ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2006 года
Дело N 9-Г06-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М.,
Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 октября 2006
года дело по заявлению Главного управления Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области о ликвидации
Нижегородского регионального отделения политической партии
"Свобода и народовластие"
по кассационной жалобе Главного управления Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области на решение
Нижегородского областного суда от 29 июня 2006 года, которым в
удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Пчелинцевой Л.М., объяснения лидера общероссийской политической
партии "Свобода и народовластие" Черепкова В.И., координатора
регионального отделения политической партии "Свобода и
народовластие" по Нижегородской области Верника А.С., возражавших
против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
Главное управление Федеральной регистрационной службы по
Нижегородской области обратилось в суд с заявлением о ликвидации
Нижегородского регионального отделения политической партии
"Свобода и народовластие". В обоснование заявления ссылалось на
то, что данному региональному отделению политической партии
неоднократно 27 сентября 2005 года и 16 ноября 2005 года
выносились предупреждения об устранении нарушений статьи 27
Федерального закона "О политических партиях" до 30 октября 2005
года и 19 декабря 2005 года, соответственно. Однако ни в указанные
в предупреждениях сроки, ни в настоящее время информации об
устранении нарушений в Главное управление Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области не поступило.
Кроме того, по сообщению Избирательной комиссии Нижегородской
области от 8 февраля 2006 года Нижегородским региональным
отделением политической партии "Свобода и народовластие" нарушены
требования пункта 3 статьи 34 названного Закона, а именно в
Избирательную комиссию не представлены сведения о поступлении и
расходовании средств за 4 квартал 2005 года. Поэтому в связи
неоднократным нарушением действующего законодательства это
региональное отделение политической партии подлежит ликвидации.
Ответчик с заявлением Главного управления Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области не согласился.
Решением Нижегородского областного суда от 29 июня 2006 года
Главному управлению Федеральной регистрационной службы по
Нижегородской области в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Главное управление Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области просит отменить
решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы,
обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит
оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии с пунктами "а", "б" пункта 1 статьи 27
Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических
партиях" политическая партия обязана соблюдать в своей
деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, а также устав политической
партии; ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о
численности членов политической партии в каждом из региональных
отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места
нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих
структурных подразделениях, не наделенных правами юридического
лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии
правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также
копию представляемого в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации сводного финансового отчета политической
партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году.
В силу пункта 3 этой же статьи политическая партия и ее
региональные отделения обязаны информировать уполномоченные органы
об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального
закона "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о
полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких
изменений. Уполномоченные органы не позднее одного рабочего дня со
дня получения соответствующей информации от политической партии
или ее регионального отделения сообщают об этом в регистрирующий
орган, который вносит в единый государственный реестр юридических
лиц запись об изменении сведений о политической партии или ее
региональном отделении.
Политическая партия представляет в Центральную избирательную
комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное
зарегистрированное структурное подразделение политической партии -
в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на
территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и
расходовании средств политической партии. Указанные сведения
представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня
окончания квартала (пункт 3 статьи 34 Федерального закона "О
политических партиях").
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона "О политических
партиях" контроль за соблюдением политическими партиями, их
региональными отделениями и иными структурными подразделениями
законодательства Российской Федерации, а также за соответствием
деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных
структурных подразделений положениям, целям и задачам,
предусмотренным уставами политических партий, осуществляют
уполномоченные органы. Указанные органы вправе вносить в суд
заявление о приостановлении деятельности или ликвидации
политической партии, ее регионального отделения или иного
зарегистрированного структурного подразделения в соответствии с
пунктом 3 статьи 39, пунктом 3 статьи 41 и пунктом 3 статьи 42
настоящего Федерального закона.
Подпунктами "в" и "г" пункта 3 статьи 42 Федерального закона "О
политических партиях" предусмотрено, что ликвидация регионального
отделения и иного структурного подразделения политической партии
по решению суда осуществляется в случае отсутствия в региональном
отделении политической партии необходимого числа членов
политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3
настоящего Федерального закона; неоднократного непредставления
региональным отделением политической партии в установленный срок в
соответствующий территориальный орган обновленных сведений,
необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр
юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
Как видно из материалов дела, Нижегородское региональное
отделение политической партии "Свобода и народовластие" создано 14
октября 2002 года и зарегистрировано Главным управлением
Министерством юстиции Российской Федерации по Нижегородской
области 27 ноября 2002 года за N 4053. Сведения о государственной
регистрации внесены в Единый государственный реестра юридических
лиц 25 ноября 2002 года за N 1025200007832 (л.д. 11).
Также из материалов дела усматривается, что Главным управлением
Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в ходе
осуществления контроля за соблюдением Нижегородским региональным
отделением политической партии "Свобода и народовластие"
законодательства Российской Федерации были выявлены нарушения
требований статьи 27 Федерального закона "О политических партиях":
не представлена информация о продолжении своей деятельности за
2003 и 2004 года, с указанием места нахождения постоянно
действующего руководящего органа, численности регионального
отделения политической партии, а также копии финансового отчета,
направляемого в налоговые органы. В связи с этим Главным
управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской
области 27 сентября 2005 года в адрес координатора Нижегородского
регионального отделения политической партии "Свобода и
народовластие" Борисова А.Н. вынесено предупреждение о нарушении
норм действующего законодательства и установлен срок для их
устранения до 30 октября 2005 года (л.д. 10). 16 ноября 2005 года
было вынесено повторное предупреждение, поскольку необходимой
информации в Главное управление Федеральной регистрационной службы
по Нижегородской области региональным отделением политической
партии не представлено, с указанием устранить нарушения до 19
декабря 2005 года (л.д. 8). О выявленных нарушениях
законодательства Нижегородским региональным отделением
политической партии "Свобода и народовластие" и предупреждениях 7
октября и 17 ноября 2005 года Главное управление Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области письменно
проинформировало руководителя политического совета политической
партии "Свобода и народовластие" Черепкова В.И. (л.д. 9, 7).
Кроме того, из письма Избирательной комиссии Нижегородской
области от 8 февраля 2006 года следует, что Нижегородским
региональным отделением политической партии "Свобода и
народовластие" в нарушение требований пункта 3 статьи 34
Федерального закона "О политических партиях" не представлены в
Избирательную комиссию Нижегородской области сведения о
поступлении и расходовании средств регионального отделения
политической партии за 4 квартал 2005 года (л.д. 5).
Отказывая в удовлетворении заявления Главного управления
Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области о
ликвидации Нижегородского регионального отделения политической
партии "Свобода и народовластие" суд, исходил из вывода о том, что
для этого отсутствуют предусмотренные законом основания, так как
на момент разрешения дела ответчик устранил все недостатки,
выявленные Главным управлением Федеральной регистрационной службы
по Нижегородской области в ходе осуществления контроля за
соблюдением данным региональным отделением политической партии
законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным,
основанным на нормах материального права и подтвержденным
имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом с
учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Так, представителем Нижегородского регионального отделения
политической партии "Свобода и народовластие" суду были
представлены доказательства, подтверждающие осуществление
деятельности Нижегородским региональным отделением политической
партии "Свобода и народовластие" в 2003, 2004 и 2005 годах: отчеты
о его деятельности, протоколы общего собрания (конференции),
протоколы счетной комиссии конференции регионального отделения
политической партии, протоколы заседаний координационного совета и
протоколы заседаний контрольно-ревизионной комиссии, постановления
лидера общероссийской политической партии "Свобода и
народовластие" (л.д. 67 - 157). При этом судом, установлено, что
названные документы направлены Нижегородским региональным
отделением политической партии "Свобода и народовластие" в Главное
управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской
области и получены последним, что не оспаривалось представителем
истца в судебном заседании. Подтверждены представителем истца в
судебном заседании и данные, содержащиеся в указанных документах
(л.д. 159, 162 - 164). Таким образом, у суда имелись основания для
вывода о выполнении Нижегородским региональным отделением
политической партии "Свобода и народовластие" обязанности по
информированию Главного управления Федеральной регистрационной
службы по Нижегородской области о своей деятельности за 2003, 2004
и 2005 года.
Также судом установлено, что Нижегородским региональным
отделением политической партии "Свобода и народовластие" исполнена
предусмотренная пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О
политических партиях" обязанность по предоставлению
уполномоченному органу информации об изменениях в уставе
политической партии "Свобода и народовластие" и месте нахождения
Нижегородского регионального отделения политической партии
"Свобода и народовластие".
Устранено ответчиком и нарушение пункта 3 статьи 34
Федерального закона "О политических партиях". Сведения о
поступлении и расходовании средств Нижегородского регионального
отделения политической партии "Свобода и народовластие" за 4
квартал 2005 года и за 1 квартал 2006 года направлены в
Избирательную комиссию Нижегородской области (информация ею
получена 6 мая 2006 года (л.д. 105, 106)) и в уполномоченный
орган. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании
представитель Главного управления Федеральной регистрационной
службы по Нижегородской области Бондаренко Е.Ю. (л.д. 170).
Не нарушены Нижегородским региональным отделением политической
партии "Свобода и народовластие" и требования закона к численности
регионального отделения политической партии. Судом установлено,
что численность членов партии Нижегородского регионального
отделения политической партии "Свобода и народовластие"
соответствует требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О
политических партиях" (не менее 250 человек) и на день
рассмотрения дела составляет 1287 человек. Информация о
численности Нижегородского регионального отделения политической
партии "Свобода и народовластие" направлялась в Главное управление
Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области и им
не оспаривалась (л.д. 164).
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая нормы
материального права и установленные по делу обстоятельства,
правомерно отказал Главному управлению Федеральной регистрационной
службы по Нижегородской области в удовлетворении его заявления о
ликвидации Нижегородского регионального отделения политической
партии "Свобода и народовластие".
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом не были приняты
во внимание доводы представителя Главного управления Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области о недостоверности
предоставленных ответчиком документов, которые были предметом
судебного исследования, необоснованна, так как она опровергается
материалами дела, а именно протоколом судебного заседания от 29
июня 2006 года. Представителем Главного управления Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области в судебном
заседании ни разу не заявлялось о недостоверности этих документов.
Более того, из материалов дела видно, что в связи с тем, что
данные документы были направлены ответчиком в Главное управление
Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области,
разбирательство дело дважды по его ходатайству судом откладывалось
с 27 апреля на 29 мая 2006 года и с 29 мая на 29 июня 2006 года
для проверки сведений, содержащихся в этих документах (л.д. 45,
50).
Не может служить основанием к отмене обжалуемого решения суда и
довод кассационной жалобы о неправомочности учредительной
конференции Нижегородского регионального отделения политической
партии "Свобода и народовластие" от 14 октября 2002 года. Данный
довод не приводился Главным управлением Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области ни в обоснование
заявления о ликвидации Нижегородского регионального отделения
политической партии "Свобода и народовластие", ни в ходе
рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции. Поэтому он и
не был предметом судебной оценки. Суд определил предмет
доказывания по делу и, соответственно, принял решение, исходя из
заявленных требований.
С учетом изложенного вынесенное по делу решение суда следует
признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по
доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 29 июня 2006 года
оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления
Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - без
удовлетворения.
|