Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.03.2006 ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   невозможным совместное с ним проживание?
       Ответ:  Статья  69 ЖК РФ устанавливает круг лиц, относящихся  к
   членам  семьи  нанимателя жилого помещения по договору  социального
   найма.
       Согласно  части 4 этой же статьи, если гражданин перестал  быть
   членом  семьи  нанимателя жилого помещения по договору  социального
   найма,  но  продолжает проживать в занимаемом жилом  помещении,  за
   ним  сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его
   семьи.   Указанный  гражданин  самостоятельно  отвечает  по   своим
   обязательствам,    вытекающим    из    соответствующего    договора
   социального найма.
       Следовательно,   прекращение  семейных  отношений   не   влечет
   изменения жилищных прав бывших членов семьи нанимателя.
       Статья 91 ЖК РФ предусматривает выселение в судебном порядке по
   требованию  наймодателя или других заинтересованных лиц  нанимателя
   и   (или)  проживающих  совместно  с  ним  членов  его  семьи   без
   предоставления  другого жилого помещения в  том  случае,  если  они
   используют   жилое  помещение  не  по  назначению,   систематически
   нарушают  права  и  законные интересы соседей  или  бесхозяйственно
   обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.
       Согласно  положениям  данной нормы  выселению  подлежат  только
   наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи.
       При  этом  Жилищный  кодекс Российской  Федерации  не  содержит
   нормы, предусматривающей возможность выселения бывших членов  семьи
   нанимателя при систематическом нарушении прав и законных  интересов
   граждан, совместно с ним проживающих.
       Вместе  с  тем  прекращение семейных отношений  при  совместном
   проживании   граждан  предполагает  раздельное  ведение  хозяйства,
   изменение  порядка пользования жилым помещением и  порядка  несения
   бремени  расходов  по  уплате  за жилое  помещение  и  коммунальные
   услуги,   а   также  за  содержание  и  ремонт  жилого   помещения.
   Следовательно,  такие граждане фактически становятся  по  отношению
   друг к другу соседями.
       Таким  образом,  поскольку  статья  91  ЖК  РФ  предусматривает
   выселение  граждан  в  случае  систематического  нарушения  прав  и
   законных   интересов  соседей,  то,  следовательно,  по  требованию
   заинтересованных  лиц  бывший  член  семьи  нанимателя  может  быть
   выселен  в  судебном  порядке  без  предоставления  другого  жилого
   помещения,  если  он  противоправным поведением делает  невозможным
   для других проживание с ним в одном жилом помещении (квартире).
       Вопрос   35:   Кто   может   быть  отнесен   к   числу   других
   заинтересованных  лиц, указанных в статье 91 ЖК РФ,  имеющих  право
   обращаться в суд с иском о выселении?
       Ответ:  Статья  91 ЖК РФ предусматривает выселение  в  судебном
   порядке  по требованию наймодателя или других заинтересованных  лиц
   нанимателя  и  (или) проживающих совместно с ним членов  его  семьи
   без  предоставления другого жилого помещения в том случае, если они
   используют   жилое  помещение  не  по  назначению,   систематически
   нарушают  права  и  законные интересы соседей  или  бесхозяйственно
   обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.
       К  заинтересованным лицам относятся лица, чьи права  нарушаются
   неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих  совместно
   с ним членов его семьи.
       В  частности,  при систематическом нарушении  прав  и  законных
   интересов соседей в суд с иском о выселении граждан, которые  своим
   поведением делают невозможным для других проживание с ними в  одном
   доме,  может  обратиться любой житель дома,  чьи  права  нарушаются
   неправомерными действиями другого жильца этого же дома.
       Кроме  того,  согласно  пункту  5 Положения  о  государственной
   жилищной    инспекции   в   Российской   Федерации,   утвержденного
   Постановлением  Правительства Российской Федерации от  26  сентября
   1994  года  N  1086  (в редакции от 13 октября 1997  года),  органы
   государственной   жилищной  инспекции  осуществляют   контроль   за
   использованием  жилищного фонда; за соблюдением правил  пользования
   жилыми помещениями.
       Учитывая  изложенное, органы государственной жилищной инспекции
   также  вправе  обратиться в суд с иском о  выселении  нанимателя  и
   (или)  проживающих совместно с ним членов его семьи  при  нарушении
   ими  правил  пользования  жилым помещением,  ведущем  к  разрушению
   такого жилого помещения.
       Вопрос  36:  Подлежит  ли выселению без предоставления  другого
   жилого  помещения  родитель,  лишенный  родительских  прав,  в  том
   случае,  если  он вместе с ребенком проживает в общежитии  и  судом
   признано невозможным их совместное проживание?
       Ответ:  В  соответствии  с  частью  2  статьи  91  ЖК  РФ   без
   предоставления  другого  жилого помещения могут  быть  выселены  из
   жилого   помещения  граждане,  лишенные  родительских  прав,   если
   совместное  проживание этих граждан с детьми, в  отношении  которых
   они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
       Названная  статья  расположена  в  разделе  III  ЖК  РФ  "Жилые
   помещения,   предоставляемые  по  договорам   социального   найма".
   Следовательно,  положения статьи 91 ЖК РФ могут быть распространены
   только  на граждан, проживающих в жилых помещениях, предоставленных
   на основании договора социального найма.
       Правила предоставления и пользования специализированными жилыми
   помещениями, к которым согласно пункту 2 части 1 статьи  92  ЖК  РФ
   относятся общежития, установлены разделом IV ЖК РФ.
       Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации в отношении
   жилых   помещений,  относящихся  к  специализированному   жилищному
   фонду, устанавливает специальное правовое регулирование.
       Статьи  101  -  103 ЖК РФ, содержащие положения о  расторжении,
   прекращении  договора найма специализированного жилого помещения  и
   выселении  из  общежития, не предусматривают возможность  выселения
   граждан,   лишенных  родительских  прав,  если  судом   установлена
   невозможность их совместного проживания с ребенком.
       Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о
   том,  что жилищным законодательством не предусмотрено выселение  из
   общежития  родителя,  лишенного родительских прав,  чье  совместное
   проживание  с ребенком признано судом невозможным. Положения  части
   2  статьи  91  ЖК  РФ в части выселения без предоставления  другого
   жилого  помещения  распространяются только на  граждан,  занимающих
   жилое помещение по договору социального найма.
       В  соответствии  с изложенным суд может решить вопрос  о  месте
   проживания  ребенка  с учетом его интересов, исходя  из  конкретных
   обстоятельств дела.
       Вопрос  37:  Прекращается ли право пользования жилым помещением
   бывшего   члена  семьи  собственника  этого  помещения,  если   он,
   расторгнув  брак,  выехал  из данного  помещения  и  не  производит
   оплату за жилое помещение и коммунальные услуги?
       Ответ:  Часть 4 статьи 31 ЖК РФ предусматривает, что  в  случае
   прекращения  семейных  отношений с собственником  жилого  помещения
   право  пользования данным жилым помещением за бывшим  членом  семьи
   собственника  этого жилого помещения не сохраняется, если  иное  не
   установлено  соглашением между собственником и  бывшим  членом  его
   семьи.    Право   пользования   жилым   помещением,   принадлежащим
   указанному  собственнику,  может быть  на  основании  решения  суда
   сохранено  на  определенный срок за бывшим  членом  его  семьи  при
   наличии обстоятельств, указанных в названной статье.
       По истечении срока пользования жилым помещением, установленного
   решением  суда, принятым с учетом положений части 4  статьи  31  ЖК
   РФ,  соответствующее  право пользования  жилым  помещением  бывшего
   члена  семьи  собственника прекращается, если иное  не  установлено
   соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (часть  5
   статьи 31 ЖК РФ).
       Следовательно,  закон связывает прекращение  права  пользования
   жилым   помещением  бывшего  члена  семьи  собственника  только   с
   расторжением брака или признанием брака недействительным,  то  есть
   с  прекращением  семейных отношений. Прекращение права  пользования
   жилым  помещением является основанием для выселения  бывшего  члена
   семьи    собственника   из   занимаемого   им   жилого    помещения
   собственника.
       Статья  19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ
   "О  введении  в  действие Жилищного кодекса  Российской  Федерации"
   устанавливает, что действие положений части 4 статьи 31  ЖК  РФ  не
   распространяется    на    бывших    членов    семьи    собственника
   приватизированного  жилого  помещения при  условии,  что  в  момент
   приватизации  данного жилого помещения указанные лица имели  равные
   права  пользования  этим помещением с лицом, его приватизировавшим,
   если иное не установлено законом или договором.
       Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о
   том,  что  право пользования жилым помещением бывшего  члена  семьи
   собственника    прекращается   независимо   от   его   фактического
   нахождения  в спорном жилом помещении и (или) невнесения  платы  за
   жилое   помещение   и  коммунальные  услуги.  Бывший   член   семьи
   собственника   не   может  быть  выселен   при   наличии   условий,
   предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 29  декабря  2004
   года N 189-ФЗ.
       Вопрос  38:  Если  дом,  в котором находится  жилое  помещение,
   занимаемое   по   договору  социального  найма,   подлежит   сносу,
   выселяемым  из  него гражданам органом государственной  власти  или
   органом  местного самоуправления, принявшим решение о сносе  такого
   дома,  предоставляются  иные  благоустроенные  жилые  помещения  по
   договору   социального  найма.  Если  часть   жилых   помещений   в
   подлежащем    сносу   доме   принадлежит   гражданам    на    праве
   собственности,  предоставляются ли им, и на каких условиях,  какие-
   либо жилые помещения?
       Ответ:  Статья 32 ЖК РФ определяет порядок обеспечения жилищных
   прав  собственника жилого помещения при изъятии земельного  участка
   для государственных или муниципальных нужд.
       Частью  1 данной статьи установлено, что жилое помещение  может
   быть изъято у собственника путем выкупа.
       Выкупная  цена жилого помещения, сроки и другие условия  выкупа
   определяются   соглашением   с  собственником   жилого   помещения.
   Соглашение  включает  в  себя обязательство  Российской  Федерации,
   субъекта   Российской  Федерации  или  муниципального   образования
   уплатить  выкупную  цену  за изымаемое  жилое  помещение  (часть  6
   статьи 32 ЖК РФ).
       Порядок  определения выкупной цены жилого помещения  установлен
   частью  7  статьи  32  ЖК РФ. В нее включается  рыночная  стоимость
   жилого  помещения,  а  также все убытки,  причиненные  собственнику
   жилого  помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет  в
   связи  с  изменением места проживания, временным пользованием  иным
   жилым  помещением  до приобретения в собственность  другого  жилого
   помещения  (в  случае, если указанным в части  6  настоящей  статьи
   соглашением   не   предусмотрено   сохранение   права   пользования
   изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность  другого
   жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения  для
   приобретения   права  собственности  на  него,  оформлением   права
   собственности  на  другое жилое помещение,  досрочным  прекращением
   своих  обязательств  перед третьими лицами, в том  числе  упущенную
   выгоду.
       По  соглашению с собственником жилого помещения ему может  быть
   предоставлено  взамен  изымаемого  жилого  помещения  другое  жилое
   помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть  8  статьи
   32 ЖК РФ).
       Однако  изъятие  земельного  участка  для  государственных  или
   муниципальных  нужд  является лишь одним  из  оснований  для  сноса
   жилого дома.
       Жилищный  кодекс  Российской Федерации  не  регулирует  порядок
   возмещения  собственнику расходов при изъятии  жилого  помещения  в
   иных  случаях, например при признании дома аварийным  и  подлежащим
   сносу.
       В  соответствии  с  частью 1 статьи 7 ЖК  РФ  в  случаях,  если
   жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством  или
   соглашением  участников  таких отношений,  и  при  отсутствии  норм
   гражданского  или иного законодательства, прямо регулирующих  такие
   отношения,   к   ним,  если  это  не  противоречит   их   существу,
   применяется   жилищное   законодательство,   регулирующее   сходные
   отношения (аналогия закона).
       Исходя  из  этого при определении порядка обеспечения  жилищных
   прав  собственника жилого помещения при сносе дома  по  основаниям,
   установленным  Жилищным  кодексом  Российской  Федерации,   следует
   руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ.
       Применение  аналогии  к  данным правоотношениям  подтверждается
   также  статьей 134 ЖК РФ, которая устанавливает порядок обеспечения
   членов  жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со  сносом
   дома.  Данная  норма предусматривает, что в случае  сноса  дома  по
   основаниям,  предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него  членам
   жилищного  кооператива и проживающим совместно  с  ними  членам  их
   семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 ЖК РФ.
       Следовательно,  если часть жилых помещений в  подлежащем  сносу
   доме  принадлежит гражданам на праве собственности, то при  изъятии
   у  собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении
   собственнику   иного  жилого  помещения  следует  руководствоваться
   положениями  статьи  32 ЖК РФ, то есть жилое помещение  может  быть
   изъято  у  собственника либо путем выкупа,  либо  по  соглашению  с
   собственником  ему может быть предоставлено другое жилое  помещение
   с зачетом его стоимости в выкупную цену.
       Вопрос  39:  Каким требованиям должно отвечать жилое помещение,
   предоставляемое  в  случае  выселения  нанимателя   и   проживающих
   совместно  с ним членов его семьи в связи с невнесением  ими  платы
   за  жилое  помещение  и коммунальные услуги в течение  более  шести
   месяцев?
       Ответ:  В  соответствии с пунктом 5 части 3  статьи  67  ЖК  РФ
   наниматель  жилого помещения по договору социального  найма  обязан
   своевременно  вносить  плату  за  жилое  помещение  и  коммунальные
   услуги.
       Статья  90  ЖК  РФ  предусматривает,  что  если  наниматель   и
   проживающие  совместно с ним члены его семьи в течение более  шести
   месяцев  без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение
   и  коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном  порядке
   с  предоставлением другого жилого помещения по договору социального
   найма,  размер  которого  соответствует размеру  жилого  помещения,
   установленному для вселения граждан в общежитие.
       Согласно  части 1 статьи 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях
   предоставляются из расчета не менее шести квадратных  метров  жилой
   площади на одного человека.
       При  этом  Жилищный  кодекс Российской  Федерации  не  содержит
   нормы,  определяющей  условия предоставления жилого  помещения  при
   выселении   в   случае  невнесения  платы  за  жилое  помещение   и
   коммунальные услуги.
       В  соответствии  с  частью 2 статьи 15 ЖК РФ  жилым  помещением
   признается  изолированное  помещение, которое  является  недвижимым
   имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан  (отвечает
   установленным  санитарным и техническим  правилам  и  нормам,  иным
   требованиям законодательства).
       Из   вышеизложенного  следует,  что  в  случае  невнесения  без
   уважительных причин платы за жилое помещение и коммунальные  услуги
   в  течение более шести месяцев наниматель и проживающие совместно с
   ним  члены  его  семьи  могут быть выселены в  судебном  порядке  с
   предоставлением  жилого  помещения  в  домах  государственного  или
   муниципального  жилищного  фонда на условиях  договора  социального
   найма   в   черте  того  же  населенного  пункта,  пригодного   для
   постоянного  проживания,  соответствующее норме  предоставления  из
   расчета  не  менее шести квадратных метров жилой пощади  на  одного
   человека.
       Вопрос  40:  Можно  ли оспорить в судебном порядке  соглашение,
   заключенное  соответствующим государственным  органом  или  органом
   местного самоуправления с собственником жилого помещения, о  замене
   изымаемого  жилого  помещения  другим  жилым  помещением  в  случае
   изъятия  соответствующего  земельного участка  для  государственных
   или муниципальных нужд?
       Ответ:  Согласно  части  3  статьи  35  Конституции  Российской
   Федерации  принудительное отчуждение имущества для  государственных
   нужд  может быть произведено только при условии предварительного  и
   равноценного возмещения.
       В  соответствии со статьей 32 ЖК РФ жилое помещение может  быть
   изъято   у   собственника  путем  выкупа   в   связи   с   изъятием
   соответствующего   земельного  участка  для   государственных   или
   муниципальных  нужд. При этом согласно части 8 этой  же  статьи  по
   соглашению   с  собственником  жилого  помещения  ему  может   быть
   предоставлено  взамен  изымаемого  жилого  помещения  другое  жилое
   помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
       Поскольку  соглашение между собственником  жилого  помещения  и
   соответствующим   государственным  органом  или  органом   местного
   самоуправления о предоставлении взамен изымаемого жилого  помещения
   другого жилого помещения является двусторонней сделкой, то на  него
   распространяются  общие правила о признании сделки недействительной
   (параграф 2 главы 9 ГК РФ). Следовательно, данное соглашение  может
   быть оспорено в судебном порядке по общим основаниям.
       Вопрос   41:   Какими  нормами  регулируются  отношения   между
   собственником  жилого  помещения и членами  его  семьи,  если  член
   семьи  нарушает  требования  части 2 статьи  31  ЖК  РФ,  например,
   использует жилое помещение не по назначению?
       Ответ:  В  соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены  семьи
   собственника жилого помещения имеют право пользования данным  жилым
   помещением  наравне с его собственником, если иное  не  установлено
   соглашением  между собственником и членами его семьи.  Члены  семьи
   собственника  жилого  помещения обязаны использовать  данное  жилое
   помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
       Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, которая
   регулировала  бы отношения между собственником жилого  помещения  и
   членами  его  семьи,  в  том случае если  член  семьи  собственника
   нарушает правила пользования жилым помещением.
       В  соответствии  с  частью 1 статьи 7 ЖК  РФ  в  случаях,  если
   жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством  или
   соглашением  участников  таких отношений,  и  при  отсутствии  норм
   гражданского  или иного законодательства, прямо регулирующих  такие
   отношения,   к   ним,  если  это  не  противоречит   их   существу,
   применяется   жилищное   законодательство,   регулирующее   сходные
   отношения.
       Статья   35  ЖК  РФ  предусматривает  основания  для  выселения
   гражданина, право пользования жилым помещением которого  прекращено
   или который нарушает правила пользования жилым помещением.
       Исходя из изложенного и учитывая положения части 1 статьи 7  ЖК
   РФ,  член  семьи собственника жилого помещения, нарушающий  правила
   пользования жилым помещением, в соответствии с частью 2  статьи  35
   ЖК  РФ  может быть выселен из жилого помещения на основании решения
   суда по требованию собственника.
       Вопрос 42: Какой нормой права необходимо руководствоваться  при
   рассмотрении  требований о признании бывшего члена  семьи  (бывшего
   супруга) нанимателя жилого помещения по договору социального  найма
   не  приобретшим  право пользования жилым помещением,  если  он  был
   вселен  в  жилое  помещение после заключения  договора  социального
   найма?
       Имеет  ли  юридическое значение то обстоятельство, что ответчик
   не имеет собственного жилого помещения?
       Ответ:   В   соответствии  со  статьей  67   ЖК   РФ,   которая
   предусматривает права и обязанности нанимателя жилого помещения  по
   договору   социального  найма,  наниматель   жилого   помещения   в
   установленном  законом  порядке имеет право  вселять  в  занимаемое
   жилое  помещение  иных лиц, перечень которых  установлен  частью  1
   статьи 70 ЖК РФ.
       Порядок  и  правовые  последствия вселения в  жилое  помещение,
   занимаемое    нанимателем    по   договору    социального    найма,
   предусмотрены статьей 70 ЖК РФ.
       Исходя   из  изложенного  если  бывший  член  семьи  нанимателя
   вселялся  в жилое помещение с соблюдением требований, установленных
   статьей  70  ЖК  РФ, то он считается приобретшим право  пользования
   жилым  помещением,  следовательно, он имеет  равные  с  нанимателем
   права  и обязанности; если же он не вселялся в жилое помещение  или
   вселялся  с  нарушением требований статьи 70 ЖК РФ, то  его  нельзя
   считать приобретшим право пользования жилым помещением.
       То  обстоятельство,  что ответчик не имеет собственного  жилого
   помещения,  при  решении  данного  вопроса  правового  значения  не
   имеет.
       Вопрос  43: Является ли непроживание в жилом помещении  бывшего
   члена  семьи  нанимателя жилого помещения по  договору  социального
   найма основанием для признания его утратившим право на проживание?
       Ответ:  В  соответствии  с  частью 4  статьи  69  ЖК  РФ,  если
   гражданин  перестал быть членом семьи нанимателя  жилого  помещения
   по   договору   социального  найма,  но  продолжает   проживать   в
   занимаемом  жилом  помещении, за ним сохраняются  такие  же  права,
   какие  имеют  наниматель  и  члены его семьи.  Указанный  гражданин
   самостоятельно  отвечает  по  своим обязательствам,  вытекающим  из
   соответствующего договора социального найма.
       В  соответствии  со  статьей  71  ЖК  РФ  временное  отсутствие
   нанимателя  жилого помещения по договору социального  найма,  кого-
   либо  из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих
   граждан  не  влечет  за собой изменения их прав и  обязанностей  по
   договору социального найма.
       Часть  3  статьи 83 ЖК РФ предусматривает, что в случае  выезда
   нанимателя  и  членов его семьи в другое место  жительства  договор
   социального  найма жилого помещения считается расторгнутым  со  дня
   выезда.
       Следовательно, бывший член семьи нанимателя может быть  признан
   утратившим  право  на  проживание  в  жилом  помещении  только   на
   основании  части 3 статьи 83 ЖК РФ в том случае, если он выехал  на
   иное  постоянное место жительства и тем самым добровольно отказался
   от   своих   прав   и   обязанностей,   предусмотренных   договором
   социального найма.
       Вопрос  44:  Необходимо ли при рассмотрении иска о  прекращении
   права  пользования жилым помещением разъяснять бывшему члену  семьи
   собственника  право  предъявления встречного иска  для  определения
   срока,  на  который  за ним может быть сохранено право  пользования
   жилым  помещением,  либо  он  должен обратиться  с  самостоятельным
   иском,  либо  этот  вопрос решается в пределах иска  о  прекращении
   права?
       Ответ:  Вопрос об определении срока, на который жилое помещение
   может  быть  сохранено за бывшим членом семьи собственника,  должен
   быть  решен  судом в пределах иска о прекращении права  пользования
   жилым   помещением,   поскольку  требования  о  прекращении   права
   пользования  и  о  сохранении  права пользования  жилым  помещением
   связаны между собой и возникают из одних правоотношений.
       Следовательно, предъявления в данном случае встречного иска  не
   требуется,   а  просьба  ответчика  о  предоставлении  ему   жилого
   помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 31 ЖК  РФ,
   может быть выражена в возражениях на иск.
       Вопрос  45:  Сохранится ли право бессрочного пользования  жилым
   помещением  у  бывшего члена семьи собственника  жилого  помещения,
   отказавшегося  от участия в приватизации жилья, при переходе  права
   собственности на жилое помещение к другому лицу с учетом  положений
   статьи  19  Федерального закона "О введении  в  действие  Жилищного
   кодекса Российской Федерации" и статьи 292 ГК РФ?
       Ответ:  Статья  19 Федерального закона "О введении  в  действие
   Жилищного   кодекса  Российской  Федерации"  предусматривает,   что
   действие  положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса  Российской
   Федерации  не  распространяется на бывших членов семьи собственника
   приватизированного  жилого  помещения при  условии,  что  в  момент
   приватизации  данного жилого помещения указанные лица имели  равные
   права  пользования  этим помещением с лицом, его приватизировавшим,
   если иное не установлено законом или договором.
       Из  части  2  статьи  292  ГК  РФ следует,  что  переход  права
   собственности  на  жилой дом или квартиру к другому  лицу  является
   основанием  для  прекращения  права  пользования  жилым  помещением
   членами  семьи  прежнего  собственника, если  иное  не  установлено
   законом.
       В  соответствии  со  статьей 2 Закона Российской  Федерации  "О
   приватизации  жилищного  фонда  в Российской  Федерации"  граждане,
   занимающие  жилые  помещения  в государственном  или  муниципальном
   жилищном  фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном
   ведении   предприятий   или   оперативном   управлении   учреждений
   (ведомственный  фонд)  на  условиях  социального  найма,  вправе  с
   согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов  семьи,
   а  также  несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет  приобрести
   эти жилые помещения в собственность.
       Согласие  лица,  которое  совместно проживает  с  собственником
   жилого  помещения, является обязательным условием для приватизации.
   При  этом  следует  учитывать, что, дав  согласие  на  приватизацию
   жилого  помещения,  лицо исходило из того,  что  право  пользования
   данным  жилым помещением для него будет носить бессрочный характер,
   следовательно,  его  права должны быть учтены  при  переходе  права
   собственности  на  жилое  помещение другому  лицу,  поскольку  иное
   толкование  нарушало бы положения статьи 40 Конституции  Российской
   Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище  и
   никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
       В  соответствии  с  частью 1 статьи 558  ГК  РФ  перечень  лиц,
   сохраняющих  в  соответствии  с  законом  право  пользования  жилым
   помещением после его приобретения покупателем, с указанием их  прав
   на  пользование продаваемым жилым помещением является  существенным
   условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого  дома
   или квартиры, в которых эти лица проживают.
       Из данной нормы следует, что при отчуждении жилого помещения  в
   договоре  должно быть указано право лица, которое в нем  проживает,
   на  пользование данным жилым помещением, в ином случае  договор  не
   может  быть  заключен, поскольку не достигнуто соглашение  по  всем
   существенным  условиям.  Следовательно,  если  бывший  член   семьи
   собственника  на  момент приватизации имел равные  права  с  лицом,
   которое   впоследствии  приобрело  в  собственность  данное   жилое
   помещение,   но   отказался  от  приватизации,  дав   согласие   на
   приватизацию  иному  лицу, то при переходе права  собственности  на
   жилое  помещение к другому лицу он не может быть выселен  из  этого
   жилого  помещения, поскольку имеет право пользования  данным  жилым
   помещением.  При  этом  необходимо  исходить  из  того,  что  право
   пользования носит бессрочный характер.
       Вопрос  46: Вправе ли малоимущие граждане, реализовавшие  право
   на   передачу  принадлежащего  им  на  праве  собственности  жилого
   помещения   в   государственную  или  муниципальную  собственность,
   предусмотренное  статьей  20  Федерального  закона  "О  введении  в
   действие    Жилищного   кодекса   Российской   Федерации",    вновь
   приватизировать жилое помещение?
       Ответ: Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля
   1991  года  "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
   каждый  гражданин  имеет  право  на  приобретение  в  собственность
   бесплатно,    в   порядке   приватизации,   жилого   помещения    в
   государственном   и   муниципальном  жилищном   фонде   социального
   использования один раз.
       Статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ
   "О  введении  в  действие Жилищного кодекса  Российской  Федерации"
   предусмотрено,  что  малоимущие граждане,  приватизировавшие  жилые
   помещения,  являющиеся  для  них  единственным  местом  постоянного
   проживания, до 1 января 2007 года вправе передать принадлежащие  им
   на  праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения
   в государственную или муниципальную собственность.
       В  соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе
   по  своему  усмотрению  совершать в  отношении  принадлежащего  ему
   имущества любые действия, не противоречащие закону и иным  правовым
   актам  и  не нарушающие права и охраняемые законом интересы  других
   лиц.
       Следовательно, малоимущие граждане, воспользовавшиеся правом на
   передачу  принадлежащего им на праве собственности жилого помещения
   в  государственную или муниципальную собственность в силу статьи 20
   Федерального  закона  "О  введении  в  действие  Жилищного  кодекса
   Российской  Федерации", совершили действия  по  распоряжению  жилым
   помещением по своему усмотрению.
       При таких обстоятельствах права на повторную приватизацию жилья
   у  малоимущих  граждан не возникает, поскольку закон  предоставляет
   гражданину  право на приобретение жилого помещения в  собственность
   бесплатно, в порядке приватизации, только один раз.
   
                    Вопросы пенсионного обеспечения
   
       Вопрос  47: Подлежит ли включению до 2002 года в педагогический
   стаж  для  назначения досрочной трудовой пенсии в  соответствии  со
   статьей  28  Федерального закона "О трудовых пенсиях  в  Российской
   Федерации" работа в должности воспитателя в группе продленного  дня
   общеобразовательной школы, если в списке должностей  и  учреждений,
   работа  в  которых  засчитывается в стаж работы,  дающей  право  на
   досрочное   назначение   трудовой   пенсии   по   старости   лицам,
   осуществлявшим  педагогическую  деятельность  в  государственных  и
   муниципальных учреждениях для детей, такая должность отсутствует?
       Ответ:  В  соответствии  с подпунктом 10  пункта  1  статьи  28
   Федерального  закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ  "О  трудовых
   пенсиях" (в редакции от 14 февраля 2005 года, с изменениями  от  27
   июня   2005   года)   лицам,  не  менее   25   лет   осуществлявшим
   педагогическую  деятельность  в  государственных  и   муниципальных
   учреждениях  для  детей, независимо от их возраста трудовая  пенсия
   по  старости  назначается ранее достижения возраста, установленного
   статьей 7 Закона.
