Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
29.04.2017
USD
56.98
EUR
62.04
CNY
8.26
JPY
0.51
GBP
73.62
TRY
16.02
PLN
14.72
 

ПРАВИЛА МИНТОПЭНЕРГО РФ ОТ 12.10.1999 N 338 ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ. РД 153-39.4-041-99 (УТВ.ПРИКАЗОМ МИНТОПЭНЕРГО РФ ОТ 12.10.1999 N 338)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   местной   власти,   штабами   по   делам   гражданской  обороны  и
   чрезвычайным  ситуациям,  землепользователями,   организациями   -
   владельцами коммуникаций, проходящих в одном техническом коридоре,
   бассейновым управлением участка пути, другими организациями.
       2.4.13.2. Планы  ликвидации возможных аварий на ПП МНПП должны
   быть тщательно изучены и отработаны всеми лицами,  участвующими  в
   организации  и проведении работ по обнаружению и ликвидации аварии
   и ее последствий.
       2.4.13.3. Знание ПЛА, в т.ч. на ПП, проверяется не реже одного
   раза в год;  степень подготовки персонала  и  практические  навыки
   выполнения   работ  по  ликвидации  аварий  на  ПП  проверяются  и
   закрепляется учебно -  тренировочными  занятиями,  которые  должны
   проводиться  в  соответствии  с  утвержденным главным инженером ПО
   графиком не реже одного раза в 2 - 3 года.
       2.4.14. В  случае  попадания  перекачиваемого  нефтепродукта в
   реки должны быть приняты меры по его  локализации,  улавливанию  и
   утилизации.
       2.4.14.1. Локализация     движения     пятна     нефтепродукта
   производится  с помощью плавучих боновых заграждений (БЗ),  способ
   установки которых определяется инструкцией заводов - изготовителей
   и предусматривается в ПЛА.
       2.4.14.2. Места  локализации   (установки   БЗ)   определяются
   руководителем  АВР  с  таким  расчетом,  чтобы  к  моменту подхода
   головной  части  пятна  нефтепродукта  были  закончены  работы  по
   установке БЗ и сборщиков нефтепродукта.
       2.4.14.3. Варианты расстановки БЗ выбираются в зависимости  от
   конкретных условий с учетом скорости течения и категории рек.
       2.4.15. Капитальный ремонт ПП МНПП выполняется по  проекту,  в
   основу  которого  должны  быть  положены  результаты  технического
   обследования,  материалы  инженерных  изысканий  и  наблюдений  за
   русловыми деформациями.
       2.4.16. При   эксплуатации   переходов   через   железные    и
   автомобильные  дороги I - IV категорий необходимо уделять внимание
   наблюдению за смотровыми колодцами и  имеющимися  устройствами  на
   случай повреждения перехода.
       На каждый переход через железные и автомобильные дороги I - IV
   категории  также  должен  быть  составлен паспорт по установленной
   форме.
       Обследование технического состояния переходов через железные и
   шоссейные дороги всех категорий должно проводиться не реже  одного
   раза в 5 лет.
       2.4.17. Ремонт переходов через железные и автомобильные дороги
   трубопроводов    должен    производиться   в   плановом   порядке.
   Периодичность,  состав и объем выполняемых при этом  работ  должны
   быть  определены в соответствии с техническим состоянием переходов
   на основании дефектных ведомостей и нормативных документов.
       2.4.18. Ежегодно  необходимо  выполнять  нивелировку переходов
   трубопровода,  а техническое состояние  строительных  конструкций,
   опор,  траверс  определять  по отдельному графику,  не реже одного
   раза в 10 лет.  Для мостовых,  вантовых и других сложных переходов
   должны  быть разработаны дополнительные инструкции по обслуживанию
   и ремонту, подготовлены специалисты для выполнения подобных работ.
       2.4.19. В процессе эксплуатации воздушных переходов необходимо
   выполнять  контроль  за  общим  состоянием  воздушных   переходов,
   трубопровода,   береговых   и   промежуточных  опор,  их  осадкой,
   состоянием мачт,  тросов,  вантов,  берегов  в  полосе  переходов,
   берегоукрепительных  сооружений,  водоотводных канав,  мест выхода
   трубопроводов из земли,  креплений трубопроводов к опорам земляных
   насыпей. При необходимости производится нивелировка.
   
                         2.5. Запорная арматура
   
       2.5.1. Размещение    запорной    арматуры   по   трассе   МНПП
   производится при проектировании в соответствии с требованиями СНиП
   2.05 06-85* "Магистральные трубопроводы".
       При размещении линейной запорной арматуры необходимо учитывать
   профиль   трассы,   чтобы   свести   потери   нефтепродуктов   при
   повреждениях и плановых ремонтных работах до минимума.
       2.5.2. Запорная  арматура,  установленная  на  переходах через
   водные преграды или  на  других  опасных  участках  трубопроводов,
   должна   быть  по  возможности  оборудована  электроприводом.  При
   реконструкции    или     капитальном     ремонте     трубопроводов
   устанавливаемая   на   этих   участках   запорная  арматура  и  ее
   электроснабжение должны  соответствовать  требованиям  действующих
   НТД.
       2.5.3. Запорная арматура, установленная на МНПП, должна иметь:
       - ограждение;
       - площадку  обслуживания,  выполненную  согласно  проекту,   с
   обязательной  установкой  предупреждающих  и запрещающих знаков на
   ограждении;
       - нумерацию согласно технологической схеме трубопровода;
       - указатели  вращения  на  закрытие  и  открытие  и  положения
   "закрыто", "открыто";
       - подъезд.
       Колодцы и шкафы внутри ограждения должны иметь запоры.
       2.5.4. Запорная  арматура,  устанавливаемая  на  МНПП,  должна
   обеспечивать:
       герметичность отключения одной части трубопровода от другой;
       надежность в эксплуатации и удобство обслуживания;
       беспрепятственный проход    через    арматуру    очистных    и
   диагностических устройств.
       Привод арматуры должен быть  во  взрывозащищенном  исполнении,
   причем машинный привод должен дублироваться ручным приводом.
       При этом должно быть обеспечено  легкое  закрытие  и  открытие
   арматуры при любых погодных условиях.
       2.5.5. Нормальное   положение   задвижек   на    магистральном
   трубопроводе - открытое, нормальное положение байпасной задвижки -
   закрытое (если иное не предусмотрено проектом).
       Положение задвижек  на соединительных линиях зависит от режима
   работы трубопровода.
       2.5.6. Открывать  и  закрывать  запорную  арматуру разрешается
   только  по  распоряжению  диспетчера  производственного  отделения
   (АО).
       2.5.7. Запрещается использовать запорную арматуру  в  качестве
   регулирующего   органа.  Ход  шпинделя  в  задвижках  должен  быть
   плавным,  а затвор при закрытии и открытии должен перемещаться без
   заедания.
       2.5.8. Периодичность   и   объемы   ТОР   запорной    арматуры
   определяются   инструкцией   завода  -  изготовителя  и  планом  -
   графиком, утвержденным главным инженером отделения АО.
       2.5.9. Арматура  на  МНПП  при  ремонтных работах должна иметь
   серию  не  ниже   предусмотренной   проектом   с   предварительным
   проведением  ревизии  и  гидравлического  испытания на прочность и
   герметичность   согласно   ГОСТ   356-80   "Арматура   и    детали
   трубопроводов. Давления условные, трубные и рабочие. Ряды".
       2.5.10. ТОР  запорной   арматуры   производится   аварийно   -
   восстановительными подразделениями.
       Для осуществления  капитального  ремонта   запорной   арматуры
   создается   обменный   фонд   запорной  арматуры.  Номенклатура  и
   количество  запорной   арматуры   обменного   фонда   определяются
   расчетом.
       2.5.11. В каждом АО,  эксплуатирующем МНПП,  должен находиться
   аварийный запас запорной арматуры в количестве не менее 1 задвижки
   каждого диаметра установленной серии на одну АВП.
       Арматура аварийного   запаса   должна   быть   отревизирована,
   храниться на складе под навесом.  Условия  транспортировки  должны
   соответствовать техническим требованиям изготовителей.
       Запрещается применение   запорной   арматуры,    не    имеющей
   технических паспортов, а также товарного знака на корпусе.
   
            2.6. Техническое обслуживание и ремонт линейной
               части магистральных нефтепродуктопроводов
   
       2.6.1. Надежность магистральных нефтепродуктопроводов  при  их
   эксплуатации  должна  быть  обеспечена  и  поддержана на требуемом
   уровне  путем  своевременного  проведения   плановых   мероприятий
   технического   обслуживания   и   ремонта   согласно   требованиям
   действующей НТД и утвержденным  графикам,  а  также  качественного
   выполнения восстановительных работ при неплановых ремонтах.
       2.6.2. Основные требования к организации и проведению, учету и
   контролю  работ  по  техническому  обслуживанию и ремонту линейной
   части МНПП,  периодичность технического обслуживания  и  ремонтные
   нормативы   определяются   нормативно   -  техническим  документом
   "Система  технического  обслуживания  и  ремонта  линейной   части
   магистральных нефтепродуктопроводов" [62].
       Все работы на линейной части МНПП по замене запорной арматуры,
   по подключению новых и капитально отремонтированных  участков,  по
   пропуску  очистных устройств выполняются согласно разработанным АО
   (отделениями АО,  ЛПДС) организационно - техническим мероприятиям,
   утверждаемым главным инженером АО.
       2.6.3. Для выполнения технического  обслуживания,  текущего  и
   аварийно  - восстановительного ремонта линейной части МНПП АО,  ПО
   используют:
       - ремонтно  - восстановительные бригады перекачивающих станций
   и наливных пунктов;
       - аварийно  -  восстановительные  пункты (АВП),  расположенные
   вдоль трассы по  проекту  или  решению  отделения  АО,  исходя  из
   значимости и доступности отдельных точек трассы;
       - ремонтно - строительные участки, линейные обходчики.
       2.6.4. Организационная     структура,    состав    бригад    и
   подразделений,  обслуживающих линейную часть МНПП, устанавливаются
   АО.
       2.6.5. На подразделения,  обслуживающие линейную  часть  МНПП,
   возлагаются следующие основные задачи:
       - периодические  и  внеочередные  осмотры  трассы  МНПП  путем
   обхода,  объезда  или  облета с целью выявления нарушений охранной
   зоны, возможных утечек нефтепродуктов и их хищения;
       - содержание   в   полной   исправности  линейных  сооружений,
   особенно сооружений на переходах через реки и другие  препятствия,
   в  туннелях,  на  болотах,  в  колодцах;  станций катодной защиты,
   линейных сооружений связи, линий электропередачи, электроустановок
   и т.п.;
       - наблюдение за состоянием охранной зоны и производством работ
   сторонними организациями;
       - выполнение работ по  техническому  обслуживанию,  планово  -
   предупредительным и аварийно - восстановительным ремонтам;
       - осуществление  при  необходимости   врезок   и   отводов   в
   нефтепродуктопроводы для подключения новых объектов, реконструкции
   узлов переключения и т.д.;
       - осуществление  мероприятий  по  подготовке  МНПП  к работе в
   осенне - зимний период и к весеннему паводку;
       - оформление в установленном порядке документации на ремонтные
   работы и ликвидацию аварий;
       - поддержание   в   исправном   состоянии  табельной  техники,
   приспособлений и другого имущества, своевременное их пополнение;
       - проведение   в   уставленные   графиком   сроки   учебно   -
   тренировочных занятий с  отработкой  планов  ликвидации  аварий  с
   целью  проверки  готовности техники и персонала к выполнению работ
   по ликвидации возможных аварий.
       2.6.6. При осмотре трассы особое внимание должно быть обращено
   на:
       - выявление   возможных  утечек  нефтепродукта  по  выходу  на
   поверхность и попыток его хищения;
       - выявление  и  предотвращение производства работ посторонними
   организациями и лицами и нахождения посторонней техники;
       - выявление оголений, размывов, оползней, оврагов;
       - состояние переходов  через  реки,  ручьи,  овраги  и  другие
   препятствия;
       - состояние пересечений с железными и автомобильными дорогами,
   появление неузаконенных переездов;
       - состояние вдольтрассовых сооружений, включая защитные.
       При осмотре  наружной  поверхности  трубопроводов и их деталей
   (сварных швов,  фланцевых  соединений,  включая  крепеж  арматуры,
   антикоррозионной   защиты   и   изоляции,   дренажных   устройств,
   компенсаторов, опорных конструкций) следует обращать внимание на:
       - состояние  и  показания приборов,  по которым осуществляется
   контроль за давлением в нефтепродуктопроводе;
       - герметичность  незаглубленных участков нефтепродуктопровода,
   мест выхода из земли трубопроводных  узлов,  сварных  и  фланцевых
   соединений запорной арматуры;
       - наличие утечек транспортируемого нефтепродукта из кожухов на
   пересечениях с железными и автомобильными дорогами.
       Результаты осмотра трассы должны фиксироваться в  журналах  по
   установленной действующей НТД форме:
       - в журнале N 1 - телефонограммы и распоряжения;
       - в журнале N 2 - давление в трубопроводе и параметры приборов
   ЭХЗ;
       - в  журнале  N  3  -  результаты  обхода  и  осмотра трассы и
   охраняемой зоны МНПП.
       2.6.7. Работники,   выполняющие   техническое  обслуживание  и
   ремонт линейной части МНПП,  обязаны  знать  трассу  трубопровода,
   технологические  схемы  сооружений,  устройство и работу арматуры,
   находящейся на обслуживаемом участке.
       2.6.8. Ремонтно   -   восстановительные  бригады  и  ремонтные
   колонны   должны   быть   оснащены   необходимыми    транспортными
   средствами, строительными и ремонтными механизмами, оборудованием,
   материалами,  инструментами  и   инвентарем   в   соответствии   с
   действующими  нормативами технической оснащенности [134,  135],  а
   также средствами оперативной связи.
       2.6.9. Технические средства аварийно - восстановительных работ
   и  подразделений  (транспортные  и  ремонтно  -  восстановительные
   машины   и   механизмы)   должны  иметь  соответствующие  надписи.
   Транспортные  средства  аварийно  -  восстановительных  бригад  по
   согласованию  с  ГИБДД оснащают спецсигналами.  На период весенней
   распутицы  на  автотранспортные  средства  АВБ  и  АВП  должны   в
   организациях    ГИБДД   оформляться   специальные   пропуска   для
   беспрепятственного проезда по дорогам и к линейной части МНПП.
       2.6.10. Все   оборудование,  транспорт  и  имущество  линейной
   службы,    предназначенные    для    выполнения     аварийно     -
   восстановительных    работ,   должны   находиться   в   постоянной
   исправности и  готовности  к  немедленному  выезду  и  применению.
   Использовать данную технику не по назначению запрещается.
       2.6.11. Периодические  визуальные  осмотры  трассы,   линейных
   сооружений   и  охранной  зоны  МНПП  производят  по  утвержденным
   маршрутам  и  графикам   линейные   обходчики   или   ремонтно   -
   восстановительные бригады (РВБ), снабженные транспортом повышенной
   проходимости либо воздушным транспортом и  двусторонней  связью  с
   ЛПДС.
       2.6.11.1. Участки   обслуживания   МНПП    одним    обходчиком
   независимо    от   числа   параллельно   уложенных   трубопроводов
   устанавливаются от  10  до  15  км  с  размещением  блок  -  поста
   преимущественно   в   районе  установки  задвижек  и  закрепляются
   приказом по ЛПДС или ПС.
       2.6.11.2. Линейные обходчики производят:
       - ежедневный осмотр и выявление  утечек  нефтепродуктов  через
   запорную  арматуру,  выхода нефтепродукта на поверхность земли или
   водную поверхность;
       - проверку   наличия   и   исправности   километровых  знаков,
   контрольно  -  измерительных  пунктов,  установок   ЭХЗ   запорной
   арматуры, колодцев и их ограждений, состояния вдольтрассовой линии
   электропередачи, выполнения каких-либо работ на трубопроводе или в
   охранной зоне сторонними организациями.
       В случае   выявления   неисправностей   оборудования,   выхода
   нефтепродукта,  хищений  нефтепродукта  из  МНПП линейный обходчик
   немедленно сообщает об этом на ЛПДС, после чего действует согласно
   указаниям  руководства  ЛПДС,  а  о выходе нефтепродукта сообщает,
   кроме того,  местным органам власти, выставляет знаки безопасности
   и осуществляет охрану участка до прибытия аварийной бригады.
       2.6.12. Задачей авиационного обслуживания может быть не только
   контроль  за  состоянием  нефтепродуктопроводов со всеми линейными
   устройствами,  сооружениями, зданиями, переходами и пересечениями,
   но  и транспортировка ремонтных групп с комплексом инструментов на
   место работы.
       2.6.13. Организацию   работ   по  авиационному  патрулированию
   трассы,  включая оформление договора,  осуществляет  ответственное
   лицо, назначенное приказом по отделению или АО.
       На ЛПДС,  ПС  и  НП,  линейных  участках  МНПП   должны   быть
   предусмотрены площадки для посадки и взлета вертолетов.
       2.6.14. На каждой ЛПДС,  ПС  и  ПО  должен  быть  составлен  и
   утвержден список специалистов, которые могут пользоваться услугами
   вертолета для выполнения служебных обязанностей. Каждый допущенный
   к  полетам  на  вертолетах  специалист  должен быть застрахован от
   несчастного случая в установленном порядке.
