Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.06.2017
USD
59.09
EUR
67.5
CNY
8.72
JPY
0.52
GBP
76.73
TRY
16.83
PLN
15.93
 

ПРИКАЗ МПТР РФ ОТ 12.07.2002 N 134 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ" (ПТЭ-2001)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 9
 
       - обеспечение  единства и требуемой точности измерений,  в том
   числе организация поверки (калибровки) средств измерений;
       - организация  своевременного  ремонта  средств измерений и их
   правильной эксплуатации;
       - организация метрологического обеспечения работ,  связанных с
   проведением сертификации технической базы телепродукции;
       - осуществление   метрологического   надзора  и  контроля  при
   эксплуатации технических средств телевидения;
       - организация  работ по метрологической подготовке и повышению
   квалификации  работников  эксплуатационных   и   ремонтных   служб
   телеорганизации.
       2.4. Метрологическая   служба   телеорганизации   может   быть
   аккредитована установленным Госстандартом России порядком на право
   поверки и калибровки средств измерений.
   
              3. Основные требования к средствам измерений
   
       3.1. Средства измерений, применяемые в телеорганизации, должны
   иметь   утвержденный   тип   (сертификат)   и   быть   поверенными
   (калиброванными).
       3.2. Средства   измерений   подлежат   периодической   поверке
   метрологическими службами телеорганизации в случае их аккредитации
   Госстандартом России на право поверки (калибровки) (пункт 2.4),  в
   противном   случае   -   в    метрологической    службе    отрасли
   телерадиовещания  или  в  органах  государственной метрологической
   службы,  или   в   других   аккредитованных   на   право   поверки
   метрологических службах.
       Средства измерений,  применяемые в телеорганизации  вне  сферы
   государственного  метрологического  надзора  и контроля,  подлежат
   периодической калибровке в метрологической службе  телеорганизации
   или метрологической службе отрасли телевидения и радиовещания.
       3.3. Поверка  (калибровка)  средств  измерений  проводится   в
   соответствии    с    графиком,   составляемым   ежегодно.   График
   утверждается техническим руководителем телеорганизации.
       Межповерочные (межкалибровочные)    интервалы    для   средств
   измерений указаны в технической документации (техническое описание
   и   инструкция   по   эксплуатации  и  др.)  Внеочередная  поверка
   (калибровка) проводится по решению главного метролога  (метролога)
   телеорганизации в случае необходимости.
       3.4. Методики    выполнения     измерений,     устанавливающие
   нормированные    метрологические   характеристики,   должны   быть
   аттестованы в соответствии с ГОСТ 8.563.
       3.5. Рабочие  эталоны,  применяемые  для  поверки (калибровки)
   средств измерений,  должны быть поверены в органах государственной
   метрологической  службы  или  в  других  метрологических  службах,
   имеющих эталоны соответствующего разряда.
   
                         4. Основные требования
                    к эксплуатационному оборудованию
   
       Эксплуатационное оборудование,  находящееся  в телеорганизации
   (магнитофоны,  модуляторы,  видеокамеры и  др.)  отечественного  и
   импортного производства,  входящее в состав технологических цепей,
   должно проходить профилактический контроль с  целью  подтверждения
   соответствия   его  рабочих  параметров  технической  документации
   (техническое  описание  и  инструкция  по  эксплуатации  и   др.).
   Результат   профилактического   контроля   оформляется  протоколом
   испытаний,  который согласовывается с  метрологической  службой  и
   утверждается техническим руководителем телеорганизации.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение М
                                                         (справочное)
   
               НАБОР ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
         КАНАЛОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗВУКА, ЗАПИСАННЫХ НА ТЕХНИЧЕСКИХ
                    И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВИДЕОКАССЕТАХ
   
                      1. Технические видеокассеты
   
       1.1. Набор видеосигналов  и  набор  звуковых  сигналов  в  ТВК
   формата   записи   Betacam  SP  для  проверки  аналоговых  каналов
   изображения и звука по ОСТ 58-23.
       Набор видеосигналов  для  проверки канала изображения до входа
   транскодера:
       - MULTIBURST  5,8 - сигнал частотных пакетов для измерения АЧХ
   в каналах яркости и цветности в полосе частот до 5,8 МГц,  записан
   по входам Y, Pr, Pb;
       - VITS 330 -  сигнал  для  измерения  ДУ,  К-2Т,  КНИ,  уровня
   белого, записан по композитному входу;
       - VITS 17 - сигнал для измерения уровня белого, К-2Т, КНИ, РУ,
   PB, записан по входам Y, Pr, Pb;
       - GREY 50%  - сигнал серого поля для измерения отношения  С/Ш,
   записан по входам Y, Pr, Pb.
       Набор звуковых сигналов для проверки каналов звука:
       - сигнал номинального уровня частотой 400 Гц для измерения Кг;
       - сигнал номинального уровня частотой 1000 Гц,  используемый в
   качестве опорного сигнала;
       - сигнал "Пауза" - для измерения отношения С/Ш;
       - сигналы  с  уровнем  минус 10 дБ от номинального с частотами
   1000 Гц,  51 Гц, 63 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 4000 Гц, 6000 Гц, 8000 Гц,
   10000 Гц, 12000 Гц, 15000 Гц, 1000 Гц - для измерения АЧХ.
       Примечания. 1.  Сигналы  звукового  ряда   подписываются   под
   видеоряд.
       2. В    начале    ТВК    записывается    технический   ракорд,
   представляющий собой сигнал черного поля  (СЧП  и  сигнал  цветных
   полос "EBU COLOUR BARS").
       3. Запись сигналов на ТВК осуществляется  на  видеомагнитофоне
   формата Betacam SP типа BVW-75 фирмы Sony или аналогичном.
       4. Запись измерительных видеосигналов  производится  с  выхода
   цифрового  генератора телевизионных испытательных сигналов DTG-35.
   Измерительные сигналы  соответствуют  представленным  в  документе
   "Цифровой  генератор  телевизионных испытательных сигналов DTG-35.
   Руководство по эксплуатации и паспорт".
       5. Запись   звуковых  измерительных  сигналов  производится  с
   выхода низкочастотного генератора сигналов  ГЗ-118  по  продольным
   каналам видеомагнитофона.
       6. Каналы    изображения     и     звукового     сопровождения
   видеомагнитофона  отрегулированы  в соответствии с его паспортными
   данными.
       7. Для   изготовления  ТВК  формата  Betacam  SP  используются
   видеокассеты ВСТ-30Ма Sony или видеокассеты,  имеющие  аналогичные
   характеристики.
   
       1.2. Набор видеосигналов  и  набор  звуковых  сигналов  в  ТВК
   формата записи S-VHS для проверки аналоговых каналов изображения и
   звука по ОСТ 58-23.
       Измерительные сигналы записаны по стандарту PAL.
       Набор видеосигналов для проверки канала изображения  до  входа
   транскодера:
       - MULTIBURST VHS - сигнал частотных пакетов для измерения  АЧХ
   в канале яркости в полосе частот до 4,0 МГц;
       - VITS 330 -  сигнал  для  измерения  ДУ,  КНИ,  К-2Т,  уровня
   белого;
       - VITS 17 - сигнал для измерения уровня белого,  РУ, РВ, К-2Т,
   КНИ;
       - GREY 50% - сигнал серого поля для измерения отношения С/Ш.
       Набор звуковых сигналов для проверки каналов звука:
       - сигнал номинального уровня частотой 400 Гц для измерения Кг;
       - сигнал номинального уровня частотой 1000 Гц,  используемый в
   качестве опорного сигнала;
       - сигнал "Пауза" - для измерения отношения С/Ш;
       - сигналы с уровнем минус 10 дБ от  номинального  с  частотами
   1000 Гц,  63 Гц,  125 Гц, 250 Гц, 4000 Гц, 6000 Гц, 8000 Гц, 10000
   Гц, 1000 Гц - для измерения АЧХ.
       Примечания. 1.   Сигналы   звукового  ряда  подписываются  под
   видеоряд.
       2. В  начале  ТВК-1  и  ТВК-2 записывается технический ракорд,
   представляющий собой сигнал черного поля (СЧП)  и  сигнал  цветных
   полос "EBU COLOUR BARS".
       3. Запись сигналов на ТВК осуществляется  на  видеомагнитофоне
   формата S-VHS типа AG-7350 фирмы Panasonic или аналогичном.
       4. Запись измерительных видеосигналов  производится  с  выхода
   цифрового  генератора телевизионных испытательных сигналов DTG-35.
   Измерительные сигналы  соответствуют  представленным  в  документе
   "Цифровой  генератор  телевизионных испытательных сигналов DTG-35.
   Руководство по эксплуатации и паспорт".
       5. Запись   звуковых  измерительных  сигналов  производится  с
   выхода генератора сигналов низкочастотного ГЗ-118 по продольным  и
   Hi-Fi каналам видеомагнитофона.
       6. Каналы    изображения     и     звукового     сопровождения
   видеомагнитофона  отрегулированы  в соответствии с его паспортными
   данными.
       7. Для изготовления ТК формата S-VHS используются видеокассеты
   Ampex 289 Е-030 или имеющие аналогичные характеристики.
   
                    2. Технологические видеокассеты
   
                                                          Таблица М.1
   
               НАБОР ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ВИДЕОСИГНАЛОВ, ТАБЛИЦ,
              ФРАГМЕНТОВ ПОДВИЖНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ЗВУКОВЫХ
                СИГНАЛОВ, ЗАПИСАННЫХ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
                        ВИДЕОКАССЕТЕ (СТП 47-25)
   
   -------------T------------------T------------T-----------T--------
   |Видеосигнал |    Назначение    |  Звуковые  |Назначение |Продол-|
   |            |   видеосигнала   |  сигналы   | звукового |житель-|
   |            |                  |            |  сигнала  |ность, |
   |            |                  |            |           |мин.:с |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |BLACK BURST |Технический ракорд|-           |-          |00:30  |
   |- сигнал    |                  |            |           |       |
   |черного поля|                  |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |WHITE 100% -|Для оценки стати- |Сигнал номи-|Для иденти-|01:00  |
   |сигнал бело-|ческого баланса   |нального    |фикации но-|       |
   |го поля     |белого по полю    |уровня час- |мера канала|       |
   |            |изображения мони- |тотой 1000  |и выявления|       |
   |            |тора, обнаружения |Гц, записан-|наличия пе-|       |
   |            |импульсных помех  |ный по вто- |реходных   |       |
   |            |                  |рому про-   |помех      |       |
   |            |                  |дольному ка-|           |       |
   |            |                  |налу        |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |EBU COLOUR  |Заставка          |-           |-          |00:30  |
   |BARS -      |                  |            |           |       |
   |сигнал цвет-|                  |            |           |       |
   |ных полос   |                  |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |GREY 50% -  |Для оценки шума на|Сигнал номи-|Для иденти-|01:00  |
   |сигнал серо-|изображении, обус-|нального    |фикации но-|       |
   |го поля     |ловленного низким |уровня час- |мера канала|       |
   |            |отношением сигнал |тотой 1000  |и выявления|       |
   |            |/ шум             |Гц, записан-|наличия пе-|       |
   |            |                  |ный по пер- |реходных   |       |
   |            |                  |вому про-   |помех      |       |
   |            |                  |дольному    |           |       |
   |            |                  |каналу      |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |EBU COLOUR  |Для оценки динами-|Сигнал номи-|Для оценки |02:00  |
   |BARS -      |ческого баланса   |нального    |громкости, |       |
   |сигнал цвет-|белого            |уровня час- |наличия ис-|       |
   |ных полос по|                  |тотой 1000  |кажений ти-|       |
   |каналу яр-  |                  |Гц, записан-|па: хрип-  |       |
   |кости       |                  |ный по двум |лость, дре-|       |
   |            |                  |продольным  |безг, шум, |       |
   |            |                  |каналам     |треск, фон |       |
   |            |                  |            |и др.      |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |ИТМ-01-98 по|Для оценки прост- |Сигнал уров-|Для выявле-|01:00  |
   |каналу яр-  |ранственной чет-  |нем минус 10|ния искаже-|       |
   |кости в со- |кости по яркости, |дБ          |ний типа:  |       |
   |ответствии с|нелинейных и гео- |частотой    |дребезг,   |       |
   |ГОСТ 14872  |метрических иска- |3150 Гц,    |"плавание  |       |
   |            |жений монитора по |записанный  |звука", шум|       |
   |            |горизонтали и     |по двум про-|           |       |
   |            |вертикали, тяну-  |дольным ка- |           |       |
   |            |щихся продолже-   |налам       |           |       |
   |            |ний, повторов и   |            |           |       |
   |            |окантовок         |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |CROSS HTH / |Для оценки сведе- |-           |-          |01:00  |
   |DOTS - сиг- |ния лучей в кинес-|            |           |       |
   |нал сетки   |копе монитора,    |            |           |       |
   |            |расхождения во    |            |           |       |
   |            |времени сигналов  |            |           |       |
   |            |яркости и цветнос-|            |           |       |
   |            |ти, а также выяв- |            |           |       |
   |            |ления нарушений   |            |           |       |
   |            |синхронизации     |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |MULTIBURST  |Для оценки ампли- |-           |-          |01:00  |
   |5.8         |тудно-частотной   |            |           |       |
   |            |характеристики    |            |           |       |
   |            |канала            |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |VITS 17     |Для оценки пере-  |-           |-          |01:00  |
   |            |ходной, импульс-  |            |           |       |
   |            |ной характеристик,|            |           |       |
   |            |различия усиления |            |           |       |
   |            |сигналов яркости и|            |           |       |
   |            |цветности         |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |RAMP 100%   |Для оценки шума на|-           |-          |01:00  |
   |            |изображении, обус-|            |           |       |
   |            |ловленного низким |            |           |       |
   |            |отношением сигнал |            |           |       |
   |            |/ шум             |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |ИТМ-06-98 - |Для оценки разре- |-           |-          |01:00  |
   |таблицы по  |шающей способности|            |           +-------+
   |ИТМ-06С-01  |по цвету          |            |           |01:00  |
   |ОСТ 58-19   |                  |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |R, G, B -   |Для оценки нерав- |-           |-          |01:00  |
   |сигналы ос- |номерности цвет-  |            |           +-------+
   |новных цве- |ности по полю     |            |           |01:00  |
   |тов 75% на- |изображения мони- |            |           +-------+
   |сыщенности  |тора и выявления  |            |           |01:00  |
   |(красный,   |муара             |            |           |       |
   |зеленый,    |                  |            |           |       |
   |синий), за- |                  |            |           |       |
   |писанные    |                  |            |           |       |
   |поочередно  |                  |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |ЦИТ-01М-98  |Для оценки качес- |-           |-          |01:00  |
   |таблица по  |тва цветопередачи |            |           |       |
   |ОСТ 58-19   |                  |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |ЦИТ-02М-98 -|Для оценки качес- |-           |-          |01:00  |
   |таблица по  |тва цветопередачи |            |           |       |
   |ОСТ 58-19   |цветов одного цве-|            |           |       |
   |            |тового тона и раз-|            |           |       |
   |            |ной насыщенности  |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |Фрагменты   |Для выявления и   |-           |-          |10:00  |
   |подвижных   |субъективной оцен-|            |           |       |
   |испытатель- |ки артефактов, вы-|            |           |       |
   |ных изобра- |явления смаза     |            |           |       |
   |жений:      |изображения, диф- |            |           |       |
   |КАЛЕНДАРЬ,  |ференциально-     |            |           |       |
   |ЛУГ, ПОРТ,  |фазовых искажений,|            |           |       |
   |ЧЕРЕПИЦА,   |"факелов"         |            |           |       |
   |ДИВА С ШУ-  |                  |            |           |       |
   |МОМ, реко-  |                  |            |           |       |
   |мендованные |                  |            |           |       |
   |(EBU)       |                  |            |           |       |
   +------------+------------------+------------+-----------+-------+
   |BLACK BURST |Для обнаружения   |-           |-          |00:30  |
   |- сигнал    |импульсных помех. |            |           |       |
   |черного поля|Технический ракорд|            |           |       |
   L------------+------------------+------------+-----------+--------
   
       Примечания. 1.   Перечисленные   испытательные   видеосигналы,
   таблицы  и  фрагменты  подвижных  изображений  разделены  сигналом
   серого поля длительностью 10 с.
       2. Общая длительность записи видеосигналов 27 мин. 50 с.
       3. Общая длительность записи звуковых сигналов 5 мин. 00 с.
       4. Расположение сигналов звукового ряда  -  в  соответствии  с
   таблицей.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение Н
                                                      (рекомендуемое)
   
               ПАРАМЕТРЫ И НОРМЫ ДЛЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ
               КАЧЕСТВА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ЗВУКА
   
                                                          Таблица Н.1
   
                     ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ПО КОТОРЫМ
                ПРОВОДИТСЯ СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
                       ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
   
   ---T-----------T--------------------------------------------------
   |N |Оцениваемый|                   Пояснения                     |
   |  | параметр  |                                                 |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |1 |Шумы       |Функциональные помехи, проявляющиеся на изображе-|
   |  |           |нии в виде хаотической ряби или "хлопьев снега", |
   |  |           |особенно заметных на сером фоне, и приводящие к  |
   |  |           |снижению четкости и уменьшению числа различимых  |
   |  |           |градаций яркости                                 |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |2 |Фон        |Низкочастотная периодическая помеха, приводящая к|
   |  |           |появлению на изображении широких горизонтальных  |
   |  |           |темных и светлых полос, перемещающихся вверх или |
   |  |           |вниз по экрану, и вызывающая при большом уровне  |
   |  |           |искажения вертикальных линий в такт с фоном      |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |3 |Муар       |Высокочастотные помехи, чаще всего проявляющиеся |
   |  |           |в виде вертикальных или наклонных неподвижных или|
   |  |           |перемещающихся полос на изображении              |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |4 |Импульсная |На изображении наблюдаются хаотичные вспышки или |
   |  |помеха     |светлые и темные штрихи различной длительности   |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |5 |Нарушение  |Нарушения формы и длительности синхроимпульсов,  |
   |  |синхрониза-|приводящие к неустойчивости кадра, выбиванию     |
   |  |ции        |цветовой синхронизации, выражающейся в изменении |
   |  |           |цвета или полном его пропадании                  |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |6 |Четкость   |Разрешающая способность, т.е. способность контро-|
   |  |           |лируемой системы воспроизводить на экране мелкие |
   |  |           |детали передаваемого объекта. На четкость оказы- |
   |  |           |вают существенное воздействие шумы, муар, окан-  |
   |  |           |товки, тянучки и др.                             |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |7 |Тянущиеся  |Частотно-фазовые искажения, проявляющиеся на     |
   |  |продолжения|изображении в виде светлых или темных горизон-   |
   |  |("тянучки")|тальных полос с монотонно изменяющейся яркостью, |
   |  |           |тянущихся вправо от яркостных перепадов          |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |8 |Повторы и  |Появление на экране отражений в виде многократных|
   |  |окантовки  |контуров основного изображения с постепенно за-  |
   |  |           |тухающей интенсивностью. Появление на изображении|
   |  |           |темных и светлых окантовок вблизи яркостных пере-|
   |  |           |падов (пластика)                                 |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |9 |Цветные    |Рассовмещение во времени сигналов яркости и цвет-|
   |  |окантовки  |ности, приводящее на экране к смещению контуров  |
   |  |           |цветного изображения относительно соответствующих|
   |  |           |яркостных контуров.                              |
   |  |           |Рассовмещение первичных цветовых сигналов, приво-|
   |  |           |дящее к появлению на экране раскрашенных контуров|
   |  |           |изображения                                      |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |10|Дифферен-  |Искажения визуально наблюдаются, как правило, в  |
   |  |циально-   |ложных окрашиваниях желто-розовым оттенком       |
   |  |фазовые    |светлых деталей на участках, примыкающих к гра-  |
   |  |искажения  |ницам больших яркостных перепадов                |
   |  |(диффаза)  |                                                 |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |11|"Факелы"   |Искажения визуально наблюдаются в виде неравно-  |
   |  |           |мерных по цвету и продолжительности ярких гори-  |
   |  |           |зонтальных штрихов после яркостных и цветовых    |
   |  |           |переходов (типа "бахромы")                       |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |12|Цветовая   |Качество цветопередачи оценивается по равномер-  |
   |  |насыщен-   |ности поля и воспроизведению хорошо известных    |
   |  |ность и    |зрителю цветов (например, цвета лица)            |
   |  |качество   |                                                 |
   |  |цветопере- |                                                 |
   |  |дачи       |                                                 |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |13|Специфичес-|Полосы на изображении из-за неидентичной настрой-|
   |  |кие дефекты|ки каналов отдельных магнитных головок в видео-  |
   |  |видеозаписи|магнитофонах; искривление вертикальных линий     |
   |  |           |из-за временных искажений; выпадения сигнала и   |
   |  |           |др.                                              |
   +--+-----------+-------------------------------------------------+
   |14|Специфичес-|Царапины, зерно, потертости и др.                |
   |  |кие дефекты|                                                 |
   |  |киноматери-|                                                 |
   |  |алов       |                                                 |
   L--+-----------+--------------------------------------------------
   
          Типовые дефекты изображения, влияющие на восприятие
          информации и приводящие к различным оценкам качества
   
       1. Тянущиеся  продолжения  ("тянучки"),   повторы,   окантовки
   (цветовые окантовки)
       Эти дефекты,  как  правило,  статичны.  Они  не  мерцают,   не
   изменяются   по   величине,  интенсивности  и  поэтому  не  должны
   отвлекать от восприятия информации. Изображение обычно оценивается
   - "хорошо".
       Исключения:
       - если   дефект   попал   на   главную   часть  изображения  и
   препятствует ее восприятию,  например  на  общем  плане  окантовки
   (повторы) сделали неразличимыми людей или "тянучка" от светильника
   попала на лицо выступающего, то оценка "плохо" - брак;
       - "тянучка"   движется   вместе   с   изображением  одного  из
   предметов,  например от футбольного мяча во  время  игры.  В  этом
   случае  дефект  будет  постоянно  отвлекать,  так как он постоянно
   перемещается;
       - стационарный   дефект,  если  он  очень  заметен  (например,
   сильный    повтор,    сильная    "тянучка"),     оценивается     -
   "удовлетворительно".
       2. Шумы, фон, муар, импульсные помехи, цветные факелы
       Такие дефекты,  как  правило,  постоянно изменяются:  мерцают,
   перемещаются и т.п.,  то есть находятся в  динамике.  Поэтому  они
   обычно отвлекают от восприятия информации.
       Изображение обычно оценивается на "удовлетворительно".
       Исключения:
       - влияние  этих  дефектов,  аналогичное  исключениям пункта 1,
   приводит к оценкам "очень плохо" и "плохо";
       - интенсивность  этих  дефектов  может  быть чрезвычайно мала,
   например шум изображения или зерно кинопленки -  едва  заметны.  В
   этом случае устанавливается оценка "хорошо".
       3. Четкость, фокусировка
       1) Оценка  "хорошо"  -  4  -  устанавливается  в  случаях едва
   заметного  ухудшения  очертаний  или  резкости  границ   различных
   предметов,   незначительной   размытости  черно-белых  и  цветовых
   переходов.  Влияние  этого  дефекта  не  должно  быть  навязчивым,
   отвлекающим.
       2) Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается в  случае,
   когда дефект отвлекает от восприятия информации,  например сильной
   заметности дефектов,  но не приводящих  к  потере  информации  или
   постоянном их изменении.
       3) Оценка "очень плохо" - 1 - устанавливается в случае,  когда
   информация  не  восприниматься полностью.  Специфика этих дефектов
   такова,  что при сильном проявлении  они  препятствуют  восприятию
   главной части изображения.
       4. Специфические дефекты киноматериалов - вертикальные полосы,
   царапины, пятна, грязь
       1) Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается в случаях,
   когда  дефекты  динамичны,  постоянно  перемещаются и отвлекают от
   восприятия информации.
       2) Оценка "плохо" - 2 - устанавливается,  когда дефекты попали
   на главную часть изображения.  Исключение могут  составить  только
   очень мелкие царапины малой интенсивности.
       5. Специфические дефекты видеозаписи
       Классификация качества   при   возникновении   дефекта    типа
   "выпадение"   сигнала,  "залипание"  головок  или  царапины  ленты
   ведется согласно изложенному ниже.  Рассмотрим влияние  "временных
   искажений".  При искривлении прямых линий,  вызванном неправильной
   работой видеомагнитофона,  оценка  устанавливается  независимо  от
   природы  дефекта.  Главное состоит в определении степени нарушения
   границ различных предметов и отвлекающего их воздействия.
       1) Если  эти  дефекты  настолько  сильны,  что  не   позволяют
   воспринимать информацию,  когда искривлены все вертикальные линии,
   нарушены границы всех  предметов,  устанавливается  оценка  "очень
   плохо" - 1.
       2) Оценка "плохо" - 2 - устанавливается чаще всего,  т.к.  эти
   дефекты   нарушают   определение   главного   для   каждого  плана
   изображения. Иными словами - препятствуют восприятию.
       3) Оценка  "удовлетворительно"  -  3  - устанавливается,  если
   кривизна   линий   слабо   выражена   и   постоянно    изменяется,
   перемещается.
       4) Оценка "хорошо" - 4 - принимается в том случае,  когда  эти
   дефекты неподвижны и мало заметны.
       6. Искажение цветопередачи
       Следует различать четыре вида искажения цветопередачи:
       - изменение цвета;
       - искажение цветового тона;
       - искажение оттенка цвета;
       - искажение насыщенности цвета.
       При искажении цвета воспроизводится явно другой цвет известной
   части изображения:  вместо синего  -  желтый,  вместо  зеленого  -
   пурпурный, вместо красного - голубой (т.е. дополнительный).
       При искажении тона цвет изображения воспроизводится верно,  но
   его  тон явно ошибочный.  Например,  лицо человека телесного цвета
   имеет малиновый тон, т.е. очень сильный оттенок.
       При искажении   оттенка   цвет  известного  изображения  имеет
   слабый, ошибочный оттенок.
       При искажении  насыщенности  наблюдается  отклонение "густоты"
   известного цвета изображения.
       Оценка в таких случаях выставляется следующим образом:
       1) Оценка "плохо" - 2 - брак устанавливается в случаях:
       - полного отсутствия цвета в то время, когда он должен быть;
       - явного нарушения цветопередачи, когда вместо основного цвета
   изображения воспроизводится "дополнительный";
       - аналогичного явного искажения цвета только в  главной  части
   изображения;
       - произвольного изменения цвета в течение передачи.
       2) Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается в случаях,
   когда:
       - цвет главной части изображения имеет неверный тон;
       - искажен цвет неглавной части.
       3) Оценка "хорошо" - 4 - должна соответствовать таким дефектам
   цветопередачи:
       - незначительно искажен оттенок главной части изображения;
       - неверный тон цвета неглавной части.
   
                                                          Таблица Н.2
   
               ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ
             СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА
   
   ------------------T-----------------------------------------------
   |   Оцениваемый   |                 Пояснения                    |
   |    параметр     |                                              |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Разборчивость    |При оценке этого показателя надо принять во   |
   |текста (распозна-|внимание его зависимость от партитуры и от    |
   |вание сказанных  |языка текста. Например, при одновременном пе- |
   |или пропетых     |нии с различными текстами, заранее можно ожи- |
   |слов)            |дать, что разборчивость текста будет меньше   |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Ошибка монтажа   |К ошибкам монтажа относятся незапланированные |
   |(слышимость мест |нарушения темпа, интонации, интерпретации, в  |
   |соединения между |местах соединения отрезков фонограмм          |
   |отдельными отрез-|                                              |
   |ками фонограммы  |                                              |
   |при воспроизведе-|                                              |
   |нии)             |                                              |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Громкость (субъ- |Объективные параметры - мера громкости звука, |
   |ективно ощу-     |уровень громкости звука                       |
   |щаемая сила звука|                                              |
   |громких пассажей |                                              |
   |звукового явле-  |                                              |
   |ния, соотносимая |                                              |
   |с ожиданием)     |                                              |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Тембр (ощущение  |Тембр определяется частотным спектром, пере-  |
   |характерности    |ходными процессами и уровнем звука источника. |
   |звучания отдель- |Тембр может изменяться в зависимости от акус- |
   |ных источников   |тической и электроакустической характеристик  |
   |звука, их групп) |передач, от амплитудно-частотной и фазово-    |
   |                 |частотной характеристик, а также акустических |
   |                 |неоднородностей помещения                     |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Динамический диа-|Оценка динамического диапазона воспроизведения|
   |пазон (субъектив-|осуществляется на выходе канала звукопередачи.|
   |но ощущаемое от- |Поэтому в этот субъективно оцениваемый пара-  |
   |ношение макси-   |метр входят и объективные параметры - динами- |
   |мальной и мини-  |ческий диапазон канала передач                |
   |мальной громкос- |                                              |
   |тей звукового яв-|                                              |
   |ления при его    |                                              |
   |воспроизведении  |                                              |
   |в помещении на   |                                              |
   |стороне приема,  |                                              |
   |соотнесенное с   |                                              |
   |ожидаемым звуча- |                                              |
   |нием и с уровнем |                                              |
   |акустических     |                                              |
   |помех)           |                                              |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Нелинейные иска- |Искажения, воспринимаемые на слух как хрип-   |
   |жения (изменения |лость, дребезг, "грязь" звучания из-за не-    |
   |формы сигнала при|линейности амплитудной характеристики канала  |
   |прохождении через|передач звукового сигнала.                    |
   |нелинейные       |Объективные параметры - коэффициент гармоник, |
   |четырехполюсники,|коэффициент разностного тона                  |
   |в результате ко- |                                              |
   |торых спектр вы- |                                              |
   |ходного сигнала  |                                              |
   |отличается своими|                                              |
   |составляющими от |                                              |
   |спектра входного |                                              |
   |сигнала)         |                                              |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Детонация (неже- |Детонация приводит к искажениям звучания при  |
   |лательные колеба-|воспроизведении с магнитной ленты, грамплас-  |
   |ния частоты вос- |тинки. В зависимости от частоты колебаний ско-|
   |производимого    |рости носителя детонация на слух воспринимает-|
   |сигнала, вызывае-|ся по-разному. Медленные колебания скорости   |
   |мые колебаниями  |воспринимаются как изменение его высоты, как  |
   |скорости носителя|"плавание" звука. При увеличенной частоте ко- |
   |записи)          |лебаний скорости фонограммы слышна вибрация   |
   |                 |звука; еще более быстрые колебания скорости   |
   |                 |носителя записи на слух воспринимаются как не-|
   |                 |линейные искажения и шумы. Объективный пара-  |
   |                 |метр - коэффициент детонации                  |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Отклонение то-   |Изменение тональности исходного звука может   |
   |нальности (откло-|иметь место в канале магнитной записи - восп- |
   |нение тональности|роизведения звука при изменении скорости дви- |
   |при воспроизведе-|жения магнитной ленты, а также в каналах связи|
   |нии от тональнос-|с частотным уплотнением из-за сдвига частоты. |
   |ти источника зву-|Объективные параметры - отклонение средней    |
   |ка)              |скорости носителя от номинального значения    |
   |                 |(дрейф)                                       |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Электрические по-|Специфические явления, сопровождающие работу  |
   |мехи (периодичес-|электроакустического оборудования, например:  |
   |кие, шумовые или |шумы, треск, фон, щелчки, тональные сигналы,  |
   |импульсные про-  |переходные помехи, копирэффект и т.п.         |
   |цессы, возникаю- |Объективные параметры - относительный уровень |
   |щие в каналах за-|шума, относительный уровень переходных помех  |
   |писи передачи и  |                                              |
   |воспроизведения  |                                              |
   |звука)           |                                              |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Акустические     |Нежелательные звуковые явления на месте испол-|
   |помехи           |нения или прослушивания, вызванные работой    |
   |                 |вентиляции, осветительных приборов, скрипов   |
   |                 |мебели, стуком дверей, движениями исполнителей|
   |                 |и публики, акустическими дефектами помещения, |
   |                 |специфическими процессами в системах звукоуси-|
   |                 |ления, а также звуки, проникающие извне (про- |
   |                 |изводственные, транспортные и др.)            |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Линейные искаже- |Искажения сигнала в канале передачи (звука),  |
   |ния              |вызванные зависимостью комплексного коэффици- |
   |                 |ента передачи от частоты, воспринимаемые как  |
   |                 |изменения тембра. Объективный параметр - не-  |
   |                 |равномерность АЧХ                             |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Продолжительность|Воспринимаемая на слух продолжительность от-  |
   |реверберации     |звука                                         |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Прозрачность зву-|Возможность временного и качественного разли- |
   |чания            |чия отдельных источников в общей звуковой кар-|
   |                 |тине.                                         |
   |                 |Объективные параметры - мера прозрачности зву-|
   |                 |ка, мера четкости звука, фактор эха, структура|
   |                 |звука (включая процессы включения и выключе-  |
   |                 |ния)                                          |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Пространственное |Восприятие совместного действия источников    |
   |впечатление      |звука и их пространственное окружение, которое|
   |                 |в основном характеризуется частичными парамет-|
   |                 |рами "Впечатление о размере помещения", "Про- |
   |                 |должительность реверберации", "Акустический   |
   |                 |баланс", "Акустическая атмосфера", "Тембр от- |
   |                 |звука", "Распределение направлений пространст-|
   |                 |венного звука"                                |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Локализация      |Возможность распознавания положения источника |
   |                 |звука по направлению и расстоянию относительно|
   |                 |слушателя. Частными случаями являются: локали-|
   |                 |зация середины, локализация на переднем плане,|
   |                 |локализация в голове, сдвиг звукового изобра- |
   |                 |жения, впечатление присутствия                |
   +-----------------+----------------------------------------------+
   |Ширина звуковой  |При стереофоническом воспроизведении ширина   |
   |картины (субъек- |звуковой картины может быть больше или меньше |
   |тивно оцениваемая|ширины базы.                                  |
   |при прослушивании|Объективные параметры - ширина базы, угол ба- |
   |ширины звуковой  |зы, протяженность источника звука, а также    |
   |картины)         |оказывающие влияние - переходное затухание и  |
   |                 |сдвиг фаз                                     |
   L-----------------+-----------------------------------------------
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение П
                                                      (рекомендуемое)
   
             ЕДИНЫЕ НОРМЫ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ
             ИЗОБРАЖЕНИИ ТИТРОВ, СУБТИТРОВ, ЦИФРОВЫХ ЧАСОВ
                     И ДРУГИХ ОПЕРАТИВНЫХ НАДПИСЕЙ
   
       1. Поле титров должно располагаться симметрично вертикальной и
   горизонтальной осям растра с размерами 60%  H и 70% Y относительно
   размеров  изображения.  (На  заставке размером 30 x 40 поле титров
   располагается на площади 21 x 24.)
       2. Вертикальный  размер  шрифта  должен  быть  не  менее  3,3%
   относительно телевизионного  поля  изображения  (18  телевизионных
   строк) - на заставке размером 30 x 40 соответствует 10 мм.
       3. Цветные  титры  должны   иметь   достаточное   градационное
   различие  с фоном титра (контроль необходимо вести по черно-белому
   изображению).  При недостаточном яркостном различии титра  и  фона
   необходимо применять оконтуривание титров.
       Продолжительность нахождения  статичного  титра  (субтитра)  в
   эфире устанавливается из расчета одной секунды на каждое слово.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение Р
                                                         (справочное)
   
               ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО АРХИВА И ХРАНЕНИЕ
                        ВИДЕОФОНОГРАММ НА ДИСКАХ
   
                  (Пример автоматизированного архива.
                          Принципы построения)
   
       Система обеспечивает  прямой доступ к архивным материалам,  их
   просмотр,  копирование,  работу с адресно-временным кодом (АВК)  и
   т.д.    Студийное   оборудование   управляется   дистанционно   по
   интерфейсам RS-422  и  RS-232.  Система  обеспечивает  хранение  и
   обработку  видеоданных  на  жестких  дисках  в  режиме  of-line  и
   позволяет   осуществлять   автоматизированный   поиск    требуемой
   программы в библиотеке из кассет. Для этого на кассету с лентой, с
   прописанным  временным  кодом,  записываются  материалы,   которые
   поступают в архив. Библиотекарь регистрирует кассету и присваивает
   ей номер,  записывает АВК,  название программы и краткое  описание
   сюжета.
       Информация вводится  в  базу  данных,  которая  собирается   в
   сервере  или в дисковом аппарате.  Клиенты получают из сервера эти
   данные  и  могут  независимо  друг  от  друга  осуществлять  поиск
   требуемой  кассеты.  Затем  клиент может на мониторе просматривать
   материал уже в  реальном  времени,  выбрав  в  хранимой  программе
   нужный  участок  с  точностью до кадра по АВК.  Результатом выбора
   клиента будет файл,  содержащий список требуемых сюжетов. Остается
   по этому файлу найти в архиве требуемые видеокассеты и передать их
   пользователю для монтажа создаваемой программы.
       В идеале,   хранение   в  архиве  желательно  осуществлять  на
   оптических дисках. Их основное преимущество - оперативный доступ к
   хранимой информации. Технические характеристики дисков по качеству
   изображения  и  звука  намного  превосходят  качество  видеокассет
   формата S-VHS.
       Для архивирования наиболее  пригодны  диски  DVD-R  и  DVD-RW,
   позволяющие многократно записывать и воспроизводить информацию.  В
   настоящее время выпускаются библиотеки оптических дисков  емкостью
   на  100,  200  и  600  дисков.  В библиотеках устанавливаются по 4
   привода  для  записи  и  воспроизведения   дисков.   Привод   CD-R
   обеспечивает  4-кратную  скорость  записи  и  12-кратную  скорость
   воспроизведения.  Привод DVD-ROM обеспечивает 4-кратную  записи  и
   24-кратную скорость воспроизведения.  Внутри корпуса располагается
   манипулятор,  управляемый компьютером,  который обеспечивает поиск
   диска  в  магазинах библиотеки.  Время загрузки диска не более 4,5
   сек.  Управление дисковой библиотекой  ведется  от  компьютера  по
   интерфейсу RS-232C.
       Основным недостатком подобных архивов  является  необходимость
   сжатия  записываемого  цифрового  потока,  например  потока DV (25
   Мбит/с), так как на диски в настоящее время можно записывать поток
   не  более  4,45 Мбит/с.  Сжатие производится с помощью кодера MPEG
   или записью потока через сервер с замедлением примерно  в  4  -  6
   раз.
       На дисках можно архивировать информацию с  кассет,  записанных
   на цифровых форматах DV, DVCAM, DVC PRO без перекодирования. Диски
   можно проигрывать  на  профессиональных  видеопроигрывателях.  Для
   записи  дисков  достаточно иметь плату оцифровки в AVI,  программы
   перекодировки  в  MPEG  и  рекордер  CD-R  или   DVD-R.   Наиболее
   перспективным  дисковым  носителем для архивирования можно считать
   диск DVD-RW емкостью 4,7 Гбайт с применением  перекодировки.  Этот
   диск  обеспечивает  самое  длительное  время  хранения  и  высокую
   скорость доступа к информации.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение С
                                                      (рекомендуемое)
   
                ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
             ОБСЛУЖИВАНИЕ ВИДЕОМАГНИТОФОНОВ, КОДЕРОВ SECAM
            И ТРАНСКОДЕРОВ PAL-SECAM, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
   
                                                          Таблица С.1
   
                   ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ И ИЗМЕРЕНИЙ
             ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ТЕЛЕВИЗИОННОГО
                        И ЗВУКОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
   
   ---T-----------------------------------------------T--------------
   |N |              Наименование работ               |Периодичность|
   +--+-----------------------------------------------+-------------+
   |1 |Измерение основных электрических параметров    |1 раз в 6    |

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное