Стр. 2
войск; материалы других правоохранительных органов; сообщения
государственных и общественных учреждений, организаций и
объединений, заявления граждан; сообщения печати, радио,
телевидения.
33. Перед принятием решения начальник горрайлиноргана и его
заместитель - начальник милиции общественной безопасности,
командир строевого подразделения милиции в необходимых случаях
проводит рекогносцировку на местности с участием своих
заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных
подразделений и воинских частей. Во время рекогносцировки
уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяется
расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав
нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности,
численность, размещение и задачи резерва.
Проведение рекогносцировки является обязательным при
разработке единой дислокации, выработке решения на организацию
охраны общественного порядка во время массовых мероприятий,
стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф,
эпидемий, эпизоотий, а также в целях предотвращения и ликвидации
групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
34. В решении по организации патрульно - постовой службы на
последующие сутки предусматриваются:
- общая задача горрайлиноргана, подразделения, исходя из
сложившейся обстановки;
- обязательные нормы выставления личного состава и выделения
технических средств;
- состав, расстановка и задачи патрульно - постовых нарядов,
особенности несения службы, организация взаимодействия между ними,
с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции,
представителями общественных объединений;
- возможность и формы маневра силами и средствами при
изменении обстановки;
- система связи с нарядами, сроки представления информации,
сигналы и условные знаки;
- порядок контроля за несением патрульно - постовой службы.
35. План по единой дислокации разрабатывается в границах
обслуживаемой территории и включает: схему района, города,
транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные
нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень
постов и маршрутов патрулирования, в т.ч. дополнительных,
подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного
порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними и
другие необходимые сведения.
36. На каждый пост и маршрут патрулирования составляется
карточка (приложения 3 - 5), в которой указываются:
- маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;
- время несения службы;
- объекты и зоны, требующие особого внимания;
- порядок движения по маршруту и основные тактические приемы
несения службы;
- особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению
преступлений и административных правонарушений, а также при
осложнении оперативной обстановки;
- порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами,
дежурной частью горрайлиноргана, участковыми инспекторами милиции,
общественными объединениями, а также зоны непрохождения радиосвязи
и способы связи с этих участков.
Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их
остановок, особенности несения службы определяются в соответствии
со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке
систематически уточняются на местности.
Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах,
один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется
наряду перед заступлением на службу.
37. Несение службы в течение дежурной смены может
осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при
этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.
На инструктаже указываются последовательность и порядок
перемещения с одного маршрута (поста) на другой.
В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно
выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения
службы на них объясняются на инструктаже и записываются в
служебной книжке (приложение 7).
38. Виды нарядов и их состав определяются, исходя из
особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.
Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в
течение установленного периода времени требуется непрерывное
присутствие сотрудников милиции.
Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение
нарядов в определенных пунктах не вызывается необходимостью.
Парные наряды выставляются в местах, где один милиционер не в
состоянии обеспечить выполнение поставленной задачи (местах
большого скопления людей, на окраинах городов, в лесных массивах,
при несении службы в ночное время, при сопровождении поездов и
т.д.).
При несении службы с представителями общественных объединений,
военнослужащими наряд, как правило, назначается из расчета: один
милиционер и два представителя общественности или военнослужащих.
39. Время выставления нарядов и продолжительность несения
службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства
милиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в
местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений.
40. Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов для
несения патрульно - постовой службы на улицах и в других
общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования
определяются в каждом горрайлиноргане, подразделении милиции и
СМВЧ в целях обеспечения максимального использования сил и средств
в охране общественного порядка и борьбе с преступностью с учетом
их штатной численности и коэффициента потребности личного состава,
который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых
по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8
часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.
Начальник горрайлиноргана, его заместитель - начальник милиции
общественной безопасности, командир строевого подразделения
милиции принимают меры к выполнению обязательных норм выставления
патрульно - постовых нарядов.
41. Начальник горрайлиноргана или начальник милиции
общественной безопасности на основе единой дислокации и с учетом
оперативной обстановки ежедневно к 18 часам предшествующих суток
принимает решение на организацию патрульно - постовой службы на
последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств,
расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и
контролирующих несение патрульно - постовой службы.
42. Назначение сотрудника милиции в наряд производится с
учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта
работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее
полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том
или ином маршруте, посту.
Милиционеры закрепляются за двумя - тремя маршрутами (постами)
и без крайней необходимости на другие участки не назначаются.
Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и
вооружать милиционеров, не прошедших первоначальной подготовки на
учебных сборах и не принявших присяги.
43. Для решения особых задач, возникающих при резком
осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных
ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операций и
т.д., в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются
специальные планы или издаются приказы.
Подготовка и инструктаж нарядов
44. Подготовка и инструктаж нарядов проводится, как правило, в
специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица,
назначенные в наряд для несения патрульно - постовой службы,
прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место
за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают
дежурному и своему командиру.
Например: "Товарищ лейтенант! Сержант Громов для несения
службы прибыл".
Дежурный отмечает в постовой ведомости о прибытии милиционеров
на службу, выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения,
средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства,
служебные документы; объявляет маршрут патрулирования, пост и
время несения службы; знакомит с ориентировками о совершенных
преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и
другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках.
После чего командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у
каждого милиционера наличие положенных предметов вооружения,
снаряжения и опрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении
недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о
готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему
инструктаж.
Заряжание оружия производится перед построением наряда на
инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или
инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в
патронник не досылается.
45. Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную
одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное
снаряжение.
При себе он должен иметь:
- служебное удостоверение;
- служебную книжку, карточку маршрута, поста;
- табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами
(магазинами);
- резиновую палку;
- радиостанцию;
- наручники;
- свисток;
- служебную сумку или планшет, ручку;
- индивидуальный пакет (аптечку).
В зависимости от характера выполняемых задач наряду
дополнительно выдаются:
- учтенные бланки протоколов об административных
правонарушениях;
- квитанции об уплате штрафов на месте;
- электромегафоны;
- карманный электрический фонарь;
- ключи от специального телефона, дверей железнодорожных
вагонов;
- средства индивидуальной защиты и другие специальные
средства.
46. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на
службу проводятся руководителями горрайлиноргана и командным
составом строевых подразделений милиции с обязательным участием
руководителей и опытных сотрудников служб общественной
безопасности и криминальной милиции, согласно утвержденным
графикам.
Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.
47. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на
обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения
службы на каждом маршруте (посту), а также оценить действия и
результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и
вводные задачи для проверки знаний и обучения милиционеров
действиям в различных ситуациях.
Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и
усложняться.
48. С приближением к строю руководителя, командира,
проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает
команду: "Наряд, смирно! Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СЕРЕДИНУ)"
и докладывает о готовности наряда для инструктажа.
Например: "Товарищ подполковник! Наряд в составе 40 человек
для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант Петров".
Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду:
"Здравствуйте, товарищи!". На его приветствие наряд отвечает:
"Здравия желаем, товарищ подполковник!". После этого
инструктирующий подает команду: "Вольно".
49. Инструктирующий должен:
- убедиться в готовности личного состава к несению службы,
принять меры к устранению выявленных недостатков;
- проверить знание патрульными и постовыми своих прав и
обязанностей, отдельных положений нормативных актов, правил
применения физической силы к правонарушителям, специальных средств
и оружия, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;
- объявить результаты несения службы за прошедшие сутки, при
необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры
образцовых действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся
приказы о поощрении отличившихся сотрудников;
- довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду
конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить
порядок смены, связи и взаимодействия;
- отработать с милиционерами вводные задачи, при этом
разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы,
в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление
преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение
и пресечение групповых нарушений общественного порядка, задержание
вооруженных преступников и др.);
- напомнить нарядам о необходимости соблюдения законности, а
также о чутком и внимательном отношении к гражданам; ответить на
имеющиеся у сотрудников милиции вопросы.
Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей
приказа о заступлении нарядов милиции на службу.
Например: "Наряд, смирно! Приказываю заступить на охрану
общественного порядка в городе Энске. Во время несения службы в
обращении с гражданами соблюдать законность, проявлять
справедливость и вежливость. На-ПРАВО (на-ЛЕВО), по маршрутам и
постам шагом марш!".
50. В районах городов и в городах без районного деления не
реже одного раза в месяц проводятся совместные инструктажи всех
нарядов патрульно - постовой службы по плану единой дислокации.
Организационная работа по подготовке и проведению совместного
инструктажа возлагается на управления (отделы, отделения) по
организации обеспечения общественного порядка.
После общего построения руководящий и начальствующий состав
проверяет внешний вид и экипировку нарядов, а работники ГАИ,
инженеры и техники проводят осмотр технического состояния
автотранспорта и средств связи.
Инструктирующий начальник (руководитель) проводит инструктаж в
соответствии со ст. 45 - 50 настоящего Устава.
Продолжительность совместного инструктажа не должна превышать
одного часа. Инструктаж заканчивается отдачей приказа о
заступлении нарядов на службу и прохождением торжественным маршем.
Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его
проведения другие инструктажи не проводятся.
Обеспечение связи
51. Связь в системе МВД России является основным средством,
обеспечивающим управление органами внутренних дел. Схема ее
организации обуславливается структурой органов внутренних дел,
характером выполняемых задач и необходимостью взаимодействия между
собой при несении патрульно - постовой службы и проведении
различных мероприятий по борьбе с преступностью.
Начальник горрайлиноргана, командир строевого подразделения
милиции и СМВЧ обязаны организовать и обеспечить бесперебойную
связь с подчиненными подразделениями и нарядами путем:
- выбора режима работы средств связи, исходя из реальной
оперативной обстановки и схемы организации связи;
- использования назначенных подразделением связи
радиопозывных, переговорных таблиц и кодов с целью сохранения в
тайне проводимых оперативных мероприятий;
- осуществления контроля за соблюдением правил и порядка
ведения переговоров по средствам связи;
- организации правильного хранения и выдачи средств связи, их
своевременного технического обслуживания и ремонта;
- обеспечения запасных каналов и средств связи.
52. Для обеспечения управления подразделениями и нарядами
применяются радио, проводные, сигнальные средства связи,
телевидение, а также посыльные. Радиостанции являются основным
средством связи с подвижными нарядами.
Проводные средства (городские и специальные телефоны)
используются для связи с нарядами, не имеющими радиосвязи.
При отсутствии средств связи или невозможности их
использования, а также для уточнения или дублирования отдельных
указаний используются посыльные на транспортных средствах или
пешие связные.
Связь с помощью зрительных и звуковых сигналов организуется
непосредственно между нарядами для передачи команд и поддержания
взаимодействия.
Телевидение применяется для наблюдения за состоянием
общественного порядка и общественной безопасности на наиболее
важных участках обслуживаемой территории (объектах) и контроля за
действиями нарядов.
Организация взаимодействия и маневра
53. Наиболее важным условием выполнения поставленных перед
патрульно - постовой службой задач является организация и
поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами ПСМ,
другими подразделениями органов внутренних дел, СМВЧ и
общественными формированиями, принимающими участие в охране
правопорядка на улицах и в других общественных местах.
Ответственность за обеспечение взаимодействия возлагается на
начальников горрайлинорганов, начальников милиции общественной
безопасности, руководителей служб и подразделений милиции,
командиров строевых подразделений и СМВЧ.
54. Основными формами взаимодействия являются:
- своевременное доведение до патрульно - постового наряда
оперативной обстановки;
- разработка согласованных планов работы;
- постановка общих и индивидуальных задач каждому
подразделению или патрульно - постовому наряду;
- проведение совместных инструктажей;
- определение порядка связи и системы обмена информацией о
складывающейся обстановке;
- осуществление скоординированных, совместных мероприятий, в
том числе несение службы по единой дислокации;
- оказание взаимной помощи и поддержки патрульно - постовым
нарядам при выполнении повседневных задач и при возникновении
чрезвычайных обстоятельств;
- комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех
служб и подразделений, участвующих в охране общественного порядка.
55. Взаимодействие командиров строевых подразделений милиции с
руководством горрайлиноргана, в оперативном подчинении которых они
находятся, осуществляется путем обмена информацией, совместного
анализа оперативной обстановки, участия представителей
взаимодействующих сторон в оперативных совещаниях, внесения
корректив в расстановку сил и средств, а также согласования
порядка действий всех нарядов и оказания взаимной помощи при
несении ими службы.
56. Для организованного и своевременного сосредоточения сил и
средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная
оперативная обстановка, применяется маневр (изменение
установленной дислокации) нарядами патрульно - постовой службы и
другими приданными силами.
В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может
осуществляться на период смены, дежурных суток или на более
длительное время.
57. Руководители МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) осуществляют
маневр силами и средствами соответственно в масштабе республики,
края, области, автономного образования, города, железной дороги,
при необходимости усиливают патрульно - постовую службу за счет
дополнительного выделения сотрудников органов внутренних дел,
СМВЧ.
Начальники горрайлинорганов при необходимости осуществляют
маневр силами и средствами в городе или районе, на отдельных
участках, транспортных магистралях и других объектах органов
внутренних дел на транспорте.
58. В решении на осуществление маневра указываются:
- цель маневра и его задачи;
- количество выделяемых нарядов и других сил и в течение
какого периода времени они должны нести службу в указанном районе
(городе);
- время начала и окончания службы на маршрутах патрулирования
и постах;
- наличие резерва;
- порядок управления нарядами и контроля за несением службы;
- материально - техническое обеспечение.
Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой
ведомости.
59. При необходимости сосредоточения нарядов строевого
подразделения милиции в одном районе в течение определенного
времени они в установленное время направляются в указанный район
(город) и несут там службу в течение этого времени, после чего
возвращаются на закрепленные за ними маршруты.
60. Маневр силами и средствами в условиях резкого осложнения
оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных ситуаций
осуществляется по специальному плану.
При оперативном и нетерпящем отлагательств маневре силами
патрульно - постовой службы необходимые изменения в расстановку
нарядов вносятся:
- в пределах города, имеющего районное деление, -
распоряжением оперативного дежурного по МВД, УВД (ГУВД), с
докладом руководителям министерства, главного управления,
управления внутренних дел;
- в пределах района в городе или участка обслуживания -
указанием дежурного по горрайлиноргану с немедленным докладом
начальнику органа внутренних дел, начальнику милиции общественной
безопасности, а также оперативному дежурному МВД, УВД (ГУВД), УВДТ
(ОВДТ);
- в пределах города, не имеющего районного деления, районе -
распоряжением дежурного по горрайоргану внутренних дел с
немедленным докладом начальнику;
- в пределах патрульного участка - распоряжением начальника
патрульного участка, старшего патрульной группы с докладом
дежурному по горрайлиноргану.
В необходимых случаях право на внесение изменений в
расстановку нарядов строевых подразделений ППС милиции имеют их
командиры с последующим докладом дежурному по горрайлиноргану.
Контроль за организацией и несением
патрульно - постовой службы
61. Контроль за организацией и несением патрульно - постовой
службы является одним из важнейших элементов укрепления
исполнительской дисциплины и обеспечения постоянной высокой
активности личного состава в охране общественного порядка,
предупреждения и пресечения преступлений и административных
правонарушений, а также средством обучения милиционеров
непосредственно на посту, маршруте.
62. Контроль осуществляется путем проведения систематических
проверок нарядов, во время которых устанавливаются:
- правильность расстановки и использования личного состава и
технических средств в соответствии с принятым решением и
складывающейся обстановкой, наличие нарядов на своих постах и
маршрутах;
- четкость и оперативность управления нарядами,
своевременность доведения до них информации об изменениях
обстановки;
- знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута,
выполняемой задачи, а также своих прав, общих и особых
обязанностей;
- качество несения службы нарядами и их активность в
предупреждении и пресечении преступлений и административных
правонарушений;
- уровень взаимодействия между нарядами патрульно - постовой
службы, сотрудниками других подразделений милиции и общественными
формированиями, участвующими в охране общественного порядка;
- соблюдение нарядами законности и дисциплины;
- количество совершенных преступлений и административных
правонарушений на участке поста, маршрута и принятые по ним меры;
- правильность оформления и ведения служебных документов.
63. Патрульно - постовую службу обязаны проверять:
- лица начальствующего состава МВД России, МВД, УВД (ГУВД),
УВДТ (ОВДТ) при каждом выезде в командировку или инспектировании
горрайлинорганов и подразделений;
- начальники горрайлинорганов, их заместители, командиры
полков и батальонов - не реже двух раз в месяц;
- заместители командиров полков, батальонов, а также лица
инспекторского состава службы милиции общественной безопасности
горрайлинорганов - не менее одного раза в неделю;
- командиры рот, их заместители, командиры взводов - ежедневно
(в выходные дни - по графику);
- начальники караулов и их помощники - каждый не менее четырех
раз в сутки, из них в ночное время - не менее двух раз;
- командиры отделений, начальники патрульных участков - не
менее пяти раз каждого патрульного (постового) за смену;
- участковые инспектора милиции (начальники линейных пунктов
милиции) - ежедневно на территории обслуживаемого участка.
Патрульно - постовые наряды, задействованные на охрану
общественного порядка по единой дислокации, проверяются ежедневно
в различное время суток по специально разработанным графикам.
64. Проверку службы войсковых нарядов СМВЧ осуществляют
руководители МВД, УВД (ГУВД), горрайлинорганов, а также лица по их
поручению совместно с командирами этих частей, подразделений, их
заместителями, дежурными по войсковым нарядам и начальниками
патрульных групп.
65. Проверка несения службы нарядами может быть гласной и
негласной. От прибывших для проверки патрульный (постовой)
требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от
лиц, уполномоченных прямым начальником, также письменное
предписание на право проверки.
66. Патрульный (постовой) подходит и представляется
проверяющему.
Например: "Товарищ лейтенант! Патрульный сержант Карпов".
В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный
(постовой) представляется старшему по должности, а при равных
должностях - старшему по званию.
По требованию проверяющего старший патруля (постовой)
докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) и
отвечает на заданные вопросы.
При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан
немедленно выяснить причину и установить местонахождение наряда.
67. Проверяющий обязан знать требования настоящего Устава,
оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне
поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не
допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.
68. Запрещается проверять несение службы путем попытки
отобрать оружие, инсценировки правонарушений и другими способами,
которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким
последствиям.
69. При обнаружении недостатков в организации и несении
патрульно - постовой службы проверяющий обязан принять необходимые
меры к их устранению.
За грубое нарушение требований настоящего Устава наряд милиции
может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с
докладом начальнику горрайлиноргана (командиру СПМ) и уведомлением
дежурного.
О результатах проверки патрульно - постовой службы проверяющий
делает отметку в служебной книжке и постовой ведомости. Эти данные
используются для проведения инструктажей и оценки работы
милиционеров.
70. При негласной проверке проверяющий скрытно ведет
наблюдение за действиями наряда. В случае нарушения порядка
несения службы нарядом или необходимости оказания ему помощи
проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по
устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи. О
результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом
начальнику горрайлиноргана или другому руководителю (командиру),
назначившему проверку.
71. Начальник горрайлиноргана, начальник милиции общественной
безопасности, командир строевого подразделения не реже одного раза
в месяц проводят на оперативном совещании анализ эффективности
проверки несения службы патрульно - постовыми нарядами.
Учет и оценка результатов работы нарядов
72. Учет и оценка результатов работы нарядов ведутся в целях
определения фактического состояния общественного порядка и борьбы
с преступностью на обслуживаемой территории, соответствия
расстановки сил и средств, а также привития личному составу
чувства персональной ответственности за выполнение поставленных
перед ним задач.
73. Результаты работы патрульно - постовых нарядов,
участвующих в охране общественного порядка, учитываются и
оцениваются руководителями горрайлинорганов и командирами
ежедневно при подведении итогов за сутки. Учет работы ППН
отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом
оперативной обстановки ежемесячно в целом по патрульно - постовой
службе горрайлиноргана и раздельно по каждой службе, ежеквартально
- по МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ).
74. Деятельность патрульно - постовой службы, других
подразделений органа внутренних дел оценивается по реальному
вкладу в обеспечение общественного порядка и безопасности,
предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений, а также по фактическому состоянию общественного
порядка в городах и районах, республиках, краях, областях,
округах, объектах транспорта.
По каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов
в местах несения ими службы и нераскрытому (непресеченному) с их
участием, проводится служебная проверка, о результатах которой
докладывается руководству органа внутренних дел.
75. Работа милиционера оценивается по следующим критериям:
- состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на
территории маршрута или поста (наличие или отсутствие преступлений
и административных правонарушений, нарушений правил дорожного
движения, роль наряда);
- личное участие и активность в предупреждении и пресечении
преступлений и административных правонарушений, задержании
преступников, в том числе личным сыском по приметам, проявлении
мужества, решительности, находчивости и умении быстро
ориентироваться и правильно действовать в сложной обстановке;
- знание требований уставов, приказов и инструкций;
- количество инициативных задержаний преступников;
- соблюдение дисциплины и законности, строевая выправка и
внешний вид, а также вежливость в обращении с гражданами;
- содержание технических средств и правильность их
использования и эксплуатации;
- взаимодействие с участковыми инспекторами, оперативными
сотрудниками криминальной милиции, другими нарядами милиции и
членами общественных объединений по охране правопорядка.
Особенности организации патрульно - постовой службы
в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха
76. Патрульно - постовая служба в курортных, дачных районах и
зонах массового отдыха организуется и осуществляется основными и
приданными силами.
Потребность в силах и средствах милиции и необходимость
маневра ими определяется с учетом размеров курортных, дачных
районов и зон массового отдыха, состояния криминогенной обстановки
и общественного порядка, количества приезжающих в эти места
граждан, а также возможностей использования общественных
объединений по охране правопорядка.
77. Основными формами организации патрульно - постовой службы
в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха являются:
- переход на усиленную охрану общественного порядка за счет
увеличения числа нарядов;
- создание временных пунктов размещения приданных патрульно -
постовых нарядов;
- закрепление наиболее подготовленных милиционеров за зонами
массового отдыха;
- привлечение к охране общественного порядка при необходимости
курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России,
членов общественных формирований;
- несение патрульно - постовой службы нарядами со служебными
собаками и патрулирование на лошадях.
78. При расстановке нарядов особое внимание уделяется местам
вероятного совершения преступлений и административных
правонарушений, массового скопления людей, санаторно - курортным
учреждениям, пляжам, паркам, остановкам городского пассажирского
транспорта, железнодорожным, речным и морским вокзалам,
аэропортам, предприятиям общественного питания, развлекательным
учреждениям, а также обеспечению безопасности движения транспорта
и пешеходов на основных магистралях и дорогах.
Особенности организации патрульно - постовой службы
на железнодорожном, водном и воздушном транспорте
79. Патрульно - постовая служба на объектах железнодорожного,
водного и воздушного транспорта организуется с учетом требований
настоящего Устава.
На станциях, вокзалах, платформах, пристанях, в аэропортах,
портах, поездах и судах патрульно - постовая служба организуется
начальником линейного отдела (отделения) внутренних дел, линейного
пункта милиции с учетом интенсивности пассажирских и грузовых
перевозок, движения поездов, судов, полетов самолетов, а также
складывающейся оперативной обстановки. Порядок работы нарядов
устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.
80. Основными формами организации патрульно - постовой службы
в сфере пассажирских перевозок являются:
- патрулирование по залам вокзалов и аэропортов, станциям,
портам, пристаням и причалам, с обходом мест скопления пассажиров,
посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам
транспорта, выставление в этих местах постов;
- сопровождение нарядами поездов, судов;
- патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям
портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря;
- участие членов общественных объединений по охране
правопорядка.
81. На отдельных станциях, остановочных пунктах начальники
линейных отделов (отделений) внутренних дел на транспорте в
зависимости от оперативной обстановки могут устанавливать
милицейские посты, на которые назначаются наиболее подготовленные,
способные к самостоятельной работе милиционеры.
82. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в
поездах, самолетах, на судах обеспечивается нарядами
сопровождения. Состав наряда определяется начальником органа
внутренних дел на транспорте и в количестве не менее двух человек,
из их числа назначается старший. При необходимости наряд
возглавляется лицами среднего и старшего начальствующего состава.
Для сопровождения специальных поездов (судов), туристических
поездов (судов), поездов с лицами, следующими по организационному
набору на стройки народного хозяйства, уборку урожая и другие
работы, выделяется усиленный наряд милиции. Предусматривается
обязательное патрулирование ночью в пригородных поездах парными
патрулями с сопровождением их, как правило, от пункта отправления
до пункта назначения.
83. Работа наряда осуществляется по графику, разрабатываемому
руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел. В нем
должны быть указаны: перечень подлежащих сопровождению поездов
(судов), время начала и конца работы, место и время пересадок.
Форма одежды наряда устанавливается начальником линейного органа
внутренних дел.
Наряд при выполнении задач взаимодействует с линейными и
территориальными органами внутренних дел по маршруту следования
поезда (судна), поездной бригадой (судовой командой, экипажем),
членами общественных объединений.
84. Для усиления охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности на отдельных участках дорог, особенно на
подступах к крупным городам и важным железнодорожным узлам,
выставляется заслон милиции.
85. При следовании специальных поездов (судов, самолетов)
патрульно - постовая служба на объектах транспорта организуется по
особым планам, разрабатываемым совместно с соответствующими
начальниками органов внутренних дел на транспорте и руководителями
органов безопасности.
Глава IV. ОБЯЗАННОСТИ ПАТРУЛЬНО - ПОСТОВЫХ
НАРЯДОВ МИЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
86. Патрульные и постовые наряды обеспечивают общественную
безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах,
постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные
меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил
поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных
магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах,
предупреждению и пресечению преступлений и административных
правонарушений.
Патрульные и постовые наряды обязаны:
- знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а
также законы и иные правовые акты соответствующих республик,
правовые акты органов государственной власти краев, областей,
автономных образований, городов, органов местного самоуправления
по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране
общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного
исполнения;
- предотвращать и пресекать преступления и административные
правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их
совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению
данных обстоятельств;
- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений и несчастных случаев, а также
находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их
здоровья и жизни;
- обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на
транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других
общественных местах;
- помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам,
кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных
органов и учреждений, а также представителям общественных
объединений в осуществлении их законной деятельности, если им
оказывается противодействие или угрожает опасность;
- соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на
месте с нарушителями общественного порядка; при применении
предусмотренных законом мер административного воздействия к
правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным
актом и за какое нарушение они применяются;
- докладывать дежурному по горрайлиноргану обо всех случаях
возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости
привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать
граждан в опасную зону;
- принимать от граждан находки (документы, ценности и другое
имущество) и передавать их дежурному по горрайлиноргану с
указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем
находку.
По предупреждению и пресечению преступлений
87. Патрульные и постовые наряды обязаны:
- знать и обеспечивать в границах поста или маршрута
наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений,
возможного появления и укрытия преступников, а также лиц, условно
осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест
лишения свободы с обязательным привлечением к труду;
- контролировать на улицах и в иных общественных местах в
пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из
мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с
законом ограничений;
- своевременно предостерегать граждан от совершения
противоправных действий, разъяснять им недопустимость
антиобщественного поведения;
- при получении информации о готовящемся преступлении
немедленно докладывать начальнику и дежурному горрайлиноргана и
принимать меры к его предотвращению;
- при получении сведений от граждан о совершаемых или
совершенных преступлениях установить и записать все установочные
данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем
и против кого оно совершено или готовится и другую информацию,
имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить
об этом дежурному, начальнику горрайлиноргана, принять меры к
выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию
помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия
следственно - оперативной группы обеспечить охрану места
происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и
вещественных доказательств;
- при прибытии на место происшествия следственно - оперативной
группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о
чем доложить дежурному;
- выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута
патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без
вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание
местам массового скопления граждан;
- выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие
хищения и другие правонарушения в сфере экономики;
- оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в
выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей,
противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями,
незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом
наркотических веществ, совершивших другие преступления;
- при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и
ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика,
выявлению свидетелей и докладывать об этом дежурному;
- обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и
предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при
возникновении подозрений у водителей наличие и правильность
заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие
грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных
документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для
разбирательства в горрайлинорган;
- по указанию начальника горрайлиноргана или его заместителей,
начальника милиции общественной безопасности выполняют отдельные
поручения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной
милиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений в районе несения службы.
По предупреждению и пресечению правонарушений
среди несовершеннолетних
88. Принимая участие в борьбе с правонарушениями среди
несовершеннолетних, патрульные и постовые наряды обязаны:
- предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения
со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных
местах;
- выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в
состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять
таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям
или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам
несовершеннолетних, а в необходимых случаях - в дежурную часть
горрайлиноргана;
- принимать меры к выявлению антиобщественных групп
несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать
о них дежурному, а также информировать участкового инспектора
милиции и инспектора по делам несовершеннолетних;
- знать на патрулируемой территории несовершеннолетних,
вернувшихся из воспитательно - трудовых колоний, осужденных к
лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора,
контролировать их поведение в общественных местах, о всех
правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам
несовершеннолетних;
- выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в
азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков,
совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и
докладывать о них дежурному, а также информировать работника
уголовного розыска, участкового инспектора милиции и инспектора по
делам несовершеннолетних.
По обеспечению безопасности дорожного движения
89. Патрульные и постовые наряды обязаны:
- знать основные положения Правил дорожного движения и
|