       2.6.15. Периодичность   осмотра   нефтепродуктопровода   путем
   обхода,  объезда  или  облета  устанавливает  руководство   АО   в
   зависимости   от   местных   условий,   сложности  рельефа  трассы
   нефтепродуктопровода и времени года.  Периодичность осмотра трассы
   руководством перекачивающих станций или ЛПДС - не реже одного раза
   в месяц,  отделения - одного раза в квартал,  АО - одного  раза  в
   полгода.
       Внеочередные осмотры   следует   проводить   после   стихийных
   бедствий,  в  случае  обнаружения  утечки нефтепродуктов,  падения
   давления,  отсутствия баланса  нефтепродукта  и  других  признаков
   повреждения нефтепродуктопровода.
       2.6.16. Время выхода (вылета) обходчиков или РВБ на трассу, их
   нахождения   и   возвращения   с   трассы   должно   сообщаться  и
   регистрироваться  дежурным  диспетчером  в  специальном   журнале.
   Результаты  осмотров  и  выполняемые  в  процессе  обхода (облета)
   операции должны фиксироваться  в  журнале  наблюдений  при  обходе
   (облете) трассы.
       2.6.17. Техническое  обслуживание  и   ремонт   сооружений   и
   оборудования     нефтепродуктопровода    проводят    аварийно    -
   восстановительные бригады по утвержденному графику работ.
       2.6.18. Для  поддержания  пропускной  способности и сохранения
   качества нефтепродуктов производится периодическая очистка МНПП от
   внутренних   отложений.   Периодичность   очистки   выбирается   в
   зависимости  от  интенсивности  накопления  отложений  на   основе
   анализа режимов перекачки, а также сопоставления затрат на очистку
   и энергозатрат на эксплуатацию неочищенного трубопровода.  Очистка
   полости трубопровода производится по инструкциям,  разрабатываемым
   АО, эксплуатирующими МНПП.
       2.6.19. Очередная  очистка  должна  производиться при снижении
   пропускной способности нефтепродуктопровода не более чем на 3% или
   при необходимости.
       Все работы по подготовке  и  проведению  очистки  МНПП  должны
   выполняться  в  соответствии с принятой технологией и требованиями
   нормативных документов по охране труда,  безопасности  и  пожарной
   безопасности [52, 114, ..., 122].
       2.6.20. График  очистки  МНПП  по участкам должен утверждаться
   главным инженером эксплуатирующего этот  МНПП  или  участок  АО  и
   передаваться  на  исполнение в отделения.  Контроль за выполнением
   графика должен осуществляться отделом эксплуатации и  ТТО  АО  или
   отделений.
       2.6.21. Виды   и   объемы    ремонта    самого    трубопровода
   устанавливают  на  основе  оценки  его  технического  состояния по
   данным осмотров  в  шурфах,  электроизмерений,  анализов  отказов,
   технических  норм,  требований  паспортов  и  инструкций заводов -
   изготовителей или по данным  обследования  состояния  трубопровода
   приборными  средствами  диагностики,  а  также  в  соответствии  с
   мероприятиями по повышению надежности и безопасности эксплуатации,
   предусмотренными в планах АО, отделений.
       2.6.22. Фактическое           состояние           действующего
   нефтепродуктопровода определяется путем сравнения определяющих его
   техническое   состояние   параметров   с   предельно   допустимыми
   значениями,  на  основании чего принимается решение по его ремонту
   или дальнейшей эксплуатации.
       2.6.23. Подготовка   и   порядок  проведения  диагностического
   обследования  линейной  части  МНПП,  методические  основы  оценки
   фактического  технического состояния и установления на этой основе
   сроков и объемов работ,  а также порядок организации и  проведения
   последующих  ремонтов  определяются действующими НТД о техническом
   диагностировании  линейной   части   МНПП   и   системе   ТОР   по
   диагностическим данным.
       2.6.24. Для трубопровода с повышенной коррозийностью,  а также
   при  большом  числе  аварий  на  его  участках  следует  проводить
   гидравлические    испытания    водой    или    нефтепродуктом    с
   предварительным  согласованием в соответствующих органах надзора и
   разработкой мероприятий по безопасному ведению этих работ.
       Каждое АО,     эксплуатирующее    МНПП,    отделение    должны
   разрабатывать  и  утверждать  конкретные  планы   мероприятий   по
   подготовке   и   обеспечению   безаварийной  работы  МНПП  и  всех
   сооружений в осенне - зимний и весенний паводковый периоды.
       2.6.25. В  плане  подготовки  к  эксплуатации  МНПП  в  зимних
   условиях должны быть предусмотрены:
       - ревизия и ремонт приводов запорной арматуры с заменой летней
   смазки на зимнюю и масла в  взрывозащищенном  электрооборудовании,
   создание  запаса  необходимых  материалов и инструментов на базах,
   складах и в определенных местах трассы;
       - восстановление противопожарных сооружений;
       - ревизия и ремонт уплотнений  в  защитных  кожухах  переходов
   через  шоссейные  и  железные  дороги для предотвращения попадания
   воды в кожух;
       - приоткрытие  задвижек  тупиковых  участков,  камер скребка и
   других подобных устройств;
       - перевод  на зимнюю эксплуатацию аварийно - ремонтной техники
   и другие мероприятия,  направленные на обеспечение  бесперебойного
   транспорта нефтепродуктов в зимних условиях;
       - промывка тупиковых и непроточных участков и арматуры;
       - установка указателей и вешек у колодцев и вантузов на случай
   заноса их снегом.
       2.6.26. В  плане мероприятий по подготовке к весеннему паводку
   должны быть предусмотрены:
       - ремонт  и  укрепление  воздушных  и  подводных  переходов (с
   береговыми колодцами);
       - подготовка  аварийно  -  ремонтной техники,  замена смазки в
   редукторах,  проверка  запорной  арматуры  на  полное  открытие  и
   закрытие;
       - создание необходимого запаса ГСМ;
       - восстановление нагорных водоотводных канав,  противопожарных
   сооружений, водопропускных устройств, очистка их от снега;
       - ремонт  ледорезов  в местах возможных заторов льда,  обрубка
   льда в урезах рек над подводными переходами.
   
       <...>
   
       2.6.31. В случае  возникновения  аварии  на  МНПП  аварийно  -
   восстановительная   служба   должна   действовать  согласно  плану
   ликвидации  возможных  аварий,  разработанному   в   установленном
   действующей НТД  [79]  порядке для закрепленного  за  АВП  участка
   трассы.
       2.6.31.1. Планы ликвидации  возможных  аварий  разрабатываются
   комиссией  в  составе  начальника  отдела  эксплуатации,  старшего
   диспетчера,  главного механика,  главного энергетика,  инженера по
   охране труда,  представителя АО "Телекомнефтепродукт",  начальника
   пожарной части,  подписываются  членами  комиссии  и  утверждаются
   главным инженером ПО АО.  Планы должны ежегодно пересматриваться и
   находиться у  главного  инженера  ПО,  диспетчера  ПО,  начальника
   аварийно  - восстановительной службы.  У сменного оператора ЛПДС и
   начальника караула ВОХР  должны  находиться  выписки  из  разделов
   плана, касающихся этих служб.
       2.6.31.2. Все изменения, вносимые в ПЛА, должны доводиться под
   роспись  работникам  АВП и руководству ЛПДС,  а также отражаться в
   должностных инструкциях работников АВП.
       2.6.32. Стратегия  организации  работ  по ликвидации аварии на
   линейной  части   МНПП   и   ее   возможных   последствий   должна
   предусматривать выполнение следующих основных работ:
       - поиск места аварии и определение ее характера;
       - сбор,  выезд  и  доставку  персонала и технических средств к
   месту аварии;
       - выполнение   работ   по  локализации  и  сбору  разлившегося
   нефтепродукта и АВР;
       - ликвидацию  последствий  аварий  и  оформление  документации
   установленной формы.
       2.6.32.1. Порядок         организации,         технологическая
   последовательность и  примерный  график  выполнения  перечисленных
   работ,  действия  должностных лиц и непосредственных исполнителей,
   порядок  и  сроки  составления  требуемой  документации,  перечень
   необходимых технических средств и другие аспекты ликвидации аварии
   на МНПП и ее возможных последствий определяются инструкцией [79] и
   ПЛА.
       2.6.32.2. Для  проверки  и  закрепления знания ПЛА в каждом АО
   должны проводиться учения и учебно - тренировочные занятия.
       Программы учений  должны  быть  направлены на выполнение плана
   ликвидации возможных  аварий,  а  также  на  отработку  совместных
   действий  с  органами местной власти,  с комиссией по чрезвычайным
   ситуациям  и  со  всеми  привлекаемыми  организациями.  Количество
   занятий (учений) и их содержание определяются руководством АО и ПО
   АО в зависимости от квалификации ремонтного  персонала,  сложности
   обслуживаемого участка трассы,  природно - климатических условий и
   т.п.
       2.6.32.3. Учения  и  учебно  -  тренировочные  занятия  должны
   проводиться с периодичностью:
       в АВП - не реже 1 раза в месяц;
       в ОАВП - не реже 1 раза в квартал.
       Разрешается не   проводить   очередные   учения   и  учебно  -
   тренировочные занятия в тех из  перечисленных  выше  подразделений
   АВС,   которые   были   использованы   на  ликвидации  аварий  или
   производстве врезок на обслуживаемых участках трубопроводов.
       2.6.32.4. Учения   по  обмену  передовым  опытом  организации,
   новейшими техническими средствами и методами производства аварийно
   - восстановительных работ в масштабах АК организуются и проводятся
   по специальной программе с частотой один раз в 3 - 5 лет.
       2.6.32.5. Персонал  аварийно - восстановительной службы должен
   хорошо знать район участков  трассы  трубопроводов,  в  том  числе
   расположение соседних коммуникаций,  населенных пунктов,  объектов
   народного хозяйства, сельскохозяйственных угодий и т.д.
       2.6.32.6. Повреждения   коммуникаций,  происшедшие  вследствие
   неисправности соседних коммуникаций или при производстве работ  на
   них, расследуются комиссионно с привлечением всех заинтересованных
   сторон и устраняются за счет виновной организации и с привлечением
   ее сил.
       2.6.32.7. Ликвидация  последствий   аварии   (повреждения)   в
   техническом  коридоре  производится  по  плану,  согласованному со
   всеми соответствующими организациями - владельцами коммуникаций.
       2.6.32.8. Последствия  стихийных бедствий (оползней,  размывов
   трассы и т.п.) устраняются владельцами  коммуникаций  технического
   коридора совместными силами.
       2.6.32.9. Ликвидация  аварий  на  магистральных  трубопроводах
   может  производиться  без согласования с землепользователем,  но с
   обязательным последующим его уведомлением.
       2.6.33. На  ЛПДС,  ПС или НП должно быть организовано хранение
   аварийного запаса труб,  уложенных на стеллажи  с  ограничителями,
   препятствующими их раскатыванию.
       2.6.34. Трубы  аварийного  запаса  должны  быть   очищены   от
   ржавчины  и  окалины,  загрунтованы  снаружи  и изнутри и иметь на
   концах заглушки.  На  каждой  трубе  должны  быть  нанесены  белой
   краской длина и диаметр, толщина стенки и марка стали. В отделении
   должны храниться копии сертификатов на трубы аварийного запаса.
       В летний  период  грунтовка  и  надписи  на  трубах аварийного
   запаса должны быть обновлены, стеллажи отремонтированы и аварийный
   запас пополнен до нормы.
       2.6.35. Трубы,  используемые для замены поврежденных участков,
   должны  быть  предварительно проверены на отсутствие дефектов и их
   соответствие имеющимся  заводским  сертификатам.  Проверка  должна
   быть оформлена актом.
       2.6.36. В процессе  эксплуатации  МНПП  аварийный  запас  труб
   должен    систематически   осматриваться.   При   осмотре   должны
   производиться:  ремонт стеллажей,  очистка и смазка  торцов  труб,
   защита  от  коррозии.  По  истечении амортизационного срока службы
   трубы аварийного запаса должны быть заменены на новые.
       2.6.37. Для  участков МНПП,  проложенных через болота,  горы и
   другие  опасные  участки,  объем  аварийного  запаса  труб  должен
   составлять 0,3% от их протяженности, для остальных участков - 0,1%
   от их протяженности.
       2.6.38. Марка  и  толщина стенок труб аварийного запаса должны
   строго соответствовать аналогичным параметрам труб, заложенным при
   строительстве (проектировании).
       Запрещается применение труб для аварийного запаса  и  ремонта,
   не    имеющих    сертификатов   или   документов,   подтверждающих
   соответствие их требованиям  ГОСТ,  ТУ,  а  также  при  отсутствии
   товарного знака на поверхности трубы.
   
                 2.7. Капитальный ремонт линейной части
                  магистральных нефтепродуктопроводов
   
       2.7.1. Критерии определения необходимости капитального ремонта
   линейной части МНПП
       2.7.1.1. Решение о необходимости капитального ремонта линейной
   части  МНПП  принимается  на  основе  комплексного  обследования и
   оценки технического состояния ее участков.
       2.7.1.2. Для   оценки  технического  состояния  участков  МНПП
   предварительно производят следующие работы:
       - анализ аварийности участка и имеющихся данных по диагностике
   МНПП;
       - выявление наиболее опасных участков МНПП в отношении внешней
   и внутренней коррозии, а также напряженного состояния МНПП;
       - обследование   наиболее   опасных  участков  МНПП,  запорной
   арматуры,  установок ЭХЗ,  защитных противопожарных средств, линий
   технологической связи;
       - анализ полученной информации.
       2.7.1.3. Критериями   опасности   участков  МНПП  в  отношении
   внешней   коррозии,   определяющими    необходимость    проведения
   капитального ремонта линейной части МНПП, являются:
       - величина  разности   потенциалов   "труба   -   земля",   не
   удовлетворяющая требованиям ГОСТ 9.602-89*;
       - наличие  дефектов  изоляционного  покрытия,  обнаруженных  в
   результате обследования;
       - опасное (по ГОСТ 9.602-89*)  смещение  разности  потенциалов
   между трубопроводом и электродом сравнения (для МНПП,  проложенных
   в зоне действия блуждающих токов);
       - величина   замеренного   коррозионного   износа   по  данным
   толщинометрии или определенной  с  помощью  средств  внутритрубной
   диагностики;
       - отказы по причине наружной коррозии.
       2.7.1.4. Наиболее  опасными  в  отношении  внутренней коррозии
   являются:
       - места,  где  величина  замеренного  коррозионного  износа по
   данным толщинометрии или  определенного  с  помощью  внутритрубной
   диагностической аппаратуры превышает средние по МНПП значения;
       - места,  где  происходили  аварии   по   причине   внутренней
   коррозии;
       - места  возможных  донных   скоплений   перед   участками   с
   пониженной скоростью течения и др.,  где возможно развитие сульфат
   - восстановительных бактерий;
       - пониженные  места  по  рельефу  МНПП  со  скоростью  течения
   нефтепродукта, не обеспечивающей вынос водных скоплений.
       2.7.1.5. Опасность   разрушения   МНПП   из-за  перенапряжения
   металла трубы может возникнуть в результате:
       - действия  неучтенных  нагрузок  (размыв  подводных  участков
   МНПП,  колебания  размытых  участков  под   воздействием   потока,
   воздействие оползающих грунтов при укладке МНПП);
       - нарушения проектных решений или ошибки в проекте  (например,
   дополнительное  к  проектному  искривление  МНПП  в вертикальной и
   горизонтальной плоскости вплоть до образования гофр и др.).
       2.7.1.6. На    основе   выявленных   опасных   участков   МНПП
   производится   их   обследование   путем    шурфования,    осмотра
   трубопровода,  контроля  изоляционного  покрытия,  толщины  стенки
   трубы и качества сварных швов принятыми способами контроля.
       2.7.1.7. Порядок     проведения    обследования    и    оценки
   коррозионного  состояния  МНПП,   организационно   -   техническая
   подготовка,  способы капитального ремонта,  виды,  технологическая
   последовательность  и   контроль   качества   работ   определяются
   "Правилами        капитального        ремонта        магистральных
   нефтепродуктопроводов  диаметром  100  -  720  мм  без   остановки
   перекачки"  [34]   и  "Правилами  капитального  ремонта  подземных
   трубопроводов" [35].
       2.7.1.8. По   результатам   обследований   проводится   анализ
   полученной информации о состоянии  стенки  трубы  и  изоляционного
   покрытия, который включает:
       - классификацию и  оценку  обнаруженных  дефектов  по  степени
   опасности;
       - определение остаточного ресурса участка МНПП;
       - уточнение на трассе МНПП мест обнаруженных дефектов;
       - планирование  мероприятий   по   предотвращению   возможного
   разрушения МНПП;
       - выбор  вида  и  способа  ремонта,  установление  сроков  его
   проведения  в  зависимости  от  характера  дефекта  МНПП  с учетом
   загруженности на рассматриваемый момент и перспективу.
       2.7.1.9. Классификация    дефектов    производится   следующим
   образом:
       - определяется   вид   дефекта   по  конструктивному  признаку
   (трещины, гофры, свищи, коррозионные язвы и т.д.);
       - определяются   геометрические   размеры   дефектов   (длины,
   глубины, радиуса кривизны и т.д.);
       - определяется   степень  опасности  обнаруженных  дефектов  с
   учетом остаточного ресурса МНПП.
       2.7.1.10. Критериями  оценки  дефектов  обследованного участка
   МНПП  являются  допуски,  установленные  действующими  НТД   (СНиП
   III-42-80*.  Магистральные  трубопроводы.  Правила  производства и
   приемки  работ;  ВСН   006-89.   Строительство   магистральных   и
   промысловых трубопроводов. Сварка).
       На основании  анализа  и  обработки  результатов  обследований
   назначается капитальный ремонт либо с заменой труб, либо с заменой
   изоляционного покрытия с восстановлением  или  без  восстановления
   стенки труб.
       Восстановление стенки трубы производится  одним  из  следующих
   методов:
       - зачистка поверхности, шлифовка;
       - заварка (наплавка) повреждений;
       - приварка накладных усилительных элементов (заплат, муфт).
       2.7.1.11. Замену   изоляции   трубопровода  следует  проводить
   механизированным или ручным способом при давлении в нем  не  более
   2,5  МПа  при  наличии проекта производства работ,  мероприятий по
   безопасности труда и плана ликвидации аварий на данном участке.
       Зачистка поверхности трубы шлифованием применяется при наличии
   коррозионных повреждений,  не превышающих глубиной 10%  от толщины
   стенки.
       При наличии глубоких повреждений допускается  непосредственная
   их  заварка,  если остаточная толщина трубы в месте повреждений не
   менее 5 мм независимо от внутреннего давления [79].
       При наличии сплошной коррозии восстановление работоспособности
   труб  следует  производить  путем  приварки накладных усилительных
   элементов (заплат, муфт) [79].
       2.7.2. Требования  к организационно - технической подготовке и
   проведению капитального ремонта линейной части МНПП
       2.7.2.1. Капитальный  ремонт  МНПП  проводится  по  плану  АО,
   составленному на основании  представляемых  отделениями  титульных
   списков на проведение капитальных ремонтов нефтепродуктопроводов.
       2.7.2.2. Капитальный  ремонт  объектов  линейной  части   МНПП
   выполняется  специализированными  ремонтными подразделениями (РСУ,
   ОАВП,  сторонними организациями,  имеющими лицензию на данный  вид
   деятельности).
       2.7.2.3. Перед  капитальным  ремонтом  линейной  части   МНПП,
   проложенного  вблизи  населенного  пункта  или других промышленных
   объектов,  местная власть и  население  должны  быть  оповещены  о
   необходимых  мерах  безопасности.  Защитные сооружения должны быть
   проверены и при необходимости отремонтированы.
       2.7.2.4. Во избежание повреждения МНПП перед началом ремонтных
   работ  необходимо  трассоискателем  или   шурфованием   определить
   положение  нефтепродуктопровода  в грунте через каждые 50 м,  а на
   неровном рельефе через каждые 25 м,  установить указатели  высотой
   не  менее  0,5  м  с  обозначением  глубины  заложения.  Указатель
   необходимо установить также в местах пересечения  МНПП  с  другими
   коммуникациями.
       Местоположение вантузов  коммуникаций,  проходящих   в   одном
   техническом коридоре, должно быть обозначено вешками.
       2.7.2.5. Капитальному ремонту должна предшествовать разработка
   мероприятий   организационно  -  технической  подготовки,  которая
   осуществляется на основании результатов обследования  технического
   состояния,  плана  ремонта,  необходимых  объемов  финансирования,
   потребности   в   затратах   труда,   механизмах,   материалах   и
   оборудовании.
       2.7.2.6. Организационно - технические мероприятия, выполняемые
   заказчиком (АО, отделением), должны включать:
       - обследование технического состояния нефтепродуктопровода;
       - разработку   и   утверждение   задания   на   проектирование
   капитального ремонта;
       - изыскания с целью уточнения положения трубопроводов в плане,
   вантузов, сооружений и сетей, пересекающих трассу трубопровода или
   проходящих рядом с ним, с использованием приборов;
       - подготовку   уточненного   профиля   трассы   на   основании
   материалов изысканий;
       - оформление  документов  по  отводу  земель  с  согласованием
   условий рекультивации;
       - разработку и утверждение  рабочего  проекта  на  капитальный
   ремонт в установленном порядке и в сроки,  установленные договором
   с  проектной  организацией,  и   согласование   его   с   органами
   госгортехнадзора.
       Несложные участки небольшой протяженности линейной  части  (до
   200   м)   могут   капитально  ремонтироваться  по  разработанному
   специалистами  ОАО  и  утвержденному  главным  инженером   проекту
   производства работ (ППР).
       2.7.2.7. Подготовительные  работы,  выполняемые   подрядчиком,
   должны включать:
       - обследование  дорог,  мостов   для   выяснения   возможности
   перебазировки машин и механизмов;
       - размещение и обустройство полевых городков, решение вопросов
   питания, быта рабочих;
       - подготовку трассы трубопроводов;
       - оборудование пунктов погрузки и выгрузки;
       - перебазировку ремонтных колонн к месту работы;
       - организацию пунктов хранения ГСМ;
       - строительство временных складов;
       - устройство подъездных путей;
       - оборудование  пунктов  технического  обслуживания  машин   и
   механизмов, баз по приготовлению битумной мастики;
       - разработку  и  согласование  с   АО   или   его   отделением
   мероприятий  по  обеспечению сохранности параллельных коммуникаций
   при производстве капитального ремонта;
       - организацию  связи участка ремонта с ближайшей ЛПДС,  ПС или
   диспетчером отделения.
       2.7.2.8. Производство  основных  ремонтных  работ  разрешается
   начинать после завершения организационно - подготовительных  работ
   и получения письменного разрешения от руководства АО, отделения на
   производство работ.
       2.7.2.9. Сдача  трассы  в  натуре производится заказчиком (АО,
   отделением) подрядчику (РСУ) с  оформлением  акта  передачи  перед
   началом работ.
       2.7.2.10. Перед началом работ отделение АО  должно  произвести
   проверку  готовности  колонны,  оформленную  актом,  и поставить в
   известность местные органы власти, а также органы надзора о сроках
   проведения    работ    по    капитальному   ремонту   действующего
   нефтепродуктопровода.
       2.7.2.11. Проектно - сметная документация капитального ремонта
   разрабатывается АО  или  по  заявке  заказчика  специализированной
   организацией,  имеющей на это лицензию.  Проект производства работ
   разрабатывается  подрядчиком  и  согласовывается   с   заказчиком,
   выбираются метод ремонта и используемая техника.
       2.7.2.12. С целью  безопасности  производства  работ  участки,
   примыкающие к задвижкам, тройникам и отводам следует ремонтировать
   отдельно от основного потока работ.
       2.7.2.13. Земляные работы,  проводимые в пределах охранных зон
   воздушных и кабельных линий электропередачи,  автомобильных дорог,
   железнодорожных  путей  и газопроводов,  должны выполняться только
   при наличии письменного разрешения  предприятия,  эксплуатирующего
   эти  коммуникации,  в присутствии его представителя.  К разрешению
   должен быть приложен  план  (схема)  с  указанием  расположения  и
   глубины   залегания   коммуникаций,   составленный   на  основании
   шурфовки.
       2.7.2.14. Вантузы,   задвижки   и   другие  узлы  должны  быть
   предварительно открыты и обозначены.
       2.7.2.15. При  проведении  работ  по капитальному ремонту МНПП
   необходимо    обеспечивать    постоянную    двухстороннюю    связь
   руководителя   работ   с   диспетчером  отделения  или  оператором
   ближайшей ПС.
       В зимнее   время  разработку  грунта  (за  исключением  сухого
   песчаного) на  глубине  промерзания  разрешается  производить  без
   крепления,  при  дальнейшем  углублении  необходимо  устанавливать
   крепления.
       За состоянием   траншеи  должно  быть  установлено  постоянное
   наблюдение.
       2.7.2.16. В  местах  проведения ремонтных работ траншея должна
   быть расширена и углублена под нефтепродуктопроводом до  размеров,
   необходимых  для  проведения  очистных,  сварочных  и изоляционных
   работ и контроля их качества, из нее должно быть устроено не менее
   двух выходов с противоположных сторон.
       2.7.2.17. Для осуществления технического надзора за  качеством
   ремонта,  соблюдением  технологического  режима работы приказом по
   отделению АО назначается лицо из числа работников  служб,  несущих
   ответственность   за   безаварийную  эксплуатацию  МНПП  в  период
   капитального  ремонта.  Этому  работнику   предоставляется   право
   прекращения ремонтных работ в случаях:
       - возникновения    аварийного    состояния    на     объектах,
   расположенных вблизи производства работ;
       - угрозы  разрушения  действующих  коммуникаций   или   других
   объектов;
       - недопустимых   нарушений   плана   работ,   технологии    их
   производства или требований техники безопасности;
       - повышения содержания горючих веществ в воздухе рабочей  зоны
   выше допустимого значения.
       В случае прекращения работ  по  одной  из  перечисленных  выше
   причин  руководитель  работ  должен  немедленно  сообщить  об этом
   диспетчеру АО и в отделение  АО.  Люди  должны  быть  выведены  из
   опасной  зоны.  Работы  могут  быть  продолжены  после  ликвидации
   загазованности или устранения других нарушений.
   
               2.8. Периодические испытания на прочность
                  магистральных нефтепродуктопроводов
   
       2.8.1. Решение о проведении испытаний на прочность может  быть
   принято  на  основе анализа аварийности,  результатов диагностики,
   плановых мероприятий по повышению  надежности,  охране  окружающей
   среды, изменений режимов и схем перекачки.
       На основе установленных нормативных  (амортизационных)  сроков
   службы,  результатов  обследований  технического  состояния МНПП и
   экспертных оценок уровня надежности  и  экономических  показателей
   работы    нефтепродуктопровода    может    быть   составлен   план
   периодических испытаний нефтепродуктопроводов АО.
       2.8.2. На      каждый     испытываемый     нефтепродуктопровод
   разрабатывается и утверждается АО,  эксплуатирующим  МНПП,  проект
   производства  испытаний  с  учетом  конкретной  раскладки  труб  и
   технического состояния нефтепродуктопровода.
       2.8.3. Для  организации  и  проведения  испытаний действующего
   нефтепродуктопровода  приказом  по  отделению  АО,  АО   создается
   рабочая комиссия под председательством главного инженера отделения
   АО.
       Весь персонал,   участвующий   в   испытаниях,  независимо  от
   ведомственной принадлежности, в период испытаний должен находиться
   в   оперативном   подчинении  председателя  комиссии.  Оперативные
   указания, связанные с технологическими операциями на МНПП в период
   испытаний  (пуск  и  остановка магистральных насосов,  закачка ими
   жидкости в  нефтепродуктопровод,  перемещение  жидкостной  пробки,
   сброс  жидкости,  открытие  и закрытие задвижек и т.д.),  отдаются
   через диспетчера АО (отделения).  Вывод на испытательное  давление
   должен оформляться актом.
       2.8.4. Параметры     испытаний     (протяженность     участка,
   испытательное давление, время выдержки под испытательным давлением
   и цикличность изменения давления при испытаниях) устанавливают  на
   основе вышеперечисленных данных  (п.  2.8.1) с  учетом  требований
   действующей НТД.
       Результаты испытаний нефтепродуктопровода должны заноситься  в
   его паспорт.
       2.8.5. Выявленные  при  испытаниях   дефекты   и   повреждения
   нефтепродуктопровода  устраняются,  и  испытания  продолжаются  по
   установленному  регламенту.  Характер  каждого   выявленного   при
   испытаниях  дефекта  или  повреждения  МНПП,  а также работы по их
   устранению должны быть отражены в специальном акте.
       2.8.6. Все  работники,  привлекаемые  к  проведению  испытаний
   МНПП,  проходят внеочередной инструктаж по охране  труда,  технике
   безопасности,   знакомятся   с   целями,  задачами,  особенностями
   предстоящих испытаний, а также с порядком и особенностями действий

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное