Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНОБЛАСТИ ОТ 28.12.2000 N 50 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 2005 ГОДЫ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
        В количественном выражении это означает  выход  на  следующие
   рубежи производства во всех категориях хозяйств:
        зерна - с 52 до 75 тыс. тонн;
        картофеля - с 640 до 700 тыс. тонн;
        овощей - с 250 до 300 тыс. тонн;
        мяса - со 100 до 150 тыс. тонн ж. м.;
        молока - с 600 до 750 тыс. тонн;
        яиц - с 2000 до 2200 млн штук.
        Генеральная цель обеспечивается решением  следующих  основных
   подцелей:
        1. Обеспечить условия для внутренней  реструктуризации  и  на
   этой основе - устойчивого развития сельских товаропроизводителей и
   других предприятий АПК.
        2. Восстановить  и модернизировать производственный потенциал
   АПК.
        3. Содействовать эффективному и устойчивому развитию сельских
   товаропроизводителей  и  других  предприятий  АПК  путем  создания
   соответствующих условий на областном уровне.
        4. Обеспечить структурную перестройку на селе  и  комплексное
   развитие сельской местности.
        5. Повысить управляемость АПК области.
        Для достижения  первой  подцели  необходимо  решить следующие
   задачи:
        1.1. Повысить   трудовой   и   кадровый  потенциал  АПК,  его
   адаптационный и предпринимательский уровень.
        1.2. Обеспечить  рациональное  реформирование,  эффективное и
   устойчивое  развитие  сельскохозяйственных,   перерабатывающих   и
   агросервисных предприятий.
        1.3. Обеспечить  эффективное  и  устойчивое  развитие  личных
   подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств.
        Достижение второй  подцели  может  быть  обеспечено  за  счет
   решения следующих задач:
        2.1.  Восстановления   площадей   и   почвенного   плодородия
   сельхозугодий.
        2.2. Сохранения  и  расширенного  воспроизводства   генофонда
   растений и животных.
        2.3. Осуществления технологической и технической  перестройки
   в   АПК   и  насыщения  сельского  хозяйства  области  современной
   сельхозтехникой до научно-обоснованного уровня.
        2.4. Эффективного     использования     и    поддержания    в
   работоспособном    состоянии    машинно-тракторного    парка     и
   оборудования.
        Для достижения третьей  подцели  требуется  решить  следующие
   задачи:
        3.1. Обеспечить    сглаживание    негативного     воздействия
   диспаритета  цен  на сельскохозяйственную продукцию,  промышленные
   товары и услуги для сельского хозяйства.
        3.2. Создать    механизм   взаимовыгодных   отношений   между
   предприятиями АПК.
        3.3. Повысить степень доступности предприятий АПК к кредитным
   ресурсам.
        3.4. Создать   эффективную   систему   финансовой   поддержки
   предприятий АПК.
        3.5. Создать условия для привлечения инвестиций в АПК.
        3.6. Обеспечить эффективный инновационный процесс в АПК.
        Для достижения четвертой цели необходимо:
        4.1. Содействовать росту доходов сельского населения.
        4.2. Обеспечить развитие на селе несельскохозяйственных видов
   деятельности.
        4.3. Создать   новую  систему  социальной  и  жилищно-бытовой
   инфраструктуры на селе.
        4.4. Обеспечить  комплексность социального обустройства села,
   планировки,  застройки  и  благоустройства   сельских   населенных
   пунктов.
        Пятая подцель может быть достигнута за счет:
        5.1. Разграничения функций управления, обеспечивающих:
        а) хозяйственный  годовой  цикл  в  АПК (текущие, оперативные
   задачи);
        б) развитие и рост производства (стратегические задачи).
        5.2. Воссоздания региональной управленческой вертикали.
        Кратко суммируя  изложенное,  к  основным  задачам  программы
   относятся следующие:
        1. Повышение    рентабельности    и     конкурентоспособности
   продукции;
        2. Сокращение       задолженности       и        нормализация
   финансово-экономического положения большинства предприятий АПК;
        3. Повышение    технического    уровня     производства     и
   производительности труда;
        4. Повышение           доходов           сельскохозяйственных
   товаропроизводителей.

        1.3. Связь   программы   с  другими  социально-экономическими
   мероприятиями Правительства Ленинградской области

        Программу "Развитие агропромышленного комплекса Ленинградской
   области  на  2001-2005  годы"  следует  рассматривать  в  качестве
   системного   документа,   характеризующего    аграрную    политику
   Правительства   области   и  комитета  по  сельскому  хозяйству  и
   увязывающего в  единую совокупность региональные целевые программы
   "Плодородие",   "Сохранение   генофонда   в   растениеводстве    и
   животноводстве",  и такие направления,  как развитие птицеводства,
   свиноводства, звероводства, рыбоводства, овощеводства, в том числе
   защищенного      грунта,      кормового      зерна,      поддержки
   сельскохозяйственных   товаропроизводителей,    расположенных    в
   северо-восточной   и   восточной   зонах   Ленинградской   области
   продолжения аграрных реформ,  внедрения новой техники и технологий
   и другие.
        Одновременно данная  программа  исходит  из основных позиций,
   определенных  в  Комплексной  программе   социально-экономического
   развития Ленинградской области на 2000-2001 годы.

         РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

        2.1. Исходные      принципиальные      позиции     дальнейших
   преобразований в АПК

        Усилия Правительства   области    и    финансовые    ресурсы,
   направляемые   на   развитие  агропромышленного  комплекса,  будут
   эффективными только  в  том  случае,  когда  имеются  рынки  сбыта
   продукции,  налажен менеджмент предприятий,  а на уровне области и
   административных  районов   функционируют   рациональные   системы
   управления.
        Мероприятия по закреплению доминирующего положения  продукции
   Ленинградского   АПК   на   областном  продовольственном  рынке  и
   укреплению  позиций  на  рынках  г.  Санкт-Петербурга  и  областей
   Северо-Западного     экономического     района     должны    стать
   основополагающими в программе.  Для  этого  необходимо  обеспечить
   ускоренное  формирование  рыночной инфраструктуры (системы оптовых
   продовольственных   рынков,   маркетинговой    службы,    ценового
   мониторинга и др.), адаптированной к современным условиям.
        Необходимо содействовать тому,  чтобы в ближайшие 2-3 года во
   главе предприятий АПК встали высококвалифицированные руководители,
   преимущественно  предпринимательского   типа,  обученные   основам
   современного менеджмента и агробизнеса.
        При совершенствовании    системы     управления     требуется
   разграничить функции, обеспечивающие:
        а) хозяйственный годовой цикл  в  АПК  (текущие,  оперативные
   задачи);
        б) развитие и рост производства (стратегические задачи).
        Основными направлениями,  обеспечивающими решение современных
   проблем, стоящих перед АПК, и тем самым достижение целей программы
   являются, как следует из изложенного выше:
        1) развитие земельных отношений и отношений собственности,
        2) реструктуризация сельскохозяйственных предприятий,
        3) развитие маркетинга,  рыночной  инфраструктуры,  улучшение
   доступа к рынкам,
        4) развитие  подготовки  и  повышение   квалификации   кадров
   руководителей, совершенствование контроля и ротации кадров,
        5) структурная   политика,    направленная    на    повышение
   конкурентоспособности и рентабельности производства, в том числе в
   продуктовых подкомплексах,
        6) развитие кооперации и агропромышленной интеграции;
        7) совершенствование финансовой поддержки АПК,
        8) развитие альтернативных видов занятости,
        9) развитие социальной инфраструктуры,
        10) развитие отношении с Санкт-Петербургом,
        11) повышение управляемости АПК.
        Далее изложено   краткое   содержание   основных  направлений
   программы.

        2.2. Основные направления программы

        2.2.1. Развитие земельных отношений и отношений собственности

        Развитие земельных  отношений   и   отношений   собственности
   представляет  собой  ключевое направление программы,  без которого
   существенное и устойчивое повышение эффективности  не  может  быть
   достигнуто.  Земля могла бы приносить значительно больше продукции
   и при этом было бы сохранено и даже увеличено ее плодородие,  если
   бы  на  ней работали наиболее эффективные пользователи.  Поэтому в
   течение предстоящих пяти  лет  должен  быть  сделан  коренной  шаг
   вперед  в  появлении реального оборота земли,  создана возможность
   перехода прав владения,  использования земли от  менее  эффективно
   хозяйствующих   субъектов   к   более   эффективно  хозяйствующим.
   Эффективные рентабельные предприятия должны  получить  возможность
   арендовать  или  покупать  землю  у  тех собственников,  кто имеет
   излишки земли или не  в  состоянии  использовать  ее  с  прибылью.
   Юридическую  основу  для  этого  должен  создать Земельный кодекс,
   работа  над  которым  затянулась.   Однако   в   области   имеются
   возможности  для  развития процесса аренды земли,  которые требуют
   существенных организационных усилий.  Соответствующие  мероприятия
   по  развитию  аренды  земли  должны  быть  осуществлены  совместно
   комитетом по земельным ресурсам  и  землеустройству  Ленинградской
   области.
        Также должен быть завершен  процесс  выдачи  свидетельств  на
   право  собственности  владельцам земельных долей,  а также процесс
   оформления договоров их аренды крупными предприятиями.
        Необходимо регулярно   проводить  семинары  по  эффективности
   использования земли,  содействовать  распространению  методов  его
   повышения.
        Аналогично  для   повышения    эффективности    использования
   имущественных  активов   предприятия  использование  имущественных
   паев в обществах с ограниченной  ответственностью  и  кооперативах
   целесообразно  оформлять  договорами,  предусматривающими  выплату
   дивидендов, или иные формы, стимулирующие повышение  эффективности
   использования   фондов  и  активизирующие  принятие  экономических
   решений владельцами  паев.  Это  позволит включить в экономический
   процесс   многочисленных   владельцев   паев,   пока    фактически
   устраненных от влияния на повышение эффективности.
        В этом  направлении будет полезным также сравнительный анализ
   учредительных   документов   ряда   предприятий   (по    различным
   организационно-правовым  формам)  и  разработка  рекомендаций   по
   совершенствованию таких документов.
        Развитие и  повышение  прозрачности  отношений  собственности
   (при условии рентабельности производства) позволит решить проблемы
   кредита и привлечения внешних инвесторов, многократного увеличения
   инвестиций, необходимых сельхозпроизводителям области.
        План очередных  мероприятий  по  продолжению аграрных реформ,
   направленный на совершенствование земельных отношений и  отношений
   собственности,   необходимо   ежегодно   корректировать  с  учетом
   сделанного и достигнутых  изменений.  Коренным  образом  он  будет
   переработан  после  принятия  нового Земельного кодекса Российской
   Федерации.

        2.2.2. Реструктуризация сельскохозяйственных предприятий

        Выше    уже    говорилось   о   колоссальных    различиях   в
   финансово-экономическом       положении       сельскохозяйственных
   предприятий,  о том,  что около 50%  предприятий четвертой и пятой
   групп  реализуют  в   сумме   порядка   10%   сельскохозяйственной
   продукции,  но  "производят"  более  80%  убытка.  Есть еще немало
   предприятий,  где урожайность  находится  на  уровне  естественной
   продуктивности земли (5-7 ц зерновых с га), а надой молока на одну
   корову  не  превышает  2000  кг,  среднесуточный  привес  крупного
   рогатого скота на откорме ниже 200 граммов.
        Подобным предприятиям  принадлежит основная доля просроченной
   кредиторской  задолженности  по  области.  В  течение   пяти   лет
   необходимо провести   реструктуризацию   большинства    из    них,
   способствуя оздоровлению    финансово-экономического    состояния,
   выводу на рентабельное производство, а оставшиеся реформировать, в
   том   числе   и   путем   ликвидации,  обеспечивая  их  работникам
   определенную социальную поддержку.
        Реструктуризацию    целесообразно   проводить    с    помощью
   привлечения Росагрофонда и других организаций, накопивших реальный
   практический опыт.  Однако реструктуризация не должна завершаться,
   как это нередко имеет место,  перерегистрацией предприятия в новую
   организационно-правовую  форму  и (или)  выделением,  разделением,
   присоединением  к другому  хозяйству и т. д.  Следующий и наиболее
   важный этап реструктуризации - это поиск  путей  снижения  затрат,
   совершенствование  оплаты  труда  и внедрение внутрихозяйственного
   расчета, оптимизация производственной программы, разработка планов
   маркетинга,  ведущих  к  появлению  новых рынков сбыта,  повышению
   качества  продукции,  развитию  переработки  и  т. д.  Комитет  по
   сельскому  хозяйству будет содействовать реструктуризации именно в
   этих  направлениях,   определяя   базовые   предприятия,   проводя
   соответствующие семинары, издавая рекомендации и т. д.
        Будет       продолжена       работа       по      мониторингу
   финансово-экономического       состояния      сельскохозяйственных
   предприятий,  а  его  результаты  будут учитываться при проведении
   кадровой политики комитета.
        Для сокращения  задолженности  и   финансового   оздоровления
   предприятий   будет  разработана  в  2001  году  и  в  последующем
   реализована программа финансового оздоровления.
        Для   того    чтобы   опыт   лучших   хозяйств   и   наиболее
   квалифицированных руководителей распространялся на  взаимовыгодной
   экономической   основе,   совместно   с  учеными  Северо-Западного
   научно-исследовательского  института   экономики   и   организации
   сельскохозяйственного производства  (СЗ НИИ ЭСХ) и  других научных
   учреждений  будет  проведен  эксперимент  по  отработке  механизма
   производственных  систем,  а  также  добровольной,  на  договорной
   основе,  передачи ряда функций слабыми  хозяйствами  руководителям
   сильных хозяйств, в том числе и аренды средств производства.
        В итоге деятельности  по  реструктуризации  доля  предприятий
   четвертой  и  пятой  групп  ("выживающих",  но  не способных вести
   рентабельное производство), не должна превысить 10-15%.

        2.2.3. Развитие подготовки и  повышение  квалификации  кадров
   руководителей, совершенствование контроля и ротации кадров

        Выше уже  было  показано,  что  в  настоящее  время  проблема
   качества   управляющего   звена  сельскохозяйственных  предприятий
   становится ключевой.  Разумеется, большинство кадров руководителей
   и  специалистов хозяйств осваивали основы искусства менеджмента до
   1992 года,  когда о полноценных рыночных условиях не было и  речи.
   Тем  более,  что условия 1992-1998 годов трудно назвать полноценно
   рыночными,  ибо  не  было   ни   системы   кредита,   ни   спроса,
   обеспечивающего    рентабельность    продукции   для   большинства
   производителей,  ни  гарантий  своевременной  ее  оплаты.  Поэтому
   понятны    трудности    и    проблемы   подавляющего   большинства
   руководителей.  Однако практический опыт - наиболее ценный опыт  -
   необходимо  дополнить  обучением,  содействием  отбору менеджеров,
   отвечающих требованиям российской рыночной экономики. Вопрос стоит
   более    чем    серьезно.    По    сути   дела,   судьба   крупных
   сельскохозяйственных предприятий зависит от  того,  в  какой  мере
   удастся  добиться  в  ближайшие  годы  решающего прогресса на этом
   направлении.
        Поэтому необходимо   принять  неотложные  меры  по  повышению
   квалификации  руководителей  и   специалистов   хозяйств,   жестко
   содействовать  замене  кадров,  не  способных  работать  на уровне
   современных требований.
        Целесообразно на основе тестирования, конкурсов и регулярного
   обучения,   привлекая   Академию   менеджмента    и    агробизнеса
   Нечерноземной  зоны  России,  Санкт-Петербургский  государственный
   аграрный университет и другие учебные учреждения,  создать  резерв
   кадров   руководителей   и   специалистов   хозяйств.   Необходимо
   разработать и  строго  осуществлять  план  повышения  квалификации
   кадров,  широко  используя  опыт передовых предприятий,  регулярно
   проводя семинары по его изучению.
        Совместно  с СЗ НИИ ЭСХ  целесообразно  разработать  методику
   ежегодной оценки качества менеджмента для каждого из  предприятий,
   осуществлять   на   ее   основе   регулярный  мониторинг  качества
   менеджмента,  а его итоги использовать в практической деятельности
   комитета  по  сельскому  хозяйству в работе с кадрами.  Необходимо
   продолжить  также  работу  по  регулярной  аттестации  кадров,   с
   использованием компьютерных тестов.  По результатам тестирования и
   аттестации  определяются  две  группы  руководителей   и   главных
   специалистов:
        - рекомендуемые к дальнейшей работе;
        - рекомендуемые к замене.
        Из    студентов    старших    курсов     Санкт-Петербургского
   государственного   аграрного   университета   (СПбГАУ)   создается
   потенциальный  резерв   руководителей   и   главных   специалистов
   хозяйств.  Комиссия  по  тестированию и аттестации в АПК на основе
   утвержденных критериев производит отбор студентов,  относящихся  к
   предпринимательскому типу.
        Разрабатываются и  утверждаются  индивидуальные  очно-заочные
   учебные планы,  в которых особое внимание уделяется изучению основ
   менеджмента и агробизнеса.  Определяется и  утверждается  перечень
   передовых  хозяйств,  где  будут проходить стажировку студенты,  а
   также список руководителей и специалистов, ответственных за нее.
        В целях  повышения  качества  обучения  и  осуществления  его
   непрерывности может быть  создан  территориальный  интегрированный
   учебный    комплекс    (СПбГАУ,    Санкт-Петербургская    академия
   ветеринарной медицины (СПбАВМ), Академия менеджмента и агробизнеса
   Нечерноземной зоны России,  колледжи, лицеи, СПТУ, школы), объемы,
   уровень и  характер  обучения  в  которых  должен  соответствовать
   конъюнктуре рынка труда на территории области.
        Учитывая большой  интерес  молодежи  к  высшему  образованию,
   необходимо  расширение  в высшей школе коммерческих основ обучения
   на престижные специальности сквозного характера (экономист, юрист,
   менеджер, маркетолог и т. д.).
        С целью облегчения поступления сельской  молодежи  в  вузы  и
   техникумы    необходимо   возродить   практику   работы   филиалов
   факультетов,  кафедр в сельской местности на  базе  средних  школ,
   СПТУ и т. д.
        Следует ввести практику бронирования со стороны Правительства
   области  и  муниципальных  образований  мест в СПбГАУ и СПбАВМ для
   сельских жителей.
        Первоочередными задачами для системы СПТУ следует считать:
        - определение   структуры   профессиональной   подготовки   в
   основном  по  комбинированным  и  интегрированным  профессиям (3-5
   профессий) с  учетом  географического  положения  и  спроса  рынка
   труда;
        - трудоустройство выпускников;
        - улучшение финансового положения СПТУ.
        В настоящее время структура профессиональной подготовки  СПТУ
   может включать в себя следующие интегрированные профессии:
        1. Мастер  сельскохозяйственного  производства   (фермер)   с
   основами  земледелия и животноводства,  экономики и бухгалтерского
   дела,  юриспруденции,  переработки и сбыта продукции, с получением
   прав вождения трактора и автомобиля.
        2. Сельский строитель-каменщик,  плотник,  печник,  штукатур,
   электромонтер.
        3. Хозяйка усадьбы с основами  земледелия  и  животноводства,
   бухгалтера, повара, швеи, водителя.
        4. Мастер-технолог     по     хранению     и      переработке
   сельскохозяйственной продукции.
        5. Работник  социально-бытовой  сферы  (общественное питание,
   торговля,  парикмахерская,  химчистка, швейные и вязальные услуги,
   ремонт радио- и телеаппаратуры).
        Наиболее перспективным     вариантом     решения     проблемы
   трудоустройства выпускников следует считать практику подготовки  и
   переподготовки рабочих кадров по запросам службы занятости районов
   области и военкоматов.
        Для улучшения финансового состояния системы профессионального
   обучения (СПТУ) необходимо:
        - расширение  и  интенсификация производственной деятельности
   (учхозов) системы профобучения;
        - кооперация  СПТУ  в  производственной деятельности (оптовые
   закупки материалов, переработка и сбыт продукции);
        - развитие подсобных предприятий и промыслов с учетом местных
   ресурсов и традиций;
        - организация  на  коммерческой  основе  краткосрочных курсов
   переподготовки по наиболее дефицитным специальностям;
        - расширение  производственной  деятельности и оказание услуг
   населению (аренда техники, части общежитий и т. д.).

        2.2.4. Развитие  крестьянских (фермерских) и личных подсобных
   хозяйств населения

        Развитие крестьянских   (фермерских)   и   личных   подсобных
   хозяйств населения осуществляется в два этапа:
        На   первом  этапе   (2001-2002   годы)  -  предусматривается
   реализация    организационно-экономических   мер   по   проведению
   инвентаризации  субъектов  частного   сектора   и   реформированию
   фермерских хозяйств; разработке и уточнению нормативных документов
   по формированию рыночных отношений, обеспечению доступа фермерских
   хозяйств к товарному кредиту,  госзаказу,  аренде лесных площадей;
   регулированию  инвестиционной,   ценовой   и   финансово-кредитной
   политики;   развитию   производственной  и  кредитной  кооперации;
   проведению организационных  мероприятий  по  научному  обеспечению
   развития  частного  сектора  АПК,  обеспечению подготовки кадров и
   повышению их квалификации;  совершенствованию деятельности органов
   самоуправления  фермеров  и  их  участию в разработке и реализации
   нормативных документов и программ.
        На втором этапе (2002-2005 годы) - обеспечивается переход  от
   стабилизации к росту производства сельскохозяйственной продукции в
   частном  секторе  на  основе  новых   подходов   и   экономических
   механизмов,   применения   эффективных   технологий  производства,
   хранения,  переработки и реализации продукции. Осуществляются меры
   по интенсивному применению новых машин и оборудования, удобрений и
   средств защиты от вредителей и болезней.
        Предусматривается проведение     паспортизации     фермерских
   хозяйств.  При этом выделяются две отличные друг от  друга  группы
   фермерских хозяйств:
        1. Созданные на бросовых  землях  и  заведомо  обреченные  на
   разорение.
        2. Созданные на севооборотных землях,  способные  производить
   товарную продукцию, обеспечивающую развитие хозяйства.
        Хозяйства первой группы подразделяются на:
        - подлежащие   ликвидации   по   объективным  и  субъективным
   условиям;
        - требующие  для  обеспечения  эффективного  функционирования
   государственной   поддержки   (выделения   дополнительной   земли,
   имущества, техники и др.);
        - подлежащие   перемещению   на  вновь  выделенные  земельные
   участки.
        Для   второй    группы    фермерских    хозяйств   выделяются
   дополнительные земельные угодья,  имущество в  аренду,  кредиты  и
   оказывается помощь в их получении.
        Бюджетная поддержка осуществляется по шести направлениям:
        1) приоритетная поддержка высокоэффективных хозяйств;
        2) создание системы кредитной кооперации;
        3) формирование    специализированного    лизингового   фонда
   племенных  животных  для  крестьянских   (фермерских)   и   личных
   подсобных хозяйств;
        4) вовлечение   в    производственный    процесс    пустующих
   животноводческих   и   иных   помещений   в   сельскохозяйственных
   предприятиях;
        5) формирование  фонда  перераспределения земель для передачи
   земельных участков дееспособным хозяевам;
        6) техническое обеспечение крестьянских (фермерских) и личных
   подсобных хозяйств населения на основе лизинга.
        Добиваться, что  развитие  крестьянских (фермерских) хозяйств
   осуществляется на основе перспективных стратегических планов.
        С главами крестьянских (фермерских) хозяйств проводится серия
   семинаров    по     вопросам     стратегического     планирования,
   бизнес-планирования, ведения    учета,   кредитования   и   другим
   экономическим и финансовым вопросам.
        Осуществляется внедрение  системы кооперации личных подсобных
   и  крестьянских   (фермерских)   хозяйств   друг   с   другом,   с
   сельскохозяйственными,      перерабатывающими      и     торговыми
   предприятиями.  По каждому типу кооперативов реализуются  пилотные
   проекты,  на  базе  которых  проводятся  семинары с главами личных
   подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, перерабатывающих и
   торговых организаций по вопросу кооперации.
        Для поддержки развития личных  подсобных  хозяйств  населения
   предполагается осуществлять следующие направления разделения труда
   между  ними  и  сельскохозяйственными   предприятиями.   Последние
   обеспечивают   личные   подсобные   хозяйства  высококачественными
   сортовыми семенами картофеля, рассадой и семенами овощных культур,
   молодняком  скота  и  птицы.  Личные подсобные хозяйства укрепляют
   свои  позиции  в  качестве   основных   производителей   товарного
   картофеля,  а  также  значительно  расширяют масштабы производства
   молока,  откорма крупного рогатого скота,  свиней и птицы.  Данная
   категория   сельскохозяйственных   предприятий   организует  также
   закупку  у  личных  подсобных  хозяйств  населения  продукции,  ее
   хранение,  переработку и реализацию.  Поддержка личных подсобных и
   фермерских хозяйств будет также осуществляться  районными  фондами
   поддержки   сельского   развития,   которые  будут  создаваться  в
   Лодейнопольском,  Тихвинском,  Выборгском,  Волховском  и   других
   районах.   Комитет   по  сельскому  хозяйству  выступит  одним  из
   участников этих фондов.

        2.2.5. Развитие маркетинга, улучшение доступа к рынкам

        За прошедший  период,  вплоть   до   1999   года,   сложились
   определенные  каналы  реализации,  многие  из  которых  отнюдь  не
   обеспечивают    сельхозпроизводителям    максимально     возможную
   реализационную цену.  Остается пока в силе положение о монополизме
   предприятий,  перерабатывающих   животноводческую   продукцию,   в
   особенности  для  отдаленных  от Санкт-Петербурга районов области.
   Однако  благоприятные  изменения   1998-1999   годов   (вытеснение
   импорта,  некоторый  рост доходов),  которые продолжаются и в 2000
   году,  вызвали к жизни новые каналы сбыта и регионы, где продукция
   предприятий Ленинградской области была бы конкурентоспособна.
        Вместе с тем есть немало микрорайонов  Санкт-Петербурга,  где
   нет  свежей  и  достаточно дешевой овощной продукции,  сеть рынков
   недостаточна,  особенно в осенний период.  Целесообразно расширить
   сеть   магазинов   и   палаток  сельскохозяйственных  предприятий,
   поставить   перед   руководством   Санкт-Петербурга    вопрос    о
   необходимости существенного расширения сети рынков.
        Целесообразно также    с    привлечением    науки    провести
   маркетинговые исследования существующих каналов сбыта (в том числе
   и для  продукции  личных  подсобных  и  крестьянских  хозяйств)  и
   определить  более  эффективные каналы,  расширить географию сбыта,
   выявить  и  устранить  барьеры   на   пути   движения   продукции,
   разработать  практические меры по оптимизации маркетинга продукции
   Ленинградской области.
        Должна быть  доведена  до  практического результата работа по
   созданию оптового рынка сельхозпродукции и продовольствия.
        Необходимо развивать деятельность по мониторингу закупочных и
   оптовых  цен,  усилить  обратную  связь  этой  работы,   то   есть
   предоставление   информации   сельскохозяйственным   предприятиям,
   организовать  ежеквартальное  прогнозирование  закупочных  цен  на
   основные виды продукции.
        Комитет по сельскому хозяйству  будет  активно  содействовать
   выставочной    и   рекламной   деятельности   сельскохозяйственных
   предприятий,  а  также  развитию   существующей   базы   хранения,
   переработки и реализации на кооперативной основе.

        2.2.6. Структурная   политика,   направленная   на  повышение
   конкурентоспособности и рентабельности производства

        Основными направлениями   совершенствования   структуры   АПК
   области на пятилетний период будут:
        1) развитие  производства кормового зерна с целью удешевления
   кормов;
        2) дальнейшее  развитие  свиноводства и мясного скотоводства,
   как потенциально высокорентабельной отрасли;
        3) внедрение новых машин и передовых технологий;
        4) содействие развитию  крестьянских  (фермерских)  и  личных
   подсобных хозяйств.
        Структурное развитие  отраслей  АПК  будет  осуществляться  в
   рамках реализации следующих  направлений:  плодородие,  сохранение
   генофонда  в растениеводстве и животноводстве,  корма (в том числе
   кормовое зерно),  овощеводство  открытого  и  защищенного  грунта,
   внедрение новых машин и передовых технологий, свиноводство, мясное
   скотоводство,     звероводство,     птицеводство,     рыбоводство,
   пчеловодство,  развитие  фермерских  хозяйств  и  поддержка личных
   подсобных хозяйств.
        Остановимся кратко   на   содержании   основных   направлений
   развития сельского хозяйства.

        2.2.6.1. Плодородие

        Основой развития сельскохозяйственного производства в регионе
   является  плодородие  почв.  Без поддержания почвенного плодородия
   невозможно  ни  производство  товарных  и  кормовых  культур,   ни
   развитие   животноводства.  На  сохранение  почвенного  плодородия
   направляются   как   собственные   средства   сельскохозяйственных
   товаропроизводителей,  так  и бюджетные средства.  За счет средств
   областного бюджета программой предусматриваются  возмещение  части
   затрат  на  приобретение минеральных удобрений,  комплекс работ по
   приобретению,  добыче, транспортировке и внесению торфа, работы по
   известкованию   кислых  почв,  а  также  работы  по  реконструкции
   осушительных  и  оросительных  систем.  В   программе   обращается
   основное  внимание  на  обеспечение положительного баланса в почве
   азота,  калия и кальция,  раскисление почв, поддержание содержания
   гумуса   в  почве  и  реализацию  системы  мер  по  восстановлению
   мелиоративных осушительных систем.
        Реализация этих   мероприятий   в   комплексе  с  оптимальным
   применением минеральных удобрений позволит увеличить  производство
   продукции растениеводства на 10-15%.

        2.2.6.2. Сохранение генофонда в растениеводстве

        Основной целью   сохранения   генофонда   в   растениеводстве
   является обеспечение селекции и  семеноводства  зерновых  культур,
   картофеля,   овощных   культур,  многолетних  и  однолетних  трав.
   Селекция   предусматривает   создание    и    испытание    сортов,
   приспособленных   к   агрометеорологическим   условиям   зоны,   а
   семеноводство - производство качественного семенного  материала  в
   полном объеме для нужд товарных хозяйств.
        Основные   исполнители   программы:  СЗ НИИСХ,  СПбГАУ,   ОПХ
   "Суйда",   ОПХ  "Каложицы",  НПС  "Клевер",  ООО  "Семеноводство",
   агрофирма  "Онега",  Павловская  опытная  станция   Всероссийского
   института   растениеводства,   Учхоз   "Пушкинское",  Всеволожская
   сортоиспытательная станция,  спецсемхозы районов,  список  которых
   может меняться по мере ежегодной аттестации.
        В целях ежегодного сортообновления  в  области  предусмотрено
   производство  элиты  новых  сортов  зерновых культур:  озимая рожь
   "Былина",  яровой  ячмень  "Инари"  и  "Суздалец",   яровой   овес
   "Аргамак", пшеница "Крепыш".
        Также предусмотрено  производство  семян  многолетних   трав,
   особенно  клевера  и  низовых  злаков, в  элитхозах и спецсемхозах
   области.
        Потребность в   семенном  материале  картофеля  определена  в
   соответствии  с  объемами  производства   и   размерами   посевных
   площадей.  Предусмотрено  обеспечение  семенами картофеля хозяйств
   всех форм собственности,  включая  и  личные  подсобные  хозяйства
   населения.  Важным  моментом  является производство оздоровленного
   семенного  материала  картофеля,  поддержка  селекции   картофеля,
   создание   и  размножение   новых  районированных  высокоурожайных
   сортов (Елизавета, Петербургский).
        Производство семян  овощных  культур  отечественной  селекции
   (капуста,  морковь,  свекла,  прочие),  дающих высокие урожаи  при
   любых погодных условиях, предусматривается на базе СЗ НИИСХ.

        2.2.6.3. Сохранение генофонда в животноводстве

        Совершенствование племенной  работы  будет  осуществляться  в
   направлении  дальнейшего  распространения  ведущей   черно-пестрой
   породы  молочного  скота.  В  хозяйствах  области  содержится 100%
   чистопородных  животных  черно-пестрой  и  91%  айрширской   пород
   крупного  рогатого скота.  Потенциал черно-пестрого скота наиболее
   высокий. Сохранение лучшего генофонда черно-пестрого скота следует
   вести путем создания эмбрионобанка.
        В подборе пар для маточного  поголовья  будут  использоваться
   высокоценные  производители  и спермопродукция зарубежной селекции
   из США, Канады, Германии, Финляндии.
        Для обеспечения   генетического  прогресса  популяция  должна
   иметь молодых производителей более высокой племенной  ценности  по
   сравнению   с   предшествующим  поколением.  Для  этого  требуется
   достоверная оценка по качеству потомства, которая позволит выявить
   и    в   дальнейшем   использовать   лучших   быков-производителей
   собственной селекции.  Селекционная работа будет вестись на основе
   новых информационных технологий и компьютерной техники.
        Необходимо восстановить    плановые     льготные     поставки
   высококлассных  телок из племенных хозяйств и госплемзаводов.  При
   отборе  и  направленном   выращивании   ремонтного   молодняка   в
   хозяйствах  необходимо  оставлять  на  племя только высококлассный
   молодняк (не ниже 1-го класса).  В каждом хозяйстве следует  иметь
   ежегодные  и  перспективные планы выращивания и закупки племенного
   молодняка.
        В качестве  базы  развития племенного свиноводства могут быть
   выбраны ЗАО  "Копорье",  СПК  "Пламя",  ЗАО  "Спиринское",  колхоз
   "Янино", ЗАО "Красная Балтика", ЗАО "Рапти", ЗАО "Серебрянское", в
   которых разводятся  породы:  скороспелая  мясная  (СМ-1),  крупная
   белая, ландрас, брейтовская, дюрок, йоркшир.
        В яичном  птицеводстве  следует  внедрять  высокопродуктивные
   кроссы   "Иса-коричневый",   "Радонит",   "Хайсекс-белый"  и  др.,
   позволяющие получать до 300-310 яиц  на  курицу-несушку  в  год  и
   отличающиеся высокой конверсией корма.
        В мясном птицеводстве  будут  использоваться  проверенные  на
   практике   четырехлинейные   гибриды  пород  "Бройлер-6",  "Росс",
   "Гибро",  "Иса-ведетта" и "Арбор айкрес",  мясные цыплята  которых
   достигают за 40 дней убойного веса 2,7-2,8 кг,  при среднесуточном
   приросте живой массы 40-45 граммов.

         2.2.6.4. Рыбоводство

        Основными  целями развития рыбоводства должны являться:
        1) последовательное  увеличение  выпуска  продукции товарного
   рыбоводства:  радужной форели,  карповых и сиговых рыб, осетров, а
   также деликатесной продукции из объектов аквакультуры;
        2) создание     отраслевой     инфраструктуры     предприятий
   аквакультуры   различных   форм   собственности   и  ведомственной
   принадлежности,  решающих общие задачи  проблемы  воспроизводства,
   выращивания, хранения, переработки и реализации рыбы;
        3) формирование   регионального   оптового    рынка    рыбной
   продукции,  создание  условий  для полного учета торгового оборота
   рыбной продукции и улучшения условий для полного  учета  торгового
   оборота  рыбной  продукции и ситуации с отчислениями в областной и
   федеральный бюджеты,  что создаст предпосылки для  государственных
   инвестиций в развитие предприятий аквакультуры.

        2.2.6.5. Кормовое зерно

        Необходимо решить   главную  задачу  -  значительно  улучшить
   обеспечение    молочного    животноводства    высокобелковыми    и
   энергонасыщенными  кормами  собственного  производства  (до 14-16%
   сырого протеина и  10-12  МДж  обменной  энергии  в  1  кг  сухого
   вещества).
        Потребность молочного животноводства в конц.  кормах в объеме
   280  тыс.  тонн может быть на 15%  обеспечена за счет собственного
   производства кормового зерна (45 тыс. тонн в балансе зерна).
        В условиях   влажного   климата  и  короткого  вегетационного
   периода Ленинградской области  перспективной  является  технология
   консервирования    плющеного   зерна   ранней   стадии   спелости.
   Оборудование  фирмы  "Пеллон  Пая"  для  дозированного   кормления
   животных  и  плющения зерна,  которое более чем в два раза дешевле
   комбикормов,  имеет срок окупаемости  один  год.  Уборка  зерновых
   культур  по  данной  технологии  может производиться при влажности
   зерна 30-40%,  а сроки ее проведения сдвигаются на один месяц. При
   использовании  плющеного  зерна  увеличивается  отдача  от урожая,
   повышается усвояемость  кормов,  улучшается  качество  получаемого
   молока и мяса, снижаются затраты труда. При скармливании плющеного
   зерна  сокращается  расход  концентрированных  кормов  на  50%   и
   повышается продуктивность животных на 12-15%. Наряду с этим данный
   вид  корма  является  резервным  в  случае  перебоев  с  поставкой
   комбикормов.
        Финансовая поддержка   развития   кормового    зерна    будет
   осуществляться путем авансирования производства кормового зерна на
   прирост посевных площадей с учетом  фактической  урожайности  (при
   условии  заключения  и  выполнения условий договора с комитетом по
   сельскому хозяйству,    в   случае   неисполнения   сумма   аванса
   возвращается в денежном выражении  или  зерном  в  резервный  фонд
   фуражного зерна).

        2.2.6.6. Овощеводство открытого и защищенного грунта

        Овощеводство защищенного   грунта    преимущественно    будет
   сосредоточено   в   специализированных   тепличных   предприятиях.
   Круглогодичное производство овощей в них возрастет в 1,6  раза  за
   счет  реконструкции  и  технического перевооружения предприятий на
   базе    энергосберегающих    технологий    и    внедрения    новых
   высокоурожайных ценных по качеству тепличных культур,  сортов и их
   гибридов. В значительной степени ставка будет сделана на импортное
   оборудование,   на  селекцию  и  семеноводство  высокопродуктивных
   отечественных сортов и гибридов.
        Техническое перевооружение    подотрасли    будет    идти   в
   направлении   внедрения   капельного   полива    с    компьютерным
   обеспечением на малом объеме грунта, систем доувлажнения воздуха и
   разделения   контуров   обогрева;   замены   системы   вентиляции;
   реконструкции  систем досветки;  установки линий по круглогодовому
   выращиванию  салата  и  зеленных  культур;   создания   рассадного
   комплекса    по    кассетной    технологии    (оборудование   фирм
   "Агротех-Дидам",  "Агро-Форест Гроуп",  Ляннен-Техтаат", "Ревахо",
   "Клаухен").
        Внедрение интенсивных  технологий  по   производству   овощей
   открытого грунта  (применение сеялок точечного высева, выращивание
   рассады по кассетной технологии,  применение сортов  отечественной
   селекции  и гибридов зарубежных селекций,  механизированная уборка
   комбайнами моркови,  применение транспортеров при уборке  капусты,
   конвейер  выращивания   разных  по  скороспелости  прочих  овощных
   культур), кроме этого, реконструкция хранилищ для хранения овощей,
   покупка оборудования предторговой обработки овощей.

        2.2.6.7. Свиноводство

        Применение современных   технологий  содержания  и  кормления
   животных   (фирмы   "Пеллон-Пая"   и   др.),    и    использование
   высокоинтенсивных  пород  и  линий  свиней,  двух-  и трехпородных
   гибридов позволит резко повысить эффективность отрасли,  обеспечив
   конкурентоспособность свинины.
        Среднесуточные привесы свиней на откорме  необходимо  довести
   до   700-800  граммов.  Затраты  корма  на  1  ц  прироста  должны
   составлять не более 4-4,4 ц корм. ед.
        В свиноводческих  хозяйствах  целесообразно  резко  расширить
   посевные площади  под  зерновыми  культурами,  доведя  их  долю  в
   структуре посевных площадей до 50-60%.
        Для   снижения  себестоимости    продукции    на    небольших
   свиноводческих  фермах  можно  использовать  дешевые местные корма
   (зеленая масса,  паста  из зеленой массы и силоса и т. п.). В этой
   связи  целесообразно  увеличить  площади под бобовыми культурами в
   зеленом конвейере.
        В хозяйствах  с  поголовьем  свиней  до 2000 голов может быть
   организовано летнее  лагерное  содержание  свиноматок,  что  будет
   способствовать увеличению выхода поросят.
        Пустующие помещения  для  содержания  свиней  с   прилегающей
   территорией  целесообразно  передать  в  аренду  семьям  или малым
   коллективам.
        Племенные репродукторные  хозяйства  следует  рассматривать в
   качестве "точек роста"  и  головных  предприятий  производственных
   систем  в свиноводстве,  обеспечив им соответственную финансовую и
   иную поддержку.
        В качестве головного предприятия производственной системы  по
   распространению  новой  технологии  содержания  и кормления свиней
   может  быть   определено   ЗАО   "Ручьи",   где   успешно   прошло
   производственную   проверку   оборудование   фирмы  "Пеллон  Пай".
   Эффективная и точная система кормления свиней обеспечивает высокий
   экономический  эффект  и позволяет получать среднесуточный прирост
   свиней до 1000 граммов.
        Интересы племенных,  репродуктивных  и  откормочных хозяйств,
   перерабатывающих и торговых предприятий могут быть согласованы  на
   основе их кооперации и интеграции.

        2.2.6.8. Птицеводство

        Развитие птицеводства  в  рассматриваемой  перспективе  будет
   осуществляться за счет следующих факторов:
        1) обеспечения кормления птицы полнорационными комбикормами и
   сбалансированными по всем компонентам кормосмесями;
        2) укрепления  племенной  базы отрасли и повышения степени ее
   устойчивости;
        3) вовлечения в производственный процесс пустующих мощностей;
        4) расширения ассортимента продукции птицеводства.
        Основное внимание  необходимо  обратить на улучшение качества
   комбикормов  и  обеспечение   ими   птицы,   соответствующими   ее
   возрастным  и  продуктивным  потребностям.  Помимо  полнорационных
   комбикормов,  поступающих  от   комбикормовых   заводов,   крупные
   птицефабрики   могут  иметь  собственные  цеха  для  приготовления
   кормосмесей.  Как   показывает   опыт   птицефабрик   "Роскар"   и
   "Северная",  это  позволяет  значительно снизить стоимость кормов,
   повысить их качество и,  в конечном итоге,  снизить  себестоимость
   птицеводческой продукции. В качестве кормовых добавок используются
   травяная и мясокостная мука.  Сырьем  для  производства  последней
   являются   отходы   от   убоя  птицы.  Освоение  высокоэффективных
   технологий комплексного использования  малоценных  продуктов  убоя
   птицы  позволит  в  2  раза  повысить  выход  мясокостной  муки  и
   сократить покупку рыбной муки в 1,5-2 раза.
        В яичном  птицеводстве  следует  внедрять  высокопродуктивные
   кроссы "Иса-коричневый",  "Радонит",  "Хайсекс-белый", позволяющие
   получать  до  300-310  яиц  на курицу-несушку в год и отличающиеся
   высокой конверсией корма.
        В мясном  птицеводстве  будут  использоваться  проверенные на
   практике   четырехлинейные  гибриды   пород  "Бройлер-6",  "Росс",
   "Гибро",  "Иса-ведетта"  и "Арбор айкрес",  мясные цыплята которых
   достигают за 40 дней  убойного веса 2,7-2,8 кг  при среднесуточном
   приросте живой массы 40-45 граммов.
        В предстоящей   перспективе   получат   дальнейшее   развитие
   гусеводство,  перепеловодство, а также разведение индюшек, цесарок
   и страусов эму. Перепеловодство в основном сосредоточивается в ОАО
   "Ленптицепром", а откорм гусей, индюшек и цесарок - в крестьянских
   (фермерских) и личных подсобных хозяйствах,  суточных  цыплят  для
   которых  поставляют Волосовская инкубаторно-птицеводческая станция
   и инкубаторная станция фонда  поддержки  фермеров  (дер.  Лаголово
   Ломоносовского района).

        2.2.6.9. Мясное скотоводство

        Необходимо отказаться  от  неэффективной  системы доращивания
   бычков в молочных хозяйствах области при  среднесуточных  привесах
   100-250 граммов и уровне убыточности - 40-50% и более. Доращивание
   и откорм молодняка крупного рогатого скота молочных пород  следует
   сосредоточить,  как  и  было  до  1992 года,  в специализированных
   хозяйствах ("Волна", "Рассвет", Искра", "Пашское", "Пашозерское").
   Доведение концентрации поголовья до проектной мощности откормочных
   комплексов,  освоение  современных  технологий   приготовления   и
   раздачи   кормов,   обеспечение  среднесуточных  привесов  800-900

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное