ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2005 года
Дело N 80-В06-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Гуляева Г.А.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Военного комиссариата
Ульяновской области дело по иску К. к Военному комиссариату
Ульяновской области о назначении пенсии,
установила:
решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 июля
2004 года исковые требования К.С. удовлетворены. Суд обязал
Военный комиссариат Ульяновской области назначить К. пенсию по
случаю потери кормильца с 24 мая 2004 года и производить ее
выплату.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам
Ульяновского областного суда от 21 сентября 2004 года данное
решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Военный комиссариат Ульяновской области
просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу,
отменить.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 апреля 2006 года
дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Оснований для передачи дела для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
Судом установлено, что К. является пенсионером Министерства
обороны РФ и с 1993 года ему назначена пенсия за выслугу лет. Его
сын - старший лейтенант К.Д. погиб при исполнении обязанностей
военной службы в результате аварии АПЛ "Курск" в Баренцевом море
12 августа 2000 года. К. 24 мая 2004 года обратился в Ленинский
районный военкомат г. Ульяновска с заявлением о назначении ему
пенсии по случаю потери кормильца. Военный комиссариат Ульяновской
области, отказывая истцу в назначении пенсии по случаю потери
кормильца, его право на получение указанной пенсии не оспаривал
при условии его перехода на трудовую пенсию.
Признавая отказ военного комиссариата Ульяновской области в
назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным и назначив
такую пенсию, суд исходил из конституционных принципов пенсионного
обеспечения, в силу которых ограничение прав военных пенсионеров
на получение пенсии по случаю потери кормильца, когда последний
погиб при исполнении обязанностей военной службы не согласуется с
положениями статей 2, 19 (части 1 и 2), 39 Конституции Российской
Федерации.
Кроме того, суд указал, что граждане, относящиеся к одной и той
же категории социальной защищенности (родители погибшего
военнослужащего), оказались в неравном положении из-за характера
профессиональной деятельности. Так, лица, получающие пенсию,
предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", на основании Закона Российской Федерации "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, и их семей" имеют право на получение
второй пенсии по случаю потери кормильца за счет средств
Министерства обороны, а лица, получающие военную пенсию, утратили
возможность получения двух пенсий на основании и в порядке статьи
30 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", что
порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства
настоящего дела и руководствуясь статьей 383 Гражданского
процессуального кодекса РФ,
определила:
в передаче дела по иску К. к Военному комиссариату Ульяновской
области о назначении пенсии для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции отказать.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Г.А.ГУЛЯЕВА
|