Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.06.2017
USD
59.09
EUR
67.5
CNY
8.72
JPY
0.52
GBP
76.73
TRY
16.83
PLN
15.93
 

ПРИКАЗ МПТР РФ ОТ 12.07.2002 N 134 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ" (ПТЭ-2001)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 13
 
   порогом слышимости.
       1.9. Максимально  допустимое  число исполнителей в музыкальных
   студиях определяется как частное от деления общего объема студии в
   куб.  метрах  на  удельный  объем  на одного исполнителя,  который
   принимается не менее 35 куб.  метров;  оптимальный объем на одного
   исполнителя  согласно  международным  рекомендациям  50  - 60 куб.
   метров.  В речевых студиях звукозаписи число исполнителей -  до  3
   человек.
   
             2. Организация студийной многоканальной записи
   
       2.1. Многоканальная   запись  является  одним  из  направлений
   современной   технологии    подготовки    фонограмм    музыкальных
   произведений самых разнообразных жанров.
       Многоканальная запись музыки обеспечивает:
       - сбалансированное звучание различных инструментов оркестра;
       - введение после первичной записи различных видов частотной  и
   динамической   обработки  и  спецэффектов  в  отдельные  каналы  и
   групповые тракты;
       - разделение  во  времени:  последовательную  запись различных
   инструментов,  а также солистов или  одновременную  (параллельную)
   разделенную в пространстве запись отдельных инструментов;
       - проведение  многократной  обработки  первичной  записи   без
   изменения   исходного   записанного   материала  при  сведении  (в
   отсутствие исполнителей);
       - большую   творческую   самостоятельность   звукорежиссера  в
   формировании тембров отдельных инструментов.
       2.2. Многоканальная  запись  звуковой  информации от отдельных
   источников может производиться как одновременно на  всех  дорожках
   сразу, так и последовательно по одной или группам дорожек.
       Технологический метод  многоканальной  записи   включает   три
   раздельных по времени процесса:
       - непосредственно первичная запись фонограммы с введением  или
   без введения дополнительной обработки в отдельные каналы;
       - сведение многодорожечной  записи  в  стереовариант.  В  этом
   режиме звукорежиссер использует введение различных видов обработки
   отдельных компонентов оркестра с целью придания  им  определенного
   звучания в соответствии со своими творческими замыслами;
       - монтаж  из  фонограмм,  сформированных   на   втором   этапе
   окончательного варианта фонограммы произведения.
       2.3. Первичная   многоканальная   запись   осуществляется   по
   следующей технологии:
       1. В  каждом  канале  производится  монофоническая   первичная
   запись  или в двух каналах - стереофоническая запись какой-либо из
   групп    инструментов    с    последующим     созданием     общего
   стереофонического звучания фонограммы в процессе сведения каналов.
       2. Первичная запись  производится  с  минимальной  необходимой
   обработкой.  Отказ  от  обработки  сигналов  при  первичной записи
   вызван тем,  что во время  сведения,  при  образовании  суммарного
   стереосигнала,   восприятие   баланса  между  инструментами  и  их
   тембрами   может   отличаться   от   восприятия   при   раздельном
   прослушивании.
       3. Исполнители  (отдельные  инструменты  или  объединенные   в
   группы) при записи,  по возможности,  акустически изолируются друг
   от друга,  вплоть до размещения при проведении параллельной записи
   в небольших изолированных кабинах.
       4. В  зависимости  от  творческого   почерка   звукорежиссера,
   технических   и   организационных  возможностей  используются  как
   параллельный, так и последовательный виды записи. Как правило, при
   последовательной    записи    в   начале   осуществляется   запись
   ритм-группы.  Эта запись воспроизводится другим исполнителям на их
   головные   телефоны   или   громкоговорители   для   синхронизации
   последующей записи остальных групп  в  соответствии  с  партитурой
   произведения.
       5. Если при записи ритм-группы необходимо использовать большее
   количество микрофонов, то производится многодорожечная запись этой
   группы с последующим промежуточным сведением на две дорожки, после
   чего производится запись остальных исполнителей.
       6. Операция промежуточного сведения применяется в тех случаях,
   когда  число  записываемых  источников  превышает  число магнитных
   дорожек многоканального магнитофона.
       7. Синхронность  звучания  на  отдельных  дорожках достигается
   тем,  что воспроизведение синхронизирующего сигнала ритм-группы  в
   студию  и запись других исполнителей обеспечивается одной и той же
   многоканальной  универсальной  "головкой  записи",  каждый   канал
   которой  может переключаться и работать независимо один от другого
   как в режиме записи, так и воспроизведения.
       8. Визуальный  и  акустический контроль суммарного сигнала при
   параллельной записи может быть осуществлен с помощью поля контроля
   или  поля  предмикширования,  входящего  составной  частью в пульт
   звукорежиссера.
       9. Поле   предмикширования  обеспечивает  смешивание  сигналов
   отдельных каналов и сведение их через панорамные регуляторы в одну
   стереопару,   к  которой  может  быть  подключен  стереофонический
   измеритель уровня и пара контрольных агрегатов.
       10. Для    проведения    обработки    каждый    канал   пульта
   предмикширования имеет регулятор уровня,  панорамный  регулятор  и
   дозатор реверберации.
       11. Поскольку основная  обработка  сигналов  производится  при
   сведении,  звукорежиссеры  в  процессе записи контролируют уровень
   сигналов,  подаваемых на  вход  многодорожечного  магнитофона,  по
   индивидуальным  измерителям уровня,  установленным в каждом канале
   пульта звукорежиссера.
       Этот контроль  необходим  для того,  чтобы избежать перегрузки
   магнитной ленты и нелинейных искажений.
       2.4. Сведение    многоканальной   звукозаписи   осуществляется
   следующим образом:
       1. Технологическая   операция   сведения   является   наиболее
   трудоемкой  частью  процесса   создания   фонограммы   по   методу
   многоканальной записи. Процесс сведения заключается в формировании
   стереофонической записи  путем  смешения  сигналов,  записанных  в
   процессе первичной записи на многоканальном магнитофоне.  При этом
   звукорежиссер может использовать все имеющиеся в его  распоряжении
   технические  возможности  для  проведения индивидуальной обработки
   сигнала в  каждом  канале,  обеспечивая  прозрачность  звучания  и
   определенную   характерность   тембров   отдельных   инструментов,
   инструментальных групп и солистов.
       2. Сведение  многодорожечных  записей  может  осуществляться в
   аппаратных  сложного  монтажа,  оборудованных  многоканальными   и
   стереофоническими   магнитофонами   с   автолокаторами,  микшерным
   пультом и набором устройств для создания спецэффектов.
       3. Для  сведения  многодорожечной  записи  сигналы  с  выходов
   многоканального магнитофона подаются на  микшерный  пульт,  каждая
   входная   линейка   которого  имеет  регулятор  уровня,  корректор
   частотной характеристики, регулятор уровня сигнала, подаваемого на
   ревербератор,  панорамный  регулятор  и другие устройства введения
   спецэффектов.   Сигналы   с   выходов    индивидуальных    трактов
   панорамируются    (распределяются   по   стереофонической   базе),
   балансируются между собой и,  смешиваясь на двух  стереофонических
   главных   выходах   пульта,   подаются   на   вход  двухканального
   стереофонического магнитофона на запись.
       4. При   сведении  предусматривается  возможность  введения  с
   помощью  коммутатора  различных  спецэффектов  путем   подключения
   различных  устройств обработки сигналов (лимитеров,  компрессоров,
   эквалайзеров, ревербераторов и т.д.).
       5. Во время репетиции сведения звукорежиссер имеет возможность
   контроля сведения передачи в стереоварианте на выходе пульта.
       6. Управление всеми режимами работы (воспроизведение,  запись,
   синхронизация,  репетиция)  осуществляется  с  помощью  отдельного
   пульта   дистанционного  управления  многоканального  магнитофона.
   Магнитофон также снабжен автоискателем или локатором,  позволяющим
   хранить   в  памяти  несколько  монтажных  точек,  соответствующих
   определенным  местам  фонограмм.  С  помощью  набора   на   пульте
   автолокатора  магнитная  лента  автоматически  останавливается  на
   нужном для монтажа месте. Кроме того, автоискатель снабжен кнопкой
   автоповтора,   позволяющей   повторять  воспроизведение  с  любого
   участка ленты в любое желаемое положение.
       7. После    проведения    репетиции   сведения   звукорежиссер
   производит  запись  двух  или  нескольких  вариантов  сведения  на
   стереомагнитофон.   При   наличии   компьютера  звукорежиссер  при
   сведении  имеет  возможность  записывать  в  память   определенные
   варианты сведения и затем, путем их сравнения при воспроизведении,
   выбрать наилучший вариант без многократной записи.
       2.5. Окончательный    монтаж    фонограммы    после   сведения
   производится  из  нескольких  предварительно  сведенных  вариантов
   фонограммы. Монтаж необходим для удаления некачественно записанных
   фрагментов,  замены отдельных музыкальных  фраз,  врезки  наиболее
   удачных вариантов записи и т.п.
       Оригиналом многоканальной записи,  которая сдается на хранение
   в фонотеку, считается сведенный и смонтированный материал.
   
             3. Обработка звуковых сигналов художественных
                          передач радиовещания
   
       3.1. Звукорежиссеры и лица,  выполняющие их  функции,  обязаны
   знать     эксплуатационные     характеристики     технологического
   оборудования   (микрофонов,   микшерных   пультов,   магнитофонов,
   ревербераторов и других устройств обработки сигнала),  а также его
   возможности для использования в решении  поставленных  перед  ними
   творческих задач.
       3.2. Лица,    обслуживающие    технологическое    оборудование
   (инженеры,   регулировщики  радиоаппаратуры,  операторы  магнитной
   записи),  в процессе подготовки и проведения вещательных передач и
   звукозаписей оперативно подчиняются звукорежиссеру.
       3.3. Звукорежиссер  перед  передачей   (звукозаписью)   должен
   ознакомиться с партитурой произведения.  На основании ознакомления
   с  партитурой  определяются  порядок  работы,  очередность  записи
   отдельных  частей,  намечаются  звуковые планы,  выбираются типы и
   количество  микрофонов  и  составляется  план  с   ориентировочным
   расположением исполнителей и микрофонов.
       3.4. После  подготовительной  работы  звукорежиссер   проводит
   микрофонные репетиции, во время которых:
       - выбираются оптимальные характеристики микрофонов, уточняется
   их количество и определяется оптимальное расположение исполнителей
   и микрофонов;
       - устанавливаются  соотношения  уровней  на выходах источников
   сигналов;
       - определяется   степень   использования  специальных  методов
   обработки звукового сигнала  (частотная  коррекция,  искусственная
   реверберация,   автоматическое   сжатие   динамического  диапазона
   уровней и т.д.);
       - совместно с дирижером производится предварительная отработка
   исполнения и корректировка звуковой партитуры;
       - устанавливаются   правильные   музыкальные   и  акустические
   балансы,  подбираются  тембры  звучания  отдельных   инструментов,
   обеспечивается хорошая прозрачность;
       - проверяется на слух качество звучания;
       - при      стереофонической     звукозаписи     контролируется
   совместимость.
       3.5. Регулирование     динамики    музыкальных    и    речевых
   художественных  передач  и  звукозаписей  производится  вручную  в
   соответствии с партитурой данного произведения.  Рекомендуется под
   контролем  звукорежиссера  применять  авторегуляторы  уровня   для
   регулирования   динамики  и  получения  необходимого  музыкального
   баланса   (соотношения   между   громкостью   звучания   различных
   оркестровых групп), а также для поддержания нормированных значений
   уровня.
   
