Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
23.05.2015
USD
49.79
EUR
55.55
CNY
8.03
JPY
0.41
GBP
77.97
TRY
19.14
PLN
13.58
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.10.2006 N 9-Г06-16 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ НА МОМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРА ОТВЕТЧИК УСТРАНИЛ ВСЕ НЕДОСТАТКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ДАННЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ПАРТИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 10 октября 2006 года
   
                                                       Дело N 9-Г06-16
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                           Горшкова В.В.,
       судей                                        Пчелинцевой Л.М.,
                                                       Борисовой Л.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 10  октября  2006
   года    дело   по   заявлению   Главного   управления   Федеральной
   регистрационной  службы  по  Нижегородской  области  о   ликвидации
   Нижегородского   регионального   отделения   политической    партии
   "Свобода и народовластие"
       по   кассационной   жалобе   Главного  управления   Федеральной
   регистрационной   службы  по  Нижегородской  области   на   решение
   Нижегородского  областного суда от 29 июня  2006  года,  которым  в
   удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Пчелинцевой  Л.М.,  объяснения лидера  общероссийской  политической
   партии  "Свобода  и  народовластие"  Черепкова  В.И.,  координатора
   регионального    отделения   политической   партии    "Свобода    и
   народовластие"  по Нижегородской области Верника А.С.,  возражавших
   против удовлетворения кассационной жалобы,
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации
                                   
                              установила:
   
       Главное   управление  Федеральной  регистрационной  службы   по
   Нижегородской  области обратилось в суд с заявлением  о  ликвидации
   Нижегородского   регионального   отделения   политической    партии
   "Свобода  и  народовластие". В обоснование заявления  ссылалось  на
   то,   что  данному  региональному  отделению  политической   партии
   неоднократно  27  сентября  2005  года  и  16  ноября   2005   года
   выносились  предупреждения  об  устранении  нарушений   статьи   27
   Федерального  закона "О политических партиях" до  30  октября  2005
   года  и 19 декабря 2005 года, соответственно. Однако ни в указанные
   в  предупреждениях  сроки,  ни  в  настоящее  время  информации  об
   устранении    нарушений    в    Главное   управление    Федеральной
   регистрационной  службы  по  Нижегородской  области  не  поступило.
   Кроме  того,  по  сообщению  Избирательной  комиссии  Нижегородской
   области   от   8   февраля  2006  года  Нижегородским  региональным
   отделением  политической партии "Свобода и народовластие"  нарушены
   требования  пункта  3  статьи  34 названного  Закона,  а  именно  в
   Избирательную  комиссию не представлены сведения  о  поступлении  и
   расходовании  средств  за  4 квартал 2005  года.  Поэтому  в  связи
   неоднократным   нарушением   действующего   законодательства    это
   региональное отделение политической партии подлежит ликвидации.
       Ответчик   с   заявлением   Главного   управления   Федеральной
   регистрационной службы по Нижегородской области не согласился.
       Решением  Нижегородского областного суда от 29 июня  2006  года
   Главному   управлению   Федеральной   регистрационной   службы   по
   Нижегородской области в удовлетворении заявления отказано.
       В    кассационной   жалобе   Главное   управление   Федеральной
   регистрационной  службы  по Нижегородской области  просит  отменить
   решение суда как незаконное и необоснованное.
       Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы,
   обсудив   доводы   кассационной  жалобы,   Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации  не  находит
   оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
       В   соответствии  с  пунктами  "а",  "б"  пункта  1  статьи  27
   Федерального  закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ  "О  политических
   партиях"   политическая   партия   обязана   соблюдать   в    своей
   деятельности   Конституцию   Российской   Федерации,    федеральные
   конституционные  законы,  федеральные  законы  и  иные  нормативные
   правовые  акты  Российской  Федерации, а также  устав  политической
   партии; ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию  о
   численности  членов  политической партии в каждом  из  региональных
   отделений,  о  продолжении  своей деятельности  с  указанием  места
   нахождения  постоянно  действующего руководящего  органа,  о  своих
   структурных  подразделениях,  не  наделенных  правами  юридического
   лица,  но  обладающих в соответствии с уставом политической  партии
   правом  принимать участие в выборах и (или) референдумах,  а  также
   копию   представляемого   в  Центральную   избирательную   комиссию
   Российской   Федерации  сводного  финансового  отчета  политической
   партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году.
       В  силу  пункта  3  этой  же статьи политическая  партия  и  ее
   региональные отделения обязаны информировать уполномоченные  органы
   об  изменении  сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального
   закона   "О   государственной   регистрации   юридических   лиц   и
   индивидуальных   предпринимателей",  за  исключением   сведений   о
   полученных   лицензиях,  в  течение  трех  дней  с  момента   таких
   изменений. Уполномоченные органы не позднее одного рабочего дня  со
   дня  получения  соответствующей информации от  политической  партии
   или  ее  регионального отделения сообщают об этом в  регистрирующий
   орган,  который вносит в единый государственный реестр  юридических
   лиц  запись  об  изменении сведений о политической  партии  или  ее
   региональном отделении.
       Политическая  партия  представляет в Центральную  избирательную
   комиссию  Российской  Федерации,  а  региональное  отделение,  иное
   зарегистрированное структурное подразделение политической партии  -
   в   избирательную  комиссию  субъекта  Российской   Федерации,   на
   территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении  и
   расходовании   средств  политической  партии.  Указанные   сведения
   представляются ежеквартально не позднее чем через 30  дней  со  дня
   окончания  квартала  (пункт  3 статьи  34  Федерального  закона  "О
   политических партиях").
       Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона "О политических
   партиях"   контроль  за  соблюдением  политическими  партиями,   их
   региональными  отделениями  и  иными  структурными  подразделениями
   законодательства  Российской Федерации, а  также  за  соответствием
   деятельности политической партии, ее региональных отделений и  иных
   структурных    подразделений   положениям,   целям    и    задачам,
   предусмотренным   уставами   политических   партий,    осуществляют
   уполномоченные  органы.  Указанные  органы  вправе  вносить  в  суд
   заявление    о   приостановлении   деятельности   или    ликвидации
   политической   партии,  ее  регионального   отделения   или   иного
   зарегистрированного  структурного подразделения  в  соответствии  с
   пунктом  3  статьи 39, пунктом 3 статьи 41 и пунктом  3  статьи  42
   настоящего Федерального закона.
       Подпунктами "в" и "г" пункта 3 статьи 42 Федерального закона "О
   политических  партиях" предусмотрено, что ликвидация  регионального
   отделения  и  иного структурного подразделения политической  партии
   по  решению  суда осуществляется в случае отсутствия в региональном
   отделении    политической   партии   необходимого   числа    членов
   политической   партии,  предусмотренного   пунктом   2   статьи   3
   настоящего   Федерального  закона;  неоднократного  непредставления
   региональным отделением политической партии в установленный срок  в
   соответствующий   территориальный   орган   обновленных   сведений,
   необходимых для внесения изменений в единый государственный  реестр
   юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
       Как   видно  из  материалов  дела,  Нижегородское  региональное
   отделение политической партии "Свобода и народовластие" создано  14
   октября   2002   года   и   зарегистрировано  Главным   управлением
   Министерством   юстиции  Российской  Федерации   по   Нижегородской
   области  27  ноября 2002 года за N 4053. Сведения о государственной
   регистрации  внесены  в Единый государственный реестра  юридических
   лиц 25 ноября 2002 года за N 1025200007832 (л.д. 11).
       Также из материалов дела усматривается, что Главным управлением
   Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в  ходе
   осуществления  контроля  за соблюдением Нижегородским  региональным
   отделением    политической   партии   "Свобода   и   народовластие"
   законодательства  Российской  Федерации  были  выявлены   нарушения
   требований статьи 27 Федерального закона "О политических  партиях":
   не  представлена  информация о продолжении  своей  деятельности  за
   2003   и   2004  года,  с  указанием  места  нахождения   постоянно
   действующего   руководящего   органа,   численности   регионального
   отделения  политической партии, а также копии  финансового  отчета,
   направляемого   в  налоговые  органы.  В  связи  с   этим   Главным
   управлением  Федеральной  регистрационной службы  по  Нижегородской
   области  27  сентября 2005 года в адрес координатора Нижегородского
   регионального    отделения   политической   партии    "Свобода    и
   народовластие"  Борисова А.Н. вынесено предупреждение  о  нарушении
   норм  действующего  законодательства  и  установлен  срок  для   их
   устранения до 30 октября 2005 года (л.д. 10). 16 ноября  2005  года
   было   вынесено  повторное  предупреждение,  поскольку  необходимой
   информации в Главное управление Федеральной регистрационной  службы
   по   Нижегородской  области  региональным  отделением  политической
   партии  не  представлено,  с указанием устранить  нарушения  до  19
   декабря    2005   года   (л.д.   8).   О   выявленных    нарушениях
   законодательства     Нижегородским     региональным      отделением
   политической  партии "Свобода и народовластие" и предупреждениях  7
   октября  и  17  ноября  2005  года Главное  управление  Федеральной
   регистрационной   службы   по   Нижегородской   области   письменно
   проинформировало  руководителя  политического  совета  политической
   партии "Свобода и народовластие" Черепкова В.И. (л.д. 9, 7).
       Кроме  того,  из  письма  Избирательной комиссии  Нижегородской
   области   от   8  февраля  2006  года  следует,  что  Нижегородским
   региональным    отделением   политической   партии    "Свобода    и
   народовластие"   в  нарушение  требований  пункта   3   статьи   34
   Федерального  закона  "О политических партиях"  не  представлены  в
   Избирательную   комиссию   Нижегородской   области    сведения    о
   поступлении   и   расходовании  средств   регионального   отделения
   политической партии за 4 квартал 2005 года (л.д. 5).
       Отказывая   в  удовлетворении  заявления  Главного   управления
   Федеральной  регистрационной  службы  по  Нижегородской  области  о
   ликвидации   Нижегородского  регионального  отделения  политической
   партии "Свобода и народовластие" суд, исходил из вывода о том,  что
   для  этого отсутствуют предусмотренные законом основания,  так  как
   на   момент  разрешения  дела  ответчик  устранил  все  недостатки,
   выявленные  Главным управлением Федеральной регистрационной  службы
   по   Нижегородской  области  в  ходе  осуществления   контроля   за
   соблюдением  данным  региональным  отделением  политической  партии
   законодательства Российской Федерации.
       Судебная   коллегия  находит  данный  вывод  суда   правильным,
   основанным   на   нормах  материального  права   и   подтвержденным
   имеющимися  в  деле доказательствами, оценка которым дана  судом  с
   учетом  требований  статьи 67 Гражданского процессуального  кодекса
   Российской Федерации.
       Так,   представителем  Нижегородского  регионального  отделения
   политической   партии   "Свобода   и   народовластие"   суду   были
   представлены     доказательства,    подтверждающие    осуществление
   деятельности  Нижегородским  региональным  отделением  политической
   партии  "Свобода и народовластие" в 2003, 2004 и 2005 годах: отчеты
   о   его  деятельности,  протоколы  общего  собрания  (конференции),
   протоколы  счетной  комиссии  конференции  регионального  отделения
   политической партии, протоколы заседаний координационного совета  и
   протоколы  заседаний контрольно-ревизионной комиссии, постановления
   лидера    общероссийской    политической    партии    "Свобода    и
   народовластие"  (л.д. 67 - 157). При этом судом,  установлено,  что
   названные    документы   направлены   Нижегородским    региональным
   отделением политической партии "Свобода и народовластие" в  Главное
   управление  Федеральной  регистрационной  службы  по  Нижегородской
   области  и  получены последним, что не оспаривалось  представителем
   истца  в  судебном заседании. Подтверждены представителем  истца  в
   судебном  заседании  и данные, содержащиеся в указанных  документах
   (л.д. 159, 162 - 164). Таким образом, у суда имелись основания  для
   вывода   о   выполнении   Нижегородским   региональным   отделением
   политической  партии  "Свобода  и  народовластие"  обязанности   по
   информированию   Главного  управления  Федеральной  регистрационной
   службы по Нижегородской области о своей деятельности за 2003,  2004
   и 2005 года.
       Также   судом   установлено,  что  Нижегородским   региональным
   отделением политической партии "Свобода и народовластие"  исполнена
   предусмотренная  пунктом  3  статьи  27  Федерального   закона   "О
   политических     партиях"     обязанность     по     предоставлению
   уполномоченному   органу   информации  об   изменениях   в   уставе
   политической  партии "Свобода и народовластие" и  месте  нахождения
   Нижегородского   регионального   отделения   политической    партии
   "Свобода и народовластие".
       Устранено   ответчиком  и  нарушение   пункта   3   статьи   34
   Федерального   закона   "О  политических   партиях".   Сведения   о
   поступлении  и  расходовании  средств Нижегородского  регионального
   отделения  политической  партии  "Свобода  и  народовластие"  за  4
   квартал   2005  года  и  за  1  квартал  2006  года  направлены   в
   Избирательную   комиссию  Нижегородской  области   (информация   ею
   получена  6  мая  2006  года (л.д. 105, 106))  и  в  уполномоченный
   орган.   Данные  обстоятельства  подтвердил  в  судебном  заседании
   представитель   Главного  управления  Федеральной   регистрационной
   службы по Нижегородской области Бондаренко Е.Ю. (л.д. 170).
       Не  нарушены Нижегородским региональным отделением политической
   партии  "Свобода и народовластие" и требования закона к численности
   регионального  отделения  политической партии.  Судом  установлено,
   что   численность   членов   партии  Нижегородского   регионального
   отделения    политической   партии   "Свобода   и    народовластие"
   соответствует требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона  "О
   политических   партиях"  (не  менее  250   человек)   и   на   день
   рассмотрения   дела   составляет   1287   человек.   Информация   о
   численности  Нижегородского  регионального  отделения  политической
   партии  "Свобода и народовластие" направлялась в Главное управление
   Федеральной  регистрационной службы по Нижегородской области  и  им
   не оспаривалась (л.д. 164).
       Таким   образом,   суд   первой   инстанции,   учитывая   нормы
   материального   права  и  установленные  по  делу   обстоятельства,
   правомерно  отказал Главному управлению Федеральной регистрационной
   службы  по  Нижегородской области в удовлетворении его заявления  о
   ликвидации   Нижегородского  регионального  отделения  политической
   партии "Свобода и народовластие".
       Ссылка  в кассационной жалобе на то, что судом не были  приняты
   во  внимание  доводы представителя Главного управления  Федеральной
   регистрационной  службы по Нижегородской области о  недостоверности
   предоставленных  ответчиком  документов,  которые  были   предметом
   судебного  исследования, необоснованна, так как  она  опровергается
   материалами  дела, а именно протоколом судебного  заседания  от  29
   июня  2006  года.  Представителем Главного  управления  Федеральной
   регистрационной   службы  по  Нижегородской  области   в   судебном
   заседании  ни разу не заявлялось о недостоверности этих документов.
   Более  того,  из  материалов дела видно, что в  связи  с  тем,  что
   данные  документы  были направлены ответчиком в Главное  управление
   Федеральной   регистрационной  службы  по  Нижегородской   области,
   разбирательство дело дважды по его ходатайству судом  откладывалось
   с  27  апреля на 29 мая 2006 года и с 29 мая на 29 июня  2006  года
   для  проверки  сведений, содержащихся в этих документах  (л.д.  45,
   50).
       Не может служить основанием к отмене обжалуемого решения суда и
   довод   кассационной   жалобы   о   неправомочности   учредительной
   конференции  Нижегородского  регионального  отделения  политической
   партии  "Свобода и народовластие" от 14 октября 2002  года.  Данный
   довод     не    приводился    Главным    управлением    Федеральной
   регистрационной  службы по Нижегородской области ни  в  обоснование
   заявления   о  ликвидации  Нижегородского  регионального  отделения
   политической   партии  "Свобода  и  народовластие",   ни   в   ходе
   рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции. Поэтому он  и
   не   был   предметом   судебной  оценки.  Суд   определил   предмет
   доказывания  по делу и, соответственно, принял решение,  исходя  из
   заявленных требований.
       С  учетом  изложенного вынесенное по делу решение суда  следует
   признать  законным  и обоснованным. Оснований  для  его  отмены  по
   доводам кассационной жалобы не имеется.
       Руководствуясь   статьями   360   -   362,   366   Гражданского
   процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
                                   
                              определила:
                                   
       решение  Нижегородского областного суда от 29  июня  2006  года
   оставить  без  изменения, кассационную жалобу  Главного  управления
   Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области  -  без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
23.05.2015
USD
49.79
EUR
55.55
CNY
8.03
JPY
0.41
GBP
77.97
TRY
19.14
PLN
13.58
Разное