МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 апреля 2005 г. N 128
О ПРОЕКТАХ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В 2005 ГОДУ
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ПО СТАТЬЕ "НИОКР"
В целях реализации Федеральной программы развития образования,
утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об
утверждении Федеральной программы развития образования",
Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2005 год", в соответствии с решением рабочей комиссии
по формированию комплекса мероприятий и проектов федеральных,
государственных, федеральных целевых программ в области
образования на 2005 год и среднесрочную перспективу (протокол N 1
от 6 апреля 2005 г.) приказываю:
1. Утвердить перечень проектов, выполняемых в 2005 году в
рамках Федеральной программы развития образования за счет средств,
выделяемых по статье "НИОКР", с планируемым объемом финансирования
согласно Приложению.
2. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.)
организовать работу по реализации проектов согласно Приложению к
настоящему Приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Заместитель Министра
А.СВИНАРЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом
Минобрнауки России
от 27 апреля 2005 г. N 128
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОЕКТОВ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В 2005 ГОДУ В РАМКАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ПО СТАТЬЕ "НИОКР"
----T------------------------------------------T-----------------¬
¦ N ¦ Название проекта ¦Планируемый объем¦
¦п/п¦ ¦ финансирования ¦
¦ ¦ ¦ (млн. руб.) ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ Раздел 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ¦
¦ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ¦
¦ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¦
+---T------------------------------------------T-----------------+
¦1. ¦Разработка методологии координации и ¦1,5 ¦
¦ ¦управления крупными образовательно- ¦ ¦
¦ ¦социальными проектами, реализуемыми в ¦ ¦
¦ ¦рамках программ развития образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦2. ¦Разработка механизмов мониторинга программ¦1,5 ¦
¦ ¦развития образования на основе системы ¦ ¦
¦ ¦показателей, характеризующих состояние и ¦ ¦
¦ ¦уровень достижения целей и задач развития ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦3. ¦Разработка моделей распространения опыта и¦0,814083 ¦
¦ ¦результатов реализации образовательных ¦ ¦
¦ ¦программ и проектов ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦4. ¦Разработка методики оценки социально- ¦1,5 ¦
¦ ¦экономической эффективности программ ¦ ¦
¦ ¦развития в сфере образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ ¦Итого ¦5,314083 ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ Раздел 2. НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ¦
¦ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФПРО ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 2.1. Совершенствование структуры и содержания образования ¦
+---T------------------------------------------T-----------------+
¦5. ¦Разработка научно-обоснованной системы ¦1,0 ¦
¦ ¦критериев востребованности моноуровневых ¦ ¦
¦ ¦образовательных программ по специальностям¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦6. ¦Разработка научно-методологического ¦1,5 ¦
¦ ¦обеспечения интеграционных процессов в ¦ ¦
¦ ¦высшей школе с учетом тенденций развития ¦ ¦
¦ ¦сферы образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦7. ¦Разработка предложений по модернизации ¦2,1 ¦
¦ ¦действующей типологии образовательных ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦8. ¦Разработка методологических и методических¦2,3 ¦
¦ ¦оснований формирования системы повышения ¦ ¦
¦ ¦квалификации и переподготовки ¦ ¦
¦ ¦управленческих кадров на базе ¦ ¦
¦ ¦деятельностного подхода ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦9. ¦Разработка концепции, принципов построения¦2,5 ¦
¦ ¦и технологии реализации имитационных ¦ ¦
¦ ¦образовательных систем для ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦10.¦Разработка научно-методологического ¦1,0 ¦
¦ ¦обоснования выбора показателей ¦ ¦
¦ ¦деятельности образовательной отрасли при ¦ ¦
¦ ¦финансировании из средств федерального ¦ ¦
¦ ¦бюджета ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦11.¦Рейтингование регионов на основе ¦2,1 ¦
¦ ¦показателей статистики образования для ¦ ¦
¦ ¦обеспечения управленческих решений в ¦ ¦
¦ ¦области региональной политики ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦12.¦Исследование влияния социально- ¦2,2 ¦
¦ ¦демографических процессов на сферу ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦13.¦Научно-методическое обеспечение по ¦2,0 ¦
¦ ¦созданию и внедрению системы управления ¦ ¦
¦ ¦качеством в образовательных учреждениях ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦14.¦Научно-методическое обеспечение системы ¦1,6 ¦
¦ ¦социального партнерства в сфере начального¦ ¦
¦ ¦и среднего профессионального образования в¦ ¦
¦ ¦условиях его модернизации ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦15.¦Разработка интеграционных механизмов ¦1,4 ¦
¦ ¦модернизации НПО и СПО в России с учетом ¦ ¦
¦ ¦Брюгского - Копенгагенского процесса ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦16.¦Формирование и научно-методическое ¦1,7 ¦
¦ ¦обоснование структуры и содержания типовых¦ ¦
¦ ¦профилей обучения, включая базовые ¦ ¦
¦ ¦профильные и элективные курсы ¦ ¦
¦ ¦(10 профилей) ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦17.¦Научно-методическое обеспечение сочетания ¦1,3 ¦
¦ ¦профильной и уровневой дифференциации при ¦ ¦
¦ ¦разработке содержания профильного обучения¦ ¦
¦ ¦старших классов средней школы ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦18.¦Разработка научно-методической базы ¦1,0 ¦
¦ ¦социального и семейного воспитания детей и¦ ¦
¦ ¦молодежи в РФ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦19.¦Научно-методическое обоснование и ¦1,0 ¦
¦ ¦разработка эффективных моделей реализации ¦ ¦
¦ ¦молодежных и детских проектов в печатных и¦ ¦
¦ ¦электронных СМИ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ 2.2. Развитие институциональных механизмов управления ¦
+---T------------------------------------------T-----------------+
¦20.¦Разработка методики и прогноза потребности¦2,0 ¦
¦ ¦современной экономики России в ¦ ¦
¦ ¦квалифицированных кадрах ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦21.¦Разработка предложений по расчетам ¦2,5 ¦
¦ ¦нормативов финансирования учреждений ¦ ¦
¦ ¦среднего профессионального образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦22.¦Исследование влияния кластерной структуры ¦2,5 ¦
¦ ¦экономики на сферу профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦23.¦Разработка методических рекомендаций ¦2,0 ¦
¦ ¦расчета себестоимости услуг в сфере ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦24.¦Экономика трудовых ресурсов в условиях ¦2,5 ¦
¦ ¦изменения профессионально-квалификационной¦ ¦
¦ ¦структуры в России ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ ¦Итого ¦36,2 ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ Раздел 3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ¦
¦ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ЗАДАНИЙ) ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 3.1. Разработка мер по удовлетворению этнокультурных ¦
¦ образовательных потребностей народов и этнических групп ¦
+---T------------------------------------------T-----------------+
¦25.¦Разработка методических принципов изучения¦1,0 ¦
¦ ¦исторических и культурных основ ведущих ¦ ¦
¦ ¦мировых религий и методического ¦ ¦
¦ ¦обеспечения соответствующих предметов ¦ ¦
¦ ¦гуманитарного цикла в системе общего ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦26.¦Разработка методологических и методических¦1,0 ¦
¦ ¦оснований формирования системы повышения ¦ ¦
¦ ¦квалификации и переподготовки кадров ¦ ¦
¦ ¦преподавателей гуманитарно-социальных ¦ ¦
¦ ¦дисциплин для изучения исторических и ¦ ¦
¦ ¦культурных основ ведущих мировых религий в¦ ¦
¦ ¦системе образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦27.¦Разработка концепции и структуры учебника ¦0,5 ¦
¦ ¦по истории и культуре народов Северного ¦ ¦
¦ ¦Кавказа ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦28.¦Разработка методологических и методических¦0,5 ¦
¦ ¦оснований обеспечения образовательных ¦ ¦
¦ ¦потребностей детей мигрантов и вынужденных¦ ¦
¦ ¦переселенцев из стран бывшего СССР в ¦ ¦
¦ ¦системе образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ 3.2. Разработка содержания образования, ¦
¦ соответствующего современному российскому ¦
¦ и мировому уровню техники, науки, культуры ¦
+---T------------------------------------------T-----------------+
¦29.¦Разработка предложений к содержанию ¦0,5 ¦
¦ ¦государственных требований к минимуму ¦ ¦
¦ ¦содержания и уровню требований к ¦ ¦
¦ ¦специалистам для получения дополнительной ¦ ¦
¦ ¦квалификации "Педагог дополнительного ¦ ¦
¦ ¦образования" (300), к перечню и примерным ¦ ¦
¦ ¦программам по дисциплинам, способствующим ¦ ¦
¦ ¦формированию инновационной культуры ¦ ¦
¦ ¦выпускников вузов (200) ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦30.¦Разработка предложений к нормативно- ¦0,6 ¦
¦ ¦правовым документам по обеспечению ¦ ¦
¦ ¦физической и технической охраны объектов ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦31.¦Разработка предложений по содержанию и ¦1,5 ¦
¦ ¦введению в действие минимальных ¦ ¦
¦ ¦лицензионных требований для лицензирования¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦32.¦Разработка предложений по изменению ¦1,7 ¦
¦ ¦Положения об аттестации педагогических и ¦ ¦
¦ ¦руководящих кадров (800), Положения об ¦ ¦
¦ ¦итоговой аттестации выпускников (400), ¦ ¦
¦ ¦порядка приема в учреждения ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования (400) и ¦ ¦
¦ ¦механизма деятельности подготовительных ¦ ¦
¦ ¦отделений в вузах для контрактников (400) ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦33.¦Разработка модели системы деятельности ¦1,0 ¦
¦ ¦регионального инновационного комплекса, ¦ ¦
¦ ¦анализа эффективности и научно- ¦ ¦
¦ ¦технического уровня инновационных проектов¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦34.¦Разработка методических рекомендаций и ¦1,0 ¦
¦ ¦учебных пособий по обучению работников, ¦ ¦
¦ ¦студентов, учащихся и воспитанников ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений мерам ¦ ¦
¦ ¦противодействия терроризму и преступности ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ 3.3. Совершенствование нормативной правовой базы ¦
¦ в области образования, обеспечивающей функционирование ¦
¦ и развитие системы образования в интересах личности, ¦
¦ общества и государства ¦
+---T------------------------------------------T-----------------+
¦35.¦Научно-методическое обоснование и ¦1,0 ¦
¦ ¦совершенствование федерального ¦ ¦
¦ ¦законодательства в области социальных и ¦ ¦
¦ ¦трудовых прав молодежи ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦36.¦Анализ нормативно-правовой базы в сфере ¦2,5 ¦
¦ ¦образования и разработка концепции ¦ ¦
¦ ¦образовательного законодательства в ¦ ¦
¦ ¦условиях модернизации системы образования ¦ ¦
¦ ¦РФ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦37.¦Совершенствование правовых условий ¦0,8 ¦
¦ ¦активизации участия институтов ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в управлении ¦ ¦
¦ ¦образованием ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦38.¦Разработка рекомендаций по ¦0,9 ¦
¦ ¦совершенствованию образовательного ¦ ¦
¦ ¦законодательства в части разграничения ¦ ¦
¦ ¦полномочий федеральных органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти, органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти субъектов РФ и ¦ ¦
¦ ¦органов местного самоуправления в условиях¦ ¦
¦ ¦федеративной и муниципальной реформ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦39.¦Совершенствование правового института ¦0,8 ¦
¦ ¦социальной поддержки в условиях социальных¦ ¦
¦ ¦рисков для отдельных групп населения, ¦ ¦
¦ ¦возникающих в ходе модернизации системы ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ ¦Итого ¦15,3 ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ Раздел 4. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО ¦
¦ СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ¦
+---T------------------------------------------T-----------------+
¦40.¦Разработка критериев оценки социальной ¦6,0 ¦
¦ ¦напряженности в регионах для руководителей¦ ¦
¦ ¦различных региональных уровней для ¦ ¦
¦ ¦комплекса программ системного мониторинга ¦ ¦
¦ ¦толерантности и ксенофобии в подростковой ¦ ¦
¦ ¦и молодежной среде ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦41.¦Обоснование интегрального индекса ¦2,0 ¦
¦ ¦толерантности как индикатора уровня ¦ ¦
¦ ¦напряженности в различных социально- ¦ ¦
¦ ¦возрастных группах в сфере образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦42.¦Введение методологического инструментария ¦2,5 ¦
¦ ¦психологической и гуманитарной экспертизы ¦ ¦
¦ ¦индексов толерантности как средства оценки¦ ¦
¦ ¦гуманистического потенциала ¦ ¦
¦ ¦образовательных программ разных уровней, ¦ ¦
¦ ¦учебных материалов, продукции для детей, ¦ ¦
¦ ¦подростков, молодежи и педагогических ¦ ¦
¦ ¦кадров ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦43.¦Научно-методологическое обеспечение ¦2,0 ¦
¦ ¦разработки методик по групповому и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальному консультированию ¦ ¦
¦ ¦руководителей и практических психологов ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений, являющихся ¦ ¦
¦ ¦руководствами для создания условий ¦ ¦
¦ ¦оптимальной интеграции мигрантов и ¦ ¦
¦ ¦вынужденных переселенцев в различных ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждениях ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦44.¦Разработка научно-методических подходов к ¦2,0 ¦
¦ ¦использованию социальной рекламы, ¦ ¦
¦ ¦формирующей установки толерантности в ¦ ¦
¦ ¦молодежной и преподавательской среде ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦45.¦Разработка методического комплекта по ¦1,5 ¦
¦ ¦тестированию коллективных представлений в ¦ ¦
¦ ¦молодежной и преподавательской среде об ¦ ¦
¦ ¦эталонах толерантного поведения ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦46.¦Разработка комплекта тестов и обучающих ¦2,0 ¦
¦ ¦программ, в том числе программ по ¦ ¦
¦ ¦компьютерной психодиагностике, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих повышение компетентности ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений в ситуациях ¦ ¦
¦ ¦этнических, межконфессиональных и ¦ ¦
¦ ¦межличностных конфликтов ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦47.¦Психолого-педагогическая разработка ¦2,0 ¦
¦ ¦комплекса методических пособий, в том ¦ ¦
¦ ¦числе и электронных пособий, ¦ ¦
¦ ¦способствующих профилактике роста ¦ ¦
¦ ¦социальной напряженности в сфере общего и ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ ¦Итого ¦20,0 ¦
+---+------------------------------------------+-----------------+
¦ ¦Итого по программе ¦76,814083 ¦
L---+------------------------------------------+------------------
|