Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2001 г. N 796
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
(с изм. и доп., согл. Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 923,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р (ред. 23.03.2006))
В целях снижения энергоемкости отраслей экономики России и
удовлетворения потребностей страны в энергоносителях Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу
"Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу
до 2010 года (далее именуется - Программа).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и
Министерству промышленности, науки и технологий Российской
Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 -
2010 годы включать Программу в перечень федеральных целевых
программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального
бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию
ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации принять участие в финансировании Программы за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001 г. N 796
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 923,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р (ред. 23.03.2006))
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы "Энергоэффективная экономика" на 2002 -
2005 годы и на перспективу до 2010 года
Основание и дата - распоряжение Правительства Российской
принятия Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р
решения о разработке
Программы
Государственный - Министерство энергетики Российской
заказчик - Федерации
координатор
Программы
Государственные - Министерство Российской Федерации
заказчики подпрограмм по атомной энергии, Министерство
и разделов Программы промышленности, науки и технологий
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерство транспорта Российской
Федерации, Министерство путей сообщения
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу
Основные разработчики - Министерство энергетики Российской
Программы Федерации, Министерство Российской
Федерации по атомной энергии, Министерство
промышленности, науки и технологий
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерство транспорта Российской
Федерации, Министерство путей сообщения
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу, проектные и научные организации
Основные цели и - реализация основных положений
задачи Программы энергетической стратегии России;
перевод экономики России на
энергосберегающий путь развития за счет
всемерного использования энергосберегающих
технологий и оборудования, надежное
обеспечение энергоносителями отраслей
экономики;
снижение издержек производства в
энергетическом секторе, в том числе на
транспорте, при переработке и
использовании топливно-энергетических
ресурсов потребителями;
снижение негативного воздействия
энергетического сектора на окружающую
природную среду;
сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно-энергетического
комплекса
Сроки и этапы - первый этап - 2002 - 2005 годы;
реализации Программы второй этап - 2006 - 2010 годы
Перечень подпрограмм, - Подпрограмма "Энергоэффективность топливно
основных мероприятий -энергетического комплекса"
и их государственные (государственный заказчик - Министерство
заказчики энергетики Российской Федерации) включает
в себя следующие разделы:
нефтедобывающий комплекс;
модернизация нефтеперерабатывающей
промышленности;
модернизация и повышение надежности
магистральных нефтепроводов и
нефтепродуктопроводов;
газовая отрасль;
угольная промышленность;
электроэнергетика (в части мероприятий
по строительству зон затопления
гидроэлектростанций государственным
заказчиком является Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу);
эффективное энергообеспечение регионов, в
том числе северных и приравненных к ним
территорий, на основе использования
нетрадиционных возобновляемых источников
энергии и местных видов топлива;
создание высокоэффективного и
импортозамещающего оборудования и
материалов для топливно-энергетического
комплекса;
экологические аспекты энергоэффективного
развития топливно-энергетического
комплекса, включая ресурсосберегающую
переработку золошлаковых отходов тепловых
электростанций и снижение выбросов
парниковых газов;
организационные мероприятия и мониторинг
Программы
Подпрограмма "Безопасность и развитие
атомной энергетики" (государственный
заказчик - Министерство Российской
Федерации по атомной энергии) включает в
себя следующие разделы:
безопасность действующих атомных
электростанций;
строительство атомных электростанций;
продление ресурса энергоблоков атомных
электростанций первого и второго
поколений;
снятие атомных электростанций с
эксплуатации;
топливообеспечение атомных электростанций;
разработка кадастра перспективных площадок
для размещения атомных электростанций;
обращение с облученным ядерным топливом и
отходами атомных электростанций;
инновационная ядерная энергетическая
технология с реактором и топливным циклом
естественной безопасности;
механизм реализации и управления
подпрограммой
Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере
потребления" включает в себя следующие
разделы:
энергоэффективность энергоемких отраслей
промышленности (государственный заказчик -
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации);
энергоэффективность в сельском хозяйстве
(государственный заказчик - Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации);
энергоэффективность в жилищно -
коммунальном хозяйстве (государственный
заказчик - Государственный комитет
Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу);
энергоэффективность на транспорте
(государственный заказчик - Министерство
транспорта Российской Федерации, в части
мероприятий в сфере железнодорожного
транспорта - Министерство путей сообщения
Российской Федерации);
энергоэффективность в организациях
(учреждениях) федеральной бюджетной сферы
(государственный заказчик - Министерство
энергетики Российской Федерации);
энергосбережение в отраслях топливно -
энергетического комплекса (государственный
заказчик - Министерство энергетики
Российской Федерации)
Исполнители - определяются на конкурсной основе
программных
мероприятий
Объемы и источники - всего на реализацию Программы требуется
финансирования 7004,66 млрд. рублей,
Программы из них за счет средств федерального
бюджета - 50,26 млрд. рублей,
в том числе:
2002 - 2005 годы - 12,34 млрд. рублей,
2006 - 2010 годы - 37,92 млрд. рублей:
(млрд. рублей)
------------------T-----------T-----------¬
¦ ¦2002 - 2005¦2006 - 2010¦
¦ ¦ годы ¦ годы ¦
+-----------------+-----------+-----------+
¦Всего ¦ 2958,671 ¦ 4045,989 ¦
¦в том числе по ¦ ¦ ¦
¦государственным ¦ ¦ ¦
¦заказчикам: ¦ ¦ ¦
¦Минэнерго России ¦ 2703,901 ¦ 3690,349 ¦
¦Минатом России ¦ 181,66 ¦ 286,16 ¦
¦Минпромнауки ¦ 34,68 ¦ 33,4 ¦
¦России ¦ ¦ ¦
¦Минсельхоз России¦ 4,1 ¦ 4,02 ¦
¦Минтранс России ¦ 3,76 ¦ 4,21 ¦
¦МПС России ¦ 5,24 ¦ 3,8 ¦
¦Госстрой России ¦ 25,33 ¦ 24,05 ¦
L-----------------+-----------+------------
Объемы финансирования мероприятий
Программы в 2002 - 2005 годах уточняются
при разработке прогнозов социально -
экономического развития страны и
федерального бюджета.
Государственные заказчики ежегодно
уточняют и согласовывают перечень
первоочередных проектов и мероприятий,
намеченных к финансированию,
руководствуясь Постановлением
Правительства Российской Федерации от
11 октября 2001 г. N 714 и иными
нормативными правовыми актами
Система контроля за - государственные заказчики обеспечивают
выполнением Программы создание и функционирование многоуровневой
системы планирования, учета и контроля
хода выполнения программных мероприятий в
соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от
26 июня 1995 г. N 594
Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит преодолеть
результаты реализации негативные тенденции в развитии отраслей
Программы топливно-энергетического комплекса и
обеспечить:
а) достижение необходимых уровней добычи и
производства топливно-энергетических
ресурсов:
----------------------T--------T---------¬
¦ ¦ к 2005 ¦ к 2010 ¦
¦ ¦ году ¦ году ¦
+---------------------+--------+---------+
¦добыча нефти с ¦ 360 ¦360 - 370¦
¦газовым конденсатом ¦ ¦ ¦
¦(млн. тонн) ¦ ¦ ¦
¦добыча газа ¦ 620 ¦ 635 ¦
¦(млрд. куб. м) ¦ ¦ ¦
¦добыча угля ¦ 300 ¦ 335 ¦
¦(млн. тонн) ¦ ¦ ¦
¦производство ¦ 1008,8 ¦ 1158,9 ¦
¦электроэнергии ¦ ¦ ¦
¦(млрд. кВт.ч) ¦ ¦ ¦
L---------------------+--------+----------
б) производство первичных топливно -
энергетических ресурсов (к 2005 году -
1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010
году - 1602 - 1618 млн. тонн условного
топлива);
в) перевод экономики страны на
энергосберегающий путь развития и
достижение экономии топливно -
энергетических ресурсов за счет
использования современных технологий (в
2002 - 2005 годах - 143 - 156 млн. тонн
условного топлива, в 2006 - 2010 годах -
152 - 169 млн. тонн условного топлива);
г) обеспечение безопасной эксплуатации
атомных электростанций;
д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году
на 13,4 процента и в 2010 году на 26
процентов по отношению к 2000 году;
е) поэтапное перевооружение отраслей
топливно-энергетического комплекса и
обновление до 2010 года оборудования:
в нефтяной отрасли - на 50 процентов;
в нефтеперерабатывающей промышленности -
на 70 процентов;
в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного
транспорта - на 45 процентов;
в газовой отрасли - на 40 процентов;
в угольной отрасли - на 30 процентов;
в электроэнергетике - на 30 процентов;
ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу
и уменьшение загрязнения окружающей среды;
з) сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно-энергетического
комплекса;
и) увеличение рабочих мест на 199 тыс.
человек.
I. Обоснование необходимости разработки
Программы и организация ее выполнения
В 2000 году Правительством Российской Федерации были одобрены
Основные положения энергетической стратегии России на период до
2020 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации
от 23 ноября 2000 г. N 39), а также стратегия развития атомной
энергетики России на первую половину XXI века (протокол заседания
Правительства Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 17).
Разработка указанных документов была обусловлена сложившимся
положением в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее
именуется - ТЭК) и возникшими в экономике страны проблемами, что
потребовало переоценки перспективной роли и места ТЭК на разных
этапах развития экономики.
С целью реализации Основных положений энергетической стратегии
России на период до 2020 года, а именно снижения энергоемкости
отраслей экономики и обеспечения устойчивого удовлетворения
потребностей страны в энергоносителях, распоряжением Правительства
Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р соответствующим
федеральным органам исполнительной власти поручена разработка
Федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на
2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется -
Программа).
В 90-х годах в отраслях ТЭК накапливались нерешенные проблемы,
которые состоят в следующем:
сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК
в период с 1992 года по 2000 год были хуже прогнозных оценок,
которые были намечены в Основных направлениях энергетической
политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472;
не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате
чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем
в 3 раза;
не произошло снижение энергоемкости экономики страны, которая
практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20
процентов и без того высокие дореформенные показатели;
диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели
к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и
инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к
деформациям структуры спроса на энергоносители;
не удалось добиться технического перевооружения
электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности;
не сформировалась целостная система законодательных и иных
нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций
ТЭК.
Программа призвана обеспечить реализацию энергетической
стратегии государства и предусматривает участие федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в разработке и реализации
мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его
сбалансированного развития.
Целевая направленность Программы определяется необходимостью
решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики
страны, и как следствие - с высокими издержками общества на свое
энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения
населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК на
окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России.
Предусматривается создание социально ориентированного
конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики,
основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение
энергоемкости валового национального продукта за счет структурных
и технологических изменений в энергопроизводящих и
энергопотребляющих отраслях.
Законодательной основой разработки Программы являются
Федеральные законы "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд" и "О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской
Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997
г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и
сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд", Постановление Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального
закона "О поставках продукции для федеральных государственных
нужд".
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Целями Программы являются:
повышение эффективности использования топливно-энергетических
ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на
энергосберегающий путь развития;
устойчивое обеспечение населения и экономики энергоносителями;
создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого
развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений;
поддержание на достаточном уровне экспортного потенциала ТЭК,
повышение эффективности экспорта топливно-энергетических ресурсов;
уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение
следующих задач:
перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития с
обеспечением разумных энергетических потребностей общества при
приоритете потребностей населения в различных видах
энергоресурсов;
повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции
и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой
технологической основе;
развитие глубокой переработки и комплексного использования
топливно-энергетических ресурсов;
использование местных видов топлива;
развитие нетрадиционной энергетики;
ускоренное развитие угольной промышленности;
развитие атомной энергетики с обеспечением безопасности
действующих атомных электростанций и создание нового поколения
безопасных ядерных энергетических установок;
создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и
материалов для ТЭК и использование отечественных научно-
технических достижений для ускорения технического перевооружения
действующих и создания новых объектов энергетики;
снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов ТЭК
и оздоровление экологической обстановки в добывающих и
энергопроизводящих регионах;
повышение уровня рационального использования топлива и энергии
за счет широкого использования энергосберегающих технологий и
оборудования потребителями топливно-энергетических ресурсов в
различных секторах экономики;
создание и организация серийного производства установок малой
энергетики, в том числе для использования гидроэнергетических
ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других
нетрадиционных источников энергии.
Главным средством достижения поставленных целей станет
формирование энергетического рынка с приемлемым для потребителей
соотношением цен на мазут, уголь и природный газ и развитие
межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке.
Программа предусматривает достижение значительного
мультипликативного эффекта, который заключается в снижении
энергоемкости внутреннего валового продукта и является обобщающим
показателем энергоэффективности во всех сферах экономики и
коммунально-бытовом секторе.
Реализацию программных мероприятий намечено осуществить
посредством проведения энергосберегающей, энергетической и
инвестиционной политики, в том числе путем проведения ценовой и
налоговой реформ, формирования внутреннего энергетического рынка,
реализации комплекса мер государственного воздействия на процессы
структурной перестройки отраслей ТЭК и создания благоприятного
инвестиционного климата в стране.
Программа является межотраслевой и реализуется в два этапа:
I этап - 2002 - 2005 годы;
II этап - 2006 - 2010 годы.
На I этапе будут осуществляться меры, направленные на
углубление структурных реформ и укрепление рыночных начал в
энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного
периода, в том числе меры:
по надежному топливо- и энергоснабжению энергодефицитных
регионов в осенне-зимние периоды;
по проведению структурных реформ в электроэнергетике и газовой
отрасли, завершению реструктуризации угольной промышленности;
по насыщению внутреннего рынка отечественным
высокотехнологичным оборудованием, материалами и конструкциями для
отраслей ТЭК;
по созданию и организации серийного производства установок
малой и нетрадиционной энергетики;
по модернизации действующих атомных электростанций с целью
безопасной и эффективной эксплуатации;
по продлению ресурса энергоблоков;
по расконсервации, строительству и вводу в действие
энергоблоков с высокой и средней степенью готовности;
по завершению оснащения потребителей приборами и системами
учета и регулирования расхода энергоресурсов и реализации
высокоэффективных, быстроокупаемых и малозатратных
энергосберегающих проектов.
На II этапе главными задачами являются:
максимально возможное ускорение обновления материально-
технической базы;
повышение эффективности и конкурентоспособности производства;
повышение топливно-энергетического потенциала действующих
атомных электростанций;
подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших
ресурс;
повышение энергетической эффективности производства на основе
внедрения новых высокоэффективных технологических процессов и
оборудования.
III. Система программных мероприятий
Программа состоит из трех Подпрограмм:
"Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса";
"Безопасность и развитие атомной энергетики";
"Энергоэффективность в сфере потребления".
1. Подпрограмма "Энергоэффективность топливно -
энергетического комплекса"
Подпрограмма состоит из разделов, в которых предусмотрен
комплекс мероприятий, направленный на устойчивое развитие отраслей
ТЭК.
Раздел "Нефтедобывающий комплекс"
Мероприятия раздела направлены на обеспечение технического
перевооружения организаций нефтедобывающей промышленности,
увеличение нефтеотдачи пластов, своевременное освоение новых
месторождений и снижение технологических потерь углеводородного
сырья при его добыче.
Для дальнейшего наращивания объемов добычи нефти в период до
2005 года предусматривается освоение около 100 новых нефтяных и
нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, Пермской области,
Республике Коми, Ненецком автономном округе, Калининградской
области, Поволжье, Восточной Сибири, Сахалинской области и на
Северном Кавказе.
В 2005 году суммарная добыча нефти по новым месторождениям
должна быть доведена до 14,4 млн. тонн против 0,6 млн. тонн в 2002
году. Для этого потребуется увеличить объем эксплуатационного
бурения с 9,18 млн. погонных метров в 2001 году до 12,43 млн.
погонных метров в 2005 году, а с целью укрепления сырьевой базы
увеличить объем разведочного бурения с 1,65 млн. погонных метров
до 2,43 млн. погонных метров в 2005 году. В 2002 - 2005 годах
должно быть введено в эксплуатацию 16713 нефтяных скважин, а в
2006 - 2010 годах - 20028 скважин.
В 2002 - 2005 годах и в период до 2010 года необходимо
произвести техническое перевооружение нефтяной отрасли, обновить
парк основного бурового, промыслового оборудования и технических
средств, а также установок и оборудования для повышения
нефтеотдачи пластов, в первую очередь буровых станков различного
класса, станков-качалок разной производительности и фонтанной
арматуры.
Важным мероприятием является сокращение простаивающего фонда
нефтяных скважин, который в 2000 году составил 24,3 процента
эксплуатационного фонда. Прогнозируется в 2002 - 2005 годах за
счет наращивания объемов капитального ремонта скважин ввести в
эксплуатацию около 45 тыс. скважин с суммарной добычей нефти за
этот период около 72 млн. тонн.
Для увеличения нефтеотдачи пластов необходим комплекс мер,
включающий применение наиболее перспективных технологий и методов,
использование которых обеспечит рост дебита скважин в 1,2 - 5 раз
и увеличение нефтеотдачи пластов на 5 - 20 процентов и более в
зависимости от применяемого способа разработки. За счет
использования третичных методов прогнозируется добывать нефти 41,7
млн. тонн в 2002 году и 47,2 млн. тонн - в 2005 году, а в 2010
году - 50,4 млн. тонн.
В 2000 году в целом по отрасли коэффициент технологических
потерь нефти составил 0,616 процента объема добычи, или порядка 2
млн. тонн. В связи с этим необходимо широкое использование в
производстве технико-технологических мероприятий для минимизации
промысловых технологических потерь, что позволит в 2002 - 2005
годах суммарно снизить потери на 0,6 млн. тонн и в 2006 - 2010
годах - на 1,7 млн. тонн нефтяного сырья.
Несмотря на прогнозируемый рост добычи нефтяного сырья в период
до 2010 года (до 360 - 370 млн. тонн), в 2002 - 2005 годах
предусматривается сокращение численности промышленно-
производственного персонала на 27 тыс. человек, но при этом
производительность труда должна возрасти в среднем на 12
процентов, а себестоимость продукции снизиться почти на 13
процентов.
Раздел "Модернизация нефтеперерабатывающей
промышленности"
Предусматривается реализация комплекса мероприятий по
реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью углубления
переработки нефти, увеличения производства высококачественных
нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.
В период до 2005 года предусматривается ввод новых установок,
позволяющих повысить глубину переработки нефти, суммарной
мощностью около 30 млн. тонн и 15 млн. тонн мощностей, повышающих
качество нефтепродуктов, а в 2006 - 2010 годах - соответственно
около 10 млн. тонн и 9 млн. тонн. Кроме того, до 2005 года
намечается ввод новых мощностей по первичной переработке 15,5 млн.
тонн нефти.
В результате глубина переработки нефти в целом по отрасли
составит 73 процента в 2005 году и 75 процентов в 2010 году при
объемах первичной переработки соответственно 200 млн. тонн и 210
млн. тонн. В таком случае представляется возможным произвести
достаточное количество нефтепродуктов для внутреннего рынка и
обеспечить их экспорт.
Реализация указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов
вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и
материальных затрат при производстве продукции.
Прекращение производства высокосернистых топлив позволит
снизить выбросы в атмосферу оксидов серы почти в два раза, а
внедрение современных крупнотоннажных процессов переработки нефти
- снизить безвозвратные потери на 0,1 - 0,2 процента объема
перерабатываемой нефти.
За счет использования высокоактивных и селективных
катализаторов и экономичного современного оборудования в
перерабатывающем производстве потребление топлива, тепла и
электроэнергии может быть снижено в целом по отрасли на 5 млн.
тонн условного топлива в год.
В результате намечаемой реконструкции нефтеперерабатывающей
промышленности суммарная энергоемкость перерабатывающего
производства снизится с 10,4 процента в 2001 году до 7,9 процента
в 2005 году и до 7 процентов в 2010 году в нефтяном эквиваленте.
Раздел "Модернизация и повышение надежности
магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"
Предусматривается реализовать мероприятия по повышению
эффективности использования системы магистральных трубопроводов,
их надежности и экологической безопасности за счет нового
строительства и модернизации нефте- и нефтепродуктопроводов, в том
числе по следующим направлениям: диагностика, повышение надежности
линейной части, резервуарных парков, нефтеперекачивающих станций,
электроснабжение объектов магистральных нефтепроводов,
метрологическое обеспечение, внедрение автоматики и телемеханики и
повышение экологической безопасности.
В 2002 - 2005 годах намечается строительство нефтепроводов
Харьяга - Уса, Россия - Китай (1-й этап) и новых нефтепроводов от
отдельных нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе в
район Харьяги; реконструкция и расширение Балтийской
трубопроводной системы, резервуарного парка на нефтебазе Грушевая,
действующих нефтеперекачивающих станций на участке нефтепроводов
Омск - Иркутск и Красноярск - Иркутск, нефтепроводов Усть-Балык -
Нижневартовск и Нижневартовск - Курган - Куйбышев, нефтепровода
Дружба-1 на участке Лопатино-Никольское.
В 2006 - 2010 годах предполагается строительство нефтепровода
Россия - Китай (2-й этап) и реконструкция нефтепровода Игольско-
Таловое - Парабель.
До 2005 года предусматривается техническое перевооружение
существующей транспортной системы открытого акционерного общества
"АК "Транснефтепродукт", строительство нефтепродуктопровода Пермь
- Альметьевск - Запад.
В 2006 - 2010 годах предусматривается строительство
нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск
протяженностью 1197 километров и производительностью около 10 млн.
тонн в год. В южном направлении предусматривается строительство
нефтепродуктопровода Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск
протяженностью 1600 километров и производительностью около 10 млн.
тонн в год и завершение строительства нефтепродуктопровода Пермь -
Альметьевск - Запад.
Раздел "Газовая отрасль"
Предусматривается реализация мероприятий, направленных на
техническое перевооружение производственных объектов по добыче и
транспортировке газа, совершенствование структуры газопотребления
и рациональное использование газа, а также на освоение новых
месторождений.
В 2002 - 2005 годах намечается освоение и ввод в разработку
Заполярного, Ен-Яхинского, Вынгаяхинского, Песцового, Восточно-
Таркосалинского, Еты-Пуровского и Харампурского месторождений в
Надым-Пур-Тазовском районе с суммарной добычей газа к концу
периода до 96 млрд. куб. метров в год. Кроме того, в этот период
будут проводиться разведочные работы с целью подготовки к
разработке Ямальских, Каменномысского и Северокаменномысского
месторождений для подачи газа к газопроводам Ямбурга. В Республике
Коми будут введены в разработку Югид-Соплесское, Печорогородское и
Западно-Печорогородское месторождения, а в Ненецком автономном
округе - газоконденсатные залежи Лаявожского месторождения.
Необходимо будет построить газопроводы из Соболевского района
до г. Петропавловск-Камчатский в Камчатской области, Нюксеница -
Архангельск, Средневилюйское газоконденсатное месторождение -
Мастах - Берге - Якутск (3-я нитка) в Республике Саха (Якутия),
Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск и три нитки газопровода
Заполярное - Новый Уренгой.
В 2006 - 2010 годах для достижения уровня добычи газа в объеме
635 млрд. куб. метров предусматривается освоение и разработка
Губкинского, Юрхаровского, Берегового и Южно-Русского
месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе с суммарной добычей
газа в 2010 году около 200 млрд. куб. метров. В Красноярском крае
будет освоено Пеляткинское месторождение с доведением добычи газа
в 2010 году до 3,5 млрд. куб. метров и в Иркутской области -
Ковыктинское месторождение с добычей газа в 2010 году до 20 млрд.
куб. метров. Предусматривается освоение Штокмановского
месторождения на условиях соглашения о разделе продукции с
доведением добычи газа в 2010 году до 60 млрд. куб. метров.
Освоение Ковыктинского и Штокмановского месторождений потребует
строительства соответствующих газопроводов.
Для достижения намечаемого уровня добычи газа потребуется
пробурить около 3000 тыс. метров скважин эксплуатационного
бурения, в том числе 1550 тыс. метров - в 2002 - 2005 годах, и
ввести в эксплуатацию более 2000 новых газовых скважин, из них
1236 скважин - в 2002 - 2005 годах.
С целью укрепления сырьевой базы предусматривается разведочное
бурение в объеме около 2000 тыс. метров, из них 770 тыс. метров -
в 2002 - 2005 годах.
В период до 2005 года будет проводиться замена 550
газоперекачивающих агрегатов на газотранспортных системах на новые
экономичные агрегаты повышенной мощности, а также модернизация 437
газоперекачивающих агрегатов. За счет реализации этих мероприятий
может быть сэкономлено около 5 млрд. куб. метров газа в год. В
целом же экономия газа в период до 2005 года за счет реализации
различных мероприятий по всем подотраслям, включая выработку тепла
собственными котельными, составит около 11 млрд. куб. метров в
год.
В рассматриваемый период потребуется замена 23 тыс. километров
магистральных газопроводов и строительство 22 тыс. километров
новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.
Будет продолжена газификация российских регионов, в том числе
крупных промышленных центров в южной части Западной и Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных
газопроводов составит 75 - 80 тыс. километров за пятилетие, из них
более 75 процентов - в сельской местности.
Раздел "Угольная промышленность"
Предусматривается реализовать мероприятия по дальнейшему
развитию добычи угля и углеобогащению, комплексной переработке
угольного сырья, снижению затрат и повышению качества угольной
продукции, а также завершению реструктуризации угольной отрасли с
целью улучшения финансового состояния организаций и оздоровления
природной среды угольных регионов.
В 2002 - 2005 годах потребуется ввод 49,33 млн. тонн мощностей
по добыче угля (шахты - 16,18 млн. тонн и разрезы - 33,15 млн.
тонн) и 3,3 млн. тонн мощностей по переработке угля. При этом
предусматриваются реконструкция 9 действующих шахт, строительство
10 новых шахт, строительство 47 угольных разрезов и участков
открытых работ, реконструкция двух обогатительных фабрик и
строительство одной новой фабрики. Основной объем ввода новых
мощностей приходится на Кузнецкий бассейн - 21,2 млн. тонн, Канско-
Ачинский бассейн - 11,6 млн. тонн, на месторождения Дальнего
Востока - 9,8 млн. тонн и Северного Кавказа - 1 млн. тонн.
В 2006 - 2010 годах необходимо ввести 43,9 млн. тонн новых
мощностей по добыче угля (шахты - 15,1 млн. тонн и разрезы - 28,8
млн. тонн) и 3,1 млн. тонн мощностей по переработке угля. В этот
период продолжатся реконструкция и расширение 5 шахт и начнется
строительство новых 8 шахт, 22 угольных разрезов и одной
обогатительной фабрики. Как и в предыдущий период, основной ввод
новых мощностей будет в Кузбассе - 16,1 млн. тонн, в Канско-
Ачинском бассейне - 12,8 млн. тонн, на Дальнем Востоке - 8,5 млн.
тонн и на Северном Кавказе - 2,3 млн. тонн.
Раздел "Электроэнергетика"
Для обеспечения растущих потребностей экономики страны в период
до 2010 года предусматривается рост производства электроэнергии на
2 - 3 процента в год.
В 2002 - 2005 годах намечается ввод генерирующих мощностей на
тепловых электростанциях - 5535 МВт и на гидроэлектростанциях -
2548,8 МВт.
В период до 2005 года должны быть внедрены: парогазовые
установки на Северо-Западной ТЭЦ, Калининградской ТЭЦ-2,
Конаковской, Псковской и Ивановской ГРЭС; газотурбинные установки
на Ивановской ГРЭС и ГРЭС-3 Мосэнерго; котлы с циркулирующим
кипящим слоем на Несветай и Черепетской ГРЭС; котлы для сжигания
твердых топлив с улучшенной экологической характеристикой на
Минусинской ТЭЦ; головные энергоблоки мощностью 330 МВт на
Каширской и Рязанской ГРЭС.
В 2006 - 2010 годах предусматривается ввод генерирующих
мощностей на тепловых электростанциях - 16414 МВт, на
гидроэлектростанциях - 10681 МВт.
В период до 2010 года предполагается использование технологий
парогазовых и газотурбинных установок при сооружении новых крупных
ТЭС, при расширении и технологическом перевооружении действующих
ТЭС: Конаковской, Щекинской и Заинской ГРЭС, Сургутской ГРЭС-1,
Тюменской ТЭЦ-1 и Губкинской ТЭЦ.
Дальнейшее развитие гидроэнергетики связано со строительством
Бурейской, Нижне-Бурейской, Усть-Среднеканской, Богучанской,
Аушигерской, Советской, Ирганайской, Зеленчукской, Зарамагских ГЭС
и Вилюйской ГЭС-3.
Сооружение гидроэлектростанций требует дополнительных затрат на
проведение работ по обустройству зон затопления, в связи с чем в
Программе предусмотрена реализация соответствующих мероприятий.
Кроме того, Программой предусматривается начало строительства
ряда новых гидроэлектростанций как базы для будущего развития:
каскада низконапорных гидроэлектростанций средней мощности на р.
Зее (Амурская область), каскада гидроузлов на р. Учур (Южная
Якутия), каскада гидроузлов на р. Нижней Ангаре (Красноярский
край) и гидроаккумулирующей электростанции в Московской области.
Первоочередными объектами технического перевооружения будут
Волжская, Волгоградская, Камская, Угличская, Рыбинская,
Волховская, Нижне-Свирская, Усть-Хантайская, Цимлянская ГЭС и Нива
ГЭС-2.
|