МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО „1¤7ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ„1¤7ОБРАЗОВАНИ„1¤7
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
ПИСЬМО
от 7 „1¤7ва„1¤7 1999 „1¤7 N 70/23-16
„1¤7ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИК„1¤7РАЗВИТИЯ РЕБЕНК„1¤7
„1¤7СИСТЕМ„1¤7ДОШКОЛЬНОГ„1¤7ОБРАЗОВАНИ„1¤7
„1¤7 це„1¤7„1¤7 осуществлени„1¤7 координаци„1¤7 „1¤7 контро„1¤7 проведен„1¤7
аттестации дошкольных образовательны„1¤7 учреждений, оказан„1¤7
методической помощи специалистам „1¤7 област„1¤7 дошкольног„1¤7
образовани„1¤7 „1¤7 такж„1¤7 защиты ребенк„1¤7 от негативных последстви„1¤7
непрофессиональног„1¤7 использовани„1¤7 методо„1¤7 диагностик„1¤7 дете„1¤7
дошкольног„1¤7 возраста Министерство общего „1¤7 профессиональног„1¤7
образовани„1¤7 Российской Федераци„1¤7 просит довест„1¤7 до сведен„1¤7
Центро„1¤7 развит„1¤7 образовани„1¤7 аттестационных служ„1¤7 ИП„1¤7
дошкольных образовательны„1¤7учреждений следующе„1¤7
„1¤7 последне„1¤7врем„1¤7„1¤7систем„1¤7дошкольног„1¤7образовани„1¤7Российской
Федераци„1¤7 вс„1¤7больше„1¤7распространени„1¤7получает практика проведен„1¤7
психолог„1¤7педагогической диагностик„1¤7 „1¤7 то„1¤7 числ„1¤7 тестирован„1¤7,
дете„1¤7 дошкольног„1¤7возраста. Само по себе использовани„1¤7диагностик„1¤7
„1¤7„1¤7ет„1¤7 позитивным моментом образовательного процесса. Однако
сегодн„1¤7не„1¤7 сост„1¤7ни„1¤7 этой практики характеризуетс„1¤7 „1¤7до„1¤7
негативных тенденци„1¤7
Во-первых, вс„1¤7 боле„1¤7 массовый характер приобретае„1¤7
неправомерно„1¤7 применение тестирован„1¤7 дете„1¤7„1¤7процессе аттестации
дошкольных образовательны„1¤7 учреждений, пр„1¤7 аттестации
педагогических „1¤7 руково„1¤7щи„1¤7работников, пр„1¤7 переходе дете„1¤7 из
дошкольног„1¤7учрежден„1¤7 „1¤7первый клас„1¤7общеобразовательно„1¤7школ„1¤7 „1¤7
„1¤7де случае„1¤7 были даже зафиксирован„1¤7 отдельны„1¤7 попытк„1¤7
тестирован„1¤7 дете„1¤7 пр„1¤7 приеме „1¤7 дошкольное образовательно„1¤7
учреждение. Во-вторых, зачастую используют„1¤7 технологически не
проработанны„1¤7 не апробированные, имеющи„1¤7сомнительную научну„1¤7 „1¤7
практическую ценность методы диагностик„1¤7 Результаты тако„1¤7
диагностик„1¤7 не отражают реальной картин„1¤7 развит„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7
следовательн„1¤7 не могу„1¤7 повысить эффективност„1¤7 образовательного
процесса. „1¤7третьи„1¤7 „1¤7 процес„1¤7 диагностирован„1¤7 вовлекаютс„1¤7
специалист„1¤7 не имеющи„1¤7соответствующе„1¤7квалификации. Эт„1¤7 приводит
„1¤7 некомпетентной интерпретаци„1¤7диагностически„1¤7данных, ошибка„1¤7 „1¤7
определени„1¤7 уров„1¤7 развит„1¤7 ребенк„1¤7 чт„1¤7 може„1¤7 дезориентировать
педагого„1¤7„1¤7родителе„1¤7пр„1¤7взаимодействии „1¤7детьми.
Диагностик„1¤7 развит„1¤7 дете„1¤7 дошкольног„1¤7 возраста, будучи
включена „1¤7 дошкольное образовани„1¤7 призвана помогать педагога„1¤7 „1¤7
родите„1¤7„1¤7 ребенк„1¤7правильн„1¤7строит„1¤7„1¤7ни„1¤7педагогическое общени„1¤7
Специфик„1¤7 дошкольног„1¤7 возраста заключаетс„1¤7 „1¤7 то„1¤7 чт„1¤7 вс„1¤7
психически„1¤7 процессы очен„1¤7 подвижны „1¤7 пластичн„1¤7 „1¤7 развитие
потенциальны„1¤7 возможностей ребенк„1¤7„1¤7значительной степен„1¤7 зависи„1¤7
от того, каки„1¤7услови„1¤7дл„1¤7этог„1¤7развит„1¤7 создадут ем„1¤7педагоги „1¤7
родители. Психолог„1¤7педагогическ„1¤7 наук„1¤7 безоговорочн„1¤7 признает
то„1¤7 факт, чт„1¤7 реальные способност„1¤7 ребенк„1¤7 могу„1¤7 пр„1¤7вить„1¤7
достаточно поздно, „1¤7 то образовани„1¤7 которо„1¤7 он получает, „1¤7
большо„1¤7 мере способствует их пр„1¤7влению. „1¤7 частност„1¤7 введенно„1¤7
„1¤7„1¤7 Выготски„1¤7 по„1¤7ти„1¤7"зоны ближайшего развит„1¤7" особым образо„1¤7
фиксировал„1¤7 именно этот известны„1¤7 факт. Поэтом„1¤7 опреде„1¤7„1¤7
индивидуальные особенност„1¤7 ребенк„1¤7 дошкольног„1¤7 возраста,
предпочтительн„1¤7 „1¤7 первую очеред„1¤7имет„1¤7„1¤7виду ег„1¤7 "склонности",
выступающи„1¤7осново„1¤7дальнейшег„1¤7развит„1¤7 способностей.
Эт„1¤7специфик„1¤7не позвол„1¤7„1¤7считат„1¤7результаты диагностик„1¤7(даже
„1¤7 то„1¤7 случае, если он„1¤7достоверны) устойчивым„1¤7 „1¤7 опреде„1¤7ющим„1¤7
судьбу ребенк„1¤7 Любо„1¤7достижение ребенк„1¤7дошкольног„1¤7 возраста на
каждом этап„1¤7 ег„1¤7развит„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 промежуточны„1¤7 „1¤7 служит лишь
основанием дл„1¤7 выбора педагого„1¤7 методо„1¤7 „1¤7 технологий дл„1¤7
индивидуальной работы. Нель„1¤7 допустит„1¤7 чтоб„1¤7данные тестирован„1¤7
были основанием дл„1¤7 навешивани„1¤7на ребенк„1¤7 "„1¤7лыка". Особенно
„1¤7желы„1¤7 последстви„1¤7 могу„1¤7 имет„1¤7 недостоверны„1¤7 результаты
тестирован„1¤7. Он„1¤7могу„1¤7оказат„1¤7негативное вл„1¤7ни„1¤7ка„1¤7на развитие
личности, та„1¤7„1¤7на дальнейшую образовательну„1¤7траекторию ребенк„1¤7
Кром„1¤7 того, обучение „1¤7воспитание „1¤7дошкольном возрасте носи„1¤7
целостны„1¤7 характер „1¤7 може„1¤7быть распределено „1¤7 образовательно„1¤7
процессе по предметным област„1¤7 (математические представлени„1¤7
развитие речи, изобразительна„1¤7„1¤7музыкальна„1¤7де„1¤7ельность „1¤7 „1¤7„1¤7)
лишь условн„1¤7 Образовательны„1¤7 программ„1¤7 дл„1¤7 дете„1¤7 дошкольног„1¤7
возраста „1¤7отличи„1¤7от школьных программ обычно не только включают
„1¤7 се„1¤7 содержание, св„1¤7анно„1¤7„1¤7обучение„1¤7 но „1¤7достаточно подробно
расписываю„1¤7 вс„1¤7 жизн„1¤7 ребенк„1¤7„1¤7 детско„1¤7 саду. Именно поэтом„1¤7
диагностик„1¤7„1¤7дошкольном возрасте не може„1¤7„1¤7полной мере опиратьс„1¤7
на вы„1¤7лени„1¤7знаний, умений „1¤7навыко„1¤7 Дл„1¤7ребенк„1¤7этог„1¤7 возраста
„1¤7 первую очеред„1¤7важн„1¤7не стольк„1¤7 каки„1¤7объемо„1¤7предметных знаний
определенной образовательно„1¤7област„1¤7он владее„1¤7 скольк„1¤7то, каки„1¤7
способом эт„1¤7 знан„1¤7 были ребенком освоен„1¤7 Таки„1¤7 образо„1¤7
определенный набо„1¤7знаний, которы„1¤7обладает дошкольник, далеко не
всегда указывае„1¤7на реальные результаты ег„1¤7образовани„1¤7 не гово„1¤7
уж„1¤7 „1¤7 то„1¤7 чт„1¤7уравнивает всех дете„1¤7„1¤7их пути развит„1¤7. Эт„1¤7 ещ„1¤7
усложн„1¤7„1¤7 методы диагностик„1¤7 соответствующе„1¤7 именно этом„1¤7
возрасту, поскольк„1¤7 дл„1¤7 определени„1¤7 реальног„1¤7 уров„1¤7 развит„1¤7
ребенк„1¤7 требуютс„1¤7не просты„1¤7"экзаменационны„1¤7 вопрос„1¤7 „1¤7 очен„1¤7
тонкий, специальны„1¤7психологически„1¤7инструментарий.
Тенденци„1¤7 указанно„1¤7 негативной практики тестирован„1¤7 вызван„1¤7
целы„1¤7 „1¤7до„1¤7объективны„1¤7причин. Сред„1¤7ни„1¤7 недостаточно„1¤7 внимание
служ„1¤7 практической психологии образовани„1¤7 „1¤7 вопросам
психологическо„1¤7помощи де„1¤7„1¤7дошкольног„1¤7возраста „1¤7 их проблема„1¤7
недостаточна„1¤7обеспеченность дошкольных образовательны„1¤7 учреждений
квалифицированными специалистам„1¤7 особенност„1¤7 современно„1¤7
подготовки „1¤7 переподготовки педагогических кадров. Выпускники
учреждений профессиональног„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7 больше„1¤7 степен„1¤7
вооружен„1¤7 знан„1¤7ми „1¤7 возрастных особенност„1¤7 „1¤7 закономернос„1¤7„1¤7
развит„1¤7 дете„1¤7дошкольног„1¤7возраста, но не „1¤7полной мере владею„1¤7
умен„1¤7ми вы„1¤7„1¤7ть „1¤7изме„1¤7ть уровен„1¤7развит„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7 помощь„1¤7
современны„1¤7 психодиагностических методи„1¤7 Отсутствие
систематически„1¤7знаний „1¤7област„1¤7психодиагностики приводит „1¤7 тому,
чт„1¤7 практические психолог„1¤7 „1¤7педагоги, ка„1¤7 правил„1¤7 допускаю„1¤7
ошибки пр„1¤7 интерпретаци„1¤7 полученных результато„1¤7 не умею„1¤7
сформулировать обоснованные рекомендации педагога„1¤7„1¤7родите„1¤7„1¤7
Ситуац„1¤7 усугуб„1¤7ет„1¤7 возрастающим потоко„1¤7психодиагностической
литературы низког„1¤7 качества. Перепечатк„1¤7 устаревших варианто„1¤7
зарубежных тестов част„1¤7 сопровождают„1¤7 некомпетентной
интерпретацией, содержат масс„1¤7ошибок, чт„1¤7 приводит „1¤7 искажени„1¤7
получаемых выводо„1¤7 Широкомасштабн„1¤7 публикац„1¤7 диагностически„1¤7
методи„1¤7 („1¤7 "ключам„1¤7) порождае„1¤7„1¤7непрофессионал„1¤7впечатлени„1¤7 об
их доступност„1¤7 „1¤7 сводит на не„1¤7ценность указанны„1¤7 методи„1¤7 Дл„1¤7
сравнени„1¤7 „1¤7 мирово„1¤7практике специалист по тестированию помимо
базового психологического образовани„1¤7должен получить образовани„1¤7
„1¤7област„1¤7практической диагностик„1¤7„1¤7соответствующи„1¤7сертификат.
Тако„1¤7 образовани„1¤7 помимо специальны„1¤7 навыко„1¤7 включает
развитие „1¤7диагност„1¤7особых гуманистически„1¤7установо„1¤7„1¤7св„1¤7ан„1¤7 „1¤7
приобщение„1¤7 „1¤7 нормам профессиональной этик„1¤7 Эт„1¤7 норм„1¤7 не
позвол„1¤7„1¤7 рассматриват„1¤7 ребенк„1¤7 ка„1¤7 объект бесцеремонного
исследован„1¤7; пугать ег„1¤7внезапными проверками ("тест" „1¤7 переводе
значит "испытани„1¤7); тестироват„1¤7бе„1¤7соглас„1¤7 родителе„1¤7 знакомит„1¤7
„1¤7 результатами диагностик„1¤7 (состав„1¤7ющим„1¤7 конфиденциальную
информацию) люде„1¤7 не имеющи„1¤7 непосредственног„1¤7 отношени„1¤7 „1¤7
обучению „1¤7 воспитанию данног„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7 реальной практике
тестирован„1¤7 эт„1¤7 норм„1¤7 част„1¤7 нарушают„1¤7. Педаго„1¤7 не будучи
специалистом-диагностом, из лучших побуждений може„1¤7 сообщить
результаты тестирован„1¤7 (например, чт„1¤7„1¤7ребенк„1¤7 низкий балл по
тест„1¤7 родите„1¤7„1¤7 ребенк„1¤7 не подготовив их соответствующи„1¤7
образо„1¤7 ил„1¤7 администраци„1¤7 дошкольног„1¤7 образовательного
учрежден„1¤7. Если эт„1¤7информац„1¤7 дойдет до самого ребенк„1¤7 ил„1¤7 до
других дете„1¤7 эт„1¤7може„1¤7нанест„1¤7существенный вред ег„1¤7психическому
здоровью.
Кром„1¤7 того, проведение диагностик„1¤7всегда св„1¤7ан„1¤7 „1¤7 этапом
интерпретаци„1¤7 „1¤7„1¤7 об„1¤7снен„1¤7 полученных данных „1¤7 точк„1¤7 зрен„1¤7
развит„1¤7 ребенк„1¤7 Известно, чт„1¤7 наиболее информативны„1¤7
диагностически„1¤7 методики допускаю„1¤7 наибольшую свобод„1¤7 „1¤7
интерпретаци„1¤7их результато„1¤7 „1¤7рука„1¤7квалифицированного психолог„1¤7
эт„1¤7 методики „1¤7„1¤7ют„1¤7 инструментом получени„1¤7 глубокой „1¤7 точной
информации об уровне развит„1¤7 „1¤7склоннос„1¤7„1¤7ребенк„1¤7 „1¤7то же врем„1¤7
именно эт„1¤7 методики представ„1¤7ют наибольшую опасност„1¤7 если он„1¤7
попадают „1¤7 руки неквалифицированного ил„1¤7 недобросовестног„1¤7
исследовател„1¤7
Проведение любо„1¤7 диагностик„1¤7всегда св„1¤7ан„1¤7 „1¤7 вопросам„1¤7 „1¤7
како„1¤7 цель„1¤7 он„1¤7проводит„1¤7? Ка„1¤7буду„1¤7использованы ее результаты?
Данные диагностик„1¤7 позвол„1¤7„1¤7педагога„1¤7 „1¤7 родите„1¤7„1¤7 следит„1¤7 за
ходо„1¤7 развит„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7осуществ„1¤7ть индивидуальный подход, „1¤7
этом заключаетс„1¤7позитивн„1¤7 роль диагностик„1¤7„1¤7систем„1¤7дошкольног„1¤7
образовани„1¤7
Однако некоторы„1¤7образовательны„1¤7учрежден„1¤7 используют систем„1¤7
тестирован„1¤7 уров„1¤7 развит„1¤7 дете„1¤7дл„1¤7отбора их „1¤7 определенное
образовательно„1¤7учреждение, „1¤7каждом из которы„1¤7реализуетс„1¤7 особ„1¤7
образовательна„1¤7 программ„1¤7 Тестирование развит„1¤7 ребенк„1¤7 "на
вход„1¤7 „1¤7определенную образовательну„1¤7программ„1¤7„1¤7цель„1¤7ег„1¤7отбора
вольно ил„1¤7 невольно исходи„1¤7 из презумпции, чт„1¤7 одни дети
"способны" „1¤7 ее освоению, „1¤7другие - не„1¤7 Те„1¤7 самы„1¤7 делает„1¤7
за„1¤7ка на тестирование способностей дете„1¤7„1¤7очен„1¤7раннем возрасте,
чт„1¤7 буквальн„1¤7 противоречит основным закона„1¤7развит„1¤7 личности „1¤7
психик„1¤7 Кром„1¤7 того, производ„1¤7 такого рода отбо„1¤7 педаго„1¤7
закрывае„1¤7 ребенк„1¤7возможност„1¤7дл„1¤7развит„1¤7 „1¤7этом направлени„1¤7 „1¤7
возможно, на„1¤7зывает ем„1¤7 мене„1¤7перспективны„1¤7 путь образовани„1¤7
исхо„1¤7 из собственны„1¤7представлени„1¤7об уровне ег„1¤7развит„1¤7, „1¤7 не
из реальных интересо„1¤7ребенк„1¤7 Та„1¤7создаетс„1¤7ситуац„1¤7, пр„1¤7которо„1¤7
образовательно„1¤7 учреждение выбирает удобны„1¤7 ем„1¤7 дете„1¤7
"прикрыва„1¤7„1¤7 интересами ребенк„1¤7 фактически наруша„1¤7ег„1¤7 прав„1¤7 на
образовани„1¤7 вместо того, чтоб„1¤7обеспечивать „1¤7 соответствии „1¤7
законодательство„1¤7 прав„1¤7 родителе„1¤7 на выбо„1¤7 образовательного
учрежден„1¤7 дл„1¤7свои„1¤7дете„1¤7
Особую тревог„1¤7 вызывают факт„1¤7 нарушени„1¤7 государственными
органами управлен„1¤7 образованием субъекто„1¤7Российской Федераци„1¤7 „1¤7
(ил„1¤7 органами, провод„1¤7им„1¤7аттестацию, по„1¤7дк„1¤7ее проведен„1¤7 „1¤7
дошкольных образовательны„1¤7учрежден„1¤7„1¤7 Пр„1¤7выборе аттестационных
технологий не учитываютс„1¤7 Временны„1¤7 (примерны„1¤7 требован„1¤7 „1¤7
содержанию „1¤7 метода„1¤7 обучен„1¤7 „1¤7воспитан„1¤7, реализуемы„1¤7 „1¤7 ДО„1¤7
(действую„1¤7до введен„1¤7 государственного образовательного стандарт„1¤7
дошкольног„1¤7 образовани„1¤7, не выполн„1¤7тс„1¤7 Приказ Минобразован„1¤7
России от 22.08.96 N 448 "Об утверждени„1¤7документов по проведению
аттестации „1¤7 государственно„1¤7 аккредитации дошкольных
образовательны„1¤7учреждений".
„1¤7 отдельны„1¤7 случ„1¤7„1¤7 эт„1¤7 привел„1¤7 „1¤7 ситуации, когд„1¤7
аттестационные технологии, используемые пр„1¤7аттестации учреждений
общего среднего образовани„1¤7 механическ„1¤7перено„1¤7тс„1¤7на аттестацию
дошкольных образовательны„1¤7 учреждений. Пр„1¤7 этом неправомерно
примен„1¤7тс„1¤7аттестационные технологии, которы„1¤7включают „1¤7 качестве
критерие„1¤7 оценки де„1¤7ельности дошкольног„1¤7 образовательного
учрежден„1¤7 требован„1¤7 „1¤7 уровню подготовки дете„1¤7 дошкольног„1¤7
возраста. Авторы подобных аттестационных технологий пересматривают
содержание Временны„1¤7(примерны„1¤7 требований ил„1¤7подмен„1¤7„1¤7 другим„1¤7
требован„1¤7ми. „1¤7 свою очеред„1¤7"новы„1¤7 требован„1¤7 задают „1¤7 новы„1¤7
способ„1¤7 (измерительны„1¤7 инструментарий) оценки де„1¤7ельности
дошкольных образовательны„1¤7учреждений.
Результаты использовани„1¤7"школьной" модели аттестации привод„1¤7
„1¤7 изменени„1¤7 целе„1¤7 де„1¤7ельности педагогических работников
дошкольных образовательны„1¤7 учреждений. „1¤7 этих случ„1¤7„1¤7 знан„1¤7,
умен„1¤7 „1¤7 навыки дете„1¤7 станов„1¤7„1¤7 единственным ориентиром
де„1¤7ельности дошкольног„1¤7 образовательного учрежден„1¤7, ее
самоцель„1¤7 „1¤7 образовательны„1¤7процес„1¤7превращает„1¤7 „1¤7 муштру, чт„1¤7
противоречит предназначению дошкольног„1¤7 возраста. Эт„1¤7 опасна„1¤7
тенденци„1¤7 та„1¤7ка„1¤7ребено„1¤7„1¤7этом возрасте имее„1¤7прав„1¤7быть любы„1¤7
Систем„1¤7 же образовани„1¤7 должна предоставить ем„1¤7 наиболее
благопри„1¤7ны„1¤7 услови„1¤7 дл„1¤7 развит„1¤7. Именно поэтом„1¤7 предмето„1¤7
комплексно„1¤7 экспертизы де„1¤7ельности дошкольног„1¤7 образовательного
учрежден„1¤7 „1¤7 процессе ег„1¤7 аттестации выступаю„1¤7 психолог„1¤7
педагогические услови„1¤7 воспитан„1¤7 „1¤7 обучен„1¤7 - содержание „1¤7
методы, характер взаимодейств„1¤7 педагого„1¤7„1¤7детьми „1¤7 построение
развивающе„1¤7сред„1¤7
Вместе „1¤7 те„1¤7 Министерство общего „1¤7 профессиональног„1¤7
образовани„1¤7 Российской Федераци„1¤7 отмечает, чт„1¤7 возможност„1¤7
использовани„1¤7 психолог„1¤7педагогической диагностик„1¤7 на основе
наблюден„1¤7 за динамико„1¤7 психического „1¤7 физическог„1¤7 развит„1¤7
ребенк„1¤7 „1¤7 цель„1¤7 осуществлени„1¤7 индивидуальног„1¤7 подход„1¤7 „1¤7
образовательно„1¤7 процессе не вызывает сомнен„1¤7. Результаты такого
диагностирован„1¤7 должны использовать„1¤7 педагого„1¤7 „1¤7 ходе
планирован„1¤7 ег„1¤7 де„1¤7ельности, пр„1¤7 постановке „1¤7 реализации
педагогических зада„1¤7 Однако „1¤7услови„1¤7 вариативност„1¤7 программно-
методическог„1¤7 обеспечени„1¤7 современно„1¤7 систем„1¤7 дошкольног„1¤7
образовани„1¤7психологическа„1¤7ил„1¤7педагогическ„1¤7 диагностик„1¤7 ребенк„1¤7
може„1¤7 выступат„1¤7 только „1¤7 качестве контро„1¤7 за эффективностью
конкретной образовательно„1¤7программ„1¤7 реализуемо„1¤7детски„1¤7садо„1¤7 „1¤7
этом случае диагностически„1¤7методики примен„1¤7тс„1¤7дл„1¤7того, чтоб„1¤7
проследить за динамико„1¤7 продвижени„1¤7ребенк„1¤7 „1¤7 освоении данной
программ„1¤7 ее вл„1¤7ни„1¤7 на развитие ребенк„1¤7 „1¤7 такж„1¤7 за
эффективностью результато„1¤7педагога по данной программ„1¤7
„1¤7 св„1¤7„1¤7 „1¤7 этим многие авторы комплексны„1¤7 образовательны„1¤7
программ дошкольног„1¤7 образовани„1¤7помимо разработки содержан„1¤7 „1¤7
методическог„1¤7 обеспечени„1¤7став„1¤7 задачу создан„1¤7 диагностически„1¤7
методи„1¤7 позвол„1¤7щи„1¤7 оценит„1¤7 результаты реализации конкретной
программ„1¤7 Примером могу„1¤7 служит„1¤7 образовательны„1¤7 программ„1¤7
"Сообщество", "Развитие", "Из детств„1¤7 - „1¤7 отрочество", которы„1¤7
присвоен гриф "Рекомендован„1¤7 Министерство„1¤7 общего „1¤7
профессиональног„1¤7образовани„1¤7Российской Федераци„1¤7.
Та„1¤7 образовательна„1¤7программ„1¤7"Сообщество" (ране„1¤7 известна„1¤7
по„1¤7 название„1¤7 "Ша„1¤7 за шаго„1¤7) ставит свое„1¤7цель„1¤7 индивидуальный
подход „1¤7 развитию ребенк„1¤7 уважение ег„1¤7 личности, учет ег„1¤7
интересо„1¤7 „1¤7 уров„1¤7 развит„1¤7, заботу об эмоционально„1¤7 комфорте „1¤7
стремление „1¤7 созданию услови„1¤7 дл„1¤7 свободного творческог„1¤7
самовыражени„1¤7
Особенност„1¤7этой программ„1¤7состои„1¤7„1¤7то„1¤7 чт„1¤7дети могу„1¤7 сами
выбирать, че„1¤7 им занимать„1¤7. Но пр„1¤7 этом педаго„1¤7 отбирает
материал„1¤7 дл„1¤7 каждог„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7зависимост„1¤7 от индивидуальной
ситуации ег„1¤7развит„1¤7. Воспитател„1¤7должен владет„1¤7ситуацие„1¤7 легк„1¤7
импровизироват„1¤7 пост„1¤7нн„1¤7 планироват„1¤7 свои педагогические
действ„1¤7 „1¤7 контролировать их результаты применительн„1¤7 „1¤7 каждом„1¤7
ребенк„1¤7 Дл„1¤7 этог„1¤7 программ„1¤7 обеспечена системой диагностик„1¤7
котора„1¤7 включает „1¤7 се„1¤7 ка„1¤7диагностик„1¤7развит„1¤7 „1¤7 актуальног„1¤7
сост„1¤7ни„1¤7 дете„1¤7 та„1¤7„1¤7диагностик„1¤7действий педагога. Пр„1¤7 этом
диагностик„1¤7 развит„1¤7 ребенк„1¤7основана не на специальны„1¤7 тестовых
процедурах, „1¤7 на наблюден„1¤7„1¤7за поведением каждог„1¤7 воспитанника.
Воспитател„1¤7 регистрируют особенност„1¤7ег„1¤7 действий „1¤7 поведени„1¤7
избега„1¤7 субъективных интерпретаци„1¤7 Пр„1¤7 этом он„1¤7 используют
различны„1¤7 неформальные техник„1¤7наблюден„1¤7, включающие регистраци„1¤7
эпизодов из жизн„1¤7 группы, дневниковы„1¤7 заметк„1¤7 карт„1¤7 „1¤7 шкал„1¤7
наблюден„1¤7 за поведением „1¤7развитие„1¤7свои„1¤7воспитаннико„1¤7 образц„1¤7
детски„1¤7 рабо„1¤7 интервью „1¤7 беседы. Вс„1¤7 эт„1¤7 техник„1¤7 достаточно
просты „1¤7 доступны, требую„1¤7минимального предварительного обучен„1¤7
„1¤7 дают обширный материал, позвол„1¤7щи„1¤7 лучш„1¤7 по„1¤7ть каждог„1¤7
ребенк„1¤7 создат„1¤7 услови„1¤7 дл„1¤7 ег„1¤7 развит„1¤7 на основе
индивидуальног„1¤7 подход„1¤7 Просматрив„1¤7 записи свои„1¤7 наблюдений,
воспитател„1¤7выде„1¤7ют област„1¤7 вызывающие озабоченност„1¤7 ил„1¤7 особый
интере„1¤7 „1¤7 формулирую„1¤7индивидуальные цели дл„1¤7 развит„1¤7 дете„1¤7
Цели, которы„1¤7 он„1¤7 став„1¤7, могу„1¤7 быть достигнуты путе„1¤7
реорганизаци„1¤7 развивающе„1¤7 сред„1¤7 „1¤7 создан„1¤7 новы„1¤7 возможностей
обучен„1¤7 дл„1¤7 дете„1¤7 Вы„1¤7лени„1¤7 темпов развит„1¤7 позвол„1¤7„1¤7
воспитател„1¤7 поддерживать каждог„1¤7ребенк„1¤7на ег„1¤7 уровне развит„1¤7,
создават„1¤7 услови„1¤7 дл„1¤7 ег„1¤7продвижени„1¤7 вперед на основе учет„1¤7
индивидуальных возможностей „1¤7потребностей. Эт„1¤7 помогает ребенк„1¤7
выработать чувств„1¤7 самоценности, положительно„1¤7 эмоционально„1¤7
самоощущение, чт„1¤7 „1¤7результате формируе„1¤7позитивное отношени„1¤7 „1¤7
учению, познанию окружающег„1¤7мира, се„1¤7, других люде„1¤7
Втор„1¤7 част„1¤7 диагностик„1¤7 используемой „1¤7данной программ„1¤7 -
отслеживание собственны„1¤7действий воспитател„1¤7 Программ„1¤7 включает
„1¤7 се„1¤7 та„1¤7называемые исполнительски„1¤7стандарт„1¤7 которы„1¤7детально
описываю„1¤7 действ„1¤7 воспитател„1¤7по достижению целе„1¤7 развит„1¤7 дл„1¤7
каждог„1¤7 ребенк„1¤7 Подавл„1¤7ще„1¤7 большинств„1¤7 этих исполнительски„1¤7
стандартов достаточно близко соответствуе„1¤7 (если не по
формулировка„1¤7 то по ценностным ориентац„1¤7„1¤7 Временны„1¤7 (примерны„1¤7
требован„1¤7„1¤7 „1¤7 содержанию „1¤7 метода„1¤7 воспитан„1¤7 „1¤7 обучен„1¤7,
реализуемы„1¤7„1¤7дошкольном образовательно„1¤7учреждении.
Педагогическ„1¤7 диагностик„1¤7 по программ„1¤7 "Развитие" такж„1¤7
введен„1¤7 дл„1¤7 определени„1¤7 продвижени„1¤7 дете„1¤7 „1¤7 освоении данной
программ„1¤7 Он„1¤7 ориентируе„1¤7 воспитател„1¤7 на анализ характер„1¤7
овладени„1¤7материалом ка„1¤7отдельными детьми, та„1¤7„1¤7группо„1¤7„1¤7 цело„1¤7
Диагностик„1¤7 представ„1¤7ет собо„1¤7диагностически„1¤7 задани„1¤7 которы„1¤7
включены „1¤7план„1¤7за„1¤7ти„1¤7по каждом„1¤7раздел„1¤7программ„1¤7 Эт„1¤7 за„1¤7ти„1¤7
описан„1¤7 ка„1¤7 диагностически„1¤7 но их проведение не требуе„1¤7
дополнительног„1¤7 времен„1¤7 „1¤7 процессе проведен„1¤7 такого за„1¤7ти„1¤7
воспитател„1¤7 фиксируе„1¤7 решени„1¤7 диагностически„1¤7 зада„1¤7 каждым
ребенком. Пр„1¤7 этом анализируетс„1¤7один-единственный показатель, „1¤7
именно степен„1¤7 самост„1¤7тельност„1¤7 выполнен„1¤7 задани„1¤7 Анализ
полученных результато„1¤7 позвол„1¤7„1¤7 педагогу наметить необходимы„1¤7
способ„1¤7 оказан„1¤7 помощи отдельны„1¤7 де„1¤7„1¤7 по каждом„1¤7 раздел„1¤7
программ„1¤7 Применение „1¤7 использовани„1¤7 „1¤7 практике результато„1¤7
педагогической диагностик„1¤7дает возможност„1¤7воспитател„1¤7 проводит„1¤7
развивающи„1¤7 за„1¤7ти„1¤7„1¤7опорой на знание индивидуальных возможностей
каждог„1¤7 воспитанника по различны„1¤7вида„1¤7де„1¤7ельности. Кром„1¤7 того,
вы„1¤7лени„1¤7 специфик„1¤7 освоен„1¤7 программ„1¤7 детьми може„1¤7 помочь „1¤7
анализ„1¤7 особенностей собственно„1¤7работы воспитател„1¤7 по каждом„1¤7
раздел„1¤7программ„1¤7
Тако„1¤7 применение диагностически„1¤7методи„1¤7 позвол„1¤7„1¤7 педагогу
за„1¤7ть рефлексивную позици„1¤7 проанализировать эффективност„1¤7 ка„1¤7
свое„1¤7 педагогической де„1¤7ельности, та„1¤7 „1¤7 реализуемо„1¤7
образовательно„1¤7 программ„1¤7 дошкольног„1¤7 образовани„1¤7 Однако „1¤7 „1¤7
случ„1¤7„1¤7 упом„1¤7утых программ диагностик„1¤7должна осуществ„1¤7ть„1¤7 „1¤7
учетом фактов, отраженных „1¤7наст„1¤7ще„1¤7письме.
Заместител„1¤7Министра
„1¤7„1¤7ШАДРИКОВ
|