Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 17.10.2006 N 86/06 ПО ДЕЛУ N А76-1078/05-46-383 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЙ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, НЕ ПОДЛЕЖАТ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 17 октября 2006 г. N 86/06
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -  заместителя   Председателя   Высшего
   Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского
   В.В.,  Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А.,
   Першутова  А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И.,  Юхнея
   М.Ф. -
       рассмотрел    заявление   Межрайонной   инспекции   Федеральной
   налоговой   службы  по  крупнейшим  налогоплательщикам   N   2   по
   Челябинской   области  о  пересмотре  в  порядке  надзора   решения
   Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2005 по делу N  А76-
   1078/05-46-383  и  постановления  Федерального  арбитражного   суда
   Уральского округа от 06.10.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от   Межрайонной  инспекции  Федеральной  налоговой  службы  по
   крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области  -  Будыка
   И.Н., Наурзбаев Р.Р., Репьева В.В., Тихоновский Ф.И.;
       от  открытого акционерного общества "Прокатмонтаж" -  Дмитриева
   А.П., Мощенко В.В., Петров О.В., Шапранов М.Ю.;
       от   Территориального   объединения   профсоюзных   организаций
   общероссийского  объединения  профсоюзов  "Российское   объединение
   социальных  технологий"  в  Челябинской  области  -  Краснов  Н.И.,
   Семенов Д.А.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Першутова  А.Г.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Межрайонной   инспекцией  Федеральной   налоговой   службы   по
   крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области  (далее  -
   инспекция)   проведена   выездная  налоговая   проверка   открытого
   акционерного   общества  "Прокатмонтаж"  (далее  -   общество)   по
   вопросам   соблюдения  законодательства  о  налогах  и  сборах,   в
   частности  уплаты  налога  на доходы физических  лиц  за  период  с
   01.01.2001  по  17.10.2004. По результатам  проверки  на  основании
   акта  от  10.12.2004  N  31  и  возражений  к  нему  от  23.12.2004
   инспекцией  принято  решение от 11.01.2005 N 1,  в  соответствии  с
   которым  общество привлечено к налоговой ответственности по  статье
   123  Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того,  обществу
   предложено уплатить налог на доходы физических лиц и пени.
       Одним из оснований доначисления налога послужило невключение  в
   налоговую  базу  для  исчисления налога на  доходы  физических  лиц
   компенсационных  выплат работникам, занятым на  тяжелых  работах  и
   работах  с  вредными условиями труда. По мнению  инспекции,  данные
   компенсационные  выплаты  должны  рассматриваться   как   одна   из
   составных  частей  повышенной  оплаты  труда  за  работу  в  особых
   условиях, являются доходом физического лица и подлежат включению  в
   налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц.
       Не  согласившись  с решением инспекции, общество  обратилось  в
   Арбитражный  суд Челябинской области с заявлением о  признании  его
   частично недействительным.
       В   качестве   третьего  лица  к  участию  в  деле   привлечено
   Территориальное      объединение      профсоюзных       организаций
   общероссийского  объединения  профсоюзов  "Российское   объединение
   социальных   технологий"   в   Челябинской   области    (далее    -
   объединение).
       Решением   суда  первой  инстанции  от  05.05.2005   заявленные
   требования удовлетворены частично.
       Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от
   06.10.2005 решение оставил без изменения.
       Удовлетворяя    требование   общества   в    части    признания
   недействительным  решения  инспекции об  уплате  налога  на  доходы
   физических  лиц, суды первой и кассационной инстанций  исходили  из
   положений  Трудового кодекса Российской Федерации,  закрепленных  в
   статьях  147  и  219,  согласно которым  оплата  труда  работников,
   занятых  на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными  и
   иными   особыми  условиями  труда,  устанавливается  в   повышенном
   размере    по    сравнению   с   тарифными   ставками   (окладами),
   установленными  для  различных  видов  работ.  Кроме  того,  каждый
   работник  имеет  право  на  компенсации,  предусмотренные  законом,
   коллективным  договором, соглашением, трудовым договором,  если  он
   занят  на  тяжелых  работах и работах с вредными и  (или)  опасными
   условиями труда.
       Судами  установлено, что рассматриваемые выплаты  за  работу  в
   тяжелых,  вредных,  опасных и (или) особо  опасных  условиях  труда
   предусмотрены коллективным договором.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных  актов
   инспекция    ссылается    на   неправильное    применение    судами
   законодательства о налогах и сборах.
       В   отзывах   на   заявление  общество  и  объединение   просят
   оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
       Проверив   обоснованность  доводов,  изложенных  в   заявлении,
   отзывах   на   него  и  выступлениях  присутствующих  в   заседании
   представителей  участвующих  в деле  лиц,  Президиум  считает,  что
   оспариваемые  судебные  акты  подлежат  оставлению  без  изменения,
   заявление  инспекции - оставлению без удовлетворения  по  следующим
   основаниям.
       В  силу  пункта  3  статьи  217 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   не  подлежат  налогообложению  все  виды  установленных
   действующим      законодательством      Российской       Федерации,
   законодательными  актами субъектов Российской Федерации,  решениями
   представительных  органов  местного самоуправления  компенсационных
   выплат,   связанных   с  исполнением  налогоплательщиком   трудовых
   обязанностей.
       В   статье   164   Трудового   кодекса   Российской   Федерации
   раскрывается    понятие   "компенсация"   -    денежная    выплата,
   установленная  в  целях возмещения работникам затрат,  связанных  с
   исполнением  ими  трудовых  или  иных  предусмотренных  федеральным
   законом обязанностей.
       Согласно  статье  146  Трудового кодекса  Российской  Федерации
   оплата  труда  работников, занятых на тяжелых  работах,  работах  с
   вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится  в
   повышенном размере.
       В  соответствии  со  статьей 147 Трудового  кодекса  Российской
   Федерации  оплата  труда работников, занятых  на  тяжелых  работах,
   работах  с  вредными  и  (или) опасными и иными  особыми  условиями
   труда   устанавливается  в  повышенном  размере  по   сравнению   с
   тарифными  ставками (окладами), установленными для различных  видов
   работ   с   нормальными  условиями  труда,  но  не  ниже  размеров,
   установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
       Перечень  тяжелых  работ, работ с вредными и (или)  опасными  и
   иными   особыми   условиями   труда   определяется   Правительством
   Российской  Федерации  с  учетом  мнения  Российской  трехсторонней
   комиссии  по регулированию социально-трудовых отношений.  Повышение
   заработной   платы   по   указанным  основаниям   производится   по
   результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры  повышенной
   заработной  платы  устанавливаются работодателем  с  учетом  мнения
   представительного  органа работников либо  коллективным  договором,
   трудовым договором.
       Следовательно,  указанные  выплаты  являются  составной  частью
   заработной  платы  работников  и не  имеют  отношения  к  выплатам,
   предусмотренным  абзацем  девятым пункта 3  статьи  217  Налогового
   кодекса Российской Федерации.
       Как установлено судами, доплаты, предусмотренные статьями 146 и
   147  Трудового кодекса Российской Федерации, составляли в  обществе
   4  -  8  процентов  от  тарифной  ставки  (должностного  оклада)  и
   включались в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.
       В  то  же время, помимо указанных доплат, общество на основании
   коллективного  договора приняло решение в соответствии  со  статьей
   219   Трудового  кодекса  Российской  Федерации  о  компенсационных
   выплатах  работникам,  занятым  на  тяжелых  работах  и  работах  с
   вредными и (или) опасными условиями труда, которые согласно  пункту
   3  статьи  217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежали
   обложению налогом на доходы физических лиц.
       По   мнению   Министерства   финансов   Российской   Федерации,
   высказанному в письмах от 27.04.2004 N 04-04-04/53 и от  28.12.2005
   N   03-05-01-04/405,  компенсации,  выплачиваемые  работодателем  в
   соответствии   со   статьей   219  Трудового   кодекса   Российской
   Федерации,  не подлежат обложению налогом на доходы физических  лиц
   на  основании  пункта  3 статьи 217 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации.
       При таких обстоятельствах с учетом пункта 7 статьи 3 Налогового
   кодекса  Российской Федерации оспариваемые судебные  акты  подлежат
   оставлению  без  изменения, а заявление инспекции - оставлению  без
   удовлетворения.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  1
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2005  по
   делу    N    А76-1078/05-46-383   и   постановление    Федерального
   арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2005 по тому  же  делу
   оставить    без   изменения,   заявление   Межрайонной    инспекции
   Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам  N  2
   по Челябинской области - без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                           В.Н.ИСАЙЧЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
Разное