Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 12.05.2005 N 45 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

             МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                        от 12 мая 2005 г. N 45
                                   
      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                        НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
   
       Во  исполнение протокольного решения от 28 апреля 2005 г. N  17
   заседания  Правительства Российской Федерации и в целях координации
   действий   федеральных  органов  исполнительной   власти,   органов
   исполнительной   власти   субъектов   Российской    Федерации    по
   обеспечению  эффективного использования возможностей  транспорта  в
   интересах  социально-экономического развития  Российской  Федерации
   приказываю:
       1.  Утвердить  прилагаемую  Транспортную  стратегию  Российской
   Федерации на период до 2020 года.
       2.    Заместителям    Министра,    директорам    департаментов,
   руководителям   федеральной   службы   и   федеральных    агентств,
   находящихся в ведении Министерства:
       руководствоваться положениями Транспортной стратегии Российской
   Федерации  на  период  до  2020 года при осуществлении  функций  по
   выработке  государственной политики, разработке  и  реализации  мер
   государственного  регулирования  в сфере  транспортного  комплекса,
   геодезии  и  картографии,  а также при разработке  и  корректировке
   государственных и отраслевых программ;
       учитывать положения Транспортной стратегии Российской Федерации
   на   период   до   2020   года  при  подготовке   планов   действий
   Правительства   Российской   Федерации,   Министерства   транспорта
   Российской  Федерации,  федеральной службы и федеральных  агентств,
   находящихся   в   ведении  Министерства,  по  реализации   основных
   направлений социально-экономического развития Российской  Федерации
   на соответствующий период;
       обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Транспортной
   стратегией Российской Федерации на период до 2020 года.
       3.  Контроль  за  исполнением настоящего  Приказа  оставляю  за
   собой.
   
                                                               Министр
                                                             И.ЛЕВИТИН
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                             Приказом Минтранса России
                                                от 12 мая 2005 г. N 45
   
              ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                        НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
   
                            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Состояние  и развитие транспорта имеют для Российской Федерации
   исключительное значение.
       Транспорт,   наряду  с  другими  инфраструктурными   отраслями,
   обеспечивает  базовые условия жизнедеятельности  общества,  являясь
   важным    инструментом   достижения   социальных,    экономических,
   внешнеполитических   целей.  Транспорт   -   не   только   отрасль,
   перемещающая  грузы  и  людей, а, в первую  очередь,  межотраслевая
   система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
       Исторически   развитие  транспорта  во  многом   предопределило
   экономическое  и  пространственное развитие России,  способствовало
   укреплению  ее  целостности  и  международного  влияния.   Создание
   российского  флота  и  морских портов,  трассы  Северного  морского
   пути,      строительство      Транссибирской,      Байкало-Амурской
   железнодорожных  магистралей,  системы  водных  путей   европейской
   части   России,  создание  развитой  национальной  сети   воздушных
   сообщений были значимыми вехами не только для транспорта, но и  для
   всей страны.
       Устойчивое  развитие  транспорта  является  гарантией  единства
   экономического  пространства,  свободного  перемещения  товаров   и
   услуг,    конкуренции   и   свободы   экономической   деятельности,
   обеспечения  целостности  России и  ее  национальной  безопасности,
   улучшения условий и уровня жизни населения.
       Особая  значимость  транспорта в системе  военной  безопасности
   России  обусловлена  ее уникальным геостратегическим  положением  и
   огромным    пространственным   размахом.    Транспортная    система
   Российской  Федерации, включающая основные виды  транспорта  общего
   пользования  - железнодорожный, автомобильный, воздушный,  морской,
   внутренний  водный и трубопроводный, представляет собой необходимый
   материальный фактор обеспечения военной безопасности государства.
       Транспорт  является  одним из главных  инструментов  в  решении
   крупнейших   политических  и  экономических  задач,  в  обеспечении
   обороноспособности  страны,  в  связи  с  чем  неотъемлемой  частью
   настоящей Транспортной стратегии Российской Федерации на период  до
   2020  года  являются Приоритеты военной безопасности в Транспортной
   стратегии Российской Федерации.
       Положения транспортной стратегии Российской Федерации на период
   до  2020  года  и  Приоритеты военной безопасности  в  Транспортной
   стратегии   Российской  Федерации  являются   базой   для   единого
   понимания  роли  транспортной  системы  и  перспектив  ее  развития
   органами     государственной    власти,    военного     управления,
   мобилизационными     органами,    органами     исполнительной     и
   законодательной    власти    различных   уровней,    хозяйствующими
   субъектами  различных  форм собственности и организационно-правовых
   форм,    в    том   числе   выполняющих   мобилизационные    планы,
   пользователями транспортных услуг.
       Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-
   х  годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия  работы
   транспорта и характер спроса на транспортные услуги.
       Обеспечение  гарантированных Конституцией Российской  Федерации
   свободы  передвижения граждан, единства экономического пространства
   и    свободного    перемещения   товаров   и   услуг    потребовало
   целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта.
       В  первое  десятилетие  реформ  на  транспорте  были  проведены
   базовые  структурные  и  институциональные преобразования.  Созданы
   основы   правовой  базы  транспорта,  отвечающей  новым  социально-
   экономическим    условиям.   Разделены   функции   государственного
   управления   и   хозяйственной  деятельности,  создана   адекватная
   рыночным    условиям    система   государственного    регулирования
   транспортной деятельности. В основном завершена приватизация.
       Значительно   возросла  системообразующая  роль  транспорта   и
   взаимосвязь   задач   его   развития  с   приоритетами   социально-
   экономических   преобразований.  Транспорт  в  целом   удовлетворял
   растущий  спрос  на  перевозки  грузов  и  пассажиров,  наблюдалось
   снижение  грузоемкости  экономики  и  рост  подвижности  населения.
   Начиная  с  2000  года, рост транспортных услуг  в  среднем  в  год
   составлял  для  пассажирских перевозок 6,7%, для грузовых  -  3,8%,
   при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%.
       Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным
   условиям,  состояние транспортной системы в настоящее время  нельзя
   считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
       Подвижность  населения России почти в  2,5  раза  ниже,  чем  в
   развитых   зарубежных   странах,   поскольку   отсутствие   опорной
   транспортной  сети на всей территории страны препятствует  развитию
   единого экономического пространства и росту личной мобильности.
       Выравниванию   экономического  развития  субъектов   Российской
   Федерации препятствует значительная региональная неравномерность  в
   развитии  транспортной  сети. Наиболее существенны  различия  между
   Европейской  частью России, с одной стороны, и регионами  Сибири  и
   Дальнего Востока - с другой. Кроме того, при наличии узких  мест  в
   коммуникациях развитых центральных районов и крупных городов  около
   28   тысяч  населенных  пунктов,  в  которых  проживают  более   12
   миллионов  человек,  не имеют круглогодичного  доступа  к  основным
   наземным коммуникациям.
       Рост  личной  мобильности граждан, развитие малого  и  среднего
   бизнеса,  которые  в  рыночных  условиях  невозможны  без  высокого
   уровня    автомобилизации   страны,   сдерживаются    недостаточным
   развитием сети автомобильных дорог.
       Доля транспортных затрат в себестоимости продукции относительно
   высока  и  составляет 15 - 20% против 7 - 8% в странах  с  развитой
   рыночной  экономикой. Наряду с такими объективными  факторами,  как
   большие  расстояния  перевозки  и сложные  природные  условия,  это
   связано с недостаточным уровнем развития системы товародвижения.
       Растущий    спрос    на   качественные   транспортные    услуги
   удовлетворяется  не  полностью  из-за  недостаточного  технического
   уровня  транспортной  системы и накопленного отставания  в  области
   транспортных технологий.
       Значительный  рост объемов перевозок, в том числе  связанных  с
   экспортом  угля,  нефтеналивных  грузов,  продукции  химической   и
   нефтехимической  промышленности,  других  грузов,  в  том  числе  в
   контейнерах,   сдерживается  дефицитом   пропускных   и   провозных
   возможностей.
       Возможности увеличения валового национального продукта за  счет
   экспорта транспортных услуг реализуются не полностью, поскольку  не
   до  конца  используется транзитный потенциал  России,  а  положение
   отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных  услуг  не
   отвечает их реальным возможностям.
       Сохраняется   определенная  зависимость  внешней  торговли   от
   иностранных  коммуникаций  и перевозчиков,  поскольку  значительная
   часть    флота,    контролируемого   российскими   судовладельцами,
   зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, мощности  портовой
   инфраструктуры  позволяют  обеспечивать не  более  75%  переработки
   российских   внешнеторговых   грузов,   а   существующая    система
   магистральных  трубопроводов не полностью  отвечает  современной  и
   перспективной структуре экспортных грузопотоков.
       Показатели  безопасности  транспортного  процесса,   в   первую
   очередь  дорожного  движения,  не  соответствуют  мировому  уровню.
   Показатель числа погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей  в  4
   раза превышает аналогичный показатель в развитых странах.
       Доля  транспорта в загрязнении окружающей среды достигает  33%,
   что  превышает аналогичный показатель развитых стран мира более чем
   в 1,7 раза.
       На  фоне  роста  спроса  на транспортные  услуги  и  еще  более
   значительного   его   увеличения   в   прогнозной   перспективе   в
   транспортной   системе   в   целом  и  отдельных   ее   подотраслях
   сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем.
       На транспорте не завершены структурные преобразования.
       Не  преодолены тенденции старения основных фондов. Не  во  всех
   секторах  транспортного комплекса сложились  современные  механизмы
   устойчивого  воспроизводства и современные  бизнес-модели  развития
   транспортных операторов.
       Недостаточен технический и технологический уровень транспортной
   техники и оборудования.
       Далеко  не  полностью  реализованы  возможности  взаимодействия
   транспорта с отечественным транспортным машиностроением,  отраслями
   нефтехимии, приборостроения и связи.
       Отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием  и
   функционированием  транспортной системы, а также  в  координации  и
   взаимодействии различных видов транспорта.
       На   пассажирских   перевозках  различными  видами   транспорта
   отсутствуют эффективные механизмы финансовой компенсации  перевозок
   льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным  убыткам
   транспортных организаций.
       Проблемы   в  развитии  транспорта  усиливают  инфраструктурные
   ограничения,  создают  угрозу  замедления  социального  развития  и
   формирования  единого  экономического  пространства.  Их  скорейшее
   разрешение   становится  особенно  важным   в   условиях   перехода
   национальной экономики в фазу устойчивого роста.
       Валовый внутренний продукт за период с 1998 по 2003 годы  вырос
   более  чем  на  30%. Значительно увеличились объемы производства  в
   основных   грузообразующих  отраслях,  в  частности,  в   топливной
   промышленности  -  на  30%,  в  черной  металлургии  -  на  28%,  в
   строительстве  -  более  чем  на  40%.  Рост  продукции   сельского
   хозяйства  составил  около  30%,  лесной  промышленности   -   32%,
   машиностроения  и  металлообработки  -  почти  50%.  Объем  внешней
   торговли вырос на 35%, экспорт - на 50%, импорт - на 15%.
       Руководством   страны   поставлена  задача   повышения   темпов
   экономического  роста, удвоения за десять лет валового  внутреннего
   продукта,   значительного  повышения  жизненного   уровня   граждан
   России.
       Наиболее  динамичные изменения в экономике произойдут в  случае
   реализации  "сценария  ускоренной  диверсификации",  на  который  и
   ориентирована  транспортная стратегия (сценарные  условия  развития
   экономики   России  в  период  реализации  транспортной   стратегии
   приведены  в  приложении  3  -  не  приводится).  Данный   сценарий
   предполагает достижение среднегодовых темпов роста ВВП в размере  5
   -  6%  с  последующим их повышением до 6 - 8% в период 2007 -  2015
   годы  при  интенсификации  инвестиционной  деятельности  и  быстром
   росте  реальных доходов населения. В структуре ВВП увеличится  доля
   обрабатывающих  отраслей,  экспорт товаров  вырастет  в  1,3  раза,
   импорт - более чем в 2 раза. Объем инвестиций в основной капитал  к
   2020   году   должен   вырасти   в  7   раз.   Указанный   сценарий
   характеризуется  благоприятным развитием  торгово-экономического  и
   политического  сотрудничества  с  зарубежными  партнерами,  включая
   позитивные тенденции в процессах международной интеграции, а  также
   вступление в ВТО на благоприятных для России условиях.
       При  реализации  этого  сценария  транспорт  должен  не  только
   обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать  одним
   из    катализаторов    экономического    развития    и    повышения
   конкурентоспособности   российской   экономики,   важным   фактором
   повышения  уровня жизни и развития регионов, инструментом активного
   геостратегического позиционирования России. В транспортной  системе
   потребуются  значительные  инвестиции для  снятия  инфраструктурных
   ограничений и для технологической модернизации транспорта.
       Положения   Концепции  государственной  транспортной  политики,
   одобренной  Правительством Российской Федерации в  1997  году  <*>,
   сформулированные  в период кризисного развития экономики,  частично
   реализованы,   частично   утратили  актуальность   в   изменившихся
   социально-экономических условиях.
   --------------------------------
       <*>  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  8
   сентября 1997 г. N 1143.
   
       Изменившиеся   социально-экономические   условия    потребовали
   уточнения  приоритетов  развития  транспортной  системы   и   задач
   государства в области развития транспорта.
       Транспортная  стратегия  Российской Федерации  основывается  на
   положениях  Конституции Российской Федерации,  посланий  Президента
   России   Федеральному   Собранию,  Стратегии  развития   Российской
   Федерации    до   2010   года,   других   программных   документов.
   Количественные   оценки   основаны  на   показателях   современного
   состояния  экономики и прогнозах социально-экономического  развития
   страны   и   ее  регионов  на  среднесрочную  и  более   отдаленную
   перспективу, а также на соответствующих научных разработках.
       Транспортная   стратегия   Российской   Федерации    определяет
   приоритеты   государственной   транспортной   политики   Российской
   Федерации,   основные  направления  развития  опорной  транспортной
   инфраструктуры   страны,   приоритетные  задачи   институциональных
   реформ   на   транспорте,   а   также  основные   задачи   развития
   транспортной  системы и направления их решения на  отдельных  видах
   транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.
       В   первом  разделе  определена  миссия  государства  в   сфере
   функционирования   и   развития   транспортной   системы   и   пять
   стратегических  целей,  направленных  на  ее  реализацию,  а  также
   показатели, характеризующие достижение поставленных целей.
       Во   втором  разделе  сформулированы  приоритетные  направления
   государственной  транспортной политики,  обеспечивающие  достижение
   стратегических  целей по следующим основным аспектам  регулирования
   и управления:
       - управление транспортной системой;
       -    совершенствование    финансирования    и    инвестиционной
   деятельности;
       -   повышение   эффективности  использования   государственного
   имущества;
       - регулирование рынка транспортных услуг;
       - развитие транспортной инфраструктуры;
       - международная деятельность;
       -    совершенствование   транспортной   техники,   транспортных
   технологий и развитие транспортного машиностроения;
       -  гармонизация  развития транспортной системы и  повышение  ее
   безопасности.
       В    третьем    разделе   разработаны   основные    направления
   государственной  политики и необходимые структурные  преобразования
   на отдельных видах транспорта.
       В  четвертом разделе разработаны основные принципы формирования
   опорной  транспортной  сети,  направления  развития  инфраструктуры
   отдельных  видов транспорта и крупнейшие инфраструктурные  проекты,
   непосредственно  связанные  с  реализацией  социально-экономических
   приоритетов  общегосударственного значения,  а  также  региональный
   разрез развития инфраструктуры.
       В  пятом  разделе представлены этапность и механизм  реализации
   транспортной стратегии.
       В  Приоритетах  военной  безопасности в Транспортной  стратегии
   Российской Федерации определены приоритеты государственной  военно-
   транспортной   политики  Российской  Федерации,   основные   задачи
   развития   транспортной  системы  и  направления  их   решения   на
   отдельных  видах транспорта с учетом их специфики в  решении  задач
   обороны государства.
       Транспортная стратегия является основой для разработки  целевых
   программ  в  области  транспорта и смежных с  транспортом  отраслях
   экономики,  решения  социальных, оборонных и других,  зависящих  от
   транспорта,  проблем  развития  отдельных  отраслей,   регионов   и
   экономики в целом.
       Положения  транспортной стратегии являются  базой  для  единого
   понимания  роли  транспорта  и  перспектив  его  развития  органами
   исполнительной   и   законодательной  власти   различных   уровней,
   бизнесом,   пользователями   транспортных   услуг,   всеми   слоями
   общества.
   
            РАЗДЕЛ 1. МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ
                         ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
   
       Миссия   государства  в  сфере  функционирования   и   развития
   транспортной   системы   Российской   Федерации   определена    как
   содействие   экономическому   росту  и   повышению   благосостояния
   населения  через  доступ  к безопасным и качественным  транспортным
   услугам  и  превращение  географических особенностей  России  в  ее
   конкурентное преимущество.
       На реализацию данной миссии направлены следующие стратегические
   цели:
       1.  Развитие  современной, развитой и эффективной  транспортной
   инфраструктуры,    обеспечивающей   ускорение   движения    потоков
   пассажиров,  товародвижения,  снижение  транспортных   издержек   в
   экономике.  Достижение этой цели позволит обеспечить  экономический
   рост  и  социальное  развитие, укрепление  связей  между  регионами
   России,  повышение  конкурентоспособности  и  эффективности  других
   отраслей   экономики  (прежде  всего,  за  счет   снижения   уровня
   транспортных  издержек в конечной стоимости российской  продукции),
   рост  предпринимательской  и  деловой  активности,  непосредственно
   влияющей   на  качество  жизни  и  уровень  социальной   активности
   населения.
       2.  Повышение  доступности  услуг транспортного  комплекса  для
   населения. Достижение данной цели означает удовлетворение в  полном
   объеме  растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие
   дефицита  мощностей, высокую пропускную способность  и  техническую
   оснащенность  транспортной инфраструктуры,  ликвидацию  ограничений
   на  развитие  существующих  и освоение новых  территорий,  а  также
   повышение ценовой доступности социально значимых услуг транспорта.
       3.  Повышение конкурентоспособности транспортной системы России
   и  реализация транзитного потенциала страны. Достижение данной цели
   будет  означать  формирование в России транспортной  инфраструктуры
   мирового  уровня  и  создание, таким образом,  прочной  основы  для
   успешной  интеграции  России  в  мировую  транспортную  систему   и
   превращение  экспорта  транспортных  услуг  в  один  из  крупнейших
   источников доходов страны.
       4.    Повышение   комплексной   безопасности   и   устойчивости
   транспортной  системы.  Достижение этой  цели  позволит  обеспечить
   эффективную   работу   аварийно-спасательных   служб,   гражданской
   обороны,   подразделений  специальных  служб  и  повысить   уровень
   мобилизационной  готовности  и,  таким  образом,  позволит  создать
   необходимые  условия  для соответствующего уровня  общенациональной
   безопасности и снижения террористических рисков.
       5.   Улучшение  инвестиционного  климата  и  развитие  рыночных
   отношений  в транспортном комплексе. Достижение этой цели  означает
   наличие  надлежащим  образом подготовленных проектов  и  механизмов
   перераспределения  финансового  капитала  в  транспортный   сектор,
   наличие  законодательной базы частно-государственного  партнерства,
   в  том  числе  по  концессионной  схеме  по  принципу  "построил  -
   использовал  -  передал",  определенность  и  устойчивость   планов
   государства по развитию объектов транспорта.
       Реализация транспортной стратегии Российской Федерации позволит
   достичь к 2020 году следующих результатов:
       будет  завершено создание единой опорной транспортной сети  без
   разрывов и "узких мест";
       снижение   транспортных  расходов  пользователей  автомобильных
   дорог за счет уменьшения себестоимости автомобильных перевозок,  по
   сравнению с 2000 годом, составит 16%;
       подвижность  населения  вырастет  на  50%  (в  2003  году  этот
   показатель составлял в России 4100 км на одного гражданина  в  год,
   в развитых странах - более 10000 км);
       большинство   населенных  пунктов  будет  иметь  круглогодичный
   доступ к основным коммуникациям;
       на  27,1  тыс.  ед. увеличится численность сельских  населенных
   пунктов,  по  сравнению с 2000 годом, с которыми  будет  обеспечена
   постоянная  круглогодичная связь по дорогам с твердым  покрытием  с
   дорожной сетью общего пользования;
       восемь  из  десяти российских семей смогут активно пользоваться
   автомобилем   (в   2003  году  в  России  автомобилем   в   среднем
   пользовалась  каждая  вторая семья, в  странах  Западной  Европы  в
   среднем насчитывается около 1,5 автомобиля на семью);
       значительно  повысятся  комфортность  и  качество  сервиса   на
   пассажирских      перевозках,     получат      развитие      единые
   автоматизированные системы заказа и бронирования билетов;
       мощности портовой инфраструктуры позволят обеспечивать до 90  -
   95%  внешнеторговых  операций  (в 2003  году  указанный  показатель
   составлял 75%);
       грузоемкость ВВП снизится на 8 - 10% (в 2003 году в России  она
   составляла 9,5 ткм/USD ВВП, в развитых странах - порядка 1. В  СССР
   этот показатель превышал 12);
       скорость  грузового  сообщения возрастет  на  15  -  20%,  а  в
   основных международных транспортных коридорах - на 20 - 30%;
       индекс  роста транспортных тарифов не превысит 0,8 - 0,9 темпов
   инфляции (в 2003 году это соотношение было на уровне 1,1);
       более 50% тоннажа контролируемого Россией торгового флота будет
   зарегистрировано в национальных реестрах (в 2003 году в  российских
   реестрах   было  зарегистрировано  35%  тоннажа  флота   российских
   судовладельцев);
       транзитные перевозки через территорию России составят 90 -  100
   млн. тонн в год;
       показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится  на  50%
   (в  2003  году  в  России он составил 1,2;  в  развитых  странах  -
   порядка 0,3);
       на  25%  снизится количество дорожно-транспортных происшествий,
   по сравнению с 2000 годом, из-за сопутствующих дорожных условий;
       доля  транспорта  в  загрязнении окружающей  среды  снизится  в
   полтора раза и составит 22% (в 2003 году в России она составляла  -
   33%, в развитых странах - менее 20%);
       будет   создана   и  введена  в  действие  система   топографо-
   геодезического  и  навигационного обеспечения,  позволяющая  решать
   задачи  безопасной  эксплуатации транспорта, мониторинга  состояния
   транспортных коммуникаций и оптимизации движения транспорта.
   
            РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                         ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
   
         2.1. Основные принципы государственного регулирования
                       транспортной деятельности
   
       2.1.1.   Принципы   и  основные  направления  совершенствования
   системы государственного регулирования транспортной деятельности.
       Государственное   регулирование   транспортной    деятельности,
   государственное  финансирование  отдельных  элементов  транспортной
   системы   и  видов  транспортной  деятельности  в  условиях   рынка
   остаются  объективной необходимостью. При этом государство  исходит
   из   необходимости   сокращения  своего  участия   в   транспортной
   деятельности,  которое  в  настоящее  время  является,   в   целом,
   избыточным.
       В  основу  транспортной  политики государства  положен  принцип
   разделения   государственных   задач   регулирования   отрасли    и
   выполнения    хозяйственных   функций.   При   этом,   государство,
   ограничивая  свои  функции  как хозяйствующего  субъекта,  повышает
   эффективность   государственного   регулирования   на   транспорте,
   направляя  его  на  повышение  качества  обслуживания  и   снижение
   общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.
       При   безусловных   отраслевых  и  региональных   различиях   в
   транспортной   системе  на  макроуровне  государство  рассматривает
   транспорт  как единый объект управления. Согласованное  развитие  и
   организация   взаимодействия  различных  видов  транспорта   делают
   транспорт   единым  комплексом,  что  обеспечивает   дополнительный
   системный эффект.
       Единство государственного управления транспортом предполагает:
       развитие   на  единых  принципах  правовых  основ  транспортной
   деятельности;
       развитие  на  единых  принципах государственного  регулирования
   всех видов транспорта;
       сбалансированное   распределение   бюджетных   ресурсов   между
   различными видами транспорта;
       координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта,
   в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;
       развитие  интермодальных перевозок на основе единых технических
   и  информационных стандартов и технологий, а также  унифицированных
   перевозочных документов;
       координацию  обеспечения средствами транспорта  безопасности  и
   обороноспособности страны;
       оптимизацию   и  развитие  инфраструктуры  контрольно-надзорных
   служб;
       согласование  интересов и объединение усилий различных  уровней
   исполнительной власти в развитии транспортной системы и  "стыковку"
   транспортных систем отдельных регионов;
       формирование     на    транспорте    единого    информационного
   пространства;
       согласование  интересов  и  объединение  усилий  государства  и
   бизнеса в развитии транспортной системы.
       Сферами  ответственности государства в  управлении  транспортом
   являются:
       совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
       решение задач оборонного и мобилизационного характера;
       создание    условий    для    обеспечения    безопасности     и
   антитеррористической защиты на транспорте;
       обеспечение    соответствия   развития   опорной   транспортной
   инфраструктуры развитию производительных сил;
       обеспечение      работоспособности     опорной     транспортной
   инфраструктуры,  определение стабильных источников  инвестиций  для
   ее обновления;
       выработка   и   контроль  выполнения  стандартов   безопасности
   транспортных  процессов  и  воздействия  транспорта  на  окружающую
   среду,  в  том  числе  -  установление  требований  к  транспортным
   средствам и системам;
       проведение структурных преобразований на транспорте;
       устранение    и    недопущение   возникновения    правовых    и
   административных  барьеров  в  процессах  перевозок  пассажиров   и
   грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
       выработка  и контроль соблюдения правил конкуренции  и  условий
   недискриминационного доступа к инфраструктуре;
       выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики  на
   транспорте;
       обеспечение транспортного обслуживания для всех слоев населения
   и  регионов  страны. Целевая поддержка пользователей или операторов
   в   тех   случаях,   когда   рынок  не  может   обеспечить   такого
   обслуживания;
       совершенствование  системы контроля и  надзора  в  транспортном
   комплексе,    усиление   контрольных   органов,   совершенствование
   правовых основ их функционирования;
       обеспечение  интеграции транспортной системы России  в  мировую
   транспортную  систему,  в  том  числе  -  в  рамках  интеграционных
   процессов на постсоветском пространстве.
       Сферами,  в  которых  государство  стимулирует  и  поддерживает
   необходимые изменения, являются:
       реализация   инвестиционных  проектов,   особо   значимых   для
   ликвидации   узких  мест  и  недостающих  звеньев  в   транспортной
   инфраструктуре,  обеспечение  притока  инвестиций  в   транспортный
   сектор;
       развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
       прекращение    перекрестного   субсидирования    одних    видов
   деятельности за счет других;
       инновации   на   транспорте,  внедрение  наиболее   эффективных
   технологий перевозок грузов и пассажиров;
       развитие  экспорта транспортных услуг и создание  благоприятных
   условий  для отечественных транспортных операторов на международных
   рынках транспортных услуг;
       повышение  доступности  транспортных  услуг  для  населения   с
   низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся;
       развитие социального партнерства на транспорте;
       развитие транспортной системы в интересах обеспечения  задач  в
   области обороны и безопасности государства.
       Важнейшей    сферой   ответственности   государства    является
   обеспечение безопасности функционирования транспорта.
       Государственное    регулирование    в    области    обеспечения
   безопасности строится на следующих принципах:
       гарантированное  обеспечение  государством  функционирования  и
   развития систем обеспечения безопасности на транспорте;
       распространение государственного контроля и надзора  в  области
   безопасности    на   производителей,   импортеров   и    владельцев
   транспортных   средств   любых   форм   собственности    и    видов
   деятельности;
       обеспечение   адекватности  применяемых   санкций   (наказаний)
   степени общественной опасности нарушений норм и правил;
       координация   действий   по  обеспечению   антитеррористической
   безопасности на транспорте;
       координация действий по использованию транспорта в целях защиты
   населения   и   территорий   в  части  гражданской   обороны,   при
   чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техногенного  характера,  а
   также  при  ликвидации их последствий с одновременным  недопущением
   создания     чрезвычайных    ситуаций    вследствие    эксплуатации
   транспортной инфраструктуры;
       формирование  единых  принципов и подходов к  профессиональному
   отбору, подготовке и переподготовке работников транспортной сферы;
       укрепление    кадровой   профессиональной   базы    транспорта,
   совершенствование системы специализированных, в том числе  закрытых
   учебных  заведений в соответствии с перспективными  требованиями  к
   высококвалифицированным специалистам транспорта.
       Государственное   управление   транспортом    включает    меры,
   учитывающие универсальный характер транспортной деятельности.
       Значительное  повышение доступности и расширение  использования
   автомобилей,  речных  и воздушных судов для личных  потребностей  и
   нужд    домохозяйств   предполагает   развитие   адекватных    форм
   регулирования   и   контроля,  направленных,   прежде   всего,   на
   соблюдение  требований по обеспечению безопасности и  экологических
   требований   в  сфере  некоммерческого  использования  транспортных
   средств.
       Важнейшей задачей в этой связи является системное регулирование
   процесса автомобилизации страны.
       В  рамках  разграничения предметов ведения и  полномочий  между
   федеральными,   региональными   и  местными   органами   управления
   транспортом на федеральном уровне:
       принимаются  уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие
   деятельность отдельных видов транспорта;
       устанавливаются  требования  по  обеспечению   безопасности   и
   экологичности транспортного процесса;
       принимаются   принципиальные  решения   по   развитию   опорной
   транспортной инфраструктуры;
       решаются  вопросы,  связанные  с  международной  интеграцией  в
   области   транспорта,  осуществляется  регулирование  международных
   перевозок,   обеспечивается  реализация   обязательств   Российской
   Федерации в рамках международных соглашений;
       принимаются   нормативные   правовые   акты,   относящиеся    к
   межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.
       Федеральное законодательство должно предусматривать возможность
   применения  в регионах дифференцированных социальных, экологических
   и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.
       При  этом  должны учитываться такие индивидуальные  особенности
   отдельных   регионов,  как  общий  уровень  развития   транспортной
   системы,  соотношение спроса и предложения на транспортные  услуги,
   загруженность транспортной инфраструктуры, показатели  безопасности
   транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.
       Органы  государственного  управления  транспортом  осуществляют
   делегирование   отдельных  функций,  связанных   с   регулированием
   транспортной деятельности.
       Делегирование  функций осуществляется адекватно развитию  рынка
   транспортных  услуг  и саморегулируемых организаций  транспорта,  а
   также    по   мере   совершенствования   системы   государственного
   управления.
       Важным    направлением    совершенствования    государственного
   регулирования    является   перестройка   системы   статистического
   наблюдения, которая ведется в следующих направлениях:
       сокращение  объема  данных статистического наблюдения  за  счет
   информации, имеющей технологический или корпоративный характер;
       дополнение  системы  статистического  наблюдения  показателями,
   необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;
       унификация  форм  статистического  учета  на  различных   видах
   транспорта;
       охват   статистическим   наблюдением   субъектов   транспортной
   деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;
       замена  в  ряде  случаев  сплошного статистического  наблюдения
   выборочным;
       делегирование  отдельных функций мониторинга и  статистического
   наблюдения саморегулируемым организациям.
       2.1.2.   Совершенствование  финансирования   и   инвестиционной
   деятельности на транспорте.
       Бюджетное    финансирование   транспортного   сектора    должно
   направляться, прежде всего, на следующие цели:
       обеспечение  функций государственного управления в транспортной
   сфере;
       гарантированное  поддержание  в  работоспособном  состоянии   и
   воспроизводство  объектов транспортной инфраструктуры,  находящихся
   в государственной собственности;
       обеспечение  гарантированной сохранности  опорной  транспортной
   сети  в  условиях  растущей нагрузки на  нее  за  счет  адекватного
   бюджетного финансирования;
       инициирующее  бюджетное  финансирование важнейших  транспортных
   проектов;
       гарантированное   финансирование  законодательно   закрепленных
   государственных   обязательств,  в  том  числе  по   финансированию
   выданных   федеральными   и   региональными   властями   социальных
   мандатов;
       целевое  субсидирование  пользователей транспортных  услуг  или
   перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки;
       выполнение   и   стимулирование  мероприятий   по   поддержанию
   мобилизационной  готовности средств и объектов транспорта  и  путей
   сообщения,   а  также  мероприятий,  осуществляемых   в   интересах
   национальной безопасности;
       обеспечение безопасности на транспорте.
       При   реализации  транспортных  проектов  за  счет   бюджетного
   финансирования обеспечение строительства материалами,  техническими
   средствами,  оборудованием,  услугами, проектно-конструкторскими  и
   строительно-монтажными  работами должно осуществляться  в  порядке,
   установленном  для  выполнения работ для государственных  нужд,  то
   есть по результатам открытых конкурсов.
       Совершенствование  бюджетной политики  в  отношении  транспорта
   осуществляется в следующих направлениях:
       оптимизация бюджетной сети в транспортном комплексе;
       при  субсидировании отдельных видов деятельности -  переход  от
   покрытия  убытков  транспортных операторов к  закупке  транспортных
   услуг    или   к   адресной   компенсации   расходов   потребителей
   транспортных услуг;
       увеличение  доли  инициирующего  финансирования  инвестиционных
   проектов  с  участием  частного капитала  (или  бюджетов  субъектов
   Федерации,  местных  бюджетов) с частичным  использованием  средств
   федерального бюджета;
       отказ  от полномасштабного финансирования коммерчески окупаемых
   проектов,  концентрация бюджетных средств на  реализации  проектов,
   имеющих преимущественно социально-экономическую эффективность;
       исключение бюджетного финансирования потенциально конкурирующих
   между  собой  инвестиционных проектов с  участием  государства  или
   инвестиционных   проектов   при   наличии   конкурирующих   частных
   проектов;
       реализация  программно-целевого  подхода  при  планировании   и
   исполнении   бюджета   по  статьям  расходов,   усиление   целевого
   характера финансирования транспортных проектов;
       расширение  среднесрочного бюджетного планирования, отражающего
   стратегические   направления  развития   транспортного   комплекса.
   Поэтапный   переход   к  трех-,  пятилетнему   периоду   бюджетного
   планирования крупнейших инвестиционных проектов и программ;
       совершенствование  межбюджетных  отношений  в  соответствии   с
   уточнением  ответственности и полномочий  органов  государственного
   управления различных уровней.
       Перспективная модель финансирования транспортной отрасли должна
   быть   ориентирована   на  создание  условий   для   повышения   ее
   инвестиционной привлекательности.
       Соответствующими мерами являются:
       разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих
   ускоренное обновление парка транспортных средств;
       предоставление  государственных гарантий  по  привлекаемым  для
   финансирования наиболее значимых инвестиционных проектов  капиталам
   отечественных и иностранных инвесторов;
       содействие в развитии лизинга современных транспортных средств;
       содействие  в  организации консорциумов  и  других  объединений
   инвесторов для финансирования капиталоемких проектов, в  том  числе
   с участием иностранных инвесторов;
       учет  особенностей транспортной инфраструктуры при установлении
   условий   аренды   государственного   имущества,   землеотвода    и
   землепользования;
       расширение элементов платности пользования инфраструктурой  для
   покрытия соответствующих эксплуатационных расходов.
       Перспективным    направлением   привлечения   негосударственных
   средств    для   финансирования   транспортной   отрасли   является
   государственно-частное партнерство.
       Основной  формой  государственно-частного партнерства  являются
   концессии,  прежде всего - в сфере платных дорог,  железнодорожного
   строительства,   развития   аэропортов,  городского   общественного
   транспорта.
       Приоритетной  задачей является разработка нормативной  правовой
   базы,  обеспечивающей  четкое законодательное  распределение  прав,
   ответственности и рисков между государством и инвестором,  а  также
   определение  приоритетных  сфер применения  государственно-частного
   партнерства на транспорте.
       При  формировании перспективной финансово-экономической  модели
   транспортной   системы  государство  с  использованием   механизмов
   экономического регулирования:
       обеспечивает  условия для воспроизводства объектов транспортной
   инфраструктуры, многие объекты которой носят "вековой" характер,  с
   учетом их высокой фондоемкости и длительных периодов амортизации;
       стимулирует   применение  наиболее  экономически   эффективных,
   безопасных и экологичных транспортной техники и технологий;
       обеспечивает  для  российских транспортных  организаций  равные
   конкурентные   условия   при   работе   на   международном    рынке
   транспортных услуг с учетом особенностей этого рынка;
       исключает  создание неоправданных конкурентных преимуществ  для
   одних операторов над другими.
       По   мере  развития  транспортной  системы  все  более  широкое
   применение должен получать принцип "пользователь платит".
       В  соответствии  с  мировым опытом, реализация  этого  принципа
   должна    стимулировать   производство   и   применение    наиболее
   экономичных   и  экологичных  транспортных  средств,   рациональное
   распределение   спроса   на  транспортные   услуги   между   видами
   транспорта,  применение рациональных форм организации  перевозок  и
   эффективных    транспортных   технологий,   разумное    ограничение
   транспортных потребностей.
       Реализация   принципа  "пользователь  платит",   в   частности,
   предполагает:
       -   приближение   стоимости   транспортных   услуг   к   полным
   экономическим  издержкам, прежде всего, связанным  с  экологическим
   ущербом, наносимым транспортной деятельностью;
       -  расширение  элементов платности в использовании транспортной
   инфраструктуры.
       2.1.3. Управление государственным имуществом на транспорте.
       Государство  повышает эффективность управления  государственной
   собственностью  транспорта, а также создает условия, обеспечивающие
   деятельность  и  правоотношения  участников  гражданского   оборота
   имущества   транспорта  с  учетом  целей  и  задач  государственной
   политики в области имущественных отношений.
       Основными     направлениями    совершенствования     управления
   государственной собственностью на транспорте являются:
       совершенствование  порядка  взаимодействия  органов  власти   в
   области управления государственным имуществом;
       поэтапное   снятие  законодательных  ограничений  на   передачу
   объектов  транспорта в собственность субъектов Российской Федерации
   и  муниципальную  собственность при  наличии  гарантий  нормального
   функционирования и развития указанных объектов после  выведения  их
   из федеральной собственности;
       совершенствование  норм законодательства, регулирующих  вопросы
   оформления   прав   собственности  на   государственное   имущество
   транспортной отрасли;
       проведение приватизации имущества транспортной отрасли с учетом
   целей и задач транспортной стратегии;
       внедрение современных компьютерных технологий для решения задач
   учета  федерального  имущества  и  показателей  эффективности   его
   использования;
       совершенствование   системы   профессиональной   подготовки   и
   квалификации руководителей государственных унитарных предприятий  и
   государственных  учреждений, а также представителей  государства  в
   органах   управления  открытых  акционерных  обществ   транспортной
   отрасли.
       Основными  направлениями  работы по  совершенствованию  условий
   деятельности  участников гражданского оборота имущества  транспорта
   и их правоотношений являются:
       совершенствование  норм законодательства  в  целях  недопущения
   несостоятельности   системообразующих   организаций    транспортной
   отрасли,  а  также  ужесточения  ответственности  лиц,  виновных  в
   преднамеренных банкротствах данных организаций;
       разработка  законодательства, регулирующего  вопросы  обращения
   находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества  в
   государственную собственность;
       совершенствование   законодательства,   регулирующего   вопросы
   долевой собственности на имущество транспортной отрасли;
       совершенствование   законодательства,   регулирующего   вопросы
   инвестиционной деятельности на транспорте, осуществляемой  в  форме
   капитальных вложений;
       совершенствование  форм  и  способов передачи  государственного
   имущества  в  пользование юридическим и физическим лицам,  а  также
   порядка   изъятия  в  бюджет  государства  доходов  государственных
   унитарных  предприятий,  получаемых ими от передачи  в  пользование
   третьим  лицам,  закрепленного  за  ними  на  праве  хозяйственного
   ведения государственного имущества;
       содействие   созданию  интегрированных  структур   с   участием
   организаций различных секторов транспортной отрасли, иных  отраслей
   народного хозяйства;
       совершенствование  методов  оценки  стоимости  государственного
   имущества транспортной отрасли;
       совершенствование  процедур  залога государственного  имущества
   транспортной отрасли.
   
                2.2. Развитие рынка транспортных услуг
   
       Основой  функционирования и развития рынка  транспортных  услуг
   является  конкуренция  независимых  негосударственных  транспортных

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное