СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1989 г. N 809
О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ
В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В целях улучшения положения дел в капитальном строительстве,
сокращения объемов незавершенного строительства и повышения
ответственности участников инвестиционного процесса за
своевременный ввод в действие производственных мощностей и
объектов социальной сферы Совет Министров СССР постановляет:
1. Перейти с 1990 года в строительстве на расчеты,
формирование дохода (прибыли) и фондов экономического
стимулирования после ввода в действие предприятий, их очередей и
объектов (сдачи генеральному подрядчику законченных комплексов
работ) - за готовую строительную продукцию. По стройкам с
продолжительностью строительства свыше одного года расчеты,
формирование дохода (прибыли) и фондов экономического
стимулирования могут производиться за законченные строительством и
готовые к выпуску продукции и оказанию услуг пусковые комплексы
или объекты, а в отдельных случаях при продолжительности
строительства пусковых комплексов свыше двух лет по разрешению
Госстроя СССР - за законченные строительством здания и сооружения.
Затраты строительных организаций до сдачи заказчику готовой
строительной продукции покрываются за счет собственных средств
организаций и кредитов банков. Кредитование осуществляется по
сметной стоимости строительно - монтажных работ. Указанные
средства направляются на покрытие затрат по незавершенному
строительному производству, плановых затрат, предусмотренных в
сметах расходования средств фондов развития производства, науки и
техники и социального развития, и платежи в государственный
бюджет.
Средства на оплату процентов за банковский кредит, выданный
подрядным организациям на строительство объектов,
предусматриваются в сметах исходя из нормативных сроков
строительства.
В качестве кредитных ресурсов банков используются средства,
высвобождающиеся у заказчиков в связи с переходом на расчеты за
готовую строительную продукцию. При этом плата за пользование
кредитом устанавливается в размере 0,5 процента годовых.
Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР и
Государственному комитету СССР по статистике до 1 декабря 1989 г.
привести систему финансирования и кредитования, порядок
взаимоотношений с бюджетом, государственную статистическую
отчетность, а также бухгалтерский учет в соответствие с указанной
формой расчетов.
2. Осуществить в 1990 году переход подрядных организаций на
строительство "под ключ" вновь начинаемых жилых домов, школ и
дошкольных учреждений.
Последовательно осуществлять переход на строительство "под
ключ" других объектов социальной сферы, а также объектов
производственного назначения (в первую очередь строящихся по
типовым и повторно применяемым проектам), в том числе объектов
трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта,
связи, электроэнергетики, мелиорации и водного хозяйства.
Кредитование строительства объектов "под ключ" осуществляется
в течение всего периода работ в полном соответствии с проектами
организации строительства в пределах нормативных сроков.
Установить, что за ввод в действие в срок или досрочно
мощностей и объектов, построенных "под ключ", размеры средств на
премирование в процентах от сметной стоимости строительно -
монтажных работ увеличиваются против действующих в полтора раза.
Источником покрытия дополнительной суммы премии является экономия
по смете.
Госснабу СССР уточнить в месячный срок по согласованию с
Госпланом СССР систему материально - технического обеспечения
строительства объектов "под ключ", возложив ответственность за
комплектование этих строек в сроки, определяемые с подрядными
организациями, на территориальные органы.
Заказчикам при заключении договоров подряда на строительство
объектов "под ключ" предусматривать передачу строительным
организациям (сдачу в аренду, долевое участие в строительстве)
складских помещений, необходимых для хранения оборудования,
кабельной продукции и других материалов, ранее поставлявшихся
заказчиком.
Советам Министров союзных республик и специализированным
строительным и другим министерствам СССР определить на 1990 год
для подведомственных подрядных организаций конкретные объемы
строительства объектов "под ключ".
3. Постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и
ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, предприятиям
и организациям, осуществляющим строительство за счет
государственных централизованных капитальных вложений и
централизованных фондов министерств и ведомств:
принять в месячный срок решения о консервации или временной
приостановке строек и объектов с низкой готовностью, ввод в
действие которых в установленные сроки не может быть обеспечен
полностью или частично из-за недостатка капитальных вложений,
отсутствия оборудования и по другим причинам, а также объектов,
строящихся по устаревшим проектам;
определить меры по перепрофилированию отдельных сооружаемых
предприятий на выпуск прогрессивной продукции, товаров народного
потребления, строительных материалов, а также наиболее
рациональному использованию зданий и сооружений на
законсервированных и временно приостановленных стройках;
прекратить с 1 ноября 1989 г. работы на стройках, которые в
связи с уменьшением в 1990 году объема капитальных вложений на
производственное строительство намечается законсервировать или
приостановить строительством. Затраты, связанные с их
консервацией, осуществлять за счет средств, выделенных на
финансирование капитального строительства;
принять решения о продаже или сдаче в аренду государственным и
кооперативным организациям отдельных зданий и сооружений на
законсервированных стройках или об их безвозмездной передаче
государственным организациям.
Рекомендовать предприятиям и организациям направлять с
согласия трудовых коллективов собственные средства на завершение
строительства объектов, сооружение которых начато за счет
государственных централизованных капитальных вложений.
4. Советам Министров союзных республик, министерствам и
ведомствам СССР совместно с финансирующими банками провести до 1
марта 1990 г. инвентаризацию не завершенных строительством
объектов производственного назначения, сооружаемых за счет
государственных централизованных капитальных вложений и
централизованных фондов министерств и ведомств, имея в виду
осуществить на основе полученных данных дополнительные меры по
сокращению фронта работ и незавершенного строительства.
Государственному комитету СССР по статистике, Госстрою СССР,
Госплану СССР и Государственному комитету СССР по науке и технике
обеспечить методическое руководство этой работой.
Постоянным органам Совета Министров СССР и Госплану СССР
использовать результаты инвентаризации при разработке проекта
плана на тринадцатую пятилетку.
5. Банкам не принимать к финансированию вновь начинаемые
стройки, продолжительность строительства которых превышает
нормативную, а также переходящие стройки, по которым лимиты
капитальных вложений и строительно - монтажных работ выделены в
меньших объемах, чем это необходимо для завершения строительства в
нормативные сроки.
Предприятия и организации, намечающие строительство
(расширение, реконструкцию) объектов производственного назначения,
обязаны иметь к началу работ гарантированные источники
финансирования или кредитования в размере полной сметной
стоимости, обеспечивающие их строительство в нормативные сроки.
6. Установить, что министерства и ведомства при наличии
сверхнормативного незавершенного строительства по стройкам,
осуществляемым за счет государственных централизованных
капитальных вложений и централизованных фондов министерств и
ведомств, вносят из собственных источников плату в бюджет в
размере 6 процентов объема сверхнормативного незавершенного
строительства на начало текущего года.
7. При несоблюдении предусмотренных в договорах подряда сроков
ввода в действие объектов установить, что:
по объектам, сооружаемым за счет государственных
централизованных капитальных вложений и централизованных фондов
министерств и ведомств, взимается плата в государственный бюджет в
размере 0,5 процента за каждый месяц нарушения сроков ввода в
действие до фактической их сдачи в эксплуатацию - с заказчиков от
стоимости основных фондов, а с подрядчиков от стоимости
строительно - монтажных работ по не введенным в действие объектам;
по объектам, строящимся за счет средств предприятий, с них
взимается плата в государственный бюджет за незавершенное
строительство по не введенным в действие объектам в размере
6 процентов годовых до фактической их сдачи в эксплуатацию.
В договорах подряда предусматриваются условия компенсации
виновной стороной другой стороне убытков по указанным санкциям,
включая суммы, уплаченные за повышенный процент по банковским
ссудам в связи с удлинением сроков строительства.
Расходы заказчиков, связанные с взиманием указанной платы, а
также с компенсацией возникших по их вине дополнительных затрат
подрядчика, относятся по действующим предприятиям на их
хозрасчетный доход (прибыль), а по новому строительству,
осуществляемому за счет государственных централизованных
капитальных вложений и централизованных фондов министерств и
ведомств, производятся за счет средств вышестоящих органов
хозяйственного управления.
Аналогичные расходы подрядных организаций, вызванные
невыполнением планов ввода в действие мощностей и объектов,
относятся на их хозрасчетный доход (прибыль).
8. Перечисление средств на премирование за ввод в действие
производственных мощностей и объектов, предусмотренных в сметах на
строительство, производится:
а) строительно - монтажным организациям - после ввода в
действие этих мощностей и объектов в установленные сроки. Признать
утратившим силу пункт 15 Постановления Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 24 января 1985 г. N 87 "О совершенствовании организации,
системы оплаты и стимулирования труда в строительстве" в части
выплаты средств на эти цели в виде аванса;
б) заказчику и проектным организациям - после ввода в действие
производственных мощностей и объектов в пределах до 50 процентов
полагающихся средств, а остальная сумма перечисляется после
полного освоения мощностей и объектов и выхода на проектные
показатели в нормативные сроки. При несвоевременном освоении
мощностей и объектов эта часть средств на премирование не
перечисляется.
При досрочном вводе в действие производственных мощностей и
объектов плата за вновь введенные основные фонды в период до
планового срока ввода не взимается. Начисленные в виде платы за
эти фонды средства распределяются между заказчиком, проектной,
подрядной и субподрядными организациями пропорционально их вкладу
и направляются в фонды развития производства, науки и техники,
социального развития и материального поощрения (фонд оплаты
труда).
9. Госстрою СССР и Госплану СССР совместно с Министерством
юстиции СССР подготовить в месячный срок предложения о внесении в
действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего
Постановления.
|