ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2006 года
Дело N 58-Г06-44
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
судей Калининой Л.А.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Хабаровского края об отмене решения Хабаровского
краевого суда от 29 августа 2006 года, которым признаны
противоречащими и не действующими с момента вступления решения в
законную силу Контрольные показатели по организации общественных
работ в отраслях экономики городских округов и муниципальных
районов Хабаровского края на 2006 - 2007 годы, утвержденные
постановлением Губернатора Хабаровского края от 9 марта 2006 года
N 48.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение отменить,
вынести новое решение, Судебная коллегия
установила:
постановлением Губернатора Хабаровского края от 9 марта 2006 N
48 утверждены Контрольные показатели по организации общественных
работ в отраслях экономики городских округов и муниципальных
районов Хабаровского края на 2006 и 2007 годы.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд
с заявлением о признании недействующим данного правового акта. В
обоснование заявления указал, что предусмотренное этим актом
финансирование организации общественных работ за счет средств
предприятий, федерального и местного бюджетов, противоречит
требованиям пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи
22, пункта 5 статьи 24 Федерального закона "О занятости населения
в Российской Федерации", статей 9, 28, 29, 30, 31, 65 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, пунктов "ж", "з" части 1 статьи 1
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, по смыслу
которых мероприятия по содействию занятости населения и социальной
поддержке безработных граждан отнесены к полномочиям федеральных
органов государственной власти в области содействия занятости
населения, являются расходными обязательствами Российской
Федерации. По мнению прокурора, также недопустимо и установление
финансирования организации общественных работ за счет средств
предприятий, в которых проводятся эти работы, поскольку
Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации"
такой обязанности не предусмотрено.
Хабаровским краевым судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Правительство Хабаровского края просит
решение отменить как постановленное с нарушением норм
процессуального и материального права, вынести новое решение.
Суть доводов сводится к тому, что правовой акт принят в
пределах компетенции Губернатора Хабаровского края, направлен на
обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации с федеральными органами
исполнительной власти и их территориальными органами, местного
самоуправления и общественными объединениями, основной задачей
оспариваемого постановления является установление численности
участников общественных работ по отраслям экономики в размере
муниципальных образований; контрольные показатели не являются
обязательными для исполнения.
Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы
дела, Судебная коллегия находит решение подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.
Так, признавая недействующими Контрольные показатели по
организации общественных работ в отраслях экономики городских
округов и муниципальных районов Хабаровского края на 2006 и 2007
годы суд исходил из того, что правовой акт Губернатора
Хабаровского края, в части утвержденных Контрольных показателей,
предусматривает финансирование организации общественных работ за
счет средств предприятий, федерального и местных бюджетов, что не
согласуется с нормами пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 15,
пункта 1 статьи 22, пунктов 1, 5 статьи 24 Федерального закона "О
занятости населения в Российской Федерации", в силу которых
мероприятия по содействию занятости населения и социальной
поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом,
являются расходными обязательствами Российской Федерации;
полномочиями по формированию средств на финансирование мероприятий
по содействию занятости населения и социальной поддержке
безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных
средств осуществляют федеральные органы государственной власти в
области содействия занятости населения, не являющиеся структурными
подразделениями соответствующих органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы,
производится финансирование общественных работ, а не организация
общественных работ.
Суд высказал также суждение и о том, что установленное
Губернатором Хабаровского края, правовое регулирование в части
Контрольных показателей, не согласуется также с нормами статей 9,
28, 29, 30, 31, 65 бюджетного законодательства, по смыслу которых,
бюджеты разных уровней самостоятельны, установление и исполнение
расходных обязательств муниципальных образований отнесено к
бюджетным полномочиям органов местного самоуправления;
установление расходных обязательств, подлежащих исполнению
одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней
бюджетной системы Российской Федерации недопустимо.
Не отрицая в целом выводов суда первой инстанции о том, что
финансирование общественных работ производится за счет средств
организаций, в которых проводятся эти работы; органы службы
занятости организуют в целях обеспечения временной занятости
населения проведение оплачиваемых общественных работ; мероприятия
по содействию занятости населения и социальной поддержке
безработных граждан, предусмотренные Федеральным законом "О
занятости населения в Российской Федерации", являются расходными
обязательствами Российской Федерации. Судебная коллегия в то же
время полагает, что Федеральным законом "О занятости населения в
Российской Федерации" определены лишь общие положения как
организации общественных работ Федеральной службой по труду и
занятости, так и правовое положение органов, осуществляющих
полномочия в этой сфере.
Между тем порядок организации общественных работ также
регламентируется Положением об организации общественных работ,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
14 июля 1997 года N 875 (в редакции от 1 февраля 2005 года).
В соответствии с пунктом 8 этого Постановления органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления по предложению и при участии органов
службы занятости ежегодно принимают решения об организации
общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ,
исходя из необходимости социальной инфраструктуры конкретной
территории с учетом количества и состава незанятого населения,
проводят работу по информированию незанятого населения о порядке
организации общественных работ и условиях участия в этих работах.
А в силу пункта 4 Положения о Федеральной службе по труду и
занятости, данный федеральный орган исполнительной власти
осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои
территориальные органы и государственные учреждения службы
занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и иными
организациями.
Сравнивая постановления Губернатора с вышепоименованными
федеральными нормами, в том числе, и на которые ссылается суд в
своем решении, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что
оспариваемые прокурором Контрольные показатели, сами по себе сферу
контрольных полномочий Федеральной службы по труду и занятости по
вопросу организации общественных работ не затрагивают; разработаны
и утверждены в целях развития общественных работ в отраслях
экономики городских округов и муниципальных районов Хабаровского
края. Определяя контрольные показатели общественных работ (исходя
из необходимости развития социальной инфраструктуры городских
округов и муниципальных районов с учетом количества и состава
незанятого населения (участников общественных работ) и объема
финансирования общественных работ), Контрольные показатели несут
информационную нагрузку о незанятом населении. Каких-либо
обязательных предписаний по финансированию организации
общественных работ, в том числе и заинтересованным работодателям,
постановлением не определяется; норм, направленных на установление
бюджетных полномочий органов местного самоуправления, в
постановлении также не имеется. Указание объемов финансирования
общественных работ в качестве контрольного показателя не
свидетельствует и о нарушении принципов единства бюджетной системы
Российской Федерации, самостоятельности бюджетов, по своему
характеру постановление актом бюджетного законодательства не
является, бюджетных правоотношений не регулирует.
При таких обстоятельствах выводы суда о противоречии
федеральному законодательству и признании недействующими
Контрольных показателей по организации общественных работ в
отраслях экономики городских округов и муниципальных районов
Хабаровского края на 2006 - 2007 годы, утвержденных постановлением
Губернатора Хабаровского края от 9 марта 2006 года N 48, Судебная
коллегия находит ошибочными, основанными на неправильном
применении норм материального права, регулирующих спорное
правоотношение, а поэтому подлежащим отмене с вынесением нового
решения.
Согласно статье 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения
решения суда в кассационном порядке являются неправильное
применение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств,
имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой
инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или
норм процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362, 363 ГПК
РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 29 августа 2006 года
отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими Контрольных показателей по организации общественных
работ в отраслях экономики городских округов и муниципальных
районов Хабаровского края на 2006 и 2007 годы, утвержденных
постановлением Губернатора Хабаровского края от 9 марта 2006 года
N 48, отказать.
Признать не противоречащими федеральному законодательству
Контрольные показатели по организации общественных работ в
отраслях экономики городских округов и муниципальных районов
Хабаровского края на 2006 и 2007 годы, утвержденные постановлением
Губернатора Хабаровского края от 9 марта 2006 года N 48.
|