Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 3 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2006 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2008 ГОДА (ПРИНЯТО 04.04.2006)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 3
                  О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
               РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2006 ГОД
                  И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2008 ГОДА
                                   
                         (4 апреля 2006 года)
                                   
       Совет Министров Союзного государства постановляет:
       1.  Одобрить Прогноз социально-экономического развития Союзного
   государства на 2006 год и параметры Прогноза до 2008 года.
       2.  Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз
   социально-экономического развития Союзного государства на 2006  год
   и  параметры Прогноза до 2008 года заинтересованным министерствам и
   ведомствам   Российской   Федерации  и  Республики   Беларусь   для
   использования в совместной работе по выполнению положений  Договора
   о  создании  Союзного  государства, Программы  действий  Российской
   Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора  о
   создании  Союзного  государства, решений  Высшего  Государственного
   Совета   и   Совета  Министров  Союзного  государства  по  вопросам
   формирования единого экономического пространства.
       3.  Министерству экономического развития и торговли  Российской
   Федерации  и Министерству экономики Республики Беларусь  внести  на
   рассмотрение  Совета Министров Союзного государства в  IV  квартале
   2006  г.  согласованный  Прогноз социально-экономического  развития
   Союзного  государства  на  2007 год и параметры  Прогноза  до  2009
   года.
       4.   Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
   подписания.
   
                                                          Председатель
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                             М.ФРАДКОВ
   
   
   
   
   
                                                               Одобрен
                                                        Постановлением
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                               от 4 апреля 2006 г. N 3
   
                                ПРОГНОЗ
        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
             НА 2006 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2008 ГОДА
                                   
                               Введение
                                   
       В  основу  разработки проекта Прогноза социально-экономического
   развития  Союзного государства на 2006 г. и по параметрам  Прогноза
   до  2008  г.  положены  Программа действий  Республики  Беларусь  и
   Российской  Федерации и Перечень первоочередных мер  по  реализации
   положений  Договора  о создании Союзного государства,  Методические
   рекомендации   по   разработке  прогнозов  социально-экономического
   развития   Союзного   государства,  проект   Программы   социально-
   экономического  развития Республики Беларусь на 2006  -  2010  гг.,
   Стратегия  социально-экономического развития России до 2010  г.,  а
   также   прогнозы   социально-экономического   развития   Республики
   Беларусь на 2006 год и Российской Федерации на 2006 г. и на  период
   до   2008  г.,  разработанные  Министерством  экономики  Республики
   Беларусь и Минэкономразвития Российской Федерации.
       В  предложениях  к  проекту  учтены  также  основные  положения
   Программы  экономического  сотрудничества  Республики  Беларусь   и
   Российской  Федерации  на  1998  - 2008  гг.,  важнейшие  параметры
   проекта  бюджета Союзного государства и ожидаемые итоги  социально-
   экономического развития Беларуси и России за текущий год.
       При   подготовке  предложений  к  проекту  Прогноза  социально-
   экономического  развития  Союзного  государства  основное  внимание
   было  уделено  проблемам  активизации  интеграционных  процессов  и
   максимальной   реализации   принятых  совместных   мероприятий   по
   сотрудничеству в социально-экономической сфере.
                                   
                1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЯ
        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
       Динамика   основных  макроэкономических  показателей   экономик
   Российской  Федерации и Республики Беларусь в 2005 г. имеет  схожие
   тенденции, которые определяются действием ряда общих факторов.
       В странах Союзного государства наблюдаются относительно высокие
   темпы  роста  ВВП  - важнейшего показателя социально-экономического
   развития двух стран.
       В  Республике Беларусь в январе - октябре 2005 г. рост составил
   108,6%  к  соответствующему периоду 2004 г., по итогам 2005  г.  он
   ожидается   на   уровне  109%.  В  Российской  Федерации   ВВП   за
   аналогичный период составил 106,2% и 106,4% соответственно.  Вместе
   с   тем  в  обоих  государствах  наблюдается  тенденция  некоторого
   снижения  темпов  экономического роста по  сравнению  с  предыдущим
   годом.  Во  многом это связано со снижением темпов роста  экспорта,
   хотя  факторы,  влияющие  на  динамику внешней  торговли  товарами,
   различные.  На  замедление темпов экономического развития  повлияло
   относительное снижение темпов промышленного производства.
       Рост  промышленного производства за десять месяцев 2005 года  в
   сопоставимых  ценах  к  соответствующему периоду  прошлого  года  в
   Республике  Беларусь  составил 109,5% при годовом  прогнозе  108  -
   109,5%.    Наиболее    динамично   развивающимися    отраслями    в
   промышленности  были:  машиностроение и металлообработка  (114,8%),
   пищевая   промышленность  (113,5%),  черная  металлургия   (108,9),
   промышленность   строительных   материалов   (109,0%),    топливная
   промышленность (107,1%).
       В  Российской  Федерации  по оценке  за  2005  г.  общий  объем
   промышленного  производства  за  составил  104,0%.  Лидерами  роста
   стали  обрабатывающие  отрасли  - 106,0%,  в  то  время  как  объем
   производства  в  добывающих отраслях составил  всего  101,0%,  рост
   производства и распределения электроэнергии, газа и воды  -  только
   101,4%.   Снижение  динамики  приростов  объемов  добычи  природных
   ресурсов  (нефти)  было  вызвано регулированием  доходов  от  ренты
   природных ресурсов и ограниченностью разведанных месторождений.
       Взаимная  торговля не являлась в 2005 г. доминирующим  фактором
   стимулирования  экономического развития двух государств,  поскольку
   переход   на   принцип   уплаты  НДС  по   стране   назначения   на
   первоначальном этапе повлек за собой ухудшение ее динамики.
       В  конце  2004  г. наблюдался резкий рост импорта в  Республику
   Беларусь из Российской Федерации, связанный с активизацией  закупок
   сырья  и  материалов  предприятиями  накануне  изменения  принципов
   уплаты  НДС  во  взаимной  торговле. В 2005  г.  отмечено  снижение
   стоимостных объемов экспорта и импорта, вызванное как падением  цен
   во   взаимной  торговле,  так  и  уменьшением  физических  объемов.
   Снижение  цен отражает исключение из них НДС. Уменьшение физических
   объемов  вызвано дополнительными проблемами, с которыми столкнулись
   хозяйствующие субъекты двух стран во взаимной торговле  в  связи  с
   организацией документооборота в новых условиях.
       Особенно  болезненно  первый этап перехода  на  новые  принципы
   уплаты   НДС   во   взаимной  торговле  сказался   на   белорусских
   экспортерах,  т.к. более 70% удельного веса экспорта  в  Российскую
   Федерацию  - это товары, доля поставок которых на российский  рынок
   составляет более 70% в общем объеме экспорта этих товаров, а 90%  -
   товары,  более  половины экспорта которых идет в Россию.  Возникшие
   трудности в торговле с Россией повлекли за собой снижение  экспорта
   белорусских  предприятий,  ориентированных  на  российский   рынок,
   которые   оказались   не  готовы  к  осуществлению   географической
   диверсификации  экспорта,  что в свою очередь,  повлекло  за  собой
   увеличение товарных запасов в первом полугодии 2005 г.
       Товарная  структура и динамика экспорта Российской Федерации  в
   Республику Беларусь в основном оставалась стабильной. Около  85%  в
   его  структуре составляют товары, которые практически не закупаются
   Беларусью  в  других  странах  (удельный  вес  закупок   в   России
   составляет  более  70%  в  общем  объеме  импорта  отдельного  вида
   товара).  При  этом  отмечаются изменения в региональной  структуре
   белорусского  импорта из России, в первую очередь за счет  снижения
   импорта  из  г.  Москвы.  Введение  новых  правил  по  уплате   НДС
   заставляет белорусских субъектов хозяйствования выходить на  прямых
   поставщиков  и  отказываться от серых  схем  импорта  в  Республику
   через г. Москву, в результате чего ее доля снизилась с более 30%  в
   2002 - 2004 гг. до 10,7% в среднем по трем кварталам 2005 г.
       Сложности  во  взаимной  торговле не привели  к  дестабилизации
   социально-экономической  ситуации  в  двух   странах,   т.к.   доля
   белорусского   рынка  в  структуре  сбыта  российских   предприятий
   невысока,  а  снижение объемов экспорта белорусских  предприятий  в
   Россию  было  компенсировано  ростом стоимостных  объемов  экспорта
   сырьевых  товаров  и  нефтепродуктов  на  западноевропейские  рынки
   благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре.
       Основным    отличием   текущего   года   явилась    активизация
   инвестиционных  процессов  и  усиление  социальной  составляющей  в
   экономической политике обоих государств.
       Так,  в  Республике Беларусь рост инвестиций в основной капитал
   составил  за  10  месяцев 2005 г. 123,9%.  При  этом  инвестиции  в
   объекты  производственного назначения (64,8%  от  всех  инвестиций)
   увеличились   до  125,3%.  Инвестиционная  активность   предприятий
   Республики   осуществляется   в  основном   за   счет   собственных
   финансовых  средств,  которые  составляют  48,2%  в  общем   объеме
   инвестиционных ресурсов экономики.
       Кредиты   банков  (12,9%)  и  средства  иностранных  источников
   (2,3%),  в  том  числе  из  Российской Федерации,  пока  не  играют
   главенствующей  роли  в  инвестициях в основной  капитал  Беларуси.
   Банковская  система Республики Беларусь активно  наращивает  объемы
   выдачи  инвестиционных  кредитов  реальному  сектору  экономики.  В
   частности,  объем  выдаваемых банками  кредитов  на  инвестиционные
   проекты  за  весь  2005  год должен составить  2800  -  3000  млрд.
   рублей,  фактически за 10 месяцев 2005 г. уже выдано  2984,8  млрд.
   руб.  Опережающими  темпами  выдаются  долгосрочные  кредиты,  доля
   которых превысила 50%.
       В  Российской  Федерации  общий  объем  инвестиций  в  основной
   капитал  по  оценке  за 2005 г. составил 110,5% к  соответствующему
   периоду   прошлого   года.   Отмечается   увеличение   долгосрочных
   финансовых  вложений,  удельный  вес  которых  по  итогам   первого
   полугодия  2005  г. достиг 25,6%, в то время как  в  2004  г.  этот
   показатель  был  всего 20,2%. При этом опережающими  темпами  росли
   инвестиции  в  обрабатывающие производства (за девять  месяцев,  по
   предварительным данным, - на 17,1%) при значительно более  скромной
   динамике  инвестиций  в  добывающие отрасли. Исключение  составляет
   рост  инвестиций в нефтедобычу (за девять месяцев -  на  17,8%).  В
   отличие  от  Республики Беларусь для Российской  Федерации  большое
   значение  имеет  привлечение  прямых  иностранных  инвестиций.  При
   снижении   общего  объема  иностранных  инвестиций   в   российскую
   экономику  в  январе - сентябре 2005 г. на 7,9% прямые  иностранные
   инвестиции увеличились на 18,1%.
       По-прежнему   актуальным  остается  наращивание  инвестиций   в
   основной  капитал за счет совместных проектов организаций  Беларуси
   и  России.  Пока происходит лишь увеличение взаимной  задолженности
   предприятий  двух  стран по торговым кредитам, отражающим  движение
   оборотных  средств предприятий при осуществлении взаимной  торговли
   двух государств.
       Рост  денежных  доходов  населения  также  выступает  одним  из
   основных факторов экономического роста двух государств в 2005 г.  В
   Республике  Беларусь  номинальные доходы населения  увеличились  за
   десять месяцев текущего года на 29,1%, в реальном исчислении  -  на
   16,4%,  реальные  располагаемые  денежные  доходы  -  на  16,3%.  В
   Российской   Федерации   доходы   населения   за   десять   месяцев
   увеличились на 23,2%, реальные располагаемые денежные доходы  -  на
   8,8%.
       Главным источником денежных доходов выступает заработная плата.
   В  Республике  Беларусь удельный вес заработной платы  в  структуре
   денежных  доходов  растет  и по итогам первого  полугодия  2005  г.
   составил  59,1%. Номинальная начисленная среднемесячная  заработная
   плата  в  сентябре  достигла 485 тыс. руб., или  225  долл.  США  в
   эквиваленте.  По  сравнению с сентябрем  2004  г.  она  выросла  на
   31,8%, а в реальном исчислении - на 20,0%.
       В  Российской Федерации номинальная заработная плата по  оценке
   за  2005  г.  составила 8414 российских рубля (295,2 долл.  США)  и
   выросла  по  сравнению с 2004 г. на 25%, или на  10,8%  в  реальном
   исчислении.
       Рост  доходов  населения  привел  к  соответствующему  развитию
   внутреннего   рынка.  В  Республике  Беларусь  прирост   розничного
   товарооборота  в  сопоставимых ценах за январь -  октябрь  2005  г.
   составил   19,7%.  В  Российской  Федерации  увеличился   розничный
   товарооборот  на  12%.  При  этом отмечается  расхождение  структур
   розничной  торговли.  В Беларуси, несмотря на тенденцию  некоторого
   снижения,    наибольший   удельный   вес   по-прежнему   составляют
   продовольственные  товары (55% по итогам 10  месяцев  2005  г.).  В
   России,   наоборот,   по   итогам  10   месяцев   2005   г.,   доля
   непродовольственных  товаров  составила  53,8%,   продовольственных
   товаров  -  46,2%.  Дополнительным фактором, стимулирующим  покупки
   населения    непродовольственных   товаров,   выступает    активное
   кредитование со стороны коммерческих банков.
       Помимо  внутреннего  рынка  потребительских  товаров  динамично
   развивается  рынок  услуг,  на котором  наиболее  быстро  растущими
   являются  сегменты информационных услуг в области  доступа  к  сети
   Интернет   и   мобильной   связи.  Рост  абонентов   сопровождается
   снижением   тарифов   и   повышением  рентабельности   предприятий,
   обеспечивающих мобильную связь и доступ к сети Интернет.
       Жилищное  строительство,  активизировавшееся  благодаря   росту
   денежных  доходов населения и реализации государственных  программ,
   является   одним   из   основных   факторов,   стимулирующих   рост
   промышленности,   оптовой   и   розничной   торговли,   банковского
   кредитования.
       В  Российской  Федерации  за период 2001  -  2004  гг.  ввод  в
   действие  общей жилой площади увеличился на 35,5% и достиг  к  2004
   г.  показателя  28,5  кв. м в среднем на 100 человек  населения.  В
   январе  - октябре 2005 г. достигнут прирост в 6% к соответствующему
   периоду прошлого года.
       В  Республике  Беларусь  к 2004 г. достигнут  показатель  ввода
   общей  площади  жилья  в  35,7 кв. м.  в  среднем  на  100  человек
   населения.  В январе - октябре 2005 г. ввод в действие жилья  вырос
   на 8,7% к соответствующему периоду прошлого года.
       Общими  проблемами  в строительной сфере для  обоих  государств
   остается  продолжающийся рост рыночной стоимости квадратного  метра
   жилья    в    результате   нехватки   производственных    мощностей
   строительных  организаций  и  сложностей  с  получением   земельных
   участков  в  условиях динамичного роста спроса на  жилье,  а  также
   роста   спроса  вследствие  развития  различных  форм  кредитования
   жилищного  строительства для обеспечения доступности  строительства
   жилья для населения.
       Высокие темпы социально-экономического развития двух государств
   в  2005  г.  сопровождались повышением экономической  и  социальной
   стабильности.  Увеличилась  рентабельность  работы  предприятий,  с
   профицитом    (особенно   в   Российской   Федерации)   исполнялись
   государственные  бюджеты, повышались социальные выплаты  населению,
   снижался уровень безработицы.
       В целом достаточно благоприятные внешние и внутренние социально-
   экономические    условия    позволяют    сконцентрировать    работу
   правительств  двух  государств  на решение  вопросов  долгосрочного
   развития,  повышения  конкурентоспособности  экономик  Беларуси   и
   России.
                                   
           2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
              ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
                                   
       Важнейшие   цели  и  основные  направления  развития   Союзного
   государства в социально-экономической сфере определены  в  Договоре
   о  создании  Союзного  государства и Программе действий  Российской
   Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора  о
   создании   Союзного   государства,  Соглашении   между   Российской
   Федерацией  и  Республикой  Беларусь  о  создании  равных   условий
   субъектам  хозяйствования, Программе экономического  сотрудничества
   Республики Беларусь и Российской Федерации на 1999 - 2008 гг.
       Стратегической   целью   экономической  интеграции   Республики
   Беларусь  и  Российской  Федерации  с  учетом  реализации  принятых
   соглашений  по  созданию Союзного государства  является  достижение
   устойчивого  роста уровня жизни и улучшения условий  жизни  граждан
   двух  стран,  сокращение  малообеспеченности  на  основе  ускорения
   темпов   и   повышения  качества  экономического  роста   за   счет
   рационального использования и объединения потенциалов  и  ресурсных
   возможностей, структурной перестройки экономик Беларуси  и  России,
   повышения   их  эффективности  и  конкурентоспособности.  Важнейшей
   целью  в  прогнозном  периоде  остается  поддержание  и  укрепление
   сложившейся     тенденции    макроэкономической    и     финансовой
   стабилизации,  повышение качественных показателей  производственно-
   финансовой деятельности отраслей реального сектора экономики.
       Основными  направлениями  дальнейшего  развития  интеграционных
   процессов  в социально-экономической сфере между двумя  странами  в
   прогнозном периоде являются:
       -  проведение согласованной макроэкономической политики, прежде
   всего кредитно-денежной и валютной, бюджетно-налоговой, ценовой;
       -  синхронизация институциональных преобразований, гармонизация
   и унификация нормативно-правовой базы;
       - формирование единого экономического пространства, в том числе
   таможенного,         транспортно-коммуникационного,         научно-
   технологического и информационного, фондового рынка и рынка труда;
       -  сближение  структурной  и  промышленной  политики,  развитие
   кооперационных связей;
       -   разработка   и   реализация  совместных  межгосударственных
   программ и их финансовое обеспечение;
       -  проведение  согласованной  социальной  политики,  отражающей
   жизненные   интересы  населения  (в  сфере  образования,  медицины,
   трудовых отношений, культуры, физической культуры и спорта и др.);
       - объединение усилий в области охраны окружающей среды.
       В  качестве приоритетных направлений развития реального сектора
   предусматривается   внедрение   высоких   наукоемких    технологий,
   усиление  инновационной направленности в экономическом развитии  за
   счет  более полного использования и укрепления имеющегося  в  обеих
   странах   научно-технического   и  производственного   потенциалов,
   максимальное  снижение  материало-  и  энергоемкости  производства,
   опережающее     развитие     секторов,    способных     производить
   конкурентоспособную  продукцию, в первую очередь  с  более  высокой
   долей   добавленной  стоимости,  особенно  сферы  услуг.   Усилению
   кооперационных  связей  и  интеграции производственных  потенциалов
   двух   стран  будет  способствовать  функционирование  и   создание
   межгосударственных   транснациональных   и   финансово-промышленных
   групп.
       По-прежнему в прогнозном периоде предпочтение будет  отдаваться
   прагматичному      подходу,      определяющему      конструктивное,
   полномасштабное  сотрудничество  по  всем  важнейшим   направлениям
   строительства Союзного государства.
       В    соответствующих    разделах   Прогноза    конкретизированы
   направления   и  механизмы  углубления  интеграции  и   дальнейшего
   формирования общего экономического пространства двух стран.
                                   
             3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
                    ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
                                   
       Для   создания  макроэкономических  предпосылок  по  углублению
   экономической  интеграции Беларуси и России  в  прогнозном  периоде
   следует  продолжить  сближение в части  снижения  темпов  инфляции,
   девальвации  официальных обменных курсов российского и белорусского
   рубля,  ставок  рефинансирования центральных  банков  и  процентных
   ставок  по  срочным  депозитам  и  кредитам,  резервных  требований
   центральных  банков,  налоговой  нагрузки  на  экономику,  дефицита
   госбюджета и госдолга.
       Денежно-кредитная и валютная политика. План совместных действий
   по  созданию  условий по введению единой денежной единицы  Союзного
   государства  на  2001  - 2005 гг. включал следующий  перечень  мер,
   комплексное выполнение которых в 2001 - 2005 гг. должно  обеспечить
   необходимые  условия для введения единой денежной единицы  Союзного
   государства:
       1. В денежно-кредитной сфере предусматривалось:
       -   снижение  годового  уровня  инфляции  и  величины  дефицита
   государственного бюджета каждой Стороны до согласованных уровней;
       -  недопущение  формирования  обязательных  резервов  кредитных
   организаций   Республики   Беларусь  и   Российской   Федерации   в
   иностранной валюте и в государственных ценных бумагах;
       -   прекращение  использования  кредитов  Национального   банка
   Республики  Беларусь и Центрального банка Российской  Федерации  на
   финансирование   дефицита   государственного   бюджета   и   других
   государственных  фондов,  включаемых  в  определение   расширенного
   бюджета  правительства, в том числе покупку государственных  ценных
   бумаг при их первичном размещении;
       -  прекращение  целевого кредитования со стороны  Национального
   банка  Республики Беларусь предприятий и организаций любых отраслей
   экономики   и   обеспечения  предоставления  кредитов  коммерческим
   банкам только на рыночных условиях.
       2. В области политики обменного курса белорусского рубля:
       -   осуществление   Национальным  банком  Республики   Беларусь
   мероприятий  по поддержанию стабильным обменного курса белорусского
   рубля к российскому рублю;
       -    создание   в   ближайшие   годы   условий   для   взаимной
   конвертируемости белорусского рубля и российского рубля по  текущим
   операциям  платежного баланса, а в последующем и по его капитальным
   статьям.
       В 2001 - 2005 гг. в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь
   достигнуты  позитивные сдвиги в направлении финансовой стабилизации
   и  укрепления  доверия к белорусскому рублю в качестве  финансового
   инструмента.  Благодаря  постепенному  переходу  к  более   жесткой
   монетарной   политике  обеспечено  существенное   снижение   темпов
   инфляции.
       В   рамках   прогнозного  периода  целевые  значения   инфляции
   центральными  банками двух стран установлены  на  почти  идентичном
   уровне (табл. 1).
                                                                      
                                                             Таблица 1
                                                                      
               Фактические и прогнозные значения индекса
       потребительских цен в России и Беларуси в 2001 - 2007 гг.
              (в %, декабрь к  декабрю предыдущего года)
   
   -----------T---------T-------T---------T-----------T-------------¬
   ¦          ¦ 2004 г. ¦2005 г.¦ 2006 г. ¦  2007 г.  ¦   2008 г.   ¦
   ¦          ¦  факт   ¦оценка ¦         ¦           ¦             ¦
   +----------+---------+-------+---------+-----------+-------------+
   ¦Россия    ¦  111,7  ¦ 110,9 ¦108 - 109¦106 - 107,5¦104,0 - 105,5¦
   +----------+---------+-------+---------+-----------+-------------+
   ¦Беларусь  ¦  114,4  ¦ 108   ¦107 - 109¦106 - 108  ¦105   - 107  ¦
   L----------+---------+-------+---------+-----------+--------------
   
       По  мере  снижения темпов инфляции Национальный банк Республики
   Беларусь  постепенно снижал официальную ставку  рефинансирования  с
   80%  годовых  на  конец 2000 г. до 11% с 25  ноября  2005  г.  Этот
   уровень  в  настоящее время на один процентный  пункт  ниже  ставки
   рефинансирования  Центрального  банка  Российской  Федерации   (12%
   годовых  с  26  декабря 2005 г.), которая уже  на  протяжении  года
   составляла 13% годовых.
       Обязательства  по остальным, отмеченным выше, подпунктам  плана
   совместных  действий, касающиеся денежно-кредитной политики,  также
   выполнены  Национальным банком Республики Беларусь. Так, в  области
   формирования  обязательных  резервов  банков  и  других   кредитных
   организаций  Национальный  банк  в последние  годы  последовательно
   осуществлял  меры по поэтапному сокращению доли иностранной  валюты
   и  с  2004  г.  валютная  составляющая в  резервах  была  полностью
   исключена.
       Использование кредитов Национального банка Республики  Беларусь
   на  целевое  финансирование предприятий и  организаций,  которое  в
   дальнейшем   осуществлялось  через  государственный  бюджет,   было
   прекращено   с  2004  г.  Вместе  с  тем  финансирование   дефицита
   государственного   бюджета  посредством   покупки   государственных
   ценных  бумаг  при  их первичном размещении до  настоящего  времени
   продолжает  практиковаться.  В данном контексте  следует  отметить,
   что  требования  этих  пунктов плана  совместных  действий  хоть  и
   являются  общепризнанными  принципами  денежно-кредитной  политики,
   тем не менее с прагматической точки зрения их возведение в догму  и
   жесткое  следование  им  не представляется рациональным.  По  своей
   сути   они  относятся  к  законодательным  нормам  антиинфляционной
   направленности   и  вполне  адекватны  для  стран  с   устоявшейся,
   развитой  рыночной экономикой. Применительно к странам с переходной
   экономикой  такое  финансирование экономики может  быть  допустимым
   при  условии  сохранения уровня инфляции в рамках установленных  на
   год целевых значений.
       Палатой   Представителей  Национального   собрания   Республики
   Беларусь  принят в первом чтении проект Закона о внесении изменений
   в   Банковский   кодекс   Республики  Беларусь,   предусматривающий
   унификацию банковского законодательства двух стран.
       Для   выполнения  требований  Соглашения  в  области   политики
   обменного  курса  Национальный банк перешел  с  2003  г.  к  режиму
   денежно-кредитной   политики,  основным   контрольным   показателем
   которой  выступает обменный курс белорусского рубля  к  российскому
   рублю.  При  этом  в качестве целевого ориентира выступает  уровень
   реального   курса,   на   обеспечение  относительной   стабильности
   которого   и   направлены  меры  денежно-кредитного   и   валютного
   регулирования.  В  контексте  создания  монетарного   союза   такая
   привязка  к  российскому  рублю, безусловно,  является  необходимой
   подготовительной мерой, которая была предусмотрена  по  аналогии  с
   Маастрихтскими  соглашениями  для  стран-кандидатов,  вступающих  в
   зону евро.
       В  2004  г.  номинальный  обменный курс  белорусского  рубля  к
   российскому рублю снизился с 73,19 до 77,91 Br/RUR, или на 6,5%.  В
   январе   -  ноябре  2005  г.  наблюдалась  обратная  тенденция,   в
   результате  которой белорусский рубль укрепился  на  4%.  При  этом
   индекс  реального курса белорусского рубля по состоянию на  октябрь
   2005  г.  соответствовал уровню января 2004 г., что свидетельствует
   о      целенаправленном      регулировании      уровня      ценовой
   конкурентоспособности белорусских производителей-экспортеров.
       Вместе  с  тем  следует отметить, что в 2005 -  2007  гг.  роль
   обменного   курса  в  области  регулирования  конкурентоспособности
   белорусских  производителей  будет  последовательно  уменьшаться  в
   связи  с  перемещением  акцента  на некурсовые  факторы  (повышение
   качественных   характеристик  продукции,  снижение   себестоимости,
   эффективная   маркетинговая  политика  и   т.д.).   Ориентация   на
   укрепление   реального   курса   белорусского   рубля   обусловлена
   необходимостью увеличения уровня средней заработной платы в  стране
   в   долларовом   эквиваленте,  а  также   стимулирования   процесса
   трансформации   валютных  сбережений  населения   и   хозяйствующих
   субъектов   (включая   наличную  валюту,   которая   хранится   вне
   банковской   системы)  в  рублевые  вклады  и   их   вовлечения   в
   хозяйственный   оборот.  Реализация  данной   стратегии   потребует
   комплексного   использования  мер  государственного   регулирования
   экономики    по    повышению   конкурентоспособности   белорусского
   экспорта:    снижения   налоговой   нагрузки,    энергоемкости    и
   материалоемкости производимой продукции, развития  сферы  малого  и
   среднего  предпринимательства, устранения избыточной  занятости  на
   крупных   государственных  предприятиях  и  т.д.  Эти  меры   будут
   способствовать    расширению   импорта   инвестиционных    товаров,
   модернизации  основных производственных фондов  и  внедрению  новых
   технологий.
       В номинальном выражении изменение обменного курса к российскому
   рублю в прогнозном периоде предполагается выдерживать на уровне +/-
   1,5  -  2%  ежегодно.  Ключевым фактором  обеспечения  устойчивости
   национальной    валюты   является   прогнозируемая    по    оценкам
   Национального  банка Республики Беларусь благоприятная  конъюнктура
   на  валютном рынке республики, связанная со сформировавшейся в 2005
   г.   тенденцией  выхода  на  положительное  сальдо  текущего  счета
   платежного баланса.
       Задачи ценовой политики, которые предстоит решать в 2006 - 2008
   гг.   в  рамках  совместного  Прогноза,  по-прежнему  нацелены   на
   унификацию    условий   ценообразования,   законодательной    базы,
   совершенствование  механизмов  регулирования  цен,   ограничивающих
   рост  издержек производителей. Формирование равных ценовых  условий
   для  производителей  обеих стран позволит обеспечить  синхронизацию
   темповых  параметров инфляции на достаточно низком  уровне.  Анализ
   темпов  роста потребительских цен в Беларуси за одиннадцать месяцев
   2005  г. дает основание полагать, что прогнозные значения по  этому
   показателю будут выполнены.
       В  перспективе  процесс синхронизации ценовой  политики  должен
   идти по пути применения преимущественно рыночных инструментов.
       Принцип  открытости границ между нашими странами  обуславливает
   достижение  сопоставимых уровней цен на основные категории  товаров
   и  услуг,  такие  как  электроэнергия, газ,  нефть,  рабочая  сила,
   товары,   производимые   по   одной   технологии,   в   том   числе
   сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Это  необходимо  для
   того,   чтобы  исключить  однонаправленность  потоков   товаров   и
   факторов   производства,  которая  может   привести   к   получению
   экономических преимуществ одним партнером за счет другого.
       В  среднесрочной перспективе будет наблюдаться снижение  темпов
   роста   потребительских  цен.  К  концу  прогнозного  периода   эти
   показатели  достигнут примерно одинакового уровня -  5%.  Всего  за
   три  года  цены потребительского рынка могут возрасти до 20  -  24%
   (декабрь  2008  г./декабрь 2005 г.) в обеих  странах.  Относительно
   цен  производителей промышленной продукции следует  иметь  в  виду,
   что  превышение  темпов  роста цен на  промышленную  продукцию  над
   темпами  роста  цен  потребительского  рынка  представляет   угрозу
   создания инфляционного потенциала.
       В  целях  упрощения  налоговой системы и оптимизации  налоговой
   нагрузки   в   2006  г.  в  Республике  Беларусь  предусматривается
   снижение  совокупной ставки оборотных налогов и сборов  с  3,9%  до
   3%,  отмена  налога  с продаж автомобильного топлива  и  налога  на
   приобретение   бензина  и  дизельного  топлива  с   соответствующим
   увеличением  ставок  акцизов на автомобильное  топливо  и  снижение
   ставки  местных  целевых сборов с 4% до 3%  прибыли,  остающейся  в
   распоряжении плательщиков. Реализация этих мер приведет к  снижению
   общей налоговой нагрузки на экономику в 2006 г. на 1,3% к ВВП.
       В  течение  следующего пятилетия (в 2006 - 2010 гг.)  одним  из
   приоритетных   направлений  налоговой  реформы   станет   упрощение
   налоговой  системы  и  реальное  снижение  налогового  бремени   на
   экономику.   Этот   процесс   будет   сопровождаться   мерами    по
   существенному   расширению   базы  налогообложения   и   увеличению
   фактической  собираемости  налогов.  Упрощение  налоговой   системы
   будет  осуществляться  на основе сокращения числа  налогов,  сборов
   (пошлин),  унификации налоговых баз и упрощения  их  исчисления  по
   отдельным  налогам, законодательного определения единого  для  всей
   республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
       Такое  снижение  налогового давления в сочетании  с  мерами  по
   стабилизации  обменного  курса  и  снижению  процентных  ставок  по
   кредитам  должно обеспечить стимулирование инвестиций  и  экспорта,
   улучшение  структуры  и  повышение  темпов  роста  производства   в
   реальном  секторе  экономики без ущерба для  реализации  социальных
   программ  государства по поддержке малообеспеченных слоев населения
   и    роста   заработной   платы   в   бюджетной   сфере,   развитию
   здравоохранения, науки, физической культуры и спорта.
       Дефицит бюджета в 2005 - 2008 гг. будет на уровне не более 1,5%
   к  ВВП, а при благоприятной внутренней и внешней конъюнктуре бюджет
   должен  быть  бездефицитным.  Верхний уровень  дефицита  бюджета  в
   размере  1,5%  ВВП  определен  Программой  социально-экономического
   развития  Республики  Беларусь на 2006 -  2010  гг.  Финансирование
   дефицита  бюджета Республики Беларусь планируется  осуществлять  на
   основе    неинфляционных   внутренних   и    внешних    источников:
   дополнительного  размещения государственных ценных  бумаг,  продажи
   принадлежащего   государству   имущества   и   расширения   внешних
   заимствований.
       Доходы расширенного правительства бюджета Российской Федерации,
   запланированные на 2005 г., составят 39% ВВП и сократятся до  33,1%
   к  ВВП  в  2007 г. Доходы федерального бюджета в 2005  г.  составят
   23,9%  ВВП  и  в  2007 г. - 18,3% ВВП, в основном за счет  снижения
   максимальной ставки единого социального налога до 26% и  сокращения
   поступлений  в бюджет по этому виду налога, и перевода  натуральных
   льгот в денежную форму.
       Бюджет   Российской  Федерации  планируется  на   бездефицитной
   основе.  Темпы  роста  сбережения в секторе  финансовых  учреждений
   будут опережать темпы роста ВВП.
       Доходы  консолидированного бюджета и  бюджетов  территориальных
   внебюджетных  фондов  (без  межбюджетных  трансфертов)   Российской
   Федерации составят в 2007 г. 29,5% ВВП.
       Расходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации
   в   2005   г.   составят  31,6%  ВВП,  в  2007  г.  -  31,6%   ВВП,
   консолидированного бюджета и бюджетов территориальных  внебюджетных
   фондов - 23,1% и 30,2% ВВП соответственно.
       Существенные   изменения  прогнозируются   в   формировании   и
   расходовании    финансовых    ресурсов   сектора    государственных
   учреждений  в  целом. С 2005 г. резко снизится располагаемый  доход
   сектора.   Прогнозируется   дефицит   бюджета   Пенсионного   фонда
   Российской  Федерации.  Частичное  покрытие  этого  дефицита  будет
   осуществляться  за  счет  использования  средств  Стабилизационного
   фонда:  в 2005 г. - 81 млрд. руб., в 2006 г. - 197,9 млрд. руб.,  в
   2007 г. - 110,1 млрд. руб.
       Долговая  политика  государства  на  среднесрочную  перспективу
   предусматривает   снижение   совокупного   государственного   долга
   Российской  Федерации и замещение внешних источников финансирования
   внутренними     заимствованиями.    Расходы     на     обслуживание
   государственного долга проектируются в 2005 - 2007  гг.  в  размере
   от 1,4% до 1,1% ВВП соответственно.
                                   
     4. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
               СОВМЕСТНОГО БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
       Основной   целью  бюджетно-налоговой  политики   в   Республике
   Беларусь  на  2006 г. является достижение долгосрочной устойчивости
   бюджетно-налоговой   системы   и   ее   соответствия    требованиям
   конкурентоспособной национальной экономики.
       В  целях  упрощения  налоговой системы и оптимизации  налоговой
   нагрузки на 2006 г. намечено:
       -  упразднение двух из существующих оборотных налогов и сборов,
   взимаемых  с выручки от реализации товаров (работ, услуг)  -  сбора
   на  формирование  местных целевых бюджетных  жилищно-инвестиционных
   фондов   по   ставке  0,4%  и  сбора  на  финансирование  расходов,
   связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда по ставке  0,5%.
   Совокупная  ставка оборотных налогов и сборов снизится  с  3,9%  до
   3%;
       -  отмена  налога с продаж автомобильного топлива и  налога  на
   приобретение   бензина  и  дизельного  топлива  с   соответствующим
   увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо;
       -  снижение  ставки местных целевых сборов с 4% до 3%  прибыли,
   остающейся в распоряжении плательщиков;
       -  прекращение взимания сбора с физических лиц при  пересечении
   ими   Государственной  границы  Республики  Беларусь  через  пункты
   пропуска;
       -   максимальное   сокращение  льгот  по  налоговым   платежам,
   совершенствование    и    ужесточение    подходов    к     оказанию
   государственной поддержки в индивидуальном порядке.
       Реализация  этих  мер  приведет  к  снижению  общей   налоговой
   нагрузки на экономику в 2006 г. на 1,3% к ВВП.
       Такое   снижение  налоговой  нагрузки  на  экономику  потребует
   реального  сокращения  расходов бюджета с концентрацией  финансовых
   ресурсов  на  приоритетных направлениях и  значительного  повышения
   эффективности государственных расходов.
       В  этих условиях бюджетная политика Республики Беларусь на 2006
   г. предусматривает:
       -   оптимизацию  и  сокращение  бюджетных  расходов  на  основе
   реформирования  сети  бюджетных организаций  и  бюджетополучателей,
   инвентаризации  государственных  программ  и  оценки  эффективности
   государственных расходов;
       - переход к программно-целевым методам бюджетного планирования,
   ориентированным на достижение конкретных результатов;
       -   упорядочение  действующей  системы  трансфертов  и   льгот,
   представляемых отдельным категориям граждан, с целью  повышения  их
   адресности и снижения нагрузки на бюджет;
       - поэтапное разграничение доходных и расходных полномочий между
   уровнями бюджетной системы Республики Беларусь;
       -  приведение  бюджетной классификации  Республики  Беларусь  в
   соответствие     с     международными    стандартами     статистики
   государственных финансов;
       -  консолидацию в бюджете средств целевых бюджетных фондов  для
   эффективного управления бюджетными ресурсами.
       Для  компенсации выпадающих доходов бюджета при реализации  мер
   по    снижению    налоговой   нагрузки   на    экономику    дефицит
   республиканского   бюджета  не  должен  превысить   1,5%   к   ВВП.
   Финансирование   дефицита  планируется   осуществлять   на   основе
   неинфляционных  внутренних  и  внешних источников:  дополнительного
   размещения  государственных  ценных бумаг,  продажи  принадлежащего
   государству имущества и расширения внешних заимствований.
       Довольно  существенно продвижение в области сближения налогово-
   бюджетных  систем  двух  стран. Среди реализованных  мер  в  данном
   направлении  прежде  всего необходимо отметить  отказ  Беларуси  от
   предоставления  индивидуальных  налоговых  и  таможенных  льгот   и
   переход  на  действующие  в  Российской Федерации  виды  финансовой
   помощи  юридическим  лицам.  Осуществляется  постепенное  поэтапное
   сокращение    категориальных   налоговых   льгот,    субсидирования
   предприятий   и   организаций   и  предоставления   государственных
   гарантий    из   госбюджета.   Произошла   консолидация    ресурсов
   внебюджетных  и целевых бюджетных фондов в государственном  бюджете
   с  отказом от их целевого статуса. С 2005 г. осуществлен переход на
   взимание  косвенных налогов во взаимной торговле Беларуси и  России
   на  принцип "страны назначения" с целью создания равных условий для
   бюджетов  обоих  стран  от  осуществления внешнеторговых  операций,
   хотя   Беларусь   столкнулась   со  значительными   трудностями   и
   первоначальными     издержками    для     белорусских     субъектов
   хозяйствования при его реализации.
       Унификация  налогово-бюджетного законодательства осуществляется
   в  рамках  разработки  Налогового и Бюджетного кодексов  Республики
   Беларусь,  учитывающих аналогичные законодательные акты  Российской
   Федерации.   Одновременно   при   разработке   Бюджетного   кодекса
   проводится  унификация  методологии  составления  и  предоставления
   данных статистики государственных финансов.
       В  Российской  Федерации решаемые бюджетно-налоговой  политикой
   задачи   в   большей  мере  ориентированы  на  усиление  налогового
   администрирования, что вызвано как более высоким  уровнем  развития
   рыночных  отношений,  так и обострившейся  проблемой  уклонения  от
   уплаты    налогов.    Уточняются   механизмы    изъятия    налогов,
   совершенствуются  законодательные  нормы,  регулирующие   отдельные
   спорные  моменты во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых
   органов.
       Среди наиболее важных направлений дальнейшего совершенствования
   российской налоговой системы необходимо отметить следующие:
       -   завершение   работы   над  Налоговым  кодексом   Российской
   Федерации.  Прежде  всего  это  касается  регулирования   некоторых
   имущественных налогов;
       -  совершенствование  налогового  администрирования  на  основе
   более    четкой    координации   деятельности   и   информационного
   взаимодействия   налоговых  органов  и  органов   внутренних   дел,
   совершенствования   процедур   регистрации   налогоплательщиков   и
   мониторинга их деятельности;
       -  совершенствование  НДС в части приближения  к  международным
   стандартам,  что  позволит повысить эффективность  и  нейтральность
   налога,     снизить     издержки    по    исполнению     налогового
   законодательства;
       -  изменение порядка отнесения расходов на осуществление  НИОКР
   по   налогу   на   прибыль  с  целью  стимулирования  инновационной
   активности,   а   также  порядка  переноса  убытков   на   будущее,
   учитываемых  при  определении налоговой  базы,  для  стимулирования
   инвестиционной деятельности предприятий;
       - сохранение плоской шкалы подоходного налога и принятие мер по
   обеспечению  зачисления доходов от этого налога в местные  бюджеты.
   Осуществление  постепенного увеличения  вычетов  на  образование  и
   здравоохранение   (в   т.ч.  медицинское  страхование),   а   также
   пенсионное страхование.
       Предусматривается         совершенствование          налогового
   администрирования,   учета  и  отчетности,   применения   налоговых
   санкций и т.д.
       В   настоящее  кардинальному  пересмотру  подвергается  система
   бюджетных  расходов  Российской Федерации. В частности,  содержание
   бюджетных   учреждений  должно  производиться  не   по   факту   их
   существования  на  основе сметы, а не по результатам  деятельности,
   что позволит рационализировать расходы на их содержание.
       Важной  проблемой, которую предстоит решить в ближайшее  время,
   является    неурегулированность   вопросов   полномочий   бюджетных
   учреждений  по распоряжению внебюджетными доходами, получаемыми  от
   предоставления платных услуг.
       В  целом  доходы бюджета на 2006 г. увеличатся  в  сравнении  с
   текущим  годом на 6,9%, в т.ч. согласованные отчисления государств-
   участников  -  на  10%,  в  которых  доля  Российской  Федерации  и
   Республики  Беларусь  соответственно  составляет  65%  и   35%.   В
   доходную  часть бюджета включены отчисления Республики Беларусь  по
   погашению  задолженности по уплате долевого взноса за 2000  -  2003
   гг.,  добровольные  перечисления от негосударственных  организаций,
   физических лиц, международных организаций.
       Неналоговые  доходы  на 2006 г. включают плату  за  пользование
   средствами   бюджета  Союзного  государства,  предоставленными   на
   возвратной  и  возмездной  основе,  и  составят  133,2  млн.  росс.
   рублей, что на одну треть меньше уровня 2005 г.
       Организация  бюджетного процесса в Союзном  государстве  должна
   пройти    ряд    изменений.   Необходимо   усилить   ведомственный,
   парламентский контроль за исполнением бюджета, повысить  финансовую
   дисциплину.  Сделать  рассмотрение  исполнения  бюджета  в  союзном
   парламенте своевременным (а не запаздывающим на 2 года).
       Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и
   значительное   повышение  эффективности  государственных   расходов
   предполагают     усиление     научно-технической     направленности
   государственных  программ и повышение требований к их  прибыльности
   и бюджетной эффективности.
       В этих условиях в прогнозном периоде предусматривается:
       -    инвентаризация   государственных   программ    и    оценка
   эффективности расходов бюджета Союзного государства;
       -  переход  к  программно-целевым методам планирования  бюджета
   Союзного  государства,  ориентированным  на  достижение  конкретных
   результатов;
       -   гармонизация  действующей  системы  трансфертов  и   льгот,
   предоставляемых  отдельным категориям граждан, с  целью  достижения
   равных прав граждан стран-участниц;
       -  поэтапное  разграничение  доходных  и  расходных  полномочий
   наднациональных  органов  управления в бюджетной  системе  Союзного
   государства;
       -  приведение  бюджетной классификации Союзного  государства  в
   соответствие     с     международными    стандартами     статистики
   государственных финансов.
       Министерствами  финансов  двух  стран  разработаны  собственные
   варианты  общей  части  Налогового  кодекса  Союзного  государства,
   окончательное   согласование   которых   сдерживается   отсутствием
   основных  законодательных актов Союзного государства (прежде  всего
   Конституционного Акта).
       Введены в действие бюджетная классификация Союзного государства
   и   механизм   исполнения  союзного  бюджета   через   национальные
   казначейства. Разработан и принят порядок предоставления  бюджетных
   средств   на   реализацию  совместных  программ  на  возвратной   и
   возмездной основе.
       Остаются   открытыми   вопросы   налогообложения   с    союзной
   собственности, где несмотря на сближение налоговых систем  они  все
   же   не   унифицированы.   Необходима  разработка   соответствующей
   нормативно-правовой базы.
       В  дальнейшем продолжится сближение налогово-бюджетной политики
   двух  стран  по  вышеперечисленным направлениям. Прежде  всего  это
   касается   унификации  налогового  и  бюджетного  законодательства,
   которое  будет  осуществляться в рамках  продолжения  разработки  в
   Беларуси   Налогового   кодекса,  Бюджетного   кодекса,   а   также
   разработки  второй (специальной) части Налогового кодекса  Союзного
   государства.
       Важнейшим  направлением  в области налогово-бюджетной  политики
   является   дальнейшая   унификация   налогового   администрирования
   государств-участников  Союзного государства.  На  ближайший  период
   наиболее     актуальным     в    этой    области     представляется
   совершенствование  организационной  структуры  аппарата   налоговых
   органов, типизация и укрупнение налоговых органов местного  уровня,
   разработка  и внедрение типовых операционных процессов и технологий
   в налоговом администрировании на всех уровнях.
       Учитывая, что основные пропорции союзного бюджета можно считать
   устоявшимися,   основное   внимание   следует   уделить    качеству
   составления  и  точности исполнения бюджета,  контролю  за  целевым
   использованием бюджетных средств.
                                   
        5. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ
                                   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное