Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. МР N 2/09 (УТВ. МИНЗДРАВОМ РФ 09.01.2003)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   проводить  комплексную  оценку состояния здоровья  населения  любой
   популяции   и   давать  популяционную  оценку  здоровья   населения
   (выделять группы, время и территории риска);
       -  проводить медико-гигиеническое ранжирование территорий через
   воздействие  на  организм  человека многофакторного  влияния  среды
   обитания человека;
       -  диагностировать  характер сдвигов  -  по  какому  пути  идет
   патологический процесс, т.е. "предугадывать патологию".
       Скрининг    адаптационных   возможностей    организма    должен
   проводиться среди:
       -   взрослого  и  детского  населения  в  результате  сплошного
   скрининга для определения групп и факторов риска;
       -  различных  контингентов  (в  зоне  и  вне  зоны  воздействия
   факторов)  для обоснования размеров санитарно-защитных зон,  границ
   влияния факторов среды обитания человека;
       -  детского  населения перед и в период летней  оздоровительной
   кампании    для    оценки   эффективности   лечебно-оздоровительных
   процедур;
       -  взрослого трудоспособного населения для оценки условий труда
   и факторов производственной среды;
       - детского населения перед и во время процесса обучения в школе
   среди   здорового   контингента  в   совокупности   с   проведением
   периодических медицинских осмотров;
       -  различных популяционных срезов в зависимости от поставленных
   целей и задач и т.д.
       Проблема  изучения донозоологических состояний связана  с  тем,
   что  систем, определяющих адаптивный резерв, достаточно много, и  в
   каждом  отдельном  случае баланс между ними значительно  варьирует.
   Поэтому   методика  оценки  адаптационных  возможностей   организма
   должна  базироваться  на исследовании систем разного  уровня  и  их
   взаимного функционирования.
       При   построении   системы  саногенетического  мониторинга   на
   территории  Вологодской  области за  основу  принимаются  следующие
   методы:
       -  лазерная  корреляционная спектроскопия  (ЛКС)  биологических
   жидкостей (сыворотки и плазмы крови, мочи, смывов из полостей  уха,
   горла,   носа,  легочный  конденсат,  слюна  и  т.д.),  позволяющая
   определять типологию обменных процессов и гуморального иммунитета;
       -  транскутикальный билирубинометр, позволяющий  регистрировать
   изменение   концентрации  билирубина  в  крови  как   интегрального
   показателя дезинтоксикационной функции печени;
       -  анализатор  функции  внешнего дыхания,  предназначенный  для
   диагностики   состояния   рестриктивных,  обструктивных   нарушений
   состояния  воздухоносных  путей и максимальной  вентиляции  легких,
   отражающих функциональное состояние дыхательной системы;
       -   кардиоанализатор,  включающий  диагностику  функционального
   состояния  вегетативной и сердечно-сосудистой системы организма  по
   комплексу параметров электрокардиограммы;
       -   КИД   -   измеритель  психомоторной  активности   человека,
   предназначенный  для  объективной количественной  оценки  состояния
   мозговых   структур,  осуществляющих  программирование,   "запуск",
   реализацию и сенсорный контроль двигательной активности человека.
       Оценка саногенетического профиля осуществляется комплексно,  на
   основании   результатов  мониторинга  обмена  веществ  и   иммунной
   системы,  данных  мониторинга дезинтоксикационной  функции  печени,
   мониторинга  психофизиологических  функций  организма,  мониторинга
   функции    внешнего   дыхания   и   сердечно-сосудистой    системы.
   Информация,  полученная  в  результате  оценки  степени   адаптации
   каждой  из  систем,  автоматически стекается в  экспертную  систему
   "ВЭС"   (валеологическая  экспертная  система).  С  помощью  данной
   программы   формируются  базы  данных  комплексного   обследования,
   проводится   экспертная  оценка  индивидуального  саногенетического
   статуса, вычисляются популяционные риски различных срезов.
       В  настоящее  время  имеется в арсенале  исследований  один  из
   компонентов   системы   -   лазерный  корреляционный   спектрометр,
   позволяющий  в экспрессном режиме установить субфракционный  состав
   нативных  биологических жидкостей, в том числе сыворотки  и  плазмы
   крови.  Установлено, что при различных сдвигах в обмене  веществ  и
   гуморальном  иммунитете  выявляются  патогномоничные  изменения   в
   лазерных  корреляционных спектрах исследуемых жидкостей. С  помощью
   специально  разработанных  семиотических  классификаторов  возможно
   объективно     идентифицировать    не    только    сам     характер
   гомеостатических сдвигов, но и установить степень их выраженности.
       Метод    лазерной   корреляционной   спектроскопии    различных
   биологических  жидкостей рекомендован Минздравом РФ для  проведения
   медико-биологических   исследований   (Патент    N    2105306    от
   20.02.1998).
       Внедрение  метода  ЛКС  проводится  путем  разработки   целевых
   комплексных  программ  по  изучению  состояния  здоровья  населения
   области,  включенных в "План мероприятий по оценке влияния факторов
   среды   обитания   человека   на   состояние   здоровья   населения
   Вологодской   области  на  2003  -  2005  гг.",  путем   заключения
   договоров   на  исследование  при  согласовании  СЗЗ,  исследование
   состояния здоровья работающих во вредных условиях труда.
       7.2. Внедрение геоинформационных технологий в систему СГМ
       Важным моментом в проведении экспертных работ по оценке влияния
   различных   неблагоприятных  факторов  окружающей  среды   является
   эффективность    применяемой   для   этих   целей    информационной
   технологии,   позволяющей  манипулировать  обширной  информационной
   базой.  В  качестве стандартного программного средства при  анализе
   пространственно       распределенных       данных       применяются
   геоинформационные   системы   (ГИС),  которые   наилучшим   образом
   подходят  для сбора и обработки информационных материалов  в  целях
   комплексного  мониторинга. Применение геоинформационных  технологий
   даст   возможность   "привязать"  любое  явление   к   определенной
   местности.
       С  помощью  ГИС  в  настоящее  время создаются  территориальные
   автоматизированные,   кадастровые  и  мониторинговые   системы,   в
   которых  совмещаются  всевозможные данные множества  организаций  и
   ведомств,     собираемые    в    рамках    социально-гигиенического
   мониторинга.  ГИС, не являясь универсальным средством,  покрывающим
   все  информационные потребности госсанэпиднадзора, позволяет решить
   целый   ряд   задач,  который  в  рамках  СГМ  может   быть   решен
   исключительно на основе этих технологий.
       Возможности   геоинформационной  системы  как  системы   сбора,
   хранения,    анализа    и    представления   информации,    имеющей
   территориальную   привязку,   позволяют   рассматривать    комплекс
   программных  средств  ГИС  в качестве инструментария  для  создания
   системы  поддержки  и  принятия решений. Программный  комплекс  ГИС
   должен обеспечивать:
       -   двустороннюю  связь  между  картографическими  объектами  и
   записями табличных баз данных;
       - управление визуализацией объектов;
       - работу с топографической поверхностью;
       - работу с растровым изображением;
       - работу с точечными, линейными и площадными объектами;
       -   возможность  выполнения  операций  с  наложением  различных
   площадных объектов;
       -  возможность создания дополнительных элементов  оформления  и
   символогии карты.
       Комплекс  работ  по созданию ГИС и внедрению в практику  работы
   определяется основными моментами:
       - наличием цифровых моделей векторных карт и растровых подложек
   для векторных карт;
       -  установлением и поддержанием связи между объектами векторных
   карт и существующих баз данных;
       - созданием тематических слоев векторных карт;
       -  заполнением атрибутивных таблиц тематических слоев векторных
   карт;
       - разработкой конверторов форматов существующих баз данных.
       В  системе  СГМ  Вологодской  области  выбор  сделан  в  пользу
   комплекса  программных средств ESRI, работающих под OC WINDOWS  NT.
   Программное  обеспечение  ESRI  - ARC/INFO  включает  средства  для
   автоматического  картирования  данных,  управления  базами  данных,
   наложения    карт   и   пространственного   анализа,    диалогового
   отображения  и запроса, интерактивного графического редактирования,
   адресного геокодирования.
   
        8. Результаты ведения системы СГМ в Вологодской области
   
       С  использованием методов социально-гигиенического  мониторинга
   успешно      решаются      приоритетные     задачи      обеспечения
   санэпидблагополучия   населения,  например   обоснование   размеров
   санитарно-защитных   зон   (СЗЗ)   промышленных    предприятий    с
   использованием методов расчета и оценки рисков здоровью.
       В  Вологодской области более 30 тыс. населения (без  учета  СЗЗ
   ОАО    "Северсталь")    проживают   в   санитарно-защитных    зонах
   промышленных   предприятий,  т.е.  постоянно   находятся   в   зоне
   повышенного риска воздействия выбросов вредных химических  веществ,
   шума,  вибрации.  Из  612 предприятий в области проекты  санитарно-
   защитных зон имеются только на 18.
       Учитывая значимость загрязнения воздушной среды г. Череповца  и
   напряженную   санитарно-гигиеническую  ситуацию  за  счет   высокой
   концентрации  промышленных предприятий, в 2002  году  специалистами
   службы  совместно с Санкт-Петербургской государственной медицинской
   академией им. И.И. Мечникова, ОАО "Ленгипромез" и ГГО им.  Воейкова
   проведено   научное   исследование,   посвященное   оценке    риска
   загрязнения  окружающей среды для здоровья  населения  от  выбросов
   ОАО  "Северсталь" с обоснованием размера СЗЗ на текущий момент и  с
   учетом перспективы развития предприятия.
       В    ходе   работы   систематизировались   многолетние   данные
   мониторинга  состояния  здоровья населения,  качества  атмосферного
   воздуха,    физических   и   химических    факторов    на    основе
   геоинформационной  системы  ArcInfo.  Оценка  риска  проводилась  в
   соответствии с методиками, рекомендованными Департаментом  ГСЭН  МЗ
   РФ.
       Проведенная работа стала концептуальной основой для  реализации
   мероприятий  по  уменьшению объемов выбросов  ОАО  "Северсталь"  на
   период  до  2015  года, что позволит значительно  уменьшить  объемы
   выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  и  благодаря   этому
   обеспечить  снижение концентраций загрязняющих веществ в  приземном
   слое   атмосферы  на  границе  жилой  застройки  до  значений,   не
   превышающих  уровни ПДК. Достигнутый уровень качества  атмосферного
   воздуха  позволит  снизить  вредное  воздействие  загрязнителей  на
   здоровье населения г. Череповца.
       Комплексный  анализ  материалов  исследования,  выполненный  на
   основе  методологии  оценки риска для здоровья  населения,  показал
   принципиальную  возможность  достижения  концентраций  загрязняющих
   веществ  от  источников  ОАО "Северсталь" до  предельно  допустимых
   значений  и  укладывающихся  в представление  о  приемлемом  риске.
   Предлагаемый  размер СЗЗ - 1 км от основных источников  выбросов  -
   принят  постановлением главного государственного санитарного  врача
   Вологодской области.
       Таким  образом,  применение современных технологий  в  практике
   ГСЭН,   методологии  оценки  риска  состоянию  здоровья   населения
   позволяет   разрабатывать  рациональные   и   научно   обоснованные
   мероприятия по снижению антропотехногенной нагрузки на население.
       Опыт  оценки риска и использования геоинформационных технологий
   имел  практическое применение и при рассмотрении исковых требований
   в  арбитражном  суде Вологодской области о запрещении  деятельности
   ряда   производств   ОАО  "Сокольский  ЦБК",  создающих   опасность
   причинения вреда здоровью населения г. Сокол.
       По определению арбитражного суда специалистами службы совместно
   с  Санкт-Петербургской  государственной медицинской  академией  им.
   И.И.    Мечникова    была    проведена    экспертиза,    отражающая
   количественную связь между уровнем воздействия сбросов  и  выбросов
   от  ОАО "Сокольский ЦБК" и возникающими в результате этого вредными
   эффектами в состоянии здоровья.
       Экспертизой  было  доказано  влияние  сбросов  и  выбросов  ОАО
   "Сокольский  ЦБК"  на  состояние  здоровья  населения   г.   Сокол.
   Неканцерогенный   риск   хронической  интоксикации,   связанный   с
   наличием  в  питьевой воде формальдегида, свинца и линфосульфоновых
   кислот  в  существующих концентрациях, составил 3249 дополнительных
   случаев  заболеваний и рассматривался как повышенный риск.  Доказан
   риск  развития  злокачественных новообразований и  риск  проявления
   общетоксичных эффектов при рекреационном водопользовании.
       В  ходе  проведения  экспертизы  выявлен  риск  от  воздействия
   выбросов  загрязняющих веществ ОАО "Сокольский  ЦБК".  В  условиях,
   превышающих  гигиенические нормативы от 1 до 5  ПДК  на  территории
   города,  проживает  14031  человек,  в  том  числе  2035  детей;  в
   условиях  повышенного  хронического риска - 25636  человек,  в  том
   числе  детей  -  3632.  Высокий канцерогенный риск  испытывают  592
   человека,  в том числе детей - 92. Под повышенным риском смертности
   от   воздействия  пыли  и  сернистого  ангидрида  находятся   20820
   человек.
       Таким  образом, экспертиза подтвердила правомочность требований
   санэпидслужбы,  позволила  разработать  конкретные  мероприятия   и
   обеспечить контроль за их выполнением в судебном порядке.
       В   условиях  реальных  антропотехногенных  нагрузок,   которое
   испытывает  население, первостепенное значение имеет индивидуальная
   оценка степени риска различных заболеваний и интоксикаций.
       С  использованием метода лазерной корреляционной  спектроскопии
   проведены  исследования состояния здоровья работающих  в  различных
   условиях труда на ОАО "Чагодощенский стеклозавод", выявлены  ранние
   патологические  изменения  в состоянии  здоровья,  выделены  группы
   риска.  Аналогичные исследования субфракционного  состава  слюны  и
   мочи   проведены   среди   детского   населения   на   экологически
   неблагоприятной территории г. Сокол.
       Кроме   этого,   проводится  оценка  микроэлементного   статуса
   населения,   что   позволяет  более  успешно   реализовать   задачи
   обеспечения санэпидблагополучия на новом технологическом и  научном
   уровне.
       В 2001 году в г. Череповце в рамках городской целевой программы
   проведено    исследование    микроэлементного    статуса     детей-
   дошкольников,  проживающих  в  разных  районах  города.  Селитебная
   территория  города  примыкает к промышленной зоне металлургического
   комбината  (ОАО  "Северсталь")  и сталепрокатного  завода  и  несет
   высокую    техногенную    нагрузку   под   воздействием    выбросов
   загрязняющих веществ (Индустриальный район).
       В  ходе  исследования  были  выполнены  следующие  мероприятия:
   составлено согласительное письмо между Череповецким центром ГСЭН  и
   родителями  ребенка, где указаны цели исследования и  обязательства
   сторон;  составлены списки детей в возрасте 5 - 6  лет,  посещающих
   детские  дошкольные  учреждения (ДДУ) в различных  районах  города;
   проведены  собрания  с  представителями ДДУ и  родителями  детей  с
   объяснением целей и задач исследования; разработаны и размножены  в
   необходимом  количестве анкеты для родителей с указанием  их  места
   работы, семейного дохода, использования фильтра для очистки воды  в
   домашних  условиях; проведен отбор проб суточных  рационов  пищи  в
   ДДУ для исследования содержания химических элементов.
       Для биоскрининга отобрано 245 образцов проб волос детей, из них
   84  (34,3%)  проживали в Индустриальном районе,  101  (41,2%)  -  в
   Первомайском,  29  (11,8%)  -  в  Северном  и  31   (12,6%)   -   в
   Зашекснинском  районе.  Количество обследованных  детей  выбиралось
   пропорционально   числу   детского   населения,   проживающего   на
   территории  названных  районов. Исследование  волос  проводилось  в
   "Центре   биотической   медицины"  (г.  Москва)   методом   атомно-
   эмиссионной спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой  плазмой
   (прибор ICAP-9000 "Thermo Jarrell Ash", USA).
       Как  показали результаты исследования, ни у одного  ребенка  не
   обнаружено  оптимального (нормативного) содержания в  волосах  всех
   23  определяемых химических элементов. Также не установлено  детей,
   у  которых  отклонение в микроэлементом составе было бы  только  по
   одному  химическому  элементу.  У 11  (4,49%)  обследованных  детей
   отклонения установлены по двум микроэлементам, у 34 (13,88%)  -  по
   трем  микроэлементам, у 48 (19,59%) - по четырем микроэлементам,  у
   40  (16,33%)  -  по пяти микроэлементам, у 38 (15,5%)  -  по  шести
   микроэлементам,  у  37  (15,1%)  - по  семи  микроэлементам,  у  17
   (6,94%)  -  по  восьми  микроэлементам, у 11 (4,49%)  -  по  девяти
   микроэлементам,  у  9 (3,67%) - по десяти микроэлементам.  Детей  с
   дисбалансом   по   более   чем  десяти  химическим   элементам   не
   установлено.
       В  ходе  исследования  не  выявлено зависимости  между  районом
   проживания  и количеством отклонений в микроэлементном  составе  по
   числу химических элементов.
       Из 23 химических элементов, по которым проводилось исследование
   волос,   значительные  отклонения  отмечены  по  7  элементам:   Са
   (кальций)  -  норма у 69,8% детей, у 29,3% занижено содержание,  Cr
   (хром)  -  норма у 59,59% детей, у 35,5% занижено, Со  (кобальт)  -
   норма  у 3,27% детей, у 95,92% занижено, К (калий) - норма у 68,57%
   детей, занижено у 17,14%, завышено у 14,29%, Mg (магний) - норма  у
   54,29%  детей,  занижено у 43,27%, Si (кремний)  -  норма  у  55,1%
   детей,  занижено  у 24,4%, завышено у 2,04%, Zn (цинк)  -  норма  у
   52,24%  детей,  занижено  у  45,3%.  Содержание  других  химических
   элементов  у  большинства  обследованных  детей  находилось   около
   нормативных значений (рис. 10).
   
             Рис. 10. Удельный вес нормального содержания
        химических элементов в волосах среди обследуемых детей
          в 2001 г. на территории г. Череповца (в процентах)
   
                        Рисунок не приводится.
   
       Хотя  содержание токсичных микроэлементов (As, Mn,  Pb,  Cd)  в
   основном  соответствовало  нормативным показателям,  у  72  (29,3%)
   детей  установлено повышенное их содержание в волосах; у 17  (6,9%)
   -  превышение  содержания мышьяка (As); у 39 (15,9%)  -  превышение
   содержания  кадмия  (Cd);  у  3  (1,22%)  -  превышение  содержания
   марганца  (Mn);  у 23 (9,39%) - превышение содержания  свинца  (Pb)
   (рис. 11).
   
          Рис. 11. Количество детей с повышенным содержанием
        токсичных элементов по районам проживания г. Череповца
                                   
                        Рисунок не приводится.
   
       У  10  детей  установлено повышенное содержание двух  токсичных
   элементов  (As + Pb, Cd + Pb, As + Cd). Этих детей можно отнести  в
   группу риска по интоксикации указанными химическими элементами.
       Установлено,  что  общее  количество  детей  группы  риска   по
   токсичным элементам в Индустриальном районе достоверно выше, чем  в
   Северном  и  Зашекснинском  (Р  < 0,05).  По  интоксикации  свинцом
   обнаружены   достоверные  различия  между   количеством   детей   в
   Индустриальном  и  Зашекснинском,  Индустриальном  и   Первомайском
   районах.
       По  интоксикации кадмием достоверные различия между количеством
   детей   в   Первомайском   районе  и   Северном,   Первомайском   и
   Зашекснинском,   Индустриальном  и   Северном,   Индустриальном   и
   Зашекснинском  районах.  Не  установлено  достоверных  различий  по
   территориальному  распределению детей с  интоксикацией  мышьяком  и
   марганцем.
       Наличие группы риска детей по интоксикации кадмием и свинцом  в
   Индустриальном  и Первомайском районах, а также обнаружение  свинца
   в  пробах  почвы  этих  районов выше предельно  допустимого  уровня
   позволяют  сделать  вывод  о возможном техногенном  воздействии  на
   здоровье детского населения.
       По  окончании  исследования каждому родителю  ребенка  на  руки
   выданы  результаты анализа волос ребенка на микроэлементный состав,
   даны    заключения   по   результатам   исследования,    предложены
   консультации    узких    специалистов,   перечень    дополнительных
   лабораторных  и инструментальных исследований, перечень  биодобавок
   для  коррекции  выявленных  нарушений  минерального  обмена.  Таким
   образом,   применение  современных  технологий  в  практике   ГСЭН,
   методологии  оценки  риска с использованием  и  анализом  данных  в
   геоинформационных   системах,   исследование   состояния   здоровья
   населения   на   доклиническом   уровне   позволяют   разрабатывать
   рациональные,  научно обоснованные и своевременные  мероприятия  по
   снижению антропотехногенной нагрузки на население.
       В целях охраны здоровья населения одной из первоочередных задач
   на каждой территории должно быть решение экологических и санитарно-
   гигиенических    проблем   через   систему   СГМ    и    реализацию
   целенаправленных мероприятий по охране здоровья населения.
   
                               9. Выводы
   
       1.  Ведение  системы  социально-гигиенического  мониторинга   с
   использованием   современных  методов  оценки  среды   обитания   и
   здоровья  населения  возможно даже на  территориях  с  численностью
   населения  20  -  30  тыс. чел. (центры III  и  II  категории)  при
   условии  реформирования  их по межрайонному принципу  осуществления
   госсанэпиднадзора   с  концентрацией  кадрового,   технического   и
   информационно-аналитического потенциала.
       2.  Установление  причинно-следственных  связей  как  одной  из
   главных  задач  системы  социально-гигиенического  мониторинга   не
   возможно   без  внедрения  современных  методов  оценки   состояния
   здоровья  населения  и  среды обитания:  геоинформационных  систем,
   донозоологической     диагностики,     оценки     риска,     оценки
   микроэлементного статуса населения, дистанционного  зондирования  и
   др.
       3.  Организация  госсанэпиднадзора в  современных  условиях  на
   качественно   новом   уровне  возможна  при   условии   правильного
   построения     системы    социально-гигиенического     мониторинга,
   объединения  информационных потоков ведомств, надзорных  органов  и
   предприятий,    что    позволяет    вырабатывать    и     принимать
   целенаправленные   управленческие  решения   по   охране   здоровья
   населения   на  уровне  муниципальных  образований  и   на   уровне
   правительства области.
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 1
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    ГУБЕРНАТОРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
   от 18.12.2000 N 1068
                                   
                              г. Вологда
                                   
            О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И РАЗВИТИИ ОБЛАСТНОГО ЗВЕНА
            СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ (СНЛК)
   
       В  целях  совершенствования и развития  областного  звена  сети
   наблюдения  и лабораторного контроля (СНЛК) Российской Федерации  и
   в  связи с реорганизациями в учреждениях и организациях, входящих в
   его структуру, постановляю:
       1.  Утвердить  Положение об областном звене сети  наблюдения  и
   лабораторного контроля (СНЛК) Российской Федерации (Приложение 1).
       2.  Утвердить  Критерии  информации  о  чрезвычайных  ситуациях
   (Приложение 2).
       3.  Главному  государственному санитарному врачу в  Вологодской
   области  Б.В.  Лимину, начальнику департамента сельского  хозяйства
   администрации   области   Л.В.  Фрыгину,   начальнику   центра   по
   гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды  Е.П.  Машонскому,
   начальнику  управления здравоохранения администрации  области  А.А.
   Колинько,  временно исполняющему обязанности начальника  управления
   по  делам ГОЧС г. Вологды Н.В. Пробичеву, начальнику управления  по
   делам ГОЧС г. Череповца М.Е. Зуеву:
       -  в месячный срок после подписания Постановления представить в
   главное   управление  по  делам  ГОЧС  Вологодской  области   (В.В.
   Екимовский)  перечни учреждений, организаций, постов  радиационного
   химического    наблюдения   объектов   экономики,   диагностических
   бактериологических       лабораторий       лечебно-профилактических
   учреждений,   входящих  в  областное  звено   сети   наблюдения   и
   лабораторного контроля (СНЛК);
       -   довести  до  сведения  работников  подчиненных  учреждений,
   включенных  в  структуру СНЛК, Положение об  областном  звене  сети
   наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Российской Федерации;
       -  организовать  подготовку  личного  состава  учреждений  сети
   наблюдения   и   лабораторного   контроля,   обеспечив    табельным
   имуществом,  приборами, лабораторным оборудованием,  помещениями  и
   средствами  связи  для  передачи информации о зараженности  внешней
   среды  радиоактивными  и  химическими веществами  и  биологическими
   (бактериальными) средствами.
       Главному   государственному  санитарному  врачу  в  Вологодской
   области  Б.В. Лимину, начальнику главного управления по делам  ГОЧС
   области  В.В. Екимовскому в срок до 15 апреля 2001 года разработать
   и    представить   на   согласование   проект   целевой   программы
   "Информатизация областного звена СНЛК".
       Главам администраций - начальникам ГО городов и районов области
   осуществлять  контроль за готовностью учреждений сети наблюдения  и
   лабораторного   контроля   и   обеспечить   немедленную    передачу
   получаемой  от  них информации в главное управление по  делам  ГОЧС
   Вологодской области.
   
                                                          По поручению
                                                   Губернатора области
                                                    Первый заместитель
                                                   Губернатора области
                                                          Н.В.КОСТЫГОВ
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
   
                                                            Утверждено
                                                        Постановлением
                                                   Губернатора области
                                          от 18 декабря 2000 г. N 1068
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
                  ОБ ОБЛАСТНОМ ЗВЕНЕ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ
             И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
           ОБЛАСТНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
          ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОБЛАСТИ
   
                          I. Общие положения
   
       1.  Настоящее  Положение <1> определяет  организацию,  основные
   задачи  и порядок функционирования областного звена сети наблюдения
   и  лабораторного  контроля  (СНЛК) Российской  Федерации  областной
   подсистемы  предупреждения  и ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и
   гражданской обороны области.
   --------------------------------
       <1>  Разработано в соответствии с требованиями Положения о сети
   наблюдения  и лабораторного контроля гражданской обороны Российской
   Федерации,  утвержденного  Председателем  ГКЧС  России,   Министром
   охраны   окружающей   среды   и   природных   ресурсов,   Министром
   здравоохранения,   Министром  сельского  хозяйства,   Председателем
   Госкомсанэпиднадзора и Руководителем Росгидромета 30  октября  1993
   года.
   
       2. Областное звено СНЛК является составной частью сил и средств
   областной   подсистемы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
   ситуаций и гражданской обороны области.
       Общее   руководство   областным  звеном   сети   наблюдения   и
   лабораторного  контроля осуществляет главное  управление  по  делам
   гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области.
       Контроль  за состоянием готовности учреждений областного  звена
   сети   наблюдения   и   лабораторного   контроля   независимо    от
   ведомственной  принадлежности и форм собственности  к  действиям  в
   условиях   мирного  времени  осуществляет  главный  государственный
   санитарный  врач  по  Вологодской  области,  в  условиях   военного
   времени  -  главное  управление  по  делам  гражданской  обороны  и
   чрезвычайным ситуациям Вологодской области.
       Наблюдение  <2>  и  лабораторный  контроль  <3>  в  Вологодской
   области организуется и проводится в целях:
       своевременного  обнаружения  и  индикации  <4>  радиоактивного,
   химического,    биологического   (бактериологического)    заражения
   (загрязнения)   питьевой   воды,  пищевого   и   фуражного   сырья,
   продовольствия,  объектов окружающей среды  (воздуха,  почвы,  воды
   открытых   водоемов,   растительности  и  др.)   при   чрезвычайных
   ситуациях мирного и военного времени;
       принятия     экстренных     мер    по     защите     населения,
   сельскохозяйственного   производства   от    радиоактивных    (РВ),
   отравляющих    (ОВ),    аварийно    химически    опасных    (АХОВ),
   сильнодействующих    ядовитых   (СДЯВ)    веществ,    биологических
   (бактериологических)  средств  (БС)  -  возбудителей   инфекционных
   заболеваний.
   --------------------------------
       <2>  Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное
   обнаружение   зараженности  (загрязненности)  объектов   окружающей
   среды,  продовольствия, пищевого и фуражного сырья,  питьевой  воды
   РВ, ОВ, АХОВ, СДЯВ и БС с помощью технических средств.
       <3>  Лабораторный  контроль  - обнаружение  в  пробах  объектов
   окружающей  среды,  продовольствия,  пищевого  и  фуражного  сырья,
   питьевой  воды,  клиническом материале искомого агента  (для  БС  -
   после проведения специфической индикации).
       <4>  Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий  подтвердить
   факт  заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, СДЯВ, БС  и  определить
   их вид.
   
       Состав   областного  звена  сети  наблюдения  и   лабораторного
   контроля   (СНЛК)  Российской  Федерации  формируется   на   основе
   профильных  центров, учреждений, организаций, лабораторий  объектов
   экономики,   функционирующих  на  территории  области.  Координацию
   деятельности  на  местном уровне СНЛК осуществляют  соответствующие
   комиссии  по  чрезвычайным ситуациям местных органов исполнительной
   власти и управления по делам ГОЧС.
       3.   Главное   управление  по  делам  гражданской   обороны   и
   чрезвычайным    ситуациям   области   организует   и   координирует
   деятельность   учреждений,   включенных   в   СНЛК,   по   вопросам
   чрезвычайных  ситуаций  мирного  и военного  времени,  обеспечивает
   взаимодействие  со  специализированными  учреждениями  Министерства
   обороны   Российской   Федерации,   Министерства   внутренних   дел
   Российской Федерации, дислоцирующихся на территории области.
   
                II. Функционирование и порядок передачи
       информации учреждениями областного звена сети наблюдения
                       и лабораторного контроля
   
       4. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
       В  режиме  повседневной деятельности (мирное время,  нормальная
   радиационная,     химическая,    эпидемическая,     эпизоотическая,
   эпифитотическая  обстановка)  наблюдение  и  лабораторный  контроль
   проводятся  в  объеме задач, установленных для  данного  учреждения
   директивным (вышестоящим) органом.
       Информация  о  результатах наблюдения и лабораторного  контроля
   представляется   по   установленному   регламенту   в   вышестоящую
   организацию по подчиненности и в главное управление по  делам  ГОЧС
   Вологодской области согласно критериям <5>.
   --------------------------------
       <5>  Критерии  (Приложение 2), разработанные в  соответствии  с
   требованиями   Приказа  Министра  по  делам  гражданской   обороны,
   чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий
   N 382 от 7 июля 1997 г.
   
       В  режиме  повышенной  готовности  (ухудшение  производственно-
   промышленной,      радиационной,     химической,     эпидемической,
   эпизоотической,  эпифитотической,  экологической,  сейсмической   и
   гидрометеорологической    обстановки,    прогноз    о     возможном
   возникновении чрезвычайной ситуации или угрозе войны)  и  в  режиме
   чрезвычайной  ситуации  (возникновение  и  ликвидация  чрезвычайных
   ситуаций   в   мирное  время,  применение  противником  современных
   средств  поражения  в  военное  время)  наблюдение  и  лабораторный
   контроль  проводятся  в  объеме  задач,  предусмотренных  настоящим
   Положением.
       Информация  об  ухудшении обстановки,  обнаружении  в  воздухе,
   почве,  воде,  растительности, продовольствии, пищевом  и  фуражном
   сырье   РВ,   АХОВ,   СДЯВ  в  концентрациях  (уровнях   радиации),
   превышающих  фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также  ОВ  и  БС,  о
   случаях   особо  опасных  инфекционных  заболеваний  и  о  массовых
   вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений)  людей,
   животных  и  растений,  о  случаях высокого  загрязнения  природной
   среды  передается  учреждениями СНЛК в вышестоящую  организацию  по
   подчиненности  и одновременно в главное управление  по  делам  ГОЧС
   области.
       Передача  информации (уведомления) осуществляется в  сроки,  не
   превышающие  двух  часов  с  момента обнаружения  признаков  угрозы
   возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее - с периодичностью  не
   более  четырех часов в формализованном и неформализованном виде  по
   существующим    каналам   связи   и   с   последующим    письменным
   подтверждением  (донесением)  не  позднее  двух  часов  с   момента
   уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
       Последующая  информация  о  развитии  обстановки  передается  с
   периодичностью   не  более  четырех  часов  (если  сроки   подобных
   сообщений   не   оговорены  особо).  Состав  и   конкретные   формы
   представления  информации  по  подчиненности  устанавливаются   для
   каждого  учреждения  СНЛК  вышестоящей организацией,  комиссией  по
   чрезвычайным  ситуациям администрации области, главным  управлением
   по делам ГОЧС области и закрепляются соответствующей инструкцией.
   
         III. Организация наблюдения и лабораторного контроля
   
       5.  В  состав  областного звена сети наблюдения и лабораторного
   контроля (СНЛК) входят:
       Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора  в
   Вологодской     области    (ЦГСЭН    в    Вологодской     области),
   территориальные,  межрайонные  и районные  центры  государственного
   санитарно-эпидемиологического  надзора  (ТЦ  ГСЭН,  МРЦ  ГСЭН,   РЦ
   ГСЭН);
       центр   санитарно-эпидемиологического  надзора  железнодорожной
   станции Вологда (ЦСЭН);
       Вологодский  областной центр по гидрометеорологии и мониторингу
   окружающей  среды (ВЦГМС), гидрометеорологические станции  (ГМС)  и
   посты (ГМП);
       государственное учреждение "Вологодская областная  ветеринарная
   лаборатория",  районные  ветеринарные лаборатории,  станции  защиты
   животных;
       Вологодская научно-исследовательская ветеринарная станция;
       Вологодская  государственная станция защиты растений,  районные
   станции  защиты  растений,  Федеральное государственное  учреждение
   Центр  агрохимической службы "Вологодский", станции  агрохимической
   службы;
       государственная инспекция по карантину растений по  Вологодской
   области;
       лаборатории объектов экономики;
       диагностические    бактериологические   лаборатории    лечебно-
   профилактических учреждений;
       посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН).
       6.  Основу  областного  звена сети наблюдения  и  лабораторного
   контроля   (СНЛК)  составляют  центры  государственного  санитарно-
   эпидемиологического  надзора  (расположенные   в   категорированных
   городах).
       7.  Головные учреждения СНЛК - областной центр государственного
   санитарно-эпидемиологического надзора  (ОЦГСЭН)  и  государственное
   учреждение  "Вологодская областная ветеринарная  лаборатория"  -  в
   целях,  определенных  пунктом  2  настоящего  Положения,  выполняют
   следующие функции:
       определяют    зараженность    объектов    окружающей     среды,
   продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды  РВ,  ОВ,
   АХОВ, СДЯВ и проводят специфическую индикацию БС;
       осуществляют   сбор,   обобщение   и   анализ   информации    о
   радиоактивном,   химическом  и  биологическом  (бактериологическом)
   заражении  (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого  и
   фуражного   сырья,  объектов  окружающей  среды  при   чрезвычайных
   ситуациях мирного и военного времени;
       разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных
   подразделений областного звена СНЛК;
       осуществляют      методическое     руководство     подчиненными
   подразделениями  областного звена СНЛК при  проведении  всех  видов
   лабораторных исследований;
       организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
       Головные  учреждения  СНЛК являются подразделениями  повышенной
   готовности со сроком приведения в готовность 6 (шесть) часов.
       При   эвакуации   головные  учреждения  СНЛК  располагаются   в
   загородной  зоне,  места дислокации определяются и подготавливаются
   заблаговременно  в  соответствии с  планом  перевода  учреждений  с
   мирного на военное время.
       В  целях  повышения  устойчивости  функционирования  областного
   звена   СНЛК   в  мирное  и  военное  время  головным   учреждением
   назначаются  дублеры,  на  которых  возлагаются  функции  областных
   учреждений  СНЛК. В качестве дублеров используются  Сокольский  МРЦ
   ГСЭН и Харовская ветеринарная лаборатория.
       7.   Вологодский   областной  центр  по   гидрометеорологии   и
   мониторингу  окружающей  среды  в  целях,  определенных  пунктом  2
   настоящего Положения, выполняет следующие функции:
       измеряет  мощности доз радиоактивного излучения на местности  в
   районе расположения учреждения;
       определяет  зараженность атмосферного  воздуха,  воды  открытых
   водоемов и местности ОВ, АХОВ и СДЯВ;
       устанавливает границы зон радиоактивного, химического заражения
   (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
       определяет  удельную  и  объемную  активность  радионуклидов  в
   объектах окружающей среды;
       устанавливает радионуклидный состав исследуемых проб;
       готовит  специалистов  ГМС  и ГМП по  ведению  радиационного  и
   химического наблюдения.
       8. Гидрометеорологические станции (ГМС) и посты (ГМП) центра по
   гидрометеорологии  и  мониторингу окружающей среды  по  Вологодской
   области  в  целях,  определенных пунктом  2  настоящего  Положения,
   выполняют следующие функции:
       измеряют  мощность доз радиоактивного излучения на местности  в
   районе расположения метеоплощадок;
       устанавливают  наличие ОВ, АХОВ и СДЯВ в  атмосферном  воздухе,
   воде открытых водоемов и на местности;
       осуществляют  отбор проб воздуха, аэрозолей из приземного  слоя
   атмосферы,  воды  открытых водоемов и доставку их в соответствующие
   учреждения областного звена СНЛК.
       9.  ЦГСЭН  в  Вологодской  области и  ЦСЭН  на  железнодорожном
   транспорте  МПС России в целях, определенных пунктом  2  настоящего
   Положения, выполняют следующие функции:
       проводят   санитарно-эпидемиологическую   разведку   в   очагах
   массового  поражения  силами  создаваемых  на  базе  ЦГСЭН   (ЦСЭН)
   гражданских     организаций     гражданской     обороны      (групп
   эпидемиологической  разведки, санитарно-эпидемиологических  отрядов
   и т.п.);
       устанавливают  виды  биологических  патогенных  агентов  боевых
   рецептур  в  военное время и возбудителей инфекционных  заболеваний
   при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных  из
   объектов  окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого
   сырья,  а  также  в материалах, взятых от больных  и  трупов  людей
   (специфическая индикация);
       осуществляют идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов и
   токсинов (только для ЦГСЭН в Вологодской области);
       проводят санитарную экспертизу продовольствия, питьевой воды  и
   пищевого  сырья,  зараженных РВ, ОВ, АХОВ, СДЯВ  и  БС,  с  выдачей
   заключения о пригодности их к использованию по назначению;
       измеряют  мощность доз радиоактивного излучения на местности  в
   районе расположения учреждения;
       определяют  удельную  и  объемную  активность  радионуклидов  в
   пробах   продовольствия,  питьевой  воды  и   пищевого   сырья   на
   контролируемых объектах;
       устанавливают  радионуклидный состав  исследуемых  проб  (кроме
   районных ЦГСЭН);
       определяют     на    контролируемых    объектах    зараженность
   продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ, АХОВ и СДЯВ;
       оказывают  методическую помощь и руководят работой  нижестоящих
   звеньев ЦГСЭН (ЦСЭН) на подведомственной территории.
       10.     Территориальные,    межрайонные,    районные     центры
   государственного санитарно-эпидемиологического надзора  и  ЦСЭН  на
   железнодорожном   транспорте  в  целях,  определенных   пунктом   2
   настоящего Положения, выполняют следующие функции:
       проводят санитарно-эпидемиологическую разведку на обслуживаемой
   территории;
       устанавливают  наличие  (на  основе  косвенных   признаков)   в
   объектах  окружающей среды биологических патогенных агентов  боевых
   рецептур  в  военное время и возбудителей инфекционных  заболеваний
   людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
       исследуют  пробы,  отобранные  из  объектов  окружающей  среды,
   продовольствия,  питьевой  воды,  пищевого  сырья  на  зараженность
   известными возбудителями;
       измеряют  мощность доз радиоактивного излучения на местности  в
   районе расположения учреждения;
       устанавливают наличие в объектах окружающей среды  ОВ,  АХОВ  и
   СДЯВ, проведение их предварительной идентификации;
       осуществляют   отбор   проб  из  объектов   окружающей   среды,
   продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ,  ОВ,
   АХОВ,  СДЯВ  и  БС, и доставку их в головной ЦГСЭН для лабораторных
   исследований и проведения санитарной экспертизы.
       11.  Диагностические  бактериологические  лаборатории  лечебно-
   профилактических  учреждений области в целях, определенных  пунктом
   2 настоящего Положения, выполняют следующие функции:
       осуществляют  отбор и доставку проб, взятых от  больных  людей,
   трупов   при   массовых  опасных  инфекционных  заболеваниях   (при
   подозрении  на  ООИ),  в головную лабораторию ЦГСЭН  в  Вологодской
   области;
       исследуют  пробы,  отобранные  от  больных  людей,  трупов  при
   массовых опасных инфекционных заболеваниях.
       12.    Государственное   учреждение   "Вологодская    областная
   ветеринарная   лаборатория"  в  целях,   определенных   пунктом   2
   настоящего Положения, выполняет следующие функции:
       проводит ветеринарную разведку на объектах сельского хозяйства;
       устанавливает  виды  биологических  патогенных  агентов  боевых
   рецептур  в  военное время и возбудителей инфекционных  заболеваний
   животных  в мирное время в материалах, взятых от больных  и  трупов
   животных  и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в  местах
   водопоя животных (специфическая индикация);
       проводит   лабораторную   диагностику   инфекционных   болезней
   животных    и    птиц,   осуществляет   идентификацию    выделенных
   микроорганизмов;
       измеряет  мощность доз радиоактивного излучения на местности  в
   районе расположения учреждения;
       определяет  удельную  и  объемную  активность  радионуклидов  в
   пробах  пищевого сырья животного происхождения, фуражного  сырья  и
   воды на контролируемых объектах;
       устанавливает    радионуклидный   состав   исследуемых    проб,
   зараженных радиоактивными веществами;
       определяет зараженность сельскохозяйственных животных  и  птиц,
   продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья  и  воды
   ОВ, АХОВ, СДЯВ, а также осуществляет их индикацию;
       проводит  лабораторные исследования животных и птиц, пораженных
   РВ, ОВ, АХОВ, СДЯВ;
       проводит   ветеринарно-санитарную  экспертизу  пищевого   сырья
   животного  происхождения,  воды (для  водопоя  сельскохозяйственных
   животных),  а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ,  СДЯВ
   и  БС,  с  выдачей  заключения о возможности  их  использования  по
   назначению;
       осуществляет прогнозирование и оценку радиационной,  химической
   и    биологической   (бактериологической)   обстановки   в    целях
   обоснования планируемых защитных мероприятий;
       оказывает  методическую  помощь  ветеринарным  лабораториям  на
   закрепленной    территории   и   организует    подготовку    кадров
   (специалистов).
       13.  Районные и межрайонные ветеринарные лаборатории  в  целях,
   определенных  пунктом 2 настоящего Положения,  выполняют  следующие
   функции:
       проводят   ветеринарную   разведку  в   очагах   биологического
   заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
       устанавливают   наличие   (на   основе   косвенных   признаков)
   биологических патогенных агентов боевых рецептур в военное время  и
   возбудителей   инфекционных  заболеваний  животных   и   птиц   при
   чрезвычайных ситуациях мирного времени;
       проводят ветеринарно-санитарную экспертизу пищевого и фуражного
   сырья,   воды   (для  водопоя  сельскохозяйственных  животных)   на
   зараженность  РВ,  ОВ,  АХОВ, СДЯВ и  БС  с  выдачей  заключения  о
   возможности использования их по назначению;
       проводят  лабораторные  исследования  на  наличие  возбудителей
   бактериальной группы;
       измеряют  мощность доз радиоактивного излучения на местности  в
   районе расположения учреждения;
       устанавливают  факт заражения животных и птиц,  пищевого  сырья
   животного  происхождения, фуражного сырья и воды  РВ,  ОВ,  АХОВ  и
   СДЯВ и осуществляют их индикацию;
       осуществляют  на  объектах  ветеринарного  надзора  отбор  проб
   пищевого  сырья  животного происхождения,  фуража,  воды,  а  также
   материала  от больных, трупов животных и птиц, зараженных  РВ,  ОВ,

Счетчики
 
Реклама
Разное