Вопрос: Вправе ли организации после 1 января 2005 года
учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с
ежемесячной уплатой в целевой бюджетный фонд обязательной платы за
каждого нетрудоустроенного инвалида (обязательная плата за
квотирование рабочих мест)?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2006 г. N 20-12/81148
В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами для целей
налогообложения прибыли (за исключением расходов, поименованных в
статье 270 НК РФ) признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265
НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В статье 13 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости
населения в Российской Федерации" установлено, что государство
обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим
трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты
для приема на работу инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в
соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон
N 181-ФЗ).
Согласно статье 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность
работников которых составляет более 100 человек, законодательством
субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в
процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2
и не более 4%).
Механизм установления квоты в организациях определяется
органами государственной власти субъектов РФ (часть 3 статьи 21
Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года).
При этом частью 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ (в редакции,
действовавшей до 1 января 2005 года) было определено, что в случае
невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для
приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в
бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого
нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.
Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы
определяются органами государственной власти субъектов РФ.
В данном случае Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О
квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) устанавливаются
основы квотирования рабочих мест в Москве для приема на работу
инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа
выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые.
На основании пункта 3 статьи 2 Закона N 90 выполнением квоты
для приема на работу инвалидов считается:
- либо трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих
рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части
1 статьи 2 Закона N 90, подтвержденное заключением трудового
договора, действие которого в текущем месяце составило не менее
пятнадцати дней;
- либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования
рабочих мест в Москве компенсационной стоимости квотируемого
рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного
населения, определенного в Москве на день ее уплаты в порядке,
установленном правовыми актами г. Москвы.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 20 статьи 63 Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ часть 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ,
предусматривающая внесение работодателями обязательной платы в
случае невыполнения или невозможности выполнения установленной
квоты для приема на работу инвалидов, признана утратившей силу с 1
января 2005 года.
Таким образом, расходы, связанные с обязательной платой в связи
с невозможностью исполнения условия квотирования, с 1 января 2005
года при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организацией не учитываются.
Основание: письма ФНС России от 28.07.2006 N 02-1-07/65 и от
05.09.2006 N 02-1-08/182@.
Руководитель Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса
Н.В. Синикова
|