светомаскировке.
       480. Оповещение организуется  и  проводится  во  всех  звеньях
   управления  с  целью своевременного выполнения мероприятий местной
   обороны при различных степенях боевой готовности  и  доведения  до
   органов  управления,  личного состава объектов и населения военных
   городков  соответствующих  сигналов  и   речевой   информации   об
   опасностях,  возникающих  при  военных  действиях  и  чрезвычайных
   ситуациях.
       Порядок передачи  и доведения сигналов оповещения о приведении
   объектов  в  высшие  степени  боевой  готовности   устанавливается
   Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
       481. Передача речевой информации является  одним  из  основных
   способов  оповещения  личного состава объектов и населения военных
   городков и предусматривает  использование  государственных  сетей,
   проводного,  радио- и телевизионного вещания,  а также гарнизонных
   сетей связи и объектовых радиотрансляционных средств.
       482. На объекте местной обороны (в районе рассредоточения) и в
   жилой зоне военного городка для привлечения  внимания  оповещаемых
   перед   передачей  речевой  информации  включаются  электросирены,
   которые   дублируются   производственными   гудками   и    другими
   сигнальными  средствами.  Звучание  электросирен  означает  подачу
   предупредительного   сигнала   "ВНИМАНИЕ   ВСЕМ!",   по   которому
   оповещаемые   обязаны  включить  радио-,  радиотрансляционные  или
   телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.
       483. Речевые сообщения разрабатываются на случай возникновения
   и минования опасности:
       ракетного и авиационного нападения противника;
       угрозы радиоактивного, химического и других видов заражения;
       возникновения чрезвычайных ситуаций.
       484. Тексты речевых сообщений разрабатываются заблаговременно,
   а  порядок их доведения определяется соответствующими инструкциями
   дежурному персоналу.
       485. На  потенциально  опасных  объектах  и  прилегающих к ним
   территориях создаются локальные системы оповещения.
       Локальные системы  оповещения  предназначены  для оперативного
   доведения сигналов и речевой информации до всех лиц,  находящихся,
   проживающих   или   работающих   в   зонах   возможных  поражений,
   возникающих при авариях на потенциально опасных объектах.
       Границы действия  этих систем устанавливаются исходя из оценки
   возможной обстановки, возникающей при авариях на объектах.
       Основу локальных  систем оповещения,  как правило,  составляют
   существующие системы оповещения и связи объектов и гарнизонов.
       При необходимости   и   по   согласованию  с  территориальными
   органами гражданской  обороны  в  состав  локальных  систем  могут
   включаться элементы систем оповещения гражданской обороны.
       Рекомендации по  созданию  локальных  систем  оповещения   для
   подчиненных потенциально опасных объектов разрабатываются главными
   штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации.
       486. Укрытие в защитных сооружениях является основным способом

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное