Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2005 г. N 439-ПП
О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА
В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на
доступ к информации, в соответствии с Законом города Москвы от 9
июля 2003 г. N 47 "О Городской целевой программе "Электронная
Москва" и с распоряжением Правительства Москвы от 18 ноября 2004
г. N 2325-РП "О дальнейшем развитии официального сервера
Правительства Москвы в сети Интернет" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Концепцию Системы городских порталов (далее -
Концепция СГП) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
2. Органам исполнительной власти города Москвы, государственным
учреждениям и государственным унитарным предприятиям при создании
(модернизации) и эксплуатации Интернет-ресурсов города Москвы, а
также связанных с ними информационных систем и ресурсов
руководствоваться положениями Концепции СГП.
3. Утвердить Функциональные требования к Московскому городскому
порталу (далее - МГП) в сети Интернет (приложение 2), приведенные
в соответствие с Концепцией СГП.
4. Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией СГП МГП
является основным навигационно-поисковым и справочно-
информационным ресурсом СГП, предоставляющим единую (но не
единственную) точку доступа пользователей к городским Интернет-
ресурсам и обеспечивающим их информационную безопасность.
5. Считать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от
14 ноября 2002 г. N 1762-РП "О Редакционной коллегии Городского
портала Москвы в сети Интернет".
6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы
от 7 октября 2003 г. N 840-ПП "О принципах организации Городского
портала Москвы в сети Интернет".
7. Определить государственным заказчиком по созданию и
эксплуатации МГП Управление информатизации города Москвы.
8. Управлению информатизации города Москвы, Генеральному
конструктору Городской целевой программы "Электронная Москва"
обеспечить дальнейшую разработку МГП, общегородских интеграционных
систем и требований по интеграции городских Интернет-ресурсов в
соответствии с Концепцией СГП.
9. Управлению информатизации города Москвы в целях реализации
пункта 8 настоящего постановления:
- обеспечить в установленном порядке начиная с 2005 года
финансирование выполнения этапов работ по мероприятию 1.3.1 Плана
мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на
2004-2005 годы, утвержденного постановлением Правительства Москвы
от 3 августа 2004 г. N 526-ПП "Об утверждении Плана мероприятий
Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы
и нормативных документов по созданию и использованию
информационных систем и ресурсов города Москвы", за счет и в
пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы;
- в двухмесячный срок оформить комплекс программно-технических
средств МГП, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по
созданию МГП (первая очередь) в государственную собственность
Москвы в установленном порядке;
- в месячный срок заключить договор доверительного управления
имуществом с передачей комплекса программно-технических средств,
созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП,
на баланс ОАО "Электронная Москва" сроком на 5 лет для дальнейшего
использования при создании МГП.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на начальника Управления информатизации города Москвы Михайлова
А.Н.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 14 июня 2005 г. N 439-ПП
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ ПОРТАЛОВ
1. Общие положения
1.1. Цели
В соответствии с Законом города Москвы N 47 от 09.07.2003
(далее - Закон) одними из основных задач Городской целевой
программы "Электронная Москва" (далее - ГЦПЭМ) являются:
- формирование и эффективное использование системы городских
Интернет-ресурсов;
- обеспечение широкого, свободного доступа к ним всех категорий
пользователей при соблюдении режима информационной безопасности по
отношению к личности, обществу и городским органам власти;
- создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей
отношения в области получения, распространения и использования
городской информации на основе технологий Интернета.
В рамках настоящей Концепции Система городских порталов (СГП)
рассматривается как единая, взаимоувязанная система официального
информационного представительства г. Москвы в сети Интернет,
объединяющая все Интернет-ресурсы, относящиеся к официальному
представительству различных структур власти г. Москвы и городского
хозяйства, включая соответствующим образом модифицированные
ресурсы, уже эксплуатируемые в настоящее время. Основной целью ее
создания является достижение качественно нового уровня
информационного взаимодействия системы власти и хозяйства г.
Москвы с жителями города, представителями бизнеса, общественными
организациями на основе преимущественного использования
персонифицированных интерактивных Интернет-услуг. В этой связи
предполагается, что в ближайшем будущем СГП должна стать основной
инструментальной средой для предоставления широкого комплекса
персонифицированных интерактивных услуг пользователям Интернета со
стороны города в целях формирования системы "электронного
правительства" г. Москвы и повышения эффективности взаимодействия
городской власти с населением в режиме "одного окна". Следует
также отметить, что в ближайшем будущем в качестве практического
механизма реализации указанных назначений СГП должно стать широкое
использование функциональных возможностей создаваемой в рамках
ГЦПЭМ Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ).
Исходя из приведенной выше трактовки СГП в настоящей Концепции
формулируются общие положения и принципы, определяющие
содержательные, организационные и технические подходы, которыми
следует руководствоваться при разработке и развитии официальных
Интернет-ресурсов г. Москвы, а также связанных с ними
информационных систем и ресурсов (ИСИР) в интересах их
перспективной интеграции в единую взаимоувязанную структуру. В
этой связи предполагается, что на основе сформулированных
положений должен быть разработан и утвержден детальный перечень
технических и организационных требований по реализации настоящей
Концепции в рамках выполнения мероприятий ГЦПЭМ на период 2004-
2007 гг.
1.2. Современное состояние информационного
представительства органов власти г. Москвы в сети Интернет
Разработка настоящей Концепции основывается на результатах
анализа количественных и качественных характеристик официально
эксплуатируемых Интернет-ресурсов различных структур власти г.
Москвы и связанных с ними ИСИР по состоянию их развития на
середину 2004 г. Кроме того, используются проектная документация и
предварительные результаты разработок городских порталов,
проводимых в период 2003-2004 гг. в рамках реализации пп. 1.3.1 и
1.4.1.3 Перечня мероприятий ГЦПЭМ, а также данные анализа
имеющегося зарубежного опыта создания систем официальных
государственных Интернет-ресурсов (далее - зарубежные
функциональные аналоги СГП). На этой основе определяются общие
целевые функции для формулирования принципов формирования СГП,
представленных в разделе 2 настоящей Концепции.
1.2.1. Формальные количественные показатели
По данным официального сервера Правительства Москвы www.mos.ru
на 28.02.2005 перечень городских Интернет-ресурсов (см. приложение
1 к Концепции) насчитывает 134 позиции. Эти ресурсы осуществляют
функции официального информационного представительства
общегородских, отраслевых и территориальных органов власти и
хозяйства г. Москвы в Интернете. Т.е. с формально-количественной
точки зрения московские власть и хозяйство достаточно полно
представлены в глобальной сети. Однако с точки зрения качества
информационного представительства положение едва ли можно признать
удовлетворительным.
1.2.2. Качественные показатели
Наиболее критичными представляются три ключевых критерия,
определяющих качественный уровень имеющихся официальных Интернет-
ресурсов г. Москвы:
- востребованность пользователями предоставляемых информации и
сервисов;
- уровень доступности городской информации для пользователей;
- уровень системности информационного представительства.
Ниже представлены основные результаты анализа официального
информационного представительства г. Москвы с точки зрения каждого
из указанных выше качественных показателей. Исходя из этого в
качестве основного целевого критерия оптимальности предлагаемых в
Концепции подходов к формированию структуры СГП рассматривается
существенное улучшение (относительно достигнутых к середине 2004
г. уровней) указанных характеристик.
1.2.2.1. Востребованность городской информации
Прежде чем оценивать уровень востребованности официальных
Интернет-ресурсов, следует зафиксировать, какие информационные
продукты могут быть потенциально предоставлены пользователям со
стороны города. Как показывает анализ содержательных характеристик
городских Интернет-ресурсов, а также уровня технологического и
организационного развития соответствующих ИСИР по состоянию на
середину 2004 г., указанный перечень продуктов может включать в
себя следующие основные позиции:
- издаваемые городской властью всех уровней нормативно-правовые
документы;
- официальная (т.е. наиболее актуализированная и надежно
верифицированная) справочная информация общего назначения, в том
числе:
функциональная атрибутика органов власти и хозяйственных
структур (включая персоналии и сферы их компетенции);
коммуникационные и контактные сведения (адреса, телефоны,
факсы, электронная почта, web-представительство);
режимы работы учреждений и предприятий и т.п.;
- актуализированная статистическая и фактографическая
информация о текущей и перспективной деятельности структур
городской власти и хозяйства (отчеты, бюллетени, статистические
справки, планы и графики мероприятий и т.д.);
- актуализированные в результате выполнения управленческих
и/или регистрационных функций городских структур справочно-
информационные каталоги организаций и предприятий, сформированные
по территориальному или отраслевому принципу (например,
электронные справочники профильных организаций, связанных с
деятельностью отраслевой структуры, директории предприятий и
организаций, расположенных на территории муниципального
образования, виртуальные территориально-отраслевые торговые
площадки, профильные и/или тематические форумы, электронные доски
объявлений и т.п.)
- открытые для публичного доступа адресно-географические и
адресно-транспортные данные и предоставляемые с их использованием
интерактивные услуги (электронные схемы и карты), основанные на
официальных реестрах зданий и сооружений;
- анонсы мероприятий и событий, связанных с функционированием
городских структур (например, района, округа, департамента,
комитета, комплекса, Правительства города);
- общегородские, региональные или отраслевые новостные
материалы, эксклюзивно подготавливаемые редакциями городских
Интернет-ресурсов;
- подготовленные редакциями Интернет-ресурсов аналитические,
обзорные и тематические материалы, связанные с общегородской,
территориальной или отраслевой проблематикой;
- фактографические (в т.ч. исторические) информационно-
справочные материалы, основанные на информации, связанной с
деятельностью отраслевых или территориальных структур городской
власти.
Приведенный выше перечень практически исчерпывает все возможное
информационное наполнение, которое отдельные городские структуры
могут в настоящее время (т.е. в середине 2004 г.) предоставить
пользователю Интернет на эксклюзивной основе. Следует признать,
что функциональный дизайн отдельных городских Интернет-ресурсов,
исключительно основанный на указанной выше информации, едва ли
может обеспечить высокий уровень их информационной
конкурентоспособности в сети. Это объективно подтверждают
статистические данные средней посещаемости официальных городских
Интернет-ресурсов. В частности, в соответствии с показателями
основных рейтинговых систем российского сегмента Интернета лишь
посещаемость наиболее развитых официальных Интернет-ресурсов
(например, www.mos.ru, www.uvao.ru, www.stroi.ru) находится на
достаточно высоком уровне (2000-3500 пользователей в сутки).
Однако в целом средний суточный "индекс цитирования" типичного
городского Интернет-ресурса находится на уровне не выше 300-400
уникальных посетителей. Причем в течение последних двух лет для
большинства ресурсов (за исключением нескольких упомянутых выше)
не наблюдается роста указанного показателя при общей тенденции
быстрого увеличения количества активных Интернет-пользователей в
г. Москве, которое в настоящий момент уже насчитывает несколько
миллионов. Т.е. любой такой сайт, взятый в отдельности, в силу
своей естественной содержательной специфики явно уступает с точки
зрения востребованности наиболее популярным публичным ресурсам
российского сегмента Интернета и, следовательно, в нынешнем своем
состоянии (т.е. без учета перспективного развития
функциональности) - ресурс, обладающий относительно низкой
посещаемостью.
В этом контексте одним из ключевых направлений качественного
повышения востребованности официальных городских Интернет-ресурсов
для пользователей признается появление в перспективе в их дизайне
интерактивных сервисов типа "городская структура - житель" или
"городская структура - бизнес". Являясь, по сути, "естественной
информационной монополией" городской системы власти и хозяйства,
персонифицированные пользовательские сервисы потенциально могут
поднять востребованность городских Интернет-ресурсов на
качественно новый уровень. Особо следует отметить не просто
сервисную ориентированность развития функционального дизайна
городских Интернет-ресурсов, а именно необходимость внедрения
персонифицированных Интернет-услуг, преимущественно основанных на
применении технологий электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
Предполагается, что широкое внедрение подобных сервисов
обеспечит в перспективе формирование системы Интернет-
взаимодействия столичной власти и жителей на основе принципа
"электронного правительства" и режима "одного окна". Формирование
указанной системы Интернет-взаимодействия городской власти и
жителей является одной из приоритетных целей реализации ГЦПЭМ (см.
постановление Правительства N 526-ПМ от 03.08.2004) и, как
свидетельствует зарубежный опыт, обеспечивает исключительно
высокий уровень востребованности государственных Интернет-
ресурсов.
В этом смысле одним из наиболее показательных примеров
успешного опыта создания зарубежных аналогов СГП является динамика
роста пользовательских посещений Интернет-ресурса
www.direct.gov.uk (до мая 2004 г. - www.ukonline.gov.uk),
выполняющего функции главного поисково-навигационного портала
системы государственных Интернет-ресурсов Великобритании.
Запущенный в официальную эксплуатацию в феврале 2002 г. как чисто
информационно-справочный государственный ресурс портал на
начальном этапе эксплуатации обеспечивал уровень пользовательской
востребованности не выше 1500-2000 уникальных посетителей в сутки.
Однако появление в середине 2002 г. в функциональном дизайне
портала первых ссылок на персонифицированные интерактивные сервисы
(предоставляемые в рамках различных ресурсов системы
ukonline.gov.uk) резко повысило этот уровень до примерно 10000
посещений в сутки. Дальнейшее приоритетное развитие
функциональности порталов в части увеличения количества
персонифицированных web-сервисов и качества поиска соответствующих
ссылок обеспечило достижение стабильно высокого суточного уровня
посещаемости портала за период 2003-2004 гг. не ниже 18000-20000
уникальных пользователей. При этом важно, что в нынешнем своем
состоянии указанный ресурс является не только эффективным
инструментом проблемного поиска и навигации пользователя по
комплексу предоставляемых интерактивных услуг со стороны
правительственных структур, но и обеспечивает общие для всей
системы государственных Интернет-ресурсов Великобритании
персонифицирующие функции, такие как авторизация и сохранение
персональных настроек пользователя.
1.2.2.2. Доступность городской информации в Интернете
Появление интерактивных сервисов в качестве ключевых элементов
функционального дизайна отдельных городских сайтов и порталов г.
Москвы является абсолютно необходимым, но не достаточным условием
повышения их конкурентоспособности. Причиной тому может стать
другое общее отрицательное свойство, характерное для нынешнего
состояния московских Интернет-ресурсов: объективно низкий на
сегодняшний день уровень доступности городской информации в сети.
В наименьшей степени сделанный вывод подразумевает наличие
технических проблем по обнаружению пользователем необходимой
ссылки на стартовую страницу официального Интернет-ресурса
конкретной городской структуры или поиску связанных с определенной
городской тематикой Интернет-публикаций. Поисковые механизмы,
основанные на индексировании Интернет-ресурсов и предоставляемых в
их рамках информационных объектов по тематическим классификаторам
(например, по основным сферам жизнедеятельности города типа
"Власть", "ЖКХ", "Образование"), достаточно хорошо к настоящему
моменту развиты в специализированных разделах ведущих российских
поисковых порталов (в частности, Рамблер и Яндекс). Однако в
результате подобного поиска пользователю может быть предоставлен
лишь формальный (и, следовательно, достаточно объемный) перечень
ссылок на существующие Интернет-ресурсы, посвященные определенному
аспекту городской жизни (Яндекс), или на тематически
отсортированные публикации в Интернет-СМИ (Рамблер). В обоих
случаях дальнейшая детализация поиска, в частности, по наличию и
типу предоставляемых сервисов или по наличию информации, связанной
с конкретной пользовательской проблемой, практически невозможна.
Применительно к городской информации подобный уровень
доступности нельзя считать приемлемым. Это, прежде всего,
обусловлено спецификой мотивации обращения пользователя к
официальным московским Интернет-ресурсам: в подавляющем
большинстве случаев житель Москвы или представитель московского
бизнеса взаимодействует с городской властью не из праздного
любопытства, а в связи с решением реальных жизненных проблем
(экономических, социальных, юридических и т.п.). Поэтому
отсутствие эффективных механизмов целевого (т.е. узко предметно-
и/или проблемно-ориентированного) поиска необходимых данных или
потенциально предоставляемых сервисов, относящихся к официальной
информационной компетенции конкретных городских структур, является
одной из весомых причин низкого на сегодняшний день уровня
востребованности официальной городской информации в Интернете.
В этой связи очевидным способом качественного повышения уровня
доступности (и, как следствие, востребованности) городской
информации является создание системы специализированных Интернет-
порталов общегородского уровня. При этом предполагается, что
функциональный дизайн указанных ресурсов СГП должен быть не только
сервис-ориентированным, но и приоритетно нацелен на обеспечение
проблемного поиска информации и соответствующих сервисов в рамках
всех существующих официальных Интернет-ресурсов Москвы. Это, в
свою очередь, предполагает разработку, внедрение и сопровождение
единой для всех ресурсов СГП системы проблемной и предметной
классификации городской информации. В этой связи разработка и
централизованное сопровождение указанной системы в качестве
составной части создаваемой в перспективе Метасистемы "Электронная
Москва" (МЭМ) представляются одним из наиболее актуальных
мероприятий реализации настоящей Концепции.
1.2.2.3. Системность представления городской информации
Тесно связанной с проблемой низкой доступности городской
информации является проблема отсутствия системности
(комплексности) представления официального московского контента в
Интернете. Под комплексностью представления понимается не только
формальные полнота, актуальность и целостность информации,
публикуемой на различных Интернет-ресурсах (в том числе исключение
фактов ее дублирования или нелегитимной актуализации). Более важен
другой аспект проблемы, а именно отсутствие эффективных
возможностей пользовательской навигации по официальным Интернет-
ресурсам вне зависимости от того, какой из городских Интернет-
сайтов или порталов был изначально использован в качестве "точки
входа". Именно в данной трактовке свойство системности
представления официальной информации является одним из основных
аспектов привлекательности и востребованности зарубежных
функциональных аналогов СГП, в том числе систем Интернет-порталов
ряда крупных городов мира (например, Нью-Йорка, Лондона,
Сингапура). Как показывает практика эксплуатации указанных
портальных структур, чем более взаимоувязаны пользовательские
навигация и поиск в рамках всех включенных в структуру
составляющих, тем выше посещаемость как отдельных государственных
Интернет-ресурсов, так и всей системы ресурсов в целом.
Напротив, с точки зрения возможностей пользовательской
навигации система официального Интернет-представительства Москвы
характеризуется фактическим отсутствием какой-либо взаимосвязи
между отдельными городскими Интернет-ресурсами. Как показывает
проведенный анализ, это обусловлено не столько техническими
причинами, сколько организационной спецификой эксплуатации
официальных Интернет-ресурсов города. В настоящее время имеющиеся
Интернет-ресурсы Москвы, по сути, являются внешними интерфейсами к
открытой части локальных ИСИР городских структур, которые
полностью автономны как с точки зрения информационного
взаимообмена и актуализации, так и в части организационного
взаимодействия операторов. В результате при обращении к любому из
существующих сегодня городских Интернет-ресурсов у пользователя
нет возможности реализовать не только проблемно-ориентированный
поиск информации, но и воспользоваться простейшими опциями
навигации по потенциально соответствующим его конкретным
информационным потребностям Интернет-ссылкам. Кроме того, в данной
ситуации практически невозможно исключить факты дублирования и
неадекватной актуализации информации, а также эффективно
использовать многие общесистемные контентные элементы (далее -
компоненты базового информационного обмена, КБИО), широко
применяемые в рамках зарубежных функциональных аналогов (например,
общие адресно-географические, общегородские новостные блоки и
т.п.).
Следует признать, что сложившееся положение дел достаточно
объективно, прежде всего, ввиду отсутствия реальных
организационных механизмов, стимулирующих достаточно
многочисленных фактических владельцев и операторов Интернет-
ресурсов и соответствующих городских ИСИР к развитию
информационного взаимодействия между отдельными составляющими
официального Интернет-представительства города. Этой негативной
тенденции также способствуют существующие недостатки в городской
нормативно-правовой базе в части порядков установления правомочий
и регламентов эксплуатации создаваемых за счет средств города
ИСИР. В этой связи одним из эффективных путей решения указанной
проблемы должно стать эволюционное формирование и поэтапный ввод в
эксплуатацию общегородских и межведомственных ИСИР - Метасистемы
"Электронная Москва" (МЭМ). В контексте развития СГП одними из
ключевых назначений МЭМ должны стать консолидация городских
информационных ресурсов общего назначения и предоставление на их
основе информационных услуг как индивидуальным пользователям
Интернета, так и операторам локальных ИСИР отдельных городских
структур. При этом важнейшим аспектом формирования и развития МЭМ
должна стать разработка регламентов организационного
взаимодействия между оператором МЭМ и операторами информационных
систем, интегрированных с МЭМ.
1.3. Состояние разработок городских Интернет-порталов
Анализ результатов начальных стадий разработок городских
порталов (проводимых в рамках реализации пп. 1.3.1 и 1.4.1.3
Перечня мероприятий ГЦПЭМ в 2003-2004 гг.) выявил наличие
достаточно большого количества проблемных аспектов, затрудняющих
перспективную интеграцию создаваемых Интернет-ресурсов в единую
взаимоувязанную систему.
Прежде всего, в предложенных концепциях создания отдельных
порталов разрабатываемые Интернет-ресурсы фактически в любом
контексте (содержательном, организационном, технологическом) не
рассматриваются в качестве составляющих единой структуры СГП. В
результате имеют место факты очевидной несогласованности между
предметными назначениями и функциональными дизайнами уже
существующих и разрабатываемых городских Интернет-ресурсов (в
частности, Московского городского портала и официального сервера
Правительства Москвы - www.mos.ru). Кроме того, в предлагаемых
концепциями принципах формирования информационного наполнения
ресурсов недостаточно конкретно (и/или обоснованно с
организационной точки зрения) отражены практические механизмы
информационного обмена между используемыми различными порталами
ИСИР. В частности, не определен оптимальный баланс между
использованием информации, актуализируемой на уровне существующих
ИС Интернет-ресурсов и планируемых к созданию общегородских ИСИР.
Как следствие, предлагаемые архитектурные решения для связанных с
конкретными порталами ИСИР основаны на плохо согласующихся друг с
другом технологических и организационных подходах, а также
условиях сценарного развития ресурсов в режиме последующей
эксплуатации уполномоченными Правительством Москвы операторами
(см., например, концепции создания системы Интернет-ресурсов
"Инфоград" и Московского городского портала).
Отмеченная несогласованность обусловлена целым рядом
объективных причин, основной из которых представляется изначальное
отсутствие сбалансированных общих принципов формирования
информационного наполнения и функционального дизайна создаваемых
городских порталов как составляющих единой системы. Это,
естественно, не означает необходимости полного и повсеместного
отказа от ранее принятых концепций создания и развития отдельных
городских порталов и, как следствие, глубокой ревизии проводимых в
настоящее время в рамках ГЦПЭМ проектных работ. Скорее речь должна
идти о необходимости проведения ряда мероприятий, направленных на
определенную корректировку организационной и методологической
составляющих выполняемых проектов. В этой связи, наиболее
актуальным представляется выработка сбалансированных и
реалистичных принципов интеграции ресурсов в единую систему, на
основе которых должны быть сформулированы дополнительные
требования для последующего уточнения концепций и планов
соответствующих проектных работ.
1.4. Структура и проблематика Концепции
На основе представленных выше результатов анализа текущего
состояния развития городских Интернет-ресурсов, разработок,
ведущихся в рамках мероприятий ГЦПЭМ, а также зарубежного опыта
создания функциональных аналогов СГП в разделе 2 настоящей
Концепции сформулированы общие принципы формирования и развития
структуры СГП как тематически и организационно единой системы. В
частности, предлагаются:
- скоординированные с временными рамками реализации ГЦПЭМ
режимы развития функциональных возможностей отдельных Интернет-
ресурсов и всей СГП как целого;
- организационно-методические принципы создания, развития и
согласованной эксплуатации отдельных порталов;
- основные содержательные приоритеты включаемых в СГП ресурсов;
- способы обеспечения базового информационного обмена между
отдельными Интернет-ресурсами, а также эффективного доступа
пользователей к информации и интерактивным услугам, которые
потенциально могут предоставляться различными территориальными,
отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти г.
Москвы и предприятиями городского хозяйства.
Другой важной проблемой, рассматриваемой в предлагаемой
Концепции, является определение общих принципов согласованной
актуализации информационного наполнения городских Интернет-
ресурсов, а также обеспечения его доступности. При этом в первую
очередь затрагиваются следующие ключевые вопросы:
- определение необходимого баланса между интегрированостью и
распределенностью информационных систем, обеспечивающих отдельные
компоненты СГП;
- обеспечение их информационной совместимости;
- обеспечение доступности информации и сервисов для
пользователей;
- соблюдение требований информационной безопасности
эксплуатации ресурсов СГП.
В частности, в разделе 3 рассматриваются общие подходы
обеспечения доступности информации и сервисов, а также различные
аспекты информационной совместимости (технологические,
лингвистические, организационные и т.п.). В результате на основе
проведенного анализа формулируются соответствующие базовые
требования, связанные с обеспечением информационного
взаимодействия Интернет-ресурсов СГП.
Кроме того, приводятся список основных понятий и определений,
используемых в контексте формулирования положений настоящей
Концепции (приложение 2), а также перечень основных нормативно-
правовых документов г. Москвы, выпущенных за период 2001-2004 гг.
и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой
проблематике формирования СГП (приложение 3).
Наконец, в виде отдельного документа подготовлены предложения
по основным направлениями практической реализации положений
разработанной Концепции. В частности, детализируются наиболее
актуальные организационные и технические мероприятия, направленные
на реализацию общих принципов формирования СГП и обеспечение
соответствующих требований к создаваемым ресурсам, предложенных в
разделах 2 и 3.
2. Принципы формирования и развития СГП
В контексте формулирования общих принципов формирования СГП
рассматриваются концептуальные решения для следующих четырех
блоков проблем:
- общая содержательная структура СГП и состав основных
функциональных назначений для ключевых порталов системы;
- скоординированные со сроками реализации ГЦПЭМ временные и
методологические режимы развития функциональных характеристик
отдельных разрабатываемых порталов и всей СГП как целого;
- общие принципы формирования функциональных дизайнов Интернет-
ресурсов СГП;
- организационно-методологические подходы обеспечения
взаимосогласованной эксплуатации отельных Интернет-ресурсов,
входящих в состав СГП, а также связанных с ними городских ИСИР.
При этом в качестве целевого критерия оптимальности
предлагаемых решений рассматривается существенное развитие
(относительно достигнутых к середине 2004 г. уровней)
востребованности, доступности и системности представления
городской информации и услуг в сети Интернет. Кроме того, при
формулировании указанных принципов учтены установленные приоритеты
в реализации проектов ГЦПЭМ, в том числе формирование в
перспективе Метасистемы "Электронная Москва" (постановление
Правительства N 526-ПП от 03.08.2004).
2.1. Содержательная структура СГП
Как отмечено в разделе 1, с содержательной точки зрения
настоящая Концепция рассматривает СГП в качестве единой системы
официального информационного представительства г. Москвы в сети
Интернет. При этом предполагается, что по отношению к пользователю
общая содержательная схема указанного представительства должна
иметь характер четко выраженной иерархической структуры, в которой
отдельные городские Интернет-ресурсы стратифицируются в
соответствии с широтой тематической области, объемом потенциальной
пользовательской аудитории, а также уровнем функциональности
ресурса. В частности, как проиллюстрировано на приведенной ниже
схеме, настоящая Концепция определяет три условных уровня
содержательного позиционирования Интернет-ресурсов в рамках СГП.
Верхний уровень включает в себя Интернет-ресурсы (порталы)
общегородского тематического диапазона, которые в перспективе
должны ассоциироваться у пользователей как наиболее универсальные
источники справочной и новостной информации по различным аспектам
жизнедеятельности города, а также обеспечивать наиболее широкий
спектр навигационно-поисковых услуг в рамках всех ресурсов СГП.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СГП - ЕДИНАЯ СИСТЕМА
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
___________________________________________________________________---------------------------¬
¦ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ¦
L---------T----------------------------T--------------------------T--------------------T-------
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
\/ \/ \/ \/
------------------¬------------------------------------¬-------------------¬ -----------------¬
¦ Сегмент ¦¦ Сегмент ресурсов, связанных с ¦¦Сегмент ресурсов, ¦ ¦ Сегмент ¦
¦ ресурсов, ¦¦ деятельностью общегородских и ¦¦ связанных с ¦ ¦ ресурсов, ¦
¦ связанных с ¦¦отраслевых органов исполнительной ¦¦ деятельностью ¦ ¦ связанных с ¦
¦ деятельностью ¦¦ власти г. Москвы ¦¦ территориальных ¦ ¦ деятельностью ¦
¦законодательной ¦¦ ¦¦ органов власти ¦ ¦ сообществ ¦
¦ власти ¦¦ ¦¦(система ¦ ¦ развития и ¦
¦ г. Москвы, ¦¦ ¦¦"Инфоград") ¦ ¦ общественных ¦
¦ органов ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ организаций ¦
¦ прокуратуры, ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ г. Москвы ¦
¦ МВД, судов ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
L------------------L------------------------------------L------------------- L-----------------
Верхний тематический уровень
------------------¬----------------¬-------------------¬-------------------¬ -----------------¬
¦ Интернет-сайт ¦¦ Публичный ¦¦ Интернет-портал ¦¦ Общегородской ¦ ¦ Московский ¦
¦ (портал) ¦¦ Интернет- ¦¦ Информационного ¦¦ Интернет-портал ¦ ¦портал развития ¦
¦ Московской ¦¦ портал ¦¦ центра ¦¦ "Инфоград" ¦ ¦ (moscow- ¦
¦ городской Думы ¦¦Правительства ¦¦ Правительства ¦¦(www.infograd.ru) ¦ ¦ gateway.ru) ¦
¦ (duma.mos.ru) ¦¦ Москвы ¦¦ Москвы ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ (www.mos.ru) ¦¦(www.mosinform.ru)¦¦ ¦ ¦ ¦
L------------------L----------------L-------------------L------------------- L-----------------
Средний тематический уровень
------------------¬----------------¬-------------------¬-------------------¬ -----------------¬
¦Интернет-ресурсы ¦¦ Интернет- ¦¦Интернет-ресурсы ¦¦Интернет-порталы ¦ ¦ Интернет- ¦
¦Московской КСП, ¦¦ порталы ¦¦ не входящих в ¦¦административных ¦ ¦ ресурсы ¦
¦ прокуратуры, ¦¦ комплексов ¦¦ комплексы ПМ ¦¦ округов Москвы ¦ ¦ сообществ ¦
¦Мосгорсуда, ГУВД ¦¦Правительства ¦¦ департаментов, ¦¦ ¦ ¦ развития и ¦
¦ ¦¦ Москвы ¦¦ комитетов, ¦¦ ¦ ¦ общественных ¦
¦ ¦¦ ¦¦ управлений ¦¦ ¦ ¦ организаций ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ Москвы ¦
L------------------L----------------L-------------------L------------------- L-----------------
Нижний тематический уровень
------------------¬----------------¬-------------------¬-------------------¬
¦Интернет-ресурсы ¦¦Самостоятельны妦Интернет-ресурсы ¦¦Интернет-ресурсы ¦
¦территориальных ¦¦ Интернет- ¦¦ГУП города Москвы ¦¦ муниципальных ¦
¦ органов ¦¦ ресурсы ¦¦ ¦¦ образований ¦
¦ прокуратуры, ¦¦департаментов, ¦¦ ¦¦ (районов) ¦
¦ МВД, судов ¦¦ комитетов, ¦¦ ¦¦ г. Москвы ¦
¦ г. Москвы ¦¦ управлений в ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦ составе ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦ комплексов ПМ ¦¦ ¦¦ ¦
L------------------L----------------L-------------------L-------------------
Важно подчеркнуть, что на данном уровне содержательной
структуры СГП изначально не рассматривались варианты решений,
предполагающие реализацию единственного публичного общегородского
портала, обладающего предельно насыщенными контентом и
функциональными возможностями и являющегося эксклюзивным
общегородским Интернет-узлом для получения пользователями всех
возможных услуг и сервисов, потенциально предоставляемых
структурами всех уровней городской системы власти. Объективная
причина отказа от указанного выше решения состоит в том, что
городом на регулярной основе производятся очень большие объемы
относительно разнородной информации. При этом производство
информации происходит в условиях достаточно сложной и динамично
изменяющейся логистики взаимодействия между различными уровнями и
структурами столичной системы власти и хозяйства. По крайней мере
в настоящее время это практически исключает как организационно
эффективное структурирование всей городской информации в рамках
единой, предельно интегрированной ИС, так и эксклюзивное
предоставление на этой основе информационных услуг (см. приложение
1 к распоряжению Правительства Москвы N 1762-РП от 14.11.2002).
Поэтому в строгом соответствии с пп. 1.3 и 1.4 Перечня мероприятий
ГЦПЭМ в настоящей Концепции на верхнем общегородском уровне
рассматривается несколько общегородских Интернет-порталов. С точки
зрения пользователя указанные порталы содержательно и
функционально увязаны в рамках единой среды информационного
взаимодействия СГП, а их основная содержательная направленность
соответственно дифференцирована по четырем укрупненным
тематическим сегментам (см. ниже).
В частности, на верхнем уровне СГП позиционируются:
- Московский городской портал (МГЦ);
- публичный Интернет-портал Правительства Москвы, а также тесно
тематически связанный с ним портал Информационного центра
Правительства (в настоящее время - информационный сервер
Правительства Москвы www.mos.ru и портал www.mosinform.ru
соответственно);
- общегородской Интернет-портал системы социально
ориентированных ресурсов и услуг "Инфоград" (www.infograd.ru);
- портал Московской городской Думы (в настоящий момент -
Интернет-сайт duma.mos.ru);
- московский портал развития (www.moscow-gateway.ru).
На данном структурном уровне выделенное содержательное
назначение предполагается для Московского городского портала
(МГП). Он рассматривается в качестве центрального поисково-
навигационного ресурса СГП, а также источника наиболее актуальной
и общественно значимой информации общегородского уровня.
Предполагается, что в перспективе МГП должен ассоциироваться у
подавляющей части потенциальной пользовательской аудитории как
наиболее универсальная "точка входа" для получения информации и
услуг в рамках всех входящих в СГП Интернет-ресурсов.
Средний уровень содержательной структуры СГП должны составлять
ресурсы, специализированные в соответствии с проблематикой,
нацеленной на более узкие группы потенциальной пользовательской
аудитории. Это, в частности, Интернет-ресурсы (преимущественно
порталы) отраслевых комплексов, самостоятельных департаментов,
комитетов, комиссий и инспекций Правительства Москвы, а также
Интернет-порталы системы "Инфоград" уровня административного
округа. Кроме того, на этом же уровне позиционируются относительно
автономные Интернет-ресурсы, тематически связанные с деятельностью
законодательной и судебной власти города, а также различных
сообществ развития и общественных организаций.
Нижний уровень СГП условно объединяет Интернет-ресурсы,
тематически нацеленные на предоставление наиболее детальных
информации и услуг, связанных с узконаправленной пользовательской
проблематикой. Прежде всего, это функционирующие в рамках системы
"Инфоград" Интернет-ресурсы муниципальных образований (районов),
Интернет-сайты отраслевых департаментов, комитетов и управлений в
составе комплексов Правительства Москвы, Интернет-ресурсы наиболее
значимых для жителей города и представителей бизнеса
государственных унитарных предприятий и учреждений, работа которых
координируется Правительством Москвы (например, "МосБТИ",
"Мосгортепло", "Мосгортранс", "Московский социальный регистр" и
т.п.). К этому же тематическому уровню должны быть отнесены
Интернет-ресурсы действующих на уровне города территориальных
подразделений федеральных органов, в частности, прокуратуры, МВД,
судебных инстанций.
Наряду с приведенной выше иерархией предлагаемая схема
содержательного структурирования СГП также позиционирует городские
Интернет-ресурсы в рамках ряда "горизонтальных" тематических
сегментов. Предлагаемая условная сегментация основана на
общепринятой системе распределения властных и управленческих
полномочий в крупных мегаполисах (в том числе в г. Москве) и
соответственно ассоциативной направленности пользовательских
обращений к официальным городским Интернет-ресурсам. В частности,
как показано на приведенной схеме, содержательная структура СГП
рассматривается как совокупность четырех сегментов, тематически
позиционирующих ресурсы по признаку предоставления информации и
услуг, связанных с деятельностью:
- общегородских и отраслевых органов власти г. Москвы
(Правительство, комплексы, департаменты, комитеты, городские
предприятия);
- территориальных органов власти (административные округа и
районы);
- органов городской законодательной власти, а также московских
региональных подразделений федеральных органов (прокуратуры, МВД,
судебных инстанций различных уровней);
- сообществ развития и общественных организаций г. Москвы.
Следует заметить, что предлагаемое "горизонтальное"
структурирование ресурсов носит достаточно условный характер и
должно рассматриваться лишь в качестве общего ориентира при
построении схем вертикальной пользовательской навигации в рамках
функциональных дизайнов порталов, отнесенных к верхнему уровню
тематической структуры СГП. Предполагается, что в перспективе на
основе практики реальной эксплуатации СГП горизонтальное
тематическое структурирование может уточняться с точки зрения
содержательной полноты всей системы Интернет-ресурсов по отношению
к различным категориям пользователей и, как следствие,
необходимости разработки дополнительных порталов верхнего
тематического уровня.
2.2. Состав функциональных назначений ключевых
Интернет-ресурсов СГП
Состав функциональных назначений многих Интернет-ресурсов,
позиционированных на представленной выше схеме, достаточно
очевиден и фактически не требует специальной детализации. Однако с
точки зрения специфических условий формирования СГП г. Москвы
уточнение функционального назначения очевидно необходимо по
отношению к Интернет-ресурсам верхнего и среднего уровня
тематического сегмента, связанного с деятельностью общегородских и
отраслевых органов исполнительной власти, а также ресурсам
соответствующих уровней сегмента системы "Инфоград". Следует
подчеркнуть, что в данном контексте указанная часть Интернет-
ресурсов СГП специфицирована по признакам общего функционального
назначения и типу потенциально предоставляемых в перспективе
персонифицированных сервисов. При этом тщательно анализировался и
учитывался положительный опыт создания и эксплуатации близких по
содержательной направленности ресурсов в рамках зарубежных
функциональных аналогов СГП.
2.2.1. Московский городской портал
С точки зрения общего функционального назначения данный портал
является основным навигационно-поисковым и справочно-
информационным ресурсом СГП, исполняя роль номинально основной (но
не единственной) пользовательской "точки доступа" к СГП. Кроме
того, предполагается, что в перспективе (см. раздел 2.3) к
|