Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.10.2006 N 25-Г06-7 ЗАЯВЛЕНИЕ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТ. 5 ЗАКОНА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О РАЗМЕЩЕНИИ ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 30.12.2005 N 90/2005-ОЗ (В РЕДАКЦИИ ОТ 05.06.2006) УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ЗАКОНОДАТЕЛЬ СУБЪЕКТА РФ НЕОБОСНОВАННО РАСШИРИЛ ПЕРЕЧЕНЬ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 11 октября 2006 года
   
                                                       Дело N 25-Г06-7
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО
   "Мираж" о признании недействующими ст. ст. 2, 3, 4, 5, ч. 2  ст.  6
   Закона  Астраханской области от 30.12.05 N 90/2005-03 "О размещении
   игорных  заведений на территории Астраханской области"  в  редакции
   Закона  Астраханской  области от 05.06.06 "О внесении  изменений  в
   Закон  Астраханской  области  "О размещении  игорных  заведений  на
   территории   Астраханской   области"   по   кассационным    жалобам
   Государственной    Думы    Астраханской    области,     губернатора
   Астраханской области на решение Астраханского областного суда от  9
   августа 2006 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Меркулова  В.П.,  объяснения  представителей  Государственной  Думы
   Астраханской  области  Чернышевой Е.С. и  губернатора  Астраханской
   области  Курмаевой  А.А., поддержавших доводы  кассационных  жалоб,
   возражения  представителя  ООО "Мираж" Литвинова  И.О.,  заключение
   помощника  Генерального прокурора Российской  Федерации  Гончаровой
   Н.Ю.,  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       ООО   "Мираж"  обратилось  в  суд  с  заявлением  о   признании
   недействующими   статей  2,  3,  4,  5,  ч.  2  статьи   6   Закона
   Астраханской  области  от  30.12.05  N  90/2005-03  "О   размещении
   игорных  заведений на территории Астраханской области"  в  редакции
   Закона  Астраханской  области от 05.06.06 "О внесении  изменений  в
   Закон  Астраханской  области  "О размещении  игорных  заведений  на
   территории  Астраханской области", ссылаясь на то, что оспариваемые
   нормы   Закона,   устанавливающие   дополнительные   требования   к
   размещению  объектов  игорного бизнеса на  территории  Астраханской
   области   и  предусматривающие  согласование  размещения   объектов
   игорного   бизнеса  с  уполномоченным  правительством  Астраханской
   области   органом   исполнительной  власти  Астраханской   области,
   противоречат   действующему   федеральному   законодательству,    и
   нарушают права общества, осуществляющего свою деятельность в  сфере
   игорного бизнеса.
       Решением  Астраханского областного суда от 9 августа 2006  года
   постановлено:  признать  ст.  5  Закона  Астраханской  области   от
   30.12.05   N   90/2005-03  "О  размещении  игорных   заведений   на
   территории  Астраханской  области" в редакции  Закона  Астраханской
   области  от  05.06.06  "О внесении изменений в  Закон  Астраханской
   области  "О размещении игорных заведений на территории Астраханской
   области" не действующей со дня ее принятия.
       В  остальной  части  требования оставить без удовлетворения.  В
   кассационных  жалобах  ставится  вопрос  об  отмене  решения  ввиду
   существенных нарушений норм материального и процессуального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
       Анализ  ст.  ст.  3  и 5 Федерального закона "О  лицензировании
   отдельных   видов   деятельности"  от   08.08.2001   N   128-ФЗ   в
   совокупности  с  нормами  пп. "б" п. 4 Положения  о  лицензировании
   деятельности  по организации и содержанию тотализаторов  и  игорных
   заведений,  утвержденного  Постановлением Правительства  Российской
   Федерации  от  15  июля 2002 г. N 52, свидетельствует  о  том,  что
   субъект  Российской Федерации не наделен полномочиями  регулировать
   отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности,  в  том
   числе,  определять  условия осуществления этой деятельности  лицам,
   имеющим федеральную лицензию.
       Статьей  5 Закона Астраханской области от 30.12.05 N 90/2005-03
   "О   размещении   игорных  заведений  на  территории   Астраханской
   области"  в  редакции Закона Астраханской области  от  05.06.06  "О
   внесении  изменений  в  Закон Астраханской  области  "О  размещении
   игорных  заведений на территории Астраханской области"  установлены
   требования  к  размещению  объектов  игорного  бизнеса,  содержащие
   запрет на размещение в нежилых помещениях, являющихся частью  жилых
   помещений  либо  многоквартирных домов; в зданиях и  помещениях,  в
   которых    размещены    органы   государственной    власти,    иные
   государственные органы, органы местного самоуправления; в  зданиях,
   расположенных на расстоянии менее 100 метров от границы  здания,  в
   котором  размещается организация, осуществляющая культовую  и  иную
   религиозную  деятельность,  а также от границ  мест  погребения,  в
   зданиях  и  помещениях, в которых размещены  детские  сады,  школы,
   иные  образовательные учреждения, медицинские учреждения,  а  также
   учреждения,   работающие   с   несовершеннолетними;    в    зданиях
   автовокзалов,  железнодорожных и речных  вокзалов,  речных  портов,
   аэропортов,  на  территориях рынков, парков культуры  и  отдыха,  в
   зданиях  и помещениях, в которых размещены спортивные комплексы,  в
   помещениях организаций розничной торговли, общественного питания  и
   бытового   обслуживания  населения;  на  остановках   общественного
   транспорта.
       Данной  нормой  также установлено, что деятельность  в  области
   организации  и  проведения  азартных игр  и  (или)  пари  не  может
   осуществляться  вне  зданий, помещений. Площадь игорного  заведения
   должна  быть не менее 80 квадратных метров, за исключением  казино,
   площадь  которого  должна быть не менее 200  квадратных  метров,  в
   которую   не  включается  площадь  подсобных  помещений,  а   также
   площадь,  используемая для мест отдыха участников  азартных  игр  и
   (или) пари, гардеробных, туалетов.
       Помещение,  где  осуществляется деятельность по  организации  и
   проведению азартных игр и (или) пари, должно иметь отдельный вход.
       Изложенные  в  статье 5 Закона Астраханской области  требования
   носят  обязательный характер, за неисполнение которых предусмотрена
   административная ответственность.
       Вывод суда о том, что указанный в пп. "б" пункта 4 Положения  о
   лицензировании   деятельности   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов   и   игорных   заведений   исчерпывающий    перечень
   ограничений   для   размещения  игорных   заведений   необоснованно
   расширен   законодателем  субъекта  Российской  Федерации,   сделан
   правильно.
       При   таких   обстоятельствах  вывод  суда  об   удовлетворении
   заявленных требований в этой части, сделан правильно.
       Доводы, изложенные в кассационных жалобах Государственной  Думы
   Астраханской  области  и  губернатора  Астраханской   области,   не
   опровергают выводов суда.
       Нормы   ст.   5  Закона  Астраханской  области  непосредственно
   регулируют   вопросы  о  размещении  объектов   игорного   бизнеса,
   являются  лицензионными требованиями и условиями при  осуществлении
   деятельности  по организации и содержанию тотализаторов  и  игорных
   заведений.   В   связи  с  этим  нельзя  считать,   что   названное
   регулирование     осуществляется    в    рамках    административных
   правоотношений,  возникающих  при реализации  субъектом  Российской
   Федерации  полномочий по обеспечению защиты прав и свобод  человека
   и гражданина, а также правопорядка и общественной безопасности.
       Отсутствие   специального  федерального  закона,  регулирующего
   деятельность по организации и проведению азартных игр  и  пари,  не
   дает  субъектам  Российской  Федерации в  осуществлять  собственное
   правовое   регулирование  по  предметам  совместного   ведения   до
   принятия   федеральных   законов,  поскольку   вопросы   размещения
   объектов      игорных      заведений     разрешены      федеральным
   законодательством:  Положением  о  лицензировании  деятельности  по
   организации   и  содержанию  тотализаторов  и  игорных   заведений,
   утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   15   июля   2002  г.  N  525,  принятым  Правительством  в  порядке
   исполнения  Федерального закона "О лицензировании  отдельных  видов
   деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
       Решение суда в остальной части не оспаривается.
       В  соответствии  со  ст.  ст. 2,  3,  4,  ч.  2  ст.  6  Закона
   Астраханской области "О размещении игорных заведений на  территории
   Астраханской  области"  в редакции Закона Астраханской  области  от
   05.06.06  "О  внесении  изменений в Закон Астраханской  области  "О
   размещении  игорных  заведений на территории Астраханской  области"
   организаторы   игорного  заведения,  осуществляющие  на   основании
   полученной  в  установленном  порядке лицензии  предпринимательскую
   деятельность  в  сфере  игорного бизнеса, согласовывают  размещение
   объектов   игорного   бизнеса   с   уполномоченным   правительством
   Астраханской  области  органом исполнительной  власти  Астраханской
   области.
       Суд  правильно пришел к выводу, что такое согласование не может
   рассматриваться  как  противоречие  федеральному  закону,  так  как
   разрешение  на  осуществление игровой  деятельности  в  местах,  не
   запрещенных    Положением   о   лицензировании   деятельности    по
   организации   и  содержанию  тотализаторов  и  игорных   заведений,
   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   15.07.02, не носит безусловного характера.
       Нормы    материального   права   применены   судом   правильно,
   процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
       Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос  в
   кассационных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Астраханского областного суда от 9 августа  2006  года
   оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственной  Думы
   Астраханской  области,  губернатора  Астраханской  области  -   без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
Разное