САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2005 г. N 3-191/2005
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский городской суд в лице судьи городского суда
Гунько Т.А., с участием прокурора Тимуш А.В. при секретаре
Кузьминой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании
законности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Санкт-
Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного
технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге",
установил:
21 июня 2004 года Правительством Санкт-Петербурга принято
постановление N 1113 "О проведении государственного технического
осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге".
Пункт 2 постановления предусматривает, что Комитет по вопросам
законности, правопорядка и безопасности осуществляет полномочия по
принятию решения о проведении конкурса среди юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке
технического состояния транспортных средств с использованием
средств технического диагностирования при государственном
техническом осмотре.
Пункт 3 постановления предусматривает, что до 01.08.2004
Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности
утвердить состав комиссии по проведению конкурса среди юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке
технического состояния транспортных средств с использованием
средств технического диагностирования при государственном
техническом осмотре.
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга, полагая, что указанные
нормы противоречат федеральному законодательству, обратился с
данным заявлением в Санкт-Петербургский городской суд.
В судебном заседании требования заместителя прокурора Санкт-
Петербурга поддержала по доверенности прокурор Тимуш А.В.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности
Леонтьев О.В. в судебном заседании требования не признал и полагал
их необоснованными.
Представитель Управления Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-
Петербурга и Ленинградской области по доверенности Копьева Е.В. в
судебном заседании полагала требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса,
оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав
заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей заявление подлежащим
удовлетворению в полном объеме, суд полагает доводы зам. прокурора
Санкт-Петербурга необоснованными и не подлежащими удовлетворению
по следующим основаниям.
Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга содержит
доводы о том, что в примечании к ст. 12.1 Кодекса об
административных правонарушениях Российской Федерации, введенного
в действие с 01.07.2002, указано, что при прохождении
государственного технического осмотра запрещается проводить
инструментальную проверку в организации независимо от формы
собственности. Также запрещается требовать у водителя,
собственника или иного законного владельца транспортного средства
предъявления или приобретения экологических талонов,
диагностических карт, технических карт либо иных документов, не
предусмотренных федеральным законом. Исходя из чего зам. прокурора
Санкт-Петербурга делает вывод о том, что после 01.07.2002 в связи
с вступлением в законную силу ст. 12.1 Кодекса проверка
технического состояния транспортных средств с использованием
средств технического диагностирования при государственном
техническом осмотре может производиться исключительно
Государственной инспекцией безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, поэтому, по
мнению заявителя, пункты 2 и 3 постановления Правительства Санкт-
Петербурга N 1113 "О проведении государственного технического
осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге" противоречат
вышеуказанной норме.
Кроме того, заявитель в качестве доводов своей правовой позиции
ссылается на выводы, содержащиеся в мотивировочной части
Определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 24.07.2003 N 49-ГОЗ-64 по делу "О признании
недействительными пунктов 2, 3, 6, а также п. 7 в части
утверждения размера платы за проведение технического контроля с
использованием средств технического диагностирования постановления
Кабинета министров Республики Башкортостан от 29.12.2001 N 330 "О
порядке проведения государственного технического осмотра
транспортных средств и введении обязательного использования
средств технического диагностирования при проверке технического
состояния транспортных средств" указано, что понятия
"инструментальная проверка" и "проверка технического состояния
транспортных средств с использованием средств технического
диагностирования" тождественны, и такое суждение основано на
смысловом содержании указанных понятий в соответствии с
пояснениями в словарях.
Оценивая в совокупности доводы заявителя, суд приходит к
следующему.
Статья 17 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного
движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 предусматривает обязательный
государственный технический осмотр находящихся в эксплуатации на
территории Российской Федерации и зарегистрированных в
установленном порядке транспортных средств. Порядок проведения
обязательного государственного технического осмотра
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке
проведения государственного технического осмотра транспортных
средств, зарегистрированных в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации" установлено, что обязательный
государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов
к ним, зарегистрированных в установленном порядке в
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, организуется и
проводится Государственной инспекцией. Государственная инспекция
может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в
проверке технического состояния транспортных средств с
использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре. Этим же постановлением
утверждено Положение о проведении государственного технического
осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. В
соответствии с пунктом 7 Положения в случаях, предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка
технического состояния транспортных средств при государственном
техническом осмотре проводится с использованием средств
технического диагностирования, имеющихся в Государственной
инспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пунктами 4 и 7 Положения решение о проведении конкурса
принимает орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, а состав конкурсной комиссии, в том числе ее
председатель и ответственный секретарь, утверждаются распоряжением
руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
Пункт 10 постановления Правительства РФ N 880 предписывает
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
постановлением.
В целях реализации данного постановления и во исполнение
пунктов 4 и 7 Положения о проведении конкурса Правительством Санкт-
Петербурга принято постановление N 1113 от 21.06.2004 "О
проведении государственного технического осмотра транспортных
средств в Санкт-Петербурге".
Согласно пункту 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности
осуществляет полномочия по принятию решения о проведении конкурса
среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право
участия в проверке технического состояния транспортных средств с
использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре.
Согласно пункту 3 постановления Комитету по вопросам
законности, правопорядка и безопасности поручено утвердить состав
комиссии по проведению конкурса среди юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке
технического состояния транспортных средств с использованием
средств технического диагностирования при государственном
техническом осмотре.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1113 принято в
пределах компетенции исполнительных органов государственной власти
Санкт-Петербурга. Оспариваемые заявителем нормы (п. 2, 3)
полностью соответствуют постановлению Правительства Российской
Федерации N 880. В тексте оспариваемых норм не содержится
положений, устанавливающих право каких-либо организаций
осуществлять технический осмотр транспортных средств. Эти нормы не
регулируют процедуру проведения технического осмотра транспортных
средств на территории Санкт-Петербурга. Юридические лица и
индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктами 3 и 4
постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 не проводят
самостоятельно проверку технического состояния транспортных
средств с использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре, а лишь принимают участие в
проверке, проводимой Государственной инспекцией безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
Действительно, как следует из примечания к статье 12.1 Кодекса
об административных правонарушениях Российской Федерации,
введенного в действие с 01.07.2002, при прохождении
государственного технического осмотра запрещается проводить
инструментальную проверку в организации независимо от формы
собственности. Также запрещается требовать у водителя,
собственника или иного законного владельца транспортного средства
предъявления или приобретения экологических талонов,
диагностических карт, технических карт либо иных документов, не
предусмотренных федеральным законом. В связи с чем в заявлении
зам. прокурора Санкт-Петербурга сделан правильный вывод о том, что
проверки технического состояния транспортных средств с
использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре могут производиться
исключительно Государственной инспекцией. Между тем суд не
усматривает связи данного вывода зам. прокурора Санкт-Петербурга с
содержанием оспариваемых им норм.
Так, судом установлено, что согласно статье 17 Федерального
закона "О безопасности дорожного движения" находящиеся в
эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в установленном
порядке транспортные средства подлежат обязательному
государственному техническому осмотру. Порядок проведения
обязательного государственного осмотра устанавливается
Правительством РФ.
Согласно пп. "г" п. 11 Положения о Госавтоинспекции
безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом
Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах
по обеспечению безопасности дорожного движения", организация и
проведение в порядке, определенном Правительством РФ,
государственного технического осмотра транспортных средств АМТС
возлагается на Госавтоинспекцию.
Приказ МВД РФ от 15 марта 1999 г. N 190 "Об организации и
проведении государственного технического осмотра транспортных
средств" и утвержденные этим приказом Правила с изменениями на
18.05.2001 и на 19.03.2004 определяют организацию и порядок
проведения государственного технического осмотра
автомототранспортных средств государственной инспекцией. Согласно
п. 10 Правил при привлечении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к участию в проверке технического состояния
транспортных средств Государственной инспекцией используется
материально-техническая база привлекаемых организаций.
Оспариваемые пункты 2 и 3 постановления Правительства Санкт-
Петербурга приняты в пределах компетенции исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга во исполнение
постановления Правительства РФ N 880. Они не содержат положений,
устанавливающих право каких-либо организаций осуществлять
технический осмотр транспортных средств и регулировать процедуру
проведения технического осмотра на территории Санкт-Петербурга.
Право участия в проверке технического состояния транспортных
средств с использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре не означает возможность
осуществления полномочий по проведению непосредственного
государственного технического осмотра.
Использование материально-технической базы организаций
осуществляется Государственной инспекцией в соответствии с
договорами.
Согласно пункту 7 Положения о проведении государственного
технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним
Государственной инспекцией безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства РФ N 880, в случаях, предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка
технического состояния транспортных средств при государственном
техническом осмотре проводится с использованием средств
технического диагностирования, имеющихся в Государственной
инспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке
~phdhweqjhu лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ссылка заместителя прокурора Санкт-Петербурга на определение
судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от
24.07.2003 N 49-ГОЗ-64 представляется необоснованной, поскольку
предметом рассмотрения обстоятельств по указанному делу являлись
иные правоотношения, не имеющие взаимосвязи с настоящим спором.
На основании изложенного суд полагает, что не имеется оснований
к признанию пунктов 2 и 3 постановления Правительства Санкт-
Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного
технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге"
недействующими.
Руководствуясь ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании
законности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Санкт-
Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного
технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге"
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через
Санкт-Петербургский городской суд.
|