Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2001 г. N 25
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ОТДЫХА И ЗАНЯТОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЛЕТОМ 2001 ГОДА
В целях обеспечения оздоровления, отдыха и занятости детей и
подростков летом 2001 года Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Принять предложения администраций муниципальных
образований, комитета общего и профессионального образования,
комитета по здравоохранению, комитета по труду и социальной защите
населения, комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту
и туризму, комитета по культуре, Департамента федеральной
государственной службы занятости населения по Ленинградской
области, комитета по сельскому хозяйству, Главного управления
внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
Ленинградского регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации, Ленинградского областного фонда
обязательного медицинского страхования по организации
оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом 2001
года.
Утвердить региональную целевую комплексную программу
"Лето-2001" (приложение 1).
2. Для координации деятельности областных комитетов и
администраций муниципальных образований образовать
межведомственную координационную комиссию при Правительстве
Ленинградской области по вопросам оздоровления, отдыха и занятости
детей и подростков летом 2001 года и утвердить ее состав согласно
приложению 2.
3. В целях повышения статуса детских оздоровительных
учреждений, выполнения оздоровительных, социальных,
культурно-досуговых и трудовых стандартов провести конкурс
оздоровительных лагерей, участвующих в реализации региональной
целевой комплексной программы "Лето-2001".
Утвердить Положение о конкурсе оздоровительных лагерей,
участвующих в реализации региональной целевой комплексной
программы "Лето-2001 года" (приложение 3).
4. Поручить межведомственной координационной комиссии при
Правительстве Ленинградской области по вопросам оздоровления,
отдыха и занятости детей и подростков летом 2001 года совместно с
администрациями муниципальных образований проведение конкурса
оздоровительных лагерей согласно утвержденному Положению.
5. Рекомендовать администрациям муниципальных образований:
5.1. Принять меры по выполнению в полном объеме мероприятий
региональной целевой комплексной программы "Лето-2001".
5.2. При составлении смет расходов на содержание
оздоровительных лагерей руководствоваться примерной калькуляцией
стоимости содержания в оздоровительном лагере одного ребенка в
день летом 2001 года (приложение 4).
5.3. Самостоятельно определять размеры родительской платы за
содержание детей в оздоровительных лагерях, финансируемых за счет
средств бюджетов муниципальных образований.
5.4. Обеспечить в приоритетном порядке отдых, оздоровление и
занятость, а также проезд до места отдыха и обратно детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных,
многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, детей, имеющих
недостатки в психическом и (или) физическом развитии, детей
безработных граждан, детей - жертв вооруженных конфликтов, детей
из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, состоящих на
профилактическом учете в органах внутренних дел, а также детей
других категорий, нуждающихся в особой заботе государства.
5.5. Обеспечить готовность оздоровительных учреждений к
началу оздоровительной кампании в соответствии с требованиями
органов санитарно-эпидемиологического надзора и государственной
противопожарной службы, полноценное питание детей, безопасность их
жизни и здоровья в учреждениях отдыха и оздоровления, а также
надлежащие условия для проведения воспитательной и оздоровительной
работы, предусмотреть эффективные формы и методы этой работы.
5.6. Содействовать развитию организации детского отдыха, в
том числе палаточных лагерей, расширению сети оборонно-спортивных,
спортивно-оздоровительных лагерей на базе воинских частей,
пограничных застав Северо-Западного военного округа, а также
лагерей труда и отдыха для старшеклассников.
5.7. Организовать ежедневную работу детей и подростков,
пребывающих в детских оздоровительных лагерях, по благоустройству
пришкольных территорий, деревень, поселков, городов, братских
захоронений в соответствии с санитарными правилами и нормами (дети
в возрасте 6-12 лет - не менее 18 часов в смену, в возрасте 12-13
лет - не менее 36 часов в смену, в возрасте 14 лет - до 54 часов в
смену).
При утверждении муниципальных комплексных программ
"Лето-2001" конкретизировать виды работ и объекты трудовой
деятельности.
5.8. Расширить возможности использования
лечебно-профилактических учреждений по организации и реабилитации
детей.
5.9. Создать условия для активизации детского туризма в
период летних каникул.
5.10. Принять меры по централизованному снабжению
оздоровительных учреждений продовольственными, хозяйственными
товарами и инвентарем через муниципальные оптовые предприятия, а
при их отсутствии - через иные предприятия торговли, выигравшие
право поставок на конкурсной основе.
5.11. Осуществить снабжение учреждений отдыха и оздоровления
детей медицинским оборудованием, лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения, средствами пожарной
безопасности, спортивного и культурного назначения.
5.12. Создать для подростков, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального
профессионального образования, временные рабочие места на период
каникул.
5.13. Организовать подготовку педагогических, медицинских и
других работников, направляемых для работы в учреждения отдыха и
оздоровления детей, и обеспечить контроль за качественным
выполнением работниками своих обязанностей.
5.14. Принять меры, обеспечивающие безопасность детей при их
организованном выезде к месту оздоровления и обратно.
5.15. Предусмотреть в городских оздоровительных лагерях с
дневным пребыванием детей и подростков проведение от 18 до 21
дневной смены с трехразовым питанием и организацией сна детей в
возрасте до 12 лет, а также оздоровительных мероприятий в режиме
дня до 17-18 часов с учетом состояния здоровья детей и подростков.
6. Комитету по здравоохранению Правительства Ленинградской
области совместно с муниципальными органами управления
здравоохранением:
6.1. Обеспечить укомплектование оздоровительных учреждений
медицинскими кадрами, имеющими опыт работы с детьми.
6.2. Обеспечить действенный контроль за проведением летней
оздоровительной кампании, организацией сбалансированного питания,
физического воспитания и закаливания детей.
7. Предложить Ленинградскому региональному отделению Фонда
социального страхования Российской Федерации осуществить за счет
средств фонда в порядке и на условиях, установленных Фондом
социального страхования Российской Федерации на основе адресного
подхода, оплату:
а) не менее 50 процентов стоимости путевки (без хозяйственных
расходов) в детские загородные оздоровительные лагеря и не менее
90 процентов полной стоимости путевки в санаторные оздоровительные
лагеря круглосуточного действия для детей школьного возраста до 15
лет включительно работающих граждан;
б) набора продуктов питания в детских оздоровительных лагерях
с дневным пребыванием детей в возрасте до 15 лет;
в) расходов на подготовку к открытию загородных детских
оздоровительных лагерей бюджетных организаций, находящихся в
трудном финансовом положении.
8. Комитету общего и профессионального образования:
8.1. Обеспечить работу оздоровительных лагерей, финансируемых
за счет средств областного бюджета, и направление на
круглогодичное оздоровление одаренных детей во Всероссийский
детский центр "Орленок" за счет средств, предусмотренных в
областном бюджете текущего года на программу "Лето-2001".
8.2. Совместно с муниципальными органами управления
образованием создать условия для реализации экологических,
археологических, технических, реставрационных, творческих,
туристических, краеведческих программ и программ по работе с
детьми из семей социального риска.
8.3. Провести до 15 мая текущего года обучение руководителей
оздоровительных учреждений и организаторов летней оздоровительной
работы по проведению оздоровления, отдыха и занятости детей и
подростков летом 2001 года.
9. Комитету по труду и социальной защите населения
Ленинградской области совместно с муниципальными органами
социальной защиты населения:
9.1. Обеспечить проведение запланированных оздоровительных
лагерей с дневным и круглосуточным пребыванием детей из семей,
требующих особой социальной поддержки со стороны государства.
9.2. Предусмотреть работу оздоровительных лагерей семейного
типа.
9.3. Обратить особое внимание на оздоровление детей-инвалидов
совместно с родителями, детей из социальных приютов и детей
подросткового возраста из семей социального риска.
10. Комитету по делам молодежи, физической культуре, спорту и
туризму Правительства Ленинградской области совместно с
муниципальными органами управления физической культурой и спортом:
10.1. Провести запланированные оздоровительные лагеря,
обеспечивающие нравственное и патриотическое воспитание, развитие
разносторонних способностей и интересов детей, подростков и
молодежи.
10.2. Принять меры по открытию и функционированию
оздоровительных лагерей для подростков и молодежи, состоящих на
профилактическом учете в органах внутренних дел Ленинградской
области, и других категорий детей из семей социального риска.
11. Рекомендовать Департаменту федеральной государственной
службы занятости населения по Ленинградской области совместно с
администрациями муниципальных образований, ведомствами и
работодателями обеспечить трудовую занятость 10000 подростков и
молодежи, в том числе 3000 человек, состоящих на учете в органах
внутренних дел.
12. Комитету по культуре Правительства Ленинградской области:
12.1. Во взаимодействии с муниципальными органами управления
культурой обеспечить участие учреждений культуры (библиотек,
музеев, домов культуры, парков культуры, детских художественных и
музыкальных школ) в организации работы с детьми и подростками в
период летних школьных каникул.
12.2. Организовать на базе учреждений культуры работу
оздоровительных учреждений.
13. Комитету по сельскому хозяйству Правительства
Ленинградской области совместно с администрациями муниципальных
образований, руководителями сельскохозяйственных предприятий всех
видов собственности провести необходимую работу по предоставлению
подросткам и молодежи рабочих мест по уходу за посевами и уборке
урожая, содействовать открытию для них лагерей труда и отдыха.
14. Предложить Главному управлению внутренних дел
Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
14.1. Откомандировать из районных управлений внутренних дел
Санкт-Петербурга 100 сотрудников милиции с 13 единицами
автотранспорта в городские и районные органы внутренних дел
Ленинградской области для оказания помощи в профилактике
правонарушений и обеспечения правопорядка в местах дислокации
детских оздоровительных учреждений.
14.2. Предусмотреть необходимые меры по предупреждению
детского травматизма на дорогах и улицах, а также пожаров
вследствие детских шалостей.
15. Предложить Ленинградскому региональному отделению Фонда
социального страхования Российской Федерации, правлению
Ленинградского областного фонда обязательного медицинского
страхования, правлению Ленинградского областного фонда социальной
поддержки населения обеспечить в пределах выделенных средств
финансирование мероприятий по организации в Ленинградской области
оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом 2001
года.
16. Комитету общего и профессионального образования, комитету
по здравоохранению, комитету по труду и социальной защите
населения, комитету по культуре, комитету по делам молодежи,
физической культуре, спорту и туризму, Департаменту федеральной
государственной службы занятости населения по Ленинградской
области, Центру государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Ленинградской области, Главному управлению внутренних
дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области доложить до 15
октября текущего года Правительству Ленинградской области об
итогах работы с детьми и подростками летом 2001 года.
17. Контроль за исполнением постановления возложить на
вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
Об исполнении доложить до 15 ноября 2001 года.
Первый вице-губернатор
Ленинградской области
В.Кириллов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 22.03.2001 N 25
(приложение 1)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ЛЕТО-2001"
ПАСПОРТ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ЛЕТО-2001"
--------------------------T--------------------------------------¬
¦Полное наименование¦Региональная целевая комплексная¦
¦программы ¦программа "Лето-2001" ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Основание для разработки¦ Постановление Губернатора¦
¦программы ¦Ленинградской области от 20 ноября¦
¦ ¦2000 года N 506-пг "Об итогах¦
¦ ¦выполнения постановления Губернатора¦
¦ ¦Ленинградской области от 28 марта 2000¦
¦ ¦года N 125-пг "О мерах по обеспечению¦
¦ ¦оздоровления, отдыха и занятости детей¦
¦ ¦и подростков летом 2001 года" ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Период реализации¦Второй - четвертый кварталы 2001 года ¦
¦программы ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Цель программы ¦Организация оздоровления, отдыха и¦
¦ ¦занятости детей и подростков¦
¦ ¦Ленинградской области летом 2001 года ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Основные задачи программы¦Создание экономических,¦
¦ ¦организационных, воспитательных,¦
¦ ¦кадровых и других условий,¦
¦ ¦обеспечивающих стабилизацию и развитие¦
¦ ¦системы оздоровления, отдыха и¦
¦ ¦занятости детей и подростков летом¦
¦ ¦2001 года. ¦
¦ ¦Удовлетворение индивидуальных¦
¦ ¦интересов детей и подростков в сфере¦
¦ ¦художественной, научно-технической,¦
¦ ¦спортивно-оздоровительной, ¦
¦ ¦социально-педагогической, ¦
¦ ¦туристско-краеведческой и¦
¦ ¦эколого-биологической направленности.¦
¦ ¦Выполнение государственного заказа на¦
¦ ¦организацию оздоровления, отдыха и¦
¦ ¦занятости детей, нуждающихся в¦
¦ ¦государственной помощи (детей-сирот,¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения¦
¦ ¦родителей, детей-инвалидов, детей с¦
¦ ¦отклонениями в развитии, детей¦
¦ ¦вынужденных переселенцев, детей из¦
¦ ¦семей "риска", детей и подростков,¦
¦ ¦состоящих на учете в органах¦
¦ ¦внутренних дел. ¦
¦ ¦Осуществление адресной и¦
¦ ¦целенаправленной помощи детям и¦
¦ ¦подросткам, попавшим в трудную¦
¦ ¦жизненную ситуацию. ¦
¦ ¦Организация культурного досуга детей и¦
¦ ¦подростков. ¦
¦ ¦Обеспечение трудовой занятости детей и¦
¦ ¦подростков ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Объем финансовых¦Всего 99935,596 тыс. руб., в том¦
¦ресурсов, запланированных¦числе: ¦
¦по программе на текущий¦федеральный бюджет - 5000,0 тыс. руб.,¦
¦год ¦областной бюджет - 12410,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦бюджеты муниципальных образований -¦
¦ ¦24024,7 тыс. руб., ¦
¦ ¦внебюджетные фонды - 58500,896 тыс.¦
¦ ¦руб. ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Объем средств, освоенных¦Всего 183063,223 тыс. руб., в том¦
¦с 1998 по 2000 год ¦числе: ¦
¦ ¦федеральный бюджет - 1882,0 тыс. руб.,¦
¦ ¦областной бюджет - 15975,1 тыс. руб., ¦
¦ ¦бюджеты муниципальных образований -¦
¦ ¦38853,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦внебюджетные фонды - 99462,323 тыс.¦
¦ ¦руб., ¦
¦ ¦прочие источники - 26890,8 тыс. руб. ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦Обеспечение работы 983 оздоровительных¦
¦результаты, социальный и¦лагерей всех видов и типов для 100800¦
¦экономический эффект,¦детей и подростков, в том числе для: ¦
¦важнейшие целевые¦67668 детей и подростков, проживающих¦
¦показатели программы ¦в социально незащищенных семьях, и¦
¦ ¦детей-сирот; ¦
¦ ¦4660 часто и длительно болеющих детей;¦
¦ ¦1220 одаренных детей; ¦
¦ ¦12950 детей, увлекающихся экологией,¦
¦ ¦спортом, туризмом, краеведением,¦
¦ ¦валеологией, археологией и другими¦
¦ ¦направлениями деятельности в сфере¦
¦ ¦дополнительного образования; ¦
¦ ¦5130 детей и подростков, состоящих на¦
¦ ¦учете в органах внутренних дел. ¦
¦ ¦Организация отдыха и занятости 271150¦
¦ ¦детей и подростков; ¦
¦ ¦снижение подростковой преступности;¦
¦ ¦создание предпосылок по стабилизации¦
¦ ¦здоровья детей накануне нового¦
¦ ¦учебного года; повышение эффективности¦
¦ ¦социальной политики, ориентированной¦
¦ ¦на улучшение положения детей ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Разработчики программы ¦Комитет общего и профессионального¦
¦ ¦образования Правительства¦
¦ ¦Ленинградской области, ¦
¦ ¦комитет по труду и социальной защите¦
¦ ¦населения Ленинградской области, ¦
¦ ¦комитет по здравоохранению¦
¦ ¦Правительства Ленинградской области, ¦
¦ ¦комитет по делам молодежи, физической¦
¦ ¦культуре, спорту и туризму¦
¦ ¦Правительства Ленинградской области, ¦
¦ ¦Главное управление внутренних дел¦
¦ ¦Санкт-Петербурга и Ленинградской¦
¦ ¦области, ¦
¦ ¦комитет по культуре Правительства¦
¦ ¦Ленинградской области, ¦
¦ ¦Департамент федеральной¦
¦ ¦государственной службы занятости¦
¦ ¦населения по Ленинградской области,¦
¦ ¦комитет по сельскому хозяйству¦
¦ ¦Правительства Ленинградской области, ¦
¦ ¦Центр государственного¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора¦
¦ ¦в Ленинградской области, ¦
¦ ¦администрации муниципальных¦
¦ ¦образований Ленинградской области, ¦
¦ ¦Ленинградское региональное отделение¦
¦ ¦Фонда социального страхования¦
¦ ¦Российской Федерации, ¦
¦ ¦Ленинградский областной фонд¦
¦ ¦обязательного медицинского¦
¦ ¦страхования ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Срок разработки программы¦Первый квартал 2001 года ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Представитель заказчика¦Комитет общего и профессионального¦
¦программы ¦образования Правительства¦
¦ ¦Ленинградской области ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Основные исполнители и¦Администрации муниципальных¦
¦соисполнители программы ¦образований, ¦
¦ ¦комитет общего и профессионального¦
¦ ¦образования Правительства¦
¦ ¦Ленинградской области, ¦
¦ ¦комитет по труду и социальной защите¦
¦ ¦населения Ленинградской области, ¦
¦ ¦комитет по здравоохранению¦
¦ ¦Правительства Ленинградской области, ¦
¦ ¦комитет по делам молодежи, физической¦
¦ ¦культуре, спорту и туризму¦
¦ ¦Правительства Ленинградской области, ¦
¦ ¦комитет по культуре Правительства¦
¦ ¦Ленинградской области, ¦
¦ ¦Департамент федеральной¦
¦ ¦государственной службы занятости¦
¦ ¦населения по Ленинградской области,¦
¦ ¦Главное управление внутренних дел¦
¦ ¦Санкт-Петербурга и Ленинградской¦
¦ ¦области, ¦
¦ ¦комитет по сельскому хозяйству¦
¦ ¦Правительства Ленинградской области, ¦
¦ ¦Центр государственного¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора¦
¦ ¦в Ленинградской области, ¦
¦ ¦Ленинградское региональное отделение¦
¦ ¦Фонда социального страхования¦
¦ ¦Российской Федерации, ¦
¦ ¦Ленинградский областной фонд¦
¦ ¦обязательного медицинского¦
¦ ¦страхования ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Фамилия, имя, отчество,¦Найденова Зоя Георгиевна -¦
¦должность, телефон¦председатель комитета общего и¦
¦руководителя программы ¦профессионального образования¦
¦ ¦Правительства Ленинградской области;¦
¦ ¦телефон 273-33-78 ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Система организации¦Контроль за выполнением программы¦
¦контроля за выполнением¦осуществляет вице-губернатор¦
¦программы ¦Ленинградской области Пустотин Н.И.,¦
¦ ¦межведомственная координационная¦
¦ ¦комиссия при Правительстве¦
¦ ¦Ленинградской области по вопросам ¦
¦ ¦оздоровления, отдыха и занятости¦
¦ ¦детей и подростков летом 2001 года,¦
¦ ¦комитеты социального комплекса. ¦
¦ ¦О ходе реализации программы комитет¦
¦ ¦общего и профессионального образования¦
¦ ¦ежеквартально информирует комитет по¦
¦ ¦экономике и инвестициям, о результатах¦
¦ ¦выполнения программы до 15 ноября 2001¦
¦ ¦года - Правительство Ленинградской¦
¦ ¦области. ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Постановление об¦Постановление Правительства¦
¦утверждении программы ¦Ленинградской области от 22 марта 2001¦
¦ ¦года N 25 ¦
L-------------------------+---------------------------------------
Раздел 1. Анализ состояния и развития в Ленинградской области
системы оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в
летнее время
Организация летнего оздоровления, отдыха и занятости детей и
подростков входит в число наиболее важных направлений работы
Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных
образований.
Последовательная перестройка и обновление системы организации
оздоровления и отдыха детей в каникулярное время в течение
последних лет была направлена на создание комплекса мероприятий,
обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику
заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое
обслуживание, режим питания, на занятия физической культурой и
спортом, развитие творческого потенциала учащихся, закрепление ими
знаний, полученных в учебных заведениях, совершенствование
возможностей по художественной, научно-технической,
спортивно-оздоровительной, социально-педагогической,
туристско-краеведческой и эколого-биологической образовательной
деятельности.
Существенной помощью в формировании единой государственной
политики по вопросам создания комплекса мероприятий,
обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, объединении
экономических и организационных усилий комитетов социального
комплекса Правительства Ленинградской области, администраций
муниципальных образований, средств внебюджетных фондов,
предприятий различных форм собственности для организации
оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков стало
ежегодное утверждение Правительством Ленинградской области
региональной целевой комплексной программы "Лето".
Дальнейшее развитие получило формирование муниципальных
комплексных программ оздоровления и отдыха детей и подростков на
основе учета территориальных, социокультурных и национальных
особенностей.
Для осуществления межведомственного подхода к решению
вопросов организации оздоровления и отдыха детей и подростков
существенное значение имела работа (практически круглогодично)
межведомственных координационных комиссий по вопросам
оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков при
Правительстве Ленинградской области и администрациях муниципальных
образований. Продолжалась работа по совершенствованию
нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комитетов
Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных
образований по вопросам организации отдыха, оздоровления и
реабилитации детей.
Отличительной чертой летней оздоровительной работы стал
адресный подход к организации отдыха и оздоровления различных
категорий детей. Было реализовано свыше 35 областных и
муниципальных моделей программ оздоровления детей, нуждающихся в
особой заботе государства, подростков, попавших в трудную
жизненную ситуацию, развития творческой и социальной активности
детей и подростков Ленинградской области.
В 2000 году продолжалась реструктуризация инфраструктуры
детского отдыха и оздоровления. Увеличилось число стационарных
оздоровительных лагерей, каждый пятый оздоровительный лагерь
работал в круглосуточном режиме.
Стабилизирующим фактором функционирования системы детского
отдыха и оздоровления явилось бесперебойное выделение
запланированных финансовых средств из федерального бюджета,
областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Положительную роль в финансировании организации летнего
отдыха сыграла гибкая позиция Ленинградского регионального
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
оперативно и предметно подходившего к каждой нестандартной
ситуации.
В результате укрепления на областном и муниципальном уровнях
межведомственной координации по вопросам организации оздоровления,
отдыха и занятости детей и подростков летом 2000 года было
обеспечено оздоровление и отдых 123300 детей и подростков (67,8
процента общего числа учащихся и воспитанников в возрасте до 15
лет) в 950 оздоровительных лагерях всех типов и видов.
699 детских оздоровительных лагерей для 95970 детей было
организовано комитетом общего и профессионального образования
Правительства Ленинградской области, муниципальными органами
управления образованием и Ленинградским отделением Фонда
социального страхования Российской Федерации; 152 оздоровительных
лагеря до 10436 детей и подростков из социально незащищенных семей
- комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской
области; 33 оздоровительных лагеря для 2565 подростков и молодежи
- комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и
туризму Правительства Ленинградской области; 34 полусанаторных
оздоровительных лагеря для 3354 часто и длительно болеющих детей -
комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области и
Ленинградским областным фондом обязательного медицинского
страхования; 17 стационарных оздоровительных лагерей для детей и
подростков в возрасте от 6 до 15 лет - промышленными и
сельскохозяйственными предприятиями совместно с Ленинградским
региональным отделением Фонда социального страхования Российской
Федерации.
Выполняя социальный заказ школы, семьи и детей на
оздоровление и отдых, в летний период в Ленинградской области
работали 82 спортивно-оздоровительных лагеря, 35 экологических
лагерей, 8 лагерей для детей, проживающих на территориях с особым
социально-экономическим статусом, 8 фольклорно-ремесленных
оздоровительных лагерей, 25 валеологических лагерей, 15
туристических лагерей, 3 математических лагеря, 33 творческих
лагеря, 10 краеведческих лагерей, 6 реставрационных лагерей, 87
лагерей для детей, поступающих в первый класс общеобразовательных
школ, 152 лагеря для детей из социально незащищенных семей, 250
лагерей для детей, проживающих в сельской местности, 21 лагерь для
подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел
Ленинградской области.
Каждый четвертый оздоровительный лагерь работал в режиме
круглосуточного пребывания детей.
Оздоровительные лагеря работали на базе 452
общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, 87
детских дошкольных учреждений, 82 учреждений дополнительного
образования, 34 учреждений здравоохранения, 73 учреждений
социальной защиты населения, 11 воинских частей, 15 учреждений
культуры, 15 подростковых клубов, профессиональных училищ и на
других базах.
В летнее время особое внимание уделялось оздоровлению и
отдыху детей из социально незащищенных семей. Летом 2000 года
оздоровление и отдых получили 72275 детей данной категории (63,4
процента всех оздоровленных детей), из них 36435 детей из
многодетных и неполных семей, 8200 детей-сирот и детей, лишившихся
попечения родителей, 3115 детей с ограниченными возможностями
здоровья, 883 ребенка-инвалида, 6677 детей, состоящих на учете в
органах внутренних дел, 3344 ребенка часто и длительно болеющих,
12200 творчески одаренных детей, 1490 детей, проживающих на
территории с особым социально-экономическим статусом.
В производственных бригадах, школьных лесничествах, учебных
хозяйствах и на учебно-опытных участках летом 2000 года было
занято 61800 детей и подростков, 5214 рабочих мест было
предоставлено подросткам, состоящим на учете в органах внутренних
дел, 8900 подростков были трудоустроены в рамках
семейно-родственных отношений, 52000 человек побывали на
экскурсиях и в многодневных походах. Проведены областные
соревнования по 12 видам спорта.
Результативность проводимой работы по организации
оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом 2000
года характеризуется таким основным показателем (по сравнению с
1999 годом), как снижение на 10 процентов общей заболеваемости
детей и школьников.
Благодаря совместной деятельности всех заинтересованных
ведомств по организации отдыха и занятости детей, подростков и
молодежи летом 2000 года число преступлений, совершенных
несовершеннолетними, сократилось на 17,9 процента, число
участников преступлений - на 18 процентов. В целом за 2000 год
зарегистрировано уменьшение числа участников преступлений на 9,9
процента, в том числе учащихся учебных заведений на 9,3 процента,
лиц без определенных занятий - на 10,2 процента, в группах - на
15,1 процента, в состоянии алкогольного опьянения - на 24,7
процента.
Большинство администраций муниципальных образований,
комитетов социального комплекса, внебюджетных фондов ответственно
подошли к организации летней кампании в части выделения финансовых
средств на выполнение региональной целевой комплексной программы
"Лето-2000" (финансовое обеспечение программы составило 92349,9
тысячи рублей, или 122,2 процента запланированного).
Однако система оздоровления и отдыха требует дальнейшего
программного комплексного развития, так как положение детей
Ленинградской области не дает основания для позитивного прогноза
улучшения их здоровья на ближайшую перспективу. Существует разрыв
между принятием мер в интересах детей и получением эффекта от их
реализации.
По состоянию на 1 января 2001 года (по сравнению с 1999
годом) на 60,7 процента увеличилось число детей, состоящих на
диспансерном учете по заболеваниям нервной системы, органов
дыхания, пищеварения, мочеполовой системы.
Число подростков, больных алкоголизмом, увеличилось на 50
процентов, наркоманией - в 2,3 раза, токсикоманией - на 5
процентов.
При сокращении в структуре населения области численности
детей наблюдается устойчивая тенденция роста числа
детей-инвалидов.
Проблемой остается организация в общеобразовательных школах
горячего питания школьников в течение учебного года.
По состоянию на 1 января 2001 года горячим питанием охвачено
44,8 процента учащихся, что является одной из причин роста
показателей заболеваемости и ослабленности здоровья.
Не уменьшается количество детей с ограниченными возможностями
здоровья (6,6 процента всех учащихся).
Наметилась тенденция роста численности детей, оставшихся без
попечения родителей. Если в 1999 году выявлено 1654 ребенка, то в
2000 году - 1685 детей, из которых детей-сирот 14 процентов и 86
процентов детей, оставшихся без попечения при живых родителях.
В детских домах находится 1761 ребенок (в 1998 году - 1640
детей), в специальных (коррекционных) школах - 760 детей-сирот, в
профессиональных учебных заведениях - 716 подростков-сирот.
По-прежнему остается актуальной проблема правонарушения и
преступления детей и подростков. За 2000 год удельный вес
подростковой преступности составил 10,8 процента
(средне-российский показатель - 8,9 процента).
Высок уровень преступности подростков, ранее совершивших
преступления, - 12 процентов, то есть каждый шестой подросток
совершает его повторно.
Не снижается число участников групповых преступлений,
удельный вес которых составляет 71,4 процента.
Медленно сокращается количество подростков, состоящих на
учете в органах внутренних дел. На начало 1 января 2001 года их
число составило 8915 (в возрасте до 13 лет - 1997 человек, в
возрасте 14-15 лет - 3010 человек, в возрасте 16-17 лет - 3908
подростков).
Исходя из социального паспорта учащихся Ленинградской области
в возрасте от 7 до 18 лет в социальном,
психолого-медико-педагогическом сопровождении в летнее время
нуждаются 7126 детей-сирот, 4115 детей-инвалидов, 7070 детей с
ограниченными возможностями здоровья, 27919 детей, проживающих в
многодетных семьях, 47768 детей из неполных семей, 14513 детей из
семей безработных граждан, 1137 детей из семей беженцев и
переселенцев, 2598 детей, проживающих на территориях, обозначенных
социально-экономическим статусом "дети Чернобыля", 31175 детей из
семей, в которых родители работают в бюджетной сфере, 8915 детей и
подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Для решения перечисленных выше проблем разработана
региональная целевая комплексная программа "Лето-2001" (далее -
программа).
Реализация программы позволит:
повысить организационную и финансовую ответственность
администраций муниципальных образований, комитетов социального
комплекса Правительства Ленинградской области и внебюджетных
фондов за выполнение ими задач организации оздоровления, отдыха и
занятости детей и подростков летом 2001 года;
обеспечить оздоровление 100820 детей, отдых и занятость
271150 детей, подростков и молодежи летом 2001 года;
совершенствовать механизм обеспечения государственных
гарантий по оздоровлению и отдыху детей, требующих социальной
поддержки со стороны государства: детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, детей из многодетных, неполных семей и
семей "риска", детей, состоящих на профилактическом учете в
органах внутренних дел, детей беженцев, безработных
родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья, часто и длительно болеющих детей, одаренных детей и
обеспечить оздоровление и отдых 67,1 процента детей данной
категории всех оздоровленных детей;
обеспечить отдых и занятость 5130 подростков, состоящих на
профилактическом учете в органах внутренних дел, сократив на 18-20
процентов число участников преступлений в летнее время;
закрепить основы государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создать предпосылки по стабилизации здоровья детей и его
положительной диагностики к началу нового учебного года;
осуществить принцип достаточного и своевременного
финансирования мероприятий программы;
обеспечить полный и действенный контроль за эффективностью
выполнения запланированных оздоровительных мероприятий программы и
средств, выделенных на эти цели;
привлечь внимание руководителей предприятий всех видов
собственности, внебюджетных фондов и общественности к проблеме
оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков.
Раздел 2. Цели и задачи программы
Цель программы - оздоровление, отдых и занятость детей и
подростков в летнее время.
Программа предусматривает решение следующих задач:
объединение средств федерального бюджета, областного бюджета,
муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, предприятий различных
форм собственности, профсоюзных и общественных организаций,
средств родителей для организации оздоровления, отдыха и занятости
детей и подростков;
размещение детей для оздоровления и отдыха в зданиях и
помещениях, отвечающих профилю деятельности,
санитарно-гигиеническим нормам, эпидемиологической и пожарной
безопасности;
возможность получения качественных продуктов питания,
приготовление полноценной пищи, соответствующей физиологическим
потребностям детей в пищевых веществах и энергозатратах;
осуществление мероприятий, направленных на медицинское
обслуживание детей и подростков;
обеспечение и возможности полноценного досуга детей, занятий
по оздоровительным и образовательным программам
(научно-техническая, эколого-биологическая,
туристско-краеведческая, художественная, военно-патриотическая,
общегуманитарная), подготовка для этих целей соответствующих
кадров;
выполнение государственного заказа на организацию
оздоровления, отдыха и занятости одаренных детей, детей,
нуждающихся в государственной помощи (детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с
отклонениями в развитии, детей вынужденных переселенцев, детей из
семей "риска", детей и подростков, состоящих на учете в органах
внутренних дел);
выявление и распространение перспективных
оздоровительно-образовательных программ.
Раздел 3. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей
и подростков летом 2001 года
Исходя из анализа муниципальных программ, программ комитетов
социального комплекса Правительства Ленинградской области и
предложений Ленинградского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации, потенциал отдыха и
оздоровления детей и подростков Ленинградской области летом 2001
года велик и направлен на реализацию региональных, муниципальных и
других систем оздоровления и отдыха, осуществление прав родителей
и детей на отдых и оздоровление.
3.1. Создание комплекса мер по восстановлению здоровья
ребенка и обеспечению его жизнедеятельности, расширению и
повышению адаптационных возможностей и сопротивляемости к
различным воздействиям окружающей среды, а также взаимодействию
медицинских работников и педагогов на единых концептуальных
подходах будет организовано через работу:
а) 983 оздоровительных лагеря всех типов и видов, в том
числе:
40 полусанаторных оздоровительных лагерей для 2312 часто и
длительно болеющих детей;
детского санатория "Зорька" пульмонологического профиля для
165 детей;
детского санатория "Зорька" офтальмологического профиля для
110 детей;
детского санатория "Нагорное" бронхолегочного профиля для 150
детей;
детского санатория "Сосновый Мыс" для 109 детей;
детского санатория "Сосновый Бор" бронхолегочного профиля для
240 детей;
направление 74 часто и длительно болеющих детей на базы
Управления санаторной и реабилитационной помощи Министерства
здравоохранения Российской Федерации Черноморского зонального
управления;
оздоровительного лагеря полусанаторного типа для 100 детей с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата в городе Петродворце;
8 оздоровительных лагерей для 1280 детей и подростков,
проживающих на территориях муниципальных образований Волосовский и
Кингисеппский районы (территории с особым социально-экономическим
статусом "дети Чернобыля");
б) стационарных оздоровительных лагерей:
"Буревестник" предприятия "Бокситогорский полимер" для 300
детей;
"Металлург" предприятия "Бокситогорский глинозем" для 540
детей;
"Восток" предприятия "Пикалевский глинозем" для 600 детей;
"Аэлита" Сясьстройского целлюлозно-бумажного комбината для
300 детей;
"Буревестник" Всероссийского общества глухих для 800 детей;
"Ветерок" завода им. Морозова для 600 детей;
"Радуга" Гатчинского домостроительного комбината для 315
детей;
"Россонь" акционерного общества открытого типа "Фосфорит" для
1200 детей;
"Мечта" акционерного общества открытого типа
"Киришинефтеоргсинтез" для 720 детей;
"Вардане" (спортивный) акционерного общества открытого типа
"Киришинефтеоргсинтез" для 300 детей;
"Салют" Ленинградской атомной электростанции для 750 детей;
|