Стр. 1
УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ОТ 20.04.2004 N 245-ПП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2002 г. N 359-ПП
ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
И УСЛУГ Г. МОСКВЫ В 2001 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
НА 2002-2003 ГОДЫ
(с изм., согл. постановления Правительства Москвы
от 29.07.2003 N 632-ПП)
В 2001 году деятельность предприятий потребительского рынка и
услуг г. Москвы получила дальнейшее развитие. Укрепляются и
совершенствуются рыночные механизмы.
Объем розничного товарооборота в 2001 году достиг 910 млрд.
рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых
ценах на 7,9%. Население города бесперебойно обеспечивалось
основными продуктами питания и непродовольственными товарами.
В развитие потребительского рынка г. Москвы иностранными и
отечественными компаниями инвестировано соответственно более 4
млрд. долларов США и 10 млн. рублей.
Построено и реконструировано 2300 предприятий торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения, получили
развитие сетевые торговые системы.
В отрасли занято более 1,3 млн. человек, прирост рабочих мест в
2001 году составил около 30 тысяч.
В 2001 году по отрасли "Торговля и общественное питание"
налоговые поступления только в городской бюджет составили 18,9
млрд. рублей и их доля увеличилась до 16,3%.
Проводилась работа по развитию социальных форм обслуживания,
реализации мероприятий по упорядочению работы рынков и
мелкорозничной сети, улучшению школьного питания и
совершенствованию нормативно - правового обеспечения.
Несмотря на положительные сдвиги в работе предприятий
потребительского рынка и услуг в целом, многие важные вопросы
остаются нерешенными.
Особого внимания требуют вопросы развития социальных форм
обслуживания, упорядочения системы контроля на потребительском
рынке города. Необходимо усилить внимание к проблемам по улучшению
работы рынков и мелкорозничной сети, развитию современных
предприятий отрасли и дальнейшему укреплению ее материально -
технической базы, совершенствованию контроля за качеством
алкогольной продукции и так далее.
В соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О
торговой деятельности в городе Москве", постановлением
Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных
итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и
Программе Правительства Москвы на 2002 год" и в целях дальнейшего
развития потребительского рынка и услуг г. Москвы Правительство
Москвы постановляет:
1. Утвердить Основные направления развития потребительского
рынка и услуг г. Москвы на 2002-2003 гг. (далее - Основные
направления) согласно приложению.
2. Департаменту потребительского рынка и услуг, департаментам,
комитетам, управлениям и префектурам административных округов,
задействованным в реализации Основных направлений, в двухмесячный
срок разработать план организационных мероприятий по реализации
Основных направлений.
Установить, что участники реализации мероприятий Основных
направлений представляют в Департамент потребительского рынка и
услуг полугодовую информацию о ходе их выполнения 10 июля и 10
января за соответствующий отчетный период в установленном порядке.
Координацию работы органов исполнительной власти города Москвы
и представление в Правительство Москвы обобщенной информации о
ходе выполнения Основных направлений возложить на Департамент
потребительского рынка и услуг.
3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по
предложениям Департамента потребительского рынка и услуг,
согласованным с городскими инвесторами и заказчиками,
предусматривать в адресных инвестиционных программах Правительства
Москвы на 2002-2003 годы проектирование и строительство
предприятий торговли, общественного питания и бытового
обслуживания в пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых
из городских источников соответственно по отраслям "Прочие расходы
- Торговля и общественное питание" и "Прочие расходы - Бытовое
обслуживание населения".
4. Департаментам потребительского рынка и услуг,
государственного и муниципального имущества города Москвы
совместно с префектурами административных округов во втором
полугодии 2002 года разработать целевую программу по поддержке и
развитию предприятий социального обслуживания населения, обратив
особое внимание на решение проблем, связанных с
перепрофилированием предприятий, реализующих товары и услуги
повседневного спроса.
5. Префектурам административных округов в III квартале 2002
года представить в Москомархитектуру предложения по разработке
перспективных отраслевых схем размещения торговых объектов
местного уровня.
6. Москомархитектуре:
6.1. С участием ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 2002-2003 гг. в
соответствии с предложениями префектур административных округов на
основании градостроительных планов административных округов и
районов разработать перспективные отраслевые схемы размещения
торговых объектов местного уровня.
6.2. При разработке и согласовании предпроектной и проектной
документации по районам комплексной реконструкции и модернизации
жилищного фонда обеспечить в обязательном порядке размещение
объектов инфраструктуры потребительского рынка для реализации
товаров и услуг повседневного спроса.
7. Рекомендовать районным Управам рассмотреть планы
первоочередных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже
товаров повседневного спроса.
8. Префектурам административных округов:
8.1. С участием архитектурно - планировочных управлений
административных округов разработать планы первоочередных
мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров
повседневного спроса.
8.2. Совместно с Департаментами государственного и
муниципального имущества города Москвы и потребительского рынка и
услуг в целях сохранения объектов социально гарантированного
уровня, удовлетворения спроса жителей в товарах и услугах
повседневного спроса руководствоваться постановлениями
Правительства Москвы от 28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменения
в постановление Правительства Москвы от 13.08.96 N 689" и от
28.08.2001 N 778-ПП "Об утверждении Положения об установлении в
особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда,
находящиеся в собственности Москвы".
9. Департаменту потребительского рынка и услуг, органам
исполнительной власти города Москвы при разработке городских
целевых программ, программ социально - экономического развития,
градостроительных планов развития территорий административных
округов, ТЭОС и районов города руководствоваться основными
положениями и параметрами Генеральной схемы размещения крупных
торговых объектов.
10. Москомархитектуре, Москомзему по мере выявления
дополнительных земельных участков для размещения крупных торговых
объектов в г. Москве включать их в Генеральную схему размещения
крупных торговых объектов и реестр конкурсных объектов с
последующим предоставлением участков инвесторам в порядке,
установленном постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N
436-ПП "Об утверждении Генеральной схемы размещения крупных
торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и
механизме ее реализации".
11. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
префектурами административных округов во втором полугодии 2002
года разработать концепцию развития потребительского рынка и услуг
и представить на утверждение Правительства Москвы.
12. В соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001 N 34
"О государственных целевых программах в городе Москве"
Департаменту потребительского рынка и услуг выступить в качестве
заказчика при разработке среднесрочной программы развития
потребительского рынка и услуг г. Москвы на 2004-2006 гг. и
представить ее на утверждение Правительства Москвы в I квартале
2004 года.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 N 632-ПП)
13. Департаментам потребительского рынка и услуг, науки и
промышленной политики совместно с префектурами административных
округов и заинтересованными организациями до 1 июля 2003 года
разработать концепцию и среднесрочную программу развития оптовой
торговли непродовольственными товарами и представить на
утверждение Правительства Москвы в 2003 году.
14. Департаменту науки и промышленной политики и ОАО
"Московский комитет по науке и технологиям" по заявке Департамента
потребительского рынка и услуг рассмотреть вопрос о включении в
планы НИОКР на 2002-2003 гг. финансирование разработки программы
развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 гг.,
концепции и программы развития оптовой торговли
непродовольственными товарами.
15. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства во
втором полугодии 2002 года разработать и внести на рассмотрение
Правительства Москвы проект закона города Москвы об организации
контроля и административной ответственности за нарушения в сфере
потребительского рынка и услуг г. Москвы с учетом требований
федерального законодательства и приоритетов развития
потребительского рынка и услуг, определенных Основными
направлениями.
16. Во исполнение постановлений Правительства Москвы от
04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по
продаже товаров по сниженным ценам", от 13.02.2001 N 150-ПП "О
создании социально ориентированной розничной торговой сети",
распоряжения Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ "О мерах по
развитию сети социальных магазинов "Овощи - фрукты - продукты" в
Москве" Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы, префектурам административных округов совместно с
Департаментом потребительского рынка и услуг выделить в 2002-2003
гг. не менее 230 нежилых помещений и 20 земельных участков
площадью 0,2-0,3 га для открытия сетевых магазинов - дискаунтов и
других социально ориентированных предприятий. Выделение помещений
производить на условиях закрытого конкурса.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Вице - мэра Москвы Шанцева В.П., министра Правительства Москвы
Малышкова В.И. и префектов административных округов.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I
квартале 2003 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 14 мая 2002 г. N 359-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
Г. МОСКВЫ НА 2002-2003 ГГ.
Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.
Москвы на 2002-2003 гг. основываются на учете итогов развития
отрасли за предшествующий период и исходят из необходимости
решения актуальных проблем и поддержки положительных тенденций в
организации торговли, общественного питания и бытового
обслуживания в целях повышения степени удовлетворения потребностей
населения города в товарах и услугах в соответствии со
складывающимся спросом. Основные направления опираются на
положения Концепции развития внутренней торговли РФ и Программы
Правительства Москвы на 2002 год, а также на прогноз социально -
экономического развития г. Москвы на период до 2004 года.
1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка
и услуг г. Москвы
Потребительский рынок Москвы - это крупный сектор городского
хозяйства, обеспечивающий товарами и услугами порядка 11,5 млн.
человек - жителей и гостей столицы или около 8% всего населения
России.
В городе функционирует 27,8 тыс. предприятий потребительского
рынка, в том числе торговли - 15,4, общественного питания - 6,7,
бытового обслуживания - 5,7 тысячи и 167 рынков. Мелкорозничная
сеть насчитывает 20,5 тыс. объектов. В сфере торговли,
общественного питания и бытовых услуг занято более 1,3 млн.
человек, или каждый четвертый работающий в городском хозяйстве
Москвы.
В 2001 году развитие отрасли происходило в условиях
совершенствования и развития рыночных отношений.
Ведущее положение на потребительском рынке занимает сектор
частного предпринимательства, на долю которого приходится около
98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых
услуг. Государственными остались только 86 предприятий (комбинаты
школьного питания, кладбища и некоторые другие предприятия,
выполняющие городские функции). Остальные являются частными
предприятиями различных организационно - правовых форм.
В этих условиях главными средствами воздействия органов
государственной власти и управления на субъекты хозяйственной
деятельности в сфере потребительского рынка и услуг стали методы
правового регулирования и саморегулирования участников
экономических отношений.
Устойчивое развитие экономики города и реализация активной
социальной политики Правительства Москвы обеспечили в 2001 году
рост реальных доходов москвичей на 104,7% по сравнению с уровнем
2000 года. На 105,2% в сопоставимых ценах возросли денежные
расходы населения (с учетом приезжих) на территории Москвы на
покупку товаров и оплату услуг. При этом весь предъявленный
платежеспособный спрос населения был полностью обеспечен
предложением основных потребительских товаров и бытовых услуг.
Объем продажи потребительских товаров через все каналы
реализации в Москве в 2001 году составил 886,4 млрд. руб., что в
сопоставимых ценах на 7,9% выше уровня 2000 года. В структуре
розничного товарооборота на долю продовольственных товаров
приходилось 40,0%, непродовольственных - 60,0%. Доля
организованного рынка в формировании оборота розничной торговли
выросла до 73% против 71% в 2000 году. Удельный вес Москвы в
объемных показателях розничного товарооборота России в 2001 году
находился на уровне 29,5%. По имеющимся оценкам, оборот оптовой
торговли потребительскими товарами в Москве в 2001 году составил
порядка 1191 млрд. руб., или 43% от общего объема оптового оборота
потребительских товаров в России.
Число ассортиментных разновидностей товаров в магазинах Москвы
с универсальным ассортиментом продовольственных товаров достигло
5 тыс. наименований и промышленных - 18,5 тыс. наименований, что в
20 раз больше, чем в начале 90-х годов. В общем объеме товарных
ресурсов, реализуемых в Москве, доля товаров отечественного
производства возросла с 53,0% в 1997 году до 65,0% в 2001 году.
Товарооборот общественного питания в 2001 году возрос в
сопоставимых ценах на 4,9% по сравнению с 2000 годом и составил
23,9 млрд. руб.
Объем бытовых услуг населению составил в 2001 году 21,5 млрд.
руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% ниже уровня 2000 года. В то
же время по видам бытовых услуг, курируемым Департаментом
потребительского рынка и услуг, при общем объеме 9,4 млрд. руб.
индекс роста к уровню 2000 года составил 101,8%.
Продолжала укрепляться материально - техническая база отрасли,
повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В
2001 году введено в строй 1576 новых предприятий, в том числе: 792
- торговли, 273 - общественного питания, 378 - бытового
обслуживания населения, 133 - многопрофильных комплексов, цехов и
др. Реконструировано 750 предприятий потребительского рынка. С
учетом новых, реконструированных и модернизированных объектов доля
предприятий, отвечающих современным требованиям, возросла на
потребительском рынке с 40,1% в 1997 году до 72,2% в 2001 году.
Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую
привлекательность для вложений капиталов и их эффективного
использования. Объем прямых иностранных инвестиций в объекты
потребительского рынка в 2001 году составил 581,6 млн. долл. США.
За счет нового строительства несколько улучшилось
территориальное размещение сети предприятий по районам города
(Восточный, Юго - Восточный административные округа и др.).
Определенные структурные изменения происходили в 2001 году в
звене мелкооптовой / розничной торговли. Они были связаны с
открытием ряда торговых объектов (например, компании "Метро"),
деятельность которых направлена на вытеснение рынков из этой
ниши, а также с упорядочением работы и сети рынков на территории
Москвы. За период 2000-2001 гг. общее число рынков в городе
сократилось с 240 до 167.
В последние годы в торговле широко внедряются лучшие мировые
стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации
торгового обслуживания. В городе сформированы крупные торговые
сети, такие как "Седьмой Континент", "Перекресток", "Рамстор",
"БИН", "Копейка", "ДИКСИ", "Пятерочка" и др. Сетевые структуры, в
том числе с использованием механизма франчайзинга, формируются в
общественном питании и бытовом обслуживании населения ("Елки -
палки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ - Диана" и др.).
На сетевых принципах организации строится работа магазинов
сниженных цен (дискаунтов) и других типов социально
ориентированных предприятий торговли. Доля таких предприятий в
общем количестве предприятий по торговле продовольственными
товарами в 2001 году достигла 6,2%.
Совершенствуется правовая основа предпринимательской
деятельности в сфере потребительского рынка и услуг.
Законодательно обеспечивается защита прав потребителей,
развивается система сертификации продукции и услуг, приняты
федеральные законы, направленные на упорядочение деятельности
контролирующих органов на потребительском рынке и пресечение
необоснованных административных барьеров.
В соответствии с принятыми нормативными документами создается
Торговый реестр города Москвы <1>, отрабатывается механизм
реализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов
городского значения в Москве до 2020 года <2>.
Утверждены новые правила работы рынков, а также ряд других
документов, которые позволили создать условия для упорядочения
работы рынков, их преобразования в современные торговые центры и
ликвидации рынков, не отвечающих установленным требованиям.
Принято решение о сокращении числа государственных унитарных
предприятий с 86 до 42 за счет приватизации, а также ликвидации
убыточных предприятий.
Улучшилось экономическое положение предприятий и организаций
потребительского рынка и услуг.
Налоговые поступления только в городской бюджет по отрасли
"Торговля и общественное питание" в 2001 году составили 18,9 млрд.
руб. Доля наполняемости бюджета города от предприятий торговли и
общественного питания оценивается в 16,3%. Налоговые поступления в
консолидированный бюджет от всех предприятий отрасли составили
43,2 млрд. руб.
Вместе с тем, состояние и тенденции развития этого важного
сектора городского хозяйства свидетельствуют о наличии ряда
серьезных проблем, снижающих социальную и экономическую
эффективность функционирования потребительского рынка и услуг г.
Москвы и требующих своего решения в рассматриваемой перспективе
(2002-2003 гг.).
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в
декабре 2001 года составил по сравнению с декабрем 2000 года
120,4% (2000 г. - 124,4%), индекс цен на продукты питания - 120,6%
(117,8%), непродовольственные товары - 114,7% (130,7%), бытовые
услуги населению - 129,5% (125,6%). Показатели ценовой динамики в
Москве в 2001 году были несколько выше, чем в целом по России.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в
потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста),
рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, оценивалась
в конце декабря в Москве в 1141,25 руб. и возросла по сравнению с
началом 2001 года на 21,1%.
Наблюдается существенная (до 20-25%) дифференциация цен на
одноименные товары, в том числе первой необходимости, по
территориям административных округов города <3>.
Высокие темпы роста потребительских цен наряду с действием
макроэкономических факторов обусловлены факторами, лежащими в
сфере оптовой и розничной торговли и бытовых услуг. Это высокие
издержки обращения, наличие многочисленных посредников, большая
часть из которых не является ни технологически, ни организационно
необходимой <4>, монопольное положение и недостаточная конкуренция
между предприятиями на локальном уровне в случае низкой
насыщенности торговой сети и др.
Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех
социальных групп населения является одной из главных проблем
развития потребительского рынка Москвы с учетом того, что почти
четверть населения города имеет денежные доходы ниже прожиточного
минимума. В решении этой проблемы наряду с мерами по стабилизации
потребительских цен должны быть задействованы адресные мероприятия
по поддержке развития сети торгового и бытового обслуживания для
малообеспеченных категорий граждан, а также некоторых социально
значимых видов бытовых услуг (услуги бань, ритуальные услуги).
Складывающаяся дислокация объектов торгового и бытового
обслуживания в городе не полностью отвечает потребностям
населения. Органы территориального и городского управления не
используют в полной мере свои функции по сохранению профиля
социально значимых объектов, расположенных в пределах пешеходной
доступности, в том числе в случае аренды нежилых помещений <5>.
Остро сказывается неравномерность размещения сети торгового и
бытового обслуживания по районам города. На периферии города
сложилось 16 районов с обеспеченностью ниже социально
гарантированного уровня. Продолжается вымывание объектов
повседневного спроса в центральной части города и на крупных
магистралях городского значения. Недостаточно развивается сеть
небольших магазинов социально гарантированного уровня в местах
проживания москвичей.
Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг во всех
районах города на уровне не ниже установленных градостроительных
и социальных стандартов (нормативов) обслуживания входит в число
главных проблем перспективного развития потребительского рынка.
Реальные возможности ее решения выходят за рамки двухлетнего
периода (2002-2003 гг.) и требуют осуществления комплекса
градостроительных, имущественно - земельных и организационных
мероприятий, включая разработку дифференцированных нормативов
развития и размещения сети с учетом типов предприятий и районных
схем размещения объектов социально гарантированного уровня,
приоритетное выделение для таких объектов нежилых помещений и
земельных участков и т.д.
Актуальной остается проблема обеспеченности предприятий
потребительского рынка и услуг, в том числе крупных торговых
объектов, автостоянками и парковками <6>.
Несмотря на некоторое сокращение, рынки сохраняют высокий
удельный вес в общей емкости торговой сети города (около 24%) и в
объемах розничного товарооборота. Практика оптовой и розничной
торговли на рынках во многом не соответствует государственным
требованиям.
Процессы структурной перестройки оптового звена системы
товародвижения отстают от запросов розничной торговли и не
подготовлены к значительным структурным изменениям, которые
ожидаются в ближайшие годы на потребительском рынке (развитие
розничных сетей и крупных торговых объектов: гипер- и
супермаркетов, торговых комплексов и центров и др.).
Дальнейшее развитие социально ориентированных предприятий
потребительского рынка и услуг сдерживается из-за трудностей с
выделением нежилых помещений, а также земельных участков для
строительства распределительных центров. Проблемы в сфере
имущественно - земельных отношений во многом замедляют процессы
создания в городе сети торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри"
<7>, сетевых распределительных центров, крупных торговых объектов
в соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых
объектов городского значения.
В Москве была создана региональная система идентификации
качества алкогольной продукции и контроля за ее розничной
реализацией, которая показала свою высокую эффективность. В 2001
году сумма акцизов, перечисленных в консолидированный бюджет,
увеличилась в 5 раз по сравнению с 1998 годом. Количество
фальсифицированной алкогольной продукции, выявленной
контролирующими органами в розничной сети, сократилось за этот
период с 46 до 7%.
Однако с внесением изменений в Федеральный закон о
государственном регулировании производства и оборота алкогольной
продукции <8>, запретивших использование идентификационных марок
субъектов Федерации, актуальной становится проблема защиты
внутреннего алкогольного рынка города от некачественной и
фальсифицированной продукции в новых условиях.
Проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг
является общей стратегической задачей для всех секторов
потребительского рынка и услуг. Наиболее остро она стоит в сфере
неорганизованной торговли: в розничном звене - на рынках и в
мелкорозничной торговле; в оптовом звене - при хранении
продовольствия в так называемых "неприспособленных помещениях"
(цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения,
гаражи, спортивные сооружения и т.д.). Существование этого канала,
тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного
контроля качества и налогового контроля значительные объемы
продовольственных товаров <9>.
В сфере координации и контроля развития потребительского рынка
и услуг требуется принятие нового городского закона для
упорядочения деятельности контролирующих органов, устранения
дублирования в их работе. Должна быть также упрощена
административно - разрешительная практика для субъектов малого
предпринимательства, в том числе в мелкорозничной торговле.
2. Цели, задачи и приоритеты развития потребительского
рынка и услуг
Основные направления призваны обеспечить решение актуальных
проблем развития потребительского рынка и услуг г. Москвы в целях
повышения степени удовлетворения потребностей населения города в
торговых и бытовых услугах в соответствии со складывающимся
спросом.
Общими концептуальными задачами основных направлений являются:
- формирование социально ориентированной системы торгового и
бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров
и услуг для всех социальных групп населения;
- формирование пространственной сети предприятий торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения,
обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех
районах города на уровне не ниже принятых градостроительных и
социальных стандартов (нормативов) обслуживания;
- развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг: новое
строительство, реконструкция и модернизация объектов в
соответствии с градостроительными концепциями и новейшими научно -
техническими достижениями;
- обеспечение в сфере потребительского рынка и услуг баланса
интересов и защиты прав потребителей, предпринимателей и
государства на основе совершенствования форм, методов и
организации правового регулирования, координации и контроля;
- развитие механизмов и инструментов предпринимательской,
инвестиционной и инновационной деятельности.
В целях повышения эффективности и системности в решении проблем
развития потребительского рынка и услуг установить следующие
приоритеты на 2002-2003 годы.
В области повышения социальной направленности:
- создание системы социального мониторинга;
- развитие сети предприятий социальной направленности, включая
магазины - дискаунты, социальное питание (школьное, диетическое
питание, сеть предприятий быстрого питания), бытовое обслуживание
в части социально значимых видов услуг (строительство и
реконструкция бань, развитие объектов похоронного обслуживания), и
предприятий, ориентированных на обслуживание малообеспеченных
категорий граждан;
- защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности
товаров и услуг потребительского назначения, взаимодействие с
общественными организациями потребителей.
В области развития инфраструктуры:
- размещение предприятий торговли, общественного питания,
бытового обслуживания различных типов и специализации, в том числе
объектов социально гарантированного уровня, в соответствии с
градостроительными планами развития территорий и Генеральной
схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в
Москве до 2020 года;
- повышение уровня обеспеченности предприятий потребительского
рынка и услуг автостоянками и парковками;
- упорядочение рыночной торговли, преобразование рынков в
современные торговые центры и комплексы;
- упорядочение мелкорозничной сети, ликвидация
несанкционированной торговли, в том числе у станций метрополитена,
в подуличных пешеходных переходах и других местах массового
пребывания населения;
- развитие информационных технологий в сфере потребительского
рынка, электронной торговли, создание новых и развитие действующих
автоматизированных информационных систем ("Карта москвича",
информационно - сбытовая система "ГИСИС", "Карточка продавца" и
т.д.).
В области правового регулирования, координации и контроля:
- систематизация действующих нормативных актов, внесение
предложений об отмене устаревших актов, приведение отдельных актов
в соответствие с федеральным законодательством;
- защита внутреннего алкогольного рынка города, создание
системы контроля за качеством и товародвижением алкогольной
продукции;
- создание равных конкурентных возможностей для развития
крупных, средних и малых предприятий;
- поддержка отечественных структур, организующих собственные
товаропроводящие сети;
- защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных
административных барьеров, упрощение процедуры выхода на
потребительский рынок города новых предприятий и создание равных
конкурентных возможностей для крупных, средних и малых
предприятий, упорядочение контрольной деятельности и создание
равных конкурентных возможностей для крупных, средних и малых
предприятий;
- совершенствование механизмов координации: в развитии и
размещении оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в том числе
сетевых структур и объектов типа "Кэш энд Кэрри", обеспечении
интеграционных процессов, укреплении региональных, межрегиональных
и межгосударственных связей потребительского рынка и развитии
инвестиционной и инновационной деятельности;
- развитие организаций саморегулирования бизнеса, ассоциаций,
союзов и иных представителей коллективных интересов
предпринимателей;
- повышение квалификации и подготовки кадров в сфере
потребительского рынка и услуг;
- противодействие терроризму на объектах потребительского рынка
и услуг.
Сформировать основные направления развития потребительского
рынка и услуг г. Москвы как совокупность заданий, направленных на
решение актуальных проблем и реализацию установленных приоритетов
с целью поддерживать социально значимые виды торговых и бытовых
услуг и защиту прав потребителей, повышать технический уровень
предприятий и обслуживания потребителей и улучшать средства
правового регулирования, координации и контроля.
В соответствии с целями, задачами и приоритетами перспективного
развития потребительского рынка и услуг предусматривается
выполнение заданий по трем взаимосвязанным направлениям <10>.
Первое направление ориентируется на обеспечение доступности
потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах его
организации для абсолютного большинства населения.
Второе направление предусматривает реализацию
градостроительной, технической и инвестиционной политики в отрасли
путем нового строительства, а также реконструкции и модернизации
крупных, средних и малых объектов потребительского рынка и услуг.
Третье направление включает задания по развитию науки и
технологии, подготовке кадров и повышению их квалификации,
организации правового регулирования, координации и контроля в
сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания
населения.
3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг
3.1. Торговля
В целях удовлетворения в полном объеме растущего
платежеспособного спроса населения на потребительские товары в
рамках прогноза социально - экономического развития г. Москвы на
период до 2004 года <11> обеспечить в 2002-2003 гг. прирост
объемов оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на уровне
4,5-5,5% в год.
Повысить культуру и качество торгового обслуживания с
использованием современных технологий, а также прогрессивных
архитектурно - строительных решений. Обеспечить благоприятные
условия для расширения объема торговой деятельности на основе
дальнейшего развития емкости торговой сети и улучшения ее
территориального размещения, в том числе за счет более
эффективного использования нежилого фонда города.
Поддержать прогрессивные тенденции и структурные изменения в
отрасли, связанные:
- с приоритетным развитием социально ориентированных объектов
торговли;
- с переходом к сетевым принципам организации торговли и
логистики, развитием розничных сетевых структур;
- с ростом числа крупных современных торговых объектов (гипер-
и супермаркеты, торговые комплексы типа "Кэш энд Кэрри" и др.) и
их доли на рынке;
- с упорядочением рыночной торговли, сокращением удельного веса
рынков в суммарной емкости торговой сети.
В соответствии с Программой Правительства Москвы на 2002 год
<12> предусмотреть меры по дальнейшему ускоренному развитию сети
торгового обслуживания по сниженным ценам, ориентированного в
первую очередь на малообеспеченные категории граждан, в том числе
магазинов - дискаунтов, торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри",
социальных магазинов "Овощи - фрукты - продукты" и др. <13>.
Довести долю социально ориентированных предприятий в общем
количестве предприятий по торговле продовольственными товарами в
2003 году до 8,5-9,0%.
На крупных предприятиях торговли распространить инициативу ЗАО
"ТД "Перекресток" и других сетевых структур по продаже товаров в
утренние часы со скидкой 5-10% для пенсионеров и малообеспеченных
категорий граждан.
В рамках реализации программы развития оптовой торговли
продовольствием в г. Москве на 2002-2004 гг. <14> обеспечить
формирование каналов товародвижения, в том числе плодоовощной
продукции с относительно низкими ценами для обслуживания социально
ориентированных предприятий розничной торговли. В этих целях
содействовать организации распределительных центров сетевых
компаний, имеющих магазины сниженных цен, торговых комплексов типа
"Кэш энд Кэрри" и иных объектов оптово - розничного распределения,
в том числе на базе имущественных комплексов оптовых предприятий,
выставляемых на инвестиционные конкурсы (торги) по результатам
применения процедур финансовой санации.
Рассматривать задачу совершенствования системы товародвижения
потребительских товаров в качестве одной из главных предпосылок
стабилизации цен на потребительском рынке города.
В торговле продовольственными товарами активизировать начатые в
2001 году процессы структурных преобразований в звене "опт -
мелкий опт - розница", направленные на создание современной
рыночной инфраструктуры оптовой торговли, сокращение звенности
товарооборота, значительное уменьшение доли посредников на оптовом
рынке, снижение издержек обращения за счет лучшей организации
логистики. Предусмотреть в период до 2005 года строительство 7
новых и развитие 2 действующих распределительных центров сетевых
торговых компаний, а также 10-12 торговых комплексов типа "Кэш энд
Кэрри", успешно конкурирующих с рынками в сфере мелкооптовой
торговли.
Обеспечить достижение необходимого рыночного разнообразия
структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность: оптовых
продовольственных рынков, сетевых и территориальных (зональных)
распределительных центров различных типов, магазинов - складов и
т.д. Использовать при отработке вопросов развития оптовой торговли
опыт создания в Москве крупных оптовых структур в сфере оборота
алкогольной продукции.
В оптовой торговле непродовольственными товарами с учетом
состава операторов и состояния инфраструктуры оптового звена <15>
считать приоритетными следующие направления структурных
преобразований, ориентированные на развитие современных типов
крупных оптовых предприятий:
- создание по основным товарным группам специализированных
межрегиональных оптовых компаний;
- организация в составе розничных сетей распределительных
центров, открытых для внешних покупателей;
- развитие сети складских фирм - операторов оптового рынка.
Разработать в 2002-2003 гг. концепцию и среднесрочную программу
развития оптовой торговли непродовольственными товарами в Москве
со схемой размещения объектов, взаимоувязанной с Генеральной
схемой размещения крупных торговых объектов городского значения.
Задействовать через оптовую торговлю механизмы поддержки
отечественных и прежде всего московских товаропроизводителей.
Способствовать промышленным предприятиям города в развитии
фирменной оптово - розничной торговли, в том числе путем
предоставления на льготных условиях нежилых помещений, и
организации сбыта продукции через распределительные сети.
Поддерживать развитие и закрепление корпоративных принципов
организации и управления в торговле, основанных на реализации как
горизонтальных (на уровне предприятий и объединений
потребительского рынка), так и вертикальных (на уровне
промышленных и оптовых предприятий) хозяйственных связей.
Стимулировать процессы интеграции оптовой и розничной торговли
по встречным направлениям и со стороны розничных сетей, и со
стороны оптовых продовольственных предприятий. Для реализации
проектов создания интегрированных объединений с участием города
передавать в доверительное управление на конкурсной основе пакеты
акций предприятий оптового звена, находящиеся в городской
собственности, предприятиям розничной торговли, изъявившим желание
принять участие в формировании новых структур.
Повысить финансовую устойчивость производственно - торговых
объединений путем подключения к ним финансово - кредитных
организаций и в перспективе - формирования финансово -
промышленных групп в сфере торговой деятельности.
Всемерно поддерживать развитие интегрированных объединений, в
том числе торговых холдингов, торговых объединений ассоциативного
типа, а также добровольных торговых объединений на уровне
предприятий и объединений потребительского рынка.
Считать перспективными направлениями создание сетевых структур
в розничной торговле объединений магазинов:
- с относительно ограниченным ассортиментом и невысокими ценами
(магазины - дискаунты);
- с одинаковой концепцией хозяйственного развития;
- с особыми формами торгового обслуживания (салонное
обслуживание, торговля по каталогам и т.д.).
Содействовать расширению масштабов применения франчайзинга на
потребительском рынке как средства повышения устойчивости и
конкурентоспособности малых предприятий, улучшения качества
обслуживания, сокращения производственных затрат.
В период 2002-2003 гг. предусмотреть создание 662 новых
предприятий, а также реконструкцию и модернизацию 505 действующих
предприятий торговли.
При развитии розничной торговой сети предусматривать:
- универсализацию продовольственной торговли;
- формирование сети крупных торговых предприятий или их
комплексов в районах с низкой плотностью жилой застройки;
- организацию сети магазинов сниженных цен;
- формирование в периферийных районах города магазинов
социально гарантированного уровня (расположенных в радиусе
пешеходной доступности 300-500 м и торгующих широким ассортиментом
продовольственных и непродовольственных товаров);
- изменение существующей структуры торговой сети центральной
зоны города с увеличением доли объектов социально гарантированного
уровня обслуживания населения товарами массового и повседневного
спроса; интенсификацию существующей застройки перспективных
территорий рынков, строительство на их основе торговых комплексов
и центров.
Усилить внимание к градостроительной политике развития сети
торговли. Обеспечить практическую реализацию Генеральной схемы
размещения крупных торговых объектов в Москве до 2020 года в части
объектов, находящихся в стадии проектирования и строительства, а
также объектов, для размещения которых на конкурсной основе
имеются зарезервированные земельные участки. Предусмотреть меры по
выявлению дополнительных земельных участков для размещения крупных
торговых объектов и их включению в Генеральную схему.
Разработать в 2002-2003 гг. проекты планировки общественных
территорий "Южное Бутово" (ЮЗАО), "Дмитровская" (СВАО), "Южная"
(ЮАО) и "Черкизовская" (ВАО) для размещения торговых зон
городского значения.
С учетом градостроительных планов развития территорий
административных округов, Генеральной схемы размещения крупных
торговых объектов и в соответствии с нормативными актами
Правительства Москвы <16> обеспечить дальнейшее упорядочение
рыночной торговли.
Предусмотреть меры по закрытию 22 неперспективных рынков, в том
числе по выводу до 2003 года 7 рынков с территорий спортивных
сооружений ("Лужники", "Динамо", ЦСКА и др.). Взять под особый
контроль выполнение управляющими компаниями обязательств по
преобразованию (реконструкция, новое строительство) 38 рынков в
современные торговые центры и торговые комплексы на земельных
участках, предоставленных городом в долгосрочную аренду.
Предусмотреть в период до 2005 года реконструкцию 13
государственных сельскохозяйственных (бывших колхозных) рынков с
созданием на них оптимальных условий для продавцов и покупателей.
Определить перспективы развития остальных 96 рынков, временно
сохраненных в торговой инфраструктуре города, и разработать в 2002
году городскую целевую программу по оптимизации размещения рынков,
их реконструкции и преобразованию в торговые центры и комплексы на
период до 2010 года.
Осуществить мероприятия по повышению уровня организации
торговли и улучшению контроля и надзора за деятельностью рынков,
организации системы учета торгующих на рынках с использованием
персональных карточек продавца, выполнению требований
антитеррористической безопасности.
В сфере мелкорозничной торговли приоритетными задачами районных
Управ должны стать:
- упорядочение мелкорозничной торговли в подуличных пешеходных
переходах;
- приведение ассортимента реализуемых товаров в соответствие с
функциональным назначением объектов мелкорозничной торговли
(продажа мороженого, прохладительных напитков, печатной, табачной
и другой продукции);
- создание сети передвижных торговых средств,
специализирующейся на быстром питании, которую в зависимости от
ситуации можно использовать на улицах, у станций метро, в зонах
отдыха, на праздничных мероприятиях;
- ликвидация несанкционированной торговли.
Приоритетными задачами сезонной торговли являются:
- улучшение материально - технической базы этого вида
обслуживания;
- создание объектов, соответствующих современным требованиям, в
том числе отработка малых (лотковых) форм торговли;
- переход на новые формы реализации кваса: установка постмиксов
и премиксов;
- внедрение кегов со специальным оборудованием;
|