Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 23.10.2007 N 937-ПП О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ НА 2008-2012 ГГ.

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   взаимосвязи  приоритетных  направлений  Концепции  с  общегородской
   схемой  комплексной реабилитации прибрежных территорий и программой
   комплексного  благоустройства  и ландшафтного оформления набережных
   Москвы-реки,  а  также необходимостью развития аналогичных подходов
   в реабилитации иных рек и водоемов центра города.
       Из-за  недостатка  свободных  площадей  в  ЦАО необходимо также
   приоритетное    и   более   масштабное   применение   на   практике
   перспективных  направлений  в оформлении и "экологизации" городской
   среды  -  вертикального,  контейнерного  и  крышного  озеленения  и
   цветочного  оформления.  При  этом  данные  принципы имеют особенно
   большое   значение  в  развитии  общественных  пространств  ЦАО,  в
   частности пешеходных и туристских зон в центре города.
       Все   возрастающее   значение   играет,  наконец,  и  невысокое
   качество  экологической  культуры  в  обществе,  повышение которого
   происходит  крайне  медленно и во все меньшей степени соответствует
   уровню  и количеству обостряющихся проблем экологии столицы. В ЦАО,
   где   концентрация   "дневного"   населения  достигает  предельного
   значения,    отсутствие    гражданской    заботы    о   сохранности
   экологических   систем,  в  т.ч.  на  бытовом  уровне,  приводит  к
   массовому  загрязнению  наиболее  экономически и социально значимых
   территорий:  популярных  мест  отдыха, торгово-развлекательных зон,
   территорий  административных  комплексов. Причем наибольшим образом
   от  этого  страдают представители сообществ, находящихся в округе в
   течение  длительных  промежутков  времени. Таким образом, возникает
   почва для возникновения в ЦАО социальных конфликтов.
       Стратегическая  экологическая  уязвимость  округа ставит вопрос
   повышения  приоритетности  мер, направленных на решение возникающих
   экологических  проблем. Округ обладает определенным потенциалом для
   преодоления   экологических   трудностей.   Сокращается  количество
   размещенных    в    центре    вредных    производств,   реализуются
   инфраструктурные  инициативы,  снижающие  транспортную  нагрузку  в
   центре  города.  Усиливается  контроль над реализацией строительных
   проектов.  Успешно  реализуются  программы  озеленения  территории,
   воспроизводства  природных объектов. В то же время в силу того, что
   экосистема  столицы  является  единой,  необходимо  придание  более
   комплексного  характера политике города и префектуры ЦАО по данному
   направлению,   ее   координация   с   программами   межокружного  и
   городского  уровня,  что позволит создать новые возможности и новое
   качество действий в решении экологических проблем центра столицы.
   
                  Цели и задачи действий по направлению
   
       Целью   Концепции   по   направлению   "Путь  к  экологическому
   равновесию"    является    оптимальное    сочетание    стабилизации
   экологической    обстановки   в   округе   и   достижения   высоких
   экологических  стандартов  жизни  граждан  с  соблюдением принципов
   комплексного    развития    ЦАО,    совершенствованием,    но    не
   блокированием,  в  соответствии  с  экологическими  приоритетами не
   менее   важных   административных,   деловых,   инфраструктурных  и
   культурно-туристских функций центра столицы.
       Для  достижения  поставленной  цели  и поддержания оптимального
   состояния  природных  территорий  ЦАО  потребуется решение широкого
   перечня  вопросов,  включающего  внедрение прогрессивных природо- и
   энергосберегающих  технологий,  использование  современных  методов
   контроля   над   экологической   обстановкой,  повышение  мотивации
   жителей  округа  на  более  активное участие в заботе об окружающей
   среде.  Повышение  уровня  экологической защищенности центра Москвы
   имеет  системный характер и предполагает интенсивное сотрудничество
   с  другими  административными  округами  Москвы, органами городской
   власти, местного самоуправления, а также деловым сообществом.
       Эффективное  управление  экологической обстановкой в ЦАО должно
   сочетаться  с дальнейшим совершенствованием законодательной базы на
   городском   уровне  и  осуществляться  в  рамках  разрабатывающихся
   законодательных  норм,  а  также программ и схем (Генплана Москвы и
   его  актуализации,  в  том числе в системе градостроительных планов
   округа  и  районов,  Градостроительного кодекса Москвы, Генеральной
   схемы   озеленения   Москвы,   схем   рекреационного  использования
   территорий  города,  комплексной реабилитации прибрежных территорий
   и  т.п.).  Кроме  того,  вследствие  ограниченности  территории ЦАО
   градостроительные   и   инфраструктурные   проекты,  реализуемые  в
   округе,   также   должны   быть   скоординированы   с  приоритетами
   сохранения экологически благоприятных условий жизни в центре.
       Основными  задачами  и  ключевыми программными мероприятиями по
   направлению  "Путь  к экологическому равновесию" в рамках Концепции
   являются:
       2.1.  Комплексная  реабилитация промышленных и производственных
   территорий   и   развитие  экологических  стандартов  в  реализации
   транспортной    стратегии,    формирование    в   ЦАО   экологичной
   производственной  и  транспортной  инфраструктуры,  соответствующей
   специфике   и   задачам  округа  в  жизнедеятельности  города,  что
   предполагает:
       2.1.1.  Вывод  и  экологическую реабилитацию промышленных зон в
   соответствии  с  приоритетами  экономического  и  инфраструктурного
   освоения   территории   центра   (жилищная   застройка,  социальная
   инфраструктура,  транспортная и парковочная инфраструктура), но при
   ужесточении    нормативов    рекреационного    и   природоохранного
   использования   перепрофилируемых  территорий  производственного  и
   промышленного назначения.
       2.1.2.  Поощрение  внедрения  ресурсосберегающих и экологически
   чистых   технологий   на   производствах   через  систему  льгот  и
   преференций, а также через систему городского заказа.
       2.1.3.    Повышение    качества   контроля   за   деятельностью
   промышленных    предприятий    и   разработка   более   жестких   и
   последовательных   санкций   за   грубое  нарушение  экологического
   режима,  включая  вопросы  технологий  утилизации твердых отходов и
   сброса жидких отходов в реки и канализационные системы.
       2.1.4.    Развитие    экологических    принципов   строительной
   деятельности,  включая  нормы  организации  работ  на  строительных
   площадках,    шумового   режима,   производства   земляных   работ,
   необходимость  введения для округа повышенных норм компенсационного
   озеленения   и  восстановления  озелененной  территории  при  сносе
   ветхих строений.
       2.1.5.  Решение во взаимосвязи с реализацией новой транспортной
   стратегии,  с  целью  снижения  экологической нагрузки транспортных
   потоков,   вопросов  ограничения  въезда  в  центр  транспорта,  не
   удовлетворяющего    экологическим   нормам,   освоения   подземного
   пространства,  расширения  зон  бессветофорного  движения,  а также
   дополнительного    озеленения    и   обеспечения   шумовой   защиты
   транспортных развязок, магистралей в границах красных линий.
       2.2.  Создание  системы  мер профилактики и снижения потенциала
   неблагоприятного   воздействия   и  загрязнения  окружающей  среды,
   включая    развитие   мониторинга   экологической   ситуации,   что
   предполагает:
       2.2.1.   Организацию  комплексного  экологического  мониторинга
   природной  среды  ЦАО, включающего анализ состояния почвы, воздуха,
   воды,  электромагнитного излучения, уровня шума, а также проведение
   анализа  территории округа для выявления и составления реестра зон,
   подлежащих   реновации  и  экологической  реабилитации  ("ничейные"
   территории,   магистрали,   санитарно-защитные   зоны,   территории
   транспортных  предприятий, складских помещений, промышленные зоны и
   зоны отчуждения железных дорог).
       2.2.2.   Проведение   детального   геофизического  обследования
   округа  с целью выявления мест, потенциально опасных с точки зрения
   просадок    грунта,   подтоплений   городских   объектов   и   т.д.
   Первоочередной  реализации  защитных  мероприятий,  направленных на
   снижение  риска проявления неблагоприятных геологических процессов,
   в наибольшей мере требуют районы Арбат и Замоскворечье.
       2.2.3.   Наращивание  мощностей  по  сортировке  и  переработке
   бытовых   и   промышленных   отходов,   а   также  очистке  стоков,
   совершенствование  технологий  утилизации  и вывоза твердых бытовых
   отходов,   включая   развитие  системы  раздельного  сбора  мусора,
   использование  компакторов  отходов,  а  также  проработку вопросов
   перспективного использования отходов в энергогенерации.
       2.2.4.  Совершенствование технологий уборки территорий (включая
   развитие  системы  ограничений по применению химических реагентов),
   модернизацию  материально-технической  базы  коммунальных  служб, а
   также  повышение ответственности организаций за соблюдение сроков и
   качества работ на предмет соответствия экологическим стандартам.
       2.2.5.  Внедрение  "эко-знака"  для  АЗС  на  основе  принципов
   добровольной   сертификации   станций  с  последующим  переходом  к
   системе  разрешенной эксплуатации на территории ЦАО только тех АЗС,
   которые  прошли  такую сертификацию, а также проработку возможности
   проведения   эксперимента   по   внедрению   в   ЦАО  общественного
   транспорта   на  альтернативных  видах  биотоплива  с  перспективой
   дальнейшего распространения опыта по городу в целом.
       2.2.6.   Создание   дополнительной  социальной  инфраструктуры,
   ориентированной  на  обеспечение  природоохранных  задач, повышение
   экологического  комфорта  повседневной  жизни, создание для граждан
   возможностей  реализовывать свои потребности, не нарушая требований
   экологии  (система  площадок  для  выгула  животных,  развитие  зон
   технического обслуживания автомобилей и т.д.).
       2.2.7.   Развитие   "визуальной  экологии"  в  ЦАО,  реализацию
   комплексного  подхода  к  визуальному  восприятию  отдельных улиц и
   кварталов,   включая   колористическое   решение   фасадов  зданий,
   оптимизацию размещения городской информации и рекламы.
       2.3.  Повышение  эффективности  программ и организации работ по
   экологическому   благоустройству   центра,  включая  рационализацию
   использования  окружного  пространства в природоохранных целях, что
   предполагает:
       2.3.1.  Благоустройство  парковых  зон,  бульваров  и  скверов,
   реконструкцию  и реставрацию территорий памятников садово-паркового
   искусства  с  обеспечением  их  природоохранных функций и изучением
   возможностей    соответствующих   природоохранным   требованиям   и
   требованиям   охраны   памятников   дополнительного   озеленения  и
   рекреационных функций.
       2.3.2.  Развитие  инновационных  форм  и  методов  озеленения и
   цветочного   оформления   (вертикальное,   крышное,   контейнерное)
   территорий  с  привлечением  инвесторов  к  программам озеленения и
   созданию   в   центре   города  рекреационных  зон,  построенных  в
   соответствии   с   требованиями   экологии.  В  наибольшей  степени
   реализации    таких    мероприятий    требуют    районы   Тверской,
   Красносельский,   Арбат,  Таганский,  где  обеспеченность  зелеными
   насаждениями  всех  категорий  должна  быть  увеличена  до  средних
   значений (от 10 до 30 кв. м на человека).
       2.3.3.  Расширение  пространства  и  обеспечение  непрерывности
   пешеходных   зон  центра,  развитие  системы  пешеходных  маршрутов
   "Золотое  кольцо Москвы", с обеспечением дополнительного озеленения
   и рекреационных функций пешеходных зон.
       2.3.4.  Проработку  возможности  реализации  на  территории ЦАО
   пилотных   проектов   создания   безбарьерной  и  непрерывной  сети
   велосипедных  маршрутов  (преимущественно в пространстве пешеходных
   зон) и системы аренды велосипедов.
       2.3.5.  Развитие  принципов  рекреационного  и природоохранного
   использования   придомовых   территорий,  развитие  соответствующих
   принципов  реализации программ озеленения, программы "Мой двор, мой
   подъезд",  создания  детских  и  спортивно-физкультурных  объектов,
   разгрузки  парковочных  внутриквартальных и придомовых пространств,
   но  при  недопущении  "закрытия",  огораживания  заборами  дворовых
   пространств для всех, кроме жителей этих домов.
       2.3.6.   Реализацию   на   территории   ЦАО  пилотных  проектов
   разработки    природоохранных   стандартов   и   минимальных   норм
   озеленения   придомовых   территорий   с   последующим   внедрением
   соответствующих  типовых  проектов  развития  дворовых  территорий,
   жилых  и  офисных  кварталов, включая приоритетное внедрение данных
   подходов  при  реализации  новых крупных градостроительных проектов
   на территории округа ("Золотой остров", "Большой Сити" и т.д.).
       2.4.  Разработка  и реализация концепции комплексного развития,
   включая  вопросы  природоохранного  и рекреационного использования,
   рек центра (Москва-река, Яуза) и иных водоемов, что предполагает:
       2.4.1.   Развитие  межокружного  сотрудничества  в  обеспечении
   задач  экологической  реабилитации и очистки акватории Москвы-реки,
   Яузы и других водных объектов города.
       2.4.2.  Решение  вопросов инвентаризации и ликвидации офисной и
   хозяйственной деятельности на набережных и дебаркадерах.
       2.4.3.  Создание  новых  рекреационных  зон в прибрежной зоне с
   учетом  общегородских  схем рекреационного использования территорий
   города  и  комплексной  реабилитации прибрежных территорий в рамках
   их конкретизации и детализации.
       2.4.4.    Строительство    новых,   а   также   поддержание   и
   экологическая     реабилитация    существующих    естественных    и
   искусственных  малых  водоемов  (прудов,  фонтанов  и т.п.) и малых
   рек.
       2.5.  Вовлечение населения в программу мер по защите окружающей
   среды  и  содействие формированию и развитию экологической культуры
   повседневной жизни, что предполагает:
       2.5.1.    Оказание    системной    административно-правовой   и
   консультационной   поддержки   местным  экологическим  общественным
   организациям,  развитие  и  поддержку  экологических  направлений в
   деятельности органов местного самоуправления.
       2.5.2.   Обеспечение   участия   населения   в  природоохранной
   деятельности  при  реализации  программы  самоорганизации граждан в
   жилищной сфере в рамках реформы управления жилищным фондом.
       2.5.3.  Проведение  массовых экологических мероприятий, а также
   организация    просветительских    мероприятий   по   экологической
   тематике,  включая  стимулирование  самоограничения в использовании
   личного   транспорта,   пропаганду  сохранности  окружающей  среды,
   применения  энерго-  и ресурсосберегающих технологий, экологических
   принципов  утилизации мусора, развития окружной системы специальных
   площадок   для   выгула   животных   и  культуры  выгула  животных,
   экологических   стандартов   ремонта  и  технического  обслуживания
   автомобилей и т.п.
       2.5.4.  Развитие систем оперативного реагирования на актуальные
   экологические    проблемы,   а   также   механизмов   общественного
   мониторинга   и   контроля   экологической  ситуации,  с  созданием
   соответствующего  направления  и  системы работы в рамках окружного
   центра по работе с населением.
       Выполнение  данной  системы  задач и программных мероприятий по
   направлению  "Путь  к экологическому равновесию" позволит достичь в
   рамках Концепции следующих результатов:
       -  ускорить  процесс  перебазирования  и  вывода  производств с
   учетом  выработки  специальных  повышенных  для  ЦАО  стандартов их
   комплексной    природоохранной    реабилитации    и    последующего
   использования;
       -  сформировать  современные и отвечающие потребностям развития
   стандарты    рекреационного    и   природоохранного   использования
   различных видов территорий;
       -   создать   режим   благоприятствования   для  производителей
   экологически     чистой     продукции,     а     также    внедрения
   ресурсосберегающих   технологий   на   производстве  и  в  жилищном
   секторе;
       -  снизить  негативное  воздействие  транспорта  на  экологию и
   создать  дополнительную  инфраструктуру пешеходных зон на принципах
   их природоохранного и рекреационного использования;
       -  обеспечить  сохранение  и  воспроизводство природоохранных и
   историко-культурных      функции      общегородских      памятников
   садово-паркового  искусства,  создать  дополнительные  условия  для
   повышения эффективности их рекреационного использования;
       -  обеспечить  ЦАО  рекреационными  ресурсами за счет повышения
   природоохранной     составляющей    и    программ    экологического
   благоустройства в развитии придомовых территорий;
       -  повысить  уровень  экологической  безопасности на территории
   ЦАО   за  счет  развития  системы  мер  профилактики  экологических
   загрязнений  и  комплексного  мониторинга  экологической  ситуации,
   включая  развитие  принципов  общественного  контроля экологической
   ситуации;
       -   сформировать  механизмы  постоянного  участия  населения  в
   природоохранной   деятельности   и   обеспечить   повышение  уровня
   экологической культуры общества;
       -  повысить  визуальную  привлекательность  ЦАО,  создать более
   комфортные   условия   пребывания   на   его  территории,  а  также
   дополнительный  потенциал культурно-туристского развития территории
   центра.
   
                     3. Лучшее качество жизни людей
   
                             Анализ ситуации
   
       Одним  из  основных  принципов обеспечения устойчивого развития
   центра  Москвы  является  необходимость  использования  достигнутой
   динамики       экономического       роста       и       показателей
   социально-экономического  развития  для повышения не только уровня,
   но   и   качества  жизни  населения,  включая,  в  первую  очередь,
   комфортность  и доступность жилья и социальной инфраструктуры, рост
   качества  социальных  услуг  и  социальной  политики.  При этом для
   центра   Москвы   данная   задача  должна  органично  сочетаться  и
   дополняться  необходимостью  повышения  комфортности жизни в округе
   "дневного" населения и деятельности всех сообществ ЦАО.
       Показатели    обеспеченности   современным   жильем,   качества
   жилищно-коммунальной    инфраструктуры,    роста    рождаемости   и
   продолжительности     жизни,     здоровья     населения,     уровня
   удовлетворенности   населения   динамикой  объективных  показателей
   уровня  жизни,  состоянием  системы  социальной  защиты  и бытового
   обслуживания   являются   ключевыми  индикаторами  оценки  жителями
   округа   эффективности  работы  территориальной  системы  власти  и
   управления.   Наряду  с  этим,  как  для  постоянного,  так  и  для
   "дневного"  населения  округа  в  равной  степени  значимы  и  иные
   показатели  качества жизни и развития округа, в частности, качество
   и   доступность   образовательной,  социальной,  потребительской  и
   культурно-досуговой инфраструктуры ЦАО.
       Именно   эти   показатели  в  решающей  степени  предопределяют
   возможности   воспроизводства   главного   в  современных  условиях
   ресурса    социально-экономического   развития   -   человеческого,
   интеллектуального    и   творческого   потенциала.   Социальный   и
   человеческий  капитал,  существующий в ЦАО, становится конкурентным
   преимуществом перспективного развития округа.
       В  обеспечении  указанного  стратегического приоритета развития
   центра  Москвы  у  ЦАО имеются и очевидные серьезные возможности, и
   целый  ряд трудностей, часть из которых типична для города в целом,
   а  часть  - носит специфический характер и требует особого внимания
   городской и окружной системы власти.
       Центр   Москвы,  несмотря  на  многочисленные  примеры  мировой
   практики   развития  центров  столичных  городов,  не  повторил  их
   негативный  опыт  и  не  превратился  в  безлюдную пустыню, мертвое
   офисно-деловое  пространство.  Культурно-исторический центр столицы
   сохраняет  колорит  и  традиции  повседневной  жизни.  Одновременно
   осуществляется  обновление  жилищной  инфраструктуры, строительство
   нового  современного жилья. В округе завершена реализация программы
   реконструкции  домов  первого периода индустриального домостроения,
   проводится  масштабная реконструкция ветхого и аварийного жилищного
   фонда.
       В  последние  годы  удалось  качественно  изменить  ситуацию  с
   имевшим    место,   в   том   числе   из-за   ранее   произошедшего
   перепрофилирования  объектов,  дефицитом  магазинов  и  предприятий
   бытового  обслуживания.  Успешно развивается сеть магазинов шаговой
   доступности, а также социальных магазинов.
       Одновременно  необходим  дальнейший  контроль  ситуации  в этой
   сфере    и    целенаправленные    усилия    по    расширению   сети
   потребительского  рынка  в  целях  обеспечения  большего  уровня ее
   ценовой  и  пешеходной  доступности  для  жителей  центра  и других
   сообществ  ЦАО.  Это  тем более важно, что стоимость аренды земли и
   бизнес-услуг     в     центре,    как    правило,    предопределяет
   нерентабельность   социально  ориентированного  предпринимательства
   (товары  и  услуги  для  малообеспеченных  групп  граждан), то есть
   будет   и   дальше   требовать   решающей   роли   именно   органов
   государственной   власти  и  управления  в  решении  данного  круга
   вопросов.
       Дополнительно  необходимо учитывать, что существенными являются
   задачи  реализации  социальных  функций  и  приоритетов обеспечения
   интересов  постоянного  населения  округа  в  процессе предстоящего
   перепрофилирования  многих  объектов игорной индустрии в связи с их
   закрытием  и  планируемой  полной  ликвидацией  их  деятельности на
   территории Москвы.
       В  центре  Москвы  особо  остро  звучат  и проявляются проблемы
   реконструкции,   реновации   и   ликвидации  ветхого  и  аварийного
   жилищного  фонда,  а  соответственно  -  и  критериев  допустимости
   точечного  строительства.  В  силу  ограниченности  территориальных
   ресурсов,  необходимости сохранения исторической застройки, включая
   и  уникальную  традиционную  московскую структуру внутриквартальных
   дворовых  пространств, для центра столицы особую актуальность, но в
   то  же  время  и  свою специфику, имеют многие городские приоритеты
   градостроительной  политики. В частности те из них, которые связаны
   с  переходом  к принципам комплексной реконструкции жилых кварталов
   и   нового  жилищного  строительства,  максимальным  сокращением  и
   исключением   точечной   уплотнительной   застройки   внутри  жилых
   кварталов.  Необходимость  особого внимания к решению этих задач, в
   том  числе  с  использованием  уже  существующего  опыта  реновации
   кварталов  районов Таганского и Замоскворечье, тем более возрастает
   из-за   специфических   условий  и  крайне  высоких  именно  в  ЦАО
   потребностей   во   взаимосвязанном   развитии  жилой  застройки  с
   соответствующей    ей    модернизацией    устаревшей    инженерной,
   энергетической и социальной инфраструктуры.
       Тем  более что в ближайшие годы сложность и одновременно острая
   необходимость   решения  всего  указанного  комплекса  задач  будет
   только  возрастать  в  связи  с проведением приоритетной для города
   реформы   жилищно-коммунального   хозяйства,  изменением  принципов
   управления   жилищным   фондом,   необходимостью   в   этой   связи
   существенной   активизации   в   реализации  комплексной  городской
   программы капитального ремонта.
       Для  центра  города  в  силу ограниченности возможностей нового
   строительства  имеют  особую  значимость  и  вопросы  возвращения в
   городскую    собственность    и    использования    по   назначению
   ведомственных  объектов  социальной  инфраструктуры,  в  частности,
   детских  садов.  Аналогичным образом звучат вопросы реконструкции и
   реновации  школ  старой  постройки  и  зданий профтехучилищ с целью
   повышения   уровня   безопасности   их  эксплуатации,  модернизации
   технических  характеристик  образовательного  процесса,  увеличения
   количества учебных мест и расширения полезных площадей.
       Необходимость   особого  внимания  к  модернизации  и  развитию
   образовательной  инфраструктуры  центра  Москвы  определяется также
   тем,    что    в    ЦАО   особенно   высока   доля   уникальных   и
   специализированных   средних   и   высших   учебных   заведений  (в
   частности,  музыкальных,  художественных,  иных специальных учебных
   заведений),     которые     выполняют     и     общегородские,    и
   общегосударственные   задачи.   Эти   же   обстоятельства   диктуют
   необходимость  наращивания  оснащенности  и  глубины  реализации  в
   центре  молодежной  политики,  политики  поддержки  студенчества, а
   также молодых семей.
       Именно  для центра Москвы существенной и крайне важной является
   также    задача    поддержания    высокого    уровня   и   качества
   здравоохранения,   что  требует  реконструкции  и  оснащения  новым
   оборудованием  большого  количества  давно построенных и объективно
   устаревающих больниц и поликлиник.
       Не  менее  значимыми являются вопросы ограниченных возможностей
   развития  инфраструктуры  физкультуры  и  спорта,  здорового образа
   жизни,   при  необходимости  обеспечения  ее  общедоступности.  Это
   требует  особых  усилий  по  сохранению и модернизации существующих
   объектов    спортивной    инфраструктуры,    а   также   расширению
   возможностей  для занятий физкультурой и спортом непосредственно по
   месту  жительства,  на придомовой территории, а также строительство
   специализированного   физкультурно-оздоровительного  комплекса  для
   организации    физкультурно-оздоровительной    работы    со   всеми
   категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья.
       Наконец,  ключевое  значение  и  свою  специфику  имеют также и
   вопросы  обеспечения в центре Москвы городской социальной политики.
   Доля  пенсионеров  в  структуре  населения в центре Москвы является
   достаточно  существенной и может иметь в будущем тенденцию к росту.
   Это  предопределяет  необходимость  дальнейшего  повышения уровня и
   качества  программ  социальной  поддержки  населения,  пенсионеров,
   ветеранов,  а также и иных категорий малообеспеченных или социально
   незащищенных групп населения.
       Одновременно  в  центре  Москвы  более  остро могут проявляться
   системные,  в  том  числе  общегосударственные, проблемы социальной
   политики,  что  связано  со спецификой столицы и ее центра как узла
   притяжения  населения  со  всей страны. В частности, для ЦАО, в том
   числе  в  связи  с  концентрацией  на  его  территории транспортной
   железнодорожной  инфраструктуры  и метро, повышенное значение имеют
   вопросы  регулирования  ситуации  с  лицами без определенного места
   жительства, а также с детской беспризорностью и безнадзорностью.
   
                  Цели и задачи действий по направлению
   
       Целью  Концепции  по  направлению "Лучшее качество жизни людей"
   является   модернизация   всей  жилищно-коммунальной  и  социальной
   инфраструктуры   центра   Москвы,   а  также  дальнейшее  повышение
   качества  социальной  политики  поддержки населения для обеспечения
   высокого  уровня,  качества и комфортности жизни и создания условий
   для   роста   человеческого   потенциала   как   ключевого  фактора
   устойчивого социально-экономического развития округа.
       Указанная   цель   носит   общегородской   характер,   является
   приоритетом  социально-экономической  политики Правительства Москвы
   и  не может ставиться изолированно применительно к отдельно взятому
   округу   Москвы.   В   то  же  время  специфика  проявления  многих
   градостроительных   и   инфраструктурных   проблем  в  ЦАО  диктует
   необходимость  как  первоочередной  реализации  в  округе отдельных
   направлений  всей  системы  городских  программ  в  соответствующих
   областях  (например,  в  части  модернизации инфраструктуры), так и
   возможности   применения   на   территории  ЦАО  в  ближайшие  годы
   экспериментальных  решений  (например,  по реализации капитальных и
   реконструктивных  работ  за  счет средств товариществ собственников
   жилья).
       Основными  задачами  и  ключевыми программными мероприятиями по
   направлению  "Лучшее  качество  жизни  людей"  в  рамках  Концепции
   являются:
       3.1.     Комплексное     градостроительное     развитие    ЦАО,
   обеспечивающее   необходимое   обновление   жилищной  и  социальной
   инфраструктуры,  сохранение  жилищных  функций  центра  и улучшение
   условий жизни в нем, что предполагает:
       3.1.1.  Сокращение  объемов  точечного жилищного строительства,
   интенсификацию  комплексной  поквартальной реконструкции, реновации
   жилищного   фонда   ЦАО   при  увеличении  строительства  домов  по
   городскому  заказу  и  в  социальных  целях, а также с обеспечением
   задач  комплексного  строительства  и реконструкции жилого фонда во
   взаимосвязи  с развитием социальной, потребительской инфраструктуры
   и   гаражного   строительства.   В  целях  безусловного  выполнения
   программы  ликвидации  аварийного  фонда в ЦАО распределение объема
   жилья,  вводимого  на  территории  округа,  по  принципу:  70% - на
   освобождение  площадок  под  строительство  жилья  за  счет средств
   городского   бюджета,   30%   -  на  отселение  жителей  из  домов,
   признанных в установленном порядке аварийными.
       3.1.2.  Реализацию  на территории ЦАО крупных градостроительных
   проектов  общегородского уровня с учетом приоритетности ограничения
   офисного         строительства,        выполнения        застройкой
   культурно-исторических    и   туристских   функций,   строительства
   гостиниц,  наращивания  на территории округа объемов нового жилья с
   современными    показателями    комфортности   и   инфраструктурной
   обеспеченности.
       3.1.3.  Информирование  населения  об актуализации и реализации
   градплана  округа  и  районов  ЦАО, соблюдение политики переселения
   жителей сносимых домов в пределах округа.
       3.1.4.  Комплексное  освоение  подземного пространства с учетом
   приоритетных задач развития коммуникаций и инженерии ЦАО.
       3.1.5.  Обеспечение  приоритетности обновления энергетической и
   инженерной     инфраструктуры     ЦАО,    повышение    безопасности
   энергетической   и   инженерной  системы  и  снижение  возможностей
   энергодефицита.
       3.1.6.  Применение  современных  энергосберегающих технологий и
   инженерного оборудования при строительстве и ремонте жилья.
       3.1.7.   Модернизацию   образовательной   инфраструктуры   ЦАО,
   инфраструктуры  здравоохранения,  включая  реконструкцию  зданий, а
   также вопросы профильного использования объектов.
       3.1.8.  Развитие  общедоступной инфраструктуры здорового образа
   жизни,   создание   инфраструктуры  уличного  и  дворового  спорта,
   строительство   крытых   спортивных   сооружений   местного  уровня
   (бассейнов, катков, спортзалов).
       3.2.  Повышение  качества  жилищно-коммунальной инфраструктуры,
   качества  управления  многоквартирными  домами,  уровня  влияния  и
   участия граждан в развитии системы ЖКХ, что предполагает:
       3.2.1.   Содействие   развитию   самоуправления   собственников
   помещений  в  жилищной  сфере  в  процессе  реформирования  системы
   управления     многоквартирными     домами,     выполнение    задач
   организационной,  методической,  информационной  и консультационной
   поддержки    собственников   помещений   по   вопросам   управления
   многоквартирными   домами   и  создания  товариществ  собственников
   жилья.
       3.2.2.    Обеспечение    текущего    и   капитального   ремонта
   многоквартирных  домов,  выполнение соответствующих государственных
   обязательств   по   передаче  многоквартирных  домов  в  управление
   собственникам жилых помещений.
       3.2.3.  Содействие  пилотным  проектам  в  области  обеспечения
   капитальных  и  реконструктивных  работ за счет средств товариществ
   собственников жилья.
       3.2.4.   Проведение   мероприятий   по   реформированию  ДЕЗов,
   повышение   качества   услуг   по   диспетчеризации,  содержанию  и
   обслуживанию  жилищного фонда, контроль соблюдения законодательства
   и   интересов   граждан  на  рынке  управляющих  и  эксплуатирующих
   организаций.
       3.3.  Развитие  социально ориентированной инфраструктуры жилого
   центра,  обеспечивающей  высокий уровень и баланс удовлетворенности
   постоянного и "дневного" населения ее развитием, что предполагает:
       3.3.1.  Развитие  сети  социально  ориентированных  предприятий
   торговли  и  бытового  обслуживания  с  учетом  повышения уровня ее
   пешеходной  доступности  и  комплексного  приспособления  к  нуждам
   инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
       3.3.2.   Разработку   системы   мер  по  исправлению  нарушений
   структуры      потребительского      рынка     перепрофилированием,
   совершенствование      законодательной      базы,      регулирующей
   перепрофилирование,   а   также   обеспечение  социальных  задач  и
   приоритетов при перепрофилировании помещений игровых заведений.
       3.3.3.  Формирование  эффективной  системы  контроля со стороны
   территориальных  органов  исполнительной  власти  за  предприятиями
   потребительского    рынка,    недопущение   "вымывания"   социально
   значимого ассортимента.
       3.3.4.    Развитие   образовательной   инфраструктуры   округа,
   поддержание   общегородских   функций   уникальных  образовательных
   учреждений   на   территории   округа,   а   также   приоритетность
   реконструкции школ старой постройки.
       3.3.5.  Развитие системы профессионального образования, включая
   вопросы  профильного  использования и модернизации зданий, развитие
   систем     привлекательности     профессионального     образования,
   тестирование   навыков   и   склонностей   подростков,  обеспечение
   взаимосвязи  профессионального образования с производством, целевую
   подготовку кадров для окружных и городских предприятий.
       3.3.6.   Ликвидацию  дефицита  детских  дошкольных  учреждений,
   возвращение     к     использованию     по     назначению     ранее
   перепрофилированных   объектов   детских  дошкольных  учреждений  и
   улучшение обеспеченности округа детскими площадками.
       3.3.7.   Реконструкцию   существующих   и  строительство  новых
   объектов  здравоохранения, выделение помещений во вновь построенных
   объектах   для  размещения  государственных  аптечных  предприятий,
   техническое   переоснащение   учреждений   здравоохранения  округа,
   обеспечение   транспортной   и   пешеходной   доступности  объектов
   здравоохранения,   разработку   адресных  программ  по  контролю  и
   улучшению здоровья пенсионеров и детей.
       3.3.8.  Развитие  сети  доступных  физкультурно-оздоровительных
   учреждений и пропаганда здорового образа жизни среди горожан.
       3.4.    Совершенствование   социальной   поддержки   населения,
   повышение  уровня  и  качества  оснащенности социальной политики, в
   том  числе  за счет реализации социально инновационных мероприятий,
   что предполагает:
       3.4.1.   Развитие   принципов   адресной  социальной  поддержки
   пенсионеров и ветеранов.
       3.4.2.   Создание   социальных   рабочих   мест   для  наименее
   защищенных групп населения округа.
       3.4.3.  Обеспечение условий для проведения молодежной политики,
   включая   приоритетное   внимание   поддержке   молодых   семей   и
   демографической политике.
       3.4.4.  Активизацию  политики  в области воспитания и адаптации
   детей,  адресной  помощи  неблагополучным  детям  и  детям-сиротам,
   борьбы с беспризорностью.
       3.4.5.  Реабилитацию  и интеграцию инвалидов, детей-инвалидов и
   других   маломобильных   и   малообеспеченных   граждан   с   целью
   обеспечения  комфортных  условий  их  жизнедеятельности, развитие в
   рамках  социальной  инфраструктуры ЦАО принципов безбарьерной среды
   для инвалидов, включая жилые дома и прилегающие территории.
       3.4.6.   Внедрение   системы   ориентации   на   результат  при
   реализации    социальных    программ    и    проектов,    поддержку
   инновационных,   в   том   числе  гражданских  и  благотворительных
   инициатив   в   социальной  сфере,  адресную  поддержку  социальных
   учреждений   и   общественных   организаций,   продемонстрировавших
   высокие результаты работы с населением.
       Выполнение  данной  системы  задач и программных мероприятий по
   направлению  "Лучшее  качество  жизни  людей"  позволит  достичь  в
   рамках Концепции следующих результатов:
       -   обеспечить  комплексную  реконструкцию  и  реновацию  жилой
   застройки  центра,  сформировать  предпосылки для полной ликвидации
   проблемы ветхого и аварийного жилья в округе;
       -  в основном выполнить задачи по ликвидации недоремонта жилого
   фонда;
       -  обеспечить  ускоренную модернизацию инженерной, коммунальной
   и    энергетической    инфраструктуры    и    существенно   снизить
   инфраструктурные  ограничители  дальнейшего экономического развития
   округа;
       -  повысить  качество  проживания в округе за счет модернизации
   как   жилищной,  так  и  социальной  инфраструктуры,  повышения  ее
   доступности для всех категорий населения;
       -   обеспечить  сохранение  и  развитие  общегородских  функций
   образовательной   и   культурной   инфраструктуры,   инфраструктуры
   здравоохранения округа;
       -  увеличить  уровень  обеспечения  социальных программ за счет
   привлечения общественности, бизнеса, благотворительных программ.
   
                       4. Центр истории и культуры
   
                             Анализ ситуации
   
       Сохранение   и  развитие  культурного  наследия  и  культурного
   комплекса  центра столицы является необходимым условием поддержания
   благоприятной  социальной  динамики,  поскольку  напрямую влияет на
   качество   жизни   в   округе.   Кроме   того,   высокое   качество
   инфраструктуры  интеллектуального,  культурного досуга способствует
   улучшению  международного  имиджа  ЦАО  и столицы в целом, росту их
   туристской  привлекательности,  обеспечивает  становление  широкого
   межнационального  и  межрелигиозного  диалога.  При  этом забота об
   историческом  и  культурном  наследии  Москвы  приобретает характер
   комплексной,  межотраслевой  проблемы,  требующей совместных усилий
   различных    органов    государственной   власти   и   общественных
   организаций.
       Москва  входит  в  число  мировых  столиц-лидеров по количеству
   музеев,  расположенных  в  черте города, и, следовательно, способна
   удовлетворить  культурные  требования практически всех социальных и
   демографических    групп.   Число   московских   музеев   превышает
   показатели  Парижа и Лондона и уступает только Нью-Йорку и Мадриду.
   Расположенный  в ЦАО Государственный музей изобразительных искусств
   им.   А.С.  Пушкина  является  после  Государственного  Эрмитажа  в
   Санкт-Петербурге  второй  по  величине в России картинной галереей.
   Только  в  2006  г.  музейные  экспозиции  посетили  более  4  млн.
   москвичей и гостей столицы.
       В   Москве   сосредоточены   ценнейшие   памятники   истории  и
   архитектуры   мирового  значения,  причем  в  центре  располагаются
   важнейшие   из  них:  Московский  Кремль,  Покровский  собор,  ГУМ,
   Московский  государственный  университет,  Новодевичий  монастырь и
   многие  другие.  В округе воссозданы Храм Христа Спасителя, который
   стал  кафедральным  собором  города,  Воскресенские ворота Кремля с
   часовней  Иверской  Божьей  матери  и  храм  Иконы Казанской Божьей
   матери на Красной площади.
       В  целом  в  настоящее  время  в  границах ЦАО располагается 75
   объектов   культурного   наследия,  вошедших  в  Список  Всемирного
   культурного  и  природного наследия ЮНЕСКО; 13 объектов, вошедших в
   Свод   особо   ценных   объектов  культурного  наследия  Российской
   Федерации;  3214  объектов  культурного  наследия,  из которых 2055
   являются памятниками истории и архитектуры федерального значения.
       Таким  образом, ЦАО, непосредственно являясь историческим ядром
   Москвы  и  России,  несет  ответственность за сохранность духовного
   фонда  народов России и, следовательно, за обеспечение культурной и
   идеологической  преемственности поколений. Консолидирующее значение
   культурно-исторического   наследия   округа   состоит  в  том,  что
   благодаря   ему   удается   осуществлять   передачу   социальных  и
   культурных ценностей старшего населения округа молодежи.
       Поскольку  на  территории  ЦАО сосредоточено большое количество
   объектов  российской  и  мировой культурной и духовной сокровищниц,
   на   их   содержание,   на   развитие   и   популяризацию  -  после
   разграничения  права  собственности  между  федеральным  центром  и
   Москвой  -  должны  быть  направлены  значительные  материальные  и
   интеллектуальные    ресурсы,   которыми   центр   в   одиночку   не
   располагает.
       При  этом  культурный потенциал округа не всегда используется в
   полной   мере   и   в  рамках  надлежащих  технико-методологических
   ограничений.  Отдельные исторические архитектурные комплексы в силу
   своей   популярности   (например,  Красная  и  Пушкинская  площади,
   Чистопрудный   бульвар)  систематически  подвергаются  интенсивному
   воздействию  со стороны "дневного" и постоянного населения округа и
   потому    требуют    особого   ухода.   С   другой   стороны,   ряд
   культурно-исторических  объектов  и  комплексов  выпадают  из  поля
   зрения  населения  по  причине  своей  отстраненности  от  основных
   туристских   магистралей   и   крупных  городских  объектов.  Более
   системное  и равномерное, в т.ч. с административной и хозяйственной
   точки  зрения,  управление  культурным наследием становится сегодня
   объективным приоритетом устойчивого развития ЦАО.
       На  территории  округа  на  сегодняшний  день  уже осуществлено
   несколько   крупных   проектов  развития  культурно-исторических  и
   туристских  пространств.  Так,  идет  подготовка  к  организации 14
   пешеходных  маршрутов  на  территории  "Золотого  кольца Москвы". К
   2012  году  должно  быть  завершено  их  рабочее  проектирование  и
   закончена   реализация   рабочих   проектов   2   маршрутов:   N  2
   "Исторические   и   архитектурные   памятники   Красной  площади  и
   Китай-города",  N 13 "По достопримечательным местам Замоскворечья".
   Работы  по  созданию  пешеходной  зоны  в  центре Москвы - от Храма
   Христа  Спасителя  до  Якиманской набережной на "Золотом острове" -
   будут  завершены  уже  в 2007 г. Новый маршрут соединит Храм Христа
   Спасителя,    Берсеневскую,    Якиманскую    набережные   и   район
   Замоскворечья.
       Однако,   несмотря   на   очевидные   успехи  округа  в  данном
   направлении,  на  поддержание  исторического  архитектурного облика
   центра  города требуются значительные ресурсы. В округе сохраняется
   большое  количество градостроительных памятников, требующих особого
   внимания   и   нуждающихся   в   реставрации,   перепрофилировании,
   популяризации    и    т.д.   Кроме   того,   текущее   обслуживание
   отреставрированных  объектов  также  требует существенных ресурсов.
   Поэтому    представляется   немаловажным   добиться   приоритетного
   выделения  из  городских  и федеральных источников соответствующего
   финансового   обеспечения   деятельности   территориальных  органов
   власти,   а  также  активно  развивать  сотрудничество  с  окружным
   меценатством.
       Важным       ограничением       комплексного      ухода      за
   культурно-историческим    наследием   округа   становится   частная
   собственность  на  отдельные  памятники архитектуры и истории. Так,
   сохраняется  серьезная опасность ненадлежащего ухода за памятниками
   со     стороны    частных    владельцев.    Имеющиеся    нерешенные
   политико-правовые  вопросы, связанные с разграничением сфер ведения
   органов  власти  и  частных  собственников  в  области  контроля  и
   поддержания  состояния  памятников, могут способствовать сохранению
   существующей   "подвешенной"   ситуации.   Поэтому   принципиальной
   представляется   организация   конструктивного   взаимодействия   с
   владельцами  (нынешними и будущими) таких объектов и координация их
   деятельности  в  соответствии  с планами градостроительной политики
   города.
       В     целом     привлечение    инвесторов    к    использованию
   культурно-исторического  потенциала  ЦАО  необходимо  как  с  целью
   более  полного  освоения имеющегося культурного наследия, так и для
   снижения  нагрузки  на  городской  и  окружной бюджеты. Оптимальной
   формой   для  таких  проектов  может  стать  государственно-частное
   партнерство,  при котором права и обязанности сторон распределяются
   пропорционально их финансовому участию.
       Отмеченный  факт  концентрации  жителей и гостей ЦАО в пределах
   нескольких  главных  градостроительных  комплексов  округа, а также
   общая  логика  непрерывного  развития  и  совершенствования  центра
   Москвы  предполагают  не только эффективное использование имеющихся
   культурно-исторических  ресурсов,  но  и  создание  новых объектов,
   способных  претендовать  на статус уникального городского наследия.
   Поэтому  важным  направлением  деятельности территориальных органов
   власти,  осуществляемым  при  поддержке  и  участии бизнеса, в т.ч.
   окружного,  является создание новых культурно-исторических центров.
   Для   этого  важно  стимулировать  новаторские  подходы  к  решению
   архитектурных   и   художественных   задач  на  территории  округа,
   поощрять  и  популяризировать  новые  "культовые"  объекты.  Но при
   реализации    таких    проектов    необходимо    учитывать   особую
   архитектурную  "композицию"  округа и конкретные пожелания, запросы
   сообществ  ЦАО,  имеющих  собственное  представление  о  культурной
   специфике своего места жительства и/или работы.
       В  целом  интенсивное  развитие  туристского  комплекса  округа
   предполагает  не  просто  привлечение инвестиционных компаний, а их
   ориентацию  на  осуществление  наиболее  сложных и ресурсозатратных
   проектов,  как, например, освоение подземных пространств и создание
   центров  первичного обслуживания туристов. Необходимо более активно
   развивать  систему  туристских  маршрутов,  использующих  акваторию
   Москвы-реки.
       При  согласовании инвестиционных программ, в т.ч. на туристских
   маршрутах,  обязательно  предусматривать возможности для сохранения
   градостроительного    наследия    центра.    Для   этого   возможно
   организовать   систему   мониторинга   и   контроля  над  подобными
   проектами с привлечением окружной общественности и экспертов.
       Ряд   имеющихся  на  территории  округа  памятников  истории  и
   архитектуры    потенциально    привлекателен   для   российских   и
   иностранных   туристов,  но  находится  вне  их  поля  зрения.  Для
   использования  подобного "запасного" ресурса округа требуется более
   инновационное  освоение архитектурно-археологического и культурного
   наследия    ЦАО.    Последнее   предполагает   создание   новых   и
   совершенствование  работы  существующих  оригинальных музеев и мест
   отдыха   населения,  а  также  достижение  большего  экономического
   эффекта от их функционирования.
       Удачным  примером деятельности в данном направлении может стать
   сохранение  в  целости  основания  Сухаревской башни, обнаруженного
   при  строительстве  подземного  перехода,  которое уже стало "вновь
   открытой"   достопримечательностью   ЦАО.   Сегодня   реконструкция
   гостиницы    "Россия"    дает    археологам   возможность   освоить
   пространства  уникального  исторического  комплекса  "Зарядье", что
   открывает  новые культурные и туристские перспективы перед районом.
   Целесообразно   создание   культурно-туристской   инфраструктуры  и
   привлекательности  при  реализации и иных крупных градостроительных
   проектов ("Москва-Сити", "Золотой остров" и т.д.).
       В  целом  потенциал  развития археологического туризма в округе
   очень  велик - весь исторический центр, в пределах Камер-коллежских
   валов,  имеет  юридический  статус  памятника  археологии. Такой же
   статус  имеют  еще  140  городских  зон.  В  этой  связи необходимо
   предусмотреть   повышение  интенсивности  археологических  работ  в
   рамках   реализации   строительных   проектов   и   ответственности
   инвесторов   за  их  проведение,  тем  более  учитывая  перспективы
   реализации   в   центре   Москвы   масштабной   программы  освоения
   подземного  пространства.  В  идеале  -  в  рамках каждого крупного
   подземного  проекта  целесообразно создавать музей-выставку истории
   и  роли  этого места в жизни Москвы, обнаруженных в культурном слое
   прошлых столетий находок и т.п.
       Одновременно  не  менее  интересным может стать популяризация и
   продвижение  прежде  менее  значимых  объектов культурного наследия
   ЦАО:   создание  "памятников  быта  и  досуга"  недавнего  прошлого
   (распространение  модели  музея-пятиэтажки, музея-фабрики, развитие
   исторических   транспортных   маршрутов   и  использование  на  них
   исторических  транспортных  средств  и  т.п.),  развитие туристских
   направлений,     связанных    с    российской    литературой    или
   кинематографией   (действие   многих   художественных  произведений
   современных  авторов  разворачивается  на  территории  ЦАО).  Также
   важным  направлением может быть и проведение историко-архитектурных
   и  археологических  исследований  при перебазировании предприятий с
   одновременным      рассмотрением     возможностей     использования
   высвобождаемых  промышленных площадей под культурные и арт-объекты,
   нужды  деятелей  искусства.  Благодаря  данным  направлениям  будет
   формироваться  образ  и  репутация  центра  Москвы как современного
   культурного и исторического центра Москвы и России.
       Важным   аспектом  развития  ЦАО  остается  создание  в  округе
   инфраструктуры  отдыха  и развлечений для туристов и гостей столицы
   со   средним   достатком.   Отмечается,   что   именно   недостаток

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное