Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2007 г. N 134-ПП
О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГОДЫ"
В связи с активизацией торгово-экономического,
научно-технического и инвестиционного сотрудничества города Москвы
с отечественными и зарубежными партнерами, развитием
инфраструктуры городского хозяйства Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Комплексную городскую целевую программу "Развитие
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в городе Москве
на 2007-2009 годы" (далее - Программа) согласно приложению к
настоящему постановлению.
2. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы
осуществлять функции государственного заказчика-координатора
Программы. Назначить персональным руководителем Программы министра
Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и
промышленной политики города Москвы Пантелеева Е.А.
3. Возложить функции государственных заказчиков-соисполнителей
Программы на Департаменты экономической политики и развития города
Москвы, градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы, поддержки и развития малого предпринимательства
города Москвы, Комитеты по телекоммуникациям и средствам массовой
информации города Москвы и рекламы, информации и оформления города
Москвы в соответствии с их полномочиями.
4. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы по предложению государственных заказчиков предусматривать в
адресных инвестиционных программах города Москвы на 2007-2009 годы
выделение средств на проектирование и строительство объектов,
указанных в пунктах 2.2.1, 2.2.2 раздела 4 "Программные
мероприятия" Программы, за счет и в пределах лимитов капитальных
вложений, устанавливаемых указанным государственным заказчикам на
соответствующие годы, при наличии разрешительной документации,
подготовленной в установленном порядке.
5. Департаменту финансов города Москвы совместно с
Департаментом экономической политики и развития города Москвы при
формировании проектов бюджета города Москвы и адресных
инвестиционных программ на 2008-2009 годы предусматривать
выделение средств на финансирование расходов по выполнению
мероприятий Программы.
6. Установить, что:
6.1. Объемы бюджетных ассигнований и адресных инвестиционных
программ, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, подлежат
ежегодному уточнению при формировании бюджета города Москвы.
6.2. Финансирование расходов по выполнению мероприятий
Программы в 2007 году осуществляется за счет и в пределах средств,
предусмотренных органам исполнительной власти города Москвы -
государственным заказчикам Программы путем перемещения
ассигнований, планируемых им в бюджете города Москвы на 2007 год.
7. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в
месячный срок представить в Департамент финансов города Москвы
предложения по включению в Реестр расходных обязательств города
Москвы правового акта, регламентирующего введение и финансовое
обеспечение обязательств города Москвы, связанных с реализацией
мероприятий Программы.
8. Разрешить префектурам административных округов города
Москвы использовать средства целевых бюджетных фондов развития
территорий города Москвы, в том числе предоставлять субвенции
(субсидии) для финансирования расходов по проведению
выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, развитию
материально-технической базы и объектов инфраструктуры
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в
административных округах города Москвы.
9. Установить, что при увеличении общей площади выставочных
павильонов в результате нового строительства или реконструкции в
пределах занимаемых действующими выставочно-ярмарочными и
конгрессными комплексами территорий доплата за право аренды
земельных участков не взимается.
10. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы
оказывать содействие организаторам выставочно-ярмарочных и
конгрессных мероприятий в размещении информации о проводимых
мероприятиях в соответствии с их заявками с освобождением
рекламных фирм, участвующих в реализации Программы, от оплаты по
договору на право размещения объектов наружной рекламы и
информации в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы.
11. Департаменту международных связей города Москвы обеспечить
взаимодействие с зарубежными городами и действующими на их
территориях выставочными и конгрессными центрами с целью
использования зарубежного опыта и оказания содействия во
взаимодействии московских и зарубежных выставочных и конгрессных
центров.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Пантелеева Е.А.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV
квартале 2007 г.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 27 февраля 2007 г. N 134-ПП
КОМПЛЕКСНАЯ ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГОДЫ"
Паспорт Программы
Наименование Комплексная городская целевая программа
Программы "Развитие выставочно-ярмарочной
и конгрессной деятельности в городе
Москве на 2007-2009 годы"
Основание Закон города Москвы от 11 июля 2001 г.
для разработки N 34-3к "О государственных целевых
Программы программах в городе Москве".
Распоряжение Мэра Москвы от 1 марта
2004 г. N 50-РМ "О создании Комиссии
по разработке городской целевой
программы "Москва-выставочная".
Постановление Правительства Москвы
от 22 июня 2004 г. N 410-ПП "Об итогах
выполнения постановления Правительства
Москвы от 14.09.99 N 870 и мерах
по дальнейшему развитию
выставочно-ярмарочной деятельности
в городе Москве".
Распоряжение Правительства Москвы от 23
марта 2006 г. N 450-РП "О строительстве
Международного выставочного комплекса
на территории Всероссийского
выставочного центра и прилегающей к ВВЦ
территории"
Государственный Департамент науки и промышленной
заказчик-координатор политики города Москвы.
Программы персональный руководитель Программы -
министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента науки
и промышленной политики города Москвы
Пантелеев Е.А.
Государственные Департамент поддержки и развития малого
заказчики Программы предпринимательства города Москвы.
Департамент экономической политики
и развития города Москвы.
Департамент градостроительной политики,
развития и реконструкции города Москвы.
Комитет по телекоммуникациям
и средствам массовой информации
Разработчики Департамент науки и промышленной
Программы политики города Москвы.
Московская торгово-промышленная палата.
Институт региональных экономических
исследований.
Московский центр структурных
преобразований промышленности ГУП НИиПИ
Генплана города Москвы.
Департамент поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы.
Международная академия корпоративного
управления.
Гильдия выставочно-ярмарочных
организаций МТПП
Основные исполнители Департамент науки и промышленной
Программы политики города Москвы.
Департамент поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы.
Департамент земельных ресурсов города
Москвы.
Департамент города Москвы
по конкурентной политике.
Департамент образования города Москвы.
Департамент продовольственных ресурсов
города Москвы.
Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города
Москвы.
Департамент города Москвы
по конкурентной политике.
Комплекс архитектуры, строительства,
развития и реконструкции города Москвы.
Комитет по архитектуре
и градостроительству города Москвы.
Комитет рекламы, информации
и оформления города Москвы.
Управление информатизации города
Москвы.
Управление Правительства Москвы
по работе с органами обеспечения
безопасности города Москвы.
Московский городской координационный
совет по выставочно-ярмарочной
деятельности.
Департамент потребительского рынка
и услуг города Москвы.
Комитет по внешнеэкономической
деятельности города Москвы.
Комитет по телекоммуникациям
и средствам массовой информации города
Москвы.
Главное управление МЧС России
по Москве.
Префектуры административных округов
города Москвы.
ГУП "НИиПИ Генплана города Москвы".
Органы исполнительной власти города
Москвы в соответствии с ежегодным
планом реализации мероприятий
Программы.
Инвесторы Программы.
Другие субъекты выставочно-ярмарочной
и конгрессной деятельности, включая
организации науки, промышленности
и других сфер деятельности, в т.ч.
малого бизнеса, признанные победителями
по итогам конкурсов по размещению
городского государственного заказа,
проводимых в установленном порядке
в соответствии с Федеральным законом
от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд"
Сроки и этапы Программа реализуется в период
реализации Программы 2007-2009 гг. в три этапа:
I этап - 2007 г.;
II этап - 2008 г.;
III этап - 2009 г.
Цель Программы Развитие материально-технической базы
выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности, ее инфраструктуры,
создание системных условий
для интенсивного развития
выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности, превращение Москвы
в крупнейший выставочно-конгрессный
центр в целях увеличения вклада отрасли
в экономическое и социальное развитие
города.
Основные целевые показатели:
Прирост выставочных площадей к 2009
году в размере 275 тыс. кв. м,
доведение их общего размера до 575 тыс.
кв. м, реконструкция 13 тыс. кв. м
и существенное снижение дефицита
выставочных площадей в столице.
В том числе по годам:
2007 - 64 тыс. кв. м;
2008 - 83 тыс. кв. м;
2009 - 128 тыс. кв. м.
Прирост конгрессных площадей - 65 тыс.
кв. м, что даст возможность проводить
мероприятия мирового уровня.
В том числе по годам:
2007 - 10 тыс. кв. м;
2008 - 15 тыс. кв. м;
2009 - 40 тыс. кв. м.
Создание не менее 3 тыс. новых рабочих
мест на вновь создаваемых
и модернизируемых объектах
выставочно-ярмарочной индустрии <*>.
В том числе рабочих мест по годам:
2007 - 0,7 тыс.;
2008 - 0,9 тыс.;
2009 - 1,4 тыс.
--------------------------------
<*> Расчеты произведены исходя из среднеотраслевой численности
рабочих мест (11 постоянных и 49 временных) на 1000 кв. м
выставочной площади
Основные задачи 1. Обеспечение развития
Программы выставочно-ярмарочных и конгрессных
комплексов и их инфраструктуры в городе
Москве в соответствии с потребностями
экономики.
2. Создание условий для поддержки
товаропроизводителей, роста инвестиций,
увеличения объемов экспертных
и торговых операций.
3. Строительство на территории
Всероссийского выставочного центра
и поэтапный ввод в эксплуатацию
Международного выставочного комплекса
площадью 188 тыс. кв. м, обеспеченного
необходимой инфраструктурой.
4. Повышение имиджа и инвестиционной
привлекательности столичного мегаполиса
и его выставочного комплекса.
5. Совершенствование
нормативно-правового регулирования.
6. Развитие системы координации
выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности и механизмов
взаимодействия субъектов
выставочно-ярмарочных организаций
и товаропроизводителей - участников
выставочно-ярмарочных и конгрессных
мероприятий.
7. Создание единого информационного
пространства в интересах анализа,
оценки и прогнозирования развития
выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности.
8. Создание программ и образовательной
базы для подготовки выставочных кадров
широкого профиля.
9. Обеспечение безопасности
выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности в городе Москве
Основные мероприятия Мероприятия Программы сгруппированы
Программы в четыре подпрограммы, обеспечивающие
последовательное достижение целевых
установок.
Подпрограмма 1 "Совершенствование мер
правового регулирования, системы
координации выставочно-ярмарочной
и конгрессной деятельности в городе
Москве".
Подпрограмма 2 "Развитие
материально-технической базы и
и инфраструктуры выставочно-ярмарочной
конгрессной деятельности в городе
Москве".
Подпрограмма 3 "Совершенствование
информационно-аналитического и научно-
методического обеспечения
выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности в городе Москве".
Подпрограмма 4 "Совершенствование мер
по обеспечению безопасности
выставочно-ярмарочной и конкрессной
деятельности в городе Москве"
Финансовое Общий объем финансирования <*>
обеспечение Программы за период реализации Программы -
22812,2 млн. руб., в т.ч. из средств
бюджета города Москвы - 18373,7
центра на ОАО "ГАО ВВЦ", в среднем
в размере 50 тыс. руб. за 1 кв. м
выставочной площади), в т.ч. по годам
реализации:
------------------------------------------T---------T--------T--------T--------¬
¦Источники финансирования ¦Всего, ¦2007 г. ¦2008 г. ¦2009 г. ¦
¦ ¦млн. руб.¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦1. Бюджет города Москвы, в т.ч. ¦ 18373,7 ¦ 4408,7 ¦ 8122,4 ¦ 5842,6 ¦
¦по отдельным разделам и статьям расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(по кодам бюджетной классификации): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Капитальные вложения (04 11) ¦ 18018,2 ¦ 4252,8 ¦ 7992,6 ¦ 5772,8 ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Прочие текущие расходы (04 11; 08 03): ¦ 222,3 ¦ 103,9 ¦ 83,6 ¦ 34,8 ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Бюджетные ассигнования на мероприятия ¦ 140,0 ¦ 90,0 ¦ 50,0 ¦ - ¦
¦в сфере малого предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Бюджетные ассигнования на реализацию ¦ 65,2 ¦ 13,9 ¦ 26,0 ¦ 25,3 ¦
¦прочих мероприятий в сфере ВЯД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Бюджетные ассигнования на мероприятия ¦ 17,1 ¦ - ¦ 7,6 ¦ 9,5 ¦
¦в сфере средств массовой информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Целевые бюджетные фонды ¦ 133,2 ¦ 52,0 ¦ 46,2 ¦ 35,0 ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Целевые бюджетные фонды развития ¦ 133,2 ¦ 52,0 ¦ 46,2 ¦ 35,0 ¦
¦территорий (04 11) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦2. Внебюджетные источники ¦ 4438,5 ¦ 1679,3 ¦ 1280,7 ¦ 1478,5 ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Собственные средства выставочного ¦ 2508,0 ¦ 1021,4 ¦ 712,6 ¦ 774,0 ¦
¦сообщества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Привлеченные внебюджетные источники ¦ 1930,5 ¦ 657,9 ¦ 568,1 ¦ 704,5 ¦
+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+
¦Итого ¦ 22812,2 ¦ 6088,0 ¦ 9403,1 ¦ 7321,1 ¦
L-----------------------------------------+---------+--------+--------+---------
--------------------------------
<*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании
бюджета города Москвы на очередной финансовый год по
соответствующему коду бюджетной классификации и подлежат
ежегодному уточнению при формировании бюджетных показателей на
соответствующие финансовые годы
Ожидаемые результаты Выполнение мероприятий Программы
реализации Программы обеспечит:
- создание не менее 3 тыс. новых
рабочих мест на вновь создаваемых
и модернизируемых объектах выставочной
индустрии (2007 г. - 0,7 тыс. рабочих
мест, 2008 г. - 0,9 тыс. человек,
2009 г. - 1,4 тыс. человек);
- увеличение экспозиционных площадей
для выставочно-ярмарочной деятельности
к 2009 году до 575 тыс. кв. м
и существенное снижение на этой основе
их дефицита;
- строительство и поэтапный ввод
в эксплуатацию Международного
выставочного комплекса площадью 188
тыс. кв. м на территории Всероссийского
выставочного центра, в т.ч. по годам:
2007 г. - 55 тыс. кв. м, 2008 г. - 28
тыс. кв. м, 2009 г. - 105 тыс. кв. м);
- развитие конгрессной индустрии,
прирост конгрессных площадей, в т.ч.
по годам: 2007 г. - 10 тыс. кв. м,
2008 г. - 15 тыс. кв. м, 2009 г. - 40
тыс. кв. м);
- увеличение числа участников
выставочно-ярмарочных и конгрессных
мероприятий в городе Москве в среднем
на 10-15% ежегодно, в т.ч. за счет
предприятий малого и среднего бизнеса
города Москвы
Система организации Управление Программой осуществляют:
управления и контроля - Московский городской координационный
за исполнением совет по выставочно-ярмарочной
Программы деятельности;
- персональный руководитель Программы;
- Департамент науки и промышленной
политики города Москвы;
- рабочий орган по управлению
Программой при персональном
руководителе Программы (дирекция
Программы).
Контроль за ходом реализации Программы
и целевым расходованием средств бюджета
города Москвы осуществляют:
- Департамент науки и промышленной
политики города Москвы;
- Департамент экономической политики
и развития города Москвы;
- Московская городская Дума;
- Контрольно-счетная палата города
Москвы;
- Главное управление государственного
финансового контроля города Москвы;
- Департамент поддержки и развития
малого предпринимательства города
Москвы;
- префектуры административных округов
города Москвы
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
В современном мире выставочно-ярмарочная и конгрессная
деятельность выступает в качестве эффективного средства
обеспечения экономического развития. Она способствует реализации
товаров и услуг, вовлекая в оборот значительные материальные и
финансовые ресурсы.
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность
непосредственно сказывается на темпах развития
народнохозяйственного комплекса столицы. В период становления
рыночной экономики России именно выставочно-ярмарочная и
конгрессная деятельность в Москве выступила одним из локомотивов
формирования новых экономических отношений, значительно ускорив
процесс становления рынка в стране.
Прямым следствием расширения выставочно-ярмарочной и
конгрессной деятельности в Москве стало создание благоприятного
предпринимательского и инвестиционного климата в столице, усиление
процессов интеграции экономики столицы в мировую экономическую
систему.
Важность роли и значения выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности для экономики столицы определяется и тем, что она
сама является источником значительных поступлений финансовых
средств в бюджет города Москвы, которые обеспечивают
социально-экономическую жизнедеятельность столицы (в 2005 г. доля
от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в налоговых
доходах бюджета составила 5%) <1>.
--------------------------------
<1> По данным Гильдии выставочно-ярмарочных организаций
Московской торгово-промышленной палаты.
Правительство Москвы, отдавая должное значению
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в развитии
экономики города, уделяет всевозрастающее внимание вопросам
регулирования и координации ее развития.
Этапными событиями в этом плане стали принятие в 1999 году
Концепции выставочной деятельности и схемы размещения и развития
выставочно-ярмарочных комплексов в городе Москве, утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 "О Концепции
выставочной деятельности и схеме размещения и развития
выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве", и ее успешная
реализация, а также создание в марте 2004 года Комиссии по
разработке городской целевой программы "Москва выставочная",
направленной на дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной и
конгрессной деятельности в Москве.
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность занимает
видное место в реальном секторе экономики города, и Правительство
Москвы отводит ей значительную роль в приоритетах развития
столицы, связывает с ней решение многих насущных задач, стоящих
перед Москвой, включая и задачи по удвоению ВВП к 2010 году.
Именно такой подход изложен в постановлении Правительства Москвы
от 22 июня 2004 г. N 410-ПП "Об итогах выполнения постановления
Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 и мерах по дальнейшему
развитию выставочно-ярмарочной деятельности в городе Москве".
В практике своей работы Правительство Москвы уделяет
значительное внимание формированию механизмов взаимодействия с
субъектами выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в том
числе с участниками выставочно-ярмарочных мероприятий -
товаропроизводителями.
Активно используются организационная, информационная,
финансовая формы государственной поддержки.
Правительство Москвы ежегодно выделяет значительные средства
на поддержку выставочно-ярмарочной деятельности московских
предприятий и организаций, в первую очередь в рамках комплексных
программ промышленной деятельности в г. Москве. За последние шесть
лет объем такой помощи увеличился в три раза и достиг в 2005 году
150 млн. руб.
В столице сформирована система координации
выставочно-ярмарочной и конкрессной деятельности, включающая в
себя государственные и общественные структуры - Московский
городской координационный совет по выставочно-ярмарочной
деятельности, Департамент науки и промышленной политики,
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города
Москвы, Организационно-методический центр Правительства города
Москвы по выставочной деятельности, функции которого выполняет
Московская торгово-промышленная палата, Гильдия
выставочно-ярмарочных организаций Московской торгово-промышленной
палаты; корпоративные объединения выставочников.
Распоряжением Правительства Москвы от 26 января 2004 года N
59-РП "О создании Комиссии по архитектурно-планировочному
развитию, реконструкции и застройке Всероссийского выставочного
центра" создана Комиссия по архитектурно-планировочному развитию,
реконструкции и застройке ВВЦ и прилегающих территорий до 2010
года.
В столице сложилась развитая выставочно-ярмарочная индустрия.
В городе проводится более половины всех российских выставочных
мероприятий. В настоящее время на выставочном поле Москвы
действуют несколько крупных ведущих выставочно-ярмарочных
комплексов (ОАО "ГАО ВВЦ", ЗАО "Экспоцентр", ООО КВЦ "Сокольники",
ОАО "Росстройэкспо"), а также ряд других выставочных площадок (ЦВЗ
"Манеж", ОАО "Гостиный двор", ГУП МЦВДНТ "Москва", спорткомплекс
"Олимпийский", ЦДХ, ЦМТ, ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" и
др.).
По состоянию на 1 июля 2006 года общий размер выставочных
площадей, привлекаемых к проведению выставочно-ярмарочных
мероприятий, достигает в Москве 300 тыс. кв. м:
- ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" - 49 тыс. кв. м;
- ЗАО "Экспоцентр" - 135 тыс. кв. м;
- ООО КВЦ "Сокольники" - 33 тыс. кв. м;
- ОАО "Росстройэкспо" - 18 тыс. кв. м;
- другие площадки - 65 тыс. кв. м.
Итого 300 тыс. кв. м.
Растущее влияние на выставочную деятельность в Москве
оказывает динамично развивающийся МВЦ "Крокус Экспо",
расположенный на границе Москвы и Московской области.
Размер выставочных площадей в Москве и Московской области с
учетом МВЦ "Крокус Экспо" (86 тыс. кв. м) составляет 386 тыс. кв.
м.
Деятельность выставочных комплексов, работающих в ближайшем
Подмосковье, нельзя рассматривать как конкуренцию выставочным
объектам, расположенным в центре Москвы. Все они решают общую
задачу - ликвидацию дефицита площадей для выставочно-ярмарочной
деятельности в Москве и Московской области. В этом взаимодействии
городские объекты, в частности ВВЦ, имеют свои конкурентные
преимущества, заключающиеся в наличии подъездных путей, удобном
расположении на территории культурно-исторического комплекса ВВЦ,
являющегося местом массового отдыха москвичей и гостей столицы,
близости к крупнейшим гостиничным комплексам.
Однако динамичный рост экономики столицы, ее дальнейшая
интеграция в мировое хозяйство ставят перед выставочно-ярмарочной
и конгрессной деятельностью новые задачи, обостряют нерешенные
проблемы.
Анализ состояния материально-технической базы всех выставочных
комплексов и площадок в черте города говорит о том, что ни один из
них по своим размерам, техническому оснащению, инфраструктуре и
функциональным возможностям не отвечает нормам, принятым в
международной практике.
Не может также считаться оптимальным размещение
выставочно-ярмарочных объектов на территории города, в т.ч. с
учетом потребности административных округов. Только четыре из
десяти административных округов столицы (ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО)
располагают специализированными выставочными площадями на своих
территориях.
Практика ведения выставочно-ярмарочной деятельности в городе
показывает, что основным фактором, сдерживающим дальнейшее
развитие выставочно-ярмарочной деятельности, является значительный
дефицит экспозиционных площадей. В настоящее время заявки
потенциальных участников мероприятий на ведущих комплексах
удовлетворяются лишь на 50-60% <2>.
Проведенная экспертиза потребности города Москвы и его
экономики в выставочных площадях показала, что столице необходимы
дополнительные выставочные площади порядка 250-300 тыс. кв. м и
около 80-85 тыс. кв. м конгрессных площадей уже в ближайшие годы
<3>. С учетом МВЦ "Крокус Экспо" общее количество площадей к 2015
году должно составить порядка 800 тыс. кв. м выставочных площадей
и 110 тыс. кв. м конгрессных площадей.
--------------------------------
<2> По данным исследований Московской торгово-промышленной
палаты и выставочного сообщества.
<3> Постановление Правительства Москвы от 22.06.2004 N 410-ПП.
По размерам выставочных площадей Москва отстает от таких
городов, как: Париж - в 2,0 раза; Ганновер - в 1,5 раза; Франкфурт
- в 1,5 раза.
Не отрегулированы многие правовые вопросы функционирования
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, отстает от
потребностей сегодняшнего дня научно-методическое обеспечение
работы выставочников.
Чрезвычайно актуальна для выставочно-ярмарочных объектов
проблема обеспечения безопасности. Техногенная катастрофа или
террористический акт на каком-либо выставочном комплексе крайне
негативно скажутся на имидже Москвы как международного
выставочного комплекса, ухудшат инвестиционный климат, сократят
количество посетителей и участников выставок.
Стремительно развивающемуся выставочному рынку России присущ
также значительный потенциал роста и развития конгрессного
сегмента. Рынок конгрессных услуг России сегодня активно
развивается: стабилизация экономической ситуации привела к резкому
повышению делового интереса со стороны иностранных инвесторов и
бизнесменов.
Москва является ведущим городом России по
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В столице
сосредоточено до 85% конгрессного бизнеса Российской Федерации.
Развитие деловых связей, в т.ч. международного характера,
поиск партнеров по бизнесу, укрепление международных связей в
деловой среде сдерживаются недостатком помещений для проведения
крупномасштабных мероприятий делового характера. Крупные
международные конгрессы с числом участников 5-6 тыс. и более
требуют совершенно новой инфраструктуры конгрессных центров. В
международной практике для проведения такого рода мероприятий
строят специализированные центры (так называемые конвент-центры
или конгресс-центры). Подобные центры, как правило, включают в
себя многофункциональные залы различной вместимости (с
возможностью их трансформации при помощи модульных перегородок),
гостиничный комплекс, бизнес-центр с полным комплексом услуг, сеть
общественного питания (кафе, рестораны, банкетно-фуршетные залы),
объекты культурно-развлекательного и оздоровительного центра,
автоцентр (паркинг, подземный гараж, автообслуживание) и другие
необходимые объекты инфраструктуры.
Современный этап развития московского "рынка конгрессов"
характеризуется недостаточным предложением конгрессных услуг
вследствие отсутствия специализированных конгресс-центров большой
вместимости. В городе имеется два специализированных
конгресс-центра: Конгресс-центр Центра международной торговли
(вместимостью до 1 тыс. чел.) и МИВЦ "Инфопространство" (до 0,8
тыс. чел.).
Универсальных залов для проведения конгрессных мероприятий
три: Государственный Кремлевский дворец (до 6,0 тыс. чел.),
Московский Дворец молодежи (до 2,0 тыс. чел.) и Колонный зал Дома
союзов (до 1,0 тыс. чел.).
Работу по проведению конгрессов и конференций ведут некоторые
выставочные комплексы (ОАО "ГАО ВВЦ" - 700 мест, ЗАО "Экспоцентр"
- 500 мест, ОАО "Гостиный двор" - 500 мест), но они ориентированы
на выставочно-ярмарочные мероприятия.
Кроме того, для проведения конгрессных мероприятий
используются гостиницы. Привлечение гостиниц для конгрессных
мероприятий носит в значительной мере вынужденный характер ввиду
отсутствия в Москве достойных для принятия конгрессов площадей.
На 01.07.2006 в Москве конгрессные объекты обеспечивают
проведение мероприятий с числом участников до 7800 человек:
- конгресс-центр ЦМТ и МИВЦ "Информпространство" - 1800 чел.;
- универсальные залы - 2800 чел.;
- выставочные комплексы - 1700 чел.;
- гостиницы - 1500 чел.
Итого 7800 чел.
Таким образом, в Москве, в отличие от других городов мира, на
сегодняшний день нет специализированной площадки для проведения
крупных международных конгрессов (на 5000-10000 участников),
включающей все необходимые для этой цели объекты (конгрессные залы
различной вместимости: для большого пленарного заседания, для
секционных заседаний, "круглых столов", презентаций; гостиничного
комплекса, объектов общественного питания: кафе, ресторанов,
банкетных залов для больших и малых приемов; автостоянок; удобных
подъездных путей и т.п.).
В результате Москва не занимает подобающего ей места в
иерархии мировой конгрессной инфраструктуры (42-е место из 53 в
рейтинге UFI).
Необходимым условием решения задачи объективно служит
строительство в Москве Международного выставочно-ярмарочного и
когрессного центра и Дворца конгрессов мирового уровня.
Для развертывания конгрессной деятельности национального и
международного уровня в городе Москве насущно необходимо наличие
универсальных конгрессных объектов с адекватной инфраструктурой
для оказания современного комплекса услуг.
Исходя из опыта конгрессной деятельности в зарубежных странах
конгрессные площади составляют от 7 до 20% общего количества
выставочных площадей <4>. Это означает, что Москве к 2010 году
необходимо около 85 тыс. кв. м, а к 2015 году - 110 тыс. кв. м
конгрессных площадей.
--------------------------------
<4> Рассчитано на основе средних соотношений между объемами
выставочных и конгрессных площадей в странах - членах UFI.
Проблема развития выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности в столице обладает всеми признаками, характеризующими
ее как комплексную, требующую межотраслевой координации и
применения программно-целевых методов управления. К этим признакам
относятся:
- масштабность и многоаспектность проблемы развития
выставочной отрасли;
- существенная сложность выставочно-ярмарочной деятельности
как объекта регулирования и управления (специфика выставочной,
ярмарочной, конгрессной деятельности как достаточно
самостоятельных видов бизнеса);
- острота и настоятельность ее комплексного решения,
очевидность влияния на социально-экономическое развитие города в
целом;
- длительность сроков реформирования отрасли и создания
современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг в
столице;
- системный многоаспектный характер самого процесса
регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- взаимосвязь экономических, политических аспектов в ходе
осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- необходимость привлечения значительных инвестиционных
ресурсов как из бюджетных, так и внебюджетных источников для
развития выставочно-ярмарочного комплекса экономики столицы;
- необходимость организации взаимодействия межведомственной
координации, объединения усилий органов государственной власти,
корпоративных объединений выставочного сообщества, иностранных
партнеров;
- необходимость согласования разнонаправленных экономических
интересов хозяйствующих субъектов, органов государственной власти,
инвесторов, населения Москвы.
Применение программно-целевых методов для развития
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве в период
2007-2009 гг., концентрация усилий Правительства Москвы и
выставочного сообщества, направление в отрасль крупных инвестиций
и бюджетных средств (около 22 млрд. руб.) обеспечат:
- создание не менее 3 тысяч новых рабочих мест на вновь
создаваемых и модернизируемых объектах выставочной индустрии;
- увеличение экспозиционных площадей для выставочно-ярмарочной
и конгрессной деятельности к 2009 году до 575 тыс. кв. м и
существенное снижение на этой основе их дефицита;
- строительство и поэтапный ввод в эксплуатацию Международного
выставочного комплекса площадью 188 тыс. кв. м на территории
Всероссийского выставочного центра;
- развитие конгрессной индустрии, существенное снижение
дефицита конгрессных площадей;
- увеличение числа участников выставочно-ярмарочных и
конгрессных мероприятий в городе Москве в среднем на 10-15%
ежегодно, в том числе за счет предприятий малого и среднего
бизнеса города Москвы.
В случае неприменения программно-целевых методов решения
проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности
в Москве, консервации существующего положения можно ожидать
стагнации выставочного комплекса столицы, перемещения наиболее
крупных и престижных выставочно-ярмарочных и конгрессных
мероприятий на площадки в Московской области, окончательного
перепрофилирования деятельности выставочно-ярмарочных комплексов.
Таким образом, очевидна предпочтительность программно-целевого
решения проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности в г. Москве, в том числе осуществления крупных
бюджетных инвестиций.
Раздел 2. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
В качестве стратегической цели Программы устанавливается
превращение Москвы в крупнейший выставочно-конгрессный центр путем
развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной и
конгрессной деятельности, создания системных условий для ее
интенсивного развития в целях увеличения вклада отрасли в
экономическое и социальное развитие города.
В рамках достижения стратегической цели Программы основными
этапными целями выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в
Москве являются:
1. Создание в городе современной индустрии
выставочно-конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию
социально-экономического развития города и отвечающей требованиям
международных стандартов по техническому уровню и качеству
выставочных услуг.
Целевой показатель: прирост выставочных площадей к 2009 году в
|