Утверждаю
И.о. Министра путей сообщения
Российской Федерации
А.В.ЦЕЛЬКО
11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
Утверждено
распоряжением МПС России
от 14 декабря 2001 г. N 254р
Согласовано
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и
метрологии
В.Н.КРУТИКОВ
25 декабря 2001 года
Дата введения -
1 января 2002 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ПР 32.06-2001
Предисловие
1. Разработано Государственным унитарным предприятием
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного
транспорта (ГУП ВНИИЖТ МПС России).
Внесено Департаментом технической политики МПС России.
2. Принято и введено в действие распоряжением МПС России от 14
декабря 2001 г. N 254р.
3. Взамен ПР 32.06-95.
1. Область применения
Настоящее Положение устанавливает главные задачи, структуру,
основные права и обязанности метрологической службы федерального
железнодорожного транспорта и распространяется на все
подразделения метрологической службы федерального железнодорожного
транспорта, осуществляющие выполнение работ по обеспечению
единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю
и надзору в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
обеспечении единства измерений" от 27.04.1993 N 4871-1,
Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" от
25.08.1995 N 153-ФЗ, Правилами технической эксплуатации железных
дорог Российской Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-756.
2. Нормативные ссылки
В настоящем Положении использованы ссылки на следующие
нормативные документы:
Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений"
от 27.04.1993 N 4871-1
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994
N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечении
единства измерений, сертификации продукции и услуг"
Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" от
25.08.1995 N 153-ФЗ
Соглашение о взаимодействии Госстандарта России и МПС России по
метрологическому обеспечению железнодорожного транспорта от
09.04.1998
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-756
ИСО 10012-1-92. Требования по обеспечению качества
измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического
подтверждения для измерительного оборудования
ИСО 10012-2-97. Обеспечение качества измерительного
оборудования. Часть 2. Руководящие указания по управлению
измерительными процессами
ПР 50-732-93. ГСИ. Типовое положение о метрологической службе
государственных органов управления Российской Федерации и
юридических лиц
ПР 50.2.008-94. ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых
организации метрологической службы государственных органов
управления Российской Федерации и объединений юридических лиц
ПР 50.2.013-97. ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб
юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и
проведения метрологической экспертизы документации
РД 32.25-93. Методические указания по планированию
метрологического обслуживания средств измерений и состава
подразделений метрологической службы железных дорог в условиях
рыночной экономики
РД 32-42-95. Организация и порядок аккредитации подразделений
метрологических служб железнодорожного транспорта
РД 32.75-97. Порядок организации калибровочных работ и контроля
их качества в метрологических службах железных дорог
РД 32.76-97. Организация и порядок проведения поверки, ремонта,
метрологического контроля и списания средств измерений
ПР 32.82-97. Метрологическое обеспечение. Система
автоматизированного ведения отраслевого реестра средств измерений,
допущенных к применению в отрасли и не подлежащих государственному
контролю и надзору. Порядок ведения реестра
ПР 32.99-97. Положение о системе калибровки средств измерений
на железных дорогах Российской Федерации. Основные положения
Р 32-110-98. Руководство по установлению номенклатуры
контролируемых параметров и средств измерений на железнодорожном
транспорте, подлежащих государственному метрологическому контролю
и надзору.
3. Определения в сокращения
В настоящем Положении использованы следующие определения и
сокращения:
поверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых
органами государственной метрологической службы (другими
уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения
и подтверждения соответствия средства измерений установленным
техническим требованиям;
калибровка средства измерений - совокупность операций,
выполняемых с целью определения и подтверждения действительных
значений метрологических характеристик и (или) пригодности к
применению средства измерений, не подлежащего государственному
метрологическому контролю и надзору;
метрологический контроль и надзор - деятельность,
осуществляемая органом государственной метрологической службы
(государственный метрологический контроль и надзор) или
метрологической службой юридического лица в целях проверки
соблюдения установленных метрологических правил и норм;
МС - метрологическая служба - совокупность субъектов
деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства
измерений;
ГОМС - головная организация метрологической службы федерального
железнодорожного транспорта;
БОМС - базовая организация метрологической службы федерального
железнодорожного транспорта;
ДЦСМ - дорожный центр стандартизации и метрологии;
МВИ - методика выполнения измерений;
СИ - средства измерений.
4. Общие положения
4.1. Настоящее Положение разработано на основе ПР 50-732, ПР
50.2.008, ПР 50.2.013, в соответствии с Законом Российской
Федерации "Об обеспечении единства измерений" и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 100 "Об
организации работ по стандартизации, обеспечении единства
измерений, сертификации продукции и услуг", с учетом Соглашения о
взаимодействии Госстандарта России и МПС России по
метрологическому обеспечению железнодорожного транспорта от
09.04.1998.
4.2. МС федерального железнодорожного транспорта, структурная
схема которой приведена в Приложении А к настоящему Положению,
представляет собой централизованную систему, основными звеньями
которой являются:
Департамент технической политики МПС России (отдел
сертификации, стандартизации и метрологии в его составе). Функции
главного метролога МПС России возлагаются на одного из
заместителей руководителя Департамента;
ГОМС федерального железнодорожного транспорта, структурная
схема которой приведена в Приложении Б к настоящему Положению;
БОМС федерального железнодорожного транспорта по
соответствующим хозяйствам федерального железнодорожного
транспорта и (или) областям деятельности, структурная схема
которой приведена в Приложении В к настоящему Положению;
МС железных дорог федерального железнодорожного транспорта,
структурная схема которой приведена в Приложении Г к настоящему
Положению;
МС организаций федерального железнодорожного транспорта, не
входящих в состав железной дороги, структурная схема которой
приведена в Приложении Д к настоящему Положению.
Перечень ГОМС, БОМС и области их деятельности по
метрологическому обеспечению приведены в Приложении Е к настоящему
Положению.
МС железной дороги включает:
ДЦСМ, возглавляемый главным метрологом дороги, структурная
схема которого приведена в Приложении Ж к настоящему Положению;
главных метрологов служб и дорожных дирекций;
опорные лаборатории МС по видам измерений;
МС отделений железной дороги, возглавляемые главным метрологом
отделения;
МС организаций и структурных подразделений железной дороги;
метрологов или лиц, ответственных за метрологическое
обеспечение в подразделениях железной дороги федерального
железнодорожного транспорта, не имеющих метрологических
подразделений.
4.3. Работы по обеспечению единства измерений относятся к
основным видам работ, а подразделения МС - к основным
производственным, научно-исследовательским, конструкторским,
проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.
Структура и штаты подразделения МС устанавливаются
руководителем организации федерального железнодорожного транспорта
с учетом требований РД 32.25 и настоящего Положения.
4.4. ГОМС и БОМС назначаются МПС России, по согласованию с
Госстандартом России, из числа ведущих научно-исследовательских,
научно-производственных, проектно-конструкторских и
технологических организаций для выработки технической политики и
координации работ в области обеспечения единства и требуемой
точности измерений на федеральном железнодорожном транспорте.
Для рассмотрения актуальных вопросов обеспечения единства
измерений на федеральном железнодорожном транспорте создается
совет главных метрологов, возглавляемый председателем совета
главных метрологов - главным метрологом МПС России.
4.5. ГОМС и БОМС подлежат аккредитации на техническую
компетентность в осуществлении функций головной (базовой)
организации метрологической службы на федеральном железнодорожном
транспорте, проводимой в соответствии с ПР 50-732, ПР 50.2.008, РД
32-42.
4.6. Финансирование работ по выполнению задач ГОМС и БОМС
осуществляется из централизованных фондов МПС России, а
финансирование работ по выполнению задач, стоящих перед МС
железной дороги, осуществляется за счет эксплуатационных расходов
железной дороги. Финансирование работ МС организаций федерального
железнодорожного транспорта, не входящих в состав железной дороги,
осуществляется за счет собственных средств организации.
Метрологические услуги, оказываемые ГОМС и БОМС организациям
федерального железнодорожного транспорта, оплачиваются
заинтересованными организациями в соответствии с заключенными
между ними договорами.
4.7. Руководители департаментов и управлений МПС России
отвечают за соответствие метрологическим нормам и правилам
визируемых (согласуемых) проектов отраслевых стандартов и
технических регламентов по ремонту и обслуживанию железнодорожной
техники.
4.8. Руководители организаций федерального железнодорожного
транспорта отвечают за соблюдение метрологических правил и норм,
направленных на обеспечение единства и требуемой точности
измерений, правил поверки, состояние и применение СИ.
4.9. Главный метролог железной дороги назначается приказом
начальника железной дороги и подчиняется непосредственно главному
инженеру.
Назначение главного метролога отделения, дорожных дирекций,
службы, организации дорожного подчинения согласуется с главным
метрологом железной дороги.
Назначение метролога, ответственного за метрологическое
обеспечение подразделения отделения железной дороги,
согласовывается с главным метрологом отделения железной дороги.
4.10. В своей деятельности работники МС руководствуются
законодательством Российской Федерации, стандартами и другой
нормативной документацией Государственной системы обеспечения
единства измерений Российской Федерации, постановлениями
Госстандарта России, нормативными актами МПС России, а также
настоящим Положением.
4.11. Каждое подразделение МС разрабатывает свое положение о МС
применительно к конкретным условиям своей деятельности по
обеспечению единства и требуемой точности измерений,
метрологическому контролю и надзору в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и на
основе настоящего Положения.
4.12. Положение о ГОМС согласовывается с главным метрологом МПС
России и утверждается ее руководителем.
4.13. Положение о БОМС согласовывается с главным метрологом МПС
России и ГОМС и утверждается ее руководителем.
4.14. Положение о МС железной дороги согласовывается с главным
метрологом МПС России и ГОМС и утверждается начальником железной
дороги.
Положение о МС структурного подразделения железной дороги
согласовывается с главным метрологом железной дороги и
утверждается руководителем подразделения железной дороги.
4.15. Положение о МС организации федерального железнодорожного
транспорта, не входящей в состав железной дороги, согласовывается
с соответствующей БОМС и утверждается руководителем организации.
4.16. Положение о МС должно содержать информационные данные об
организации и определять структуру МС и ее звеньев, их главные
задачи, основные права и обязанности.
4.17. Указания главного метролога МПС России в области
метрологического обеспечения обязательны для исполнения всеми
департаментами, управлениями МПС России и организациями
федерального железнодорожного транспорта.
4.18. Указания главного метролога железной дороги в области
метрологического обеспечения обязательны для служб, дорожных
дирекций, отделений и структурных подразделений железной дороги.
4.19. Указания главного метролога организации федерального
железнодорожного транспорта в области метрологического обеспечения
обязательны для всех ее структурных подразделений.
5. Главные задачи метрологической службы
федерального железнодорожного транспорта
К главным задачам МС федерального железнодорожного транспорта
относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерений в целях
повышения безопасности и качества перевозочного процесса,
улучшения качества выпускаемой продукции, уровня научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ, развития техники
измерений, достижения необходимого уровня обслуживания и ремонта
подвижного состава и других технических средств федерального
железнодорожного транспорта;
определение основных направлений деятельности и выполнение
работ по метрологическому обеспечению исследований, разработок,
производства, испытаний и эксплуатации продукции, выпускаемой и
используемой на федеральном железнодорожном транспорте;
внедрение современных методов и СИ, автоматизированного
контрольно-измерительного оборудования, измерительных систем,
эталонов, применяемых для калибровки (поверки) средств измерений;
осуществление метрологического контроля путем калибровки
(поверки) СИ, проверки своевременности представления СИ на
испытания по утверждению типа, а также на поверку (калибровку) в
установленном порядке;
осуществление метрологического надзора за состоянием и
применением СИ, МВИ, эталонами, применяемыми для калибровки
(поверки) СИ, соблюдением метрологических правил и норм,
требований нормативной документации по обеспечению единства
измерений;
развитие, совершенствование и укрепление МС федерального
железнодорожного транспорта;
установление рациональной номенклатуры измеряемых
(контролируемых) параметров на федеральном железнодорожном
транспорте в областях использования СИ, подлежащих
государственному метрологическому контролю и надзору, и
согласование ее с Госстандартом России;
контроль внедрения и функционирования системы подтверждения
метрологической пригодности и качества измерительного оборудования
и управления измерительными процессами на основе стандартов ИСО
(ИСО 10012-1, ИСО 10012-2).
6. Права и обязанности
Департамента технической политики МПС России
по обеспечению единства и требуемой точности измерений
на федеральном железнодорожном транспорте
6.1. Департамент технической политики МПС России имеет право:
осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением
СИ, МВИ, эталонами, применяемыми для калибровки (поверки) СИ,
соблюдением метрологических правил и норм, требований нормативных
документов по обеспечению единства измерений;
проводить аккредитацию ГОМС и БОМС на техническую
компетентность в осуществлении функций головной (базовой)
организации метрологической службы на федеральном железнодорожном
транспорте;
решать вопросы организации и проведения работ по аккредитации
МС организаций федерального железнодорожного транспорта на право
выполнения поверки и калибровки СИ;
выдавать МС проверяемых организаций федерального
железнодорожного транспорта обязательные предписания, направленные
на предотвращение, прекращение или устранение нарушений
метрологических правил и норм;
получать от подвергаемых контролю МС организаций материалы,
необходимые для проведения проверок в порядке осуществления
метрологического надзора;
вносить предложения руководству МПС России о назначении ГОМС и
БОМС и осуществлять контроль за их деятельностью;
вносить предложения руководству МПС России об отмене
нормативных документов в области обеспечения единства измерений,
нормативных актов МПС России, противоречащих метрологическим
правилам и нормам, готовить заключения по проектам нормативных
документов в области стандартизации и метрологии;
готовить предложения руководству МПС России о привлечении
независимых экспертов к проведению метрологической экспертизы
проектной, конструкторской, технологической документации и
программ метрологического обеспечения федерального
железнодорожного транспорта;
представлять руководству МПС России, руководителям организаций
федерального железнодорожного транспорта предложения о поощрении
работников МС, добившихся высоких показателей в работе, и о
необходимости принятия мер в отношении нарушителей метрологических
правил и норм.
6.2. Департамент технической политики МПС России:
проводит единую научно-техническую политику и осуществляет
координацию работ по обеспечению единства измерений и систем
качества на федеральном железнодорожном транспорте;
осуществляет взаимодействие с Госстандартом России по вопросам
обеспечения единства измерений; в т.ч. по установлению
рациональной номенклатуры измеряемых (контролируемых) параметров
на федеральном железнодорожном транспорте в областях использования
СИ, подлежащих государственному метрологическому контролю и
надзору;
организует и участвует в работе по формированию перспективных и
ежегодных планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ в области государственной, отраслевой стандартизации и
метрологического обеспечения;
организует проведение метрологического надзора за состоянием и
применением СИ, МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для
калибровки (поверки) СИ, соблюдением метрологических правил и
норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
участвует в разработке планов организационно-технических
мероприятий по дальнейшему развитию, совершенствованию и
укреплению МС федерального железнодорожного транспорта;
осуществляет подготовку к рассмотрению на Научно-техническом
совете МПС России и Коллегии МПС России наиболее важных вопросов в
деятельности метрологической службы на федеральном железнодорожном
транспорте.
7. Права и обязанности лиц, ответственных
за метрологическое обеспечение в департаментах
и управлениях МПС России
7.1. Лица, ответственные за метрологическое обеспечение в
департаментах и управлениях МПС России, имеют право:
осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением
СИ, МВИ, эталонами, применяемыми для калибровки (поверки) СИ,
соблюдением метрологических правил и норм, требований нормативных
документов по обеспечению единства измерений соответствующего
хозяйства федерального железнодорожного транспорта;
получать от подвергаемых контролю МС организаций федерального
железнодорожного транспорта материалы, необходимые для проведения
проверок в порядке осуществления метрологического надзора;
вносить предложения руководству МПС России об отмене
нормативных документов в области обеспечения единства измерений,
нормативных актов МПС России, противоречащих метрологическим
правилам и нормам, готовить заключения по проектам нормативных
документов в области метрологии;
представлять руководству МПС России, руководителям организаций
федерального железнодорожного транспорта соответствующего
хозяйства предложения о поощрении работников МС, добившихся
высоких показателей в работе, и о необходимости принятия мер в
отношении нарушителей метрологических правил и норм.
7.2. Лица, ответственные за метрологическое обеспечение в
департаментах и управлениях МПС России:
организуют проведение анализа состояния измерений и испытаний в
соответствующем хозяйстве с целью определения приоритетных
направлений совершенствования метрологической работы;
разрабатывают планы организационно-технических мероприятий
повышения уровня метрологического обеспечения и внедрения
стандартов в соответствующем хозяйстве и сертификации продукции;
анализируют потребность организаций соответствующего хозяйства
федерального железнодорожного транспорта в средствах
измерительного контроля, испытаний и диагностики;
согласовывают номенклатуру контролируемых параметров, требуемые
нормы точности при контроле показателей качества продукции;
проводят анализ причин нарушения безопасности труда, технологии
производства и ремонта железнодорожной техники,
непроизводительного расхода топливно-энергетических ресурсов,
связанных с состоянием средств измерений;
осуществляют контроль за обязательным проведением
метрологической экспертизы представляемых департаменту
(управлению) МПС России нормативных документов в области
стандартизации, метрологии, а также технологических инструкций,
содержащих измерительные процедуры;
организуют подготовку, повышение квалификации кадров в области
метрологического обеспечения в соответствующем хозяйстве
федерального железнодорожного транспорта.
8. Права и обязанности головной
организации метрологической службы федерального
железнодорожного транспорта
8.1. ГОМС имеет право:
выдавать МС проверяемых организаций федерального
железнодорожного транспорта обязательные для выполнения
предписания, направленные на предотвращение, прекращение или
устранение нарушений метрологических правил и норм;
получать от подвергаемых контролю МС проверяемых организаций
федерального железнодорожного транспорта материалы, необходимые
для проведения проверок в порядке осуществления метрологического
надзора;
требовать в установленном порядке от организаций федерального
железнодорожного транспорта предоставления материалов по вопросам
метрологического обеспечения для реализации поставленных перед
ГОМС задач и выполнения обязанностей, указанных в пункте 8.2
настоящего Положения;
привлекать в установленном порядке организации федерального
железнодорожного транспорта и отдельных специалистов к выполнению
работ по метрологическому обеспечению;
представлять в установленном порядке МПС России в органах
Госстандарта России и других организациях по вопросам
метрологического обеспечения федерального железнодорожного
транспорта;
представлять главному метрологу МПС России, руководителям
организаций федерального железнодорожного транспорта предложения о
поощрении работников МС, добившихся высоких показателей в работе;
осуществлять взаимодействие с органами Госстандарта России,
организациями федерального железнодорожного транспорта и других
ведомств по вопросам, относящимся к компетенции ГОМС, на
федеральном железнодорожном транспорте.
8.2. ГОМС:
формирует научно-техническую политику и осуществляет научно-
методическое руководство работами в области обеспечения единства
измерений на федеральном железнодорожном транспорте;
проводит работу по аттестации МВИ, применяемых на федеральном
железнодорожном транспорте и не подлежащих государственному
метрологическому контролю и надзору;
проводит метрологический надзор за состоянием и применением СИ,
МВИ, эталонами, применяемыми для калибровки (поверки) СИ,
соблюдением метрологических правил и норм, требований нормативных
документов по обеспечению единства измерений;
проводит метрологический надзор за состоянием и применением
испытательного оборудования;
разрабатывает нормативные документы по обеспечению единства и
требуемой точности измерений на федеральном железнодорожном
транспорте;
осуществляет разработку основных направлений развития
метрологического обеспечения на федеральном железнодорожном
транспорте;
координирует работы по формированию и выполнению программ
метрологического обеспечения федерального железнодорожного
транспорта;
организует проведение систематического анализа состояния
измерений, контроля и испытаний на федеральном железнодорожном
транспорте с целью определения приоритетов в решении задач
метрологического обеспечения, определения потребности в СИ,
контроля, испытаний;
проходит в установленном порядке аккредитацию на техническую
компетентность в осуществлении функций головной организации
метрологической службы на федеральном железнодорожном транспорте;
координирует и осуществляет методическое руководство БОМС и МС
железных дорог и организаций федерального железнодорожного
транспорта;
ведет в установленном порядке отраслевой Реестр допущенных к
применению на федеральном железнодорожном транспорте СИ,
испытательного оборудования, информационно-измерительных систем и
комплексов, отраслевых стандартных образцов, средств калибровки СИ
отраслевого назначения;
проводит анализ основных показателей, характеризующих состояние
и деятельность МС федерального железнодорожного транспорта;
принимает участие в аккредитации БОМС с целью подтверждения их
компетенции в осуществлении метрологических работ;
участвует в проведении аккредитации подразделений МС
организаций федерального железнодорожного транспорта на право
выполнения калибровочных работ на федеральном железнодорожном
транспорте;
проводит метрологическую экспертизу документов разрабатываемых
на федеральном железнодорожном транспорте СИ, средств испытаний и
контроля, систем качества метрологического обеспечения на основе
стандартов ИСО 10012-1, 10012-2, проектов нормативных документов
по стандартизации и обеспечения единства измерений;
участвует в подготовке отраслевых совещаний, семинаров и
конференций по вопросам метрологического обеспечения.
9. Права и обязанности базовой организации
метрологической службы отрасли
9.1. БОМС имеет право:
выдавать МС организаций (подразделений) соответствующего
хозяйства федерального железнодорожного транспорта обязательные
предписания, направленные на предотвращение, прекращение или
устранение нарушений метрологических правил и норм;
получать от подвергаемых контролю МС организаций федерального
железнодорожного транспорта материалы, необходимые для проведения
проверок в порядке осуществления метрологического надзора;
требовать в установленном порядке от организаций
(подразделений) соответствующего хозяйства федерального
железнодорожного транспорта предоставления материалов по вопросам
метрологического обеспечения для реализации поставленных перед
БОМС задач и выполнения обязанностей, указанных в пункте 9.2
настоящего Положения;
привлекать в установленном порядке организации (подразделения)
федерального железнодорожного транспорта и отдельных специалистов
к выполнению работ по метрологическому обеспечению
соответствующего хозяйства отрасли;
представлять главному метрологу МПС России предложения о
поощрении работников МС, добившихся высоких показателей в работе;
вносить предложения главному метрологу МПС России и
руководителям соответствующего департамента МПС России о
прекращении проведения работ с нарушением метрологических правил и
норм, несоблюдение которых может привести к нарушению безопасности
движения поездов, некачественному ремонту и обслуживанию
подвижного состава и других технических средств федерального
железнодорожного транспорта, выпуску или реализации продукции, не
соответствующей установленным требованиям по качеству, до
устранения нарушений, а также о принятии мер в отношении
должностных лиц, допустивших эти нарушения;
осуществлять взаимодействие с органами государственной МС по
вопросам обеспечения единства измерений.
9.2. БОМС:
проводит систематический анализ состояния измерений, контроля и
испытаний в соответствующем хозяйстве федерального
железнодорожного транспорта с целью определения приоритетов в
решении задач метрологического обеспечения, потребности
соответствующего хозяйства федерального железнодорожного
транспорта в СИ, средствах испытаний и контроля;
своевременно проходит в установленном порядке аккредитацию на
техническую компетентность в осуществлении функций базовой
организации метрологической службы в соответствующем хозяйстве;
проводит аттестацию МВИ, применяемых в соответствующем
хозяйстве федерального железнодорожного транспорта и не подлежащих
государственному метрологическому контролю и надзору;
обеспечивает метрологический контроль и надзор за состоянием и
применением СИ и испытаний, МВИ, эталонами, применяемыми для
калибровки (поверки) СИ, соблюдением метрологических правил и
норм, требований нормативных документов по обеспечению единства
измерений в соответствующем хозяйстве;
разрабатывает и внедряет современные методы и СИ, испытательное
оборудование, автоматизированные информационно-измерительные
системы и комплексы, средства неразрушающего контроля, отраслевые
стандартные образцы, средства калибровки СИ отраслевого назначения
в соответствующем хозяйстве;
проводит метрологическую экспертизу проектов технологических
инструкций, организационно-методической и нормативной документации
по стандартизации и метрологии, разрабатываемых для использования
в соответствующем хозяйстве федерального железнодорожного
транспорта, а также технической документации на СИ, средства
испытаний и контроля;
участвует в работах по внедрению на предприятиях
соответствующего хозяйства федерального железнодорожного
транспорта системы подтверждения метрологической пригодности и
качества измерительного оборудования и управления измерительными
процессами на основе стандарта ИСО 10012-1 и документов системы
сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
проводит работы по метрологическому обеспечению испытаний и
сертификации продукции отраслевого применения;
осуществляет разработку, актуализацию и ведение фонда
отраслевой нормативной документации, регламентирующей вопросы
метрологического обеспечения соответствующего хозяйства;
проводит анализ причин нарушения технологических процессов
производства, эксплуатации и ремонта изделий, брака продукции,
непроизводительного расхода сырья, материалов, энергии, топлива и
других потерь в производстве, связанных с состоянием средств
измерений и выполнением контрольно-измерительных операций;
обеспечивает контроль за устранением недостатков в области
метрологического обеспечения в соответствующем хозяйстве
федерального железнодорожного транспорта, выявленных органами
государственного метрологического контроля и надзора;
обобщает и распространяет передовой опыт в области
метрологического обеспечения в организациях соответствующего
хозяйства федерального железнодорожного транспорта.
10. Права и обязанности метрологической
службы железной дороги
10.1. МС железной дороги имеет право:
осуществлять метрологический контроль и надзор за состоянием и
применением СИ, испытательного оборудования, МВИ, эталонами,
применяемыми для калибровки (поверки) СИ, соблюдением
метрологических правил и норм, требований нормативных документов
по обеспечению единства измерений на железной дороге;
выдавать МС организаций и структурных подразделений железной
дороги обязательные предписания, направленные на предотвращение,
прекращение или устранение нарушений метрологических правил и
норм;
вносить предложения руководству железной дороги и руководителям
структурных подразделений о прекращении проведения работ с
нарушением метрологических правил и норм, несоблюдение которых
может привести к нарушениям безопасности движения поездов,
некачественному ремонту и обслуживанию подвижного состава и других
технических средств, выпуску (реализации) продукции, не
соответствующей установленным требованиям по качеству, а также о
принятии мер дисциплинарного характера в соответствии с
законодательством Российской Федерации в отношении лиц,
допустивших эти нарушения;
привлекать, по согласованию с руководством железной дороги,
специалистов служб железной дороги, дорожных дирекций, отделений
железной дороги, организаций и структурных подразделений к
выполнению работ по метрологическому обеспечению и проведению
проверок в порядке осуществления метрологического контроля и
надзора;
получать от структурных подразделений железной дороги
материалы, необходимые для организации метрологического
обеспечения;
проводить аккредитацию подразделений МС железной дороги на
право выполнения калибровочных работ на федеральном
железнодорожном транспорте в сферах, не подлежащих
государственному метрологическому контролю и надзору;
разрешать спорные вопросы, возникающие между подразделениями
железной дороги, в области стандартизации и метрологии;
представлять железную дорогу по вопросам обеспечения единства
измерений в МПС России, на других железных дорогах, в
территориальных органах Госстандарта России, а также в
государственных органах управления и организациях. Вести переписку
от имени железной дороги по вопросам обеспечения единства
измерений;
вносить предложения главному метрологу МПС России, руководству
дороги о поощрении работников МС, добившихся высоких показателей в
работе.
10.2. МС железной дороги:
проводит единую техническую политику, осуществляет общее
руководство и планирование работ по обеспечению единства и
требуемой точности измерений на железной дороге;
проводит систематический анализ состояния измерений и испытаний
в хозяйствах железной дороги и ее подразделениях с целью
определения приоритетов в решении задач метрологического
обеспечения, ведения паспорта метрологического обеспечения
железной дороги;
своевременно проходит в установленном порядке аккредитацию на
право выполнения калибровки (поверки) СИ;
решает вопросы организации и проведения работ по аккредитации
МС в подразделениях железной дороги на право поверки средств
измерений в соответствии с Р 32-110;
проводит аттестацию МВИ, разработанных на железной дороге и не
подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;
осуществляет контроль за устранением недостатков в области
метрологического обеспечения железной дороги, выявленных органами
государственного и отраслевого метрологического контроля и
надзора;
определяет потребность железной дороги в СИ, эталонах,
средствах калибровки, стандартных образцах состава и свойств
веществ и материалов, испытательном оборудовании, готовит
предложения по разработке СИ отраслевого применения в планы работ
ГОМС и БОМС;
ведет работу по установлению рациональной номенклатуры СИ на
железной дороге при контроле показателей состояния технических
средств федерального железнодорожного транспорта в процессе
эксплуатации и ремонта, составляет и согласовывает с
территориальными органами Госстандарта России перечень СИ,
подлежащих поверке;
согласовывает заявки на приобретение СИ, эталонов и
испытательного оборудования;
проводит работу по аккредитации подразделений МС железной
дороги на право выполнения калибровки средств измерений в сферах,
не подлежащих государственному метрологическому контролю и
надзору;
участвует в разработке планов организационно-технических
мероприятий по повышению качества ремонта и обслуживания
подвижного состава и других технических средств, а также
выпускаемой (реализуемой) продукции на железной дороге на основе
совершенствования метрологического обеспечения;
проводит работу по организации в установленном порядке
подготовки и повышения квалификации кадров в области метрологии;
участвует в работах по метрологическому обеспечению испытаний и
сертификации продукции;
участвует в оценке состояния измерений в испытательных
подразделениях и аналитических лабораториях;
осуществляет разработку организационно-методической
документации по метрологическому обеспечению производства;
проводит метрологическую экспертизу технических заданий,
проектной, технологической документации, проектов нормативных
документов в области стандартизации и обеспечения единства
измерений, разрабатываемых на железной дороге;
проводит метрологический контроль и надзор за состоянием и
применением СИ и испытательного оборудования, МВИ, эталонами,
применяемыми для калибровки и поверки СИ, соблюдением
метрологических правил и норм, нормативной документации по
обеспечению единства измерений на железной дороге;
осуществляет взаимодействие с органами Госстандарта России по
вопросам метрологического обеспечения, оказывает им содействие в
осуществлении государственного метрологического контроля и надзора
в сферах, предусмотренных законодательством;
обобщает и распространяет передовой опыт в области
метрологического обеспечения на железной дороге.
11. Права и обязанности метрологической службы
организации федерального железнодорожного транспорта,
не входящей в состав железной дороги
11.1. МС организации федерального железнодорожного транспорта,
не входящей в состав железной дороги, имеет право:
выдавать МС подразделений обязательные для выполнения
предписания, направленные на предотвращение, прекращение или
устранение нарушений метрологических правил и норм;
вносить предложения руководству организации об отмене
нормативных документов в области стандартизации и метрологии,
распоряжений и указаний, противоречащих законодательству в области
обеспечения единства измерений, метрологическим правилам и нормам;
вносить предложения руководству организации о приобретении,
аренде СИ и испытательного оборудования для проведения калибровки
(поверки) и других метрологических работ, а также о заключении
договоров для привлечения специалистов к проведению
метрологической экспертизы нормативной документации и аттестации
МВИ;
получать от руководителей подразделений организации материалы и
сведения, необходимые для выполнения обязанностей, указанных в
пункте 11.2 настоящего Положения;
вносить предложения руководству организации о поощрении
работников МС, добившихся высоких показателей в работе.
11.2. МС организации федерального железнодорожного транспорта,
не входящей в состав железной дороги:
проводит систематический анализ состояния измерений, контроля и
испытаний на всех стадиях разработки, производства и эксплуатации
продукции с целью определения приоритетов в решении задач
метрологического обеспечения;
ведет учет основных показателей, характеризующих состояние
метрологического обеспечения организации, в форме метрологического
паспорта;
участвует в разработке планов организационно-технических
мероприятий по повышению эффективности производства или иных видов
деятельности на основе совершенствования метрологического
обеспечения;
проводит работу по метрологическому обеспечению испытаний и
сертификации продукции;
ведет работу по установлению рациональной номенклатуры СИ при
контроле показателей качества продукции и параметров
технологических процессов;
участвует в оценке состояния измерений в испытательных
подразделениях и аналитических лабораториях;
проводит метрологический контроль и надзор за состоянием и
применением СИ, испытательного оборудования, МВИ, эталонами,
применяемыми для калибровки (поверки) средств измерений,
нормативной документацией по обеспечению единства измерений, за
соблюдением метрологических правил и норм;
участвует в разработке нормативной документации организации по
вопросам метрологического обеспечения;
осуществляет проведение метрологической экспертизы нормативной
документации, разрабатываемой в организации;
проводит работы по аттестации МВИ;
ведет учет СИ и испытательного оборудования;
проходит в установленном порядке аккредитацию на право
выполнения калибровки (поверки) СИ;
составляет графики поверки (калибровки) СИ, согласовывает их с
поверяющими организациями и обеспечивает контроль за своевременным
представлением СИ на поверку;
организует и проводит калибровку (поверку) и ремонт СИ;
участвует в определении потребностей подразделений организации
в СИ и испытательном оборудовании и согласует заявки на
приобретение СИ;
оформляет акты на списание СИ и испытательного оборудования;
участвует в анализе причин нарушения технологических режимов
производства и ремонта изделий, брака продукции,
непроизводительного расхода сырья, материалов, энергии, топлива и
других потерь в производстве, связанных с состоянием СИ и
выполнением контрольно-измерительных операций;
участвует в проведении приемочных испытаний новых видов
продукции, а также контрольных испытаниях серийной продукции;
содействует органам Госстандарта России при осуществлении ими
государственного метрологического контроля и надзора в
организации;
осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных в
результате проведения метрологического надзора.
Приложение А
к Положению о метрологической службе
федерального железнодорожного транспорта
от 11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
(обязательное)
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
-- -- -- -- -¬ --------------------¬
¦ГОССТАНДАРТ +- - - - - - -->¦ МПС РОССИИ ¦
России + - - - - ¬ ¦ ----------------¬ ¦
L- -- -- -- -- ¦ ¦ Департамент ¦ ¦
-- -- -- -- -- -- --¬ ¦ ¦ ¦ технической ¦ ¦ --------------¬
Государственные ¦ ¦ ¦ политики ¦ ¦ ¦Совет Главных+ - ¬
¦научные метро- ¦ ¦ ¦---------------¦ ¦<- - -->¦ метрологов + ¬
логические центры ¦ ¦ ¦ Заместитель ¦ ¦ L-----T-------- ¦ ¦
¦и территориальные +- ¬ ¦ ¦ руководителя ¦ +-----+
органы Госстандарта ¦¦ ¦ ¦ Департамента ¦ +- -¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦России ¦ ¦ ¦ Главный ¦ ¦ ¦ ¦
L- -- -- -T -- -- --- ¦¦ ¦ ¦ метролог МПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ России ¦ ¦ ¦ ¦ \/
¦ ¦¦ ¦ ¦---------------¦ ¦ ¦ -----------¬ ¦ ¦
\/ ¦ ¦ Отдел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ГОМС МПС ¦
---------------------¬ ¦¦ ¦ ¦ сертификации, ¦ ¦ L->¦ России +- - + + - ¬
¦ ЖЕЛЕЗНЫЕ ¦ ¦ ¦стандартизации ¦ ¦ --+ - -+ ¦ ¦
¦ ДОРОГИ ¦ ¦¦ ¦ ¦ и метрологии ¦ ¦ - ->¦ГУП ВНИИЖТ¦ ¦ ¦
¦ -----------------¬ ¦ ¦ L-------T-------- ¦ ¦ ¦¦ ¦МПС России¦ ¦
¦ ¦ Гл. инженер ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦----------¦ ¦ ¦
¦ ¦железной дороги ¦ ¦ ¦ \/ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ГЛАВНЫЙ ¦ ¦
¦ ¦----------------¦ ¦ ¦¦ ¦ ----------------¬ ¦ ¦ МЕТРОЛОГ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ДЦСМ ¦ ¦ ¦ ¦Департаменты и ¦ ¦ ¦ ¦¦ L----------- ¦
¦ ¦----------------¦ ¦ ¦¦ ---+ ¦Управления МПС ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Главный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ России ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ ¦метролог дороги ¦ ¦<-++ ¬¦ ¦ ¦---------------¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - Начальник ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Заместитель ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ДЦСМ ¦ ¦<-++-+- ¦ ¦ руководителя ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦----------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦---------------¦ +-¦-¦+- - - - - - - - ¬ ¦
¦ ¦ Гл. инженеры ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ Отв. за МО ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служб, дирекций ¦ ¦<- + +- ¬¦ L---------------- ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ и отделений ¦ ¦ ¦ ¦L----------T--------- ¦ ¦
¦ ¦----------------¦ ¦ L-¦- - - - - - - +- - - - - + +- ¦ ¦
¦ ¦ Главный ¦ ¦ L- + -¦- - - - - -+- - - - - + - - - - - - --¬ ¦ ¦
¦ ¦ метролог ¦ ¦<¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-----T---------T- ¦ L- + - - - - - + - - - - -+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L- - - - - -+- - - - - + + - - - - - - +- -+ - --
¦ ¦ ¦ -- - - - - + - +- - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ \/ ¦ ¦
¦ \/ ¦ -------------------¬<-+ - -- ¦ ¦ ¦
¦ -------------¬ ¦ ¦ L- - - -+ БОМС +-- -+ \/ \/
¦ ¦Аккредито- ¦ ¦ ¦------------------¦ ------------------¬ ¦
¦ ¦ванные ¦ ¦ ¦ ¦ Главный метролог ¦ ¦ ¦ Организации ¦
¦ ¦опорные ¦ ¦ ¦------------------¦ ¦ федерального ¦ ¦
¦ ¦лаборатории ¦ ¦ ¦ ¦ ГП ПКБ ЦТ МПС ¦ ¦ ¦железнодорожного ¦
¦ ¦МС ¦ ¦ ¦------------------¦ ¦ транспорта, не ¦ ¦
¦ L----T-------- ¦ ¦ ¦ ГУП ПКБ ЦВ МПС ¦ ¦ ¦входящие в состав¦
¦ ¦ ¦ ¦------------------¦ ¦ железной дороги ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ПКБ ЦЛ МПС ¦ ¦ +-----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦------------------¦ L- ->¦ Гл. Метролог ¦<- -
¦ \/ \/ ¦ ¦ ГУП ПТКБ ЦП МПС ¦ ¦ (Метролог) ¦
¦ ------------------¬¦ ¦------------------¦ L------------------
¦ ¦ Подразделения ¦¦ ¦ ГУП ПКБ ЭЛ МПС ¦
¦ ¦ железной дороги ¦¦ ¦------------------¦
¦ ¦-----------------¦¦ ¦ ГП ПТКБ по ¦ -- -- -- -- -- -- -- -¬
¦ ¦ Гл. инжене𠦦 ¦ локомотивам МПС ¦ Администр. управление
¦ ¦-----------------¦¦ ¦------------------¦ ¦---------------------¦
¦ ¦МС подразделения ¦¦ ¦ ГУП ЦСС МПС ¦ Методич. управление
¦ ¦ ¦¦ ¦------------------¦ ¦- -- -- -- -- -- -- -¦
¦ ¦ Метролог ¦¦ ¦ ГУП ВНИИАС МПС ¦
¦ L------------------¦ ¦------------------¦ L- -- -- -- -- -- -- --
L--------------------- ¦ГУП НИИмостов МПС ¦
¦------------------¦
¦ (МИИТ) ¦
L-------------------
Приложение Б
к Положению о метрологической службе
федерального железнодорожного транспорта
от 11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
(рекомендуемое)
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГУП ВНИИЖТ МПС РОССИИ
-----------------¬ -----------¬
¦Государственные ¦ ¦ МПС ¦
¦научные метроло-¦ ¦ России ¦
¦гические центры ¦ ¦ ¦
¦и территориаль- ¦ L---T-------
¦ные органы +- - - ¬ ¦
¦Госстандарта ¦ ¦
¦России ¦ ¦ ¦
L----------------- \/ \/
----------------------------------------------------------¬
¦ Заместитель директора института ¦
L------------------------------T---------------------------
\/
----------------------------------------------------------¬
¦ отделение "Сертификация, метрология и стандартизация" ¦
¦ Руководитель отделения ¦
L------------------------------T---------------------------
\/
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Главный метролог ГОМС МПС России ¦
¦ Отдел стандартизации, метрологии, средств испытаний ¦
¦ и измерений ¦
+-------------------------------TT---------------TT--------------+
¦ Лаборатория научного и ¦¦ Лаборатория ¦¦ Сектор ¦
¦ методического обеспечения ¦¦поверки средст⦦стандартизации¦
¦ метрологической работы на ¦¦ измерений ¦¦ ¦
¦ железнодорожном транспорте ¦¦ ¦¦ ¦
+-------T-------T-------T-------++---------------++--------------+
¦Научно-¦Разра- ¦Метро- ¦Разра- ¦¦Приборы геомет-¦¦Координация ¦
¦методи-¦ботка и¦логи- ¦ботка 覦рических изме- ¦¦разработки и ¦
¦ческое ¦реали- ¦ческая ¦внедре-¦¦рений; приборы ¦¦пересмотра ¦
¦руко- ¦зация ¦экспер-¦ние со-¦¦измерения меха-¦¦нормативных ¦
¦водство¦про- ¦тиза ¦времен-¦¦нических вели- ¦¦документов ¦
¦БОМС, ¦грамм ¦норма- ¦ных ме-¦¦чин; приборы ¦¦(в т.ч. тех- ¦
¦МС ж.д.¦МО же- ¦тивной ¦тодов 覦измерения ¦¦нических рег- ¦
¦и ¦лезно- ¦доку- ¦средст⦦электрических 覦ламентов по ¦
¦других ¦дорож- ¦мента- ¦измере-¦¦магнитных вели-¦¦сертификации) ¦
¦пред- ¦ного ¦ции, ¦ний, ¦¦чин; приборы ¦¦на железнодо- ¦
¦приятий¦тран- ¦аттес- ¦испыта-¦¦радиотехничес- ¦¦рожную технику¦
¦МПС ¦спорта ¦тация ¦ний и ¦¦ких измерений, ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦средств¦их ав- ¦¦времени и ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦испыта-¦томати-¦¦частоты; бюро ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ний, ¦зации ¦¦проката средст⦦ ¦
¦ ¦ ¦внесе- ¦ ¦¦измерений ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ние в ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦отрас- ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦левой ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦реестр ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦СИ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L-------+-------+-------+-------++---------------++---------------
Приложение В
к Положению о метрологической службе
федерального железнодорожного транспорта
от 11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
(рекомендуемое)
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
БАЗОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
-- - - - - - - - ¬ -----------------¬ -- - - - - - - - ¬
Государственные ¦ МПС ¦ ГОМС МПС
¦научные метро- ¦ ¦ России ¦ ¦ России ¦
логические цент- L--------T-------- (ГУП ВНИИЖТ
¦ры и террито- + - ¬ ¦ ¦ МПС России) ¦
риальные органы ¦ L- - - - T - - - -
¦Госстандарта ¦ ¦ ¦ ¦
России ¦
L- - - - - - - - - ¦ ¦ ¦
\/ \/ \/
----------------------------------------------------------------¬
¦ Главный инженер ¦
¦ (Проректор ВУЗа) ¦
+---------------------------------------------------------------+
¦ Главный метролог ¦
¦ Отдел (лаборатория) ¦
+---------------T---------------T---------------T---------------+
¦Анализ состоя- ¦Разработка нор-¦Планирование и ¦Разработка ¦
¦ния метрологи- ¦мативной доку- ¦координация ра-¦средств измере-+¬
¦ческого обеспе-¦ментации, мет- ¦бот по метроло-¦ний и испыта- ¦
¦чения. ¦рологическая ¦гическому обес-¦тельного обору-¦¦
¦Организация ме-¦экспертиза, ¦печению хозяй- ¦дования и мето-¦
¦трологического ¦аттестация ¦ства федераль- ¦дик выполнения ¦¦
¦контроля и ¦испытательного ¦ного железнодо-¦измерений ¦
¦надзора ¦оборудования ¦рожного транс- ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦порта ¦ ¦
L---------------+---------------+---------------+----------------¦
<- - - - - - - - - - - - - - - - -+
Организации хозяйства
федерального железнодорожного транспорта ¦
<- - - - - - - - - - - - - - - - --
-- - - - - - - - - - - - - ¬
Методич. управление
¦- - - - - - - - - - ¦
L- - - - - - - - - - - - - -
Приложение Г
к Положению о метрологической службе
федерального железнодорожного транспорта
от 11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
(рекомендуемое)
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
-- - - - - - - - - - -¬
Государственные науч-
¦ные метрологические ¦
центры и территориа- -- - - - - - - - - - - - - - - - - ¬
¦льные органы ¦ Главный инженер железной дороги
Госстандарта России +- - - - - - - - - - - - - - - - - +
L- - - - - T - - - - -- Главный метролог железной дороги -
¦ Начальник ДЦСМ ¦
L- - - - - - - - -> - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ Дорожный центр ¦
Стандартизации и метрологии
L- - - - - - - - T - - - - - - - - -
¦
\/
-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
Службы,
¦ дирекции, отделения дороги ¦
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ Главный инженер ¦
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ Метролог службы, дирекции ¦
Главный метролог
L- - - - - - T - - - - - - - - - - - - - --
-- - - - - - - - - - - - + - - - - - - - - - -¬
¦ ¦ ¦
\/ \/ \/
-- - - - - - - - - -¬ -- - - - - - - - ¬ -- - - - - - - - ¬
Подразделения Подразделения
+- - - - - - - - - -+ ¦железной дороги ¦ ¦железной дороги ¦
Аккредитованные - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ опорные дорожные ¦ ¦Главный инженер ¦ ¦Главный инженер ¦
лаборатории - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ метрологической ¦ ¦Аккредитованная ¦ ¦ Метролог ¦
службы метрологическая +- - - - - - - - -
+- - - - - - - - - -+ ¦ служба ¦
Электротехническая - - - - - - - -
¦ лаборатория ¦ ¦ Метролог ¦
- - - - - - - - - - L- - - - - - - - -
¦Лаборатория авто- ¦
матики, телемеха-
¦ники и связи ¦
- - - - - - - - - -
¦Лаборатория ¦
средств неразру-
¦шающего контроля ¦
- - - - - - - - - -
¦Химико-аналити- ¦
ческие лаборатории
+- - - - - - - - - -+
L- - - - - - - - - --
МС железной дороги организована по региональному принципу с
максимально возможной централизацией и достаточно крупными
(мощными) опорными лабораториями МС с развитой технической базой
для выполнения метрологических работ.
МС железной дороги может быть аккредитована в установленном
порядке на право выполнения поверки СИ и в обязательном порядке
подлежит аккредитации на право калибровки СИ, не подлежащих
государственному метрологическому контролю и надзору, в системе
калибровки СИ на железных дорогах Российской Федерации.
Аккредитация проводится с учетом требований РД 32.75, РД 32.76
и РД 32.99. ДЦСМ осуществляет работу по организационно-
техническому и методическому руководству всей МС железной дороги.
Этот вид работ предполагает привлечение специалистов высокой
квалификации, знающих специфику основных технологических процессов
отрасли, имеющих специальную метрологическую подготовку, опыт
работы в области метрологического обеспечения и финансируется за
счет средств железной дороги.
Анализ фактического положения дел с организацией
метрологического обеспечения работ на сети железных дорог
показывает, что для выполнения организационно-технического и
методического руководства МС железной дороги численность
специалистов должна составлять не менее 10 - 12 человек (исходя из
объемов работы).
В составе ДЦСМ создаются калибровочные и ремонтные лаборатории
по видам измерений, обслуживающие эталонную базу и СИ специального
назначения для подразделений железной дороги. Структурно ДЦСМ
представляет самостоятельное подразделение железной дороги,
подчиняющееся непосредственно главному инженеру железной дороги.
В службах управлений железных дорог назначаются главные
метрологи. Они осуществляют связь между главным метрологом
железной дороги, БОМС, отделениями железной дороги и линейными
подразделениями МС по вопросам метрологического обеспечения.
Функции опорных лабораторий МС по видам измерений возлагаются
на ведущие подразделения железной дороги (по хозяйствам) и
дорожные лаборатории. Назначение опорных лабораторий МС
осуществляется приказом главного инженера железной дороги по
представлению главного метролога железной дороги.
МС отделений и линейных подразделений железной дороги
осуществляют калибровку и ремонт СИ, используемых предприятием и
не входящих в номенклатуру средств измерений, обслуживаемых
опорной лабораторией МС.
МС возглавляется метрологом, подчиненным главному инженеру
предприятия железной дороги.
В подразделениях предприятий с незначительным фондом СИ, где
нецелесообразно создание калибровочно-поверочных пунктов, приказом
руководителя предприятия из числа инженеров назначается метролог,
ведущий учет СИ, составляющий и согласовывающий графики проведения
калибровки (поверки) рабочих СИ, поверки эталонов и обеспечивающий
их выполнение.
Приложение Д
к Положению о метрологической службе
федерального железнодорожного транспорта
от 11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
(рекомендуемое)
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, НЕ ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
-----------------¬
¦Главный инженер ¦
¦ организации ¦
L--------T--------
\/
-------------------¬
¦ Главный метролог ¦
L---------T---------
\/
--------------------------------------¬
\/ \/
--------------------¬ ------------------------------------¬
¦Группа организации ¦ ¦ Лаборатория калибровки (поверки) ¦
¦ метрологического ¦ ¦ и ремонта средств измерений ¦
¦ обеспечения ¦ +-----------------------------------+
¦ производства ¦ ¦ Группы ¦ Группа ¦Группа учета,¦
L-------------------- ¦калибровки ¦ ремонта ¦ хранения ¦
¦ (поверки) ¦ средств ¦ средств ¦
¦ средств ¦измерений¦ измерений. ¦
¦ измерений ¦ ¦Обменный фонд¦
L-----------+---------+--------------
Приложение Е
к Положению о метрологической службе
федерального железнодорожного транспорта
от 11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ
ГОЛОВНОЙ И БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ.
ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
---------------------T-------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Область деятельности по метрологическому ¦
¦организации, адрес, ¦ обеспечению ¦
¦ руководитель, ¦ ¦
¦ главный метролог, ¦ ¦
¦ телефон ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦ Головная организация ¦
+--------------------T-------------------------------------------+
¦Государственное уни-¦Координация, научное и методическое ¦
¦тарное предприятие -¦руководство работами по обеспечению ¦
¦Всероссийский ¦единства и требуемой точности измерений в ¦
¦научно-исследова- ¦отрасли. Осуществление метрологического ¦
¦тельский институт ¦надзора за состоянием и применением средств¦
¦железнодорожного ¦измерений, испытательного оборудования, ¦
¦транспорта ¦МВИ, соблюдением метрологических правил ¦
¦129851, Москва, ¦и норм. Ведение отраслевого Реестра ¦
¦3-я Мытищинская, 10 ¦допущенных к применению на железнодорожном ¦
¦Руководитель ¦транспорте средств измерений, испытатель- ¦
¦262-66-03 ¦ного оборудования, измерительных систем, ¦
¦Главный метролог ¦эталонов единиц физических величин, приме- ¦
¦262-59-19 ¦няемых для калибровки средств измерений. ¦
¦ ¦Участие в организации и проведении работ по¦
¦ ¦аккредитации подразделений метрологической ¦
¦ ¦службы отрасли, в т.ч. базовых организаций,¦
¦ ¦с целью подтверждения их компетенции ¦
¦ ¦в осуществлении метрологических работ. ¦
¦ ¦Проведение метрологической экспертизы ¦
¦ ¦документации в области обеспечения единства¦
¦ ¦измерений, аттестация отраслевых МВИ, ¦
¦ ¦не подлежащих государственному ¦
¦ ¦метрологическому контролю и надзору ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦ Базовые организации ¦
+--------------------T-------------------------------------------+
¦Государственное ¦Метрологическое обеспечение средств ¦
¦предприятие - ¦технологического оснащения, ¦
¦Проектно- ¦предназначенного для текущего ремонта ¦
¦конструкторское бюро¦и технического обслуживания тягового ¦
¦Департамента ¦подвижного состава. Методики калибровки ¦
¦локомотивного ¦средств измерений, аттестации испытатель- ¦
¦хозяйства МПС России¦ного оборудования и МВИ узлов и деталей ¦
¦(ГП ПКБ ЦТ МПС ¦тягового подвижного состава. ¦
¦России) ¦Метрологическое обеспечение измерений ¦
¦107066, Москва, ¦нефтепродуктов. Анализ состояния измерений,¦
¦Ольховский пер., 205¦контроля и испытаний в хозяйстве отрасли с ¦
¦Руководитель ¦целью определения приоритетов в решении ¦
¦262-73-62 ¦задач метрологического обеспечения, опреде-¦
¦Главный метролог ¦ления потребностей курируемого хозяйства ¦
¦262-51-61 ¦отрасли в средствах измерений, контроля, ¦
¦ ¦испытаний ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственное ¦Метрологическое обеспечение оборудования и ¦
¦предприятие - ¦технологической оснастки, предназначенных ¦
¦Проектно- ¦для ремонта и технического обслуживания ¦
¦конструкторское бюро¦вагонов. Методики калибровки средств ¦
¦Департамента ¦измерений, аттестации испытательного ¦
¦вагонного хозяйства ¦оборудования и МВИ узлов и деталей вагонов.¦
¦МПС России (ГП ПКБ ¦Анализ состояния измерений, контроля и ¦
¦ЦБ МПС России) ¦испытаний в хозяйстве отрасли с целью ¦
¦109316, Москва, ¦определения приоритетов в решении задач ¦
¦Волгоградский ¦метрологического обеспечения, определения ¦
¦проспект, 23 ¦потребностей курируемого хозяйства отрасли ¦
¦Руководитель ¦в средствах измерений, контроля, испытаний ¦
¦276-27-62 ¦ ¦
¦Главный метролог ¦ ¦
¦270-29-54 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственное уни-¦Метрологическое обеспечение эксплуатации и ¦
¦тарное предприятие ¦ремонта железнодорожного пути и сооружений.¦
¦Проектно-технологи- ¦Методики калибровки средств измерений и ¦
¦ческое конструктор- ¦диагностики, применяемые при контроле ¦
¦ское бюро по пути и ¦состояния пути и сооружений. Анализ ¦
¦путевым машинам МПС ¦состояния измерений, контроля и испытаний в¦
¦России (ГУП ПТКБ ЦП ¦хозяйстве отрасли с целью определения ¦
¦МПС России) ¦приоритетов в решении задач ¦
¦125299, Москва, ¦метрологического обеспечения, определения ¦
¦ул. Космонавта ¦потребностей курируемого хозяйства отрасли ¦
¦Волкова, 6 ¦в средствах измерений, контроля, испытаний ¦
¦Руководитель ¦ ¦
¦159-20-84 ¦ ¦
¦Главный метролог ¦ ¦
¦159-22-27 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственное уни-¦Метрологическое обеспечение разработок ¦
¦тарное предприятие -¦средств измерительного контроля и ¦
¦Проектно-конструк- ¦испытаний, применяемых в хозяйстве ¦
¦торское бюро элект- ¦электроснабжения и на заводах; методическое¦
¦роснабжения МПС ¦руководство работами по обеспечению ¦
¦России (ГУП ПКБ ЭЛ ¦единства и требуемой точности измерений при¦
¦МПС России) ¦эксплуатации устройств в хозяйстве ¦
¦109382, Москва, ¦электрификации и электроснабжения. Анализ ¦
¦Платформа Депо ¦состояния измерений, контроля и испытаний в¦
¦Руководитель ¦хозяйстве отрасли с целью определения ¦
¦351-59-29 ¦приоритетов в решении задач ¦
¦Главный метролог ¦метрологического обеспечения, определения ¦
¦351-67-60 ¦потребностей курируемого хозяйства отрасли ¦
¦ ¦в средствах измерений, контроля, испытаний ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственное уни-¦Метрологическое обеспечение эксплуатации и ¦
¦тарное предприятие -¦ремонта устройств железнодорожной автома- ¦
¦Центральная станция ¦тики и связи, методическое руководство ра- ¦
¦связи МПС России ¦ботами по обеспечению единства и требуемой ¦
¦(ГУП ЦСС МПС России)¦точности измерений при эксплуатации ¦
¦107174, Москва, ¦устройств в хозяйстве сигнализации и связи.¦
¦Ново-Басманная, 2 ¦Анализ состояния измерений, контроля и ¦
¦Руководитель ¦испытаний в подразделениях хозяйства ¦
¦262-29-54 ¦сигнализации и связи. ¦
¦Главный метролог ¦Метрологический надзор калибровочно- ¦
¦262-46-62 ¦поверочной работы в хозяйстве, метрологи- ¦
¦ ¦ческая экспертиза разрабатываемых НД по ¦
¦ ¦обслуживанию устройств железнодорожной ¦
¦ ¦автоматики и связи ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственное уни-¦Метрологическое обеспечение разработки, ¦
¦тарное предприятие -¦изготовления и испытаний устройств ¦
¦Научно-исследова- ¦железнодорожной автоматики и связи; ¦
¦тельский проектно- ¦методическое руководство работами по ¦
¦конструкторский ¦обеспечению единства и требуемой точности ¦
¦институт информати- ¦измерений. Метрологическая экспертиза ¦
¦зации, автоматизации¦разрабатываемой НД. ¦
¦и связи МПС (ГУП ¦Анализ состояния средств и методов ¦
¦ВНИИАС МПС России) ¦измерений, применяемых при производстве ¦
¦109029, Москва, ¦и испытаниях устройств железнодорожной ¦
¦ул. Нижегородская, ¦автоматики и связи на предприятиях дирекции¦
¦27 ¦"Трассигналсвязьзаводы". Определение ¦
¦Руководитель ¦приоритетов совершенствования ¦
¦262-53-22 ¦метрологического обеспечения ¦
¦Главный метролог ¦ ¦
¦262-43-59 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственное ¦Метрологическое обеспечение технологии ¦
¦предприятие ¦ремонта, специализированного оборудования ¦
¦Проектно-конструк- ¦для заводского ремонта подвижного состава ¦
¦торское технологи- ¦железных дорог. Обеспечение единства и ¦
¦ческое бюро по ¦требуемой точности методов и средств, при- ¦
¦локомотивам МПС ¦меняемых на заводах по ремонту подвижного ¦
¦России (ГП ПКБ (Л) ¦состава и производстве запасных частей ¦
¦МПС России) ¦ ¦
¦113398, Перовское ¦ ¦
¦шоссе, 43 ¦ ¦
¦Руководитель ¦ ¦
¦262-72-30 ¦ ¦
¦Главный метролог ¦ ¦
¦171-72-54 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Государственное уни-¦Метрологическое обеспечение разработки ¦
¦тарное предприятие -¦методов и средств неразрушающего контроля, ¦
¦Научно-исследова- ¦применяемых в отрасли; разработка ¦
¦тельский институт ¦нормативных документов по обеспечению ¦
¦мостов и дефекто- ¦единства измерений в области неразрушающего¦
¦скопии МПС России ¦контроля. Метрологическая экспертиза. ¦
¦(ГУП НИИ мостов МПС ¦Сертификация персонала по неразрушающему ¦
¦России) ¦контролю технических объектов ¦
¦Санкт-Петербург ¦железнодорожного транспорта ¦
¦Директор 310-17-16 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Проектно-конструк- ¦Метрологическое обеспечение эксплуатации и ¦
¦торское бюро Депар- ¦ремонта объектов пассажирского хозяйства, ¦
¦тамента пассажирских¦метрологическая экспертиза разрабатываемых ¦
¦сообщений МПС России¦нормативных документов по обеспечению ¦
¦(ПКБ ЦЛ МПС России) ¦единства измерений при контроле ¦
¦109316, Москва, ¦технологических процессов, разработка ¦
¦Волгоградский ¦средств измерений и испытаний для ¦
¦проспект, 23 ¦курируемого хозяйства ¦
¦Руководитель ¦ ¦
¦Главный метролог ¦ ¦
¦270-53-30 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Московский государ- ¦Метрологическое обеспечение научно- ¦
¦ственный университет¦исследовательских работ, учебного процесса,¦
¦путей сообщения ¦разработок учебно-методических программ ¦
¦(МИИТ) ¦институтов МПС России ¦
¦103055, Москва, ¦ ¦
¦ул. Образцова, д. 15¦ ¦
¦Проректор ¦ ¦
¦262-28-05 ¦ ¦
¦Главный метролог ¦ ¦
¦281-43-26 ¦ ¦
L--------------------+--------------------------------------------
Примечание: метрологическое обеспечение микробиологических,
санитарно-гигиенических и клинических исследований, средств и
методов измерений, применяемых при проведении этих видов работ,
осуществляется через органы Госстандарта России и Минздрава
России.
Приложение Ж
к Положению о метрологической службе
федерального железнодорожного транспорта
от 11 декабря 2001 г. N ЦТех-865
(рекомендуемое)
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
ДОРОЖНОГО ЦЕНТРА СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
-----------------------¬
¦ Государственные ¦
¦ научные ¦ ----------------¬ ---------------------¬
¦метрологические центры¦ ¦Главный инженер¦ ¦Головная организация¦
¦ и территориальные ¦ ¦железной дороги¦ ¦ ГУП ВНИИЖТ МПС ¦
¦ органы Госстандарта ¦ L--------T------- ¦ России ¦
¦ России ¦ ¦ L----------T----------
L----------T------------ ¦
¦ ¦
-----------+------------------------+---------------------+-------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ \/ ¦
¦ ------------------¬ ¦ ¦
¦ L- - - - - - >¦Главный метролог ¦<- - - - - - - ¦
¦ ¦железной дороги -¦ ¦
¦ -----------+ Начальник ДЦСМ +-------------------------¬ ¦
¦ ¦ L------------------ ¦ ¦
¦ \/ \/ ¦
¦ ----------------------------------------¬ -------------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦Отдел метрологического обеспечения про-¦ ¦ Отделы поверки, калибровки и ремонта ¦ ¦
¦ ¦изводства и методического руководства ¦ ¦ средств измерений ¦ ¦
¦ +-------T-------T-------T-------T-------+ +-----T----T-----T----T----T-----T----T-----T----+ ¦
¦ ¦Плани- ¦Аттес- ¦Ведение¦Разра- ¦Метро- ¦ ¦Элек-¦Гео-¦Ра- ¦Из- ¦Теп-¦Не- ¦Ло- ¦Пе- ¦Из- ¦ ¦
¦ ¦рова- ¦тация ¦ банка ¦ботка ¦логи- ¦ ¦три- ¦мет-¦дио- ¦ме- ¦ло- ¦раз- ¦ко- ¦ред- ¦ме- ¦ ¦
¦ ¦ние, ¦ИО; ¦ НД, ¦средств¦ческое ¦ ¦чес- ¦ри- ¦изме-¦ре- ¦фи- ¦ру- ¦мо- ¦виж- ¦ре- ¦ ¦
¦ ¦органи-¦метро- ¦ учет ¦измере-¦обеспе-¦ ¦кие ¦чес-¦ре- ¦ния ¦зи- ¦шаю- ¦тив-¦ные ¦ние ¦ ¦
¦ ¦зация ¦логи- ¦ СИ ¦ний и ¦чение ¦ ¦изме-¦кие ¦ния, ¦дав-¦чес-¦щий ¦ные ¦сред-¦мас-¦ ¦
¦ ¦метро- ¦ческая ¦ ¦испыта-¦работ ¦ ¦рения¦из- ¦спец-¦ле- ¦кие ¦конт-¦ско-¦ства ¦сы ¦ ¦
¦ ¦логи- ¦экспер-¦ ¦ний ¦по сер-¦ ¦ ¦ме- ¦связь¦ния ¦и ¦роль ¦рос-¦ка- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческого¦тиза НД¦ ¦ ¦тифика-¦ ¦ ¦ре- ¦ ¦ ¦тем-¦ ¦те- ¦либ- ¦ ¦ ¦
¦ ¦контро-¦и МВИ ¦ ¦ ¦ции ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦пе- ¦ ¦ме- ¦ров- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ра- ¦ ¦ры, ¦ки. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тур-¦ ¦уст-¦Об- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ные ¦ ¦рой-¦мен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из- ¦ ¦ства¦ный ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ме- ¦ ¦БД ¦фонд ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ре- ¦ ¦ ¦СИ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-------+-------+-------+-------+-------- L-----+----+-----+----+----+-----+----+-----+----- ¦
L------------------------------------------------------------------------------------------------
|