                 4. Технологии современной звукозаписи
                      и требования к оборудованию
   
       4.1. В  настоящее  время  чисто  аналоговые или чисто цифровые
   технологии звукозаписи применяются  ограниченно.  В  основном  они
   аналого-цифровые,    когда   электронные   средства   усиления   и
   регулировки (микшерные  пульты  и  пр.)  являются  аналоговыми,  а
   устройства   записи-воспроизведения   и   монтажа   -   цифровыми.
   Объясняется это тем,  что основная доля искажений и  шумов  в  ТФП
   формируется  в  процессе  аналоговой магнитной записи.  Применение
   устройств,  в которых хранение и обработка информации происходит в
   цифровой  форме,  позволило  существенно  улучшить  общее качество
   радиовещательной  продукции.  Главной  задачей  при  использовании
   аналоговых  и цифровых устройств в одном тракте является грамотное
   обеспечение  стыков  без  потери  качества  полезного  аналогового
   сигнала.
       4.2. При цифровой записи сигнала не должен превышаться уровень
   "0   дБ"  на  входе  аналого-цифрового  конвертора.  Во  избежание
   мгновенных  превышений  верхней   границы   квантования   пиковыми
   уровнями  программного  сигнала при настройке цифрового устройства
   записи   предусматривается   резервный   динамический    диапазон,
   учитывающий  разницу  показаний  квазипикового измерителя уровня и
   показаний пикового (безынерционного) измерителя, установленного на
   входе    процессора   или   цифрового   магнитофона.   Для   этого
   чувствительность   входов   процессора   (цифрового   магнитофона)
   устанавливается   таким   образом,   чтобы  при  подаче  с  пульта
   синусоидального сигнала частотой 1000 Гц с уровнем 0 дБ (100%)  по
   квазипиковому   измерителю  уровня  показания  на  шкале  пикового
   прибора были бы равны минус 10 дБ.
       4.3. Контрольная   часть  фонограммы,  записываемая  в  начале
   носителя записи,  состоит из синусоидальных сигналов частотой 1000
   Гц  с  уровнем  минус  10 дБ по шкале пикового прибора процессора.
   Длительность записи контрольной части составляет: по левому каналу
   5 сек., по обоим каналам - 10 сек.
       4.4. Уровень воспроизведения на аналоговых выходах  процессора
   (цифрового  магнитофона) устанавливается по записанной контрольной
   части таким образом,  чтобы при подключении к ним  цепей  контроля
   пульта показания квазипикового измерителя уровня соответствовали 0
   дБ (100%).
   
             5. Особенности цифровых технологий звукозаписи
   
       5.1. Существует   множество   цифровых   систем   звукозаписи,
   ориентированных  на  конкретную  задачу.  Наиболее  универсальными
   являются системы на базе персонального  компьютера.  Обычно  такая
   система   состоит   из   интерфейса  ввода-вывода  и  программного
   обеспечения.    Дополнительно    конструкция    может    позволять
   устанавливать спецпроцессоры для разгрузки центрального процессора
   от операций со звуком.  При наличии мощного компьютера и небольших
   требований  к  системе  записи  (до  24 дорожек) достаточно одного
   центрального процессора.  Расширение  возможностей  такой  станции
   обычно  сводится  к  установке  нового  программного обеспечения с
   новыми алгоритмами.
       Также имеются  автономные  системы записи,  выполненные в виде
   небольшого  пульта  с  накопителем.  Носителями  записи  в   таких
   системах являются жесткий диск (компьютерного типа) или мини-диск.
   В  основном   это   полупрофессиональные   любительские   системы.
   Профессиональные  автономные  системы записи на жесткий диск,  как
   правило,  имеют  минимальный  набор  монтажных  функций  и  скорее
   относятся  к  цифровым многоканальным магнитофонам с диском вместо
   кассеты.
       5.2. Входные  цепи  цифровой студии,  с одной стороны,  должны
   отвечать требованиям, предъявляемым к студийной аппаратуре, таким,
   как   согласование   входных   /  выходных  уровней  и  импедансов
   (сопротивлений),  а с другой - к ним предъявляются  более  жесткие
   требования,  так как отношение сигнал / шум в современных цифровых
   системах составляет  более  100  дБ.  Ранее  под  входными  цепями
   подразумевались  усилительные  линейки  микшерного пульта.  Теперь
   принято использовать технологию непосредственной записи на жесткий
   диск.  Единственным прибором,  включенным между источником звука и
   аналого-цифровым конвертором,  чаще всего является предусилитель /
   компрессор,   который  дает  необходимое  усиление  при  работе  с
   микрофонными уровнями сигнала и обеспечивает мягкую компрессию или
   жесткое ограничение сигнала.  Все большее распространение получают
   так называемые "голосовые процессоры",  которые  сочетают  в  себе
   предусилитель,    компрессор,   эквалайзер,   деэссер   и   другие
   дополнительные эффекты.  Такие приборы лучше всего  применят  там,
   где  надо  оперативно получить качественный звук и нет возможности
   для сведения и редакции фонограмм.  Это прямые эфиры,  репортажи и
   т.д.  Полученная таким способом запись уже может являться конечным
   продуктом. В студийной практике не рекомендуется вносить частотные
   изменения  в исходный сигнал,  чтобы иметь возможность маневра при
   сведении.
       5.3. Качество   оцифрованного   материала  зависит  от  уровня
   сигнала,  подвергаемого оцифровке.  Чем выше уровень сигнала,  чем
   ближе  он  к  максимальному,  тем  выше  уровень  воспроизводимого
   сигнала по динамике и лучше соотношение сигнал  /  шум.  С  другой
   стороны, малейшая перегрузка аналого-цифрового конвертора приводит
   к  очень  серьезным   искажениям,   практически   не   поддающимся
   дальнейшему   исправлению.   Получение  максимально  энергетически
   насыщенной фонограммы,  лишенной  непредсказуемых  "всплесков",  -
   задача динамических приборов во входных цепях. Правильный контроль
   уровня цифруемого сигнала  -  одна  из  главных  задач  оцифровки.
   Большинство  измерителей  уровня  в  микшерных пультах зарубежного
   производства,  со временем интеграции порядка  300  мс,  для  этой
   задачи  не подходит.  К сожалению,  0 дБ на таком измерителе может
   означать +14 дБ по пикам, что неприемлемо для цифровой аппаратуры.
   Считается,  что  человеческое ухо не в состоянии оценить "всплеск"
   по амплитуде длительностью менее 5 мс  и  соответственно  заметить
   перегрузку такой длительности.  Однако даже такие "незначительные"
   перегрузки часто недопустимы,  поэтому для измерения уровня записи
   лучше всего подходит цифровой индикатор DBFS (дБ полной шкалы), он
   же Peak Meter (PPM).  Ноль этого  измерителя  точно  соответствует
   максимальному     уровню,     распознаваемому     аналого-цифровым
   конвертором,  малейшее превышение нуля  означает  перегрузку.  Как
   правило,  это  измерители  на  цифровых  интерфейсах  компьютерных
   станций,  цифровых пультах,  в  компьютерных  программах  редакции
   звука.   Единственной  особенностью  является  то,  что  на  одних
   системах  последнее,  "красное",   деление   измерителя   означает
   перегрузку, на других - максимальный уровень.
       5.4. При цифровой форме записи сигнала с уровнем больше "0" дБ
   не  может  быть.  Однако  производители  аппаратуры  закладывают в
   конструкцию систем так называемый резервный динамический  диапазон
   (headroom),  когда ноль на квазипиковом индикаторе может оказаться
   "-5 дБ" или "-10 дБ" на аналого-цифровом конверторе.  Классическим
   примером  могут служить магнитофоны ADAT.  На современных системах
   записи резервный динамический диапазон может  составлять  до  "-18
   дБ".  Если  не  насыщать  входной  сигнал  и писать с "запасом" по
   уровню,  то,  учитывая  резервный  динамический  диапазон,   можно
   потерять в динамическом диапазоне 25 - 30 дБ. То есть эффективными
   остаются,  например,  10 бит из 16.  Такую фонограмму можно  смело
   называть 10-битной,  независимо от качества аппаратуры, на которой
   она была получена.
       5.5. Основными  параметрами,  определяющими  качество цифровой
   записи,  являются частота дискретизации (sample rate)  и  битность
   (bit dept),  с которыми записывается сигнал. Частота дискретизации
   определяет верхний порог частотного диапазона.  Верхняя  граничная
   частота  теоретически  составляет  1/2  от  частоты дискретизации.
   Стандартные частоты дискретизации:  44100  Гц  для  компакт-диска;
   48000  Гц  для  DAT,  ADAT;  32000  Гц  для цифрового спутникового
   телевидения первого  поколения.  Практически,  учитывая  потери  в
   цифровых фильтрах,  верхний предел для частоты дискретизации 44100
   Гц составляет 20 - 21 кГц,  нижний предел ограничен 2 - 3  Гц  для
   того,   чтобы  исключить  постоянную  составляющую.  "Битность"  в
   цифровом  формате   обеспечивает   соотношение   сигнал   /   шум,
   динамический   диапазон   и   коэффициент   нелинейных  искажений.
   Стандартными разрешениями являются:  8 бит для мультимедиа, 16 бит
   для  компакт-диска,  24  бита  для  студийной работы и дисков DVD.
   Теоретически 16 битами  можно  закодировать  96  дБ  динамического
   диапазона,   24   битами  -  144  дБ.  Практически  не  существует
   аналого-цифровых конверторов,  обеспечивающих диапазон  более  110
   дБ.   Не   надо   путать   с  внутренним  разрешением  алгоритмов,
   используемых для обработки звука в компьютерах и цифровых пультах,
   которые  могут  хранить  промежуточные  данные  своих вычислений с
   разрешением до 96 бит (576  дБ),  что  используется  для  снижения
   нелинейных  искажений,  вносимых  при обработке,  общее разрешение
   системы от этого не меняется.
       5.6. Оцифрованный  звук образует цифровой поток,  зависящий от
   частоты дискретизации,  битности и количества  каналов.  Например,
   компакт-диск  дает 44100 Гц x 16 бит x 2 ~= 1411,2 кбит/сек.  (176
   кбайт/сек.).  Таким образом,  минута записанной информации  займет
   более  10 Мбайт.  Зачастую это неприемлемо (для передачи по линиям
   связи,  например),  а снижать частоту дискретизации  или  битность
   нельзя.  Поэтому  были  разработаны алгоритмы сжатия (компрессии),
   основанные на том факте, что звуки маскируются друг другом и часть
   записанной  информации для уха избыточна,  при этом можно получить
   гораздо меньший цифровой поток с качеством почти как у  оригинала.
   В основном такие системы применяются для передачи информации через
   линии связи и для воспроизведения в эфире, где потери самого эфира
   выше,   чем   потери  качества,  вызванные  компрессией.  Наиболее
   распространенными являются алгоритмы MPEG (MPEG-1 Layer 3,  он  же
   МР3   для  мультимедиа  и  бытового  использования  и  MPEG-2  для
   спутникового вещания).  Типичный цифровой поток,  дающий качество,
   близкое  к  фонограмме  на  компакт-диске,  для МР3 составляет 128
   кбит/сек.  или 16 кбайт/сек.,  что в 10 раз  меньше  подсчитанного
   выше,  т.е.  степень сжатия 1:10.  Очень распространенным является
   алгоритм  ATRAC,  используемый  в  мини-дисках,   степень   сжатия
   которого 1:5, а качество кодирования у новых версий практически не
   отличается от оригинала.
       5.7. При  соединении  нескольких  цифровых приборов необходимо
   обеспечить синхронное тактирование всех цифровых устройств,  иначе
   при  прохождении  аудиосигнала  через  несинхронизированный прибор
   будут  прослушиваться  щелчки.  Например,   в   магнитофонах   DAT
   синхронизация   наступает   при  подключении  источника  цифрового
   сигнала через интерфейс S/PDF или AES/EBU. Это весьма нестабильный
   источник  синхронизации  с большим дрожанием по фазе (jitter),  но
   достаточный,  чтобы корректно произвести запись. Для синхронизации
   студийных  компонентов  принято  использовать прямую синхронизацию
   через Master Clock, который бывает двух основных видов: Word Clock
   -  64  Fs  и  Super  Clock  - 128 Fs или 256 Fs,  где Fs - частота
   дискретизации.  Если  АЦП/ЦАП  имеет  линейную  систему,  то   ему
   достаточно   Word   Clock,   но  большинство  современных  АЦП/ЦАП
   выполнено по Дельта-сигма технологии и требуют Super Clock.  Важно
   соблюдать  следующее  правило:  ведущим (master) может быть только
   один прибор, все остальные должны быть ведомыми (slave). В больших
   студиях в качестве ведущего используют специализированные тактовые
   генераторы.  При коммутации надо учитывать,  что  не  все  приборы
   могут быть ведомыми в силу своей конструкции.
       5.8. Как было сказано выше,  подключение цифровым способом  не
   всегда  возможно,  например,  когда прибор чисто аналоговый или не
   имеет  платы  цифровых  интерфейсов.  Тогда  очень   важно   иметь
   качественные  АЦП/ЦАП,  потому что при неоднократной переоцифровке
   звука происходит  эффект  его  "замазывания".  Аналогичный  эффект
   получается  при  неоднократном  пересчете  частоты дискретизации в
   цифровом виде.  Очень много  приборов  работает  на  фиксированной
   частоте   (например,  48  кГц)  и  имеет  преобразователи  частоты
   дискретизации (Sample Rate  Converters).  Такая  "универсальность"
   весьма   сомнительна.   Также   необходимо  обращать  внимание  на
   битность:  при переходе от  большего  разрешения  к  меньшему  без
   дополнительных  мер значительно увеличивается коэффициент гармоник
   в результате отброса младшей части семпла (Truncate). Заметным это
   становится обычно при малых уровнях сигнала.
       5.9. На сегодняшний день почти все операции по обработке звука
   можно  выполнить  непосредственно  в  персональном  компьютере без
   использования  внешних   модулей.   Разработкой   таких   программ
   занимаются  различные  сторонние  фирмы,  а не производитель самой
   системы  записи,  поэтому  такие  модули   подключаются   в   виде
   дополнения   (Plud-Ins)   к   основной  системе.  Практически  все
   современные  "плагины"  имеют  возможность  работать  в   реальном
   масштабе  времени,  т.е.  работа  с ними не отличается от работы с
   внешними модулями,  однако существует  ряд  алгоритмов,  требующих
   значительное время для обработки, которое может превышать реальное
   в  несколько  раз.  Как  правило,  эти   алгоритмы   качественного
   преобразования частоты дискретизации,  сжатия / растяжения времени
   без изменения высоты тона, с изменением высоты тона и т.д.
       5.10. Измерители  уровня  с  большим временем интеграции (VU),
   дающие   возможность   оценить   среднюю   громкость   фонограммы,
   непригодны  для  оценки цифровых пиковых уровней,  а РРМ-индикатор
   для контроля уровня цифровой записи ничего не  говорит  об  уровне
   громкости.  Для  правильного  контроля  уровня  записи  фонограммы
   необходимо применение комбинированного измерителя,  содержащего  в
   себе  пиковый  индикатор  и  RMS-индикатор  с  временем интеграции
   порядка 300 мс. При правильно компрессированной фонограмме разница
   в показаниях должна составлять примерно 12 дБ.
       5.11. Некомпрессированные  аудиоданные   занимают   достаточно
   много   места,  поэтому  для  радиовещания  все  больше  применяют
   компрессию в МР3.  Так,  на один компакт-диск помещается почти 800
   минут   стереоданных  с  качеством  фонограммы  не  хуже,  чем  на
   мини-диске.  Очень часто сжатые данные  хранят  на  жестком  диске
   компьютера,  и  так  как  один  современный жесткий диск позволяет
   разместить  до  2000  часов  звучания,  то  это  фонотека  хорошей
   радиостанции. Для студийной работы в 24-битном разрешении архивы в
   основном хранят в виде компьютерных файлов на компакт-дисках. Одна
   из  причин  -  отсутствие  накопителей  с  разрешением  в 24 бита.
   Преимущество - можно хранить не только файлы со звуком,  но и весь
   проект с плей-листом,  настройками модулей обработки и т.д. Ниже в
   таблице приведены основные форматы записи на внешние устройства.
   
                                                          Таблица Б.1
   
                   ПАРАМЕТРЫ ОСНОВНЫХ ФОРМАТОВ ЗАПИСИ
                         НА ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА
   
   -------------T--------------------------T-------------T-----------
   |   Формат   |  Объем цифрового потока  | Количество  |   Вид    |
   |   записи   |                          |   каналов   |компрессии|
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |DAT         |16 бит / 44/48/32 кГц     |2 канала     |Нет       |
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |CD          |16 бит / 44 кГц           |2 канала     |Нет       |
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |MD          |16 бит / 44 кГц           |2 канала     |Компрессия|
   |            |                          |             |1:5       |
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |MD-Data     |16 бит / 44 кГц           |4 канала     |Компрессия|
   |            |                          |             |1:5       |
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |MP3-CD      |16 бит / 44 кГц           |2 канала     |Компрессия|
   |            |(любой)                   |             |1:1 - 1:20|
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |DVD-audio   |24 бит / 96 кГц           |2 - 6 каналов|Компрессия|
   |            |                          |             |MPEG-2    |
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |ADAT        |16 бит / 44/48 кГц        |8 каналов    |Нет       |
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |ADAT-XT     |16/20 бит / 44/48 кГц     |8 каналов    |Нет       |
   +------------+--------------------------+-------------+----------+
   |DA - 88/98  |16 бит / 44/48 кГц        |8 каналов    |Нет       |
   L------------+--------------------------+-------------+-----------
   
                6. Организация и проведение внестудийных
                           передач и записей
   
       6.1. Проведение   внестудийных   передач   и  звукозаписей  из
   стационарных (СТТП) и  полустационарных  (ПСТТП)  транспунктов,  а
   также  с  мест  событий  или  объектов,  не имеющих подготовленных
   помещений и соединительных линий,  осуществляется согласно графику
   загрузки   технических  средств  РК,  составленному  на  основании
   заказов редакций и рабочего расписания передач.
       6.2. При  проведении  внестудийных  передач или звукозаписей с
   мест событий и  объектов,  не  имеющих  подготовленных  помещений,
   необходимо  провести  предварительное  обследование места передачи
   представителями технической службы и соответствующей редакции.
       Результатом обследования   должно   являться  подтверждение  о
   проведении трансляционной передачи или звукозаписи с согласованием
   всех вопросов,  связанных с установкой и подключением необходимого
   для проведения передачи оборудования.
       По результатам  обследования  редакция  подает  наряд-заказ на
   проведение внестудийной передачи или звукозаписи.
       6.3. При  подготовке  внестудийных  передач  или  звукозаписей
   звукорежиссер  и  редактор,  ответственный  за  передачу,   должны
   заранее  ознакомить  технический  персонал с программой трансляции
   или звукозаписи, ее особенностями и временем начала и окончания.
       Все технические  и  программно-редакционные  работники  должны
   являться на место проведения  передачи  или  звукозаписи  согласно
   составленному руководством графику.
       При включении в трансляционную  передачу  магнитных  фонограмм
   микрофонный материал дикторской папки должен быть сверен с заявкой
   на воспроизведение.
       6.4. Все   технические   средства,   используемые   на   месте
   трансляции или звукозаписи,  должны быть подготовлены,  включены и
   опробованы     заранее     и    до    начала    работы    переданы
   программно-редакционным работникам.
       6.5. При  загрузке  технических  средств  СТТП,  ПСТТП,  ПЗС и
   составлении рабочего расписания передач должен учитываться  график
   проведения для них профилактических работ.
       6.6. Для  технического  обеспечения  проведения   внестудийных
   передач и звукозаписей техническая служба РК (РТЦ) осуществляет:
       - заказ междугородных каналов связи и соединительных линий;
       - при   работе   из  СТТП  -  прокладку  микрофонных  кабелей,
   расстановку и подключение микрофонов;
       - при  работе  с  использованием  ПЗС  из  ПСТТП - прокладку и
   подключение силового кабеля  и  микрофонных  кабелей,  подключение
   микрофонов.
       6.7. При   проведении    технической    пробы    по    каналам
   (соединительным линиям) перед трансляцией проверяется:
       - номинальное значение уровня сигнала на частоте 1000 Гц;
       - АЧХ на крайних частотах полосы пропускания;
       - оценка уровня шумов на слух и по измерительным приборам;
       - разность усиления каналов А и В;
       - синфазность усиления каналов А и В при стереопередаче;
       - правильность расположения каналов А и В стереопары;
       - номинальное значение уровня сигнала обратного канала;
       - прохождение   сигналов   вызова   и   разборчивость  речи  в
   двухпроводных каналах связи.
       6.8. При   проведении  трансляционной  передачи  подготовка  и
   проверка междугородных каналов осуществляется на участках:
       - источник программы - КРА РК (РТЦ);
       - источник выдачи программы (АЦ), место события - МТС (МВА);
       - МТС (МВА) - ГЦУМС;
       - ГЦУМС - ЭА РК.
       По окончании проверки технический персонал ГЦУМС предоставляет
   заказанные каналы техническому персоналу КРА РК.
       Если во  время  технической  пробы  выявляется  некачественная
   работа междугородного канала,  то персонал АЦ сообщает об  этом  в
   соответствующую  службу министерства связи (МТС,  МВА,  ГЦУМС) для
   принятия необходимых мер.
       Обо всех   технических   неполадках   в   пункте   организации
   трансляции  персонал  передающей  аппаратной  сообщает   персоналу
   приемной аппаратной.
       С целью  документирования  трансляционные   передачи   и   все
   служебные   переговоры   рекомендуется   записывать  в  передающей
   аппаратной.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение В
                                                      (рекомендуемое)
   
              ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ РК
   
       1. В      каждой      РК      должна      быть       следующая
   эксплуатационно-техническая документация:
       - правила взаимодействия программных и технических служб;
       - правила по технике безопасности;
       - инструкция по ГО и пожарной безопасности;
       - технический проект и акт приема РТЦ в эксплуатацию;
       - технические  паспорта  на   комплекс   оборудования   и   на
   сооружения РТЦ;
       - список  телефонов   руководства   вышестоящих   организаций,
   пожарной охраны, милиции и т.д.;
       - положения  о  структурных   подразделениях   и   должностные
   инструкции работников РК;
       - журнал сдачи экзаменов по технике безопасности;
       - инструкция по планированию и производству программ;
       - журнал проведения инструктажей.
       2. В  каждом  подразделении  для использования дежурной сменой
   должна иметься следующая документация:
       - правила взаимодействия программных и технических служб;
       - правила по технике безопасности;
       - должностные инструкции;
       - полный   комплект   технической    документации    и    схем
   обслуживаемого     оборудования     и    дополнительных    местных
   эксплуатационно-технологических инструкций;
       - журналы  первичного  эксплуатационно-технического  учета  по
   утвержденной форме;
       - расписание работы технических средств и график дежурств;
       - журналы оперативных распоряжений по эксплуатации;
       - список запасных блоков, узлов, деталей и т.п.;
       - список номеров телефонов  организаций,  с  которыми  связана
   эксплуатация предприятия, а также руководства подразделения;
       - технические паспорта на каждую  аппаратную  с  указанием  ее
   производственных возможностей;
       - список закрепленного оборудования;
       - графики измерений и профилактических работ;
       - инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности.
       3. В    РК    используются    следующие    формы    первичного
   эксплуатационного учета:
       - эксплуатационный журнал аппаратных и передвижных технических
   средств;
       - журнал приема-сдачи смены (при сменной работе персонала);
       - рабочий журнал (журнал неисправностей);
       - журнал профилактики и измерений;
       - сопроводительная карточка на фонограмму;
       - акт на техническое состояние фонограммы.
       4. Описание  журналов  эксплуатационно-технического  учета   в
   аппаратных формирования программ
       Эксплуатационный журнал    (журнал     назначений)     ведется
   руководителем аппаратной. В специальные графы журнала заносится:
       - дата и время включения и выключения оборудования;
       - фамилия выпускающего режиссера;
       - время начала и окончания эфира и других работ;
       - название и код передачи;
       - вид работы (эфир, запись, трансляция);
       - внешние источники и потребители формируемой программы;
       - технические средства (устройства записи  и  воспроизведения,
   устройства обработки, микрофоны и т.п.);
       - фамилия лица, от которого поступила заявка.
       В случае,  если  работа  в  аппаратной  ведется  по недельному
   расписанию,  об этом делается соответствующая запись в журнале,  с
   указанием вышеперечисленных пунктов.
       Рабочий журнал предназначен для ведения  учета  по  проведению
   ремонтных работ в аппаратной. В него заносится:
       - информация о технических отказах и неисправностях  блоков  и
   устройств;
       - причины возникновения неисправностей;
       - способы устранения неисправностей;
       - список  используемых  для  проведения  ремонта   деталей   и
   материалов;
       - подписи лиц,  ответственных за проведение ремонта и  приемку
   оборудования.
       Журнал приема-сдачи  смен  ведется  в  тех   аппаратных,   где
   обслуживающий   персонал   работает   в  сменном  режиме.  В  него
   заносится:
       - время приема-сдачи оборудования;
       - оценка его работоспособности;
       - замечания, выявленные в процессе приемки;
       - фамилии старших по сменам и их подписи.
       Журнал замечаний     режиссерских    бригад    предоставляется
   ответственному выпускающему  или  звукорежиссеру  после  окончания
   эфира  или  другой  работы  для  обязательной  записи информации о
   наличии  или  отсутствии  замечаний  в   работе   оборудования   и
   технического персонала РК.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение Г
                                                         (справочное)
   
                 АКУСТИКА АППАРАТНО-СТУДИЙНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
                    И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ
   
                    1. Акустические свойства студий
   
       1.1. Время   стандартной   реверберации,  в  течение  которого
   плотность звуковой энергии в помещении после выключения  источника
   звука   снижается   на   60  дБ,  является  основной  акустической
   характеристикой студии.
       У каждой  студии есть оптимальное время реверберации и оно для
   студий разного размера различно.  Для  речевых  дикторских  студий
   малого  объема  оптимальное время реверберации равно 0,35 сек.,  а
   для больших концертных  студий  оно  может  составлять  2  сек.  В
   литературно-драматических  студиях  оптимальное время реверберации
   должно быть значительно меньше, чем в музыкальных, так как большое
   время реверберации уменьшает разборчивость текста.
       1.2. Частотная  характеристика  времени   реверберации,   т.е.
   зависимость  времени стандартной реверберации от частоты звукового
   сигнала,  является  второй  важной  акустической   характеристикой
   студии.
       Студии должны  иметь  определенную  частотную   характеристику
   времени реверберации. При этом необходимо учитывать, что одни и те
   же материалы поглощают энергию колебаний различных звуковых частот
   не  одинаково.  В  помещениях студий не рекомендуется иметь ковры,
   драпировки и мягкую  мебель,  которые  сильнее  поглощают  энергию
   высоких  частот  звукового диапазона,  чем низких,  что приводит к
   искажению тембра звука.
       1.3. Диффузность     звукового    поля    или    равномерность
   распределения энергии отраженных волн по всему  объему  помещения,
   при   котором   уровень   звуковых   волн,   приходящих  с  разных
   направлений,  одинаков,  а   фазы   случайны,   также   определяет
   акустические свойства студии.
       1.4. Для  качественного  звучания  передач  следует  соблюдать
   нормы  заполнения  студии  исполнителями.  Современные  требования
   следующие:
       - при   исполнении   музыкального   произведения   на  каждого
   исполнителя должно приходиться по  35  -  50  куб.  метров  объема
   студии;
       - объем студии для оркестра из 50 исполнителей должен быть  не
   меньше 2000 куб. метров;
       - при исполнении оперы,  оратории, симфонического произведения
   коллективом   из  150  -  200  исполнителей  объем  студии  должен
   составлять 6000 - 10000 куб. метров и больше.
       В противном случае происходит ухудшение качества звучания.
   
                    2. Оборудование звуковых студий
   
       Технические средства, используемые при подготовке и проведении
   радиовещательной передачи и звукозаписи,  располагаются в студии и
   технической аппаратной.
       В студии  устанавливаются  микрофоны  и  громкоговорители  для
   режиссерских   команд  и  прослушивания  исполнителями  записанной
   программы.
       2.1. Микрофоны
       В радиовещании и профессиональной  звукозаписи  применяются  в
   основном динамические и конденсаторные микрофоны,  с кардиоидной и
   круговой диаграммой направленности.
       Большое влияние   на   звукопередачу   оказывает  правильность
   подбора на микрофонных репетициях  акустического  отношения,  т.е.
   соотношения  между  отраженными  и прямыми звуковыми сигналами,  в
   точке установки микрофона в студии. Акустическое отношение зависит
   от   расстояния   микрофона   от  источника  звука  (исполнителя).
   Естественность звучания, тембр и впечатление о реверберации самого
   помещения   для   радиослушателя  значительно  больше  зависят  от
   акустического отношения, чем для слушателя, находящегося в студии.
       Если микрофон  находится на близком расстоянии от исполнителя,
   то прямой звук преобладает (акустическое отношение  А  <  1),  при
   этом реверберация на слух кажется значительно меньше, чем на самом
   деле, и даже в гулком помещении можно создать четкое звучание (так
   называемый ближний или крупный звуковой план).
       Если микрофон  находится   на   значительном   расстоянии   от
   исполнителя,  он  может  попасть  в  зону,  где  отраженные  звуки
   преобладают над прямыми (А > 1).  Тембр  звучания  изменится,  оно
   будет более гулким, "размытым", субъективное ощущение реверберации
   увеличивается (дальний звуковой план).  Этим приемом пользуются  в
   сильно    заглушенных    помещениях    для    придания    звучанию
   пространственности (воздушности).
       Таким образом,   в  одной  и  той  же  студии,  выбирая  место
   микрофона  относительно   исполнителя   и   изменяя   акустическое
   отношение,   можно   менять   субъективное  ощущение  реверберации
   ("эквивалентную реверберацию") и даже  в  монофонической  передаче
   добиться эффекта объемности звучания.
       2.2. Контрольные агрегаты
       Слуховой контроль  в  студиях  обычно осуществляется с помощью
   специального громкоговорящего устройства.
       Контрольный агрегат  содержит  мощный усилитель и акустическую
   систему,  состоящую из одного  или  нескольких  громкоговорителей,
   установленных   в   специальном  ящике.  К  контрольным  агрегатам
   предъявляются  жесткие  требования,  так  как   для   неискаженной
   звукопередачи   они   должны   иметь   строго  стандартизированные
   технические параметры с малыми допусками отклонения от нормы.
       Качество громкоговорителя определяется следующими параметрами:
       - номинальная мощность - та наибольшая мощность,  при  которой
   вносимые  громкоговорителем  искажения  гармонического  сигнала не
   превосходят допустимой техническими условиями величины (перегрузка
   громкоговорителя воспринимается на слух как дребезжание и хрипы);
       - чувствительность,    определяющая    эффективность    работы
   громкоговорителя;
       - частотная характеристика - зависимость  чувствительности  от
   частоты  звукового  сигнала  (чем  шире  интервал звуковых частот,
   который  воспроизводится  громкоговорителем,  и  чем  ровнее   его
   частотная характеристика, тем лучше громкоговоритель);
       - характеристика направленности громкоговорителя -  определяет
   рабочее   пространство,   которое   покрывает   своим   излучением
   громкоговоритель.
       Чтобы звуковая картина не изменялась при различных размещениях
   слушателей  и  контрольного  агрегата,  используют  два  и   более
   высокочастотных излучателя, что позволяет перекрыть звуковым полем
   максимальное пространство.
       Контрольные агрегаты  монтируются  в  специальных  ящиках  или
   деревянных  тумбах,  от  конструкции,   материала   и   внутренней
   акустической обработки которых зависит качество воспроизведения.
       При организации звукового контроля  в  аппаратных  музыкальных
   студий  и аппаратных сведения следует прежде всего выбрать принцип
   размещения звуковых контрольных агрегатов.  Они  могут  быть  либо
   встроены в стены,  либо размещаться свободно на полу.  В настоящее
   время первый подход является более распространенным.  Данный выбор
   носит  принципиальный характер,  так как от этого зависит подход к
   акустическому решению помещений.  При пространственном  размещении
   контрольных  агрегатов  следует учитывать требования международных
   документов,  в частности "Technical Document AESTD 1001.0.01-05  /
   Multichannel  surround  sound  systems  and  operations".  Там  же
   приводятся  требования  к  форме  и  акустическим  характеристикам
   аппаратных и уровням звукового контроля.
       Малогабаритные контрольные  агрегаты  ближнего  поля   следует
   размещать  на  столешнице  звукорежиссерского  пульта по его краям
   либо на стойках,  придвинутых к задней части  столешницы.  Даже  в
   случае  небольших аппаратных следует избегать размещения мониторов
   ближнего  поля  в  непосредственной  близости  от  передней  части
   помещения у краев смотрового окна.
   
           3. Некоторые рекомендации по проектированию новых
              и улучшению акустических свойств действующих
                     аппаратно-студийных помещений
   
       3.1. При  проектировании  нового  помещения  следует  обратить
   внимание  на  его  размещение  внутри  здания.  Следует  исключить
   нахождение  вблизи  от студии (аппаратной) источников интенсивного

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное