СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2001 г. N 163-СФ
О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ
С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"
Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по вопросам
безопасности и обороны о парламентских слушаниях "О социальной
защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей",
проведенных 9 апреля 2001 года, Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить рекомендации по результатам парламентских слушаний
"О социальной защите военнослужащих, сотрудников
правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей" (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ
Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 16 мая 2001 г. N 163-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ
С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"
Рассмотрев и обсудив широкий круг проблем, касающихся
социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных
органов, граждан, уволенных с военной службы (службы), именуемых
далее военнослужащими, и членов их семей, а также основы
государственной политики в этой области, участники парламентских
слушаний отмечают, что за последний период произошло существенное
ухудшение социально - экономического и правового положения
указанных лиц.
Современное положение России в мире ставит перед государством
и обществом актуальнейшие проблемы укрепления военной организации
государства, повышения престижа военной службы (службы), усиления
патриотического воспитания молодежи, что напрямую связано с
национальной безопасностью страны.
Одно из важнейших мест в системе мер, направленных на решение
указанных проблем, занимает совершенствование законодательства
Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих с
учетом условий развития страны, а также разработка конкретных
механизмов реализации действующих законов в этой области.
Новый этап военной реформы, который влечет массовое сокращение
военнослужащих, с новой силой ставит вопрос законодательного
обеспечения их социальной защиты.
Доходы семей военнослужащих значительно ниже, чем в среднем по
стране, не обеспечивают нормального уровня жизни этой категории
российских граждан. Значительно ниже черты бедности оказались
семьи молодых офицеров.
Сложность и противоречивость процессов, связанных с заменой
существующих льгот на денежные компенсации, недостаточная
гласность принимаемых решений вызывают у военнослужащих
обоснованную тревогу о дальнейшем снижении уровня их жизни,
недоверие к решениям, принимаемым органами государственной власти.
Все это значительно усиливает социальную напряженность в воинских
коллективах и семьях военнослужащих, отрицательно сказывается на
качестве выполнения служебных задач.
Непринятие в течение длительного времени решений по усилению
социальной защищенности военнослужащих привело к падению престижа
военной службы (службы), снижению заинтересованности офицеров в
результатах служебной деятельности, явилось основной причиной
массового увольнения квалифицированных кадров.
Участники парламентских слушаний отмечают, что реформирование
военно - социальной сферы самым серьезным образом затрагивает
статус военнослужащих. В этих условиях государство обязано
гарантировать всем военнослужащим соответствующее материальное
обеспечение, компенсирующее ограничения их конституционных прав и
свобод, повышенный риск для жизни при исполнении ими обязанностей
военной службы (службы). В связи с вышеизложенным участники
парламентских слушаний рекомендуют:
1. Просить Президента Российской Федерации:
а) поручить Совету Безопасности Российской Федерации:
разработать концепцию военно - социальной политики государства
до 2010 года;
рассматривать проект федерального закона о федеральном бюджете
на очередной год (в части расходов на обеспечение национальной
обороны и безопасности государства) до его внесения на
рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации;
б) поручить Правительству Российской Федерации:
разработать единую для всех федеральных органов исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба (служба) и к
ведению которых отнесена правоохранительная деятельность,
государственную целевую программу строительства жилья для
военнослужащих на период до 2010 года, предусмотрев создание
федерального координирующего центра, наделенного правом
привлечения в этих целях внебюджетных инвестиционных средств, а
также предусмотрев широкое использование строительных возможностей
федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской
Федерации. В указанную программу составной частью включить
Президентскую программу "Государственные жилищные сертификаты";
рассмотреть возможность распространения действия Президентской
программы "Государственные жилищные сертификаты" на военнослужащих
и сотрудников органов внутренних дел, получивших тяжелые ранения в
ходе боевых действий и при выполнении боевых заданий по
поддержанию правопорядка, на членов семей погибших, а также на
граждан, уволенных с военной службы и проживающих в закрытых
административно - территориальных образованиях и других военных
городках на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях;
обеспечить в 2002 - 2003 годах поэтапное приведение окладов
денежного содержания военнослужащих в соответствие с должностными
окладами и надбавками за квалификационные разряды федеральных
государственных служащих. Учитывая особый характер военной службы
(службы), сохранить для военнослужащих размер надбавки за
сложность, напряженность и специальный режим военной службы до 50
процентов;
разработать и внести в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проект Федерального закона о
внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно -
исполнительной системы, и их семей" в части приведения порядка
исчисления пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю
потери кормильца в соответствие с порядком исчисления пенсий
федеральным государственным служащим.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
а) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации по
реализации предложений, изложенных в Постановлениях Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июня
2000 г. N 156-СФ "О социальной защите и социальной реабилитации
военнослужащих и других участников контртеррористической операции
на Северном Кавказе", от 7 июня 2000 г. N 157-СФ "Об обеспечении
жильем граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих
переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов
их семей", от 25 октября 2000 г. N 278-СФ "О мерах по улучшению
социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей";
б) довести до сведения членов Совета Федерации информацию о
своевременности и полноте выплаты денежного вознаграждения
участникам боевых действий в Чеченской Республике;
в) осуществлять отмену льгот военнослужащим и членам их семей
только после введения в действие механизмов гарантированной
денежной компенсации этих льгот в полном объеме и приведения
окладов денежного содержания военнослужащих в соответствие с
должностными окладами и надбавками за квалификационные разряды
федеральных государственных служащих;
г) рассмотреть вопрос о придании служебному жилью статуса
федеральной собственности (ведомственной жилой площади);
д) принять меры к приведению расчетной стоимости
продовольственного пайка в соответствие с его реальной стоимостью,
выработать единую методику планирования расходов на
продовольственное обеспечение силовых структур;
е) рассмотреть и утвердить Программу "Социальная адаптация
военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов, и членов их семей на 2002 - 2005 годы", придав ей статус
федеральной целевой программы;
ж) обязать в соответствии с нормами Федерального закона "О
статусе военнослужащих" органы государственной службы занятости
населения предоставлять в первоочередном порядке работу в
государственных организациях уволенным со службы военнослужащим с
учетом их специальности;
з) заблаговременно согласовывать с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации решения о сокращении
воинских частей, находящихся на соответствующих территориях;
и) рассмотреть возможность использования высвобождаемых зданий
и сооружений в военных городках для организации местных
производств и трудоустройства увольняемых военнослужащих и членов
их семей;
к) принять дополнительные меры, направленные на усиление
ответственности должностных лиц за исполнение законодательства
Российской Федерации о социальной защите военнослужащих, контроля
за законностью расходования бюджетных средств, выделяемых на
социальные нужды военнослужащих и членов их семей;
л) обеспечить в ходе исполнения Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2001 год" полное и своевременное
финансирование по разделам "Национальная оборона" и
"Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства", осуществить приоритетное финансирование социальных
программ;
м) решить вопрос о порядке взаиморасчетов за оказание
медицинской помощи военнослужащим и членам их семей между
федеральными органами исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба (служба);
н) активизировать работу со средствами массовой информации по
более широкому освещению решений и действий органов
государственной власти Российской Федерации всех уровней по
реформированию военной организации государства, мер социальной
защиты военнослужащих.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
а) обеспечить рассмотрение в первоочередном порядке
нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты
военнослужащих;
б) ускорить принятие Федерального конституционного закона "О
военном положении", Федеральных законов "Об альтернативной
гражданской службе", "О правовом положении и финансово -
экономической деятельности военных организаций", "О Вооруженных
Силах Российской Федерации", "О статусе участника боевых
действий";
в) ускорить доработку и принятие законопроекта "О внесении
дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в части
распространения на участников боевых действий в Чеченской
Республике в 1994 - 1996 годах социальных гарантий, установленных
для ветеранов боевых действий.
|