       Согласно пункту 3 статьи 28 того же Федерального закона  списки
   соответствующих  работ,  профессий,  должностей,  специальностей  и
   учреждений  (организаций),  с учетом которых  назначается  трудовая
   пенсия  по  старости в соответствии с подпунктами 7 - 13  пункта  1
   этой  статьи,  правила исчисления периодов работы (деятельности)  и
   назначения   указанной   пенсии  при   необходимости   утверждаются
   Правительством Российской Федерации.
       Постановлением  Правительства от 29 октября  2002  года  N  781
   утвержден   список  должностей  и  учреждений,  работа  в   которых
   засчитывается  в стаж работы, дающей право на досрочное  назначение
   трудовой  пенсии  по старости лицам, осуществлявшим  педагогическую
   деятельность  в  государственных и  муниципальных  учреждениях  для
   детей.
       Данный   список  не  содержит  должности  "воспитатель   группы
   продленного дня".
       Согласно  пункту 2 Постановления Правительства РФ  от  11  июля
   2002  года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы,
   дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости  в
   соответствии  со статьями 27 и 28 Федерального закона  "О  трудовых
   пенсиях  в  Российской Федерации" Министерству труда и  социального
   развития Российской Федерации по представлению федеральных  органов
   исполнительной  власти  и  по  согласованию  с  Пенсионным   фондом
   Российской  Федерации  предоставлено право устанавливать  тождество
   профессий,  должностей  и организаций (структурных  подразделений),
   предусмотренных  статьями 27 и 28 Федерального закона  "О  трудовых
   пенсиях   в   Российской  Федерации",  а  также   списками   работ,
   профессий,  должностей,  специальностей  и  учреждений,  с   учетом
   которых  досрочно назначается трудовая пенсия по старости,  тем  же
   профессиям,      должностям     и     организациям     (структурным
   подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
       Приказом  Министерства здравоохранения и  социального  развития
   Российской  Федерации от 5 июля 2005 года N 440 по  согласованию  с
   Пенсионным   фондом   Российской  Федерации  и   по   представлению
   Министерства  образования и науки Российской Федерации  установлено
   тождество  наименований должностей "воспитатель группы  продленного
   дня" наименованию должности "воспитатель".
       Таким  образом,  Министерством  здравоохранения  и  социального
   развития    РФ    в   рамках   предоставленной   ему    компетенции
   Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года N  516  признано,
   что  должностные  обязанности воспитателя  группы  продленного  дня
   совпадают  по  характеру  и  функциям с должностными  обязанностями
   воспитателя.
       Поэтому  работа  в  должности  воспитателя  продленного  дня  в
   общеобразовательной  школе подлежит включению в  стаж,  необходимый
   для  назначения досрочной трудовой пенсии, вне зависимости от того,
   в   какой   период   имело  место  осуществление  данной   трудовой
   деятельности.
   
                   Вопросы материального обеспечения
                  сотрудников органов внутренних дел
   
       Вопрос   48:   Начисляются   ли  на   единовременное   пособие,
   выплачиваемое  при увольнении сотрудникам органов  внутренних  дел,
   процентная  надбавка и районный коэффициент за работу в местностях,
   приравненных к районам Крайнего Севера?
       Ответ:  Исходя  из преамбулы и пункта 1 статьи  1  Федерального
   закона  от  30  июня 2002 года "О денежном довольствии  сотрудников
   некоторых   федеральных  органов  исполнительной   власти,   других
   выплатах  этим сотрудникам и условиях перевода отдельных  категорий
   сотрудников  федеральных  органов налоговой  полиции  и  таможенных
   органов  Российской  Федерации  на иные  условия  службы  (работы)"
   денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел состоит  из
   оклада  по  занимаемой штатной должности и оклада  по  специальному
   званию,   которые   составляют  оклад  денежного   содержания,   из
   процентных  надбавок  за  выслугу  лет,  ученую  степень  и  ученое
   звание, иных дополнительных выплат.
       Размер   единовременных   пособий,  выплачиваемых   сотрудникам
   органов  внутренних дел, определяется в соответствии  с  подпунктом
   "б"  пункта  17  и  пунктом  19 Постановления  Совета  Министров  -
   Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года  N  941
   "О  порядке  исчисления выслуги лет, назначения и  выплаты  пенсий,
   компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в  качестве
   офицеров,   прапорщиков,  мичманов  и  военнослужащих  сверхсрочной
   службы  или  по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов  и
   старшин  либо  службу  в  органах внутренних  дел,  государственной
   противопожарной    службе,   учреждениях   и   органах    уголовно-
   исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
       Так,   согласно   подпункту   "б"  пункта   17   вышеназванного
   Постановления  единовременное пособие выплачивается лицам  рядового
   и  начальствующего  состава органов внутренних  дел,  уволенным  со
   службы  по  возрасту, болезни, сокращению штатов или  ограниченному
   состоянию  здоровья, в размерах: при выслуге менее  10  календарных
   лет  -  пяти  месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных
   лет  включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от  15  до  20
   календарных  лет включительно - 15 месячных окладов и  при  выслуге
   свыше  20  лет  - 20 месячных окладов денежного содержания  (абзацы
   третий  и  четвертый  настоящего пункта),  а  уволенным  по  другим
   основаниям   (кроме  приведенных  в  последнем  абзаце   настоящего
   пункта) - 40 процентов указанных размеров.
       Таким  образом,  размер  единовременного пособия  выплачивается
   лицам  рядового  и начальствующего состава органов  внутренних  дел
   при  их  увольнении исходя из месячных окладов денежного содержания
   или в процентах от указанных окладов.
       Абзацем   2   пункта   19   Постановления   установлено,    что
   единовременное  пособие, предусмотренное пунктом 17  постановления,
   исчисляется  для  лиц  рядового и начальствующего  состава  органов
   внутренних  дел из окладов, выплачиваемых по последней должности  и
   специальному званию на день увольнения со службы.
       Данная  норма  не предусматривает начисления на  единовременное
   пособие  процентной надбавки и районного коэффициента за  работу  в
   местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
       Из   изложенного   следует,  что  на  единовременное   пособие,
   выплачиваемое  при увольнении сотрудникам органов  внутренних  дел,
   процентная  надбавка и районный коэффициент за работу в местностях,
   приравненных к районам Крайнего Севера, не начисляются.
       Вопрос  49: Исходя из каких сумм - средней стоимости путевки  в
   санаториях   и  домах  отдыха  МВД  РФ,  установленной  Медицинским
   управлением  МВД РФ (600 рублей), или из средней стоимости  путевок
   в  определенных  санаториях  и домах отдыха  МВД  РФ  по  сведениям
   данных  учреждений - подлежит взысканию компенсация  за  санаторно-
   курортное   лечение   сотрудникам  органов   внутренних   дел,   по
   правоотношениям, возникшим до 1 января 2005 года?
       Ответ:  Статьей 54 Положения о службе в органах внутренних  дел
   Российской  Федерации (в редакции, действовавшей до 1  января  2005
   года),  утвержденного Постановлением Верховного  Совета  Российской
   Федерации  от  23  декабря  1992 года "Об утверждении  Положения  о
   службе  в  органах  внутренних дел Российской  Федерации  и  текста
   присяги  сотрудника  органов внутренних дел Российской  Федерации",
   установлены  льготы,  гарантии  и компенсации  сотрудникам  органов
   внутренних дел.
       В  соответствии с абзацем 6 указанной статьи сотрудники органов
   внутренних  дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное
   лечение  в  санаториях  и  организованный  отдых  в  домах  отдыха,
   пансионатах  и на туристских базах системы Министерства  внутренних
   дел  Российской  Федерации за плату. При этом  сотрудникам  органов
   внутренних  дел  ежегодно  выплачивается  денежная  компенсация   в
   размере    средней   стоимости   путевки,   а   жене    (мужу)    и
   несовершеннолетним  детям, проживающим  с  ними,  -  в  размере  50
   процентов   стоимости  путевки  независимо  от  того,   приобретена
   путевка или нет.
       Таким  образом, сотрудники органов внутренних дел  и  члены  их
   семей  имеют  право  на  санаторно-курортное лечение  в  здравницах
   системы  МВД  РФ, а также право на выплату денежной  компенсации  в
   размере  100%  и  50% средней стоимости путевки соответственно  вне
   зависимости от приобретения путевок.
       Средняя  стоимость путевок в здравницы системы МВД РФ  согласно
   абзацу  3  пункта 16.7 Инструкции о порядке применения положения  о
   службе  в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной
   приказом  МВД  РФ  от 14 декабря 1999 года N 1038,  определяется  и
   доводится  до  органов внутренних дел Медицинским  управлением  МВД
   России исходя из действующих на данный период цен на путевки.
       Письмом Медицинского управления МВД РФ от 3 ноября 2000 года  N
   29/9-2875 была доведена информация о том, что с 1 января 2001  года
   средняя  стоимость  путевки для выплат компенсаций  составляет  600
   рублей,  а  также  о  ценах  на  путевки  для  сотрудников  органов
   внутренних дел в здравницах системы МВД РФ.
       Поэтому  компенсация,  предусмотренная  абзацем  6  статьи   54
   Положения,   подлежит  возмещению  исходя  из   средней   стоимости
   путевки,  определенной Медицинским управлением  МВД  РФ,  т.е.  600
   рублей,  независимо  от того, приобреталась ли сотрудником  органов
   внутренних дел путевка.
       Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел вправе требовать
   возмещения  затрат, связанных с приобретением путевок  в  здравницы
   системы   МВД  РФ,  исходя  из  стоимости  путевок  в  определенном
   санаторно-курортном учреждении, где осуществлялось  такое  лечение,
   указанное  возмещение  возможно, если при рассмотрении  конкретного
   дела  будет  установлено,  что  стоимость  путевок  в  определенном
   санаторно-курортном учреждении, где осуществлялось  лечение,  выше,
   чем  та,  которая определена Медицинским управлением  МВД  РФ  (600
   рублей).
   
                         Иные правовые вопросы
   
       Вопрос   50:   Можно  ли  признать  недееспособным   вследствие
   психического расстройства несовершеннолетнее лицо (17 лет)?
       Ответ:   Согласно  части  1  статьи  21  Гражданского   кодекса
   Российской   Федерации  способность  гражданина  своими  действиями
   приобретать  и осуществлять гражданские права, создавать  для  себя
   гражданские     обязанности    и    исполнять    их    (гражданская
   дееспособность)   возникает   в  полном   объеме   с   наступлением
   совершеннолетия,   то   есть   по  достижении   восемнадцатилетнего
   возраста.
       Согласно  части  4  статьи 26 Кодекса при  наличии  достаточных
   оснований   суд   по   ходатайству  родителей,   усыновителей   или
   попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить  или
   лишить   несовершеннолетнего   в  возрасте   от   четырнадцати   до
   восемнадцати   лет   права  самостоятельно   распоряжаться   своими
   заработком, стипендией или иными доходами, за исключением  случаев,
   когда  такой  несовершеннолетний приобрел дееспособность  в  полном
   объеме  в  соответствии с пунктом 2 статьи 21  или  со  статьей  27
   Кодекса.
       Таким  образом, Кодексом в отношении несовершеннолетних лиц  от
   14  до 18 лет предусмотрена возможность ограничения или лишения  их
   права  самостоятельно  распоряжаться своими заработком,  стипендией
   или  иными  доходами (кроме случаев приобретения ими дееспособности
   в полном объеме).
       Вместе  с  тем  часть  1 статьи 29 Кодекса,  в  соответствии  с
   которой гражданин, который вследствие психического расстройства  не
   может  понимать значения своих действий или руководить  ими,  может
   быть   признан   судом  недееспособным  в  порядке,   установленном
   гражданским    процессуальным   законодательством,   не    содержит
   ограничений   относительно  возраста  гражданина,  которого   можно
   признать недееспособным.
       Следовательно,  несовершеннолетний от 14 до 18 лет,  страдающий
   психическим  расстройством, может быть признан судом недееспособным
   (в  том объеме дееспособности, которым он наделен в соответствии со
   статьей 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
       Вопрос  51:  Правомерно ли возложение на наследника обязанности
   возврата двойной суммы задатка по предварительному договору  купли-
   продажи?
       Ответ:   Согласно  части  1  статьи  429  Гражданского  кодекса
   Российской   Федерации   по   предварительному   договору   стороны
   обязуются   заключить  в  будущем  договор  о  передаче  имущества,
   выполнении   работ  или  оказании  услуг  (основной   договор)   на
   условиях, предусмотренных предварительным договором.
       Если  за неисполнение договора ответственна сторона, получившая
   задаток,  то  в  соответствии с частью 2  статьи  381  Гражданского
   кодекса  Российской Федерации, она обязана уплатить другой  стороне
   двойную сумму задатка.
       Задатком   признается  денежная  сумма,  выдаваемая  одной   из
   договаривающихся  сторон в счет причитающихся  с  нее  по  договору
   платежей другой стороне, в доказательство заключения договора  и  в
   обеспечение его исполнения (часть 1 статьи 380 Кодекса).
       Таким  образом, договор задатка заключается вместе  с  основным
   договором,   в   данном   случае  -  договором   купли-продажи,   в
   соответствии   с   которым  у  продавца  и   покупателя   возникают
   определенные договором обязанности.
       Согласно  части 1 статьи 454 Кодекса по договору  купли-продажи
   одна   сторона  (продавец)  обязуется  передать  вещь   (товар)   в
   собственность  другой стороне (покупателю), а покупатель  обязуется
   принять  этот товар и уплатить за него определенную денежную  сумму
   (цену).
       В  соответствии  с  частью  1  статьи  1112  Кодекса  в  состав
   наследства  входят принадлежавшие наследодателю  на  день  открытия
   наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права  и
   обязанности.
       Следовательно,  при принятии наследства к наследнику  переходит
   обязанность   исполнения  договора  купли-продажи,  в   обеспечение
   которого  наследодателем  было заключено соглашение  о  задатке.  В
   случае  неисполнения этих обязательств наследник должен  возвратить
   стороне,  давшей  задаток, двойную сумму задатка в  соответствии  с
   частью 2 статьи 381 Кодекса.
       Вопрос  52:  Кто  является надлежащим  ответчиком  по  делам  о
   возмещении  вреда,  причиненного  источником  повышенной  опасности
   (транспортным   средством)   в   результате   дорожно-транспортного
   происшествия,  в  том  случае,  если управление  им  в  присутствии
   законного  владельца  автомобиля  осуществляло  лицо,  не   имеющее
   доверенности,   оформленной  в  установленной  законом   письменной
   форме?
       Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ юридические
   лица   и   граждане,  деятельность  которых  связана  с  повышенной
   опасностью  для окружающих (в частности, использование транспортных
   средств),   обязаны   возместить   вред,   причиненный   источником
   повышенной  опасности, если не докажут, что вред возник  вследствие
   непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность  возмещения
   вреда  возлагается  на  юридическое лицо  или  гражданина,  которые
   владеют  источником  повышенной опасности на  праве  собственности,
   праве  хозяйственного  ведения  или праве  оперативного  управления
   либо  на  ином законном основании (на праве аренды, по доверенности
   на  право  управления транспортным средством, в  силу  распоряжения
   соответствующего   органа  о  передаче  ему  источника   повышенной
   опасности и т.п.).
       Учитывая  вышеизложенное, ответственность за вред,  причиненный
   источником  повышенной  опасности,  будет  нести  не  только  лицо,
   владеющее    транспортным   средством   на   праве   собственности,
   хозяйственного  ведения  или  иного  вещного  права,  но  и   лицо,
   пользующееся  им на законных основаниях, перечень  которых  в  силу
   статьи 1079 ГК РФ не является исчерпывающим.
       В  целях  обеспечения порядка и безопасности дорожного движения
   Постановлением   Совета   Министров  -   Правительства   Российской
   Федерации  от  23  октября  1993 года N  1090  утверждены  "Правила
   дорожного движения Российской Федерации".
       Согласно  подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного  движения
   водитель  механического  транспортного средства  обязан  иметь  при
   себе  и  по  требованию  сотрудников  милиции  передавать  им   для
   проверки  документ, подтверждающий право владения или  пользования,
   или   распоряжения   данным  транспортным   средством,   в   случае
   управления транспортным средством в отсутствие его владельца.
       Следовательно, Правила дорожного движения допускают возможность
   передачи   управления  автомобилем  другому  лицу  без  письменного
   оформления  доверенности  в  присутствии  собственника  или   иного
   законного владельца.
       Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о
   том,  что лицо, управляющее автомобилем без письменной доверенности
   при  наличии  водительского удостоверения данной  категории,  но  в
   присутствии   его  собственника  или  иного  законного   владельца,
   использует  транспортное средство на законном  основании.  В  таком
   случае   надлежащим   ответчиком  по  делам  о  возмещении   вреда,
   причиненного    источником   повышенной   опасности   (транспортным
   средством),  является  лицо,  управлявшее  автомобилем   в   момент
   дорожно-транспортного  происшествия,  а  не  собственник  или  иной
   законный владелец транспортного средства.
       Вопрос  53:  Подлежала  ли  обложению  налогом  на  добавленную
   стоимость  (НДС)  до  1  января 2006 года деятельность  нотариусов,
   занимающихся частной практикой?
       Ответ: Статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации  о
   нотариате установлено, что нотариат в Российской Федерации  призван
   обеспечивать  в  соответствии с Конституцией Российской  Федерации,
   конституциями республик в составе Российской Федерации,  настоящими
   Основами  защиту  прав и законных интересов граждан  и  юридических
   лиц  путем  совершения нотариусами предусмотренных законодательными
   актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Новости партнеров
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное