Стр. 10
руководящего состава гарнизона (объекта), личного состава штаба,
служб, формирований и учреждений местной обороны, подразделений
обеспечения и обслуживания, обучение способам защиты от оружия
массового поражения гражданского персонала, не включенных в
формирования, и населения военных городков;
разрабатывать методические материалы для проведения
тактико-специальных занятий, штабных тренировок и учений;
готовить предложения начальнику штаба местной обороны
гарнизона по созданию и развитию учебно-материальной базы (учебных
городков, пунктов, классов, уголков), осуществлять контроль за
поддержанием ее в постоянной готовности для проведения занятий и
учений;
согласовывать с органами гражданской обороны вопросы
использования материальной базы ГО для подготовки формирований
местной обороны;
разрабатывать проекты приказов начальника гарнизона (объекта)
по итогам и задачам обучения по местной обороне.
556. Помощник начальника штаба местной обороны гарнизона
(объекта) по рассредоточению и эвакуации несет ответственность за
организацию рассредоточения и эвакуации личного состава гарнизона
(объекта).
Он обязан:
разрабатывать план рассредоточения и эвакуации военнослужащих,
гражданского персонала и согласовывать его с территориальными
органами ГО, систематически проверять его реальность и
корректировать выполнение плана при проведении эвакомероприятий;
подготавливать руководящий состав штаба и служб к проведению
эвакуационных мероприятий и организовывать работу группы
рассредоточения (эвакокомиссии);
организовывать подготовку загородной зоны для размещения
рассредоточиваемых (эвакуируемых);
осуществлять контроль за работой служб предприятий и
учреждений гарнизона (объекта) по всестороннему обеспечению
личного состава и населения в районах рассредоточения (эвакуации);
поддерживать связь и взаимодействие с эвакуационными органами
гражданской обороны.
557. Начальники служб местной обороны гарнизона (объекта)
подчиняются начальнику гарнизона (объекта).
Начальникам служб подчинены соответствующие учреждения местной
обороны, а по специальным вопросам - также и подразделения
формирований.
Они несут ответственность за выполнение мероприятий местной
обороны по своей службе в гарнизоне (на объекте), за специальную
подготовку подчиненных по службе подразделений формирований
местной обороны и выполнение ими задач.
Планирование и проведение мероприятий местной обороны
начальники служб осуществляют под руководством начальника
гарнизона (объекта) и начальника штаба местной обороны.
558. Начальник инженерной службы местной обороны гарнизона
(объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет
ответственность за готовность защитных сооружений, специальную
подготовку, оснащение спасательных (аварийно-спасательных) и
аварийно-технических подразделений формирований местной обороны,
подразделений обслуживания убежищ, расчета обслуживания пункта
управления и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона
(объекта), уточнять его по вопросам службы;
прогнозировать инженерную обстановку в гарнизоне (на объекте);
определять силы и средства для проведения спасательных и
других неотложных работ;
готовить предложения по планированию и организации
строительства защитных сооружений для личного состава объектов
(объекта) и населения военных городков;
осуществлять контроль за содержанием защитных сооружений;
руководить строительством быстровозводимых защитных сооружений
и простейших укрытий;
организовывать и проводить инженерно-технические мероприятия
по повышению устойчивости работы инженерных сооружений и сетей
водоснабжения и др., локализации и быстрому устранению аварий на
них;
организовывать разработку и проведение мероприятий по
светомаскировке, накопление средств затемнения, контролировать
выполнение требований нормативных документов и указаний по
светомаскировке;
непосредственно руководить в ходе проведения спасательных и
других неотложных работ работами по извлечению людей из-под
завалов разрушенных зданий, из заваленных убежищ и укрытий, по
локализации аварий на инженерных сетях и в сооружениях, по
предотвращению затопления и скопления газа в убежищах и укрытиях,
а также работами по добыче и очистке воды;
осуществлять контроль не реже 2 раз в год за правильным
использованием и хранением средств инженерного вооружения
формирований местной обороны, организовывать их ремонт.
559. Начальник службы радиационной, химической и биологической
защиты местной обороны гарнизона (объекта) в дополнение к
статье 557 настоящего Руководства несет ответственность за
специальную подготовку и оснащение подразделений радиационной,
химической и биологической защиты формирований местной обороны, а
также химической лаборатории, пунктов обеззараживания одежды и
транспорта и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона
(объекта), уточнять его по вопросам службы;
прогнозировать радиационную и химическую обстановку в
гарнизоне (на объекте) и оценивать ее по данным разведки;
проводить мероприятия по защите личного состава объектов
(объекта) и населения военных городков от радиоактивного и
химического заражения;
организовывать правильное использование и хранение средств
индивидуальной защиты и другого химического имущества и
своевременный их ремонт;
организовывать и осуществлять дозиметрический и химический
контроль, дезактивацию и дегазацию техники, имущества, сооружений
и местности;
организовывать проведение анализов различных проб на
зараженность радиоактивными и отравляющими веществами;
обеспечивать ввод и соблюдение режимов радиационной защиты;
проверять не реже 2 раз в год состояние химического имущества
в подразделениях и на складе объекта.
560. Начальник медицинской службы местной обороны гарнизона
(объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет
ответственность за специальную подготовку и оснащение медицинских
подразделений формирований местной обороны, а также учреждений
местной обороны - медицинских пунктов, санитарно-обмывочных
пунктов, медицинских лабораторий - выполнение ими задач; участвует
в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта) и
своевременно уточняет его по вопросам службы.
Он обязан:
оценивать медицинскую и эпидемическую обстановку;
планировать мероприятия по медицинской защите личного состава
объектов и населения военных городков, организовывать и руководить
проведением лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий;
осуществлять санитарно-гигиенический контроль за организацией
питания и водоснабжения личного состава объектов и населения
военных городков на зараженной территории, за санитарным
состоянием убежищ и мест массового скопления людей;
контролировать проведение мероприятий по защите продовольствия
и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и
бактериальными (биологическими) средствами;
организовывать медицинскую разведку в гарнизоне (на объекте);
организовывать санитарный надзор за облучением личного состава
формирований, соблюдением норм радиационной безопасности при
ведении спасательных и других неотложных работ;
организовывать проведение работ по розыску пораженных и
больных в очаге поражения, оказанию им медицинской помощи и
эвакуации в лечебные учреждения;
организовывать медицинское наблюдение за личным составом,
находившимся под воздействием радиоактивного излучения,
отравляющих веществ и бактериальных (биологических) средств;
организовывать проведение санитарной обработки пораженного
личного состава объектов (объекта) и населения военных городков;
осуществлять контроль за проведением обеззараживания
продовольствия и воды;
осуществлять контроль за организацией питания и водоснабжения
на зараженной местности;
проверять не реже 2 раз в год состояние медицинского имущества
в подразделениях и на складе объекта.
561. Начальник противопожарной службы местной обороны
гарнизона (объекта) в дополнение к статье 557 настоящего
Руководства несет ответственность за специальную подготовку и
оснащение подразделений пожаротушения формирований местной обороны
и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона
(объекта), уточнять его по вопросам службы;
планировать противопожарные мероприятия и контролировать их
выполнение в гарнизоне (на объекте) и в военных городках;
обеспечивать постоянную готовность к действию закрепленных за
противопожарными подразделениями средств пожаротушения;
руководить тушением (локализацией) пожаров, возникших в
результате стихийных бедствий, производственных аварий, нападения
противника, и спасанием людей из горящих зданий и сооружений, а
также действиями сил и средств противопожарной защиты;
проверять не реже 2 раз в год состояние техники и имущества
квартирной службы в подразделениях и на складах объекта.
562. Начальник комендантской службы местной обороны гарнизона
(объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет
ответственность за специальную подготовку, оснащение комендантских
подразделений формирований местной обороны и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона
(объекта), уточнять его по вопросам службы;
поддерживать общественный порядок, организовывать
регулирование движения, усиление охраны материальных ценностей
объектов (объекта) и личного имущества населения военных городков
при угрозе нападения противника и при проведении спасательных и
других неотложных работ, проводить мероприятия по предупреждению
возникновения паники;
обеспечивать соблюдение режима светомаскировки и выполнение
личным составом объектов (объекта) и населением военных городков
правил поведения при угрозе нападения противника и по сигналам
оповещения;
обеспечивать режим допуска в очаг поражения и соблюдение
карантинного (обсервационного) режима в зонах бактериологического
заражения;
обеспечивать общественный порядок при проведении
рассредоточения личного состава объектов (объекта).
563. Помощник начальника местной обороны объекта по
материально-техническому обеспечению несет ответственность за
своевременное материально-техническое обеспечение мероприятий
местной обороны, за подготовку и работу личного состава
материально-технического склада местной обороны.
Он обязан:
планировать и руководить материально-техническим обеспечением
мероприятий местной обороны;
организовывать накопление, хранение имущества местной обороны;
вести учет имущества местной обороны;
проверять не реже 2 раз в год наличие имущества местной
обороны в подразделениях и на складе объекта;
организовывать обеспечение строительства быстровозводимых
защитных сооружений и простейших укрытий строительными
материалами, техникой и инструментом;
обеспечивать продовольствием, водой, специальным имуществом,
транспортом и горючим формирования местной обороны и личный состав
объекта в ходе проведения спасательных и других неотложных работ;
организовывать работу пунктов обеззараживания одежды и
транспорта и санитарной обработки личного состава объектов
(объекта) и населения военных городков;
организовывать рассредоточение запасов сырья, продовольствия и
ценного оборудования при угрозе нападения противника.
564. Начальник группы анализа обстановки подчиняется
начальнику штаба местной обороны объекта.
Он обязан:
собирать, изучать и анализировать данные обстановки в очагах
поражения на объекте и близлежащих районах, прогнозировать
возможное развитие и изменение обстановки;
готовить основные выводы из оценки обстановки и докладывать их
начальнику штаба.
565. Начальник группы рассредоточения подчиняется начальнику
штаба местной обороны объекта.
Он обязан:
систематически уточнять расчеты по рассредоточению
гражданского персонала по сменам, цехам, отделам в соответствии с
выделенными объекту транспортными средствами;
осуществлять контроль за подготовкой транспорта к
рассредоточению личного состава;
участвовать в подготовке загородной зоны для размещения
рассредоточиваемых, выявлять подвальные и другие заглубленные
помещения, пригодные для оборудования под противорадиационные
укрытия;
участвовать в организации оповещения, сбора гражданского
персонала и членов его семей, регистрации на сборных эвакопунктах
и посадке на транспорт;
вести установленный учет и отчетность.
566. Начальник расчета обслуживания пункта управления местной
обороны гарнизона (объекта) подчиняется начальнику штаба местной
обороны и несет ответственность за эксплуатацию и обеспечение
бесперебойной работы всех инженерно-технических устройств и
специального оборудования пункта управления, организацию и несение
службы расчетом.
Он обязан:
поддерживать в рабочем состоянии техническое оборудование
пункта управления и его помещения;
следить за исправностью средств оповещения и связи,
установленных на пункте управления;
руководить личным составом расчета обслуживания пункта
управления и контролировать выполнение им своих обязанностей.
567. Заведующий материально-техническим складом местной
обороны объекта подчиняется помощнику начальника местной обороны
объекта по материально-техническому обеспечению (начальнику штаба
местной обороны) и отвечает за сохранность и содержание
материальных средств, хранящихся на складе.
Он обязан:
знать номенклатуру хранимого имущества, правила его хранения,
вести учет;
обеспечивать сохранность имущества и пожарную безопасность на
складе;
принимать имущество и готовить его к выдаче подразделениям;
контролировать температуру и влажность в хранилищах,
проветривать их;
выдавать имущество при приведении формирований и учреждений
местной обороны в готовность или по указанию командования объекта.
568. Командир отряда (команды) местной обороны несет
ответственность за подготовку, воспитание, дисциплину и
морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и
поддержание в постоянной готовности формирования (отряда,
команды).
Он обязан:
знать состояние отряда (команды), его задачи и возможности,
наличие и состояние техники и имущества, состоящих на оснащении;
знать уровень подготовки и деловые качества подчиненных, их
морально-психологическое состояние;
постоянно совершенствовать личную подготовку по местной
обороне, организовывать и проводить занятия с личным составом по
общей и специальной подготовке;
умело руководить работой отряда (команды) и постоянно
поддерживать взаимодействие с другими формированиями;
решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять
инициативу, в случае необходимости самостоятельно принимать
решения в соответствии с обстановкой, поощрять смелые, разумные и
инициативные действия подчиненных;
осуществлять контроль за правильным использованием и
сбережением имущества местной обороны, проверять его наличие,
содержание и исправность перед каждым выходом на учение или
занятие;
следить за соблюдением мер безопасности при проведении работ,
а также своевременно принимать меры по защите личного состава от
современных средств поражения;
организовывать материальное и техническое обеспечение
формирования.
Для успешного выполнения задач при проведении спасательных и
других неотложных работ командир отряда (команды) местной обороны
обязан также постоянно изучать и знать:
возможные участки (объекты) работ и маршруты движения к ним;
характер застройки района и возможных участков (объектов)
работ;
места нахождения защитных сооружений, их вместимость и
техническую характеристику, а также пути подхода к ним при
разрушении зданий и образовании завалов;
производственные особенности объекта, характер возможных
спасательных и других неотложных работ;
места хранения сильнодействующих ядовитых веществ;
расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на
участке (объекте) работ и прилегающей территории.
569. Рядовой состав подразделений (учреждений) местной обороны
отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него
обязанностей и поставленных ему задач, а также за исправность и
сохранность выданного ему имущества.
Он обязан:
образцово выполнять возложенные на него обязанности,
овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
знать поражающие факторы современных средств поражения
противника и способы защиты от них, установленные сигналы
оповещения и порядок действий по ним;
знать задачу подразделения (учреждения), умело и быстро
выполнять спасательные и другие неотложные работы;
содержать в исправности и постоянной готовности к применению
закрепленные имущество и технику;
своевременно и точно выполнять приказы и распоряжения
командиров (начальников), соблюдать порядок и дисциплину;
быть смелым, честным, инициативным, всегда готовым оказать
помощь командиру и товарищам;
знать и строго соблюдать меры безопасности при работах;
уметь оказывать само- и взаимопомощь при ранениях, поражении
(заражении) радиоактивными, отравляющими веществами и
бактериальными (биологическими) средствами.
Д. Подготовка руководящего
состава, органов управления и сил
по местной обороне, обучение гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
и населения военных городков способам защиты
от опасностей, возникающих при военных
действиях и чрезвычайных ситуациях
570. Подготовка руководящего состава, органов управления и сил
по местной обороне, а также обучение гражданского персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации и населения военных городков
способам защиты <*> организуется и проводится с целью повышения их
готовности к умелым и слаженным действиям в условиях опасностей,
возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
--------------------------------
<*> Далее, если не оговорено особо, - "подготовка по местной
обороне".
571. Подготовка по местной обороне проводится: с руководящим
составом, командно-начальствующим и личным составом нештатных
формирований и учреждений местной обороны, гражданским персоналом
Вооруженных Сил Российской Федерации, не входящим в формирования,
и населением военных городков.
572. Подготовка по местной обороне включает: проведение
учебных занятий; радиотренировок с подразделениями связи; штабных
тренировок и командно-штабных учений с органами управления местной
обороны гарнизонов и объектов; тактико-специальных учений с
формированиями местной обороны объектов; комплексных и
опытно-исследовательских учений с объектами местной обороны;
учебно-методических сборов с руководителями занятий; специальных
сборов со специалистами дефицитных специальностей формирований и
учреждений местной обороны; совещаний с руководящим составом и
штатными должностными лицами местной обороны.
573. Организация, цели, порядок и метод проведения, расчет
часов, перечень и содержание тем занятий и тренировок определяются
соответствующими документами.
Радиотренировки с подразделениями связи проводятся ежемесячно
на объектах и в гарнизонах под руководством начальников штабов
местной обороны.
Командно-штабные учения (КШУ) с органами управления местной
обороны объектов - один раз в учебном году под руководством их
прямых начальников.
Ежегодно, в одном-двух гарнизонах командно-штабные учения
проводятся под руководством заместителя командующего войсками
(силами) округа (флотом).
Штабные тренировки проводятся по одной в каждом периоде
обучения под руководством начальников местной обороны гарнизонов и
объектов.
Проведением тактико-специальных учений (ТСУ) с формированиями
местной обороны или комплексных объектовых учений (КОУ), как
правило, завершается учебный год.
ТСУ и КОУ проводятся под руководством начальников объектов.
КШУ, ТСУ и КОУ могут проводиться в ходе контрольных и
инспекторских проверок.
Комплексные объектовые учения проводятся один раз в три года,
в год, когда проводятся КОУ, ТСУ не проводятся.
Опытно-исследовательские учения проводятся по мере
необходимости под руководством прямых начальников объектов местной
обороны.
Темы, состав привлекаемых на учения органов управления и сил
местной обороны, а также сроки и продолжительность их проведения
определяют руководители учений.
Учебно-методические сборы с руководителями занятий проводятся
накануне учебного года в гарнизонах и на объектах местной обороны.
Ежегодные специальные сборы с радиотелефонистами,
химиками-разведчиками и дозиметристами проводятся в гарнизонах с
привлечением на них личного состава этих специальностей отдельно
стоящих объектов местной обороны <*>. Руководителями сборов
назначаются соответствующие начальники служб гарнизонов.
--------------------------------
<*> Далее, если не оговорено особо, - отдельно стоящие объекты
местной обороны, которые направляют своих специалистов в тот или
иной гарнизон, определяются решением командующего войсками
военного округа (флотом).
Специальные сборы химиков-лаборантов химических лабораторий
проводятся ежегодно в течение пяти дней под руководством
начальников войск радиационной, химической и биологической защиты
округов (флотов).
Совещания с руководящим составом и штатными должностными
лицами местной обороны гарнизонов и объектов проводятся ежегодно
по планам и под руководством начальников служб
пожарно-спасательных и местной обороны округов, флотов.
574. Для организации подготовки по местной обороне на объектах
оборудуются учебные классы, уголки и натурные участки (городки), а
в военных городках - консультационные пункты.
Глава XIV. УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНОЙ ОБОРОНОЙ
575. Управление местной обороной заключается в повседневной
деятельности руководящего состава и органов управления по
поддержанию постоянной готовности к действиям личного состава
объектов и населения военных городков в условиях опасностей,
возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
576. Управление местной обороной включает: сбор исходных
данных и оценку обстановки; принятие решения; планирование;
доведение задач до исполнителей; взаимодействие и поддержание его
в ходе ведения местной обороны; организацию всестороннего
обеспечения; организацию пунктов управления; контроль и оказание
помощи подчиненным. Основой управления является решение.
577. Сбор исходных данных и оценку возможной обстановки,
складывающейся при военных действиях и чрезвычайных ситуациях,
осуществляют органы управления с целью подготовки предложений для
выработки решения на организацию и ведение местной обороны.
578. Исходные данные на организацию и ведение местной обороны
получают: от региональных органов гражданской обороны - о порядке
оповещения; об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях;
о категории городов по гражданской обороне, на территории или
вблизи которых располагаются гарнизоны, объекты и военные городки;
о местах расположения потенциально опасных объектов (объектов
особой важности) народного хозяйства; о границах зон возможных
разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного
катастрофического затопления, а также возможного опасного
радиоактивного заражения (загрязнения) местности; о местах
расположения пунктов управления ГО и порядке связи с ними; о
местах расположения складов мобилизационного резерва и порядке
получения на них имущества; о силах и средствах, выделяемых по
планам органов ГО на проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
От территориальных исполнительных органов власти - о районах
рассредоточения в загородной зоне: о порядке и маршрутах
следования в них; о местах расположения эвакуационных комиссий и
приемных пунктов в загородной зоне; о порядке снабжения
рассредоточиваемых продуктами питания, предметами первой
необходимости и медицинского обеспечения.
От органов военного управления округов (флотов) - о порядке
организации связи и оповещения; о границах зон возможных
разрушений, возможного опасного химического, возможного
радиоактивного заражения (загрязнения) местности по оценке этих
органов управления; о силах и средствах, выделяемых на проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Исходные данные от органов ГО получают по запросам, подаваемым
в соответствующие инстанции.
Сведения о гарнизонах, объектах местной обороны и военных
городках получают из соответствующих выписок из перечней.
579. Оценка обстановки проводится на основании полученных
исходных данных и включает оценку: возможных или фактических
результатов воздействия обычного оружия и оружия массового
поражения, радиационной и других видов опасности, возникающих при
чрезвычайных ситуациях; готовности сил и средств к выполнению
стоящих перед ними задач; степени защищенности личного состава и
населения военных городков от опасностей, возникающих при военных
действиях и чрезвычайных ситуациях; устойчивости функционирования
(живучести) объектов местной обороны; физико-географических и
климатических условий и их влияние на организацию и выполнение
задач местной обороны.
В выводах из оценки обстановки определяются: возможные
последствия, возникающие в гарнизонах, на объектах и в военных
городках при военных действиях и чрезвычайных ситуациях; степень
готовности сил и средств и их возможности по выполнению задач
местной обороны; обеспеченность личного состава объектов и
населения военных городков средствами коллективной и
индивидуальной защиты; организация управления местной обороной.
580. В решении на организацию и ведение местной обороны
определяются: сосредоточение основных усилий, способы и
последовательность выполнения задач местной обороны; задачи
формированиям местной обороны; основные вопросы взаимодействия;
организация управления и всестороннего обеспечения.
В решении на организацию и проведение мероприятий по
обеспечению защиты населения военного городка определяются:
порядок оповещения, сбора и укрытия населения в защитных
сооружениях, выдачи и использования средств индивидуальной защиты;
задачи силам и средствам, выделяемым для ведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также
организация управления.
Решение оформляется текстуально.
На основании принятого решения органами управления
осуществляется планирование местной обороны.
581. Планирование местной обороны проводится в тесной
взаимосвязи с планированием повседневной деятельности, боевой,
мобилизационной готовности войск и осуществляется органами
управления по задачам с целью детальной разработки содержания,
последовательности и сроков их выполнения.
582. Планирование защиты личного состава объектов местной
обороны и населения военных городков от опасностей, возникающих
при военных действиях и чрезвычайных ситуациях, и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляются
после завершения принятия решения, а выполнение этих задач и
других проводимых мероприятий отображается в плане местной обороны
(плане защиты населения военного городка).
583. Планы местной обороны разрабатываются органами военного
управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов
войск, округов, группы войск, флотов, главных и центральных
управлений Министерства обороны Российской Федерации, объединений
и соединений (кроме общевойсковых и танковых), имеющих в
непосредственном подчинении гарнизоны и объекты местной обороны; в
разрядных гарнизонах, имеющих в своем составе два и более объекта
местной обороны, а также на объектах местной обороны.
Планы защиты населения военных городков разрабатываются в
воинских частях, в ведении которых находятся военные городки.
584. Планирование мероприятий, направленных на повышение
устойчивости функционирования (живучести) объектов местной
обороны, осуществляется на основании проведенных исследований и
требований, предъявляемыми нормативными документами по этому
вопросу.
По проведенному на объекте анализу результатов исследований
определяются мероприятия, а также материальные и финансовые
затраты, силы, средства и сроки на их выполнение.
Эти мероприятия включаются в планы по реконструкции и
расширению объектов, совершенствованию технологии производства,
годовые, перспективные и на расчетный год развития объекта, а
также местной обороны.
585. Подготовка по местной обороне планируется со всеми
категориями обучаемых на предстоящий учебный год, а проводимые
занятия, учения, сборовая подготовка и другие мероприятия
отрабатываются в соответствующих планах подготовки по местной
обороне.
586. Порядок и организация планирования местной обороны
определяются соответствующими документами.
587. Доведение задач до исполнителей осуществляется приказами,
директивами и распоряжениями по местной обороне.
Перед началом нового учебного года командующими войсками
(силами) округов (флотами), начальниками центральных органов
военного управления, в непосредственном подчинении которых
находятся гарнизоны и объекты местной обороны, на основании
директивы заместителя Министра обороны Российской Федерации
издаются приказы или директивы, определяющие основные итоги
подготовки и задачи органов управления и сил местной обороны на
новый учебный год.
В соответствии с поставленными задачами начальники гарнизонов
и объектов издают приказы о подготовке по местной обороне в новом
учебном году. Примерное содержание приказа приведено в
Приложении N 33 к настоящему Руководству.
Распоряжения по местной обороне подчиненным отдаются после
завершения разработки плана местной обороны и в ходе ведения
местной обороны.
В распоряжениях по местной обороне обычно указываются:
необходимые сведения об опасностях, возникающих при военных
действиях и чрезвычайных ситуациях; характер действий в
сложившихся условиях; задачи силам, порядок и сроки их выполнения;
порядок поддержания связи; мероприятия по всестороннему
обеспечению; время готовности к выполнению задач.
Распоряжения по местной обороне подписываются руководящим
составом местной обороны.
588. Взаимодействие организуется во всех звеньях управления с
целью обеспечения согласованных действий Вооруженных Сил, сил ГО,
исполнительных органов власти и сил других ведомств, привлекаемых
или обеспечивающих выполнение задач местной обороны.
Взаимодействие проводится по задачам, месту, времени и способам их
совместных действий.
При организации взаимодействия сил местной обороны и ГО
согласовываются: порядок взаимооповещения об опасностях,
возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
организация разведки очагов ядерного поражения, зон
радиоактивного, химического, бактериологического заражения и
катастрофического затопления; установление единой системы
радиационного и химического наблюдения, лабораторного контроля;
порядок обмена соответствующими разведывательными данными; порядок
использования во взаимных интересах местности в загородной зоне,
путей сообщения, мостов и переправ, транспорта и средств связи;
исходные районы сил ГО, выделяемые для проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ; сроки выхода этих
сил к объектам проведения работ; порядок проведения силами ГО
аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах
местной обороны и в военных городках; порядок организации
комендантской службы и регулирование движения на маршрутах выхода
в загородную зону; мероприятия по взаимному оказанию помощи
транспортными, медицинскими, инженерными, материально-техническими
средствами и другие вопросы, которые могут возникнуть в ходе
ведения местной и гражданской обороны.
При организации взаимодействия с исполнительными органами
власти согласовываются: порядок следования и размещения личного
состава в загородной зоне; организация снабжения
рассредоточиваемых продуктами питания, предметами первой
необходимости и медицинского обеспечения, а также другие вопросы.
По ряду вопросов организации взаимодействия Вооруженных Сил
Российской Федерации подготавливается совместный приказ Министра
обороны Российской Федерации и Министра по чрезвычайным ситуациям.
589. Обеспечение местной обороны предусматривает проведение
комплекса мероприятий, осуществляемых в целях организованного и
успешного выполнения задач.
Обеспечение местной обороны включает: разведку, транспортное,
материальное, инженерное, техническое, метеорологическое,
метрологическое и финансовое обеспечение.
590. Разведка организуется органами управления местной обороны
и ведется в целях добывания разведывательных данных об обстановке,
складывающейся при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
591. Транспортное обеспечение проводится с целью обеспечения
перевоза личного состава и доставки (вывоза) материальных средств
объектов при выполнении задач местной обороны.
592. Материальное обеспечение организуется с целью
своевременного и полного снабжения органов управления и
формирований техническими средствами и имуществом <*>.
--------------------------------
<*> Далее, если не оговорено особо, технические средства и
имущество именуются имуществом.
Снабжение нештатных органов управления, формирований и
учреждений местной обороны гарнизонов и объектов имуществом
осуществляется центральными довольствующими органами Министерства
обороны Российской Федерации через довольствующие органы округов,
флотов бесплатно по утвержденным Приказом Министра обороны
Российской Федерации 1995 г. N 322 нормам создания запаса
(оснащения) специального имущества формирований местной обороны в
Вооруженных Силах Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Далее, если не оговорено особо, утвержденные Приказом
Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 322 нормы создания
запаса (оснащения) специального имущества формирований местной
обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации именуются
Нормами.
Снабжение средствами индивидуальной защиты гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, не входящего в
формирования, и населения военных городков осуществляется за счет
высвобождающихся СИЗ военнослужащих, а также запасов, создаваемых
исполнительными органами власти Российской Федерации.
Имущество местной обороны должно храниться и учитываться
отдельно от имущества текущего довольствия и быть в готовности к
немедленному применению. Его списание производится в порядке,
установленном для имущества текущего довольствия, по фактическому
износу.
Гражданский персонал, зачисленный в состав органов управления
и формирований местной обороны, при казарменном размещении
обеспечивается постельными принадлежностями в соответствии с
Положением о вещевом снабжении Вооруженных Сил Российской
Федерации на военное время.
593. Химические и специальные лаборатории, коммунально-бытовые
предприятия (прачечные и химчистки), подготавливаемые в качестве
учреждений местной обороны, обеспечиваются через довольствующие
органы военных округов, флотов имуществом согласно Нормам;
химические и специальные лаборатории - полевыми химическими
лабораториями ПХЛ-54 (норма N 2) и комплектами радиометрических
лабораторий РЛУ-2 в укладке (норма N 1);
прачечные и химчистки - рентгенометрами-радиометрами и
средствами индивидуальной защиты (норма N 4).
Основанием для обеспечения указанными средствами служат
утвержденные приказами командующих войсками округов, флотами
перечни производственных химических и специальных лабораторий,
коммунально-бытовых учреждений и предприятий, подготавливаемых к
использованию в целях местной обороны.
Кроме имущества, получаемого от довольствующих органов,
используются имеющиеся производственное оборудование и имущество,
а также изготовленные или приобретенные необходимые дополнительные
имущество и приспособления (емкости для приготовления
спецрастворов, тара для переноски дегазирующих веществ и
обрабатываемой одежды, указатели, ограждения и пр.), а медицинские
лаборатории - табельное оборудование, приборы и реактивы.
594. Медицинское имущество для оказания помощи населению
военных городков, расположенных вне населенных пунктов, и закрытых
гарнизонов накапливается военными округами, флотами и хранится в
установленных пунктах. Оно закрепляется за соответствующими
гарнизонами (воинскими частями) и используется только по прямому
назначению, а в военное время по мере его израсходования
восполняется через довольствующие органы военных округов (флотов).
Бактерийные препараты для проведения прививок населению этих
военных городков и закрытых гарнизонов в неприкосновенный запас не
закладываются, при необходимости иммунизации выделяются по особому
плану соответствующими территориальными органами Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Потребность в медицинском имуществе и бактерийных препаратах
для военных городков, расположенных вне населенных пунктов, и
закрытых гарнизонов определяется военными округами (флотами)
согласно норме N 5, исходя из численности неработающего населения,
не подлежащего эвакуации и не обслуживаемого местными органами
здравоохранения.
595. Для учебных целей объектам разрешается использовать
имущество (кроме расходных материалов) с последующим приведением
его в порядок или восполнением пришедшего в негодность.
Расходными медицинскими материалами для учебных целей
формирования местной обороны объектов обеспечиваются согласно
норме N 6.
Кроме того, для подготовки к защите от оружия массового
поражения личного состава объектов и формирований местной обороны
предусматривается использовать учебное и нетабельное химическое
имущество, выдаваемое объектам по нормам снабжения,
устанавливаемым приказами Министра обороны Российской Федерации.
596. Техническое обеспечение организуется соответствующими
начальниками в целях поддержания в исправном состоянии и
постоянной готовности к использованию всех видов техники и
имущества. Оно заключается в организации и осуществлении
технически правильного использования, технического обслуживания,
ремонта и эксплуатации техники и имущества, привлекаемых для
выполнения задач местной обороны.
Основными задачами технического обеспечения являются:
организация текущего ремонта техники и имущества, вышедших из
строя в ходе выполнения задач местной обороны;
снабжение ремонтных мастерских и подразделений технической
службы запасными частями и ремонтными материалами;
проведение технического обслуживания машин в установленные
сроки и в полном объеме.
Техническое обслуживание и ремонт машин и имущества,
подвергшихся радиоактивному и химическому заражению (загрязнению),
осуществляются после их специальной обработки.
597. Гидрометеорологическое (метеорологическое) обеспечение
организуется в целях всестороннего учета влияния погодных
элементов, опасных метеорологических явлений на выполнение задач
местной обороны.
Задачами гидрометеорологического обеспечения являются:
сбор данных о погоде, режиме открытых водоемов (рек, озер,
каналов, водохранилищ), свойствах ледяного и снежного покрова,
глубине промерзания грунтов;
изучение данных гидрометеорологической обстановки и
определение степени их влияния на выполнение задач местной
обороны;
доведение до должностных лиц органов управления местной
обороны необходимых гидрометеорологических данных, предупреждений
об опасных и особо опасных явлениях, гидрологической информации о
резком подъеме уровня воды в водоемах, данных о фактических и
прогнозируемых характеристиках среднего ветра и ветра в приземном
слое воздуха, радиоактивном заражении атмосферы и местности.
Порядок гидрометеорологического обеспечения определяется
соответствующими нормативными документами.
598. Метрологическое обеспечение организуется с целью
достижения необходимого качества и требуемой точности и
достоверности измерений, проводимых при выполнении задач местной
обороны.
Основными задачами метрологического обеспечения являются:
правильная эксплуатация и содержание, своевременная проверка,
регулировка и ремонт средств измерений;
изъятие из обращения неисправных средств измерений;
подготовка личного состава к эксплуатации средств измерений.
Ответственность за организацию и выполнение задач
метрологического обеспечения возлагается на начальников гарнизонов
и объектов.
599. Финансирование выполняемых задач местной обороны
осуществляется в соответствии с нормативными документами
Министерства обороны Российской Федерации.
600. Для управления силами местной обороны в гарнизонах и на
объектах в одном из защитных сооружений оборудуется пункт
управления (ПУ).
Пункт управления должен иметь рабочую комнату и комнату связи,
которые следует располагать вблизи одного из входов и отделять от
помещений для укрываемых несгораемыми перегородками с пределом
огнестойкости 1 час. Планировка и оборудование помещений должны
обеспечивать необходимые удобства для выполнения личным составом
пункта управления поставленных перед ним задач. Норма площади на
одного работающего устанавливается равной 2 кв. м.
В рабочей комнате пункта управления устанавливаются рабочие
столы размером не менее 0,8 x 0,6 м и один-два шкафа для хранения
документов. На одной из стен рабочей комнаты располагается план
гарнизона (объекта) с экспликацией и основными характеристиками.
Расположение плана должно обеспечивать хороший обзор с рабочих
мест и возможность нанесения на него обстановки.
В рабочей комнате также размещаются стенды, отображающие
сигналы гражданской (местной) обороны и порядок действий по ним,
режимы радиационной защиты, варианты возможной обстановки в
гарнизоне, на объекте при различных видах опасностей, организацию
формирования местной обороны, наличие техники и основных видов
имущества, состоящих на оснащении формирования (для ПУ местной
обороны объекта), и другие схемы, таблицы, графики по усмотрению
командования гарнизона (объекта).
В комнате связи пункта размещаются радиостанции для связи в
радиосети местной обороны, коммутатор и средства телефонной связи,
приемник для приема сигналов оповещения или телефонный аппарат,
включенный в стойку циркулярного вызова (СЦВ), громкоговоритель
городской радиотрансляционной сети, оконечный блок или
электросиренная стойка, включенные в централизованную сеть
оповещения (если они предусмотрены в гарнизоне, на объекте) для
передачи речевой информации по объектовой радиотрансляционной сети
(где она имеется).
Для обеспечения работы личного состава в помещениях пункта
|