Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 14.12.2006 N 1084 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫВОДЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ПЕРЕДАЧЕ НА ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ РАДИОИЗОТОПНЫХ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ГЕНЕРАТОРОВ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

        ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
                          И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
                                   
                                ПРИКАЗ
                     от 14 декабря 2006 г. N 1084
                                   
                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
         МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА
         ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫВОДЕ
             ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ПЕРЕДАЧЕ
               НА ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ РАДИОИЗОТОПНЫХ
                    ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ГЕНЕРАТОРОВ
   
       Приказываю:
       Утвердить  и  ввести в действие с 1 февраля 2007 г. прилагаемые
   Методические   указания   о   порядке  осуществления   надзора   за
   обеспечением  радиационной безопасности при выводе из эксплуатации,
   транспортировании    и   передаче   на   долговременное    хранение
   радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РД-10-04-2006).
   
                                                          Руководитель
                                                       К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждены
                                                              Приказом
                                                    Федеральной службы
                                                    по экологическому,
                                                      технологическому
                                                    и атомному надзору
                                          от 14 декабря 2006 г. N 1084
   
                                                    Введены в действие
                                                 с 1 февраля 2007 года
   
                         РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
                                   
                         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
            О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
         РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫВОДЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ,
        ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ПЕРЕДАЧЕ НА ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ
             РАДИОИЗОТОПНЫХ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ГЕНЕРАТОРОВ
                                   
                             РД-10-04-2006
   
                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1.  Методические указания о порядке осуществления надзора  за
   обеспечением  радиационной безопасности при выводе из эксплуатации,
   транспортировании    и   передаче   на   долговременное    хранение
   радиоизотопных     термоэлектрических     генераторов     наземного
   базирования,   оснащенных  закрытыми  радионуклидными   источниками
   тепла  типа  "РИТ-90", "РИТу-90", "ТРИБ-90" на основе  радионуклида
   стронций-90  (далее  - Методические указания) разработаны  на  базе
   положений нормативных документов, перечисленных в Приложении  N  2,
   и   не   устанавливают  каких-либо  дополнительных  требований   по
   вопросам  радиационной  безопасности или по безопасному  проведению
   работ,  обязательных для выполнения эксплуатирующими организациями,
   или организациями, оказывающими услуги.
       1.2.  Методические указания предназначены для  оказания  помощи
   инспекторскому   составу  Федеральной  службы  по   экологическому,
   технологическому    и    атомному   надзору    при    осуществлении
   государственного  надзора  и контроля за обеспечением  безопасности
   при  проведении  предприятиями, организациями и  воинскими  частями
   Министерства  обороны  Российской  Федерации  работ  по  выводу  из
   эксплуатации РИТЭГ.
       1.3.  Методические указания определяют виды  и  типы  инспекций
   деятельности по выводу РИТЭГ из эксплуатации, сроки их  проведения,
   виды  документации, обосновывающей безопасность данного вида работ,
   порядок  подготовки  к  проведению инспекций,  а  также  определяют
   перечень   вопросов,  подлежащих  проверке  в  процессе   инспекций
   данного вида работ.
       1.4.  Методические  указания содержат в обобщенном  виде  общие
   требования    безопасности,   установленные   в    нормативных    и
   ведомственных    документах,   выполнение   которых   рекомендуется
   контролировать  при  транспортировании (перемещении  <*>)  РИТЭГ  в
   ходе проведения работ по выводу РИТЭГ из эксплуатации <**>.
   --------------------------------
       <*>  Под  термином  "перемещение" в  рамках  данного  документа
   понимаются  технологические  операции по  изменению  местоположения
   РИТЭГ  на  местности на расстояние до 50 м с применением мускульной
   силы и/или одного вида транспортных средств.
       <**> Далее по тексту выражения "вывод РИТЭГ из эксплуатации"  и
   "вывод" применяются как синонимы.
   
       1.5.  Методические  указания содержат  Перечень  использованных
   сокращений   терминов   или  наименований,   а   также   справочную
   информацию,   связанную   с  выводом  РИТЭГ   из   эксплуатации   и
   предусматривающую их демонтаж в местах эксплуатации  в  Балтийском,
   Северо-Западном,   Северном  и  Дальневосточном  регионах   России,
   транспортирование   в  пункты  временного  хранения   и   временное
   хранение данных изделий (Приложения N 1, 3, 4).
       1.6.  Сведения,  которые  могут оказать инспекторскому  составу
   Службы   помощь   в  понимании  существа  работ  -  о   применяемых
   транспортных   схемах   эвакуации  РИТЭГ,  о  возможных   аварийных
   ситуациях   на  различных  этапах  проведения  работ,   о   типовом
   содержании   сертификатов-разрешений  и  аварийных   карточек,   об
   организации  долговременного хранения РИТ, приведены в  Приложениях
   N 5 - 9.
       1.7.  В  Методических  указаниях  под  работами  по  выводу  из
   эксплуатации РИТЭГ понимается (Приложение N 5):
       а) принятие решения о выводе РИТЭГ из эксплуатации, определение
   источников финансирования данных работ;
       б)   организационно-техническая  подготовка  работ   (получение
   разрешений    компетентных   органов,   разработка    документации,
   обосновывающей   безопасность,  заключение   договоров,   оснащение
   необходимой аппаратурой и техническими средствами);
       в)  комиссионное радиационное и инженерное обследование каждого
   РИТЭГ  в  пункте эксплуатации (полевой этап) и принятие  решения  о
   возможности  (невозможности) демонтажа и транспортирования  каждого
   изделия, выводимого из эксплуатации;
       г)  транспортирование радиационных упаковок с  РИТЭГ  в  пункты
   временного хранения;
       д)   временное   (промежуточное)  хранение  РИТЭГ   в   пунктах
   временного хранения;
       е)   доставку   радиационных  упаковок   в   специализированную
   организацию,    уполномоченную    принимать    РИТЭГ    (РИТ)    на
   долговременное  хранение и утилизацию - Федеральное государственное
   унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк".
       1.8.  В  качестве начала процесса вывода в рамках  Методических
   указаний   принимается   дата  принятия   решения   о   выводе   из
   эксплуатации   одного  или  нескольких  РИТЭГ;  завершением   этого
   процесса   -   дата  прибытия  эшелона  или  другого  транспортного
   средства  с  выведенными из эксплуатации РИТЭГ  (РИТ)  в  ФГУП  "ПО
   "Маяк".
       1.9.  В  Методических  указаниях под проверкой  организационно-
   распорядительных документов (программ и проектов  вывода  РИТЭГ  из
   эксплуатации,   отчетов  по  обоснованию  безопасности,   приказов,
   инструкций,  программ и т.п.) следует понимать  установление  факта
   их  наличия  и  оценку  соответствия изложенных  в  них  требований
   положениям   законодательных  актов   и   нормативных   документов,
   перечисленных в Приложении N 2.
       1.10.   Методические   указания  обязательны   для   работников
   центрального    аппарата   и   территориальных   органов    Службы,
   организующих  и  проводящих  инспекции деятельности  организаций  в
   области   использования  атомной  энергии,  связанной  с  процессом
   вывода РИТЭГ из эксплуатации.
   
             2. ВИДЫ И ТИПЫ ИНСПЕКЦИЙ, СРОКИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
   
                          2.1. Типы инспекций
   
       2.1.1.  Инспекции  в  процессе  вывода  РИТЭГ  из  эксплуатации
   являются   инспекциями  деятельности  в  ОИАЭ   эксплуатирующих   и
   транспортных   организаций,  а  также  организаций,  осуществляющих
   временное  хранение РИТЭГ (РИТ) до их отправки в  ФГУП  "ПО  "Маяк"
   (Приложения N 4, 5).
       2.1.2.  Инспекции  в  процессе  вывода  РИТЭГ  из  эксплуатации
   подразделяются по видам и типам, приведенным в табл. N 1.
   
                                                           Таблица N 1
   
              ВИДЫ И ТИПЫ ИНСПЕКЦИЙ <*> В ПРОЦЕССЕ ВЫВОДА
                         РИТЭГ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ
   
   --------------------------------
       <*>  Если  не будет оговорено особо, все виды и типы инспекций,
   указанные в табл. N 1, объединяются под термином "инспекции".
   
   ----------------------T------------------------------------------¬
   ¦   Типы проводимых   ¦Инспектируемая организация/виды проводимых¦
   ¦      инспекций      ¦                инспекций                 ¦
   ¦                     +-------------T-------------T--------------+
   ¦                     ¦эксплуати-   ¦транспортная ¦осуществляющая¦
   ¦                     ¦рующая       ¦             ¦  временное   ¦
   ¦                     ¦             ¦             ¦   хранение   ¦
   +---------------------+-------------+-------------+--------------+
   ¦Инспекция готовности ¦Комплексная, ¦Целевая,     ¦Целевая       ¦
   ¦(тип 1)              ¦(целевая)    ¦(комплексная)¦              ¦
   +---------------------+-------------+-------------+--------------+
   ¦Инспекция            ¦Оперативная  ¦Оперативная  ¦Не проводится ¦
   ¦безопасности (тип 2) ¦             ¦             ¦              ¦
   +---------------------+-------------+-------------+--------------+
   ¦Инспекция            ¦Целевая      ¦Не проводится¦Не проводится ¦
   ¦соответствия (тип 3) ¦             ¦             ¦              ¦
   +---------------------+-------------+-------------+--------------+
   ¦Инспекции условий    ¦Не проводится¦Не проводится¦Целевая,      ¦
   ¦хранения (тип 4)     ¦             ¦             ¦оперативная   ¦
   L---------------------+-------------+-------------+---------------
   
       2.1.3.   Необходимость  планирования  и  проведения  инспекций,
   указанных  в  табл.  N  1,  определяется  решением  территориальных
   органов Службы.
       2.1.4.   Программы  и  планы  проведения  инспекций,   итоговые
   документы  по  их  результатам  разрабатываются  (составляются)   в
   соответствии  с  требованиями  действующих  руководящих  документов
   Службы, регламентирующих надзорную (инспекционную) деятельность.
       2.1.5. Санкции и меры административного воздействия применяются
   в   соответствии   с   действующим   законодательством   Российской
   Федерации,  Положением  о  Федеральной  службе  по  экологическому,
   технологическому и атомному надзору и ее территориальных органах.
   
                       2.2. Инспекции готовности
   
       2.2.1.   Инспекции  готовности  проводятся  с  целью  проверить
   выполнение  организационно-технического  (предварительного)   этапа
   работ по выводу РИТЭГ из эксплуатации (см. подп. 1.7 "б").
       2.2.2.  Инспекции  готовности эксплуатирующих организаций,  как
   правило,  являются  комплексными. Они проводятся после  разработки,
   согласования    и    утверждения    организационно-распорядительной
   документации  по обоснованию безопасности и организации  физической
   защиты,   проектных   и   разрешительных   документов,   завершения
   подготовки   персонала,   участвующего  в   работах,   изготовления
   (подбора)  и сертификации (испытаний) технических средств,  которые
   предполагается использовать в ходе работ по выводу.
       Примечание  - В случае, если для эксплуатирующей организации  в
   условиях   действия   лицензии  на  вывод  из  эксплуатации   РИТЭГ
   предписываются  условия перехода от одного этапа работ  к  другому,
   включающие   требования  по  представлению   в   отделы   инспекций
   радиационной безопасности и территориальный орган Службы до  начала
   этапа   работ   по   непосредственному   выводу   из   эксплуатации
   документов,  перечисленных  в  п.  2.2.2,  тогда  вместо  инспекции
   готовности может проводиться анализ представленных материалов.
       При   необходимости,  по  результатам  анализа   представленных
   документов, организуется инспекция по проверке достоверности.
   
       2.2.3.  Инспекции  готовности  транспортных  организаций,   как
   правило,  являются целевыми. Они проводятся для проверки  проектной
   документации,      организационно-распорядительных      документов,
   регламентирующих  меры безопасности при осуществлении  транспортных
   операций,   уровня  подготовки  и  порядка  допуска   персонала   к
   обращению с опасным грузом класса 7 (радиоактивные вещества).
       2.2.4.   Инспекции   готовности   организаций,   осуществляющих
   временное  хранение  РИТЭГ (Приложения N 3, 4)  являются  целевыми.
   Они  проводятся  для  проверки выполнения  требований  радиационной
   безопасности  перед  приемкой на временное хранение  партии  РИТЭГ,
   выведенных из эксплуатации.
       2.2.5.  Инспекции  готовности, указанные в  пп.  2.2.2,  2.2.3,
   организуются  и  проводятся непосредственно перед началом  полевого
   этапа  работ  по выводу, а указанные в п. 2.2.4 - перед  помещением
   на  временное  хранение  очередной партии  демонтированных  с  мест
   эксплуатации РИТЭГ.
   
                      2.3. Инспекции безопасности
   
       2.3.1.  Инспекции  безопасности проводятся  в  ходе  проведения
   эксплуатирующей  и/или транспортной организацией  работ  по  выводу
   РИТЭГ из эксплуатации.
       Цель    инспекций    безопасности   -    проверка    соблюдения
   непосредственно  в  ходе  проведения  работ  по  выводу  требований
   федеральных  и  ведомственных  нормативных  документов,   программ,
   проектов,   соблюдения   ограничительных   условий   разрешительных
   документов, программ обеспечения качества и радиационной защиты,  а
   также выполнение требований РБ при транспортировании РИТЭГ.
       2.3.2. Данные инспекции являются оперативными.
       2.3.3.  Результаты  инженерного обследования  РИТЭГ  в  пунктах
   эксплуатации  оформляются актом комиссии, проводившей обследование.
   В  состав  комиссии  может входить (по согласованию)  представитель
   Службы.
   
                      2.4. Инспекции соответствия
   
       2.4.1.  Инспекции  соответствия, как правило, проводятся  после
   завершения эксплуатирующей организацией очередного годичного  этапа
   работ  по выводу из эксплуатации партии РИТЭГ (РИТ). В ходе  данных
   целевых инспекций изучаются:
       а)   акты   обследования  и  демонтажа  РИТЭГ,  выведенных   из
   эксплуатации в ходе проверяемого этапа работ;
       б)  акты (отчеты) о расследовании нарушений, допущенных в  ходе
   работ по выводу;
       в)  иные сведения о достигнутом уровне обеспечения безопасности
   в ходе завершенного этапа работ по выводу.
       Примечание  - В случае, если для эксплуатирующей организации  в
   условиях   действия   лицензии  на  вывод  из  эксплуатации   РИТЭГ
   предусматривается  ежегодное  представление  в   отделы   инспекций
   радиационной   безопасности   и   территориальный   орган    Службы
   соответствующего  Отчета о состоянии радиационной безопасности  при
   проведении   работ,  тогда  вместо  инспекции  соответствия   может
   проводиться  анализ  представленных материалов. При  необходимости,
   по  результатам  анализа  представленных  документов,  организуется
   инспекция по проверке достоверности.
   
       2.4.2. По выявленным несоответствиям в документации, нарушениям
   принципов  радиационной  безопасности  или  предпосылках   к   ним,
   недостаткам   в  программах  обеспечения  качества  и  радиационной
   защиты,  других документах по обеспечению радиационной безопасности
   выдаются  предписания о корректировке технологии  работ  по  выводу
   и/или    о   внесении   изменений   в   указанные   организационно-
   распорядительные документы.
       2.4.3.  Рекомендуется, чтобы инспекции соответствия проводились
   с   участием  должностного  лица  Службы,  принимавшего  участие  в
   полевом этапе работ по выводу (см. п. 2.3.3).
   
                    2.5. Инспекции условий хранения
   
       2.5.1.  Инспекции  условий  хранения  планируют,  организуют  и
   проводят  территориальные органы Службы, имеющие на территории,  на
   которой   они   осуществляют   надзор,  специализированные   пункты
   временного хранения выведенных из эксплуатации РИТЭГ (РИТ).
       2.5.2.  Объектами инспектирования являются радиационно  опасные
   объекты,   на  которых  осуществляется  непосредственное   хранение
   выведенных   из   эксплуатации  РИТЭГ  (РИТ).  В   ходе   инспекции
   проверяются   вопросы,  связанные  с  обращением  с  радиоактивными
   веществами  при хранении, документация, регламентирующая  временное
   хранение  РИТЭГ  (РИТ),  уровень  подготовки  персонала,  а   также
   готовность   к  ликвидации  последствий  радиационных   аварий   на
   указанных объектах.
       2.5.3.  Инспекции условий хранения планируются, организуются  и
   проводятся    с    периодичностью,    установленной    руководящими
   документами  Службы  после приема на хранение первой  партии  РИТЭГ
   (РИТ), в течение всего периода их временного хранения.
       2.5.4.   Инспекции  условий  хранения  могут  проводиться   как
   внеплановые.
   
             3. ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОБОСНОВЫВАЮЩАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
   
        3.1. Виды документов, обосновывающих безопасность работ
   
       3.1.1.   После   принятия  решения  о  выводе  из  эксплуатации
   очередной   партии  РИТЭГ,  определения  источников  финансирования
   работ   по   выводу,   эксплуатирующая   организация   обеспечивает
   (Приложение N 3):
       а)  определение  перечня  РИТЭГ, предназначенных  к  выводу  из
   эксплуатации,  и  составление  календарного  графика  работ  по  их
   выводу;
       б) оформление установленным порядком сертификатов-разрешений  в
   государственном  компетентном  органе  Российской  Федерации   (см.
   Приложение N 2, п. п. 14, 19):
       1) на конструкцию <*> транспортных упаковок типа B(U);
       2)   на   перевозку   <*>   в  транспортных   упаковках   РИТЭГ
   соответствующих типов;
   --------------------------------
       <*> Сертификаты-разрешения на конструкцию транспортной упаковки
   и  перевозку по решению государственного компетентного органа могут
   быть объединены в один сертификат-разрешение.
   
       в)   оформление   сертификатов-разрешений   на   перевозку    в
   специальных   условиях,   если  суммарная   остаточная   активность
   радионуклида   стронций-90  в  РИТ,  комплектующем  (комплектующих)
   РИТЭГ,  превышает требования, установленные для упаковок типа  B(U)
   <*>;
   --------------------------------
       <*>  Сертификаты-разрешения на перевозку в специальных условиях
   должны  быть  оформлены,  если в ходе полевого  обследования  РИТЭГ
   комиссией  делается вывод о невозможности соблюдения в полной  мере
   требований  действующих Правил безопасности  при  транспортировании
   радиоактивных материалов.
   
       г)   разработку  программ  радиационной  защиты  и  обеспечения
   качества при реализации проектной технологии работ по выводу;
       д) заключение договоров:
       1)  на транспортирование РИТЭГ, в том числе, при необходимости,
   на внешней подвеске вертолета;
       2)  на  изготовление резервной охранной тары <*>  (транспортных
   упаковок) для РИТЭГ.
   --------------------------------
       <*>   Здесь   и   далее  охранная  тара  и  конструкция   РИТЭГ
   рассматривается как транспортная упаковка типа B(U) для одного  или
   нескольких РИТ, комплектующих РИТЭГ.
       Для  РИТЭГ типа "Бета-М" и "Бета-С", изготовленных до 1986  г.,
   транспортной  упаковкой,  в  силу  их  конструктивного  исполнения,
   может являться конструкция РИТЭГ (без охранной тары).
   
       3.1.2.  Организации,  выполняющие  работы  (в  том  числе,   по
   транспортированию)    и    оказывающие    услуги    эксплуатирующей
   организации  в  ходе работ по выводу, должны иметь лицензии  Службы
   на соответствующий вид деятельности в ОИАЭ.
   
       3.2. Программы обеспечения качества и радиационной защиты
   
       3.2.1.  Программы  обеспечения качества и  радиационной  защиты
   составляются  и  утверждаются на начальном этапе  работ  по  выводу
   (Приложение N 4).
       Программы     обеспечения    качества    составляются     всеми
   организациями, приведенными в табл. N 1.
       Программа   радиационной  защиты  составляется   организациями,
   осуществляющими транспортирование РИТЭГ (РИТ).
       3.2.2.  Целью программы обеспечения качества является  создание
   уверенности   у  администрации  организации  в  том,  что   система
   безопасности  деятельности в ОИАЭ (работы по выводу)  соответствует
   нормативным требованиям.
       3.2.3. В программе обеспечения качества:
       а) устанавливаются цели и назначение программы;
       б)  определяется  политика организации  в  области  обеспечения
   качества;
       в)  разграничивается ответственность за обеспечение качества  с
   организациями, осуществляющими работы и предоставляющими услуги;
       г)  определяется  перечень документов,  содержащих  нормативные
   требования  к обеспечению качества, и определяется их иерархическая
   структура;
       д)  разграничивается  ответственность за  обеспечение  качества
   должностных лиц и служб организации;
       е)  анализируется организационная структура организации с точки
   зрения эффективного обеспечения качества;
       ж)  приводится  перечень  основных мероприятий  по  обеспечению
   качества и характеризуется их взаимосвязь между собой;
       з) устанавливается внутренняя система контроля несоответствий и
   определяется порядок осуществления контроля.
       3.2.4. Программа радиационной защиты включает:
       а) цели и назначение программы;
       б)  принципы,  документы и технические средства, обеспечивающие
   радиационную защиту в ходе ведения работ;
       в)  мероприятия, обеспечивающие реализацию радиационной  защиты
   персонала и населения в ходе работ;
       г)  перечень нормативных документов по обеспечению радиационной
   защиты и его иерархическая структура;
       д) основные мероприятия по обеспечению радиационной защиты и их
   взаимосвязь;
       е) организацию и порядок реализации внутренней системы контроля
   несоответствий при осуществлении радиационной защиты.
   
              3.3. Программа вывода ритэг из эксплуатации
   
       3.3.1.   Перед   началом   работ  по   выводу   эксплуатирующая
   организация  проводит сбор и анализ ретроспективной  информации  об
   истории  эксплуатации каждого РИТЭГ (группы РИТЭГ),  включенного  в
   перечень.   На   основе   данного  анализа  и   других   материалов
   разрабатывается и утверждается программа вывода, в  которой  должны
   быть определены:
       а) календарный график проведения работ по выводу;
       б)  общие  сведения  о технологии проведения  демонтажа  РИТЭГ,
   транспортные схемы эвакуации радиационных упаковок с РИТЭГ;
       в)   задействованные   в  работах  филиалы   или   обособленные
   подразделения  эксплуатирующей организации и выполняемые  ими  виды
   работ;
       г)  количественный  состав  и уровень  квалификации  персонала,
   участвующего в проведении работ;
       д)  прогноз  коллективной эффективной дозы  облучения,  которую
   получит персонал в ходе работ;
       е) организация и методика обследования радиационных упаковок  с
   РИТЭГ (РИТ) в местах их размещения;
       ж)  перечень  организаций, выполняющих работы и предоставляющих
   услуги в ходе работ по выводу из эксплуатации;
       з)  примерный состав комиссий по полевому обследованию РИТЭГ  в
   пунктах   эксплуатации,  порядок  принятия  решений  о  возможности
   (невозможности) продолжения работ по выводу;
       и)   порядок   планирования   и   реализации   противоаварийных
   мероприятий,   схему   связи  для  передачи   установленных   видов
   сообщений    о    нарушениях   в   ходе    работ,    взаимодействия
   противоаварийных формирований;
       к)  состав, сроки и порядок представления отчетной документации
   о выводе РИТЭГ из эксплуатации.
       3.3.2. В программе должны быть установлены общие требования:
       а) к методике радиационного и инженерного обследования РИТЭГ  в
   пунктах  эксплуатации,  порядку принятия  и  реализации  решения  о
   возможности демонтажа и транспортирования;
       б) к соблюдению принципов обоснования и оптимизации (ALARA) при
   выборе  способов  демонтажа, транспортирования РИТЭГ,  включая  вид
   транспорта   и  маршрут  транспортирования  каждой  группы   РИТЭГ,
   эксплуатировавшихся в однотипных условиях;
       в)  к  порядку  оценки влияния опасных природных и  техногенных
   факторов на безопасность при проведении работ по выводу;
       г)   к   системе  мер  по  предупреждению  аварий,   ликвидации
   последствий при их возникновении.
       3.3.3.  Программа  должна определять требования  к  обеспечению
   системы   физической  защиты  на  всех  этапах  вывода   РИТЭГ   из
   эксплуатации,  временные  и  пространственные  границы  и   пределы
   ответственности    за    обеспечение   безопасности    организаций,
   участвующих  на  договорной  основе в проведении  отдельных  этапов
   работ.
   
              3.4. Проект по выводу ритэг из эксплуатации
   
       3.4.1.  Проект  по выводу РИТЭГ из эксплуатации разрабатывается
   на  основе  программы вывода. Проект согласуется с  организацией  -
   разработчиком    РИТЭГ    и   утверждается   федеральным    органом
   исполнительной  власти, в структуру которого входит эксплуатирующая
   организация.
       3.4.2.    На    проект   должны   быть   получены    заключение
   государственной    экологической    экспертизы     и     санитарно-
   эпидемиологическое  заключение федерального  органа  исполнительной
   власти,  уполномоченного  осуществлять  государственный  санитарно-
   эпидемиологический  надзор,  либо уполномоченного  территориального
   представительства  этого органа в субъекте  (субъектах)  Российской
   Федерации, в котором (которых) планируются работы.
       3.4.3.   Проект,  как  правило,  состоит  из  основной   части,
   обосновывающей  общие требования к организационным,  техническим  и
   санитарно-гигиеническим  мероприятиям  при  проведении   работ   по
   выводу    из    эксплуатации   РИТЭГ,    и    специальной    части,
   конкретизирующей  требования  безопасности  на  отдельных   стадиях
   работ.
       3.4.4.   В   проектах  не  должна  предусматриваться  частичная
   разборка РИТЭГ в ходе работ по демонтажу и эвакуации.
       3.4.5. Допускается составлять отдельные проекты на:
       а) выполнение работ по обследованию и демонтажу РИТЭГ с пунктов
   эксплуатации,   а  также  доставку  в  организацию,  осуществляющую
   временное хранение;
       б)  доставку  РИТЭГ с пунктов временного хранения  в  ФГУП  "ПО
   "Маяк" для долговременного хранения и утилизации.
       3.4.6.  Перечень исходных событий, анализ последствий проектных
   аварий проводится на основе консервативного подхода.
       3.4.7. В проекте следует предусматривать изготовление резервной
   охранной  тары и способ ее доставки в пункты эксплуатации РИТЭГ,  а
   также  технологию  установки (размещения) в  ней  РИТЭГ  в  полевых
   условиях для каждого типа РИТЭГ.
       3.4.8. Проект должен содержать:
       а)     сведения     о    географических,    климатических     и
   геоморфологических   особенностях  размещения   РИТЭГ   в   пунктах
   эксплуатации;
       б)  сведения  об  опасных  природных  и  техногенных  факторах,
   которые  могут воздействовать на выводимые из эксплуатации  изделия
   в ходе работ по выводу;
       в) общие сведения об истории эксплуатации РИТЭГ, включая данные
   о  текущей  активности радионуклида стронций-90 в комплектующих  их
   РИТ;
       г) ретроспективные данные радиационного контроля;
       д)    обоснование   необходимости   оформления    сертификатов-
   разрешений,   включая   сертификаты-разрешения   на   перевозку   в
   специальных условиях;
       е)  обоснование  эффективности  и безопасности  технологических
   схем,  применяемых  для  демонтажа РИТЭГ  с  пунктов  эксплуатации,
   включая   замену   непригодной  охранной  тары,   выбранных   видов
   транспорта и маршрутов транспортирования;
       ж)  методики  и технические средства радиационного контроля,  в
   том числе в условиях проектной аварии;
       з) обоснование планируемых к применению средств измерений;
       и)  потенциальные  исходные события и анализ  путей  протекания
   радиационных  аварий  с  оценкой  их  последствий  и  с   прогнозом
   радиационной обстановки;
       к) материальное обеспечение противоаварийных мероприятий;
       л)  обоснование наиболее безопасной транспортной схемы доставки
   радиационных   упаковок   с   РИТЭГ  (РИТ)   в   специализированные
   организации,   осуществляющие   их   временное   и   долговременное
   хранение;
       м)  мероприятия по организации и поддержанию системы физической
   защиты РИТЭГ (РИТ) в ходе работ по выводу;
       н)  обеспечение  мер безопасности при транспортировании  РИТЭГ,
   включая меры по аварийному реагированию;
       о)  обоснование  методики  оценки  радиационных  и  технических
   характеристик РИТЭГ.
   
                3.5. Отчет по обоснованию безопасности
   
       3.5.1.  На  основе  проекта вывода эксплуатирующая  организация
   разрабатывает  отчет по обоснованию безопасности  вывода  РИТЭГ  из
   эксплуатации.  Рекомендуется  не  менее  чем  за  месяц  до  начала
   полевого   этапа   работ  отчет  представлять  на  рассмотрение   в
   территориальный   орган   Службы,  осуществляющей   государственный
   надзор  и  контроль  за  деятельностью  в  ОИАЭ  в  соответствующем
   субъекте Российской Федерации.
       3.5.2.  Если  предусматривается вывод из эксплуатации  большого
   количества   РИТЭГ,   эксплуатирующихся   в   различных   природных
   условиях,   отчет   по   обоснованию   безопасности   рекомендуется
   составлять для каждого района работ.
       3.5.3. Отчет должен содержать:
       а) общие сведения об эксплуатирующей организации;
       б)  общие  сведения о районе, в котором планируется  проведение
   работ;
       в) сведения о технических характеристиках РИТЭГ (РИТ);
       г) обобщенные проектные требования безопасности;
       д)  анализ  накопленной в процессе эксплуатации ретроспективной
   информации   по   каждому   РИТЭГ,   планируемому   к   выводу   из
   эксплуатации;
       е) перечень обязательных к исполнению требований, в том числе и
   изложенных   в   разделе   1.2  "Основные   положения   обеспечения
   безопасности транспортирования" нормативного документа НП-053-04.
       3.5.4.   Отчет  должен  обосновывать  соблюдение  принципов   и
   нормативных  требований радиационной безопасности  на  всех  этапах
   проведения   работ  по  выводу,  указанных  в  п.   1.7   настоящих
   Методических указаний, за исключением подп. 1.7 "д").
   
                 4. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИНСПЕКЦИЙ
   
                  4.1. Документы, подлежащие изучению
   
       4.1.1.    Перед   проведением   инспекций   должностное    лицо
   (должностные  лица) Службы должно изучить нормативную документацию,
   устанавливающую требования безопасности при проведении инспекций:
       а)   федеральные   и   ведомственные   нормативные   документы,
   регламентирующие деятельность организаций в ОИАЭ (Приложение N 2);
       б)  разрешительные документы, определяющие право организации на
   осуществление деятельности по выводу из эксплуатации и  формирующие
   условия ее проведения;
       в)  результаты надзорной деятельности по материалам  предыдущих
   инспекций в инспектируемой организации;
       г)         организационно-распорядительную        документацию,
   регламентирующую меры безопасности при проведении работ;
       д)   техническую   документацию,  отражающую   радиационные   и
   технические характеристики РИТЭГ (РИТ);
       е)  эксплуатационную  документацию,  содержащую  информацию  об
   особенностях размещения и эксплуатации РИТЭГ;
       ж)   акты   (отчеты)   о  расследовании  нарушений   нормальной
   эксплуатации РИТЭГ;
       з)   руководящие   документы   Службы,   определяющие   порядок
   проведения   инспекций  деятельности  в  ОИАЭ,  включая   настоящие
   Методические указания.
       4.1.2.  Рекомендуемый перечень основных нормативных документов,
   подлежащих  изучению, в зависимости от типа инспекций,  приведен  в
   табл. N 2.
   
                                                           Таблица N 2
   
               ДОКУМЕНТАЦИЯ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ХОДЕ
                       ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
   
   -----------------------------------------T-----------------------¬
   ¦     Документы, подлежащие изучению     ¦    Типы инспекций     ¦
   ¦                                        ¦      (табл. N 1)      ¦
   ¦                                        +-----T-----T-----T-----+
   ¦                                        ¦тип 1¦тип 2¦тип 3¦тип 4¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Законодательные акты и нормативные до- ¦+    ¦+    ¦+    ¦+    ¦
   ¦кументы, перечисленные в Приложении N 2 ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Руководящие документы Службы, определя-¦+    ¦-    ¦+    ¦+    ¦
   ¦ющие порядок осуществления инспекционной¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦деятельности                            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Разрешительные документы уполномоченных¦+    ¦-    ¦+    ¦+    ¦
   ¦государственных органов (условия дейст- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦вия лицензий и разрешений Службы, сани- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦тарно-эпидемиологические заключения о   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦соответствии проводимых работ государ-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦ственным санитарно-эпидемиологическим   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦правилам и нормативам)                  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Имеющиеся сертификаты (сертификаты-    ¦+    ¦-    ¦+    ¦-    ¦
   ¦разрешения) на радиоактивный материал   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦особого вида, конструкцию РИТЭГ как упа-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦ковок типа B(U), на перевозку (транспор-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦тирование), в том числе, в специальных  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦условиях                                ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Надзорная история организации (наруше- ¦+    ¦-    ¦+    ¦+    ¦
   ¦ния, выявленные в ходе проведенных      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦инспекций, своевременность и полнота их ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦устранения)                             ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Материалы расследования нарушений,     ¦+    ¦-    ¦+    ¦+    ¦
   ¦допущенных в ходе эксплуатации РИТЭГ    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Документы, оформленные по результатам  ¦+    ¦-    ¦+    ¦-    ¦
   ¦обследования РИТЭГ перед демонтажем     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Программа обеспечения качества         ¦+    ¦-    ¦+    ¦+    ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Программа радиационной защиты          ¦+    ¦+    ¦+    ¦-    ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Программа вывода РИТЭГ из эксплуатации ¦+    ¦+    ¦-    ¦-    ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Проект вывода РИТЭГ из эксплуатации    ¦+    ¦+    ¦-    ¦-    ¦
   +----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+
   ¦ Отчет по обоснованию безопасности      ¦+    ¦+    ¦-    ¦-    ¦
   L----------------------------------------+-----+-----+-----+------
   
         4.2. Рекомендации по изучению нормативных документов
   
       4.2.1.  При  изучении нормативных документов  следует  обращать
   особое внимание на следующие аспекты:
       а)   соответствие   (различие)  технологии  планируемых   работ
   требованиям безопасности, установленным в законодательных  актах  и
   нормативных документах;
       б)  ограничения, установленные в условиях действия  лицензий  и
   разрешений    Службы,   санитарно-эпидемиологических   заключениях,
   сертификатах-разрешениях;
       в)   наличие  и  содержание  договора  страхования  гражданско-
   правовой  ответственности за возможные убытки и  вред,  причиненные
   радиационным воздействием (страхового полиса);
       г) обоснование установленных категорий радиационных объектов по
   потенциальной радиационной опасности;
       д)   своевременность  и  полноту  информации  о  выполнении   в
   установленные  сроки требований, содержащихся в  условиях  действия
   лицензий;
       е)  текущее  состояние радиационной безопасности в организации,
   отраженное   в   радиационно-гигиеническом   паспорте,   заключение
   органов  государственного санитарно-эпидемиологического надзора  по
   содержанию РГП;
       ж)  содержание радиационно-гигиенического паспорта  радиационно
   опасного объекта;
       з)  сведения  о радиационной обстановке в пунктах  эксплуатации
   РИТЭГ,  выявленных фактах несанкционированных действий в  отношении
   РИТЭГ;
       и)  сведения  о системе подготовки и проверки знаний  персонала
   организации,   в   том   числе  по  мерам   безопасности   в   ходе
   транспортирования РИТЭГ различными видами транспорта;
       к)   характер   и   причины  нарушений,   отмеченных   в   ходе
   предшествующих  инспекций, предписания, выданные на их  устранение,
   и достоверность информации о выполнении предписаний;
       л)  сведения  о  принятых организацией мерах по  предупреждению
   радиационных  аварий  и  обеспечению  готовности  к  ликвидации  их
   последствий;
       м)   содержание  актов  (отчетов)  о  расследовании   нарушений
   нормальной эксплуатации РИТЭГ (если нарушения имели место);
       н)  сведения  об  инспектируемом  радиационно  опасном  объекте
   (объектах)  в  отчетах  эксплуатирующей  организации  о   состоянии
   радиационной безопасности;
       о) материалы проведения противоаварийных тренировок.
       4.2.2.   Необходимо   ознакомиться  с   общей   характеристикой
   осуществляемого организацией вида деятельности, а также с:
       а) особенностями используемых технологических процессов вывода,
   включая виды транспортных средств и особенности их применения;
       б)    эксплуатационной   документацией   на    основные    виды
   оборудования,    механизмов   и   устройств,    используемых    при
   осуществлении  технологических  процессов  (технические   описания,
   инструкции   по  эксплуатации,  монтажу,  демонтажу,  формуляры   и
   паспорта).
       4.2.3.   По   данным,  внесенным  в  формуляр  каждого   РИТЭГ,
   ознакомиться с историей его эксплуатации.
       4.2.4.  Изучить  общие требования безопасности  при  проведении
   всего комплекса работ с РИТЭГ.
       4.2.5.   Если   технология  работ  по  выводу   предусматривает
   использование  при  демонтаже  и перемещении  РИТЭГ  грузоподъемных
   механизмов,  следует  учитывать, что  они  подпадают  под  действие
   нормативного документа НП-043-03 (см. Приложение N 2, п. 6).
   
           4.3. Порядок изучения истории эксплуатации РИТЭГ
   
       4.3.1.   В  ходе  подготовки  к  проведению  инспекции  следует
   ознакомиться    с    результатами   проведенного    эксплуатирующей
   организацией  анализа информации, накопленной в  ходе  эксплуатации
   РИТЭГ.  Повышенное  внимание следует уделять изделиям,  размещенным
   вблизи населенных пунктов, особенно, если в ходе эксплуатации  были
   зафиксированы случаи несанкционированных действий.
       В  случае отсутствия в эксплуатирующей организации документации
   (в  полном объеме или частично), сопровождающей предназначенное для
   вывода  из  эксплуатации изделие, допускается  использовать  другие
   экземпляры  документации  на  данный  тип  РИТЭГ.  В  этом   случае
   эксплуатирующая  организация  оформляет  и  предъявляет  акт  утери
   эксплуатационной документации РИТЭГ.
       При  анализе  информации  следует  обращать  внимание  на  учет
   следующих факторов:
       а)  сопоставление  значений мощности дозы,  создаваемой  РИТЭГ,
   измеренных  на  заводе-изготовителе и в  ходе  эксплуатации  РИТЭГ.
   Особое  внимание  следует уделить изделиям, на  которых  отмечалось
   возрастание уровня мощности дозы, даже если измеренные значения  не
   превысили установленных пределов;
       б)   учет   при   выборе  технологии  вывода  из   эксплуатации
   географических,  геоморфологических и  климатических  характеристик
   мест  эксплуатации  РИТЭГ (климат, рельеф, доступность  пункта  для
   посторонних  лиц,  удаленность от акватории,  превышение,  характер
   грунта и т.д.);
       в)   правильность  оценки  наличия  и  учета  влияния   опасных
   природных  факторов,  которые  могут воздействовать  на  РИТЭГ,  на
   технологию работ по выводу;
       г) оценку технического состояния РИТЭГ, в частности, отметки  в
   формулярах,  актах обследования о состоянии охранной тары,  наличие
   рапортов,  служебных  и докладных записок и других  свидетельств  о
   нарушениях нормальной эксплуатации РИТЭГ;
       д)   документацию   о  перемещениях  РИТЭГ  с   одного   пункта
   эксплуатации на другой и причинах, определивших эти перемещения.
       4.3.2.      Проанализировать     утвержденную     руководителем
   эксплуатирующей    организации   программу    вывода    РИТЭГ    из
   эксплуатации, обратив внимание на:
       а)  организационные и технические мероприятия,  предусмотренные
   для обеспечения безопасного вывода из эксплуатации РИТЭГ;
       б)  количественный  состав  и  уровень  квалификации  персонала
   филиалов    или    обособленных    подразделений    эксплуатирующей
   организации, участвующих в проведении работ по выводу;
       в)   утвержденный  график  проведения  работ   по   выводу   из
   эксплуатации РИТЭГ и сведения о ходе его выполнения.
       4.3.3.  Ознакомиться с инструкциями по обеспечению безопасности
   при   транспортировании  опасного  груза  класса  7  (радиоактивные
   вещества),  разработанными в организациях,  оказывающих  услуги  по
   транспортированию РИТЭГ (РИТ).
       4.3.4.  Инструкции  должны быть разработаны  с  учетом  способа
   транспортирования,   радиационных   и   технических   характеристик
   перевозимого   груза,   требований  по   обеспечению   безопасности
   согласно    соответствующим   нормативным   документам    (основные
   требования изложены в разделе 6 настоящих Методических указаний).
       4.3.5.  Убедиться,  что  летный состав и водители,  управляющие
   транспортными   средствами,  задействованными  в  транспортировании
   радиационных   упаковок  с  РИТЭГ  (РИТ),   имеют   оформленные   в
   установленном порядке свидетельства (допуск) на перевозку  опасного
   груза  класса  7 (радиоактивные вещества), а также свидетельства  о
   допуске   наземных  транспортных  средств  к  перевозке  указанного
   опасного  груза  и  маршруты перевозки,  согласованные  с  органами
   ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации.
   
               5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ
   
                5.1. Общие вопросы, подлежащие проверке
   
       5.1.1.  Перед началом инспекций инспектирующим лицам необходимо
   пройти  установленные  виды инструктажей по  охране  труда  и,  при
   необходимости,  получить средства индивидуального  дозиметрического
   контроля   и   индивидуальной  защиты.  При  проведении   инспекций
   безопасности   (тип   2)  использование  средств   дозиметрического
   контроля является обязательным.
       5.1.2.  При  проведении инспекций основное внимание  необходимо
   обращать на проверку следующих вопросов:
       5.1.2.1.  Соблюдение  условий действия лицензий,  разрешений  и
   выполнение ранее выданных предписаний.
       5.1.2.2.   Соответствие  действующего  в  организации   порядка
   подбора и подготовки персонала установленным требованиям.
       5.1.2.3.  Организация  и техническое обеспечение  обязательного
   обследования   РИТЭГ  перед  началом  их  демонтажа  и   проведение

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное