Стр. 4
организаций Московской области был проведен контроль качества
аттестации рабочих мест по условиям труда. В результате проверок:
- на более 23,5 тыс. рабочих мест подтверждено их соответствие
нормативным требованиям охраны труда;
- устранены случаи неправомерности применения труда женщин и
подростков для 2,1 тыс. рабочих мест.
С целью обеспечения работникам необходимого уровня социальной
защиты в сфере охраны труда, получения государственных компенсаций
за условия труда Главным управлением по труду и социальным
вопросам Московской области совместно с Государственной инспекцией
труда в Московской области, Центром госсанэпиднадзора в Московской
области с привлечением органов местного самоуправления,
территориальных органов надзора и профсоюзных организаций
проведены более 2,5 тыс. обследований организаций, в ходе которых
оказана практическая помощь по организации работ, направленных на
улучшение условий труда на рабочих местах.
Впервые в 2002 году введены меры экономической
заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий
труда. Реально задействован экономический механизм стимулирования
работодателя в создании нормальных условий труда и реализации мер
по профилактике производственного травматизма:
- 133 организациям установлены скидки и надбавки к страховым
тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- 294 организациям предоставлено право использовать более 38
миллионов рублей из Фонда социального страхования Российской
Федерации на финансирование программ по предупреждению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- по результатам конкурсного отбора обучающим организациям
Московской области выделено более 33 миллионов рублей из
федеральных внебюджетных источников на проведение обучения по
охране труда работников.
В целях совершенствования практики обучения, инструктажа и
проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда
работников предприятий, включая руководителей:
- проведено обучение по вопросам охраны труда более 54 тыс.
руководителей и специалистов организаций, отдельных категорий
застрахованных;
- организована работа свыше 40,4 тыс. уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда по осуществлению общественного
контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в
области охраны труда;
- создано более 12,7 тыс. комитетов (комиссий) по охране труда
в организациях.
В целях оказания помощи в практической работе центральным
исполнительным органам государственной власти Московской области,
органам местного самоуправления и организациям Главным управлением
по труду и социальным вопросам Московской области разработано 28
нормативных, методических и информационных документов по вопросам
охраны труда.
В результате осуществления государственного контроля за
условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих
мест по условиям труда при росте численности работников в
Московской области и росте объемов производства промышленной
продукции достигнуто:
- снижение числа пострадавших со смертельным исходом более чем
на 30 процентов;
- сокращение числа работников, занятых в условиях, не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, более чем на 1,2 тыс.
человек.
За активное решение проблем охраны труда и участие в VI
международной специализированной выставке "Безопасность и охрана
труда - 2002" Главное управление по труду и социальным вопросам
Московской области удостоено диплома и золотой медали.
Повышение минимального размера оплаты труда до уровня бюджета
прожиточного минимума, а в перспективе - до уровня минимального
потребительского бюджета проводится на основе областного и
районных (территориальных) соглашений.
В 2002 году среднемесячная заработная плата в целом по
Московской области превысила величину прожиточного минимума в 2,1
раза. По сравнению с 2001 г. она выросла на 32 процента и
составила 4664 рубля (в декабре - 5956 рублей), что на 6
процентов выше среднемесячной заработной платы по России,
значительно (15-40 процентов) выше ее значений в областях
Центрального федерального округа, но почти на 31 процент ниже, чем
в г. Москве.
В 44 муниципальных образованиях уровень заработной платы был
выше среднеобластного. Низкий ее уровень отмечается в Зарайском,
Серебряно-Прудском, Шаховском районах, городах Рошаль и
Лосино-Петровский.
В целях реализации системы защиты заработной платы от
обесценивания путем регулярной индексации с 1 января 2002 г.
была введена 30-процентная доплата к заработной плате работников
бюджетной сферы, начисляемой от новых тарифных ставок. В
соответствии с постановлением Правительства Московской области от
19.09.2002 N 413/33 "О повышении размера доплаты к заработной
плате работникам организаций бюджетной сферы Московской области"
с 1 сентября 2002 года величина доплаты составила 40 процентов.
Темп роста заработной платы в учреждениях бюджетной сферы
Московской области был выше, чем во внебюджетном секторе
экономики, что позволило сократить разрыв в уровнях заработной
платы бюджетной и внебюджетной сферы.
Всего в 2002 году по учреждениям бюджетной сферы заработная
плата выросла на 44 процента и составила в здравоохранении 4037
рублей, в образовании - 3224, культуре - 2779 рублей.
Задолженности по заработной плате работников учреждений
бюджетной сферы Московской области в 2002 году не было.
На конец 2002 года имелась задолженность по заработной плате на
240 предприятиях внебюджетных отраслей, что на 64 предприятия
меньше по сравнению с началом года.
Для усиления регулирующего воздействия органов государственной
власти Московской области на оплату труда руководителей
государственных, муниципальных организаций и организаций смешанной
формы собственности с участием государства Правительством
Московской области принято постановление от 23.12.2002 N 615/50 "О
внесении изменений и дополнений в постановление Правительства
Московской области от 05.02.2001 N 20/3 "Об утверждении Примерного
трудового договора (контракта) с руководителем государственного
унитарного предприятия Московской области и Положения по оплате
труда руководителей государственных унитарных предприятий
Московской области".
В целях развития социального партнерства как эффективного
механизма договорного регулирования социально-трудовых отношений в
2002 году:
- в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации
внесены изменения в Законы Московской области "О социальном
партнерстве в Московской области", "О Московской областной
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений", "О деятельности объединений работодателей в сфере
социального партнерства Московской области", подготовлены и
направлены в муниципальные образования Московской области
нормативные методические материалы по ведению коллективных
переговоров, заключению, регистрации, контролю за выполнением
коллективных договоров и соглашений;
- проведен областной конкурс "Коллективный договор,
эффективность производства - основа защиты трудовых прав
работников", в котором приняли участие более 100 организаций
Московской области;
- проводилась работа по повышению качества коллективных
договоров и соглашений за счет конкретизации обязательств в
направлении повышения социальной защиты и жизненного уровня
работников (например, увеличена норма по минимальному уровню
заработной платы во внебюджетной сфере);
- центральными исполнительными органами государственной власти
Московской области, областными профсоюзными органами проводилась
организационная работа, направленная на расширение круга
социальных партнеров от стороны работодателей. В результате к
Московскому областному трехстороннему (региональному) соглашению в
декабре 2002 года присоединились семь объединений работодателей
агропромышленного комплекса;
- совместно с Министерством труда Российской Федерации
проводилась работа по формированию информационно-аналитической
базы по коллективным договорам и соглашениям ("АИАС "Социальное
партнерство");
- на уровне муниципальных образований Московской области было
заключено 60 трехсторонних территориальных соглашений, что почти в
2 раза больше по сравнению с 2001 годом. Охват
коллективно-трудовыми отношениями увеличился до 85 процентов от
численности занятых в экономике Московской области. Коллективные
трудовые споры в 2002 году не зарегистрированы.
В целом в 2002 году ситуация на рынке труда в Московской
области оставалась стабильной. По сравнению с аналогичным периодом
прошлого года спрос на рабочую силу вырос на 8,6 процента и
составил 330,5 тыс. человек.
Общая численность незанятых, ищущих работу граждан на конец
2002 года составила 223,1 тыс. человек, что на 9,3 процента меньше
аналогичного показателя на конец 2001 года. Общий уровень
безработицы снизился с 7,1 процента до 6,5 процента.
На учете в службе занятости на конец 2002 года состояло 52,9
тыс. граждан, ищущих работу, из них 38,4 тыс. человек официально
признанно безработными (75,4 процента составили женщины), пособие
по безработице назначено 34,6 тыс. человек. В сравнении с 2001
годом численность ищущих работу граждан, состоящих на учете на
конец отчетного периода, увеличилась на 5,4 процента, безработных
- на 14,6 процента, безработных с назначенным пособием по
безработице - на 19,3 процента.
Средняя продолжительность периода безработицы по Московской
области составила 5,6 месяца против 6 месяцев в 2001 г., в том
числе среди женщин - 5,7 мес. (в 2001 году соответственно 6,1
мес.), мужчин - 5,1 мес. (5,5 мес.), молодежи - 4,8 мес. (5 мес.),
инвалидов - 6,5 мес. (7 мес.), беженцев и вынужденных переселенцев
- 9,3 мес. (5,6 мес.), безработных, проживающих в сельской
местности, - 5,8 мес. (6,2 мес.).
Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный к численности
экономически активного населения, увеличился на 0,1 процента и
составил 1,1 процента, что значительно ниже, чем по Российской
Федерации (1,8 процента). В то же время в 23 районах и городах
этот показатель выше среднего по Московской области. Самый
высокий уровень регистрируемой безработицы в Лотошинском (5,1
процента), Шаховском (4,9 процента), Зарайском (3,9 процента),
Шатурском (3,6 процента) и Озерском (2,9 процента) районах.
Самый низкий уровень - в г. Жуковский (0,2 процента), в
Люберецком районе (0,4 процента), в г. Лобне, Реутове, Троицке,
Подольском и Красногорском районах (0,5 процента), в г.
Долгопрудный и Краснознаменске, Серпуховском районе (0,6
процента).
При содействии службы занятости в 2002 году было трудоустроено
150,4 тыс. человек (с учетом прошедших профобучение), это на 7,1
процента больше, чем в 2001 г., в их числе 52,3 тыс. чел. -
молодежь в возрасте 16-29 лет, 77,8 тыс. чел. - женщины. Уровень
трудоустройства составил в среднем по Московской области в 2002
году 60,9 процента (в 2001 г. - 59,5 процента, в 2000 г. - 54
процента, в 1999 г. - 45,6 процента).
В течение 2002 года от организаций Московской области поступило
197,9 тыс. вакансий. На конец отчетного периода количество
вакансий составило 43,2 тыс. единиц (на 01.01.2001 - 50 тыс.
единиц).
Анализ структуры свободных рабочих мест, заявленных
организациями в службу занятости населения, показывает, что среди
общего количества заявок работодателей 81 процент приходится на
вакансии по рабочим профессиям. По сравнению с 2001 годом в
профессионально-квалификационной структуре вакансий существенных
изменений не произошло. Несколько возросло число вакантных рабочих
мест, предусматривающих обучение.
В 2002 г. на профессиональное обучение было направлено 13,7
тыс. безработных граждан и незанятого населения, из них 76
процентов - женщины, 59 процентов - молодежь в возрасте 16-29 лет.
Всего с учетом переходящего контингента прошлого года в программе
профобучения приняло участие 16,3 тыс. человек. Уровень
трудоустройства граждан после завершения профессионального
обучения составил 99,2 процента.
Услуги по профессиональной ориентации получили 145,8 тыс.
человек, в том числе обязательные услуги - 96,3 тыс. человек,
дополнительные услуги - 47,6 тыс. учащихся образовательных
учреждений.
Низкая конкурентоспособность такой категории безработных, как
молодежь заставляет искать формы профориентационной работы,
которые могли бы обеспечить их адаптацию к современным условиям
рынка труда, реализацию планов по построению профессиональной
карьеры (групповые информационные консультации, индивидуальные
профконсультации, специализированные информационные семинары для
выпускников средних специальных и высших учебных заведений,
профконсультации для молодежи из неблагополучных семей,
составляющих группу риска, профессиональное консультирование с
элементами психологической поддержки детям-сиротам).
Услуги по профориентации получили 80,3 тыс. человек в возрасте
16-29 лет.
Профориентационные услуги получили 89,9 тыс. женщин.
Профессиональное просвещение, профессиональная информация,
психологическая поддержка и профессиональное консультирование
осуществляется адресно с учетом потребностей, интересов и
возможностей женщин.
Учитывая социальную незащищенность инвалидов, организация
профориентацнонной работы с данной категорией граждан носит
специфический характер. Дополнительно к обычным формам работы с
безработными гражданами и незанятым населением проводятся
мероприятия, способствующие повышению мотивации к трудоустройству,
социально-психологической адаптации, формированию мотивации к
профессиональному обучению. За отчетный период 1771 инвалид
получил профориентационные услуги. При работе с инвалидами служба
занятости тесно сотрудничает со специалистами медико-социальной
экспертной комиссии.
Одной из эффективных форм оказания профориентационных услуг
является работа по социальной адаптации безработных граждан к
рынку труда и обучению поиску работы (2,2 тыс. человек приняли
участие в этих мероприятиях, трудоустроено после завершения 64,4
процента).
В 2002 году для участия в общественных работах направлено 11,5
тыс. чел., что на 22 процента больше, чем в 2001 году. В основном
общественные работы были организованы в сельском хозяйстве,
торговле и общественном питании, в жилищно-коммунальном хозяйстве,
на транспорте и связи, в здравоохранении и социальном
обслуживании. К разряду общественных работ было отнесено и участие
во Всероссийской переписи населения.
В 2002 г. на временную работу в свободное от учебы время было
трудоустроено 56,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте
14-17 лет, что на 8,5 процента больше, чем в прошлом году. Отрасли
экономики, в которых были заняты несовершеннолетние граждане:
образование - 62,2 процента; здравоохранение - 10 процентов; ЖКХ -
7,7 процента; промышленность, транспорт, связь - 6,3 процента;
наука и культура - 6 процентов; сельское хозяйство - 2,7 процента.
В 2002 году при реализации мероприятий по организации
временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся
в социальной защите, были трудоустроены 4121 человек из числа
безработных граждан.
Работа по организации временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите, проводилась на
основе заключения договоров с работодателями. Центры занятости
населения в основном сотрудничали с промышленными предприятиями,
организациями социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Во временном трудоустройстве молодежи в возрасте до 18 лет
принимали участие 314 организаций Московской области, во временном
трудоустройстве инвалидов - 269 организаций.
В 2002 году 2151 человек из числа незанятых и безработных
граждан получили услуги по содействию самозанятости, в том числе
308 человек открыли собственное дело, из них 293 безработных.
В 2002 году было организовано 411 ярмарок вакансий и учебных
рабочих мест, в которых приняло участие 100,6 тыс. человек, 3578
организаций. В банке данных вакансий было представлено 183,4 тыс.
вакантных рабочих мест предприятий г. Москвы и Московской области.
Трудоустроено 14710 граждан, посетивших ярмарки.
Помимо традиционных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
центры занятости населения организовывали специализированные
ярмарки для молодежи, женщин, граждан, особо нуждающихся в
социальной защите, инвалидов, военнослужащих и членов их семей,
граждан с ограниченными трудовыми возможностями, детей из
неблагополучных семей; по организации общественных работ; по
организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
в период летних каникул. В этих ярмарках приняло участие свыше 50
тыс. человек.
Финансирование отдельных мероприятий активной политики
содействия занятости населения осуществлялось с привлечением
средств бюджетов муниципальных образований в объеме 14,3 млн.
рублей и средств работодателей - 31,2 млн. рублей, а также
областного бюджета - 31,9 млн. рублей, в т.ч. на организацию
общественных работ - 9,1 млн. рублей, на организацию временного
трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет -
22,4 млн. рублей. Однако по-прежнему основным источником
финансирования мероприятий по содействию занятости населения
Московской области в 2002 году являлись средства федерального
бюджета, которые были освоены в полном объеме и составили 114,28
млн. рублей, из них на мероприятия по содействию трудоустройству
израсходовано 64,88 млн. рублей, на организацию профессионального
обучения и профориентации - 49,4 млн. рублей.
На выплаты пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты
безработным гражданам получено и выплачено из средств
федерального бюджета 358,9 млн. рублей, из них: пособие по
безработице - 321,5 млн. рублей; материальная помощь - 45,2 тыс.
рублей; стипендия - 23,9 млн. рублей. Возмещены затраты
отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской
области, связанные с досрочным выходом на пенсию безработных
граждан, в размере 13,5 млн. рублей.
В сфере социальной защиты населения в 2002 году сохранена и
получила дальнейшее развитие действующая на территории Московской
области система социальной защиты социально незащищенных слоев
населения.
Данная система в течение отчетного года реализовывалась в
рамках мероприятий четырех областных целевых программ:
"Социальная защита населения Московской области на 2001-2002
годы" (профинансирована за счет средств областного бюджета на
99,8 процента), "Социальная поддержка инвалидов в Московской
области на 1998-2002 годы" (профинансирована на 78 процентов),
"Дети Подмосковья на 2001-2003 годы" (профинансирована на 95,6
процента), "Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей в Московской области на
2002-2005 годы" (в 2002 году финансирование из средств областного
бюджета не предусматривалось).
В течение 2002 года материальную поддержку в денежной и
натуральной форме получили более 300 тыс. жителей Московской
области. На эти цели из областного бюджета и бюджетов
муниципальных образований Московской области выделено более 81
млн. рублей. Учреждениям здравоохранения, социальной защиты
населения, образования и Управления исполнения наказаний
направлено гуманитарной помощи на сумму свыше 12 млн. рублей. Для
контроля за целевым использованием материальных ценностей,
поступающих по линии гуманитарной помощи, в 50 муниципальных
образованиях Московской области созданы комиссии по вопросам
международной гуманитарной помощи.
Осуществлены доплаты и единовременные выплаты различным
социально уязвимым категориям граждан:
- доплаты к государственным социальным пенсиям малообеспеченным
пенсионерам. Величина их в истекшем году увеличивалась дважды, и в
настоящее время размер минимальной пенсии в Московской области
составляет 900 рублей. Эту доплату получают 201438 человек, на
эти цели было выделено 321,39 млн. рублей;
- доплаты к пенсиям инвалидам Великой Отечественной войны
увеличены до уровня пенсии в размере 2500 рублей. Данную доплату
получают 11356 человек;
- выплаты единовременной материальной помощи ветеранам Великой
Отечественной войны в размере 200 рублей каждому в соответствии
с распоряжением Губернатора Московской области от 18.04.2002 N
294-РГ;
- доплаты к государственным пенсиям и выплата материальной
помощи инвалидам - участникам боевых действий в Республике
Афганистан, Чеченской Республике и Республике Дагестан, увеличен
размер доплат семьям военнослужащих, погибших при исполнении
обязанностей военной службы в мирное время. В Подмосковье сегодня
проживает 4735 граждан, которым в соответствии с постановлением
Губернатора Московской области от 01.10.2002 N 306-ПГ ежемесячно
выплачивается от 1650 до 2000 рублей из средств областного
бюджета;
- выплаты материальной помощи 113 пострадавшим (6780 тыс.
рублей) и 19 погибшим (2169,8 тыс. рублей) в результате
террористического акта в Театральном центре на Дубровке жителям
Московской области. 45 человек из числа пострадавших и их близких
родственников, нуждавшихся в санаторно-курортном лечении, были
обеспечены путевками;
- единовременная выплата лицам, 50 и (или) 60 лет состоящим в
браке (в соответствии с постановлением Правительства Московской
области от 07.03 2002 N 72/7), размером 1000 рублей на семью. В
2002 году такие выплаты получили 4835 семей;
- субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлены
на сумму 606,5 млн. рублей;
- выплачены ежемесячные пособия на детей на общую сумму 620,2
млн. рублей.
Кроме того, вручены подарки 150 ветеранам боевых действий на
общую сумму 62,71 тыс. рублей в период проведения
благотворительной акции в 6 госпиталях Московской области, к Дню
защитника Отечества;
- вручены подарки 650 матерям, воспитывающим 10 и более
несовершеннолетних детей, и матерям, дети которых погибли при
выполнении воинской обязанности, на общую сумму 208 тыс. рублей в
День Матери (во исполнение распоряжения Губернатора Московской
области от 20.11.2002 N 1069-РГ).
В 2002 году проведена значительная работа по улучшению
материально-технического оснащения учреждений социального
обслуживания, совершенствованию их деятельности. В 2002 году
социальные услуги гражданам Московской области оказывали более 810
различных учреждений и отделений, способных обслужить около 700
тыс. человек в год.
В течение отчетного года открыто 8 новых учреждений социальной
защиты населения: 4 центра реабилитации детей с ограниченными
возможностями (в Серпуховском районе, городах Железнодорожный,
Серпухове и Электросталь), социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних в г. Лосино-Петровский, реабилитационный центр
для инвалидов по зрению в Мытищинском районе, дом-интернат для
одиноких престарелых в г. Коломне. Открыто три филиала при
Московском областном центре социальной адаптации военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в
Солнечногорском, Наро-Фоминском районах и г. Серпухове.
В 2002 году положительные изменения произошли в работе сети
муниципальных учреждений социального обслуживания для граждан
пожилого возраста и инвалидов.
76 предприятий общественного питания, 21 из которых созданы при
органах и учреждениях социальной защиты населения, предоставили
бесплатное горячее питание свыше 39 тыс. нуждающимся жителям, 127
специализированных магазинов и 86 социальных отделов (секций)
обеспечили товарами по сниженным ценам свыше 216 тыс.
малообеспеченных граждан.
Оказание социальной помощи пожилым малоимущим гражданам,
проживающим в Московской области, осуществлялось в соответствии с
федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг
как бесплатно, так и за частичную оплату с учетом принципов
адресности, доступности, добровольности, гуманности.
В 2002 году развивалась принципиально новая,
личностно ориентированная разветвленная система учреждений
социального обслуживания семьи и детей, среди них реабилитационные
центры для детей с ограниченными возможностями, социальные приюты
для несовершеннолетних, кризисные центры помощи женщинам, центры
социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической
помощи населению и другие службы. В настоящее время в нее входят
102 учреждения с общим числом стационарных мест для детей и
подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, - 1745.
В полном объеме проведены оздоровительные мероприятия,
предусмотренные подпрограммой "Организация оздоровления, отдыха и
занятости детей и подростков" областной целевой программы "Дети
Подмосковья". Финансирование оздоровительной кампании
осуществлялось за счет средств областного, федерального бюджетов и
бюджета Фонда социального страхования и составило 829,6 млн.
рублей.
В Московской области в 2002 году работали 2016 оздоровительных
учреждений для детей и подростков, что на 200 учреждений больше,
чем в 2001 году.
Различными формами отдыха были охвачены 238 тыс. детей и
подростков, в том числе 87 тыс. детей из малообеспеченных семей,
2,7 тыс. детей-инвалидов.
Для детей-сирот - воспитанников государственных учреждений был
организован отдых в загородных лагерях в три смены, для чего
выделено 11716 путевок.
Дети-инвалиды (особенно с тяжелой формой патологии) отдыхали
вместе с родителями. Для их оздоровления использовались учреждения
санаторного типа: Государственное унитарное предприятие
"Здравница Коломна", детские санатории "Истра", "Кратово",
"Правда".
В феврале 2002 года создан оперативный штаб по профилактике
безнадзорности и беспризорности, который ведет учет 846
безнадзорных детей, выявленных на территории г. Москвы и
Московской области. Среди них 691 ребенок - жители Московской
области.
Одним из основных направлений работы органов социальной защиты
населения является реализация на территории Московской области
государственной политики в сфере социальной защиты и реабилитации
инвалидов. В Подмосковье проживают свыше 460 тыс. инвалидов, из
них более 23 тыс. - дети-инвалиды.
Учреждениями медико-социальной экспертизы освидетельствовано
около 150 тыс. жителей Московской области, из них около 45 тыс.
человек признаны инвалидами впервые. В настоящее время в
Московской области функционируют 35 реабилитационных центров для
инвалидов и 20 отделений реабилитации при центрах социального
обслуживания населения. 59 процентов реабилитационных центров
предназначены для оказания услуг детям-инвалидам, 26 процентов -
взрослым.
В 51 муниципальном образовании организовано обслуживание
инвалидов выездными бригадами по месту жительства.
В 2002 году 1272 инвалида обеспечены транспортными средствами
на сумму 75,5 млн. рублей. Почти в два раза по сравнению с прошлым
годом улучшилось обеспечение транспортными средствами инвалидов
Великой Отечественной войны и приравненных к ним по льготам лиц.
На оздоровление инвалидов от общего заболевания и с детства в
2002 г. было выделено на 2 млн. рублей больше, чем в 2001 г. В
истекшем году 2564 инвалида были обеспечены креслами-колясками на
сумму 19,9 млн. рублей.
Протезно-ортопедическая помощь была оказана своевременно всем
инвалидам, нуждающимся в ней. Изготовлено и выдано инвалидам
106644 протезно-ортопедических изделия на сумму 103,1 млн. рублей.
Осуществлялась социальная поддержка ветеранов, а также
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей в части предоставления социальных гарантий (льгот и
компенсаций).
В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"
компенсировались затраты транспортным организациям,
предоставляющим услуги по проезду на воздушном, железнодорожном,
водном и автомобильном транспорте (ОАО "Авиакомпании
"Домодедовские авиалинии", ОАО "Судоходная компания "Волжское
пароходство", ГУП Московская железная дорога, ОАО "Авиакомпания
"Архангельские авиалинии", ОАО "Авиакомпания "Красноярские
авиалинии", ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России"), а
также ежемесячно распределялись и направлялись в органы социальной
защиты населения муниципальных образований Московской области
денежные средства для компенсации затрат узлам связи за установку
и пользование телефоном.
Организовано издание Книги памяти жертв политических репрессий
- жителей Московской области, проведена ее презентация.
Развитие законодательной, нормативной, материальной и кадровой
составляющих социальной защиты, расширение видов и числа
учреждений и предприятий отрасли, внедрение новых принципов, форм
и методов оказания социальной помощи потребовало новых подходов и
усиления организационно-методической работы. В 2002 году была
внедрена обязательная система обучения руководителей и
специалистов органов социальной защиты населения. Поведено 40
семинаров по различным направлениям их деятельности, областной
конкурс профессионального мастерства заведующих отделениями
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в
котором приняли участие 37 заведующих. Проведен смотр деятельности
отделений (учреждений) дневного пребывания пожилых людей, в
котором приняли участие 39 отделений дневного пребывания,
обслуживающие граждан пожилого возраста и инвалидов.
Молодежная политика реализовывалась в рамках областной целевой
программы "Молодежь Подмосковья" на 2001-2005 годы.
В 2002 году продолжалась работа по созданию и развитию на
областном и муниципальном уровнях сети учреждений для молодежи. В
отчетном году создано 20 муниципальных молодежных учреждений в
Клинском, Воскресенском, Мытищинском, Ступинском,
Орехово-Зуевском, Химкинском, Щелковском районах и г. Жуковский.
Оказывалась методическая, организационная и
материально-техническая поддержка уже действующим молодежным
центрам (в г. Шатуре и Мытищи), клубам молодой семьи (в г. Пушкино
и Мытищи), центрам трудовой адаптации молодежи (в г. Серпухове,
Егорьевске, Климовске, Троицке и др.).
Профинансированы спортивные мероприятия, в которых приняли
участие более 4 тысяч человек.
В целях организации работы временных трудовых объединений
молодежи, клубов по интересам, лагерей лидеров творческих
объединений проведены:
- установочный семинар со специалистами органов по делам
молодежи, начальниками лагерей труда и отдыха "Летняя трудовая
четверть";
- оздоровительно-трудовой лагерь "Восток - 2002" (в июне 2002
года в г. Ногинске, участвовало 100 человек);
- Московский областной лагерь труда и отдыха (в июне 2002 года
в Серпуховском районе, 38 человек);
- лагерь труда и отдыха в г. Троицке (в июне - июле 2002 года,
100 человек);
- оздоровительно-трудовой лагерь "Адлер - 2002" в г. Адлере
(в июле - августе 2002 года, 240 человек);
- конкурсы профессионального мастерства молодежи - станочников
широкого профиля, продавцов, парикмахеров, поваров, столяров,
операторов ЭВМ, портных, слесарей, секретарей-референтов,
электриков, электросварщиков, бухгалтеров, вожатых, конкурс
"Рукодельница".
В целях проведения учебно-методической работы по подготовке
творческой молодежи, организации выставок проведены Московский
областной фестиваль детского и молодежного творчества "Серебряный
олень", концерт "Молодые таланты Подмосковья", первый Московский
областной молодежный фестиваль самодеятельных кукольных театров в
г. Балашихе, первый чемпионат Московской области по игре "Что?
Где? Когда?", первый Московский областной молодежный конкурс
фотографов, фестиваль "Молодежь России и Беларуси в XXI веке
вместе", Московский областной молодежный фестиваль-конкурс
"Театральная завалинка - 2002", выставка молодых художников и
другие мероприятия.
Политика в сфере образования в 2002 году была направлена на
развитие общедоступного бесплатного дошкольного, начального
общего, основного общего, начального профессионального
образования, а также среднего, высшего, послевузовского
профессионального образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях в Московской области.
Образование в Московской области реально обрело характер
вариативности.
В 2002 году реализовывалась областная целевая программа
"Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы".
Мероприятия указанной программы в 2002 году профинансированы из
областного бюджета в объеме 61,38 млн. рублей, что составляет 99,6
процента от предусмотренного годового объема.
В реализации программных мероприятий принимали участие
практически все муниципальные образования Московской области.
В рамках областной целевой программы значительные средства
были направлены на развитие материально-технической базы как
областных, так и муниципальных образовательных учреждений
Московской области. Это позволило увеличить возможности
образовательных учреждений, совершенствовать содержание
образования и активнее использовать информационные технологии в
образовательном процессе.
19 дошкольных образовательных учреждений, определенные как
пилотные площадки для отработки коррекционных программ, получили в
рамках программы специальное оборудование ("Рябинка" в г. Лобне,
"Березка" в Егорьевском районе, "Ягодка" в Луховицком районе,
"Надежда" в г. Подольске и др.).
24 пилотные школы, участвующие в эксперименте по
совершенствованию структуры и содержания общего образования,
получили компьютерную и другую оргтехнику (гимназии г. Балашихи,
г. Дубны, г. Железнодорожный г. Коломны, школы г. Воскресенска,
г. Одинцово, Талдома и др.).
В 11 муниципальных образованиях реализовались мероприятия,
направленные на профилактику и преодоление асоциальных явлений
среди несовершеннолетних. Для учреждений дополнительного
образования было приобретено специальное и компьютерное
оборудование (г. Электросталь, г. Чехов, Рузский район, Раменский
район и др.).
В 2002 году осуществлена программа целевого повышения
квалификации руководителей муниципальных органов управления
образованием.
Выполнение мероприятий областной целевой программы обеспечило
реализацию эффективной образовательной политики как части
социальной политики Московской области.
Политика в сфере культуры.
В 2002 году мероприятия, направленные на оказание
государственной поддержки всех видов современной культуры и
искусства, с целью создания благоприятных условий для широкого
доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной
и мировой культуры, находящимся на территории Московской области,
из средств областного бюджета профинансированы в сумме 236,78 млн.
рублей, что составило 108,4 процента к предусмотренному объему.
При этом на 103,6 процента (29,65 млн. рублей) освоены
средства, предусмотренные на сохранение, реставрацию движимых и
недвижимых памятников историко-культурного наследия, укрепление
материально-технической базы областных учреждений культуры.
Политика в сфере физической культуры и спорта.
В целях обеспечения развития физической культуры и спорта в
Московской области, во исполнение решения Государственного совета
Российской Федерации от 30 января 2002 года "О повышении роли
физической культуры и спорта в формировании здорового образа
жизни" разработана и утверждена Концепция развития физической
культуры и спорта в Московской области на 2002-2003 годы.
Принят Закон Московской области "О детско-юношеском спорте в
Московской области".
В сфере физической культуры и спорта заключено соглашение о
сотрудничестве между Правительством Московской области и
Госкомспортом России, подготовлен и прошел согласование проект
соглашения о взаимодействии между Правительством Московской
области и Олимпийским комитетом России.
В отчетном году наметилась позитивная тенденция роста
населения, активно занимающегося физической культурой и спортом. В
спортивно-массовых мероприятиях приняло участие свыше 20 тыс.
детей и подростков, к занятиям физической культурой и спортом
привлечены 710,8 тыс. человек (в 2001 году - 552,9 тыс. человек).
В 2002 году количество спортивных сооружений увеличилось на 117
единиц и соответственно возросла на 3251 человек единовременная
пропускная способность спортивных сооружений. Возросло число
коллективов физкультуры на 381 коллектив и численность
занимающихся в них жителей Подмосковья.
В 2002 году в Московской области работали 170 спортивных школ с
общим контингентом занимающихся 97360 человек. По сравнению с 2001
годом количество занимающихся увеличилось на 2,1 тыс. человек.
В прошедшем году были созданы 11 специализированных
детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР),
областная ШСВМ - по спортивным единоборствам, открыты 6 новых
спортивных школ.
В спортивном сезоне 2002 года проведено 158 финальных
областных мероприятий по 36 видам спорта, 192
учебно-тренировочных сбора. Подмосковные спортсмены приняли
участие в 172 российских и международных мероприятиях. Проведены
15 мероприятий и соревнований на Кубок Губернатора Московской
области, а также ряд крупных всероссийских и международных
соревнований. Всего в спортивных мероприятиях, проведенных в
2002 году, приняло участие 730 тыс. человек.
В целях развития игровых видов спорта созданы 5 новых
государственных учреждений Московской области.
Учрежден и издается официальный вестник по физической культуре
и спорту Московской области "Подмосковье спортивное", в котором
публикуются материалы по развитию физической культуры и спорта в
Московской области. Еженедельно выходят в эфир на "Радио
Подмосковья" обзоры прошедших спортивных событий.
Создан банк данных спортивных сооружений, находящихся на
территории Московской области, банк данных физкультурно-спортивных
организаций области.
Для обеспечения концептуальных направлений в развитии
здравоохранения в 2002 году принимались меры по сохранению и
развитию ранее сложившейся материально-технической базы отрасли,
концентрации усилий и финансовых ресурсов на борьбу с пороговыми и
инфекционными заболеваниями, разработке новых эффективных видов
диагностики болезней, методов лечения больных.
Продолжена работа по реализации Концепции развития
здравоохранения Московской области на период до 2005 года,
Московской областной программы государственных гарантий
обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской
помощью, мероприятий федеральных и областных целевых программ.
Важнейшим направлением деятельности в 2002 году оставалось
реформирование здравоохранения на основе совершенствования
нормативной правовой базы, развития нормативного подхода в
системе финансирования, реорганизации первичной медико-санитарной
и стационарной помощи, дальнейшего развития медицинского
районирования и формирования медицинских округов. В настоящее
время созданы 8 медицинских округов, а в оставшихся 4 медицинских
округах продолжается в рабочем порядке подписание соглашений
между главами муниципальных образований Московской области о
взаимодействии в оказании медицинской помощи.
Продолжалась реализация мер по реструктуризации стационарной
медицинской помощи на муниципальном уровне. К концу 2002 года в
муниципальном секторе здравоохранения Московской области
функционировало 49,1 тыс. коек, что на 1,34 тыс. коек, или 2,7
процента, меньше, чем в 2001 году.
Число круглосуточных коек сократилось при одновременном
увеличении числа коек дневного пребывания на 511 коек (16,8
процента).
Вместе с тем увеличились темпы развития стационарозамещающих
видов медицинской помощи. В 2 раза увеличилось количество мест в
дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений,
составив 1329 (при плане 822 койкоместа). Обеспеченность
местами в дневных стационарах составляет 5,5 коек на 10 тыс.
населения.
С 78 в 2001 году до 181 в 2002 году увеличилось число
учреждений, в которых функционировали стационары на дому. Число
пролеченных в них больных возросло в 2 раза и по итогам года
составило 23,3 тыс. человек.
Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений Московской области
существенно не изменилась. Фактическая мощность
амбулаторно-поликлинических учреждений возросла, составив 245,9
посещений на 10 тыс. населения (в 2001 году - 242,8; в 2000 году -
240 посещений на 10 тыс. населения).
Возросло число посещений в амбулаторно-поликлинические
учреждения с 6,5 посещения на одного жителя в 2001 году до 6,9
посещения в 2002 году.
Основным направлением в совершенствовании организации оказания
медицинской помощи населению является укрепление первичного звена
здравоохранения при усилении роли общей врачебной практики.
В 2002 году принят Закон Московской области N 9/2002-ОЗ "Об
областной целевой программе "Общая врачебная практика в Московской
области на 2002-2007 годы", в реализации которой приняли участие
26 муниципальных образований Московской области. С января 2002
года на ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского начал работу курс общей
врачебной практики, на котором подготовлено 30 врачей общей
врачебной практики.
В 2002 году основным источником финансирования здравоохранения
являлись средства областного и муниципальных бюджетов. Суммарные
расходы на здравоохранение (с учетом платежей на обязательное
медицинское страхование неработающего населения) в
консолидированном бюджете Московской области составили 8,7 млрд.
рублей и увеличились по сравнению с 2001 годом (6,1 млрд. рублей)
на 2,6 млрд. рублей (в 1,4 раза).
В 2002 году прогнозные показатели расходов органов
здравоохранения муниципальных образований Московской области
рассчитывались с применением нормативов бюджетной обеспеченности,
что позволило увеличить объем финансовых ресурсов на указанные
цели в 2002 году по сравнению с 2001 годом более чем на 1200 млн.
рублей, или в 1,3 раза, в том числе расходы на льготное
лекарственное обеспечение граждан увеличились в 2 раза, а также
увеличился подушевой норматив финансирования Московской областной
программы государственных гарантий на 2002 год до 1688,1 рублей,
что в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году.
В течение 2002 года продолжено поэтапное повышение оплаты труда
работников здравоохранения, в том числе в лечебных учреждениях,
работающих в условиях обязательного медицинского страхования. На
указанные цели из областного бюджета в 2002 году выделено
дополнительно 1336,1 млн. рублей, в том числе для учреждений
здравоохранения областного уровня - 208,1 млн. рублей,
муниципальных учреждений - 1128 млн. рублей, из них 684,3 млн.
рублей в виде платежа на обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
В результате уровень среднемесячной заработной платы по
учреждениям здравоохранения Московской области к концу 2002 года
составил около 4350 рублей, или в 1,5 больше, чем в 2001 году.
Областные целевые программы и централизованные мероприятия
профинансированы в 2002 году в объеме 393 млн. рублей, что
составило 98,9 процента от предусмотренного объема.
В 2002 году одним из приоритетных направлений деятельности
являлось лекарственное обеспечение.
С января 2002 года вступило в действие постановление
Правительства Московской области от 29.12.2001 N 457/49 "О
государственном регулировании цен на лекарственные средства".
Подготовлена и утверждена инструкция о порядке формирования цен
на лекарственные средства.
Поставка лекарственных препаратов и изделий медицинского
назначения Обязательного ассортиментного перечня и Перечня
жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также
наиболее часто используемых в лечебной практике в аптечные
организации и учреждения здравоохранения Московской области, как и
ранее, осуществлялась на конкурсной основе через систему
ответственных поставщиков.
В рамках ответственных поставщиков муниципальными аптечными
организациями и учреждениями здравоохранения Московской области
закуплено лекарственных средств и изделий медицинского назначения
на сумму более 900 млн. рублей. Доля лекарственных средств и
изделий медицинского назначения, закупаемых аптечными
организациями в рамках конкурса ответственных поставщиков,
составила 35,7 процента от общего объема закупок.
Для проведения капитального ремонта учреждений здравоохранения,
отнесенных к областной собственности, в 2002 году выделено 44,5
млн. рублей, в том числе 2,4 млн. рублей - внебюджетные средства.
Значительно увеличилось выделение финансовых средств для
капитального ремонта объектов здравоохранения муниципальной
собственности, составив в 2002 году более 500 млн. рублей.
Всего в 2002 году за счет средств областного бюджета (в том
числе субвенций) и целевой поддержки из федерального бюджета на
стройках здравоохранения Московской области освоены капитальные
вложения на 268 млн. рублей. За отчетный год введено в строй 7
объектов здравоохранения муниципальной собственности общей
мощностью 810 посещений в смену (инфекционный корпус в г.
Протвино, пристройка к стоматологической поликлинике в г.
Королеве, поликлиники в г. Люберцы, Мытищи,
фельдшерско-акушерский пункт в Одинцовском районе, пищеблок в г.
|