Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 13.04.2004 N 217-ПП О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
                                
                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 13 апреля 2004 г. N 217-ПП
                                   
          О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
             МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
                           НА 2004-2006 ГОДЫ
                                   
          (с изм. и доп., согл. постановления Правительства Москвы
                        от 31.10.2006 N 863-ПП)
   
       Межрегиональное  сотрудничество города Москвы  стало  важнейшим
   фактором   развития   научно-производственного  потенциала,   сферы
   городского    хозяйства   и   строительства,   социально-культурной
   области, повышения уровня жизни москвичей.
       В  межрегиональном  сотрудничестве  участвуют  практически  все
   отраслевые  и  территориальные органы исполнительной власти  города
   Москвы.   Вопросы   укрепления  межрегиональных  связей   регулярно
   вносятся    на   обсуждение   Правительства   Москвы,   Московского
   городского     координационного    совета    по    межрегиональному
   сотрудничеству,  коллегий  департаментов,  комитетов  и   префектур
   административных  округов. Все активнее  в  эту  работу  включаются
   управы   районов   города  Москвы,  заинтересованные   предприятия,
   учреждения и общественные объединения.
       В  настоящее время межрегиональные связи столицы охватывают  80
   субъектов  Российской  Федерации,  ряд  крупных  и  малых   городов
   России,  все  области и столицу Белоруссии. Общее число заключенных
   соглашений,    протоколов    и   других    договорных    документов
   Правительства  Москвы с органами исполнительной власти  и  местного
   самоуправления регионов Российской Федерации и Белоруссии  достигло
   275.
       Особые подходы отработаны для сотрудничества с Белоруссией и ее
   регионами.  В  их  основу  положен принцип  "область  Белоруссии  -
   административный  округ  Москвы", который позволяет  решать  многие
   конкретные   вопросы   напрямую,  заметно  повышать   эффективность
   связей.  В  текущем году Правительством Москвы определены  меры  по
   дальнейшему  развитию  торгово-экономического сотрудничества  между
   Москвой  и  областями  Республики Белоруссии  и  ее  хозяйствующими
   субъектами.
       Созданы  и  активно действуют новационные механизмы развития  и
   укрепления  экономических  связей с регионами  России  и  областями
   Белоруссии,     внедряются    интеграционные     схемы     развития
   сельскохозяйственного  производства, благодаря  которым  Москва  из
   потребителя     продовольственных     товаров     становится     их
   производителем. Повышается эффективность торговых  связей  за  счет
   организации   товаропроводящей  системы  и  формирования   оптового
   звена.
       Возрастающую роль играют социально-экономические связи Москвы с
   регионами  Центрального  федерального округа,  расширяется  участие
   столицы  в  проектах Фонда инвестиционного развития  этого  округа.
   Партнерскими  программами  в  области  капитального   и   жилищного
   строительства   охвачено  35  городов  в  25  регионах   Российской
   Федерации.
       Большой   потенциал  повышения  эффективности   межрегиональных
   связей   заложен   в   использовании   возможностей   Международной
   ассамблеи столиц и крупных городов.
       Москва традиционно поддерживает тесные связи с межрегиональными
   ассоциациями,  активно  реализует программу  помощи  малым  городам
   России.
       Расширению   межрегиональных  связей  способствуют   московские
   региональные  общественные организации - землячества,  объединенные
   в  координационный  совет  при Комитете  межрегиональных  связей  и
   национальной политики города Москвы.
       Совершенствуются формы и методы межрегиональных связей. В  этих
   целях  активно используются Дни Москвы в регионах, Дни  регионов  в
   столице.  Плодотворной формой межрегионального взаимодействия  стал
   Московский  межрегиональный фестиваль экономического и  культурного
   сотрудничества.
       Важными   гуманитарными   акциями  межрегионального   характера
   являются  помощь  регионам, пострадавшим от  стихийных  бедствий  и
   террористических   актов,  шефство  над  воинскими   частями,   где
   проходят  службу молодые москвичи, приглашение на елку Мэра  детей-
   сирот из семей военнослужащих, погибших в локальных конфликтах,  из
   социально незащищенных семей из многих регионов страны.
       Предпринимаются    определенные   меры    по    информационному
   обеспечению межрегионального сотрудничества.
       Вместе  с  тем расширившаяся география межрегиональных  связей,
   позитивные  перемены  в социально-экономической  жизни  регионов  и
   возросший  торгово-экономический, научно-технический  и  социально-
   культурный  потенциал  столицы настоятельно требуют  придания  этой
   работе    комплексного   характера,   выведения    межрегионального
   сотрудничества   на   качественно  более  высокий   организационно-
   технологический уровень.
       В    целях    обеспечения   межрегионального    сотрудничества,
   направленного  на  устойчивое развитие столицы, укрепление  единого
   экономического  и  духовного  пространства  страны,   Правительство
   Москвы постановляет:
       1.  Утвердить  комплексные мероприятия по дальнейшему  развитию
   межрегионального  сотрудничества города Москвы  на  2004-2006  годы
   (далее - Мероприятия) согласно приложению.
       2.   Утвердить   координатором  по  выполнению  предусмотренных
   Мероприятий Комитет межрегиональных связей и национальной  политики
   города Москвы.
       Принять   к  сведению,  что  государственными  заказчиками   по
   соответствующим  разделам  и  подразделам  Мероприятий  определены:
   Департамент  градостроительной политики, развития  и  реконструкции
   города   Москвы,   Департамент   здравоохранения   города   Москвы,
   Департамент   науки   и   промышленной  политики   города   Москвы,
   Департамент  образования  города Москвы,  Департамент  поддержки  и
   развития  малого  предпринимательства  города  Москвы,  Департамент
   потребительского   рынка   и  услуг  города   Москвы,   Департамент
   природопользования  и  охраны  окружающей  среды   города   Москвы,
   Департамент  продовольственных ресурсов города Москвы,  Департамент
   социальной  защиты населения города Москвы, Департамент  транспорта
   и  связи  города  Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи  города
   Москвы,  Комитет по культуре города Москвы, Комитет межрегиональных
   связей  и национальной политики города Москвы, Комитет общественных
   связей  города  Москвы,  Комитет по телекоммуникациям  и  средствам
   массовой  информации города Москвы, Комитет физической  культуры  и
   спорта  города  Москвы, Комитет по туризму города  Москвы,  Главное
   управление  по  делам гражданской обороны и чрезвычайным  ситуациям
   города Москвы, префектуры административных округов города Москвы.
       3. Органам исполнительной власти города Москвы:
       -   организовать  работу  по  реализации  Мероприятий  в  части
   вопросов,  относящихся  к их компетенции,  и  ежегодно  к  1  марта
   представлять   в  Комитет  межрегиональных  связей  и  национальной
   политики города Москвы отчеты об их реализации в истекшем году;
       -    осуществлять   проведение   Комплексных   мероприятий   по
   дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города  Москвы
   на   2004-2006   годы   за   счет  и   в   пределах   ассигнований,
   предусмотренных  в  бюджете города Москвы на  очередной  финансовый
   год соответствующим структурам.
       4.  Комитету  межрегиональных связей  и  национальной  политики
   города Москвы:
       -   оказывать  консультативно-методологическую  помощь  органам
   исполнительной  власти  города  Москвы,  участвующим  в  реализации
   Мероприятий,   в   подготовке  ими  межрегиональных   договоров   и
   соглашений;
       -   ежегодно   начиная  с  марта  2005  года   представлять   в
   Правительство  Москвы  сводные  отчеты  о  результатах   выполнения
   Мероприятий;
       - провести в апреле 2004 года на базе префектуры Юго-Восточного
   административного округа города Москвы городской семинар по  обмену
   опытом    и    дальнейшему    совершенствованию    межрегионального
   сотрудничества;
       -  совместно  с заинтересованными подразделениями Правительства
   Москвы,  научно-исследовательскими учреждениями  и  представителями
   деловых  кругов  провести  во  второй половине  2004  года  научно-
   практическую  конференцию  по проблемам оптимизации  баланса  ввоза
   (вывоза)  в  Москву  продовольственных и  промышленных  товаров  из
   регионов России и Белоруссии.
       5. Департаменту имущества города Москвы после создания согласно
   штатной    численности   Культурно-делового   центра   региональных
   землячеств  внести  в  установленном  порядке  предложение  по  его
   размещению.
       6.   Пресс-службе   Мэра  и  Правительства   Москвы   оказывать
   содействие  органам исполнительной власти, участвующим в реализации
   Мероприятий,   в   освещении   в  средствах   массовой   информации
   проводимой работы по межрегиональному сотрудничеству.
       7.  Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на  заместителя  Мэра  Москвы в Правительстве  Москвы  по  вопросам
   межрегионального сотрудничества и спорта Меня М.А.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                         от 13 апреля 2004 г. N 217-ПП
   
                        КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
               ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО
            СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ
                                   
              (в ред. постановления Правительства Москвы
                        от 31.10.2006 N 863-ПП)
   
            I. Концепция совершенствования межрегионального
                     сотрудничества города Москвы
   
           1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
                          системными методами
   
       Москва  -  это  крупнейший мировой политический, экономический,
   научный  и  культурный центр, город федерального значения,  субъект
   Российской  Федерации,  выполняющий  функции  столицы.  Исторически
   Москва    всегда   была   центром   притяжения   русских    земель,
   консолидирующей  основой российского государства. Эту  историческую
   миссию Москва выполняет и поныне.
       Сегодня  связи  Москвы  с  регионами России  на  горизонтальном
   уровне   -   это   то,   что  цементирует  единство   федеративного
   государства  в  условиях реформирования экономики  и  осуществления
   беспрецедентного в истории человечества перехода из  одной  системы
   экономических  отношений  к другой. Прошедшие  годы  показали,  что
   эффективные  межрегиональные  связи  Москвы  с  другими  субъектами
   Российской   Федерации  внесли  значительный  вклад  в   сохранение
   целостности России.
       Накопленный  опыт  свидетельствует, что в  такой  масштабной  и
   самодостаточной  стране,  как  Россия, конструктивной  альтернативы
   межрегиональному сотрудничеству не существует. Вместе с  тем  время
   требует   новых  решений,  отвечающих  принципам  рыночной  системы
   хозяйствования,   способствующих  единению   регионов   на   основе
   взаимного     удовлетворения     торгово-экономических,     научно-
   технических,  социальных,  культурных  запросов,  а  через  это   -
   становлению сильной и обновленной России.
   
                       1.1. Содержание проблемы
   
       За   последнее   десятилетие   в   Москве   сформировалось    и
   организационно  оформилось новое направление  внутригосударственных
   связей    -    межрегиональное    сотрудничество.    Для    столицы
   межрегиональное  сотрудничество стало одним из  важнейших  факторов
   развития   научно-производственного  потенциала,  сферы  городского
   хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей.
       Особую актуальность межрегиональные связи приобрели с тех  пор,
   как    субъекты   Российской   Федерации   получили   экономическую
   самостоятельность.   Стало  очевидным,  что   в   условиях,   когда
   промышленное    производство    повсеместно    сориентировано    на
   межрегиональную   интеграцию,  сложившуюся  на  протяжении   второй
   половины  ХХ  века, а перерабатывающие отрасли  -  на  завоз  сырья
   извне,  эффективно  решать многоплановые  и  масштабные  задачи  не
   только  в  экономической, но и любой другой сфере в  одиночку,  без
   сотрудничества с партнерами никому не под силу. Это в  полной  мере
   коснулось  Москвы,  обладающей огромным, значительно  превосходящим
   внутренние  потребности  экономическим  потенциалом,  но  полностью
   лишенной сырьевой базы.
       Современные межрегиональные связи - это достаточно сложный,  во
   многом  все еще не устоявшийся интеграционный процесс. Начавшись  с
   договоров,  имевших  узкую  цель  - обеспечить  Москву  необходимым
   количеством   продовольствия,  за  короткий  срок   они   приобрели
   динамичный  характер и охватили не только экономику,  но  и  науку,
   культуру,  образование,  здравоохранение,  спорт  и  другие  сферы,
   прочно  закрепились  в  арсенале форм работы большинства  субъектов
   Российской Федерации.
       Межрегиональное  сотрудничество  в  столице  осуществляется   в
   соответствии  с разработанной законодательной базой,  включающей  в
   себя  Устав  города Москвы, Закон города Москвы от  28  марта  2001
   года  N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы", постановление
   Правительства Москвы от 7 августа 2001 года N 726-ПП "О  реализации
   положений  Закона  города Москвы "О договорах и соглашениях  города
   Москвы", постановление Правительства Москвы от 29 июня 1999 года  N
   578 "О развитии межрегиональных связей Москвы".
       Для   придания  сотрудничеству  с  другими  регионами  большего
   динамизма в Москве создана соответствующая инфраструктура,  которая
   постоянно  совершенствуется. Ныне в межрегиональном  сотрудничестве
   участвуют  практически  все  отраслевые  и  территориальные  органы
   исполнительной  власти  города  Москвы.  Вопросы  совершенствования
   межрегионального сотрудничества регулярно выносятся  на  обсуждение
   Правительства   Москвы,   коллегии   департаментов,   комитетов   и
   префектур   административных  округов.   Образован   и   планомерно
   работает    Московский   городской   координационный    совет    по
   межрегиональному   сотрудничеству.  Развернуло  свою   деятельность
   государственное    учреждение   города   Москвы    "Межрегиональный
   информационно-деловой   центр",   созданное   для    информационно-
   аналитического      обеспечения     участников     межрегионального
   сотрудничества  Москвы.  Налажено  взаимодействие  с  Международной
   ассамблеей  столиц  и крупных городов стран СНГ,  которая  призвана
   объединять   усилия  в  сфере  межрегионального  сотрудничества   с
   участием 54 городов Российской Федерации и стран СНГ.
       Москва   активно  сотрудничает  с  Межрегиональной  ассоциацией
   экономического   взаимодействия  субъектов   Российской   Федерации
   "Центральная   Россия",  Союзом  российских   городов,   Конгрессом
   муниципальных  образований Российской Федерации, Ассоциацией  малых
   городов,   Российским  союзом  исторических  городов  и   регионов,
   Московской    международной    бизнес-ассоциацией     и     другими
   заинтересованными  объединениями.  Значительным  резервом  развития
   межрегионального  сотрудничества, особенно в гуманитарно-культурной
   области,  являются  землячества,  которых  в  Москве  насчитывается
   более  50.  Насущной  задачей является создание  Культурно-делового
   центра региональных землячеств.
       В  настоящее время межрегиональные связи столицы охватывают  80
   субъектов  Российской  Федерации,  ряд  крупных  и  малых   городов
   России,  все  области и столицу Белоруссии. Общее число заключенных
   соглашений,    протоколов    и   других    договорных    документов
   Правительства Москвы с регионами Российской Федерации и  Белоруссии
   достигло 275.
       Для  региональных партнеров Москва - это устойчивый и  надежный
   рынок   продовольственных  товаров,  сырья   для   перерабатывающей
   промышленности,  строительных материалов, оборудования  и  техники.
   Заказы  столицы позволяют регионам эффективно решать такие  задачи,
   как  загрузка  предприятий и занятость населения,  выплата  пенсий,
   пособий и стипендий.
       Стратегической  задачей  Правительства Москвы  в  осуществлении
   межрегионального  сотрудничества является  повышение  уровня  жизни
   москвичей,  обеспечение  их качественными и  недорогими  продуктами
   питания и потребительскими товарами.
       Закупаемые в регионах продукты первой необходимости существенно
   пополняют   городскую  продовольственную  корзину.   В   результате
   предпринятых  в 2002 году усилий по сравнению с 2001 годом  удалось
   в   1,8   раза  увеличить  поставки  из  регионов  России  мяса   и
   мясопродуктов,  в 3 раза - животного масла, на 10%  -  молока.  При
   этом   доля  Москвы  в  объемных  показателях  розничного   оборота
   продовольственных товаров России будет превышать 30%, а оптового  -
   40% и в дальнейшем будет повышаться.
       На   продовольственный   рынок  Москвы  свою   сельхозпродукцию
   поставляют   сегодня   свыше  50  регионов  Российской   Федерации.
   Организационно-экономическим     механизмом      продовольственного
   обеспечения  города  является  система  организованных  закупок   и
   поставок    в    Москву   основных   социально    значимых    видов
   сельхозпродукции  и продовольственных товаров, а также  порядок  их
   финансирования.
       Учитывая   низкий   уровень   производства   отдельных    видов
   сельхозпродукции   на   предприятиях   АПК   России,    наряду    с
   авансированием  поставок и прямых закупок продовольствия  для  нужд
   Москвы   активно   используется   механизм   финансовой   поддержки
   столичных предприятий продовольственного комплекса по созданию  ими
   на   основе   интеграции  устойчивой  сырьевой  базы   в   регионах
   Российской  Федерации.  Это  осуществляется  путем  приобретения  в
   собственность  контрольных  пакетов  акций  сельскохозяйственных  и
   перерабатывающих    предприятий,   укрепления    их    материально-
   технической базы и вывода на рентабельный уровень производства.
       В  настоящее время 15 предприятий продовольственного  комплекса
   Москвы  создали интегрированные холдинги с 40 предприятиями  АПК  в
   11  регионах  Российской Федерации, вложили в  них  свыше  3  млрд.
   руб.,  в  том числе за счет льготных бюджетов Правительства  Москвы
   около   1   млрд.  руб.  Инвестиционные  и  интеграционные  проекты
   московских  предприятий  реализуются в  Московской,  Волгоградской,
   Воронежской,  Пензенской,  Ярославской  областях,  Краснодарском  и
   Ставропольском  краях.  Активно  налаживаются  связи  и  с  другими
   регионами, прежде всего входящими в Центральный федеральный  округ,
   а  также с предприятиями аграрно-промышленного комплекса Республики
   Беларусь.
       Благодаря стратегии на развитие интеграционных процессов в  АПК
   Москва  из  региона-потребителя постепенно  становится  регионом  -
   производителем   сельскохозяйственной  продукции  для   собственных
   нужд.
       Для увеличения поставок в Москву мяса птицы и яиц Правительства
   Москвы  и Московской области приняли специальную программу развития
   птицеводства, на что предусматривается ежегодное выделение  средств
   в  размере  500  млн.  руб. в виде льготного кредита  Правительства
   Москвы на закупку кормов.
       Создание      единого      комплекса      сельскохозяйственных,
   животноводческих,  перерабатывающих  производств  и  хозяйств  ряда
   регионов  Российской Федерации позволит обеспечить  гарантированное
   производство  отечественных  продуктов  питания  для  москвичей.  В
   настоящее  время  из 7,5 млн. тонн продовольствия, поставляемого  в
   Москву, 6 млн. тонн является продукцией российских регионов.
       Не  менее важной стратегической задачей Правительства Москвы  в
   настоящее  время является формирование в городе с участием  крупных
   региональных  инвесторов  -  поставщиков продукции  цивилизованного
   оптового  звена, включающего сеть оптовых продовольственных  рынков
   и  распределительных  центров.  Существенным  шагом  вперед  явится
   создание  рынка  белорусских  товаров и использование  возможностей
   инвестиционного   фонда   Центрального  федерального   округа   для
   создания   оптового   рынка   для  производителей   -   поставщиков
   продовольствия из центральной зоны Российской Федерации.
       Все   большее  значение  сегодня  начинает  приобретать   такой
   важнейший  аспект  экономических связей между регионами  Российской
   Федерации,    как    межрегиональный   обмен   непродовольственными
   товарами.
       С  ростом  экономики  и  жизненного уровня  населения  регионов
   закономерно      возрастают      объемы      оптовой       торговли
   непродовольственными товарами, через каналы которой  осуществляется
   межрегиональный обмен и насыщение региональных рынков  необходимыми
   товарами.
       По  ряду  объективных  причин  Москва  превратилась  в  ведущий
   "распределительный  центр"  по  данной  группе  товаров  для   всей
   страны.  Если доля Москвы в объеме розничного товарооборота  страны
   составляет  28%,  то  доля  оптового  оборота  непродовольственными
   товарами  оптовых организаций Москвы в общем объеме  оборота  этими
   товарами в Российской Федерации - 50,4%.
       Это  предопределяет  высокую нагрузку на  оптовые  организации,
   складскую  инфраструктуру  и  транспортные  пути  города.   Оптовые
   организации,  осуществляющие межрегиональные  поставки  товаров,  в
   основном  относятся к числу мелких и средних структур,  неспособных
   обеспечить  полный  набор услуг по хранению и перемещению  товарной
   массы.   Для   дальнейшего  развития  межрегиональных   связей   по
   обеспечению  постоянных  и стабильных поставок  товаров  необходимо
   принятие  дополнительных  мер  по  формированию  современных  типов
   оптовых   предприятий,  положительно  зарекомендовавших   себя   за
   рубежом.  К  их  числу относятся центры оптовой  торговли,  которые
   одновременно    совмещают    оптовые    продажи    с    выставочной
   деятельностью.  Оптовые  центры  должны  превратиться  в  сервисные
   службы,   которые   предоставляют  своим  клиентам   полный   набор
   складских  и  других  услуг.  Среди  них  особо  следует   выделить
   логистические услуги грузополучателям, которые пока слабо развиты.
       Важным нововведением в области повышения уровня жизни москвичей
   является   создание   Межрегиональной   товаропроводящей    системы
   "Московские   контракты"  для  малых  предприятий  потребительского
   рынка,  предусматривающей внедрение современной технологии торговли
   с   гарантией   качества   продукции,   ее   поставок   и   оплаты,
   организованного    продвижения    потребительских    товаров     от
   региональных производителей к покупателям на московский  рынок  без
   посредников  и по оптимальным ценам (число посреднических  структур
   уменьшится с 4-7 до одной - оптового предприятия).
       Активно     набирает     темпы    программа    межрегионального
   строительства. Увеличиваются объемы и расширяется ее  география.  В
   2002  году  строительство при участии Москвы  осуществлялось  в  17
   городах.  В  2003  году - уже в 25. При этом  годовой  объем  ввода
   жилья вырос многократно: за 2002 год было введено 18 тыс. кв. м,  в
   2003  году  - свыше 250 тыс. кв. м, а на 2004 год планируется  ввод
   более  0,5  млн.  кв.  м  жилья.  Важный  социальный  эффект  имеют
   предпринимаемые усилия по строительству жилых домов в регионах  для
   семей участников Великой Отечественной войны и инвалидов.
       В настоящее время одной из главных задач является необходимость
   избежать  хаотичности процессов, способствовать выстраиванию  схемы
   целостного  градостроительного  регулирования  развития  территорий
   партнерских  регионов.  Под  этим  понимается  встроенная   система
   проведения   всесторонних   маркетинговых   исследований,    оценка
   инвестиционной  привлекательности регионов по сферам  деятельности,
   изучение  возможности рынка, его потребности, выявление его  слабых
   и   сильных   сторон,  а  также  научно-техническое  и  юридическое
   сопровождение совместных инвестиционных программ.
       Высокой  эффективностью отличаются связи Москвы с  Республиками
   Мордовией    и    Карелией,   Краснодарским   краем,   Вологодской,
   Калининградской   областями,  а  также  с  регионами   Центрального
   федерального    округа,   взаимодействие   с   которыми    является
   приоритетным для Москвы.
       Наряду    с    торгово-экономическим   продолжает   развиваться
   взаимовыгодное  межрегиональное сотрудничество  в  таких  областях,
   как  наука, культура, образование, здравоохранение, туризм и спорт.
   В   содружестве   с   Вологодской  областью   реализуется   крупный
   межрегиональный  проект  "Великий  Устюг  -  родина  Деда  Мороза",
   направленный  на  совместное  создание крупной  материальной  базы,
   динамичное  развитие в первую очередь детского туризма и  оживление
   на  этой  основе производственных возможностей старинного  русского
   города.
       В  области  межрегиональных связей активно  используются  такие
   зарекомендовавшие себя формы, как Дни Москвы в самой  столице  и  в
   регионах. В последние годы прошли Дни Москвы и Дни культуры  Москвы
   в  Республиках Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Карелия,  в
   Белоруссии,  в  Астраханской, Костромской,  Ростовской,  Рязанской,
   Свердловской  областях. В Москве состоялись Дни культуры  Республик
   Тывы   и   Мордовии,   Агинского  Бурятского  автономного   округа,
   Курганской и Читинской областей.
       Плодотворной   формой  взаимодействия  с  партнерами   является
   Московский  межрегиональный фестиваль экономического и  культурного
   сотрудничества.  Ежегодно  в  его  рамках  проходят  многочисленные
   выставки-ярмарки,   карнавалы,   научно-практические   конференции,
   фестивали,  выставки  произведений  изобразительного  искусства   с
   участием  гостей  из регионов России, Белоруссии, других  стран.  С
   большой   эффективностью  проведены  14  этапов   выставки-марафона
   московских   товаров,   технологий   и   услуг   "Деловая   Москва.
   Приглашение к сотрудничеству".
       Важными   гуманитарными   акциями  межрегионального   характера
   являются   традиционные  приглашения  Мэром  Москвы  на   столичные
   Новогодние  и  Рождественские праздники детей из регионов.  В  2002
   году  было  принято  более  400 детей  из  22  регионов  Российской
   Федерации.
       Последние  годы  стали этапными в налаживании  межрегионального
   сотрудничества  Москвы  с  Белоруссией и  ее  регионами.  Подписаны
   соглашения  и  протоколы  по  их  реализации  с  Минском  и   всеми
   областями  Республики.  Отличительной чертой такого  сотрудничества
   является  принцип  "область  Белоруссии  -  административный  округ
   Москвы",   который  позволяет  решать  многие  конкретные   вопросы
   напрямую,  заметно повышает эффективность таких связей. В настоящее
   время  на  долю  Москвы  приходится почти 40%  товарооборота  между
   Белоруссией   и   Россией  и  половина  белорусского   экспорта   в
   Российскую  Федерацию. Новый импульс во взаимоотношениях  Москвы  с
   областями  Белоруссии  придало  совместное  заседание  Правительств
   Москвы  и  Республики Белоруссии. Реальной демонстрацией позитивных
   возможностей взаимовыгодного сотрудничества явились Дни  Белоруссии
   в  Москве.  Важным этапом этого процесса стало принятие 23  декабря
   2003   года   постановления  Правительства  Москвы  N  1061-ПП   "О
   состоянии  и  мерах  по дальнейшему развитию торгово-экономического
   сотрудничества   между  городом  Москвой  и  областями   Республики
   Белоруссии".
       В    то    же    время    широкомасштабность   межрегионального
   сотрудничества,   его  увеличивающийся  с  каждым   годом   размах,
   появление  новых  задач,  диктуемых  современным  уровнем  развития
   рыночной  экономики  и гуманитарно-культурной  сферы,  настоятельно
   требуют  выведения межрегионального сотрудничества  на  качественно
   более высокий организационно-технологический уровень.
   
        1.2. Совершенствование межрегионального сотрудничества
               в рамках Центрального федерального округа
   
       Приоритетным    направлением   развития   и   совершенствования
   межрегионального  сотрудничества  является  укрепление   социально-
   экономических,   гуманитарно-культурных  и  информационных   связей
   Москвы  с  субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный
   федеральный   округ.  Это  определяется  исторически   сложившимися
   связями   Москвы   с   этими  землями,  географической   близостью,
   достаточно   развитой   транспортной  инфраструктурой   и   другими
   факторами.
       Одной   из  новационных  форм  сотрудничества,  которая  должна
   способствовать  интеграции  регионов  и  укреплению  экономического
   потенциала  не  только  Москвы,  но  и  самих  регионов,   является
   взаимодействие  в  рамках Фонда инвестиционного  развития  регионов
   Центрального  федерального округа Российской Федерации,  созданного
   в  2002  году по инициативе Правительства Москвы в целях содействия
   социально-экономическому  развитию  и  укреплению  налоговой   базы
   регионов Центрального федерального округа Российской Федерации.
       В продолжение указанной инициативы постановлением Правительства
   Москвы   от   5  марта  2002  года  N  152-ПП  "О  создании   Фонда
   инвестиционного развития регионов Центрального федерального  округа
   Российской   Федерации"   были  одобрены  основные   принципы   его
   организации  и работы. Главным принципом софинансирования  проектов
   за  счет средств, заявленных бюджетами регионов - учредителей Фонда
   инвестиционного развития регионов Центрального федерального  округа
   Российской  Федерации, является возвратность и платность  бюджетных
   средств,  а  также гарантирование их возврата путем  предоставления
   банковских или бюджетных гарантий.
       В  рамках  межрегионального сотрудничества основная цель  Фонда
   инвестиционного развития регионов Центрального федерального  округа
   Российской  Федерации  -  распространение опыта  по  привлечению  в
   реальный  сектор экономики дополнительных инвестиций с  финансового
   и  фондового  рынков.  В  числе форм софинансирования  региональных
   инвестиционных  проектов  предусмотрено  предоставление   бюджетных
   кредитов на цели:
       - компенсации части процентной ставки коммерческого кредита;
       - компенсации части купонных платежей по долговым корпоративным
   бумагам,   средства   от   выпуска   которых   предприятия-эмитенты
   направляют исключительно на цели своего развития.
       Использование   указанных   форм   софинансирования    позволит
   значительно  увеличить количество инвестиционных проектов,  которые
   могут  быть  поддержаны за счет бюджетных средств  по  линии  Фонда
   инвестиционного развития регионов Центрального федерального  округа
   Российской Федерации.
       Кроме  того, как показывают расчеты, в этом случае каждый рубль
   вложенных  бюджетных средств дает возможность предприятию  привлечь
   8-10 рублей инвестиционных средств.
       Также разработаны проекты договоров:
       -   о  предоставлении  бюджетного  кредита  на  условиях  Фонда
   инвестиционного развития регионов Центрального федерального  округа
   Российской Федерации;
       - о бюджетной гарантии;
       - о банковской гарантии.
       Первый  проект по линии Фонда инвестиционного развития регионов
   Центрального  федерального округа Российской Федерации,  получивший
   целевую  финансовую поддержку из средств бюджета  города  Москвы  в
   размере   80  млн.  рублей,  -  проект  строительства  2-й  очереди
   мусоросортировочного  завода в городе Туле  (технологической  линии
   по сортировке, запрессовке и захоронению твердых бытовых отходов).
       В  настоящее время в Правительстве Москвы завершается процедура
   оформления бюджетных кредитов еще ряда инвестиционных проектов.
   
         1.3. Обоснование решения проблемы системными методами
   
       Отмечая  определенные результаты в налаживании  межрегиональных
   связей   для   наращивания  эффективности  научно-производственного
   комплекса,  сферы  городского хозяйства и строительства,  повышения
   уровня  жизни москвичей, нельзя не замечать нерешенные  проблемы  в
   этой сфере, обусловленные его многосторонностью и сложностью.
       Поскольку участниками межрегионального сотрудничества  являются
   практически  все отраслевые и территориальные органы исполнительной
   власти   города  Москвы,  другие  государственные  и   общественные
   учреждения   и   организации,  а  также   городские   хозяйствующие
   субъекты,  складывается непростая ситуация,  когда  ряд  участников
   замыкается   в   рамках   своей  узкой  специализации,   не   имеет
   достаточной    информации   о   деятельности    других    субъектов
   межрегионального  сотрудничества и  не  координирует  с  ними  свои
   действия.  Это ведет к дублированию мероприятий, распылению  усилий
   и   финансовых   средств.  Такое  положение  диктует  настоятельную
   необходимость   более   тщательного  планирования   и   координации
   деятельности в сфере межрегионального сотрудничества.
       Проведенное  под  эгидой  Комитета  межрегиональных  связей   и
   национальной   политики   города  Москвы  в   процессе   подготовки
   настоящего  документа  социологическое исследование  показало,  что
   жители  столицы  недостаточно  информированы  о  деятельности  и  о
   достижениях Правительства Москвы в области межрегиональных  связей,
   далеко  не  всегда  осознают реальный эффект от них  для  повышения
   уровня  жизни,  обеспечения недорогими и  качественными  продуктами
   питания и потребительскими товарами.
       Еще  более  высокая  неосведомленность характерна  для  жителей
   регионов,  с  которыми Москва активно сотрудничает. В некоторых  из
   них   местные   средства  массовой  информации   из   конъюнктурных
   соображений     дают     искаженную    картину     межрегионального
   сотрудничества.  В этой связи особенно актуальной задачей  является
   организация  масштабной  информационной деятельности,  направленной
   как  на москвичей, так и на жителей регионов и адекватно отражающей
   значение   и   положительное  влияние  разносторонних   связей   на
   повышение    благосостояния    населения    Москвы    и     жителей
   соответствующих  регионов.  Решение  подобной  комплексной   задачи
   невозможно   силами  отдельных  подразделений  или  организаций   и
   требует системного подхода.
       Принимая  во  внимание, что старый инструментарий регионального
   планирования  упразднен, а новый, адекватный  рыночным  отношениям,
   находится  в процессе создания, актуальной задачей межрегионального
   сотрудничества  является  выработка теоретических,  методических  и
   практических основ развития этого процесса.
       Проблема  межрегионального  сотрудничества  актуальна   и   для
   развития   мирового  сообщества.  Она  связана  с   интеграционными
   процессами,  активно  происходящими  в  первую  очередь  в  Европе.
   Накопленный опыт показывает, что успех в деле интеграции во  многом
   зависит  от  роли  координирующих  и  планирующих  структур,  учета
   специфики развития конкретных регионов.
       Разработка и реализация системы государственных мер по развитию
   межрегионального   сотрудничества  является  комплексной   задачей,
   требующей скоординированных усилий органов государственной  власти,
   общественных  организаций, хозяйствующих субъектов. Такой  характер
   задачи   обусловливает   необходимость   выработки   концептуальных
   подходов  для  ее  решения,  что  является  необходимым  этапом   в
   планировании    долгосрочной,   рассчитанной   на    многие    годы
   деятельности  Правительства  Москвы  по  развитию  межрегионального
   сотрудничества с субъектами Российской Федерации и Белоруссией.
       Указанные  подходы требуют обобщения и анализа  предшествующего
   опыта     работы     Правительства    Москвы    по    осуществлению
   межрегионального  сотрудничества.  Развитие  деятельности  в   этом
   направлении   предполагает  компетентное   осмысление   достигнутых
   результатов  и  научно-аналитического обеспечения  его  дальнейшего
   развития  с  учетом 10-летней практики и современных требований,  а
   также  необходимости  достижения нового уровня  координации  работы
   всех   органов  исполнительной  власти  города  Москвы,  разработки
   перспективных  планов, включения специального раздела,  обобщающего
   мероприятия     по     дальнейшему    развитию     межрегионального
   сотрудничества Москвы.
       Все   это   позволит  повысить  эффективность  межрегионального
   сотрудничества    за    счет   экономии   на    управленческих    и
   координационных   издержках  в  результате  реализации   системного
   принципа  организации. В соответствии с мировой практикой потери  в
   результате  указанных издержек могут достигать  до  1/3  совокупных
   расходов.  Реализация предложенного принципа позволит ликвидировать
   или значительно уменьшить такие потери.
       Концептуальный  подход  включает в  себя  систему  принципов  и
   приоритетов,   направленных   на  решение   стратегической   задачи
   придания   работе   по   систематизации  и   дальнейшему   развитию
   взаимовыгодных  связей с регионами нового импульса,  вывода  ее  на
   качественно  новый,  отвечающий потребностям экономики,  городского
   хозяйства  и социальной сферы уровень путем подключения  потенциала
   города   Москвы   к  созданию  эффективной  системы  взаимодействия
   государственных,  общественных структур и  хозяйствующих  субъектов
   столицы с регионами Российской Федерации и Республикой Беларусь.
       Предлагаемый   подход   основывается  на   базовых   положениях
   экономической  теории,  на ее принципах и закономерностях.  Приняты
   во внимание теоретические представления об основных регулирующих  и
   координирующих  функциях  государства.  В  частности,  в  документе
   сделаны  акценты  на  преодоление "провалов рынка",  на  устранение
   информационной  асимметрии (за счет организации выставок,  ярмарок,
   товаропроводящих  сетей), интернализацию  внешних  эффектов  (путем
   проведения    продуманного   экологического    сотрудничества)    и
   противодействие монополизации рынков (в том числе за счет  развития
   малого предпринимательства).
       В  документе  учтены  существующие  представления  об  основных
   законах  и  движущих  силах  экономического  роста,  среди  которых
   важное  место  занимают  поддержка малого  бизнеса,  учет  основных
   тенденций     развития    общественного    сектора,     преодоление
   трансакционных    издержек,    являющихся    серьезной    проблемой
   государственных структур, и другие.
   
            2. Приоритетные цели и задачи межрегионального
                         сотрудничества Москвы
   
       Приоритетной  целью  межрегионального  сотрудничества  является
   создание   эффективной  системы  мер  по  развитию  и   координации
   межрегионального     сотрудничества,     обеспечению     расширения
   существующих  и  налаживанию  новых взаимовыгодных  и  равноправных
   межрегиональных  связей, более активно используя  их  для  развития
   научно-производственного комплекса, сферы  городского  хозяйства  и
   строительства, социальной сферы, повышения уровня жизни  москвичей,
   насыщения   потребительского  рынка   города   в   первую   очередь
   отечественными   продовольственными   и   промышленными   товарами,
   расширения  сбыта  продукции  московских  производителей,  а  также
   формирования позитивного образа Москвы в сознании россиян.
       Достижение  поставленной  цели предполагает  решение  следующих
   задач:
       1.   Разработка  и  реализация  комплекса  мер   по   повышению
   результативности  межрегионального  сотрудничества   для   развития
   научно-производственного комплекса, сферы  городского  хозяйства  и
   строительства,   повышения   уровня   жизни   москвичей   на   базе
   последовательного    внедрения    в    практику    межрегионального
   сотрудничества научно обоснованных методов.
       2.  Разработка  и  создание  целостной  системы  управления   и
   координации  межрегионального сотрудничества всех  субъектов  этого
   процесса.
       3. Дальнейшее упрочение роли Москвы как столицы, так и субъекта
   Российской  Федерации,  на  равноправной  и  взаимовыгодной  основе
   сотрудничающей с регионами на основе горизонтальных связей.
       4.   Разработка  и  реализация  комплекса  эффективных  мер  по
   увеличению   привлечения   средств  на  основе   расширения   числа
   участников  межрегионального сотрудничества, прежде всего  за  счет
   хозяйствующих    субъектов    города,    и    стимулирования     их
   заинтересованности в таком сотрудничестве путем  предоставления  им
   экономических льгот и преференций.
       5. Разработка и реализация комплекса мероприятий по организации
   системы  информационного  обеспечения работы  в  этом  направлении,
   пропаганды  взаимовыгодности и важности  межрегиональных  связей  в
   деле повышения уровня жизни населения.
       6.   Разработка  и  реализация  комплекса  эффективных  мер  по
   широкому   внедрению  в  практику  межрегионального  сотрудничества
   новейших  информационных  технологий, прежде  всего  на  базе  сети
   Интернет, для активизации межрегиональных связей, расширения  числа
   участников и оптимизации расходования финансовых средств.
       7.  Обоснование перспективных направлений научных исследований,
   нацеленных     на    повышение    эффективности    межрегионального
   сотрудничества.
       Комплексные     мероприятия     по     дальнейшему     развитию
   межрегионального  сотрудничества города Москвы  на  2004-2006  годы
   (далее  -  Комплексные мероприятия) осуществляются с 2004  по  2006
   годы  в три этапа. Каждый год представляет собой отдельный этап  их
   реализации.   Данный   трехлетний  период,   в   течение   которого
   выполняются указанные мероприятия, является в определенной  степени
   переходным  к новому качественному уровню организации и координации
   межрегионального     сотрудничества,    адекватному     современным
   требованиям   рыночной  экономики,  предполагающим   в   дальнейшем
   разработку долгосрочных программ на базе накопленного опыта.
   
             3. Основные направления дальнейшего развития
                межрегионального сотрудничества Москвы
   
       Исходя из вышеизложенных приоритетных задач необходимо выделить
   следующие   основные   направления  деятельности   по   дальнейшему
   развитию межрегионального сотрудничества Москвы.
       Правовое.   В   рамках  данного  направления  предусматривается
   осуществление    комплекса   мероприятий    правового    характера,
   направленных на:
       -  анализ имеющихся правовых актов в рассматриваемой области  с
   точки   зрения   их   соответствия  федеральному  и   региональному
   законодательству;
       -  оперативный  мониторинг выполнения и социально-экономической
   эффективности  имеющихся  договоров  и  соглашений   с   субъектами
   Российской Федерации и Белоруссии;
       -   подготовку   и  инициирование  принятия  новых   документов
   нормативно-правового  характера, отвечающих меняющейся  ситуации  в
   области  экономики  и государственного строительства  в  Российской
   Федерации   и  Белоруссии,  стимулирующих  повышение  эффективности
   межрегионального сотрудничества.
       Социально-экономическое. Здесь предусматривается  осуществление
   комплекса мер, направленных на:
       -  приоритетное  использование социально-экономических  методов
   развития  межрегионального сотрудничества на базе научного  анализа
   эффективности взаимодействия с каждым конкретным регионом;
       -   активизацию  вовлечения  в  межрегиональное  сотрудничество
   высокотехнологичных  и  инновационных  производств,  что   позволит
   глубже     использовать     значительный     интеллектуальный     и
   производственно-научный   потенциал  Москвы,   шире   задействовать
   предприятия  оборонного  комплекса и  более  полно  соответствовать
   реалиям современной рыночной экономики;
       -  своевременное отслеживание изменений на рынке  труда  как  в
   столице,  так  и в регионах для обеспечения более полной  занятости
   населения,  снижения  безработицы  и  социальной  конфликтогенности
   общества;
       -  налаживание  активного взаимодействия с регионами  в  рамках
   Центрального  федерального  округа,  а  также  других   федеральных
   округов.
       Гуманитарно-культурное.    Данное   направление    предполагает
   осуществление комплекса мер, направленных на:
       -  всемерное повышение образовательного, культурного  уровня  и
   творческого  потенциала  москвичей  и  жителей  регионов  за   счет
   развития  различных  форм  взаимообменов  и  распространения  опыта
   столицы и регионов;
       - воспитание толерантного сознания, патриотизма и чувства любви
   к Отчизне;
       -  сотрудничество с общественными организациями, землячествами,
   территориальными       ассоциациями      для      совершенствования
   межрегионального  сотрудничества и лучшего взаимопонимания  жителей
   различных территорий;
       -  повышение эффективности взаимодействия с воинскими  частями,
   флотами,  кораблями,  а  также  контактов  с  регионами  Российской
   Федерации и Белоруссии;
       -   всемерное   повышение  уровня  жизни  населения   за   счет
   активизации  межрегионального  сотрудничества  в  области  науки  и
   образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта;
       -   оказание  действенной  помощи  пострадавшим  от   стихийных
   бедствий, террористических акций и т.д.
       Информационное.  Данное направление предполагает  осуществление
   комплекса мер, направленных на:
       -   осуществление  комплекса  целенаправленных   информационных
   кампаний   и   мероприятий,  включая  создание   специализированных
   изданий,  рассчитанных как на москвичей, так и на жителей регионов,
   с  целью  адекватного  отражения значения и положительного  влияния
   межрегионального   сотрудничества   на   повышение   уровня   жизни
   населения;
       - внедрение в практику межрегионального сотрудничества новейших
   информационных   технологий,  расширяющих  круг  участников   этого
   сотрудничества,  облегчающих  доступ  к  данным  об  инвестиционных
   возможностях и реальных проектах Москвы и регионов;
       -   обеспечение  открытого  доступа  к  информации,  касающейся
   межрегионального сотрудничества Москвы.
       Научно-аналитическое.    Данное    направление     предполагает
   осуществление комплекса мер, направленных на:
       - совершенствование концептуально-теоретического инструментария
   и методологии межрегионального сотрудничества;
       -   создание   системы  статистико-аналитического   обеспечения
   контроля за ходом реализации Комплексных мероприятий;
       -    осуществление    экспертного   сопровождения    реализации
   Комплексных   мероприятий,   оценки  их   эффективности,   научного
   обоснования и при необходимости внесения корректировок;
       -  активизацию  научных  исследований  в  области  региональной
   экономики  и  межрегионального сотрудничества,  включая  мониторинг
   общественного мнения по этим вопросам;
       -  исследование влияния межрегиональных связей на  состояние  и
   развитие социального комплекса столицы;
       - обобщение и популяризацию опыта Москвы и субъектов Российской
   Федерации в укреплении федеративного государства.
       Организационное. Данное направление предполагает  осуществление
   комплекса мер, направленных на:
       -     создание    эффективной    системы    управления    ходом
   межрегионального   сотрудничества,  включающей  три   иерархических
   уровня: городской, окружной и районный;
       - обеспечение развития инфраструктуры и материально-технической
   базы межрегионального сотрудничества;
       -  оптимизацию  средств,  выделяемых Правительством  Москвы  на

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное