Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 15.06.2001 N 1655-III ГД О ПРОЕКТЕ N 85788-3 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 15 июня 2001 г. N 1655-III ГД

                 О ПРОЕКТЕ N 85788-3 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в первом чтении проект N 85788-3 Земельного кодекса
   Российской   Федерации,   внесенный   Правительством    Российской
   Федерации.
       2. Направить проект указанного Кодекса  Президенту  Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссии Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  в Правительство Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что  поправки   к   проекту   указанного   Кодекса
   направляются  в  Комитет  Государственной  Думы по собственности в
   трехнедельный срок со дня принятия настоящего Постановления.
       3. Рекомендовать     Комитету    Государственной    Думы    по
   собственности  доработать  проект  указанного  Кодекса  с   учетом
   поступивших  поправок и внести его на рассмотрение Государственной
   Думы во втором чтении.
       4. Рекомендовать     Комитету    Государственной    Думы    по
   собственности при доработке проекта указанного Кодекса ко  второму
   чтению:
       1) уточнить положения проекта указанного Кодекса, регулирующие
   соотношение  норм  гражданского,  земельного  и иного специального
   законодательства;
       2) уточнить положения проекта указанного Кодекса, определяющие
   участников  земельных  отношений,  предусмотрев,  что  иностранные
   граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут
   выступать участниками земельных  отношений  наравне  с  гражданами
   Российской  Федерации,  за  исключением  случаев,  предусмотренных
   международными   договорами   Российской    Федерации,    проектом
   настоящего Кодекса, федеральными законами;
       3) уточнить перечень земельных участков, изъятых из оборота, а
   также земельных участков, ограниченных в обороте;
       4) уточнить положения проекта указанного Кодекса, определяющие
   нормы приобретения в собственность гражданами земельных участков;
       5) уточнить    положения    проекта    указанного     Кодекса,
   предусматривающие  обязательную  приватизацию  земельных участков,
   занятых приватизированными зданиями, строениями, сооружениями;
       6) уточнить     положения    проекта    указанного    Кодекса,
   устанавливающие   запрет   на   приватизацию   зданий,   строений,
   сооружений без одновременной приватизации земельных участков;
       7) предусмотреть совершенствование механизма судебного порядка
   защиты  прав  собственников  и  иных обладателей прав на земельные
   участки.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект
                                                            N 85788-3

                 ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ОБЩАЯ ЧАСТЬ

                      Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

       1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные  акты
   земельного законодательства базируются на следующих принципах:
       1) учета  значения  земли  как  основы  жизни  и  деятельности
   человека,    согласно    которому   регулирование   отношений   по
   использованию   и   охране   земли   осуществляется   исходя    из
   представлений о земле как природном объекте, охраняемом в качестве
   важнейшей составной части природы; природном ресурсе, используемом
   в  качестве  естественного  средства  производства и естественного
   пространственного  базиса;  и  одновременно   -   как   недвижимом
   имуществе, объекте права собственности и иных прав на землю;
       2) приоритета  охраны  земли  (почв) как компонента окружающей
   природной среды перед использованием земли в качестве  недвижимого
   имущества,  согласно которому владение, пользование и распоряжение
   землей осуществляются собственниками земельных участков  свободно,
   если это не наносит ущерба окружающей природной среде;
       3) приоритета  охраны  жизни  и  здоровья  человека,  согласно
   которому, при осуществлении деятельности по использованию и охране
   земель должны быть приняты  такие  решения  и  осуществлены  такие
   варианты деятельности,  которые позволили бы обеспечить сохранение
   жизни людей или предотвратить воздействие неблагоприятных факторов
   на  здоровье  человека,  даже  если  это  связано с более высокими
   затратами;
       4) участия  граждан  и  общественных  объединений  в  принятии
   решений,  затрагивающих  их  права  на  землю,  согласно  которому
   граждане  Российской  Федерации,  общественные  объединения  имеют
   право принимать участие в подготовке решений,  реализация  которых
   окажет  воздействие  на  состояние  использования и охраны земель,
   затрагивающее их права,  а органы государственной  власти,  органы
   местного    самоуправления,    субъекты   хозяйственной   и   иной
   деятельности  обязаны  обеспечить  возможность  такого  участия  в
   порядке и формах, установленных законодательством;
       5) единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним
   объектов,  согласно  которому  все  прочно  связанные  с земельным
   участком объекты следуют судьбе земельного участка, за исключением
   случаев, установленных федеральным законом;
       6) приоритета  ценных  и  особо  охраняемых  земель,  согласно
   которому  изъятие  ценных земель сельскохозяйственного назначения,
   земель лесного фонда,  занятых лесами первой группы,  земель особо
   охраняемых   природных  территорий  и  объектов,  земель,  занятых
   объектами культурного наследия,  других ценных и особо  охраняемых
   земель  для  иных  целей ограничивается или запрещается в порядке,
   установленном федеральным законом.  Установление данного  принципа
   не  должно  толковаться как отрицание или умаление значения других
   категорий земель;
       7) платности  использования  земли,  согласно  которому  любое
   использование  земли  осуществляется  за  плату,  за   исключением
   случаев, указанных в федеральном законе;
       8) деления  земель  по  целевому  назначению   на   категории,
   согласно    которому    правовой    режим    земель   определяется
   принадлежностью к   той   или   иной   категории   и   разрешенным
   использованием в соответствии с территориальным зонированием;
       9) разграничения государственной  собственности  на  землю  на
   собственность   Российской   Федерации,   собственность  субъектов
   Российской  Федерации  и   муниципальных   образований,   согласно
   которому   правовые   основы   и   порядок   такого  разграничения
   устанавливаются федеральным законом;
       10) дифференцированного  подхода  к   установлению   правового
   режима  земель,  в  соответствии  с  которым  при  определении  их
   правового  режима  должны   учитываться   природные,   социальные,
   экономические и иные факторы;
       11) сочетания  общественных  интересов  и  интересов  граждан,
   согласно  которому  регулирование  использования  и  охраны земель
   осуществляется в интересах всего общества в целом, при обеспечении
   гарантий каждого  гражданина на свободное владение,  пользование и
   распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
       При регулировании   земельных  отношений  применяются  принцип
   разграничения  и  согласованного  применения   для   регулирования
   отношений  по  использованию земель норм гражданского и земельного
   законодательства   и   принцип   государственного    регулирования
   приватизации земли.
       2. Федеральными  законами  могут  быть  установлены  и  другие
   принципы    земельного    законодательства,    не   противоречащие
   установленным в пункте 1 настоящей статьи.

       Статья 2. Земельное законодательство

       1. Земельное законодательство,  в соответствии с  Конституцией
   Российской  Федерации,  находится  в совместном ведении Российской
   Федерации   и   субъектов    Российской    Федерации.    Земельное
   законодательство   состоит   из  настоящего  Кодекса,  федеральных
   законов и принимаемых в  соответствии  с  ними  законов  субъектов
   Российской Федерации.
       2. Нормы земельного права,  содержащиеся в других  федеральных
   законах,    законах   субъектов   Российской   Федерации,   должны
   соответствовать настоящему Кодексу.
       3. Земельные  отношения  могут  регулироваться  также  указами
   Президента Российской Федерации,  которые не должны  противоречить
   настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
       4. На основании  и  во  исполнение  настоящего  Кодекса,  иных
   федеральных   законов,   указов  Президента  Российской  Федерации
   Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления,
   регулирующие земельные отношения.
       5. На основании  и  во  исполнение  настоящего  Кодекса,  иных
   федеральных   законов,  указов  Президента  Российской  Федерации,
   постановлений  Правительства  Российской   Федерации   федеральные
   органы  исполнительной  власти  могут  в пределах своих полномочий
   издавать акты, содержащие нормы земельного законодательства.
       6. На   основании   и   во   исполнение   настоящего  Кодекса,
   федеральных законов,  иных нормативных правовых  актов  Российской
   Федерации,   законов   субъектов   Российской   Федерации   органы
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  могут  в
   пределах   своих   полномочий   издавать  акты,  содержащие  нормы
   земельного законодательства.
       7. На   основании   и   во   исполнение   настоящего  Кодекса,
   федеральных законов,  иных нормативных правовых  актов  Российской
   Федерации,    законов   субъектов   Российской   Федерации,   иных
   нормативных правовых актов субъектов Российской  Федерации  органы
   местного самоуправления могут в пределах своих полномочий издавать
   акты, содержащие нормы земельного законодательства.

       Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

       1. Земельное   законодательство   регулирует   отношения    по
   использованию  и  охране  земель в Российской Федерации как основы
   жизни  и  деятельности  народов,  проживающих  на  соответствующей
   территории (земельные отношения).
       2. К отношениям по использованию и охране  недр,  вод,  лесов,
   животного  мира  и  иных  природных  ресурсов,  охране  окружающей
   природной среды,  охране особо охраняемых природных  территорий  и
   объектов,   охране   атмосферного   воздуха   и   охране  объектов
   культурного наследия применяются соответственно законодательство о
   недрах,   лесное,   водное  законодательство,  законодательство  о
   животном мире,  законодательство об охране и использовании  других
   природных   ресурсов,   законодательство   об   охране  окружающей
   природной  среды,  об  охране  атмосферного  воздуха,   об   особо
   охраняемых  природных  территориях и объектах,  об охране объектов
   культурного   наследия   народов   Российской   Федерации,    иное
   специальное законодательство.
       К земельным отношениям указанное законодательство применяется,
   если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
       3. К  имущественным  отношениям  по  владению,  пользованию  и
   распоряжению земельными участками,  а также по совершению сделок с
   земельными участками применяется  гражданское  законодательство  с
   учетом    земельного,    лесного,   природоохранительного,   иного
   специального законодательства.

       Статья 4.  Применение   международных   договоров   Российской
   Федерации

       Если международным  договором Российской Федерации установлены
   иные  правила,  чем   предусмотренные   настоящим   Кодексом,   то
   применяются правила международного договора.

       Статья 5. Участники земельных отношений

       1. Участниками    земельных   отношений   являются   граждане,
   юридические  лица,  Российская  Федерация,   субъекты   Российской
   Федерации, муниципальные образования.
       2. Иностранные граждане и лица без  гражданства  пользуются  в
   Российской   Федерации  правами  и  несут  обязанности  наравне  с
   гражданами  Российской  Федерации,  кроме  случаев,  установленных
   федеральными законами   или   международным  договором  Российской
   Федерации.  То  же   правило   распространяется   на   иностранных
   юридических лиц.
       3. Для целей настоящего Кодекса участники земельных  отношений
   именуются:
       - лица,  являющиеся  собственниками  земельных   участков,   -
   собственники земельных участков;
       - лица,  владеющие и пользующиеся земельным участком на  праве
   постоянного  (бессрочного)  пользования,  на  праве безвозмездного
   срочного пользования, - землепользователи;
       - лица,  владеющие  и пользующиеся земельным участком на праве
   пожизненного наследуемого владения, - землевладельцы;
       - лица,  владеющие,  пользующиеся  и распоряжающиеся земельным
   участком по договору аренды,  субаренды,  -  арендаторы  земельных
   участков;
       - лица,   пользующиеся   земельным   участком   на   основании
   сервитута, - обладатели сервитута на земельный участок.

       Статья 6. Объекты земельных отношений

       1. Объектами земельных отношений являются:
       1) земля как природный объект и природный ресурс;
       2) земельные участки;
       3) части земельных участков.
       2. Земельный  участок  как  объект земельных отношений - часть
   поверхности земли (в  том  числе  поверхностный  почвенный  слой),
   границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
       Земельный участок может  быть  делимым  и  неделимым.  Делимым
   является земельный участок,  который может быть разделен на части,
   каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный
   участок, разрешенное использование которых может производиться без
   перевода в состав земель иной категории,  за исключением  случаев,
   установленных федеральными законами.

       Статья 7. Состав земель Российской Федерации

       1. Земли   в   Российской  Федерации  по  целевому  назначению
   подразделяются на следующие категории:
       1) земли сельскохозяйственного назначения;
       2) земли поселений;
       3) земли   промышленности,   энергетики,   транспорта,  связи,
   радиовещания,  телевидения, информатики, космического обеспечения,
   обороны, безопасности и иного специального назначения;
       4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
       5) земли лесного фонда;
       6) земли водного фонда;
       7) земли запаса.
       2. Земли,  указанные  в  пункте   первом   настоящей   статьи,
   используются  в  соответствии  с  установленным  для  них  целевым
   назначением. Правовой режим земель определяется их принадлежностью
   к   той   или   иной  категории  и  разрешенным  использованием  в
   соответствии с  территориальным  зонированием,  общие  принципы  и
   порядок проведения которого устанавливаются федеральным законом.
       Любой вид  разрешенного   использования   из   предусмотренных
   территориальным     зонированием     выбирается    свободно    без
   дополнительных разрешений и согласований.
       3. В  местах  проживания и хозяйственной деятельности коренных
   малочисленных   народов   и   этнических    групп    в    случаях,
   предусмотренных    федеральными   законами,   законами   и   иными
   нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации,
   может  быть  установлен особый правовой режим использования земель
   указанных категорий.

       Статья 8.  Отнесение земель к категориям,  перевод их из одной
   категории в другую

       1. Отнесение   земель   к  категориям,  перевод  их  из  одной
   категории в другую осуществляется:
       1) в    отношении    земель,    находящихся    в   федеральной
   собственности, - Правительством Российской Федерации;
       2) в  отношении земель,  находящихся в собственности субъектов
   Российской Федерации,  и земель сельскохозяйственного  назначения,
   находящихся    в    муниципальной    собственности,    -   органом
   исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
       3) в    отношении    земель,   находящихся   в   муниципальной
   собственности,   за   исключением   земель   сельскохозяйственного
   назначения, - органом местного самоуправления;
       4) в отношении земель, находящихся в частной собственности:
       земель сельскохозяйственного      назначения     -     органом
   исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
       земель иного    целевого   назначения   -   органом   местного
   самоуправления.
       Порядок перевода   земель   из   одной   категории   в  другую
   устанавливается федеральными законами.
       2. Категория земель указывается:
       1) в актах федеральных органов исполнительной власти,  органов
   исполнительной    власти    субъектов     Российской     Федерации
   (исполнительных органов государственной власти) и органов местного
   самоуправления о предоставлении земельных участков;
       2) в договорах, предметом которых является земельный участок;
       3) в документах государственного земельного кадастра;
       4) в документах государственной регистрации прав на недвижимое
   имущество и сделок с ним;
       5) иных  документах  в  случаях,  установленных   федеральными
   законами и законами субъектов Российской Федерации.
       3. Нарушение   установленного   настоящим   Кодексом,  другими
   федеральными  законами  и  иными  нормативными  правовыми   актами
   Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации порядка
   перевода земель из одной категории в  другую  является  основанием
   для  признания  недействительными  актов  об  отнесении  земель  к
   категориям, перевода их из одной категории в другую.

       Статья 9.  Полномочия Российской Федерации в области земельных
   отношений

       1. К полномочиям Российской Федерации относятся:
       1) установление   основ   федеральной   политики   в   области
   регулирования земельных отношений;
       2) установление   ограничений   оборотоспособности   земельных
   участков;
       3) государственное   управление   в   области    осуществления
   мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения
   государственного земельного кадастра;
       4) установление    порядка   изъятия   (выкупа)   земель   для
   государственных и муниципальных нужд;
       5) изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;
       6) разработка   и   реализация   федеральных    программ    по
   использованию и охране земель;
       7) иные  полномочия,  отнесенные  к   полномочиям   Российской
   Федерации Конституцией Российской Федерации,  настоящим Кодексом и
   другими федеральными законами.
       2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение
   земельными  участками,  находящимися  в  собственности  Российской
   Федерации (федеральной собственности).

       Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области
   земельных отношений

       1. К полномочиям  субъектов  Российской  Федерации  относятся:
   изъятие  (выкуп)  земель  для  нужд субъекта Российской Федерации;
   разработка и реализация региональных программ по  использованию  и
   охране земель,   находящихся   в   границах  субъектов  Российской
   Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской
   Федерации,  а  также  не отнесенные к полномочиям органов местного
   самоуправления.
       2. Субъекты Российской  Федерации  осуществляют  управление  и
   распоряжение  земельными  участками,  находящимися в собственности
   субъектов Российской Федерации.

       Статья 11.   Полномочия   местного  самоуправления  в  области
   земельных отношений

       1. К полномочиям местного  самоуправления  относятся:  изъятие
   (выкуп)   земель   для  муниципальных  нужд;  установление  правил
   землепользования  и  застройки  территорий  городских  и  сельских
   поселений,   других   муниципальных   образований;   разработка  и
   реализация местных программ по использованию и  охране  земель;  а
   также  иные  полномочия  для  решения вопросов местного значения в
   сфере использования и охраны земель.
       2. Местное    самоуправление    осуществляет    управление   и
   распоряжение земельными участками,  находящимися  в  муниципальной
   собственности.

                         Глава 2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

       Статья 12. Цели охраны земель

       1. Земля  в Российской Федерации охраняется как основа жизни и
   деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
       Использование земель    должно    осуществляться    способами,
   обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли
   быть  естественным  основным  средством  производства в сельском и
   лесном   хозяйстве,   пространственным   (операционным)    базисом
   хозяйственной и иных видов деятельности.
       2. Целями охраны земель являются:
       1) предотвращение   деградации,   загрязнения  и  захламления,
   нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной
   деятельности;
       2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся
   деградации,  нарушению  или  другим неблагоприятным воздействиям в
   результате хозяйственной деятельности.

       Статья 13. Содержание охраны земель

       1. В  целях  охраны  земель  собственники  земельных участков,
   землевладельцы,  землепользователи и арендаторы обязаны  проводить
   мероприятия по:
       1) сохранению почв и их плодородия;
       2) защите  земель  от  водной  и   ветровой   эрозии,   селей,
   подтопления,   заболачивания,   вторичного  засоления,  иссушения,
   уплотнения, загрязнения  радиоактивными  и химическими веществами,
   захламления производственными и бытовыми отходами,  загрязнения, в
   том  числе  биогенного,  и других процессов,  ведущих к деградации
   земель;
       3) защите от заражения сельскохозяйственных  угодий  и  других
   земель бактериально - паразитическими и карантинными вредителями и
   болезнями растений,  зарастания сорными растениями,  кустарником и
   мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
       4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного,
   и захламления земель;
       5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
       6) рекультивации   нарушенных   земель,   восстановлению    их
   плодородия,   своевременному  вовлечению  земель  в  хозяйственный
   оборот;
       7) сохранению и  использованию  плодородного  слоя  почвы  при
   проведении работ, связанных с нарушением земель.
       2. В  целях   охраны   земель   разрабатываются   федеральные,
   региональные  и  местные  программы  по охране земель,  включающие
   перечень  обязательных  мероприятий  по  охране  земель  с  учетом
   специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий.
       Оценка состояния  земель   и   эффективности   предусмотренных
   мероприятий  по  охране  земель  проводится с учетом экологической
   экспертизы, установленных    законодательством     санитарно     -
   гигиенических и иных норм и требований.
       3. Внедрение   новых   технологий,   осуществление    программ
   мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещается в случае
   их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим,
   санитарно - гигиеническим и иным нормам и требованиям.
       4. При  проведении  строительных  работ  и  работ  по   добыче
   полезных  ископаемых,  связанных  с нарушением почвенного покрова,
   плодородный слой почвы  снимается  и  используется  для  улучшения
   малопродуктивных земель.
       5. Для оценки состояния  почвы  в  интересах  охраны  здоровья
   человека  и  окружающей  природной среды Правительством Российской
   Федерации   устанавливаются   нормативы    предельно    допустимых
   концентраций  вредных  веществ,  вредных  микроорганизмов и других
   биологических веществ, загрязняющих почву.
       Для проведения   проверки   соответствия  почвы  экологическим
   нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и
   иные обследования.
       6. В целях предотвращения  деградации  земель,  восстановления
   плодородия  почв и загрязненных территорий допускается консервация
   земель  с  полным  исключением  их  из  хозяйственного  оборота  в
   порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
       7. Охрана   земель,  занятых  оленьими  пастбищами  в  районах
   Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в
   соответствии  с  законами  и  иными  нормативными правовыми актами
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       8. В целях повышения заинтересованности  собственников  земли,
   землевладельцев,  землепользователей  и арендаторов в сохранении и
   воспроизводстве  плодородия  почв,  защите  земель  от  негативных
   воздействий   хозяйственной   деятельности   может  осуществляться
   экономическое  стимулирование  использования  и  охраны  земель  в
   порядке,     установленном     бюджетным    законодательством    и
   законодательством о налогах и сборах.

       Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и
   химическому загрязнению

       1. Земельные участки,  которые  подверглись  радиоактивному  и
   химическому  загрязнению  и на которых не обеспечивается получение
   продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам,
   нормативам),  подлежат ограничению в использовании и исключению из
   сельскохозяйственного оборота и могут переводиться в земли  запаса
   для  их  консервации.  На  таких землях запрещаются производство и
   реализация сельскохозяйственной продукции.
       2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и
   химическому загрязнению,  установления охранных зон, сохранения на
   этих землях жилых домов, объектов производственного, коммерческого
   и социально   -   культурного   назначения,   проведения   на  них
   мелиоративных    и    культуртехнических    работ     определяется
   Правительством  Российской Федерации с учетом нормативов предельно
   допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
       3. Лица,   в   результате   деятельности   которых   произошло
   радиоактивное  и  химическое  загрязнение  земель,  повлекшее   их
   изъятие   из   хозяйственного   оборота  или  ухудшение  качества,
   полностью  возмещают  убытки  и  потери  сельскохозяйственного   и
   лесохозяйственного   производства   (статьи  57  и  58  настоящего
   Кодекса),  а также компенсируют затраты  на  дезактивацию  земель,
   подвергшихся  загрязнению,  затраты  на приведение их в состояние,
   пригодное для использования,  либо  возмещают  собственникам  этих
   земель  их  стоимость  в  случае  перевода  их  в земли запаса для
   консервации.

                    Глава 3. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

       Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

       1. Собственностью   граждан   и   юридических   лиц   (частной
   собственностью)  являются земельные участки,  приобретенные ими по
   основаниям, установленным гражданским законодательством.
       2. В  собственности граждан и юридических лиц могут находиться
   земельные участки,  не изъятые из оборота  (статья  27  настоящего
   Кодекса).
       3. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ  к
   приватизации    земли.    Земельные    участки,    находящиеся   в
   государственной  или  муниципальной  собственности,   могут   быть
   переданы в частную собственность граждан и юридических лиц, если в
   федеральном законе нет запрета на их приватизацию.

       Статья 16. Государственная собственность на землю

       1. Государственной   собственностью   являются    земли,    не
   находящиеся   в   собственности   граждан,  юридических  лиц  либо
   муниципальных образований.
       2. Разграничение  государственной  собственности  на  землю на
   собственность Российской  Федерации  (федеральную  собственность),
   собственность   субъектов  Российской  Федерации  и  собственность
   муниципальных    образований     (муниципальную     собственность)
   осуществляется    в   соответствии   с   федеральным   законом   о
   разграничении государственной собственности на землю.

       Статья 17.  Собственность  на   землю   Российской   Федерации
   (федеральная собственность)

       1. В федеральной собственности находятся земельные участки:
       - признанные таковыми федеральными законами;
       - право собственности Российской Федерации на которые возникло
   при разграничении государственной собственности на землю;
       - приобретенные    Российской    Федерацией   по   основаниям,
   предусмотренным гражданским законодательством.
       2. В  федеральной собственности могут находиться не переданные
   в частную собственность земельные участки:
       - занятые  недвижимым  имуществом,  находящимся  в федеральной
   собственности;
       - предоставленные  органам  государственной  власти Российской
   Федерации,  их территориальным органам,  государственным унитарным
   предприятиям  и  государственным  учреждениям,  созданным органами
   государственной власти Российской Федерации;
       - включенные  в  состав  земель  лесного  фонда,  земель особо
   охраняемых  природных  территорий  федерального  значения,  земель
   водного   фонда,   занятых   водными   объектами,  находящимися  в
   федеральной собственности, земель обороны;
       - занятые     приватизированным     недвижимым     имуществом,
   находившимся до его приватизации в федеральной собственности.

       Статья 18.  Собственность  на   землю   субъектов   Российской
   Федерации

       1. В  собственности  субъектов  Российской Федерации находятся
   земельные участки:
       - признанные таковыми федеральными законами;
       - право  собственности  субъектов  Российской   Федерации   на
   которые  возникло  при разграничении государственной собственности
   на землю;
       - приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям,
   предусмотренным гражданским законодательством.
       2. В   собственности   субъектов  Российской  Федерации  могут
   находиться  не  переданные  в  частную   собственность   земельные
   участки:
       - занятые недвижимым имуществом,  находящимся в  собственности
   субъектов Российской Федерации;
       - предоставленные  органам  государственной  власти  субъектов
   Российской Федерации,  государственным  унитарным  предприятиям  и
   государственным  учреждениям,  созданным  органами государственной
   власти субъектов Российской Федерации;
       - включенные  в  состав  земель  особо  охраняемых   природных
   территорий регионального значения,  земель водного фонда,  занятых
   водными  объектами,   находящимися   в   собственности   субъектов
   Российской Федерации, фонда перераспределения земель;
       - занятые     приватизированным     недвижимым     имуществом,
   находившимся   до   его  приватизации  в  собственности  субъектов
   Российской Федерации.

       Статья 19. Муниципальная собственность на землю

       1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
       - признанные  таковыми  федеральными  законами  и  принятыми в
   соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
       - право  муниципальной  собственности  на которые возникло при
   разграничении государственной собственности на землю;
       - приобретенные  по  основаниям,   установленным   гражданским
   законодательством.
       2. В   муниципальной   собственности   могут   находиться   не
   переданные в частную собственность земельные участки:
       - занятые  недвижимым имуществом,  находящимся в муниципальной
   собственности;
       - занятые     приватизированным     недвижимым     имуществом,
   находившимся до его приватизации в муниципальной собственности;
       - иные  земли  в  пределах  границ  муниципальных образований,
   которые в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего  Кодекса  не
   могут   находиться   в  федеральной  собственности,  собственности
   субъектов Российской Федерации.
       3. В  собственность  муниципальных образований для обеспечения
   их развития  могут безвозмездно передаваться земли,  находящиеся в
   государственной собственности,  в том числе  за  пределами  границ
   муниципальных образований.
       4. В  субъектах  Российской  Федерации  - городах федерального
   значения  Москве  и  Санкт  -  Петербурге  земельные   участки   в
   муниципальную   собственность  при  разграничении  государственной
   собственности на землю не передаются.
       Право муниципальной  собственности на земельные участки в этих
   субъектах Российской Федерации возникает  при  передаче  земельных
   участков из   собственности   Москвы   и   Санкт  -  Петербурга  в
   муниципальную  собственность  в  соответствии  с   законами   этих
   субъектов.

             Глава 4. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ,
             ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ, ОГРАНИЧЕННОЕ
            ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ (СЕРВИТУТ),
                АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ
                 СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

       Статья 20.   Постоянное  (бессрочное)  пользование  земельными
   участками

       1. В  постоянное  бессрочное  пользование  земельные   участки
   предоставляются   государственным   и  муниципальным  учреждениям,
   федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной
   власти и органам местного самоуправления.
       2. Гражданам  земельные  участки  в  постоянное   (бессрочное)
   пользование не предоставляются.
       3. Право  постоянного  (бессрочного)   пользования   земельным
   участком,   находящимся   в   государственной   или  муниципальной
   собственности,  возникшее  у  граждан  или  юридических   лиц   до
   вступления в силу настоящего Кодекса, сохраняется.
       4. Лица,  обладающие земельными участками на праве постоянного
   (бессрочного)   пользования,   не   вправе   распоряжаться   этими
   земельными участками.
       5. Граждане,    имеющие   земельные   участки   в   постоянном
   (бессрочном) пользовании,  имеют право бесплатно приобрести  их  в
   собственность.   Взимание   дополнительных  денежных  сумм  помимо
   установленных федеральными законами сборов не допускается.

       Статья 21.   Пожизненное   наследуемое   владение   земельными
   участками

       1. Право    пожизненного   наследуемого   владения   земельным
   участком,  находящимся   в   государственной   или   муниципальной
   собственности,  приобретенное  гражданином  до  вступления  в силу
   настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков
   гражданам   на  праве  пожизненного  наследуемого  владения  после
   вступления в силу настоящего Кодекса не допускается.
       2. Распоряжение  земельным  участком,  находящимся  на   праве
   пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением
   перехода прав на участок в порядке  наследования.  Государственная
   регистрация  перехода  права пожизненного наследуемого владения по
   наследству производится на  основании  свидетельства  о  праве  на
   наследство.
       3. Граждане,   имеющие   земельные   участки   в   пожизненном
   наследуемом  владении,  имеют  право  бесплатно  приобрести  их  в
   собственность.   Взимание   дополнительных  денежных  сумм  помимо
   установленных федеральными законами сборов не допускается.

       Статья 22. Аренда земельных участков

       1. Земельные участки,  за исключением  указанных  в  пункте  3
   статьи   27   настоящего  Кодекса,  могут  быть  предоставлены  их
   собственниками   в   аренду   в   соответствии    с    гражданским
   законодательством и настоящим Кодексом.
       2. По  истечении  срока  договора  аренды  земельного  участка
   арендатор   имеет  преимущественное  право  на  заключение  нового
   договора  аренды  земельного  участка,  за  исключением   случаев,
   предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей
   46 настоящего Кодекса.
       3. Размер арендной платы определяется договором аренды.  Общие
   начала определения арендной платы при аренде  земельных  участков,
   находящихся  в  государственной  или  муниципальной собственности,
   могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
       4. Арендатор  вправе  передать  свои  права  и  обязанности по
   договору аренды земельного участка  третьему  лицу,  в  том  числе
   отдавать  арендные  права в залог и вносить их в качестве вклада в
   уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ  или  паевого
   взноса  в  производственный  кооператив  в пределах срока договора
   аренды без согласия собственника при условии его уведомления, если
   договором  аренды  не  предусмотрено  иное.  В  указанных  случаях
   ответственным  по  договору  аренды   земельного   участка   перед
   арендодателем становится новый арендатор,  за исключением передачи
   права аренды в залог.  При этом заключение нового договора  аренды
   земельного участка не требуется.
       5. Арендатор  имеет  право  передать  арендованный   земельный
   участок  в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия
   собственника при условии его уведомления, если договором аренды не
   предусмотрено  иное.  На субарендаторов распространяются все права
   арендаторов, предусмотренные настоящим Кодексом.
       6. Земельный  участок  может  быть передан для государственных
   или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ  в
   аренду на срок не более одного года. При этом арендатор в пределах
   срока договора аренды обязан по требованию  арендодателя  привести
   земельный  участок в состояние,  пригодное для его использования в
   соответствии  с  разрешенным  использованием;  возместить  убытки,
   которые были причинены при проведении работ; выполнить необходимые
   работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные
   обязанности, установленные законом и (или) договором аренды.
       7. При   продаже   земельного    участка,    находящегося    в
   государственной или муниципальной собственности, арендатор данного
   земельного участка имеет  преимущественное  право  его  покупки  в
   порядке,  установленном  гражданским законодательством для случаев
   продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (статья
   250 Гражданского кодекса  Российской  Федерации),  за  исключением
   случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
       8. При    аренде    земельного    участка,    находящегося   в
   государственной или муниципальной собственности,  на срок более  5
   лет  арендатор  имеет  право  в  пределах  срока  договора  аренды
   передавать свои права и обязанности по договору аренды  земельного
   участка  третьему  лицу,  в  том  числе  указанные в пунктах 4 и 5
   настоящей  статьи,  без  согласия  собственника  при  условии  его
   уведомления.  Изменение условий договора без согласия арендатора и
   ограничение установленных договором аренды земельного участка прав
   арендатора не допускается.  Досрочное расторжение договора  аренды
   земельного   участка,   заключенного  на  срок  более  5  лет,  по
   требованию  арендодателя  возможно  только  по  решению  суда  при
   существенном нарушении договора арендатором.
       9. В   случае   наследования  земельных  участков  лицами,  не
   достигшими  совершеннолетия,  их  законные   представители   могут
   передать  эти  участки в аренду на срок до достижения наследниками
   совершеннолетия.
       10. Изъятые   из  оборота  земельные  участки  не  могут  быть
   переданы  в  аренду,   за   исключением   случаев,   установленных
   федеральным законом.

       Статья 23.  Право  ограниченного  пользования  чужим земельным
   участком (сервитут)

       1. Частный   сервитут   устанавливается   в   соответствии   с
   гражданским законодательством.
       2. Публичный  сервитут  устанавливается   законом   или   иным
   нормативным  правовым актом,  когда это необходимо для обеспечения
   публичных интересов,  в том числе интересов государства,  местного
   самоуправления либо интересов населения,  проживающего  на  данной
   территории,   без   изъятия   земельных   участков.   Установление
   публичного   сервитута   осуществляется   с   учетом   результатов
   общественных слушаний.
       3. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты:
       1) прохода или проезда через земельный участок;
       2) использования  земельного участка для ремонта коммунальных,
   инженерных,  электрических  и  других  линий  и  сетей,  а   также
   транспортной инфраструктуры;
       3) размещения на участке  межевых  и  геодезических  знаков  и
   подъездов к ним;
       4) проведения дренажных работ на земельном участке;
       5) забора воды и водопоя скота;
       6) прогона скота через земельный участок;
       7) сенокоса  или пастьбы скота на земельном участке в периоды,
   соответствующие местным условиям и обычаям,  за исключением земель
   лесного фонда;
       8) использования земельного участка  для  охоты,  ловли  рыбы,
   сбора   дикорастущих   растений   в   установленное   время   и  в
   установленном порядке;
       9) временного  пользования земельным участком для производства
   изыскательских, исследовательских и других работ;
       10) свободного доступа к прибрежной полосе;
       11) иные сервитуты.
       4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
       5. Сервитут   должен   осуществляться    способом,    наименее
   обременительным  для  земельного участка,  в отношении которого он
   установлен.
       6. Собственник   земельного   участка,  обремененного  частным
   сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах
   которых   установлен   сервитут,   если   иное   не  предусмотрено
   федеральным законом.
       7. В случаях, когда установление публичного сервитута приводит
   к невозможности  использования  земельного  участка,  собственник,
   землевладелец   и   землепользователь   вправе  требовать  изъятия
   (выкупа)  у   него   данного   участка   с   возмещением   органом
   государственной   власти   или  органом  местного  самоуправления,
   установившими  публичный  сервитут,  убытков  либо  предоставления
   равноценного земельного участка с возмещением убытков.
       В случаях,  когда установление публичного сервитута приводит к
   существенным затруднениям в использовании земельного участка,  его
   собственник  вправе требовать от органа государственной власти или
   органа местного самоуправления,  установившими публичный сервитут,
   соразмерную плату.
       8. Лица,  права и интересы которых затрагиваются установлением
   публичного сервитута,  могут  осуществлять  защиту  своих  прав  в
   судебном порядке.
       9. Сервитуты    подлежат    государственной    регистрации   в
   соответствии с федеральным законом о  государственной  регистрации

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное