Стр. 3
¦ ¦n = 0,5 ¦n = 0,55 ¦n = 0,60 ¦n = 0,65 ¦n = 0,70 ¦n = 0,75 ¦
¦ +--------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ ¦ при времени поверхностной концентрации t в минутах ¦
¦ ¦ кон. ¦
¦ +---T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦ ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦10 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 10 ¦
+-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦до 20¦4,1¦3,5 ¦4,1 ¦3,4 ¦4,0 ¦3,3 ¦4,0 ¦3,25¦3,95¦3,15¦3,9 ¦3,1 ¦
+-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦50 ¦3,4¦3,0 ¦3,3 ¦2,9 ¦3,2 ¦2,8 ¦3,15¦2,7 ¦3,05¦2,6 ¦3,0 ¦2,5 ¦
+-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦100 ¦3,0¦2,7 ¦2,9 ¦2,6 ¦2,8 ¦2,45¦2,7 ¦2,3 ¦2,6 ¦2,2 ¦2,5 ¦2,1 ¦
+-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦300 ¦2,5¦2,3 ¦2,35¦2,15¦2,2 ¦2,0 ¦2,15¦1,9 ¦2,0 ¦1,8 ¦1,9 ¦1,7 ¦
+-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦1000 ¦2,0¦1,85¦1,85¦1,75¦1,75¦1,6 ¦1,6 ¦1,5 ¦1,45¦1,35¦1,35¦1,25¦
L-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
Расчет расхода талых вод рекомендуется определять по формуле:
Т
Q = [5,5 / (10 + t)] х F х h х К , (4.4.3)
с с с
где:
t - время притекания талых вод до расчетного участка, часов
(при отсутствии данных допускается принимать 1 час);
F - площадь водосбора талых вод с участка автодороги или
моста, га;
h - слой стока за 10 дневных часов в миллиметрах,
с
определяемый в зависимости от территориального района по схеме
районирования (рис. 4.4.2). Для выделенных четырех территориальных
районов величины h равны: для 1 района - 25, для 2 - 20, 3 - 15,
с
4 - 7 мм;
К - коэффициент, учитывающий окучивание снега, принимаемый
с
равным 0,8.
Таблица 4.4.3
КОЭФФИЦИЕНТ ИЗМЕНЕНИЯ УДЕЛЬНОГО РАСХОДА В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ СРЕДНЕГО ПРОДОЛЬНОГО УКЛОНА ПО АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ
(УЧАСТКА ДОРОГИ) ИЛИ МОСТА
--------T--------------------------------------------------------¬
¦Средний¦Значение коэффициента "k" в зависимости от параметра "n"¦
¦ уклон +-------T--------T---------T---------T---------T---------+
¦ i ¦n = 0,5¦n = 0,55¦n = 0,60 ¦n = 0,65 ¦n = 0,70 ¦n = 0,75 ¦
¦ ср. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,001 ¦0,64 ¦0,61 ¦0,58 ¦0,56 ¦0,53 ¦0,51 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,003 ¦0,84 ¦0,83 ¦0,81 ¦0,80 ¦0,78 ¦0,77 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,005 ¦0,96 ¦0,95 ¦0,95 ¦0,94 ¦0,94 ¦0,93 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,006 ¦1,0 ¦1,0 ¦1,0 ¦1,0 ¦1,0 ¦1,0 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,008 ¦1,04 ¦1,04 ¦1,04 ¦1,05 ¦1,05 ¦1,05 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,010 ¦1,14 ¦1,15 ¦1,16 ¦1,18 ¦1,19 ¦1,21 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,015 ¦1,26 ¦1,29 ¦1,32 ¦1,35 ¦1,38 ¦1,41 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,020 ¦1,35 ¦1,39 ¦1,43 ¦1,48 ¦1,52 ¦1,57 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,025 ¦1,43 ¦1,48 ¦1,54 ¦1,59 ¦1,65 ¦1,71 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,030 ¦1,49 ¦1,56 ¦1,62 ¦1,69 ¦1,75 ¦1,83 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,035 ¦1,55 ¦1,62 ¦1,7 ¦1,77 ¦1,85 ¦1,94 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,040 ¦1,61 ¦1,68 ¦1,77 ¦1,85 ¦1,94 ¦2,04 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,045 ¦1,66 ¦1,74 ¦1,83 ¦1,92 ¦2,02 ¦2,13 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,050 ¦1,7 ¦1,79 ¦1,89 ¦1,99 ¦2,1 ¦2,22 ¦
+-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
¦0,060 ¦1,79 ¦1,89 ¦2,0 ¦2,12 ¦2,26 ¦2,40 ¦
L-------+-------+--------+---------+---------+---------+----------
При расчете величины фактического сброса (ФС) учитывается
только наибольший из определенных расчетных расходов дождевых или
талых вод.
2. Определяется величина предельно допустимого сброса (ПДС)
загрязняющих веществ в г/час по каждому ингредиенту загрязнения по
формуле:
ПДС = 3600 х С х Q , (4.4.4)
прд с
где:
3600 - коэффициент перевода в другие единицы измерения;
С - предельно допустимое содержание (концентрация)
прд
загрязняющего вещества в поверхностном стоке с учетом смешения его
с водами водотока, мг/л;
Q - расчетный расход поверхностных сточных вод, л/с;
с
С определяется по формуле Фролова - Родзиллера:
прд
гамма х Q
в
С = ---------- (С - С ) + С , (4.4.5)
прд Q пдк в пдк
с
где:
гамма - коэффициент смешения сточных (поверхностных) вод с
водой водотока для заданного створа;
Q - среднемесячный (минимальный) расход воды в водотоке 95%
в
обеспеченности, куб. м/сек.;
Q - расчетный расход поверхностных сточных вод, куб. м/сек.;
с
С - предельно допустимая концентрация данного загрязняющего
пдк
вещества в водотоке (водоеме), мг/л, принимается по нормативным
данным; для отдельных веществ приведена в табл. 4.4.4.
С - концентрация данного загрязняющего вещества в бытовых
в
условиях в водотоке, мг/л, принимается по данным органов
Росгидромета и Санэпиднадзора.
Таблица 4.4.4
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
------------T----------------------------------------------------¬
¦Наименова- ¦ Предельно допустимые концентрации (ПДК), мг/л ¦
¦ние веществ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦Взвешенные ¦Концентрация взвешенных веществ в водотоке в бытовых¦
¦вещества ¦(природных) условиях в мг/куб. дм + 0,25 мг/куб. дм ¦
¦ ¦для водотоков высшей и 1 категории водопользования и¦
¦ ¦плюс 0,75 мг/куб. дм для 2 категории водопользования¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦Нефтепро- ¦0,05 ¦
¦дукты ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦Свинец ¦0,1 ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦ Примечания: ¦
¦ 1. ПДК для указанных веществ принят по перечню ПДК,¦
¦помещенному в "Правилах охраны поверхностных вод", ПДК должны¦
¦уточняться при изменении их значений в нормативных документах. ¦
¦ 2. Для водотоков (водоемов), содержащих в межень более¦
¦30 мг/куб. дм природных взвешенных веществ, допускается¦
¦увеличение содержания их в воде в пределах 5%. При этом взвеси¦
¦со скоростью выпадения более 0,4 мм/с для водотоков и более¦
¦0,2 мм/с для водоемов к спуску запрещаются. ¦
L-----------------------------------------------------------------
Коэффициент смешения сточных вод с водой водотока определяется
по формуле Родзиллера:
1 - бета
гамма = -------------, (4.4.6)
Q
в
1 + -- х бета
Q
с
Q и Q - то же, что в формуле (4.4.5).
в с
Величина бета определяется по формуле:
3 _ 3 _
-альфа \/L альфа \/L
бета = е = 1 / 2,72 , (4.4.7)
где:
L - расстояние от места выпуска поверхностных сточных вод до
расчетного (контрольного) створа по течению реки, принимается с
учетом п. 4.4.6;
альфа - коэффициент, учитывающий влияние гидравлических
факторов смешения, определяется по формуле:
_
3 /Е
альфа = кси х фи х \/--, (4.4.8)
Q
c
где:
кси - коэффициент, зависящий от места выпуска поверхностных
сточных вод в водоток, принимаемый равным 1,0 для берегового
выпуска и 1,5 - при выпуске в фарватер реки;
фи - коэффициент извилистости русла реки, равный отношению
расстояния от места выпуска сточных вод до расчетного створа по
фарватеру к расстоянию между этими пунктами по прямой;
Q - расчетный расход поверхностных сточных вод, куб. м/сек.;
с
Е - коэффициент турбулентной диффузии, который для равнинных
рек определяется по формуле Потапова:
E = V х h / 200, (4.4.9)
ср ср
где:
V - средняя скорость потока в русле, м/с;
ср
h - средняя глубина в русле реки при заданном уровне, м.
ср
4.4.9. Если величина фактического сброса (ФС) по формуле
(4.4.1) не превышает ПДС по формуле (4.4.4), может быть допущен
сброс поверхностных сточных вод непосредственно в водоток без
очистки. В этом случае при проектировании автомобильных дорог и
мостовых переходов применяются обычные схемы водоотвода в
соответствии с действующими нормами на проектирование и типовыми
решениями.
В случаях, когда ФС превышает ПДС, сброс поверхностных сточных
вод без очистки в водоток (водоем) не допускается. При очистке
следует обеспечивать на выходе из очистного сооружения
концентрацию загрязняющих веществ, не превышающую определенное по
формуле (4.4.5) значение предельно допустимой концентрации веществ
в поверхностном стоке с учетом смешения с водой водотока.
4.4.10. Если проведенные расчеты ПДС показали необходимость
очистки поверхностных сточных вод перед их сбросом в водоток,
следует применять схемы поверхностного водоотвода с покрытия
автомобильных дорог и мостов, обеспечивающие сбор вод
поверхностного стока и направляющие их на очистные сооружения.
4.4.11. В случаях необходимости очистки поверхностного стока
на мостовых переходах не допускается сброс воды с покрытия
непосредственно в водоток через водоотводные трубки, в стороны
через тротуары или через систему водоотводных лотков на конусах.
Весь объем поверхностного стока должен быть отведен в очистные
сооружения. Конструкции очистных сооружений рекомендуется, как
правило, принимать по действующим типовым проектам.
Допускается применение индивидуальных конструкций очистных
сооружений. Для условий очистки вод поверхностного стока могут
быть рекомендованы камерные и тонкослойные отстойники.
4.4.12. Сброс дождевых или талых вод с поверхности
автомобильных дорог за пределами водоохранных зон и населенных
пунктов производится кюветами, лотками, по откосам на рельеф без
дополнительной очистки со скоростями меньше размывающих для
грунтов в месте выпуска воды.
4.4.13. В проектах автомобильных дорог и мостовых переходов не
следует предусматривать устройства мойки автомобилей в пределах
водоохранной зоны водотоков (водоемов).
4.4.14. Пример расчета уровня загрязнения поверхностного стока
на автомобильной дороге приведен в Приложении 5.
4.5. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха и
придорожных территорий пылью, продуктами загрязнения и износа
покрытий. Защитные мероприятия
4.5.1. При проектировании автомобильных дорог с переходными и
низшими типами дорожных одежд, а также при проектировании
стадийного строительства дорог с капитальными дорожными одеждами,
когда на первой стадии строительства предусматриваются гравийные
(щебеночные) и другие покрытия из неукрепленных материалов,
следует оценивать влияние пыли, образующейся при движении
автомобильного транспорта.
Пылеобразование на автомобильных дорогах происходит в
результате износа покрытия, внесения колесами автомобиля на
проезжую часть грязи и пыли, а также износа автопокрышек. На
интенсивность пылеобразования влияют физико-механические свойства
материала и состояние покрытия, скорость движения автотранспорта,
вес, габариты и тип движущихся по дороге автомобилей,
погодно-климатические условия в районе проложения трассы.
4.5.2. Дорожные покрытия делятся на пылящие и непылящие.
К непылящим покрытиям относятся: асфальтобетонные и
цементобетонные. К пылящим - щебеночные, гравийные,
грунтово-улучшенные, а также покрытия из отходов камнедробления,
шлаков и других отходов, необработанных вяжущими материалами.
По степени пылеобразующей способности пылящие покрытия
подразделяются на три категории: слабопылящие, среднепылящие и
сильнопылящие (см. табл. 4.5.1).
Таблица 4.5.1
КАТЕГОРИЯ СПОСОБНОСТИ К ПЫЛЕОБРАЗОВАНИЮ
----------------------T----------------------T-------------------¬
¦Категория способности¦Ориентировочное пыле- ¦Очередность борьбы ¦
¦ к пылеобразованию ¦выделение в мг/куб. м ¦ с пылью ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦Сильнопылящие ¦более 60 ¦первая ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦Среднепылящие ¦10 - 60 ¦вторая ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦Слабопылящие ¦менее 10 ¦третья ¦
+---------------------+----------------------+-------------------+
¦ Примечание: Состояние покрытия по пылимости определяют в¦
¦июне - августе в сухое время в период с 15 по 17 часов дня за¦
¦движущимся со скоростью 30 - 40 км/час грузовым автомобилем,¦
¦средней грузоподъемности (5 - 7 тонн). ¦
L-----------------------------------------------------------------
4.5.3. Основным критерием качества воздуха при пылевыделении
покрытий на автомобильных дорогах является коэффициент
запыленности К , определяемый по формуле:
пл
К = С / С , (4.5.1)
пл ф пдк
где:
С - предельно допустимая концентрация пыли, мг/куб. м,
пдк
определяется по таблице 4.5.2;
С - фактическая среднесуточная концентрация пыли, мг/куб. м.
ф
Фактическую среднесуточную концентрацию пыли С принимают по
ф
замерам, произведенным на аналогичных покрытиях в проектируемом
районе по стандартной методике, изложенной в "Руководстве по
контролю загрязнения атмосферы", Госкомгидромета, Минздрава СССР.
Результаты определения концентрации пыли в воздухе следует
приводить к нормальным условиям: температура воздуха +20 -С,
атмосферное давление 760 мм рт. ст. Для расчетов при
проектировании можно использовать данные табл. 4.5.3.
Таблица 4.5.2
ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПЫЛИ
-----------------T---------------------------------------T-------¬
¦ Объект ¦ Материал покрытия (горная порода) ¦ С ¦
¦ ¦ ¦ пдк ¦
+----------------+---------------------------------------+-------+
¦Населенный пункт¦не нормируется ¦0,15 ¦
+----------------+---------------------------------------+-------+
¦Рабочая зона ¦гранит, сионит, базальт, габбро, ¦2,0 ¦
¦ ¦трахит, гнейс и др. ¦ ¦
¦ ¦известняк, мергель, доломит ¦6,0 ¦
+----------------+---------------------------------------+-------+
¦ Примечание: В соответствии с ГОСТ 12.1.005-76 к рабочей зоне¦
¦отнесено пространство вне населенных пунктов до 2 метров над¦
¦поверхностью земли. ¦
L-----------------------------------------------------------------
Мероприятия по снижению запыленности воздуха осуществляют в
нп рз
населенных пунктах при К > 1, в рабочей зоне при К >= 1,2.
пл пл
Таблица 4.5.3
ЗНАЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ СРЕДНЕСУТОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПЫЛИ
С В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИАЛА ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
ф
---------------------------------------------------T-------------¬
¦ Наименование покрытия ¦С , мг/куб. м¦
¦ ¦ ф ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Щебеночные, гравийные и другие виды материалов, ¦1 - 3 ¦
¦обработанные вяжущими ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Щебеночные из прочных пород, построенные по методу¦10 - 20 ¦
¦заклинки ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Гравийные ¦20 - 40 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Щебеночные (известняк), построенные по методу ¦40 - 60 ¦
¦плотных смесей ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Грунтово-улучшенные ¦60 - 100 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Грунтовые ¦более 100 ¦
L--------------------------------------------------+--------------
Оценку степени запыленности воздуха и назначение мероприятий
по ее снижению производят в следующей последовательности:
- проектируемый участок дороги разбивают на зоны в зависимости
от объекта запыленности и назначают С по таблице 4.5.2;
пдк
- измеряют С по стандартной методике или принимают по таблице
ф
4.5.3;
- определяют К по формуле 4.5.1 и оценивают состояние
пл
покрытия по пылимости, сравнивая полученные показатели с
нп рз
нормативными (К < 1, К <= 1,2);
пл пл
- по таблице 4.5.4 определяют коэффициент снижения
запыленности воздуха окружающей среды в зависимости от
удаленности объекта от источника пыли К ;
о
- определяют коэффициент запыленности воздуха окружающей среды
ос
К на намеченном расстоянии от дороги по формуле:
пл
ос
К = К х К ; (4.5.2)
пл пл о
ос
- по полученному значению К принимают решение о возможности
пл
проложения трассы автодороги на намеченном расстоянии от
существующего объекта или проведении специальных мероприятий.
Таблица 4.5.4
ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СНИЖЕНИЯ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДАЛЕННОСТИ ОБЪЕКТА
ОТ ИСТОЧНИКА ПЫЛИ К
о
--------T--------------------------------------------------------¬
¦ С ¦ Расстояние от кромки покрытия автомобильной дороги ¦
¦ ф ¦ в метрах ¦
¦ +-----T------T------T--------T--------T---------T--------+
¦ ¦ 0 ¦ 20 ¦ 40 ¦ 60 ¦ 80 ¦ 100 ¦ 200 ¦
+-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
¦< 10 ¦1 ¦0,4 ¦0,1 ¦0 ¦0 ¦0 ¦0 ¦
+-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
¦10 - 60¦1 ¦0,35 ¦0,15 ¦0,05 ¦0,01 ¦0 ¦0 ¦
+-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
¦> 60 ¦1 ¦0,30 ¦0,2 ¦0,2 ¦0,05 ¦0,01 ¦0 ¦
+-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
¦ Примечание: Указанные коэффициенты принимают для летнего¦
¦периода года при господствующем направлении ветра под углом¦
¦45- - 135- относительно оси дороги. ¦
L-----------------------------------------------------------------
4.5.4. При невозможности проложения трассы на необходимом
расстоянии от объекта следует предусматривать специальные
мероприятия по снижению запыленности воздуха окружающей среды.
4.5.5. Все мероприятия по снижению запыленности местности
делят на предупредительные (профилактические) и защитные.
К предупредительным (профилактическим) мероприятиям относят
устройство покрытий из материалов, обработанных вяжущими,
поверхностные обработки слоев износа обеспыливающими материалами.
К защитным мероприятиям относят устройство зеленых насаждений
(деревья, кустарники, травы); в качестве временных мероприятий
могут использоваться заборы и щиты из недефицитных и недорогих
материалов и отходов промышленности.
При проложении трассы дороги через населенные пункты и угодья,
используемые для выращивания ценных сельскохозяйственных культур,
следует предусматривать покрытия дорожных одежд и типы укрепления
обочин из непылящих материалов.
Устройство покрытий, поверхностных обработок и слоев износа
производят методами, изложенными в соответствующей
нормативно-технической литературе. При этом применение различных
химических веществ и отходов промышленности, для которых не
установлены ПДК, должно быть согласовано с природоохранными
органами в установленном порядке.
Защитная эффективность зеленых насаждений в значительной
степени зависит от плотности посадок и вида растений. Для защиты
от пыли рекомендуются двухрядные плотные посадки деревьев с низким
штамбом и густой кроной и одного ряда кустарников высотой 1,5 м.
Такая конструкция пылезащитной полосы при расположении от дороги
на расстоянии 15 - 20 м задерживает до 80 - 90% пыли. В связи с
тем, что травяная растительность хорошо задерживает пыль, ее
следует сохранять в полосе отвода как перед полосой защиты, так и
между ее рядов. Зеленые насаждения следует предусматривать из
видов растений местной флоры, наиболее устойчивых к воздействию
пыли. При этом можно рекомендовать такие виды как: хвойные (ель
канадская, туя складчатая, сосна горная, канадская и др.) и
лиственные деревья (клен остролистный, ясень американский и
пенсильванский, бук, береза киргизская и бородавчатая, вяз
мелколистный и шершавый, дуб красный, крупноплодный и черешчатый,
тополь бальзамический и белый и др.), кустарники (боярышник,
жимолость, калина, сирень, джузгун, роза собачья и морщинистая и
др.).
4.6. Оценка уровня шумового воздействия транспорта. Способы
защиты от шума
4.6.1. Оценка уровня шумового воздействия транспорта на
окружающую среду производится при наличии в зоне влияния дороги
мест, чувствительных к шумовому воздействию селитебных и
промышленных территорий населенных пунктов, санитарно-курортных
зон, территорий сельскохозяйственного назначения (при наличии
специальных требований), заповедников, заказников, а также в
других случаях, специально обусловленных заданием на
проектирование.
4.6.2. Возникающий при движении транспортных средств шум
ухудшает качество среды обитания человека и животных на
прилегающих к дороге территориях. Шум действует на нервную систему
человека, снижает трудоспособность, уменьшает сопротивляемость
сердечно-сосудистым заболеваниям.
4.6.3. Уровень звукового давления определяется по формуле:
L = 10 lg(Р / Р ), (4.6.1)
р о
где:
L - уровень звукового давления в дБ;
р
Р - интенсивность действующего звука (шума), Вт/кв. м;
Р - интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости
о
-12
при частоте звука 1000 Гц; принимается равной 10 Вт/кв. м.
Из формулы (4.6.1) видно, что увеличение интенсивности звука в
10 раз дает рост уровня звука на 10 дБ.
Оценку производственного шума в соответствии с СНиП II-12-77
проводят по величине эквивалентного уровня измерением в дБА, что
позволяет учесть неоднородность интенсивности шума во времени.
4.6.4. Величина эквивалентного уровня транспортного шума,
образующегося на эксплуатируемой дороге, зависит от следующих
факторов:
Транспортные факторы:
- количество транспортных средств (интенсивность движения);
- состав движения;
- эксплуатационное состояние транспортных средств;
- объем и характер груза;
- применение звуковых сигналов.
Дорожные факторы:
- плотность транспортного потока;
- продольный профиль (подъемы, спуски);
- наличие и тип пересечений и примыканий;
- вид покрытия, шероховатость;
- ровность покрытия;
- поперечный профиль, наличие насыпей и выемок;
- число полос движения;
- наличие разделительной полосы;
- наличие остановочных пунктов для транспорта.
Природно-климатические факторы:
- атмосферное давление;
- влажность воздуха;
- температура воздуха;
- скорость и направление ветра, турбулентность воздушных
потоков;
- осадки.
4.6.5. Прогнозирование эквивалентного уровня транспортного
шума на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения
допускается проводить по приближенной формуле:
L = 50 + 8,8 lg N + F, (4.6.2)
трп
где:
L - уровень шума на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы
трп
движения, дБА;
N - расчетная часовая интенсивность движения, авт./час. Для
проектируемых дорог принимается на 20-й год после окончания
разработки проекта. Принимается в соответствии с п. 4.2.2
настоящих Рекомендаций.
F - фоновый уровень шума, принимается по данным местных
органов санитарно-эпидемиологического надзора.
4.6.6. Эквивалентный уровень шума в придорожной полосе
определяется по формуле:
L = L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L +
экв трп v i d k
+ ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L х К + F, (4.6.3)
диз L р
где:
ДЕЛЬТА L - поправка на скорость движения L + ДЕЛЬТА L ,
v трп v
определяется по таблице 4.6.1;
ДЕЛЬТА L - поправка на продольный уклон, принимается по
i
таблице 4.6.2;
ДЕЛЬТА L - поправка на вид покрытия, принимается по таблице
d
4.6.3;
ДЕЛЬТА L - поправка на состав движения, принимается по
k
таблице 4.6.4;
ДЕЛЬТА L - поправка на количество дизельных автомобилей,
диз
принимается по таблице 4.6.5;
ДЕЛЬТА L - величина снижения уровня шума в зависимости от
L
расстояния L в метрах от крайней полосы движения, определяется по
таблице 4.6.6.
К - коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и
р
точкой измерения, принимается по таблице 4.6.7.
Таблица 4.6.1
ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ L + ДЕЛЬТА L
трп v
--------------T--------------------------------------------------¬
¦Интенсивность¦Значения L + ДЕЛЬТА L в зависимости от скорос-¦
¦ движения N, ¦ трп v ¦
¦ авт./час ¦ти движения, дБА ¦
¦ +---------T---------T---------T---------T----------+
¦ ¦ 30 ¦ 40 ¦ 50 ¦ 60 ¦ 70 ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
¦50 ¦63,5 ¦65,0 ¦66,5 ¦68,0 ¦69,5 ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
¦100 ¦66,5 ¦68,0 ¦69,5 ¦71,0 ¦72,5 ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
¦230 ¦69,5 ¦71,0 ¦72,5 ¦74,0 ¦75,5 ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
¦500 ¦72,5 ¦74,0 ¦75,5 ¦77,0 ¦78,5 ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
¦880 ¦75,5 ¦76,0 ¦77,5 ¦79,0 ¦80,5 ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
¦1650 ¦76,5 ¦78,0 ¦79,5 ¦81,0 ¦82,5 ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
¦3000 ¦78,5 ¦80,0 ¦81,5 ¦83,0 ¦84,5 ¦
L-------------+---------+---------+---------+---------+-----------
Таблица 4.6.2
ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ПРОДОЛЬНЫЙ УКЛОН - ДЕЛЬТА L
i
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Величина продольного уклона ¦Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА¦
¦ проезжей части, промилле ¦ i ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦до 20 ¦0 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦40 ¦+1 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦60 ¦+2 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦80 ¦+3 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦100 ¦+4 ¦
L-------------------------------+---------------------------------
Таблица 4.6.3
ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ВИД ПОКРЫТИЯ - ДЕЛЬТА L
d
------------------------------T----------------------------------¬
¦ Вид покрытия ¦Величина поправки - ДЕЛЬТА L , дБА¦
¦ ¦ d ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Литой и песчаный асфальтобе- ¦0 ¦
¦тон ¦ ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Мелкозернистый асфальтобетон ¦-1,5 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Черный щебень ¦+1,0 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Цементобетон ¦+2,0 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Мостовая ¦+6,0 ¦
L-----------------------------+-----------------------------------
Таблица 4.6.4
ВЕЛИЧИНЫ ПОПРАВОК НА СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L
k
--------------------------T------T-------T-------T-------T-------¬
¦Относительное количество ¦5 - 20¦20 - 35¦35 - 50¦50 - 60¦65 - 85¦
¦грузовых автомобилей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автобусов (недизельных), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Величина поправки ¦-2 ¦-1 ¦0 ¦+1 ¦+2 ¦
¦ДЕЛЬТА L , дБА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ k ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------+------+-------+-------+-------+--------
Таблица 4.6.5
ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА КОЛИЧЕСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ - ДЕЛЬТА L
диз
------------------------------------------T------T-------T-------¬
¦Относительное число грузовых автомобилей ¦5 - 10¦10 - 20¦20 - 35¦
¦и автобусов с дизельными двигателями, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------+
¦Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА ¦+1 ¦+2 ¦+3 ¦
¦ диз ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------+------+-------+--------
Таблица 4.6.6
ЗНАЧЕНИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАССТОЯНИЯ ОТ КРАЙНЕЙ ПОЛОСЫ
ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L
L
-----------T-----------------------------------------------------¬
¦Расстояние¦ Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА ¦
¦ L, м ¦ L ¦
+----------+-----------------------------------------------------+
¦ ¦ Число полос движения ¦
¦ +----T-----------------------T------------------------+
¦ ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦
+----------+----+-----------------------+------------------------+
¦ ¦ ¦ ширина разделительной полосы, метров ¦
¦ ¦ +-----------T-----------T-----------T------------+
¦ ¦ ¦ 5 ¦ 12 ¦ 5 ¦ 12 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦25 ¦4,6 ¦3,6 ¦3,4 ¦3,2 ¦3,0 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦50 ¦7,5 ¦6,1 ¦5,7 ¦5,5 ¦5,2 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦75 ¦9,2 ¦7,7 ¦7,2 ¦7,1 ¦6,7 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦100 ¦10,4¦8,8 ¦8,4 ¦8,1 ¦7,7 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦150 ¦12,2¦10,5 ¦10,0 ¦9,7 ¦9,3 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦250 ¦14,4¦12,2 ¦11,6 ¦11,4 ¦11,0 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦300 ¦15,2¦13,4 ¦12,8 ¦12,6 ¦12,1 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦400 ¦16,4¦14,6 ¦14,0 ¦13,8 ¦13,3 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦500 ¦17,4¦15,6 ¦15,0 ¦14,7 ¦14,3 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦625 ¦18,3¦16,5 ¦15,9 ¦15,7 ¦15,2 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦750 ¦19,1¦17,3 ¦16,7 ¦16,5 ¦16,0 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦875 ¦19,8¦18,0 ¦17,4 ¦17,1 ¦16,4 ¦
+----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
¦1000 ¦20,4¦18,5 ¦18,2 ¦17,7 ¦17,2 ¦
L----------+----+-----------+-----------+-----------+-------------
Таблица 4.6.7
КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ТИП ПОВЕРХНОСТИ
МЕЖДУ ДОРОГОЙ И ТОЧКОЙ ЗАМЕРА К
р
---------------------------------------------------T-------------¬
¦ Тип поверхности ¦ К ¦
¦ ¦ р ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Вспаханная ¦1,0 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Асфальтобетон, цементобетон, лед ¦0,9 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Зеленый газон ¦1,1 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Снег рыхлый ¦1,25 ¦
L--------------------------------------------------+--------------
4.6.7. Полученные величины эквивалентного уровня шума L не
экв
должны превышать для конкретных условий предельных величин,
установленных санитарными нормами, приведенными в таблице 4.6.8.
Таблица 4.6.8
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
---------------------------T-------------------------------------¬
¦ Характер территории ¦Предельно допустимые уровни шума, дБА¦
¦ +--------------------T----------------+
¦ ¦ с 23 до 7 часов ¦с 7 до 23 часов ¦
¦ ¦ (ночь) ¦ (день) ¦
+--------------------------+--------------------+----------------+
¦Селитебные зоны населенных¦45 ¦60 ¦
¦мест ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------------------+----------------+
¦Промышленные территории ¦55 ¦65 ¦
+--------------------------+--------------------+----------------+
¦Зоны массового отдыха и ¦35 ¦50 ¦
¦туризма ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------------------+----------------+
¦Санаторно-курортные зоны ¦30 ¦40 ¦
+--------------------------+--------------------+----------------+
¦Территории сельскохозяйст-¦45 ¦50 ¦
¦венного назначения ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------------------+----------------+
¦Территории заповедников и ¦до 30 ¦до 35 ¦
¦заказников ¦ ¦ ¦
+--------------------------+--------------------+----------------+
¦ Примечание: Заказчиком проекта при соответствующем¦
¦обосновании могут быть установлены более низкие величины¦
¦допускаемого шума. ¦
L-----------------------------------------------------------------
Если установленные предельные значения превышены, следует
применять мероприятия и сооружения защиты от шума. Рекомендуются
следующие мероприятия:
- устройство древесно-кустарниковой полосы;
|