26 апреля 1990 года
------------------------------------------------------------------
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О СВОБОДНОМ НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГРАЖДАН СССР,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СВОИХ НАЦИОНАЛЬНО -
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИЛИ НЕ ИМЕЮЩИХ
ИХ НА ТЕРРИТОРИИ СССР
Закон о свободном национальном развитии граждан СССР,
проживающих за пределами своих национально-государственных
образований или не имеющих их на территории СССР, призван
способствовать гармонизации национальных отношений, удовлетворению
специфических интересов каждой национальности и национальной
группы, утверждению в межнациональном общении взаимного уважения и
социалистического интернационализма.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Не допускается какое бы то ни было прямое или
косвенное ограничение прав и свобод граждан СССР по признакам
национальной принадлежности, языка, оседлости, рода и характера
занятий, отношения к религии, места жительства и других
обстоятельств. Гражданам СССР, проживающим за пределами своих
национально-государственных образований или не имеющим их на
территории СССР, гарантируются правовое равенство и равные
возможности во всех сферах общественной жизни.
Статья 2. Национально-государственные образования в СССР
оказывают содействие в удовлетворении национальных культурных,
духовных и языковых запросов граждан, принадлежащих к народам,
давшим имя национально-государственным образованиям, и проживающих
за их пределами.
Статья 3. Удовлетворение национальных запросов граждан
различных национальностей и национальных групп не должно наносить
ущерба правам и законным интересам тех национальных общностей,
среди которых они проживают.
Раздел II
ОСНОВЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ
И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН
РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Статья 4. К ведению Союза Советских Социалистических Республик
отнесены:
установление общих начал правового положения национальных
административно-территориальных единиц;
координация взаимодействия государственных органов союзных,
автономных республик, министерств, государственных комитетов и
ведомств СССР в решении важнейших вопросов экономического развития
и социально-культурного строительства, затрагивающих интересы
граждан различных национальностей и национальных групп;
образование общесоюзного фонда социально-экономического и
культурного развития малочисленных народов и национальных групп.
Статья 5. Ведению союзной, автономной республики подлежит:
удовлетворение потребностей граждан различных национальностей
и национальных групп при решении вопросов социального и
экономического развития республики;
создание условий для развития национальной культуры, обучения
детей всех национальностей в школе на родном языке с учетом
желания родителей или лиц, их заменяющих;
подготовка национальных кадров для предприятий, учреждений и
организаций;
сохранение среды обитания малочисленных народов и национальных
групп в местах их традиционного расселения, содействие развитию их
промыслов и занятий;
образование республиканских фондов социально-экономического и
культурного развития малочисленных народов и национальных групп.
Союзная, автономная республика решает также и другие вопросы,
связанные с реализацией прав граждан различных национальностей и
национальных групп, за исключением тех, которые отнесены к ведению
Союза ССР.
В целях содействия удовлетворению национальных культурных,
духовных и языковых запросов национальных групп, проживающих за
пределами своих национально-государственных образований, союзные и
автономные республики могут заключать межреспубликанские
соглашения.
Статья 6. Решение вопросов, связанных с реализацией прав
граждан различных национальностей и национальных групп,
предусмотренных настоящим Законом, относится также к ведению
автономных областей и автономных округов.
Раздел III
НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Статья 7. Для содействия удовлетворению национальных
культурных, духовных и языковых запросов граждан в местах
компактного проживания национальных групп, составляющих
большинство населения данной местности и не имеющих своих
национально-государственных образований на территории СССР, могут
образовываться национальные административно-территориальные
единицы (национальные районы, национальные поселки и национальные
сельсоветы).
Основанием образования национальных административно -
территориальных единиц является добровольное волеизъявление
большинства населения, проживающего в местах, упомянутых в части
первой настоящей статьи. Решение о границах национальной
административно-территориальной единицы, о сроках и формах
волеизъявления населения по вопросу о ее создании принимается
Верховным Советом союзной, автономной республики.
Национальные административно-территориальные единицы могут
образовываться и в других случаях по согласованию с
соответствующей союзной, автономной республикой.
Статья 8. В местах традиционного расселения малочисленных
народов национальные районы, национальные поселки и национальные
сельсоветы могут образовываться и в случае, если их национальные
группы не составляют большинство населения.
Статья 9. Порядок образования и упразднения национальных
административно-территориальных единиц определяется
законодательством союзных и автономных республик.
Статья 10. Советы народных депутатов национальных районов,
национальные поселковые и сельские (аульные, кишлачные, аильные и
другие) Советы народных депутатов наряду с решением общих вопросов
местного значения обеспечивают национальным группам:
представительство в исполнительных и распорядительных органах;
свободное использование родного языка;
создание национальных групп в детских дошкольных учреждениях,
национальных классов и школ;
развитие национальной культуры, традиций и быта;
получение информации на родном языке.
Статья 11. Проекты законодательных актов Союза ССР, союзных и
автономных республик, затрагивающие интересы национальных районов,
национальных поселков и национальных сельсоветов по вопросам их
правового статуса, культурного развития, использования родного
языка, природопользования в местах традиционного расселения,
развития национальных промыслов, предварительно направляются на
обсуждение соответствующих Советов народных депутатов, предложения
и замечания которых учитываются при принятии законодательных
актов.
Статья 12. Организация и деятельность Советов народных
депутатов национальных районов, национальных поселковых и сельских
(аульных, кишлачных, аильных и других) Советов народных депутатов,
вопросы их ведения определяются настоящим Законом, иным
законодательством Союза ССР, а также законодательством союзных,
автономных республик.
Раздел IV
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И ЗЕМЛЯЧЕСТВА
Статья 13. В целях содействия развитию национальной культуры,
традиций, языка, народных промыслов, установления и поддержания
культурных связей с национально-государственными образованиями в
СССР и родственными национальными государствами за рубежом могут
создаваться национальные культурные центры, национальные общества
и землячества.
Порядок образования и упразднения национальных культурных
центров, национальных обществ и землячеств, а также их полномочия
определяются настоящим Законом, законодательством союзных,
автономных республик.
Советы народных депутатов оказывают содействие деятельности
национальных культурных центров, национальных обществ и
землячеств.
Статья 14. Национальные культурные центры:
осуществляют деятельность по национальному культурному
обслуживанию граждан и национальных групп;
разрабатывают и представляют в соответствующий Совет народных
депутатов предложения о развитии национальной культуры языка и
традиций;
проводят массовые мероприятия в области национальной культуры
(смотры, фестивали, выставки и другие);
содействуют организации национального краеведения, охране
национальных исторических и культурных памятников, созданию
этнографических и краеведческих музеев;
могут издавать печатную продукцию.
Статья 15. Национальные общества и землячества:
создают национальные клубы и дома культуры;
организуют кружки и студии национального языка и искусства;
удовлетворяют культурные и духовные запросы членов
национальных обществ и землячеств.
Статья 16. Национальные культурные центры, национальные
общества и землячества вправе:
иметь при местных Советах народных депутатов и их
исполнительных комитетах своих уполномоченных представителей,
мнение которых заслушивается и учитывается при принятии решений,
затрагивающих национальные интересы граждан;
устанавливать связи с родственными им национально -
государственными образованиями в СССР;
поддерживать и развивать связи с культурно-просветительными
организациями за рубежом.
Статья 17. Для координации деятельности национальных
культурных центров, национальных обществ и землячеств могут
создаваться союзные, республиканские и иные территориальные
ассоциации, представляющие также интересы соответствующих
национальных групп в союзных и республиканских государственных
органах.
Статья 18. Национальные культурные центры, национальные
общества и землячества, союзные, республиканские и иные
территориальные ассоциации пользуются правами юридического лица.
Их имущество и средства используются и расходуются на
удовлетворение национальных культурных, духовных и языковых
запросов.
Раздел V
ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ СВОБОДНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ГРАЖДАН СССР
Статья 19. Лица, виновные в нарушении прав и свобод граждан в
связи с их национальной принадлежностью, привлекаются к
ответственности в установленном законом порядке.
Граждане СССР, проживающие за пределами своих национально -
государственных образований или не имеющие их на территории СССР,
могут обжаловать в суд действия органов государственного
управления и должностных лиц, нарушающих их права, предусмотренные
настоящим Законом. Жалобы на указанные действия рассматриваются
соответственно в Верховном Суде автономной республики, краевом,
областном, городском суде, суде автономной области, суде
автономного округа или в районном (городском) народном суде в
республиках, не имеющих областного деления.
Раздел VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. На основе настоящего Закона союзные и автономные
республики могут принимать соответствующие законодательные акты.
Они не должны противоречить законам СССР, а также международным
договорам СССР.
Статья 21. Если международным договором СССР будут установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то
применяются правила международного договора.
|