МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 октября 2006 г. N 262
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, и в связи с
изменением структуры центрального аппарата Министерства,
утвержденной Приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N
270/к "Об утверждении структуры Министерства образования и науки
Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте научно-
технической и инновационной политики Министерства образования и
науки Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 4 марта 2005 г. N 58 "О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 24 сентября 2004 г. N 77 "Об утверждении Положения о
Департаменте государственной политики в сфере науки, инноваций и
интеллектуальной собственности Министерства образования и науки
Российской Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом Минобрнауки России
от 26 октября 2006 г. N 262
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент научно-технической и инновационной политики
(далее - Департамент) является структурным подразделением
Министерства образования и науки Российской Федерации (далее -
Министерство) по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в научной, научно-технической и
инновационной сфере.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004
г. N 280, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в
ведении Министерства, другими федеральными органами исполнительной
власти и структурными подразделениями Министерства.
II. Полномочия
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. Осуществляет функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-
технической и инновационной деятельности, создания и развития
инновационной инфраструктуры, интеграции научной и образовательной
деятельности, подготовки научных и научно-педагогических кадров,
интеллектуальной собственности, правовой охраны, использования и
хозяйственного оборота результатов научной и научно-технической
деятельности (далее - РНТД), созданных за счет средств
федерального бюджета.
4.2. Осуществляет организацию и координацию, а также проводит
анализ реализации государственной политики в установленной сфере
деятельности;
осуществляет организацию и координацию деятельности по
реализации Стратегии развития науки и инноваций Российской
Федерации на период до 2015 года, Основ политики Российской
Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010
года и дальнейшую перспективу, Основных направлений политики
Российской Федерации в области развития инновационной системы на
период до 2010 года и связанные с этим вопросы;
осуществляет разработку совместно со структурными
подразделениями Министерства, находящимися в ведении Министерства
федеральными службами и федеральными агентствами, предложений в
части научной, научно-технической и инновационной сфер
деятельности в проекты планов действий Правительства Российской
Федерации по реализации среднесрочных программ социально-
экономического развития Российской Федерации на соответствующий
период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской
Федерации.
4.3. Организует работу по подготовке проекта доклада Президенту
Российской Федерации Правительством Российской Федерации о
проблемных вопросах развития науки, технологий и техники, и по
реализации Основ политики и доклада Правительства Российской
Федерации Президенту Российской Федерации в соответствии с
Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, готовит Доклад
о социально-экономическом развитии Российской Федерации в части
научно-технической и инновационной сфер деятельности.
4.4. Координирует работы по повышению эффективности
деятельности государственного сектора науки, модернизации
академического и вузовского секторов науки, подготовке научных и
научно-педагогических кадров.
4.5. Обеспечивает работу по реализации приоритетных направлений
развития науки, технологий и техники Российской Федерации и
Перечня критических технологий федерального значения и готовит
рекомендации по их реализации в рамках действующих и планируемых
федеральных и ведомственных целевых программ.
4.6. Подготавливает предложения по корректировке приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники в Российской
Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации;
готовит прогноз социально-экономического развития Российской
Федерации в сфере науки и инноваций;
разрабатывает предложения в план работы и по прогнозным
показателям деятельности Министерства в части науки и инноваций.
4.7. Готовит проекты федеральных законов, нормативных правовых
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым требуется решение
Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации, и обеспечивает самостоятельное принятие Министерством
нормативных правовых актов, а также проводит рассмотрение и
согласование нормативных правовых актов, подготавливаемых другими
федеральными органами исполнительной власти по вопросам,
относящимся к установленной сфере деятельности.
4.8. Осуществляет нормативно-правовое регулирование и
координацию мероприятий в сфере научно-исследовательской работы
студентов.
4.9. Подготавливает предложения по осуществлению Минобрнауки
России правового регулирования в научно-технической сфере и в
области интеллектуальной собственности и хозяйственного оборота
РНТД по вопросам:
организационно-финансовых и правовых механизмов охраны и
введения в гражданский и хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности и других результатов научно-
технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств;
порядка и механизмов распоряжения правами на результаты
научной, научно-технической деятельности, созданные за счет
средств федерального бюджета;
порядка и механизмов осуществления партнерства и взаимодействия
государства, предпринимательского сектора экономики и
корпоративной науки по обмену результатами научно-технической
деятельности.
4.10. Подготавливает предложения по осуществлению Минобрнауки
России правового регулирования по:
выработке государственной политики в сфере государственного
учета результатов научно-технической деятельности;
порядку взаимодействия научных организаций с образовательными
организациями, предпринимательским сектором, корпоративной наукой
в интересах интеграции науки и образования и ускоренного
использования достижений науки и технологий.
4.11. Разрабатывает нормативные правовые документы,
регулирующие функционирование Высшей аттестационной комиссии
Минобрнауки России, и участвует в разработке номенклатуры
специальностей научных работников.
4.12. Обобщает практику применения законодательства Российской
Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает
предложения по его совершенствованию.
4.13. Подготавливает заключения в части научной, научно-
технической и инновационной деятельности, интеллектуальной
собственности и хозяйственного оборота РНТД и проекты официальных
отзывов Правительства Российской Федерации по проектам федеральных
законов, внесенным на рассмотрение в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права
законодательной инициативы и направляемым в установленном порядке
в Министерство на согласование;
подготавливает предложения по отмене в установленном порядке
противоречащих федеральному законодательству решений, принятых
находящимися в ведении Министерства федеральными службами и
федеральными агентствами.
4.14. Формирует план организации законопроектной деятельности
Министерства в научно-технической и инновационной сферах и в
области интеллектуальной собственности и хозяйственного оборота
РНТД, разрабатывает нормативно-правовую базу осуществления
контроля за использованием прав Российской Федерации на РНТД,
созданные за счет средств федерального бюджета.
4.15. Обеспечивает деятельность Минобрнауки России по вопросам
компетенции:
Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике;
Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при
Правительстве Российской Федерации;
Межведомственного научно-технического совета по проблеме
нанотехнологий и наноматериалов;
Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной
деятельности;
Межведомственной рабочей группы по вопросам воспроизводства
кадров в научно-образовательной сфере;
обеспечивает координацию деятельности федеральных органов
исполнительной власти по вопросам компетенции Правительственной
комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной
собственности, ее правовой охране и использованию.
4.16. Осуществляет координацию по вопросам организации и
проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
с целью содействия развитию высокотехнологичных производств,
организации трансфера технологий, в том числе между оборонно-
промышленным комплексом и гражданскими отраслями промышленности.
4.17. Организует и координирует разработку долгосрочного
прогноза научно-технологического развития и перспективного
среднесрочного плана фундаментальных исследований по приоритетным
направлениям развития науки, технологий и техники.
4.18. Подготавливает аналитические материалы и справки для
руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, к
заседаниям Правительства Российской Федерации по вопросам,
входящим в компетенцию Департамента.
4.19. Формирует доклад о результатах и основных направлениях
деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования в
части научной, научно-технической и инновационной сфер
деятельности.
4.20. Вырабатывает предложения по координации реализации
государственной политики в части финансирования НИОКР гражданского
назначения.
4.21. Разрабатывает и вносит в установленном порядке в
Департамент прогнозирования и организации бюджетного процесса
бюджетные проектировки по финансированию научной деятельности
главных распорядителей бюджетных средств, для которых Министерство
является субъектом бюджетного планирования;
согласовывает бюджетные проектировки перед направлением их в
Минфин России.
4.22. Участвует в рассмотрении Минфином России и другими
органами власти бюджетных проектировок Министерства по
финансированию научной деятельности главных распорядителей
бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом
бюджетного планирования;
участвует в формировании разделов, подразделов проекта
федерального бюджета по финансированию научной деятельности
находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных
агентств, а также по главным распорядителям бюджетных средств, для
которых Министерство является субъектом бюджетного планирования;
участвует в согласовании с Минфином России материалов,
расчетов, обоснований, нормативных документов по определению
направлений бюджетных средств, выделяемых на научные исследования.
4.23. Подготавливает предложения по исполнению действующих и
включению в федеральный бюджет принимаемых обязательств в рамках
среднесрочного финансового планирования в сфере науки.
4.24. Разрабатывает систему показателей оценки деятельности
научных организаций, научной работы вузов, результативности работы
научных сотрудников, научной работы профессорско-
преподавательского состава вузов.
4.25. Разрабатывает предложения по реализации государственной
политики по реформированию и управлению государственной
собственностью научных организаций.
4.26. Осуществляет координацию деятельности находящихся в
ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств в
части реализации государственной политики по реформированию и
управлению государственной собственностью научных организаций;
подготавливает для представления в Правительство Российской
Федерации в установленном порядке предложения о создании,
реорганизации и ликвидации государственных научных организаций,
находящихся в ведении подведомственных федеральных служб и
федеральных агентств.
4.27. Формирует предложения по совершенствованию форм
статистической отчетности в сфере науки, инноваций и
интеллектуальной собственности.
4.28. Координирует работу по обеспечению находящихся в ведении
Министерства федеральных служб и федеральных агентств, а также
отдельных наиболее значимых бюджетных организаций утвержденной
проектно-сметной документацией по объектам сферы науки, включенным
в Федеральную адресную инвестиционную программу, согласовывает
титульные списки строек.
4.29. Проводит анализ инвестиционной деятельности организаций
находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных
агентств, учреждений и организаций, а также отдельных наиболее
значимых бюджетных учреждений образования и науки в сфере
ответственности Департамента.
4.30. Осуществляет координацию деятельности находящихся в
ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, а
также наиболее значимых бюджетных учреждений в сфере науки по
формированию объемов государственных капитальных вложений в рамках
перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной
программы.
4.31. Участвует в разработке механизмов государственного
стимулирования инвестиционной активности в сфере науки и инноваций
с привлечением бюджетных, внебюджетных источников и иностранных
инвестиций.
4.32. Участвует в организации проведения конкурсов и заключения
государственных контрактов на размещение заказов на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских работ для
государственных нужд и осуществляет контроль за соблюдением
условий выполнения контрактов.
4.33. Осуществляет мониторинг государственного учета и контроля
использования результатов НИОКТР гражданского назначения, в том
числе осуществляемые находящимися в ведении Министерства
федеральными службами и федеральными агентствами.
4.34. Принимает участие в анализе и планировании ресурсного
обеспечения программ и проектов, а также иных форм бюджетных
расходов, в установленной сфере деятельности, реализуемых
Министерством, находящимися в ведении Министерства федеральными
службами, федеральными агентствами и иными главными
распорядителями бюджетных средств, для которых Министерство
является субъектом бюджетного планирования.
4.35. Устанавливает порядок и координирует формирование и
реализацию федеральных целевых программ, ведомственных целевых
программ Минобрнауки России, находящихся в ведении Минобрнауки
России федеральных служб и федеральных агентств в части НИОКР
гражданского назначения.
4.36. Устанавливает порядок формирования и осуществляет анализ
эффективности реализации тематических планов научных исследований
научных организаций и вузов, находящихся в ведении Минобрнауки
России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных
агентств.
4.37. Осуществляет мониторинг федеральных целевых программ,
ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из
средств федерального бюджета, в части НИОКР гражданского
назначения.
4.38. Координирует реализацию Федеральной целевой научно-
технической программы "Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и
Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007 - 2012 годы";
координирует реализацию "Программы координации работ в области
нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации";
координирует реализацию Федеральной целевой программы "Развитие
инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2007 -
2010 годы после ее утверждения Правительством Российской
Федерации;
4.39. Обеспечивает организационно-методическое сопровождение
аналитической Ведомственной целевой программы "Развитие научного
потенциала высшей школы" (2006 - 2008 годы).
4.40. Координирует выработку механизмов государственно-частного
партнерства в сфере развития сектора исследований и разработок и
технологической модернизации отраслей экономики.
4.41. Обеспечивает работы по подготовке предложений по вопросам
функционирования системы государственных научных центров
Российской Федерации, их нормативно-правового обеспечения,
присвоения организациям статуса государственного научного центра
Российской Федерации или сохранения этого статуса, присвоения
статуса федеральных центров науки и высоких технологий.
4.42. Координирует методическое обеспечение деятельности
наукоградов, в том числе перечней мероприятий по развитию и
поддержке их инфраструктуры.
4.43. Обеспечивает реализацию функций Министерства по вопросам
деятельности фондов поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности.
4.44. Обеспечивает деятельность Министерства в инновационной
сфере по:
совершенствованию механизмов функционирования национальной
инновационной системы, порядка формирования и совершенствования
взаимодействия ее федерального, региональных и отраслевых
сегментов;
формированию и развитию федеральных, региональных и отраслевых
элементов инновационной инфраструктуры;
совершенствованию механизма формирования и реализации важнейших
инновационных проектов государственного значения;
разработке комплекса экономических показателей в области
инновационной деятельности и методологию их расчета, создания
системы мониторинга инновационного потенциала и инновационной
активности в экономике Российской Федерации;
разработке системы мониторинга и управления деятельностью
фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в инновационной сфере,
созданных с участием государства, в том числе с участием субъектов
Российской Федерации;
формированию и развитию системы информационного обеспечения
инновационной деятельности.
4.45. Участвует в разработке государственного образовательного
стандарта послевузовского профессионального образования и порядка
аттестации программ послевузовского профессионального образования.
4.46. Осуществляет координацию работ по оптимизации действующей
сети аспирантур, докторантур и реструктуризации сети
диссертационных советов.
4.47. Координирует работу по установлению федеральным органам
исполнительной власти, другим распорядителям федерального бюджета
контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру для граждан,
обучающихся за счет средств федерального бюджета.
4.48. Координирует деятельность Минобрнауки России в области
государственной поддержки молодых российских ученых, включая
гранты Президента Российской Федерации для государственной
поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных
руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и средств
для государственной поддержки ведущих научных школ Российской
Федерации.
4.49. Осуществляет координацию выставочно-ярмарочной
деятельности Министерства на территории Российской Федерации.
4.50. Обеспечивает деятельность Министерства в международном
сотрудничестве по вопросам, входящим в его компетенцию, в том
числе:
координация участия российских научных организаций и вузов в
научных программах Европейского союза;
координация реализации международных программ "Фундаментальные
исследования и высшее образование", "Межрегиональные исследования
в общественных науках", "Михаил Ломоносов", "Иммануил Кант".
4.51. Готовит предложения в пределах своей компетенции по
защите сведений, составляющих государственную тайну.
4.52. Готовит предложения по профессиональной подготовке,
переподготовке, повышению квалификации и стажировки работников
Департамента.
4.53. Обеспечивает в рамках своей компетенции рассмотрение
обращений организаций и граждан и направление ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.54. Департамент осуществляет иные полномочия в установленной
сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной
сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции
Департамента вопросам.
5.2. Привлекать в установленном порядке для проработки
вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и
иные организации, ученых и специалистов.
5.3. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в
компетенцию Департамента, с участием при необходимости работников
структурных подразделений Министерства и специалистов организаций,
находящихся в ведении Минобрнауки России.
5.4. Создавать экспертные группы, советы в установленной сфере
деятельности Департамента.
5.5. Вести служебную переписку с органами государственной
власти и управления, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим
в компетенцию Департамента.
6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе
осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется
положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Министром образования и науки
Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Департамент полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Министром образования и науки
Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными подразделениями Департамента являются отделы по
основным направлениям деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает положения о структурных подразделениях
(отделах) Департамента и должностные регламенты работников.
9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении
на должность и освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию
отделов Департамента в пределах установленных Правительством
Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников
Министерства.
9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а
по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности
Департамента - ненормативного характера.
9.6. Подчиняется непосредственно заместителю Министра
образования и науки Российской Федерации в соответствии с
распределением обязанностей.
10. Департамент имеет печать и бланки установленного образца.
|