Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 05.10.1995 N 322 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ И МЕСТНОЙ ОБОРОНЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
       320. При пожарах в ангарах  возможно  быстрое  распространение
   огня   по   самолетам,   а   также  по  сгораемым  конструкциям  и
   поверхностям покрытий зданий.
       При тушении пожаров в ангарах необходимо:
       использовать стационарные установки пожаротушения;
       подавать водяные  струи  для  охлаждения  несущих  конструкций
   ангара и пенные стволы для тушения горящего самолета;
       организовать вывод  самолетов  из  ангара,  в  первую  очередь
   самолетов, охваченных огнем, используя прибывшие летно-технический
   состав и тягачи;
       при растекании воспламеняющегося горючего и  масла  (из  баков
   самолета) по ангару ограничить растекание их подручными средствами
   (песок, земля) и обеспечить прекращение горения;
       удалить из ангара (при обнаружении) баллоны со сжатыми газами;
       в случае  угрозы  распространения  огня  на  соседние   ангары
   обеспечить   защиту  их  водяными  струями  и  организовать  вывод
   самолетов, сосредоточивая их в безопасных местах.
       321. При   тушении  пожаров  в  ангарах  боевое  развертывание
   производить так,  чтобы проложенные рукавные линии  не  затрудняли
   вывода самолетов из ангара.
       При пожаре самолетов на земле возможны:
       быстрое распространение огня при повреждении топливных систем,
   взрывы топливных баков, баллонов со сжатыми газами и боеприпасов;
       угроза жизни  экипажа  и  пассажиров  и  трудность эвакуации в
   результате заклинивания дверей и люков;
       интенсивное горение  узлов и деталей из алюминиево-магниевых и
   других сплавов;
       значительное удаление очага пожара от водоисточника;
       при пожаре вне территории аэродрома  -  трудность  доставки  к
   месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ.
       322. При пожарах  самолетов  на  открытых  стоянках  во  время
   запуска и прогрева двигателей, заправки баков горючим, а также при
   взлете  или  посадке  тушение  их  до  прибытия  пожарного  наряда
   производится    экипажами    самолетов,    техническим   составом,
   находящимися на аэродроме,  и постовыми пожарных  постов.  Тушение
   пожара  внутри  самолета  обеспечивается  приведением  в  действие
   бортовой   установки   пожаротушения   самолета    и    средствами
   пожаротушения, находящимися у мест стоянки самолетов и на пожарных
   автомобилях аэродромной службы.
       323. При тушении пожаров на самолетах необходимо:
       сосредоточить необходимое   количество   сил   и   средств   у
   взлетно-посадочной   полосы   при   аварийной   посадке  самолета,
   подготовить средства индивидуальной защиты личного состава команды
   противопожарной  защиты  и  спасательных работ (теплоотражательные
   костюмы, изолирующие противогазы);
       организовать взаимодействие с руководителем полетов;
       в минимально короткий срок организовать эвакуацию  и  спасание
   людей,   оставшихся   в   самолете;  включить  бортовую  установку
   пожаротушения;
       в первую очередь ликвидировать горение топлива под фюзеляжем в
   районе эвакуационных дверей и люков,  применяя для этой цели пену,
   порошок  и  инертные газы,  одновременно охлаждать корпус самолета
   пеной низкой кратности;
       организовать вскрытие   основных   и   аварийных  люков,  а  в
   необходимых случаях - обшивки корпуса в специально обозначенных на
   корпусе местах;
       для предотвращения быстрого распространения пожара по  корпусу
   подавать  огнетушащие  вещества в первую очередь в наиболее важные
   части самолета (двигатели,  гондолы двигателей,  кабину пилотов  и
   фюзеляж),  а  также  на участки,  где возможны взрывы боеприпасов,
   баллонов и топливных баков;
       ликвидировать горение  топлива под самолетом при сильном ветре
   распыленными водяными струями путем смыва его с  бетона  на  грунт
   или в ливневую канализацию.  При отсутствии ветра - путем покрытия
   поверхности разлившегося топлива пеной;
       тушить горящие     шасси     сплошными     струями    раствора
   пенообразователя в воде из стволов "А" со  снятыми  насадками  при
   напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава.
   Обеспечить работу ствольщиков  в  теплоотражательных  костюмах  на
   безопасном расстоянии от места горения;
       производить ликвидацию  горения   внутри   двигателей   пеной,
   порошком,    двуокисью    углерода,    хладоном    или    составом
   галоидированных углеводородов. Огнетушащие вещества подавать через
   входное устройства, сопло двигателя или гондолу;
       развернуть, по возможности,  с помощью тягачей самолет в целях
   ограничения распространения огня по ветру;
       при пожаре  самолетов  на   стоянке   производить   охлаждение
   водяными  струями  соседних  негорящих самолетов и организовать их
   немедленный вывод в безопасную зону.
       324. Если  к  самолету  подвешены  боеприпасы,  то  при пожаре
   необходимо принять меры по  снятию  их  и  удалению  в  безопасное
   место.   В   случае,  когда  снять  боеприпасы  не  представляется
   возможным,  особое  внимание  уделить  охлаждению  их  водопенными
   струями.
   
            Тушение пожаров на гидротехнических сооружениях
   
       325. К гидротехническим сооружениям относятся:
       причальные сооружения    (набережные     стенки,     эстакады,
   стационарные и плавучие причалы, пирсы, пристани);
       оградительные сооружения (молы, волноломы, дамбы).
       Пожарная опасность    причальных    сооружений    определяется
   пожаровзрывоопасностью проводимых на них  работ.  При  загрязнении
   акватории  гаваней  и  причальных сооружений (особенно деревянных)
   нефтепродуктами  и  другими  сгораемыми   отходами   их   пожарная
   опасность повышается.
       326. К  тушению  пожаров   на   гидротехнических   сооружениях
   привлекаются  противопожарные  суда  и  катера,  силы  и  средства
   спасательных  отрядов,  аварийно-спасательных  групп  кораблей   и
   подразделения  службы  противопожарной защиты и спасательных работ
   гарнизонов и военно-морских баз.
       Руководство тушением   пожара  осуществляет  начальник  службы
   противопожарной   защиты   и   спасательных    работ    гарнизона,
   военно-морской базы.
       327. Разведкой   пожара   на   гидротехнических    сооружениях
   устанавливаются:
       конструктивные особенности гидротехнического сооружения;
       места нахождения  легковоспламеняющихся  и горючих жидкостей и
   материалов, взрывчатых веществ, боеприпасов, топлива и возможность
   их эвакуации;
       возможность использования сил и средств спасательного отряда и
   кораблей для тушения пожара;
       необходимость отвода кораблей  и  судов,  эвакуации  людей  из
   близко  расположенных  береговых сооружений,  имущества и техники,
   которым угрожает опасность взрыва или пожара;
       возможность распространения  огня  на  другие  сооружения и по
   поверхности воды, загрязненной нефтепродуктами;
       количество необходимых   запасов  пенообразующих  составов  на
   случай тушения разлившегося топлива на воде;
       немедленный вызов  к  месту  пожара  должностных  лиц  склада,
   арсенала, имущество которых находится на причале.
       328. Тушение   пожаров   на   причалах  производится  водяными
   струями,  подаваемыми от пожарных автомобилей,  судов  и  мотопомп
   спасательного отряда,  как сверху,  так и снизу настила причала, а
   если горит топливо на поверхности воды, то - воздушно-механической
   пеной  или  распыленной  водой.  Для  подачи  стволов  снизу нужно
   использовать люки в настиле причала или временные плоты, собранные
   из досок и бревен.
       Одновременно с тушением производится  эвакуация  имущества,  а
   также отвод железнодорожных вагонов, кораблей, судов и плавсредств
   с привлечением личного состава воинских частей,  кораблей и судов,
   предусмотренных планом.
       При тушении пожаров в местах хранения и  на  пунктах  работ  с
   боеприпасами  основные  силы  и  средства  сосредоточивать  в  тех
   местах,  где распространение пожара может вызвать взрыв, и вводить
   в   действие   мощные   водяные   струи   с   наиболее  полным  их
   использованием,  имея в виду,  что своевременно поданная  и  умело
   использованная  мощная  водяная струя решает успех тушения пожара.
   Производить  одновременно  с  тушением  охлаждение  боеприпасов  и
   эвакуацию их из зоны пожара.
   
                  Тушение пожаров на кораблях и судах,
                           стоящих у причалов
   
       329. Пожары  на  кораблях  и  судах  имеют  ряд  специфических
   особенностей из-за сложности планировки помещений,  ограниченности
   площадей,  большой   насыщенности   техникой,   наличием   горючих
   материалов, топлива и боеприпасов.
       Тушение пожаров  на  кораблях  требует  от   личного   состава
   подразделений  службы  противопожарной защиты и спасательных работ
   знания основ устройства кораблей.
       Пожары на кораблях характеризуются:
       быстрым распространением огня вследствие  большого  количества
   горючих материалов;
       нагревом металлических   переборок,   палуб   и   возможностью
   распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и
   различные устройства огня в смежные помещения;
       ограниченностью подачи  воды  для  сохранения  устойчивости  и
   плавучести корабля;
       задымлением помещений.
       330. Руководство  тушением   пожаров   на   кораблях   (судах)
   осуществляют   командиры  кораблей  (судов),  а  на  строящихся  и
   капитально ремонтирующихся кораблях - должностные лица завода.
       Разведкой пожара на корабле определяются:
       наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с
   ним помещениях (отсеках);
       возможные пути распространения огня в смежные помещения  через
   переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;
       наличие и состояние электроустановок;
       состояние и  возможность  использования  корабельных установок
   пожаротушения;
       возможность взрывов и отравлений.
       331. Основными приемами тушения пожаров на кораблях являются:
       подача огнетушащих   средств  непосредственно  на  поверхность
   горящего  материала  (для  его  охлаждения,  ограничения   доступа
   воздуха и защиты от воздействия пламени);
       герметизация помещений (отсеков)  и  наполнение  их  инертными
   газами или веществами, тормозящими горение.
       332. Для тушения пожаров  на  кораблях  применяются  следующие
   огнетушащие средства:
       вода (пар);
       воздушно-механическая и химическая пена;
       углекислый и другие инертные газы;
       жидкостные огнегасительные составы;
       порошковые составы.
       333. Для  предупреждения распространения огня на рядом стоящие
   корабли и береговые объекты необходимо:
       отводить горящий   корабль  от  других  кораблей  и  береговых
   объектов или отводить соседние корабли от горящего, особенно когда
   есть опасность возникновения взрыва;
       защищать водяными  струями  соседние   корабли   и   береговые
   сооружения;
       ограждать и тушить топливо, разлитое на воде.
       При тушении  пожаров  на  кораблях необходимо вести постоянный
   контроль за количеством принятой в корпус горящего  корабля  воды,
   не  допуская  скопления  ее  в  больших  количествах,  особенно  в
   помещениях,  расположенных   выше   ватерлинии.   Для   сохранения
   устойчивости и плавучести горящего корабля необходимо периодически
   удалять воду из отсеков.
   
                  Тушение пожаров в надстройках, жилых
                      и служебных отсеках кораблей
   
       334. Пожары в надстройках,  жилых и служебных отсеках кораблей
   отличаются следующими особенностями:
       быстрым повышением   температуры   из-за   небольшого   объема
   помещений;
       быстрым распространением огня и дыма в другие помещения  через
   перегородки, палубы, двери, коридоры и шахты;
       затруднением проникновения в горящие и  задымленные  помещения
   из-за узких проходов и высокой температуры;
       наличием электроустановок под напряжением.
       335. Тушение пожаров в надстройках,  жилых и служебных отсеках
   корабля производится водой или воздушно-механической пеной.
       Для подачи   водяных   стволов  используются  дверные  проемы,
   иллюминаторы,  входные и световые люки  верхних  и  нижних  палуб.
   Тушение   открытого   огня   и   охлаждение  нагретых  конструкций
   надстроек, бортов и палуб производится водяными струями.
       Для тушения  пожаров  внутри  надстроек  и отсеков применяется
   воздушно-механическая пена или распыленная вода.
       Рукавные линии  прокладываются  наиболее  удобным и кратчайшим
   путем.  Рукава,   поднятые   на   вышерасположенные   палубы   или
   надстройки,    закрепляются   рукавными   задержками,   шланговыми
   захватами или штертами (концами веревки) к леерным ограждениям или
   другим  конструкциям  корабля.  Во избежание заломов и повреждений
   рукавов при прокладке их через комингсы (пороги)  или  выступающие
   корабельные  конструкции  применяются ограждения в виде лотков или
   других подсобных предметов.
       Каждый работающий в отсеке должен иметь изолирующий противогаз
   и  страхующий  тросик,  обеспечивающий  связь   со   страховщиком,
   находящимся у входа в помещение (отсек).
       При возможности герметизации отсеков  тушение  пожаров  в  них
   производится  инертными  газами  и  жидкостями,  подаваемыми через
   вентиляционные раструбы, переборочные сальники и другие отверстия.
       Одновременно водой   охлаждаются  палубы,  борта  и  переборки
   горящих отсеков.
       При вскрытии   (разгерметизации)   отсеков  после  прекращения
   горения на случай повторного загорания необходимо  иметь  наготове
   водяные или пенные стволы.
   
                Тушение пожаров боеприпасов на кораблях
   
       336. Погреба  корабельных боеприпасов имеют системы орошения и
   затопления.
       При угрозе   пожара   или   возникновении   его  в  погребе  с
   боеприпасами  личным  составом   корабля   производится   орошение
   боеприпасов или затопление погреба путем включения системы.
       При отсутствии экипажа на корабле  и  возникновении  опасности
   взрыва  во  время  пожара  погреб  с боеприпасами затапливается по
   приказанию командира спасательного отряда.
   
                  Тушение пожаров в машинно-котельных
                     и моторных отделениях кораблей
   
       337. Пожары  в   машинно-котельных   и   моторных   отделениях
   отличаются следующими особенностями:
       горением топлива  и  масла,  что   вызывает   быстрый   нагрев
   переборок и других корабельных конструкций;
       возможностью образования  взрывоопасных   концентраций   паров
   топлива;
       горением изоляции электропроводки и электроустановок.
       Тушение пожаров  в  машинно-котельных  и  моторных  отделениях
   производится  водой,  пеной,  паром   или   инертными   газами   и
   жидкостными огнегасительными составами.
       338. При тушении пожара необходимо:
       выключить приточную вентиляцию;
       обесточить электроустановки;
       перекрыть топливные и масляные трубопроводы;
       остановить работающие двигатели, механизмы и котлы;
       спустить воздух из баллонов, находящихся под давлением;
       принять меры   к   герметизации   входов,   световых    люков,
   вентиляционных раструбов и других отверстий;
       охлаждать водяными струями борта, палубы и переборки.
   
                  Тушение пожаров на подводных лодках
   
       339. Вследствие конструктивных  особенностей  подводных  лодок
   тушение пожаров на них затруднено:
       из-за небольших размеров входных люков;
       из-за наличия   в   отсеках   средств   регенерации   воздуха,
   боеприпасов и большого количества электрооборудования;
       из-за быстрого повышения температуры и скопления дыма;
       из-за возможности   образования   взрывоопасной   концентрации
   водорода   с   воздухом   в   аккумуляторных  отсеках  и  системах
   вентиляции;
       из-за ограниченности   стационарных   и  переносных  установок
   пожаротушения.
       340. Тушение   пожаров   на  подводных  лодках,  как  правило,
   производится     путем     заполнения     помещений      (отсеков)
   воздушно-механической   пеной,   а   при  герметизации  отсеков  -
   инертными газами или жидкостными огнетушащими составами.
       Работа личного  состава  подразделений  службы противопожарной
   защиты и спасательных  работ  по  тушению  пожара  внутри  отсеков
   производится  только во взаимодействии с личным составом подводной
   лодки и при обязательном выполнении мер техники безопасности.
   
                  Тушение пожаров на сухогрузных судах
   
       341. Пожары на сухогрузных судах чаще всего возникают в трюмах
   и характеризуются:
       сложностью обнаружения очага пожара;
       трудностью проникновения к очагу пожара из-за наличия груза;
       возможностью выделения ядовитых газов  при  горении  различных
   грузов.
       342. Тушение пожаров на сухогрузных судах производится  водой,
   воздушно-механической   пеной,   инертными  газами  и  жидкостными
   огнетушащими составами.
       При достаточно свободной укладке груза в трюмах тушение пожара
   производится водяными струями,  подаваемыми непосредственно в очаг
   пожара через люки.
       При невозможности  проникнуть  к  очагу  пожара   через   люки
   вырезаются отверстия в переборках, палубах или бортах.
       Места для вырезания отверстий определяются по изменению  цвета
   окраски или нагреву конструкции судна.
       При невозможности  потушить  пожар  водяными  струями  тушение
   производится      путем     заполнения     трюма     высокократной
   воздушно-механической  пеной,  инертными  газами  или  жидкостными
   огнетушащими средствами при условии герметизации трюма (отсека).
       Наибольшую опасность   представляют   пожары   в   трюмах   со
   взрывчатыми   веществами  и  боеприпасами:  эффективность  тушения
   зависит от быстроты подачи мощных компактных водяных струй.
       При угрозе  взрыва  или  быстрого  распространения пожара трюм
   затапливается водой.
   
                 Тушение пожаров на нефтеналивных судах
   
       343. Пожары    на    танкерах    и    нефтеналивных     баржах
   характеризуются:
       быстрым распространением огня и интенсивным горением;
       возможностью образования       взрывоопасных      концентраций
   паровоздушных смесей  в  горящем  танке  и  в  танках,  смежных  с
   горящим;
       возможностью вскипания  и  выброса  темных  нефтепродуктов  из
   горящего танка.
       344. Способы тушения пожаров в танках выбираются в зависимости
   от  вида  легковоспламеняющихся  и горючих жидкостей,  температуры
   окружающей среды, уровня жидкости, объема и площади горения.
       Основными огнетушащими           средствами           являются
   воздушно-механическая пена, а также распыленная вода.
       При факельном  горении нефтепродуктов пламя сбивается водяными
   струями.
       Открытые люки, щели и различные отверстия закрываются крышками
   и брезентом, который обильно смачивается водой.
       До начала  пенной атаки и в ходе ее подаются водяные струи для
   охлаждения  смежных  с  горящим  танков,   бортов,   надстроек   и
   переходных мостиков.
       Тушение пожара  в  танках  производится   подачей   расчетного
   количества пены.
       При откачке нефтепродуктов из негорящих танков в них  подаются
   углекислый или другие инертные газы.
       345. Тушение   пожаров   в   машинно-котельных   и    моторных
   отделениях,  в  жилых  и  служебных помещениях нефтеналивных судов
   производится так же,  как и на кораблях,  но принимаются следующие
   дополнительные меры:
       герметизируются танки,  закрываются двери,  люки, иллюминаторы
   помещений;
       в танки, смежные с горящим помещением, подаются углекислый или
   другие инертные газы;
       интенсивно охлаждаются палубы и борта.
   
             Тушение горящего топлива, разлившегося на воде
   
       346. Горящее топливо,  разлившееся на воде,  следует тушить  в
   тех случаях,  когда имеется угроза распространения огня на корабли
   или здания и сооружения, расположенные на берегу.
       Для предотвращения   растекания   по   воде  горящей  жидкости
   устанавливаются боны.
       347. Тушение   горящего   топлива   на   воде  производится  в
   зависимости от площади и направления горения следующим образом:
       при небольшой  площади  горения  противопожарные катера и суда
   располагаются у края горящего топлива  и  передвигаются  челночным
   способом  с наветренной стороны,  а ствольщики береговых команд по
   берегу;
       тушение производится    мощными    водяными    струями   путем
   перемешивания топлива с  водой;  при  тушении  небольших  участков
   горящего  топлива у берега могут применяться воздушно-механическая
   пена и распыленная вода;
       при большой  площади  горения  спасательные  суда с включенной
   водозащитой,  подавая мощные водяные струи впереди себя,  проходят
   на большой скорости и расчленяют площадь горения на мелкие участки
   с последующим  их  тушением;  при  наличии  ветра  и  течения  для
   ограничения  растекания топлива по воде спасательные суда водяными
   струями от  лафетных  стволов  сужают  площадь  горения,  а  затем
   расчленяют ее на отдельные участки.
   
                  Тушение пожаров на кораблях и судах,
                          находящихся в доках
   
       348. Тушение пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках,
   характеризуется:
       наличием около корабля и на нем большого количества  различных
   сгораемых материалов (лесов, ремонтных материалов и т.п.);
       неудобствами подхода,  прокладки  рукавных  линий   и   подачи
   технических  средств пожаротушения (вход на корабль имеется только
   с одной стороны по трапу,  установленному с  верхнего  края  стены
   дока);
       большой высотой стен дока и самого корабля;
       наличием на   корабле   открытых   проемов,   люков,   дверей,
   иллюминаторов и различных систем;
       отключением корабельных (судовых) установок пожаротушения.
       349. Способы, приемы и технические средства тушения пожаров на
   кораблях и судах,  находящихся в доках, определяются в зависимости
   от типа корабля.
       При тушении  пожара в первую очередь используется стационарная
   система водоснабжения дока с одновременным  развертыванием  сил  и
   средств спасательного отряда и пожарных команд.
       При наличии   сгораемых   кильблоков   и   бортовых    упоров,
   применяемых для крепления корабля, принимаются меры к их защите.
   
             Тушение пожаров в технологических сооружениях
                     войск противовоздушной обороны
   
       350. Пожары в технологических помещениях, особенно в кабельных
   подэтажах, относятся к сложным и сопровождаются:
       сильным задымлением путей эвакуации и помещений с образованием
   токсичных веществ,  выделяющихся в результате неполного горения  и
   термического разложения органических материалов;
       быстрым распространением огня по технологическому оборудованию
   и  кабелям  в  смежные  помещения  через  технологические  проемы,
   вентиляционные и кабельные каналы;
       быстрым нарастанием    температуры,    затрудняющим   действия
   пожарных подразделений;
       выходом из строя электроосвещения,  систем дымоудаления, связи
   и наличием электроустановок, находящихся под напряжением.
       Обстановка на   пожаре   может   усложняться   из-за  позднего
   обнаружения пожара при отсутствии или неисправности автоматической
   пожарной сигнализации.
       Работа пожарных подразделений по тушению может быть  задержана
   из-за несвоевременного снятия напряжения с оборудования, кабеля, а
   также  из-за  больших  затрат  времени  на  разведку  пожара,  что
   приводит  к  деформации  металлических,  нередко  и железобетонных
   конструкций  и  другим  нежелательным  последствиям,   усложняющим
   работу по тушению пожара.
       351. В зависимости  от  сложившейся  обстановки  на  пожаре  и
   количества  прибывших  сил и средств тушения они вводятся по всему
   периметру пожара или  только  по  фронту  распространения  огня  с
   последующим   наступлением   на   всю   глубину   площади  пожара.
   Одновременно необходимо блокировать верхний и нижний  этажи  и  не
   допускать  перехода  огня  по  кабелю,  технологическим  проемам в
   помещения, кабельные шахты этих этажей.
       352. Дым   и   температура   на   пожаре   являются   основным
   препятствием  в  тушении.  Успех   тушения   пожара   зависит   от
   своевременного  и  быстрого  проведения  работ  по удалению дыма и
   снижению температуры пожара и осуществляется следующим образом:
       усилением естественного      газообмена      через     проемы,
   использованием  дымовых  люков,  шахт  и   вскрытием   ограждающих
   конструкций здания;
       усилением газообмена   с   помощью   стационарных    установок
   дымоудаления  или  передвижных вентиляционных установок (установок
   фреонодымоудаления);
       осаждением твердых  частиц дыма и охлаждением его путем подачи
   в зону пожара или зону задымления охлаждающих и осаждающих веществ
   (струя тонкораспыленной воды, высокократная пена);
       вытеснением продуктов сгорания из помещений.
       Общеобменные системы вентиляции для борьбы с дымом при тушении
   пожаров использовать не рекомендуется,  так как их воздействие  на
   процесс задымления помещений различно.
       353. При тушении пожара в сооружениях необходимо:
       организовать у  входа в сооружение пост безопасности,  который
   должен вести учет личного состава,  направляемого в сооружение,  и
   следить за своевременным выходом его наружу;
       направлять в сооружение личный  состав  только  в  изолирующих
   противогазах  и   руководствоваться   требованиями    статьи   285
   настоящего Руководства;
       при разведке установить место  горения,  пути  возможного  его
   распространения, степень задымления, угрозу людям;
       немедленно прекратить  работу  вентиляционных  систем  и   при
   необходимости обесточить электроустановки, кабельные потоки в зоне
   пожара;
       ствольщикам выделить подствольщиков;
       иметь резерв личного состава для подмены  работающих  в  очаге
   пожара;
       определить продолжительность работы каждой смены в зависимости
   от обстановки и средств защиты;
       иметь резерв    изолирующих    противогазов,    регенеративных
   патронов,     пожарного     инвентаря,    электрических    фонарей
   (прожекторов),  брезентовых и теплоотражательных костюмов,  касок,
   спасательных   веревок,   тросиков,   аппаратов   связи,   другого
   оборудования,  необходимого  для  тушения  пожара   и   проведения
   спасательных работ;
       при использовании стационарных систем  газового  пожаротушения
   необходимо  предусмотреть  подачу  резервных стволов от внутренних
   пожарных кранов в  смежные  технологические  помещения,  помещения
   верхнего и нижнего этажей в целях блокирования горящего помещения;
       при сильном  задымлении  помещений   сооружения   организовать
   борьбу с дымом.
   
                 Тушение пожаров в хранилищах военного
                        и медицинского имущества
   
       354. В    хранилищах   военного   и   медицинского   имущества
   сосредоточены изделия и материалы,  требующие применения различных
   средств   и   способов  тушения  в  зависимости  от  свойств  этих
   материалов.
       355. При  тушении  пожаров  в  хранилищах  военного  имущества
   необходимо:
       установить места  нахождения  наиболее  ценных и пожароопасных
   материалов (изделий),  определив средства  тушения  и  способы  их
   применения;
       при наличии веществ и материалов,  вызывающих взрывы, вспышки,
   выброс  пламени  и  отравления,  необходимо  предусмотреть  защиту
   личного состава пожарного наряда;
       организовать защиту  ствольщиков  от воздействия температуры и
   ожогов;
       в местах  хранения  вещевого  имущества  и  других волокнистых
   материалов  применять  водные   растворы   смачивателей   в   виде
   распыленных струй;
       горящие жиры  и  масла  тушить  воздушно-механической   пеной,
   распыленной водой или песком;
       при наличии в горящем хранилище имущества (веществ), попадание
   воды  на  которое  недопустимо (карбид кальция,  щелочные металлы,
   радиоэлектронное  оборудование,  приборы  и   т.п.),   производить
   тушение   сухим   песком,  порошками,  углекислотными,  фреоновыми
   огнетушителями;
       принимать меры   к   эвакуации  имущества,  при  необходимости
   работать в средствах защиты органов дыхания.
       356. При   тушении  пожаров  в  местах  хранения  медицинского
   имущества необходимо:
       тушение спиртов,   спиртовых   настоек  и  эфиров  производить
   распыленными струями с одновременным  охлаждением  водой  соседних
   емкостей;
       в местах хранения  перевязочных  материалов  применять  водные
   растворы  смачивателей в виде распыленных струй и увлажнять тюки с
   перевязочными материалами до их эвакуации;
       на тушение рентгенопленки, кинофотопленки и специальных пленок
   на  горючей  основе  подавать  мощные   компактные   струи   воды,
   предотвращая дальнейшее распространение пожара;
       тушение хранилищ с кислородными и другими баллонами со сжатыми
   газами   надлежит   производить   одновременно   с  охлаждением  и
   эвакуацией баллонов из помещений.
   
                   Тушение пожаров химических веществ
   
       357. При  пожарах  в  хранилищах,  в   цехах   с   химическими
   веществами возможно наличие:
       веществ, выделяющих токсичные пары и газы,  а также вызывающих
   быстрое распространение огня и возможность взрыва;
       веществ, для тушения которых требуются специальные средства.
       358. При  тушении  пожара  в  хранилищах и цехах с химическими
   веществами необходимо:
       установить состав,  количество  и  местонахождение  веществ  и
   изделий, способных вызвать взрывы, ожоги, отравления, и определить
   способы защиты или эвакуации этих веществ из опасной зоны;
       применять средства тушения с учетом характера горящих веществ,
   максимально   использовать  установки  пожаротушения,  огнетушащие
   порошки, пену;
       в помещениях и на открытых площадках,  где имеются отравляющие
   вещества или  газы,  а  также  на  прилегающей  к  ним  территории
   обеспечить  работающий личный состав изолирующими или специальными
   противогазами и защитными костюмами, имеющимися на данном объекте;
       соблюдать осторожность в обращении с эвакуируемыми веществами,
   учитывать   указания    обслуживающего    персонала,    а    также
   метеорологические условия;
       обеспечить одновременно   с   тушением    пожара    охлаждение
   конструкций  зданий,  которым создается угроза воздействия высоких
   температур;
       тушение белого  фосфора  производить распыленной водой с таким
   расчетом,  чтобы  кусочки  фосфора  не  разлетались;   ствольщиков
   располагать с наветренной стороны, не допускать попадания горящего
   фосфора на кожу;
       сероуглерод тушить водой,  при этом защищать органы дыхания от
   двуокиси серы, являющейся удушающим газом;
       при тушении пожаров в помещениях, где хранятся кислоты, щелочи
   и окислители,  обеспечивать защиту органов дыхания личного состава
   и организовать эвакуацию этих веществ из помещений,  а при тушении
   карбида  кальция,  металлического  натрия,  калия,  алюминиевой  и
   бронзовой  пудры  и  других  веществ (до удаления их из помещений)
   применять сухой  песок,  порошковые  составы,  инертные  газы  или
   асбестовые покрывала.
   
                     Тушение пожаров нефтепродуктов
   
       359. Пожары  в  резервуарных  парках  хранения  нефтепродуктов
   характеризуются:
       разрывами резервуаров, вскипанием и выбросом нефтепродуктов;
       образованием в результате обрушения кровли в  резервуаре  зон,
   затрудняющих подачу огнетушащих веществ;
       быстрым развитием и распространением огня  по  технологическим
   лоткам, канализационным и другим системам;
       изменениями направлений потоков продуктов горения и  теплового
   воздействия в зависимости от метеоусловий.
       360. При тушении пожара в резервуарном парке с нефтепродуктами
   необходимо:
       рассчитать необходимое   количество   сил    и    средств    и
   сосредоточить их на месте пожара;
       назначить ответственных   за    отключение    резервуаров    и
   коммуникаций,  за подготовку пенной атаки, за охлаждение горящих и
   соседних резервуаров, за соблюдение техники безопасности;
       задействовать установки  пожаротушения и стационарные средства
   охлаждения;
       в необходимых   случаях  обеспечить  обслуживающему  персоналу
   доступ под защитой стволов к охваченной  огнем  запорной  арматуре
   для  проведения  операции  по перекрытию и прекращению поступления
   легковоспламеняющихся и  горючих  жидкостей  (ЛВЖ  и  ГЖ)  в  зону
   горения;
       организовать отсоединение  и  вывод   подвижного   состава   в
   безопасное место при пожаре на сливно-наливочных эстакадах;
       производить охлаждение горящих и соседних резервуаров стволами
   лафетными и "А";
       подачу пены или огнетушащего  порошка  начинать  только  после
   того,  как  подготовлено  полное  расчетное  количество средств (с
   учетом резерва) для тушения и охлаждения резервуаров.  При горении
   ЛВЖ и ГЖ в обваловке немедленно вводить пенные стволы;
       в случае горения нескольких резервуаров и при недостатке сил и
   средств   для   одновременного   тушения   все   силы  и  средства
   сконцентрировать на тушении одного резервуара и  после  ликвидации
   на  нем  пожара  перегруппировать  силы  и средства для ликвидации
   горения  на  последующих  резервуарах;  тушение  начинать  с  того
   резервуара,  который  больше  всего  угрожает  соседним  негорящим
   резервуарам, технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям;
       производить тушение   с   наветренной   стороны,  использовать
   автоподъемники, автолестницы и пеноподъемники;
       в случае   горения   ЛВЖ  и  ГЖ  и  образовавшегося  "кармана"
   резервуара  применять  пенные  или  порошковые   стволы,   которые
   необходимо подавать в отверстия, проделанные в стене резервуара;
       при комбинированном     тушении     "порошок/пена"     горение
   ликвидируется  порошком,  затем  подается  пена для предотвращения
   повторного воспламенения;
       в целях  своевременного  принятия мер к предупреждению выброса
   при  горении  в  резервуаре   темных   нефтепродуктов   непрерывно
   наблюдать за прогревом нефтепродуктов и наличием на дне резервуара
   воды, периодически производить ее откачку (спуск);
       не допускать  в  опасную  зону  (в  обвалование) личный состав
   пожарных частей и обслуживающий персонал объекта,  не  занятый  на
   тушении;  смену  ствольщиков  производить  неодновременно,  с тем,
   чтобы как можно меньше людей находилось в опасной зоне;
       обозначить периметры   горящего  и  соседних  резервуаров  при
   горении ЛВЖ и ГЖ в подземных резервуарах;
       для защиты   личного   состава,   работающего   со   стволами,
   использовать теплоотражательные костюмы;
       после ликвидации  горения  в  резервуаре  подачу пены сразу не
   прекращать  и  следить  за  тем,  чтобы  вся  поверхность  зеркала
   резервуара была покрыта пеной;
       при недостатке сил и средств в целях сохранения ЛВЖ  и  ГЖ  (в
   исключительных  случаях)  производить  контролируемую откачку их с
   одновременным охлаждением стенок резервуара.
       361. При  тушении  пожаров  в  хранилищах с этиловой жидкостью
   необходимо:
       пролитую на землю жидкость тушить пеной;
       в бочках (цистернах) этиловую жидкость тушить с  одновременным
   охлаждением   водяными   струями   как   горящих,   так   и  рядом
   расположенных бочек (цистерн);
       боевое развертывание  и  подход  к  очагу пожара производить с
   наветренной стороны.
       362. После тушения пожара этиловой жидкости или этилированного
   бензина весь пожарный инструмент и обмундирование личного состава,
   находившиеся  в  зоне  пожара  (задымления),  подлежат  дегазации.
   Личный состав подвергается санитарной обработке.
       363. Дегазации   при   соприкосновении  с  этиловой  жидкостью
   подлежат:
       специальная одежда,  снаряжение  и  обмундирование  (в камерах
   острым паром при температуре 100 -C и давлении 2 атм.  (0,2 МПа) в
   течение одного часа; при отсутствии пара - вымачиванием в керосине
   в течение двух часов,  после чего отжать,  подвергнуть кипячению и
   тщательно промыть в проточной воде);
       металлические части  пожарного  инструмента   (промыванием   и
   обтиранием керосином);
       деревянные части инструмента (кашицей  хлорной  извести:  одна
   часть  извести  на  две-три  части  воды,  кашицу наносят кистью и
   оставляют на дереве не менее чем на пять часов при температуре  не
   ниже 5 -C, а затем смывают водой);
       пожарные рукава (промыванием горячей водой и просушкой);
       пожарные машины  и оборудование (промыванием водой из ствола в
   течение 15 - 20 минут).
       Санитарная обработка  людей  и дегазация пожарного инструмента
   должны  производиться  под  наблюдением   медицинского   персонала
   воинской части.
   
                 Тушение пожаров на складах боеприпасов
   
       364. При пожарах на складах боеприпасов возможно:
       быстрое распространение   огня   в   различных   направлениях,
   сопровождающееся   взрывами   и  разрушением  конструкций  зданий,
   загромождение  подъездных  путей   к   источникам   водоснабжения,
   повреждение водопровода, пожарной техники и оборудования;
       поражение работающих на пожаре осколками и ударной волной.
       365. При  возникновении  пожаров  в  хранилищах,  мастерских и
   пунктах работ с боеприпасами необходимо:
       немедленно вызвать    пожарные    команды    согласно    плану
   противопожарной защиты;
       основные силы   и   средства  сосредоточивать  в  местах,  где
   распространение пожара может вызвать взрывы;
       применять для тушения стволы лафетные и "А",  имея в виду, что
   своевременно поданная и умело использованная мощная водяная  струя
   решает успех тушения пожара;
       проводить одновременно с  тушением  охлаждение  боеприпасов  и
   эвакуацию их из зоны пожара;
       при горении укупорки с боеприпасами  в  штабелях  растаскивать
   штабели и тушить укупорку;
       предусмотреть защиту личного состава  и  пожарной  техники  от
   поражения при взрывах, используя для этого различные укрытия (рвы,
   канавы и т.п.);
       при тушении штабелей с патронами к стрелковому оружию защищать
   ствольщиков легкими щитами из досок или фанеры;
       не допускать  скопления  личного  состава  и техники в опасных
   зонах;
       организовать наблюдение  за соседними зданиями и сооружениями,
   а также за прилегающей территорией, предупреждая загорание зданий,
   травы и кустарника;
       предусмотреть расстановку  на  кровле  негорящих  хранилищ   и
   других  зданий личного состава подразделений со средствами тушения
   для ликвидации возможных очагов пожара.
       366. Боевое развертывание производить с таким расчетом,  чтобы
   пожарные автомобили и рукавные линии при  взрывах  не  могли  быть
   выведены   из  строя,  для  чего  рукавные  линии  прокладывать  в
   направлении углов зданий и сооружений,  используя  по  возможности
   канавы и низины, а для защиты ствольщиков использовать окопы, щели
   и укрытия.
   
           Тушение пожаров в помещениях с электроустановками
   
       367. При пожаре в помещениях с электроустановками возможно:
       быстрое распространение  огня при повреждении масляной системы
   трансформаторов и распределительных устройств, растекание горящего
   масла по конструктивным элементам зданий;
       плотное задымление с образованием токсичных продуктов;
       опасность поражения    личного    состава   пожарного   наряда
   электрическим током.
       368. При  тушении  пожара  в  помещениях  с электроустановками
   необходимо:
       немедленно связаться   со  старшим  по  смене  энергетического
   объекта, получить от него данные об обстановке пожара и письменный
   допуск   на   проведение  тушения.  Противопожарные  подразделения
   приступают к тушению пожара на электроустановках после инструктажа
   старшим  из  числа технического персонала или оперативной выездной
   бригады;
       приступить к  подаче  огнетушащих  веществ на электроустановки
   только после соответствующего инструктажа личного состава пожарных
   подразделений старшим из числа технического персонала объекта;
       использовать для  ликвидации  пожара  на  электроустановках  и
   защиты   покрытий   в   первую   очередь   стационарные   средства
   пожаротушения и переносные лафетные стволы;
       не допускать   самостоятельных  действий  личного  состава  по
   обесточиванию электролиний  и  электроустановок,  а  также  подаче
   огнетушащих веществ;
       подавать огнетушащие вещества от передвижной пожарной  техники
   на  горящие  электроустановки  только  после  предварительного  их
   обесточивания;
       не допускать   скопления  в  помещениях  с  электроустановками
   излишнего количества личного состава пожарного наряда.
       Тушение огня      внутри     трансформаторов     и     другого
   маслонаполненного электрооборудования осуществлять порошком, пеной
   низкой  кратности  или  распыленной  водой;  стволы подавать через
   отверстия шинопроводов,  при этом избегать аварийного слива  масла
   из трансформаторов.
   
                   Тушение пожаров подвижных составов
                     на железнодорожном транспорте
   
       369. При   пожарах   подвижных   составов  на  железнодорожном
   транспорте во время  подачи,  разгрузки,  погрузки,  отправки  или
   стоянки  на  подъездных  путях воинских частей или ближайших к ним
   стационарных путях возможны:
       быстрое распространение    огня   внутри   грузовых   вагонов,
   распространение пожара на соседние здания и сооружения;
       растекание горючих,  токсичных и ядовитых жидкостей из цистерн
   и образование загазованных зон на прилегающей территории;
       ограниченность подъездов  и  подступов  к  горящим  вагонам  и
   сложность в прокладке рукавных линий;
       отдаленность водоисточников.
       370. При тушении пожара подвижного состава на  железнодорожном
   транспорте необходимо:
       установить вид горящего  груза,  принять  меры  к  расцепке  и
   отводу соседних вагонов;
       использовать пути и способы прокладки рукавных линий с  учетом
   маневрирования   локомотивов,   мотовозов,  осуществляя  прокладку
   рукавных линий, как правило, под рельсами и вдоль путей;
       принять меры к защите личного состава от отравления токсичными
   веществами;
       установить возможность  вывода  всего  состава  или  отдельных
   горящих вагонов в безопасное место;
       организовать при   необходимости   защиту  и  отвод  негорящих
   вагонов из состава или смежных путей из  опасной  зоны,  в  первую
   очередь  вагонов  с  людьми,  взрывчатыми  и отравляющими грузами,
   цистерн с ЛВЖ и ГЖ;
       при растекании   горящей   жидкости   организовать  устройство
   обваловки  участка  или  лотков  для  стока  горящей  жидкости   в
   безопасное место.
       371. При тушении пожаров цистерн с нефтепродуктами необходимо:
       закрыть крышку люка горящей цистерны с помощью багров,  шестов
   и т.п.  с одновременным  охлаждением  люка  водяными  или  пенными

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное