Стр. 5
предусматривает ряд основных исследований, в частности:
- новых конструкционных материалов, покрытий и веществ,
технологий их производства;
- методов и средств снижения массовой нагрузки в процессе
применения, увеличения надежности теплозащиты надувных тормозных
устройств;
- повышения стойкости к вибрационным ускорениям и механическим
воздействиям;
- разработок методов экспериментальной отработки теплозащитных
покрытий;
- создание опытных образцов.
Полная стоимость проведения экспериментально-теоретических
исследований составит 10,8 млн. рублей в ценах 2003 г., из них:
Российская Федерация - 6,6 млн. рублей;
Республика Беларусь - 4,2 млн. рублей.
3.3.4. Разработка унифицированного ряда исполнительных органов
с высоким удельным импульсом тяги для систем ориентации и
стабилизации космических аппаратов на экологически чистом топливе,
получаемом на борту, в том числе разработка фази-контроллеров для
управления бортовыми системами ориентации и стабилизации
космических аппаратов.
Система ориентации и стабилизации (СОС) предназначена для
обеспечения и удержания ориентации связанной системы осей
космических аппаратов относительно различных базовых систем
отчета.
Предварительная оценка возможности создания исполнительных
органов и систем управления ими на других принципах с возможной
адаптацией в космические технологии разработок позволяет сделать
вывод, что при проведении соответствующих работ имеется
возможность снизить массу системы ориентации и стабилизации (СОС)
и системы коррекции (СК) в 2 - 3 раза и уменьшить
энергопотребление в 4 - 5 раз. Это позволит снизить массу
космического аппарата (КА) на 5 - 10%, либо соответственно
увеличить полезную нагрузку. С применением MEMS-технологий
экономия может оказаться более существенной. Экономические
показатели при этом будут зависеть от начальной массы космического
аппарата, его назначения, используемых средств доставки и
параметров орбит.
Система ориентации и стабилизации КА - активная 3-маховичная
электромеханическая система с разгрузкой инерционных
исполнительных органов магнитной системы сброса кинетического
момента (ССКМ).
В качестве датчиков используются бескарданный гироприбор
ориентации, инфракрасный построитель местной вертикали, солнечный
датчик и датчик магнитного поля (при необходимости может быть
использован звездный датчик).
Бескарданный гироприбор ориентации обеспечивает привязку
строительных осей космического аппарата к осям чувствительности
гироскопов, измерение трех компонент угловой скорости космического
аппарата и определение его углового положения.
Построитель местной вертикали используется для угловой
коррекции.
В качестве управляющего вычислительного устройства используется
бортовая цифровая вычислительная машина.
В качестве исполнительных органов системы ориентации и
стабилизации используются двигательные установки для коррекции
движения космического аппарата вдоль орбиты и по высоте,
ориентации и стабилизации с удельным импульсом более 800 с.
В двигательной установке на основе экологически чистого топлива
используется жидкий водород, масса двигательной установки с
удельным импульсом тяги составляет от 400 г до 2 кг.
Двигательные установки изготавливаются из композиционных
материалов (в основном из гибарид титана).
Расчет основных технико-экономических показателей по созданию
двигательных установок с высоким удельным импульсом тяги
проводился с учетом следующих основных работ:
- разработка эскизного проекта - 0,5 млн. рублей;
- разработка конструкторской
документации с учетом изготовления
лабораторного образца (ЛО) - 1,8 млн. рублей;
- проведение лабораторных испытаний
по получению выходных технических
характеристик - 1,0 млн. рублей;
- изготовление технологического образца
для проведения натурных испытаний - 1,5 млн. рублей;
- натурные испытания - 2,0 млн. рублей;
- изготовление штатного образца по
результатам испытаний - 2,2 млн. рублей.
Таким образом, суммарные затраты на разработку унифицированного
ряда двигательных установок с высоким удельным импульсом составят
9,0 млн. рублей в ценах 2003 года, из них 8,0 млн. рублей с
Российской Стороны и 1,0 млн. рублей с Белорусской Стороны.
3.3.5. Исследование на трение и износ перспективных для
космической техники материалов, работающих в открытом космическом
пространстве.
Проведение исследований по созданию новых материалов на трение
и износ при повышенных температурах и высоких внешних нагрузках,
характеризующих условия открытого космического пространства и
другие факторы, влияющие на изнашивание специальных материалов,
предусматривают следующие основные работы:
1. Проведение проектно-поисковых работ в части обобщения
исходных данных от потребителей на создание перспективных
антифрикционных и износостойких материалов, работающих в открытом
космическом пространстве, установление требований и
технологических приемов - 1,5 млн. рублей.
2. Разработка технической документации, создание лабораторных
макетов и стендов для исследований параметров специальных зубчатых
пар, зацеплений типа "плунжер-гильза", резьбовых соединений,
химико-термической обработки и пленок, подготовка проведения
эксперимента - 6,0 млн. рублей.
Таким образом, полные затраты составят 7,5 млн. рублей в ценах
2003 года, из них Российская Федерация - 1,0 млн. рублей,
Республика Беларусь - 6,5 млн. рублей.
В результате полные затраты на проведение научно-
экспериментальных работ и создание датчиковой аппаратуры
исполнительных органов систем управления движением и ориентацией
космических аппаратов составят 52,45 млн. рублей в ценах 2003
года, в том числе Российская Сторона - 40,45 млн. рублей,
Республика Беларусь - 12,0 млн. рублей.
3.4. Разработка, создание и экспериментальная отработка
элементов нового поколения космических измерительных и
телеметрических систем с улучшенными техническими и
массогабаритными характеристиками и новым программным
обеспечением, повышающими эффективность использования космической
техники за счет их размещения на территории Беларуси.
3.4.1. Создание на территории Республики Беларусь мобильного
телеметрического измерительного пункта на основе унифицированной
малогабаритной приемо-регистрирующей станции с антенными
комплексами нового поколения для информационно-телеметрического
обеспечения запусков ракет космического назначения и разгонных
блоков по необорудованным трассам и расширения зоны связи с
космическими аппаратами различного назначения.
Телеметрический измерительный пункт имеет в своем составе:
- малогабаритную приемно-регистрирующую станцию (МПРС-П),
позволяющую осуществлять прием и регистрацию с одного объекта
ракетно-космической техники (ракет-носителей, разгонных блоков,
космических аппаратов) потока телеметрической информации,
передаваемого на 2-х разных частотах внутри одного частотного
диапазона, с двумя ортогональными поляризациями на каждой из
рабочих частот; входные частоты 200 - 225 МГц;
- приемную антенно-фидерную систему (АФС-Т) транспортируемого
типа для приема телеметрических сигналов в диапазонах частот Д1,
ДП и преобразования принятых сигналов в диапазон частот 200 - 225
МГц на рабочие литеры с помощью конвертеров;
- комплекс средств информационного обмена с внешними абонентами
(КСИО);
- комплекс средств обработки телеметрической информации (КСО
ТМИ);
- средства привязки принятой телеметрической информации к
единой временной шкале Государственного наземного комплекса
управления, а также к единой шкале времени с помощью КНС GPS и
ГЛОНАСС;
- систему электроснабжения пункта;
- запасные инструменты, приборы и необходимое проверочное
оборудование;
- комплект эксплуатационной документации.
При оценке затрат на разработку и создание малогабаритного
телеметрического измерительного пункта принимаются следующие
предпосылки:
- малогабаритная приемно-регистрирующая станция разрабатывается
и создается на принципах аналога станции "Сбор-Р";
- в основе комплекса средств информационного обмена
предполагается использовать станцию спутниковой связи "Инмарсат" и
соответствующие модемы;
- комплекс средств обработки предполагается создавать на основе
модифицируемой аппаратуры обработки "Родник" или "Крым-2М1".
Затраты на создание мобильного телеметрического измерительного
пункта складываются из следующих компонентов:
изготовление опытного образца - 4,4 млн. рублей;
проектно-конструкторские работы,
разработка математического обеспечения - 2,1 млн. рублей;
проведение испытаний - 0,7 млн. рублей;
доработка аппаратуры и документации
по результатам испытания - 0,4 млн. рублей.
Суммарные затраты на создание мобильного телеметрического
измерительного пункта составят 7,6 млн. рублей.
В стоимость изготовления опытного образца малогабаритного
телеметрического измерительного пункта включены следующие виды
затрат:
- малогабаритная приемно-регистрирующая
станция - 1,9 млн. рублей;
- антенно-фидерная система - 1,3 млн. рублей;
- комплекс средств информационного
обмена с внешними абонентами - 0,6 млн. рублей;
- комплекс средств обработки - 0,3 млн. рублей;
- средства обеспечения энергетики - 0,3 млн. рублей.
Итого - 4,4 млн. рублей.
Таким образом, стоимость создания на территории Беларуси в
интересах России малогабаритного телеметрического измерительного
пункта составит 7,6 млн. рублей в ценах 2003 г., из них 7,0 млн.
рублей с Российской Стороны и 0,6 млн. рублей с Белорусской
Стороны.
3.4.2. Разработка нового поколения широкополосной телевизионной
регистрирующей станции с регистрацией информации в цифровом виде
на магнитный носитель.
Целью работы является создание нового поколения широкополосной
телевизионной регистрирующей станции, позволяющей осуществлять
прием и регистрацию информации в цифровом виде на магнитный
носитель.
Затраты на создание нового поколения телевизионной
регистрирующей станции по основным этапам работ включают:
- изготовление образца - 7,2 млн. рублей;
- проектно-конструкторские работы,
разработку математического обеспечения
и программы испытаний - 3,4 млн. рублей;
- создание комплексного стенда - 2,8 млн. рублей;
- проведение испытаний всех видов - 1,5 млн. рублей;
- доработку документации по
результатам испытания - 0,6 млн. рублей.
Полная стоимость создания широкополосной телевизионной
регистрирующей станции с регистрацией информации в цифровом виде
на магнитный носитель составит 15,5 млн. рублей в ценах 2003 г.,
из них 6,8 млн. рублей с Российской Стороны и 8,7 млн. рублей с
Белорусской Стороны.
3.4.3. Модернизация высокоточных кинотеодолитов "Висмутин"
космодрома "Байконур", размещенных на ИП-1,3, в части ввода
телевизионного следящего канала на ИП-1 и телевизионного
измерительного канала на ИП-3.
В процессе модернизации высокоточных кинотеодолитов (ВКТ)
"Висмутин" космодрома "Байконур" в части ввода телевизионного
измерительного канала необходимо выполнить следующие работы:
- разработать аппаратуру сопровождения объекта;
- разработать оптический визир со встроенным монитором;
- доработать конструкторскую документацию систем наведения;
- изготовить необходимые детали и узлы;
- доработать высокоточные кинотеодолиты "Висмутин" по
согласованной программе.
Предполагаются также работы по обеспечению передачи изображений
в реальном масштабе времени по линиям связи в региональный центр
контроля космодрома "Байконур".
Затраты на модернизацию и оснащение высокоточных кинотеодолитов
"Висмутин" на космодроме "Байконур" составят:
- с измерительным телевизионным каналом - 4,4 млн. рублей;
- с телевизионным следящим каналом - 6,9 млн. рублей.
Суммарные затраты на модернизацию и оснащение высокоточных
кинотеодолитов "Висмутин" составят 11,3 млн. рублей, в том числе:
- Российская Федерация - 5,5 млн. рублей;
- Республика Беларусь - 5,8 млн. рублей.
3.4.4. Создание нового, высокоэффективного параллельного
прикладного программного обеспечения для аппаратно-программных
комплексов проведения научно-экспериментальных исследований,
обеспечения приема, хранения и доведения до потребителя
космической информации на базе перспективных моделей
суперкомпьютеров российско-белорусского производства.
Главной целью является разработка и формирование специальных
программных средств для обеспечения аппаратно-программных
комплексов на базе новых моделей суперкомпьютеров российско-
белорусского производства.
Прикладное программное обеспечение оценки качества данных и
формирования файлов для приема, хранения и доведения до
потребителя космической информации создается специалистами
Росавиакосмоса, Российской академии наук и Национальной академии
наук Беларуси с использованием перспективных систем
программирования. Прикладное программное обеспечение должно
обеспечивать поддержку и работоспособность всего аппаратно-
программного комплекса с максимально возможной эффективностью,
минимизацией информационных потоков между элементами и
минимизацией функциональной зависимости элементов.
Затраты на создание нового, высокоэффективного прикладного
программного обеспечения предусматривается на следующие основные
виды работ:
- Разработка проекта программного обеспечения - 4,0 млн. рублей
- Создание автоматизированных рабочих мест с использованием
перспективных вычислительных и технических средств, включая
разработку технического проекта на размещение аппаратно-
программного комплекса - 6,0 млн. рублей
- Разработка алгоритмов, создание и отладка системного и
специального математического обеспечения, проведение автономных и
комплексных испытаний, разработка рабочей и конструкторской
документации - 4,6 млн. рублей.
Суммарные затраты на создание прикладного программного
обеспечения составят 14,6 млн. рублей в ценах 2003 года, из них:
- 12,0 млн. рублей - Российская Федерация;
- 2,6 млн. рублей - Республика Беларусь.
3.4.5. Создание стенда территориально-распределенного центра
управления полетом для многофункциональной космической системы
дистанционного зондирования на базе микроспутника нового поколения
с целью отработки перспективной малопунктной технологии управления
КА в части командно-программного, информационно-телеметрического и
навигационно-баллистического обеспечения.
Создание стенда территориально-распределенного центра
управления полетом (ТРЦУП) проводится на единой программно-
аппаратной платформе, что требует централизованного и
координированного ведения работ и соблюдения их стадий.
Полная стоимость создания стенда включает:
- техническое проектирование, разработку
рабочей документации на оборудование и
средства территориально-распределенного
центра управления полетом - 1,5 млн. рублей;
- создание удаленных технических средств
стенда территориально-распределенного
центра управления полетом в Республике
Беларусь - 4,0 млн. рублей,
в том числе:
разработку частного технического задания (ЧТЗ), рабочей
документации на структурированную кабельную систему, поставку,
монтаж и ввод в эксплуатацию;
разработку конструкторской документации, поставку, монтаж, ввод
в эксплуатацию системы единого времени;
поставку, монтаж и пусконаладку автоматизированного рабочего
места (АРМ), источников бесперебойного питания и периферийного
оборудования;
проектирование, разработку и поставку общего и общесистемного
программного обеспечения;
проектирование и разработку программных комплексов управления
технологическими и вычислительными процессами в ходе разработки и
управления процессом планирования в целом (СПО);
комплексную наладку программно-технических средств;
- разработку программно-математического
обеспечения управления космическими
аппаратами нового поколения и
информационного обмена средств наземного
комплекса управления и взаимодействующих
организаций 6,3 млн. рублей,
в том числе:
разработку специального программного математического
обеспечения стенда территориально-распределенного центра
управления полетом;
разработку матобеспечения информационного обмена элементов
наземного комплекса управления между собой и с внешними абонентам;
- автономные и комплексные испытания
и экспериментальную отработку стенда
территориально-распределенного центра
управления полетом 3,0 млн. рублей.
Итого 14,8 млн. рублей.
Стоимость создания стенда территориально-распределенного центра
управления полетом в размере 14,8 млн. рублей рассчитана с
использованием межведомственных методик по определению затрат на
создание наземного комплекса управления и имеющихся в наличии в
Организации "Агат" статистических данных, исходя из срока
окончания работ в 2007 г.
Распределение между Российской и Белорусской Сторонами - 13,0
млн. рублей и 1,8 млн. рублей соответственно.
3.4.6. Оценка интеллектуальной собственности с проведением
патентного поиска, экспертизы и патентования, технико-
экономическая экспертиза создания элементов совместной наземной
космической инфраструктуры, оценка экономической эффективности
использования результатов работ в интересах России и Беларуси.
Оценка интеллектуальной собственности с проведением патентного
поиска, экспертизы и патентования, технико-экономическое
обоснование Программы Союзного государства предусматривает
рассмотрение следующих направлений исследований:
- Технико-экономический анализ космических комплексов по
критерию "эффективность-стоимость". Выбор наиболее экономических
вариантов.
- Разработка организационно-экономической части технических
проектов и эскизных проектов. Технико-экономическая экспертиза
проектов.
- Определение путей повышения экономичности космических
комплексов.
- Оценка экономической эффективности новых проектов и
разработок. Определение экономической целесообразности создания
космических комплексов.
- Сопоставительный анализ технико-экономических показателей
Союзной и зарубежной космической техники.
- Патентный поиск, патентная экспертиза, патентование объектов
интеллектуальной собственности.
- Технико-экономическое обоснование потребного уровня
оптимальной динамики финансирования Программы.
- Разработка каталогов технико-экономических показателей
космических комплексов.
- Технико-экономическое обоснование основных направлений
Программы.
- Выдача заключений о реализации по созданию космических
комплексов.
Расходы на проведения исследований с учетом разработки
нормативно-методической базы и согласование нормативов в
обеспечение организационно-финансового сопровождения совместной
космической Программы составят 2,4 млн. рублей в ценах 2003 года,
в том числе:
- Российская Федерация - 2,0 млн. рублей;
- Республика Беларусь - 0,4 млн. рублей.
Расчет затрат на проведение исследований проводился исходя из
утвержденных нормативов на научно-техническую продукцию, принятых
в космической отрасли.
Суммарные затраты на разработку, создание и экспериментальную
отработку элементов нового поколения космических измерительных и
телеметрических систем с улучшенными техническими и
массогабаритными характеристиками, повышающими эффективность
использования космической техники за счет размещения их на
территории Республики Беларусь составят 66,2 млн. рублей в ценах
2003 г., из них 46,3 млн. рублей - Российская Федерация и 19,9
млн. рублей - Республика Беларусь.
Раздел 4
Создание и комплексная обработка элементов наземного
сегмента межгосударственной навигационно-информационной
системы повышенной точности
Использование космических навигационных и связных технологий
является одним из направлений, позволяющим повысить эффективность
хозяйственных механизмов России и Беларуси, и призвано
способствовать усилению интеграционных процессов в экономике
России и Беларуси.
Недостатки, а иногда и отсутствие комплексных подходов к
задачам развития и внедрения информационно-навигационных
технологий, наряду с причинами экономического характера, долгое
время являются сдерживающими фактором широкого их применения в
экономике государства.
Для внедрения информационно-навигационных технологий необходимо
создание наземной инфраструктуры и использование создаваемого
парка аппаратуры пользователей, которые обеспечат целевое
применение космических навигационных систем в различных областях
экономики России и Беларуси.
При этом с началом применения аппаратуры и систем различного
назначения, использующих информацию космических навигационных
систем, возникает ряд задач общесистемного плана, без решения
которых не может быть обеспечено эффективное использование
космических навигационных и связных технологий.
Создаваемая навигационно-информационная система повышенной
точности характеризуется показателями, представленными в таблице
4.1.
Таблица 4.1
-----------------------------T-----------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Основные показатели ¦
¦ +----------------T------------------+
¦ ¦ Существующие ¦ Новые ¦
+----------------------------+----------------+------------------+
¦Экспериментальная ¦Аналоги не ¦Повышение точности¦
¦региональная подсистема ¦найдены ¦навигационного ¦
¦обеспечения потребителей ¦ ¦обеспечения ¦
¦Республики Беларусь ¦ ¦потребителей ¦
¦навигационной информацией. ¦ ¦Республики ¦
¦ ¦ ¦Беларусь до 1 - ¦
¦ ¦ ¦5 м. ¦
¦ ¦ ¦Контроль ¦
¦ ¦ ¦навигационного ¦
¦ ¦ ¦поля. ¦
¦ ¦ ¦Испытания ¦
¦ ¦ ¦навигационного ¦
¦ ¦ ¦оборудования, ¦
¦ ¦ ¦сервисные задачи ¦
¦ ¦ ¦для потребителей ¦
¦ ¦ ¦Республики ¦
¦ ¦ ¦Беларусь; ¦
+----------------------------+----------------+------------------+
¦Опытный участок системы ¦На рынке СНГ ¦Территориально ¦
¦высокоточного ¦представлены ¦локализованная ¦
¦позиционирования в ¦комплекты ¦система с ¦
¦Центральном регионе ¦аппаратуры ¦абонентской ¦
¦Российской ¦зарубежного ¦аппаратурой. ¦
¦Федерации. ¦производства ¦Работа в реальном ¦
¦ ¦(Trimble, ¦масштабе времени. ¦
¦ ¦Topcon). ¦Точность ¦
¦ ¦Точность ¦определений: 1 - ¦
¦ ¦определений ¦5 м абсолютные ¦
¦ ¦1 - 30 см. ¦координаты, 1 - 10¦
¦ ¦Функционально ¦см относительные ¦
¦ ¦законченной ¦координаты. ¦
¦ ¦системы на ¦Возможность ¦
¦ ¦территории ¦наращивания ¦
¦ ¦Республики ¦системы до ¦
¦ ¦Беларусь и ¦региональной. ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации не ¦ ¦
¦ ¦анонсируется. ¦ ¦
+----------------------------+----------------+------------------+
¦Опытный участок подсистемы ¦Системы: ¦Территориальная ¦
¦информационно-навигационного¦"Алмаз", ¦распределенность. ¦
¦обеспечения мониторинга и ¦"Циклон", ¦Глобальная зона ¦
¦управления подвижными ¦"Поиск-2". ¦обслуживания. ¦
¦объектами на территории ¦Локальные ¦Количество ¦
¦Российской Федерации и ¦системы. ¦абонентов - не ¦
¦Республики Беларусь ¦Территориальная ¦ограничено. ¦
¦ ¦распределенность¦Режим высокоточной¦
¦ ¦и наращиваемость¦навигации с ¦
¦ ¦системы - не ¦точностью 1 - 5 м.¦
¦ ¦анонсируется. ¦Возможность ¦
¦ ¦Точность ¦наращивания ¦
¦ ¦10 - 30 м ¦системы. ¦
L----------------------------+----------------+-------------------
Реализация раздела Программы позволит создать опытные участки
ключевых элементов наземного сегмента единой навигационно-
информационной системы и отработать технологию их применения и
использования в интересах потребителей России и Беларуси.
4.1. Создание комплекса обеспечения экспериментальной
региональной подсистемы потребителей Республики Беларусь
навигационной информацией.
Структура работ и затрат на создание экспериментального
регионального центра обеспечения потребителей Республики Беларусь
навигационной информацией по видам работ представляется следующей:
- создание аппаратно-программного комплекса
формирования дифференциальных поправок - 2,0 млн. рублей;
- создание аппаратно-программного
комплекса доведения дифференциальных
поправок до потребителей - 2,5 млн. рублей;
- информационное сопряжение средств
экспериментального регионального центра
с пунктом обработки информации системы
высокоточного позиционирования на
территории Российской Федерации - 0,8 млн. рублей;
- информационное сопряжение средств
экспериментального регионального центра с
диспетчерским центром подсистемы
информационно-навигационного обеспечения
на территории Российской Федерации - 0,8 млн. рублей;
- создание аппаратно-программного
комплекса пункта слежения за подвижными
объектами - 2,5 млн. рублей;
- создание и модернизация абонентской
аппаратуры для работы в составе
подсистемы информационно-навигационного
обеспечения мониторинга и управления
подвижными объектами - 2,5 млн. рублей;
- испытания и отработка технологии
информационного обмена между
аппаратно-программными комплексами
регионального центра Республики Беларусь
и элементами навигационно-информационной
системы на территории Российской
Федерации - 1,0 млн. рублей;
- разработка проектов нормативных
документов по сертификации оборудования
информационно-навигационных систем - 0,9 млн. рублей.
В результате расчетов затраты на создание экспериментального
регионального центра обеспечения потребителей Республики Беларусь
навигационной информацией составят 13,0 млн. рублей в ценах 2003
г., в том числе Республика Беларусь - 12,0 млн. рублей, Российская
Федерация - 1,0 млн. рублей.
4.2. Создание элементов аппаратно-программного комплекса
опытного участка подсистемы высокоточного позиционирования,
обеспечивающих возможность расширения зоны обслуживания.
Структура работ и затрат на создание опытного участка
подсистемы высокоточного позиционирования включает:
- Эскизное и техническое проектирование - 2,5 млн. рублей.
- Изготовление 3 комплектов базовых станций - 4,5 млн. рублей.
- Изготовление 3 комплектов геодезической
аппаратуры и аппаратуры приема
дифференциальных поправок - 1,9 млн. рублей.
- Развертывание экспериментального участка
подсистемы высокоточного позиционирования - 0,9 млн. рублей.
- Испытания и отработка экспериментального
участка - 2,2 млн. рублей.
- Дооснащение, изготовление узлов и
развертывание опытного участка
подсистемы высокоточного позиционирования - 1,5 млн. рублей.
- Проведение опытной эксплуатации - 2,5 млн. рублей.
- Доработка аппаратно-программных средств
и эксплуатационной документации - 1,1 млн. рублей.
Суммарные затраты на создание опытного участка подсистемы
высокоточного позиционирования составят 17,1 млн. рублей в ценах
2003 года, в том числе:
- Российская Федерация - 16,5 млн. рублей,
- Республика Беларусь - 0,6 млн. рублей.
4.3. Разработка экспериментальной подсистемы информационно-
навигационного обеспечения мониторинга и управления подвижными
объектами.
Для создания опытного участка подсистемы информационно-
навигационного обеспечения мониторинга и управления подвижными
объектами необходимо иметь следующие элементы:
Диспетчерский центр в Московском регионе в составе 5
автоматизированных рабочих мест, два региональных диспетчерских
пункта в России и два в Белоруссии, два мобильных пункта
мониторинга и управления подвижных объектов, восемь комплектов
абонентской аппаратуры потребителей для подвижных объектов на
этапе экспериментальной отработки и телекоммуникационную среду,
включающую различные каналы связи и ресурсы.
Состав элементов подсистемы
Диспетчерский центр:
- автоматизированное рабочее место мониторинга навигационного
поля КНС Глонасс/GPS;
- автоматизированное рабочее место информационного сопряжения с
абонентской аппаратурой по каналам связи;
- автоматизированное рабочее место диспетчера;
- сервер сбора и обработки данных;
- сервер обмена данными;
- аппаратура приема данных по телевизионному каналу;
- аппаратура связи по каналу GSM;
- аппаратура связи по ультракоротковолновому каналу;
- аппаратура спутниковых систем связи.
Удаленные диспетчерские пункты:
- автоматизированное рабочее место оператора;
- сервер обмена и обработки данных;
- аппаратура связи по каналу GSM.
Мобильный пункт мониторинга и управления:
- автоматизированное рабочее место оператора;
- автоматизированное рабочее место мониторинга;
- аппаратура связи по каналам GSM, ультракоротковолновому и
спутниковым каналам.
Абонентская аппаратура потребителей на этапе экспериментальной
отработки включает:
- 3 комплекта на базе УКВ;
- 3 комплекта на базе GSM;
- 2 комплекта на базе спутниковых систем связи.
На этапе опытной эксплуатации система дооснащается абонентской
аппаратурой, тип и количество которой определяется из требований
целевого применения.
Основные этапы выполнения работы:
- техническое проектирование;
- разработка и создание элементов системы и специального
программного обеспечения;
- разработка технической и программной документации;
- развертывание, испытания и эксплуатация опытного участка;
- доработка аппаратно-программных средств и документации.
Затраты на создание опытного участка подсистемы информационно-
навигационного обеспечения мониторинга и управления подвижными
объектами:
- разработка технического предложения
и эскизного проекта - 3,4 млн. рублей;
- разработка специального программного
обеспечения - 6,0 млн. рублей;
- разработка, закупка, развертывание и
экспериментальная отработка элементов
подсистемы - 7,0 млн. рублей;
- разработка технической и программной
документации - 4,0 млн. рублей;
- развертывание, испытание и эксплуатация
опытного участка - 4,0 млн. рублей;
- доработка аппаратно-программных средств
и документации - 2,0 млн. рублей.
Суммарные затраты на создание опытного участка составят 26,4
млн. рублей в ценах 2003 г., из них:
- Российская Федерация - 22,0 млн. рублей,
- Республика Беларусь - 4,4 млн. рублей.
4.4. Создание аппаратно-программных средств и разработка
нормативной документации Центра по сертификации оборудования
информационно-навигационных систем, экспертиза и оценка технико-
экономической эффективности.
Оценка затрат на создание аппаратно-программных средств и
разработку нормативной документации Центра по сертификации
оборудования навигационно-информационных систем по видам работ
представлена ниже.
1. Разработка нормативной документации:
- анализ действующих систем сертификации,
проводящих сертификацию оборудования
навигационно-информационных систем.
Формирование целей, задач, правил,
требований Системы сертификации
оборудования навигационно-информационных
систем - 0,5 млн. рублей;
- разработка предложений по изменению
классификатора для оборудования
навигационно-информационных систем.
Геодезическая привязка и оборудование
эталонного пункта первой очереди одним
комплектом навигационной аппаратуры
потребителей для обеспечения работ по
практической отработке методик
сертификации - 1,0 млн. рублей;
- оборудование эталонного пункта второй
очереди и мобильного пункта для
обеспечения работ по практической
отработке методик сертификации - 1,4 млн. рублей;
- разработка проектов ГОСТов, ОСТов,
требований к оборудованию
навигационно-информационных систем,
подлежащему сертификации в соответствии
с принятой классификацией - 0,5 млн. рублей.
2. Разработка методической документации. Техническое оснащение
испытательных центров (лабораторий), органов по сертификации:
- определение области аккредитации.
Разработка и практическая отработка
методик (методов определения соответствия)
сертификационных испытаний оборудования
навигационно-информационных систем - 1,0 млн. рублей;
- разработка проектов требований к
оснащенности испытательных лабораторий,
входящих в систему сертификации
оборудования навигационно-информационных
систем. Разработка требований к
измерительным средствам и испытательному
оборудованию - 1,0 млн. рублей;
- разработка программного обеспечения
сертификационных испытаний оборудования
навигационно-информационных систем.
Техническое оснащение испытательной
лаборатории необходимыми измерительными
средствами и испытательным оборудованием.
Разработка проектов документов
Межгосударственного Центра по сертификации
оборудования навигационно-информационных
систем и порядок его взаимодействия с
другими системами сертификации - 3,1 млн. рублей;
- разработка проектов общих документов
для регистрации Системы сертификации - 0,8 млн. рублей,
в том числе:
- Положение о Системе сертификации;
- Порядок сертификации;
- Правила проведения сертификации;
- Требования к Органам по сертификации и порядок
аккредитации Органов по сертификации;
- Требования к испытательным центрам (лабораториям)
и порядок аккредитации испытательных центров
(лабораторий);
- Правила регистрации в реестре Системы;
- Программа обучения специалистов (экспертов);
- Требования к экспертам и порядок аттестации экспертов;
- разработка проектов документов для
Центра по Сертификации - 1,0 млн. рублей,
в том числе:
- Положение о Совете Системы сертификации;
- Положение об апелляционной комиссии;
- Порядок представления и рассмотрения апелляций;
- Порядок ведения реестра Системы;
- разработка проектов документов Центра
по Сертификации (испытательных центров
и лабораторий) - 1,2 млн. рублей,
в том числе:
- Положение о Центре по сертификации;
- Руководство по качеству;
- Положение о координационном совете;
- Должностные инструкции;
- оформление и регистрация документов
Системы сертификации. Регистрация Системы
сертификации. Утверждение и согласование
документов Системы сертификации,
регистрация необходимых документов
в Минюсте. Введение в действие системы
сертификации. Аккредитации руководящего
Центра по сертификации, испытательной
лаборатории - 0,6 млн. рублей;
- разработка программы и программной
документации для информационного
обеспечения функционирования Центра
по сертификации. Испытание программы - 1,4 млн. рублей.
Полная стоимость создания аппаратно-программных средств и
разработка нормативных документов Центра по сертификации
оборудования навигационных систем составит 13,5 млн. рублей, из
них:
- Российская Федерация - 10,5 млн. рублей,
- Республика Беларусь - 3,0 млн. рублей.
Оценка ожидаемой эффективности от использования навигационных
космических систем.
В результате проведения настоящей работы будут созданы опытные
участки наземных подсистем и аппаратура, являющиеся ключевыми
элементами наземного сегмента для создания единой навигационно-
информационной системы России и Беларуси на базе навигационно-
связных технологий.
Создание в рамках Программы элементов наземного сегмента
межгосударственной навигационно-информационной системы, обеспечит:
- комплексное решение задачи по созданию единого высокоточного
информационно-навигационного поля в интересах потребителей России
и Беларуси;
- создание организационной и технической основы для
эффективного использования космических технологий в интересах
задач обеспечения функционирования западного транспортного
коридора;
- создание технологической и методической базы для внедрения
методов высокоточного навигационного обеспечения при решении задач
контроля и использования земельных, лесных и других природных
ресурсов;
- создание научно-методической и технической базы для создания,
внедрения и развития межгосударственной системы сертификации
навигационного оборудования и услуг.
Интеграция элементов и инфраструктуры единой навигационно-
информационной системы в хозяйственный механизм России и Беларуси
позволит:
- на 15 - 25% сократить расходы российских и белорусских
потребителей спутниковой навигационной информации на приобретение,
внедрение и эксплуатацию абонентской аппаратуры, обеспечит ее
функционирование в едином навигационно-информационном пространстве
России и Беларуси;
- повысить точность навигационно-геодезического обеспечения
потребителей, работающих в едином навигационно-информационном
пространстве России и Беларуси до 1 - 5 м в абсолютном режиме и до
1 - 10 см в относительном режиме;
- в 3 - 5 раз повысить производительность труда при
топогеодезическом обеспечение работ по учету, сохранению и
расходованию земельных, лесных и других природных ресурсов в зонах
обслуживания единой навигационно-информационной системы;
- увеличить на 3 - 4% пропускную способность транспортных
артерий, повысить безопасность и скорость грузоперевозок на
магистралях западного транспортного коридора;
- снизить до 10% расходы горюче-смазочных материалов, ресурсов
транспортных средств, эксплуатационные и ремонтные расходы.
Оценка ожидаемого суммарного экономического эффекта от
внедрения мероприятий в рамках Программы.
Выполнение Программы позволит обеспечить:
- наблюдение, в том числе оперативное, за территорией в целях
картографирования, осуществления экологического контроля,
мониторинга погодообразующих факторов, контроля лесных пожаров,
разлива рек, чрезвычайных ситуаций (аварии промышленных,
транспортных и энергетических систем), а также для целей создания
кадастров природных ресурсов;
- создание распределенной сети региональных центров приема,
обработки и распространения космической информации
природоресурсного и экологического мониторинга и предоставление
соответствующих услуг различного рода пользователям, в том числе в
перспективе и зарубежным;
- решение на качественно новом уровне задач навигационно-
временного обеспечения объектов социально-экономического, научного
и оборонного назначения;
- расширение международного сотрудничества, в том числе на
коммерческой основе;
- передачу ракетно-космических технологий в другие
производственные отрасли в интересах повышения потребительских
характеристик продукции и ее конкурентоспособности;
|