Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
07.06.2017
USD
56.67
EUR
63.78
CNY
8.34
JPY
0.52
GBP
73.22
TRY
16.02
PLN
15.22
 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ОТ 16.08.93Г. N ПР-1304 ПОПРАВКИ В ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ О БАНКАХ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

 ПРЕЗИДЕНТ                                    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 августа 1993 г.            Председателю Верховного Совета
         N Пр-1304                     Р.И.ХАСБУЛАТОВУ

         г. Москва

        Руководствуясь частью 2 статьи 117 и пунктом  2  статьи  121-5
    Конституции  Российской  Федерации,  возвращаю  в  Верховный Совет
    России  Закон  Российской  Федерации  "О  внесении   изменений   и
    дополнений  в  Закон  РСФСР  "О банках и банковской деятельности в
    РСФСР" и  Закон  Российской  Федерации  "О  внесении  изменений  и
    дополнений  в  Закон  РСФСР  "О  Центральном  банке  РСФСР  (Банке
    России)". Прошу рассмотреть эти Законы повторно с учетом следующих
    поправок.

         1. К  Закону  Российской  федерации  "О  внесении изменений и
    дополнений  в  Закон  РСФСР  "О  Центральном  банке  РСФСР  (Банке
    России)".
         1. Требует уточнения статья 1 вновь принятой редакции  Закона
    Российской  Федерации  "О  Центральном  банке Российской Федерации
    (Банке России)" (далее  -  Закон).  В  целях  закрепления  особого
    правового  статуса  банка России предлагается:  исключить из части
    первой указанной  статьи  слова  -  "находится  в  государственной
    федеральной   собственности  Российской  Федерации",  одновременно
    дополнив ее новым предложением следующего содержания:
         "Имущество, находящееся на балансе Банка России,  в том числе
    занимаемые Банком России и его учреждениями здания и сооружения, а
    также  земельные  участки,  на которых они расположены,  относятся
    исключительно   к   государственной   федеральной    собственности
    Российской  Федерации  и  подлежат  отчуждению  не  иначе,  как  в
    порядке, определяемом законодательством Российской Федерации".
         Часть вторую   статьи   3   Закона  исключить  как  излишнюю.
         Использование в предложенной новелле вместо слова -
    "филиалы" слова "учреждения" является более предпочтительным, т.к.
    последнее из названных понятий шире и охватывает  применительно  к
    Банку  России не только его филиалы,  в качестве которых выступают
    его  территориальные  управления,  но  и  образуемые  этим  Банком
    расчетно-кассовые центры, представительства и полевые учреждения.

         2. Следует  еще  раз  обсудить  ранее высказанное предложение
    Президента  России  об  отказе  от  Устава  Банка  России  как  от
    совершенно   излишнего   нормативного   акта,   регулирующего  его
    деятельность помимо Закона  Российской  федерации  "О  Центральном
    банке  Российской  Федерации  (Банке  России)",  Закона Российской
    Федерации  "О  банках  и   банковской   деятельности"   и   других
    законодательных актов.
         Во исполнение этого предлагается исключить  из  части  первой
    статьи   3   представленного   Закона  слова  -  "и  имеет  Устав,
    утверждаемый Президиумом Верховного Совета Российской  Федерации".
    В последующем тексте Закона исключить ссылки на его Устав.
         В качестве варианта можно было бы согласиться на  внесение  в
    данную  статью  коррективов,  предусматривающих утверждение Устава
    Центрального   банка   решением   Верховного   Совета   Российской
    Федерации,  что  корреспондирует  с  нормой  части второй статьи 1
    Закона о подотчетности этого Банка именно Верховному Совету.
         В случае   принятия   последнего   предложения  либо  полного
    отклонения  обеих  вышеизложенных  поправок  принципиально   важно
    дополнить часть первую статьи 3 Закона следующей нормой:
         "Положения Устава  Банка  России   не   могут   противоречить
    настоящему   Закону,  Закону  Российской  Федерации  "О  банках  и
    банковской деятельности" и другим законодательным актам Российской
    Федерации".

         3. По  основаниям,  изложенным  в пункте 2 настоящего письма,
    следует предусмотреть в части второй статьи 6  Закона  утверждение
    положения  о консультативном совете и персонального состава членов
    консультативного совета Верховным советом Российской Федерации.
         4. Предоставление  Банку России права широкой законодательной
    инициативы  не  соответствует   норме   статьи   110   Конституции
    Российской Федерации,  содержащей исчерпывающий перечень субъектов
    правоотношений,  которым принадлежит указанное правомочие, поэтому
    указанную норму из статьи 7 Закона надо исключить. При этом нельзя
    обойти  молчанием  то  обстоятельство,  что  согласно  стенограмме
    заседания Верховного Совета от 22 июля 1993 г. (стр.237-239) часть
    вторая статьи 7 Закона с  учетом  предложений  народного  депутата
    А.Ф.Бира   и   других   была   принята   в  редакции,  существенно
    отличающейся  от  содержащейся  в  тексте  Закона,   направленного
    Президенту,  а  именно:  "Банк  России имеет право законодательной
    инициативы в вопросах, относящихся к компетенции Банка".
         Для устранения противоречия между различными законодательными
    актами надлежит,  кроме  того,  привести  содержание  статьи  7  в
    соответствие  с  нормой  части  третьей статьи 2 Закона Российской
    Федерации "О банках и банковской деятельности" (в редакции  от  22
    июля 1993 г.).
         На основании всего вышеизложенного,  текст  статьи  7  Закона
    надо сформулировать следующим образом:
         "Банк России руководствуется в своей  деятельности  настоящим
    Законом,  Законом  Российской  Федерации  "О  банках  и банковской
    деятельности" в случаях, прямо предусмотренных им, а также нормами
    иных  законов Российской Федерации,  непосредственно регулирующими
    банковскую деятельность".

         5. Предлагаются следующие поправки к статье 8 Закона:
         1) дополнить часть первую статьи новым пунктом 5, а именно:
         "5) содействие  мобилизации  банковской  системой   свободных
    финансовых  ресурсов  и  их  распределению  в  интересах народного
    хозяйства";
         2) исключить  из  нормы пункта 7 части второй статьи 8 Закона
    как излишние слова  -  "в  том  числе  и  операций  в  иностранной
    валюте".  В  Законе  имеется  специальная статья 21,  регулирующая
    деятельность  Банка  России,  связанную  с  выдачей  лицензий   на
    проведение  операций  в  иностранной  валюте.  Кроме того,  эти же
    вопросы  урегулированы  нормой  части  второй  статьи   5   Закона
    Российской  Федерации  "О  банках  и  банковской  деятельности" (в
    редакции от 22 июля 1993  г.),  согласно  которой  все  банковские
    операции  и  сделки  могут  производиться  как  в рублях,  так и в
    иностранной валюте при наличии соответствующих лицензий.

         6.Требуется внести дополнения и изменения в статью 11 Закона,
    посвященную отчетности Банка России.
         В целях  более  объективного  и  всестороннего   рассмотрения
    ежегодного  отчета  о  деятельности  Центрального банка Российской
    Федерации предлагается дополнить часть  третью  статьи  11  закона
    предложением следующего содержания:
         "Правительство Российской федерации  представляет  Верховному
    Совету  Российской  Федерации  свое  заключение по годовому отчету
    Банка России".
         Кроме того, никак нельзя согласиться с точкой зрения народных
    депутатов,  исключивших по предложению представителя Банка  России
    во  время  обсуждения  законопроекта  во  втором  чтении  из части
    третьей статьи 11 Закона слова  -  "не  позднее  1  февраля  года,
    следующего  за  отчетным годом",  относящиеся к моменту назначения
    Верховным  Советом  по  представлению  банка  России   аудиторской
    организации,    проверяющей    достоверность   ежегодного   отчета
    последнего (стр.241 стенограммы заседания от 22 июля 1993 г.).
         С учетом  оставления  в  силе  нормы  части  первой статьи 11
    Закона,  обязывающей Центральный банк представлять отчет  о  своей
    деятельности  за  период с 1 января по 31 декабря предыдущего года
    ежегодно  не   позднее   15   мая,   необходимо   восстановить   и
    вышеприведенную  запись,  поскольку только она надежно гарантирует
    соблюдение    всеми    участниками    указанных     правоотношений
    установленных сроков отчетности Банка России.
         Актуальность предлагаемой  поправки  подтверждает  тот  факт,
    что,  несмотря  на  предусмотренные  действующим в настоящее время
    Законом  РСФСР  "О  Центральном  банке   РСФСР   (Банке   России)"
    аналогичные   сроки   отчетности,   Верховному  Совету  Российской
    федерации до сих пор не представлен  надлежаще  оформленный  отчет
    Центрального банка за 1992 год.

         7. Предлагается  уточненная редакция  части первой статьи
    12 Закона:
         "Верховный Совет    Российской   Федерации   одновременно   с
    утверждением отчета Банка России о его деятельности за  предыдущий
    год принимает решение о распределении чистой прибыли Банка России,
    остающейся после обязательных отчислений (не  более  10  процентов
    его  доходов) в фонды (резервы) Банка России,  предусмотренные его
    Уставом".

         8. В письме от 23 июня 1993  г.  Президент  России  предложил
    всесторонне   выверенную   редакцию   части   первой   статьи   14
    рассматриваемого Закона.  Однако,  при голосовании 22 июля с.г. по
    предложению  Центрального  банка  Верховный Совет внес в ее текст,
    как утверждалось,  "редакционную", а на самом деле - принципиально
    важную  по  своей  сути  поправку,  согласно  которой  Банк России
    разрабатывает   проект   Основных   направлений    государственной
    денежно-кредитной политики Российской Федерации не совместно, а во
    взаимодействии  с  Правительством  Российской   Федерации.   Таким
    образом,  роль  Правительства  в  подготовке указанного важнейшего
    государственного документа фактически свелась лишь к доведению  до
    сведения  Центрального  банка  совсем  не  обязательного для учета
    мнения.  Тем  самым  Правительство  было   в   значительной   мере
    ограничено  в возможности осуществления предусмотренного пунктом 1
    части  второй  статьи   125   Конституции   Российской   Федерации
    правомочия способствовать осуществлению мер по укреплению денежной
    и кредитной системы страны.
         Предлагается восстановить  норму части первой статьи 14 в том
    виде,  в  каком  она  была   предложена   Президентом   Российской
    Федерации.

         9. В  целях  уточнения  его  смыслового содержания необходимо
    дополнить абзац первый части третьей статьи 14 закона после слов -
    "денежной массы" словами - ", применяемыми Банком России",.
         Кроме того, следует дополнить пункт 3 части третьей статьи 14
    Закона  после  слова  - "определение" словом " - "единых".  Данное
    предложение  основано  на   целесообразности   установления   норм
    обязательных  резервов,  депонируемых  в  Центральном  банке,  как
    единообразных (одинаковых)  для  банков  и  кредитных  учреждений.
    Указанные  нормы,  оставаясь  едиными  по  своей сути,  могут быть
    дифференцированы банком России по различным  группам  (категориям)
    банков и кредитных учреждений, например, в зависимости от величины
    уставного капитала, величины собственных средств и т.д. Невнесение
    уточнения   фактически   позволит   Банку   России   устанавливать
    индивидуальные (для отдельного банка  или  кредитного  учреждения)
    нормативы как пониженные, так и повышенные по сравнению со средним
    уровнем  депонируемых  резервов.  Последнее  приведет  к  снижению
    авторитета    аналогичной    санкции   за   нарушение   требований
    законодательства,  предусмотренной пунктом 2 части третьей  статьи
    34 Закона.

         10. Во избежание неоднозначного толкования норм пунктов 1 и 4
    статьи 15 Закона целесообразно их объединить с полным  сохранением
    существующих  текстов,  связав  их словами - "в том числе",  после
    чего произвести соответствующую перенумерацию пунктов этой статьи.

         11. Название и норму статьи 16  Закона  надлежит  привести  в
    точное соответствие с формулировкой,  проголосованной на заседании
    Верховного Совета России 22 июля 1993 г.,  согласно  которой  Банк
    России осуществляет кассовое обслуживание республиканского бюджета
    Российской  Федерации,  а  не  операции   с   указанным   бюджетом
    (см.стр.250-251 стенограммы).

         12. Подлежит   безусловному  изъятию  из  Закона  статья  17,
    предоставляющая Банку  России  право  непосредственно  производить
    обслуживание  органов  исполнительной власти Российской Федерации,
    государственных  органов   обеспечения   безопасности   Российской
    Федерации,  их  предприятий,  организаций  и учреждений,  воинских
    частей.  Одновременно необходимо убрать из части третьей статьи  8
    Закона слова - "за исключением случаев,  предусмотренных настоящим
    Законом".

         13. Предлагаются следующие поправки к статье 18 Закона:
         1) по причинам, указанным в пункте 1 данного раздела, в части
    третьей статьи  18  заменить  слово  "представительств"  на  слово
    "учреждений";
         2) в целях корреспондирования нормы статьи 18 закона с нормой
    пункта   2  статьи  2  Закона  Российской  Федерации  "О  валютном
    регулировании и валютном контроле"  представляется  целесообразным
    дополнить статью 18 частями четвертой-пятой в следующей редакции:
         "Банк России   осуществляет    регулирование    операций    в
    иностранной валюте на территории Российской Федерации.
         Банк России принимает  участие  в  подготовке  статистических
    данных  платежного  баланса  и  внешней  задолженности  Российской
    Федерации".
         Предложенный в  названных  нормах  подход  противоречит четко
    закрепленной как в ныне  действующий,  так  и  во  вновь  принятых
    редакциях  обоих  законодательных  актов  о  банках  и  банковской
    деятельности,  двухуровневой системы  банковского  обслуживания  в
    Российской  Федерации  и  фактически выводит вопросы,  связанные с
    бюджетным финансированием вышеперечисленных  органов,  из  ведения
    Правительства Российской Федерации.

         14. Статья 27 Закона не обеспечивает соблюдения имущественных
    прав делицензируемых банков и кредитных учреждений,  в связи с чем
    надлежит дополнить ее частью второй
         "При отзыве лицензий на совершение банковских  операций  Банк
    России  возвращает  в  месячный  срок  соответствующему  банку или
    кредитному учреждению зарезервированные ими привлеченные  средства
    для осуществления расчетов по их обязательствам".

         15. Следует  признать,  что  норма  части  второй  статьи  31
    Закона,  наделяющая Банк России  правом  привлекать  для  проверки
    финансовой    отчетности    банков    и    кредитных    учреждений
    соответствующие   аудиторские   организации,   не    соответствует
    концепции  принятого  Верховным  Советом  России  21  июля 1993 г.
    Закона Российской Федерации "Об аудиторской деятельности".
         Названный Закон  так же,  как и анализируемый законодательный
    акт,  возвращен Президентом для повторного  рассмотрения,  в  ходе
    которого  следовало  бы  устранить  противоречие  с  его  нормами,
    закрепляющими исключительно договорный  характер  отношений  между
    аудиторами   (аудиторскими   организациями)   и  проверяемыми  ими
    хозяйствующими субъектами.

         16. Представляется обоснованным дополнить  статью  33  Закона
    после   слова  "совершения"  словом  "отдельных".  Основанием  для
    поправки является то обстоятельство, что не все из операций банков
    и   кредитных   учреждений,   предусмотренных   статьей  5  Закона
    Российской Федерации  "О  банках  и  банковской  деятельности"  (в
    редакции  от  22 июля 1993 г.),  могут быть урегулированы "едиными
    правилами и сроками" (например,  пункты  1,  4,  11  части  первой
    статьи 5 этого Закона).
         17. Как грубое нарушение  основополагающих  положений  Закона
    РСФСР "О собственности в РСФСР" следует расценивать норму пункта 3
    части третьей статьи  34  Закона,  согласно  которой  Банк  России
    вправе, не выясняя мнения акционеров (собственников), назначать на
    период финансового оздоровления банка  или  кредитного  учреждения
    временную  администрацию  по  управлению указанными хозяйствующими
    субъектами из числа сотрудников Банка России или уполномоченных им
    лиц.  Между  тем,  аналогичные  по существу и основаниям действия,
    связанные с проведением внешнего управления имуществом должника  и
    назначением  арбитражного  управляющего,  осуществляются  согласно
    статьям 11-12 Закона  Российской  Федерации  "О  несостоятельности
    (банкротстве)   предприятий"   только  после  отзыва  лицензии  на
    совершение банковских операций по решению арбитражного суда.
         Принимая во  внимание  изложенное,  надлежит пункт 3 из части
    третьей статьи 34 Закона исключить.

         18. Предлагается внести  следующие  уточнения  в  статью  355
    Закона,   регламентирующую   порядок   обжалования  решений  Банка
    России:5
         1) часть  вторую  статьи  после слов "его клиентов" дополнить
    словами "в том числе банков  и  кредитных  учреждений",  т.к.  при
    проведении  Центральным банком банковских операций по кредитованию
    банков и кредитных учреждений последние выступают в  качестве  его
    клиентов;
         2) часть третью статьи после слов "могут выступать" дополнить
    словами "от его имени",  поскольку в соответствии со статьями 11 и
    24  действующих   на   территории   Российской   Федерации   Основ
    гражданского  законодательства  филиалы  и представительства Банка
    России не  являются  юридическими  лицами  и  не  могут  выступать
    истцами и ответчиками от своего имени;
         3) исключить из части четвертой статьи слово  "нормативного",
    иначе  данная  норма  будет  противоречить  норме статьи 20 Закона
    Российской Федерации  "О  банках  и  банковской  деятельности"  (в
    редакции  от 22 июля 1993 г.),  согласно которой в соответствии со
    статьей 35 рассматриваемого Закона  могут  быть  обжалованы  любые
    решения  Банка  России,  а следовательно,  и те,  которые не имеют
    формы нормативного акта.

         19. Для     упорядочения     нормотворческой     деятельности
    Центрального банка Российской Федерации и обеспечения соответствия
    издаваемых  им  правовых   актов   действующему   законодательству
    предлагается:
         1) дополнить  часть  первую  статьи   36   Закона   следующим
    предложением:  "Нормативные  акты,  издаваемые  Банком России,  не
    могут противоречить законодательным актам Российской Федерации";
         2) дополнить указанную статью после части второй новой частью
    в следующей формулировке:
         "Нормативные акты,   изданные   Банком   России,  вводятся  в
    действие  по   истечении   семи   дней   после   их   официального
    опубликования.  При издании отдельных нормативных актов может быть
    установлен иной срок их введения в действие".
         Следует отметить,  что  норма  именно  в  такой редакции была
    принята на заседании Верховного Совета 22 июля 1993 г.  (см.  стр.
    275-276  стенограммы).  Однако,  в тексте Закона,  поступившего на
    подпись Президенту, она отсутствует.

         20. Несмотря на существенные коррективы,  внесенные в  статью
    37   Закона,   остается   неурегулированным   вопрос   о   порядке
    представления на обсуждение Верховного Совета  России  кандидатуры
    на должность Председателя Банка России.
         Поскольку между  вопросами  назначения  и   освобождения   от
    должности   существует   непосредственная   связь,   целесообразно
    наделить Президента России,  помимо права направлять  в  Верховный
    Совет  мотивированное  представление  об освобождении от должности
    Председателя Банка России,  и правом  обращаться  к  Парламенту  с
    представлением о назначении на указанную должность.
         На основании изложенного, предлагается дополнить часть первую
    статьи 37 Закона перед словами "Председатель Банка России" словами
    "По представлению Президента Российской Федерации".

         II. К Закону Российской Федерации  "О  внесении  изменений  и
    дополнений  в  Закон  РСФСР  "О банках и банковской деятельности в
    РСФСР".

         1. Предлагается  уточнить  содержащиеся  в  статье  1   вновь
    принятой   редакции   Закона  Российской  Федерации  "О  банках  и
    банковской деятельности" (далее - Закон) основополагающие  понятия
    банка и кредитной организации.
         Для этого необходимо5
         1) начало  нормы  части  первой статьи 1 изложить в следующем
    виде:
         "Банк -   созданное  (зарегистрированное)  в  соответствии  с
    настоящим  Законом  финансово-кредитное  учреждение,   которое..."
    (далее - по тексту).
         Характеристика банка    как    учреждения    согласуется    с
    определением  Банка  России,  содержащимся в части первой статьи 3
    Закона  Российской  Федерации  "О  Центральном  банке   Российской
    Федерации (Банке России) (в редакции от 22 июля 1993 г.);

         2) в  целях  более  четкого  определения момента приобретения
    банками и кредитными учреждениями в полном  объеме  принадлежащего
    им  в  соответствии  с  рассматриваемым  Законом правового статуса
    целесообразно уточнить норму части третьей статьи 1:
         "Банк приобретает права юридического лица после регистрации в
    установленном настоящим  Законом  порядке  и  вправе  осуществлять
    банковские   операции   с   момента   выдачи   ему  Банком  России
    соответствующей   лицензии   (лицензий).   Кредитное    учреждение
    признается   в  качестве  такового  после  получения  им  лицензии
    (лицензий)  Банка  России  на  выполнение   отдельных   банковских
    операций".
         С учетом предложенной поправки,  представляется  обоснованным
    исключить из статьи 16 Закона часть вторую как излишнюю.

         2. В    целях    усиления    правовых   гарантий   сохранения
    инвестиционного  направления  деятельности   специальных   банков,
    предусматриваемых   нормой   части   второй   статьи   2   Закона,
    предлагается установить норматив  направления  указанными  банками
    привлекаемых  ими средств на среднесрочные (от одного года до пяти
    лет) и долгосрочные (свыше пяти лет) инвестиции в размере не менее
    чем 50 процентов,  а не 30 процентов, как это сейчас зафиксировано
    в указанной статье.

         3. Для согласования нормы части четвертой статьи 2  Закона  и
    норм  статьи  36  "Нормативные  акты  Банка России" с нормой части
    второй статьи 34 Закона Российской Федерации "О Центральном  банке
    Российской  Федерации  (Банке России)" (в редакции от 22 июля 1993
    г.) надлежит дополнить указанную  часть  статьи  2  перед  словами
    "актами  Центрального  Банка  Российской Федерации (Банка России)"
    словом "нормативными".

         4. Представляется необходимым более четко определить в Законе
    различный   по   своему  характеру  правовой  статус  общественных
    объединений банков  и  кредитных  учреждений  и  объединений  этих
    хозяйствующих субъектов,  созданных с целью извлечения прибыли.  В
    связи с этим,  предлагается внести следующие коррективы в статью 3
    Закона::
         1) название статьи после союза "и" дополнить словом "другие";
         2) часть  первую  статьи  после  слова "ассоциации" дополнить
    словами "и другие объединения";
         3) части   вторую,   третью   и   четвертую  исключить,  т.к.
    общественные   организации   в    соответствии    с    действующим
    законодательством создаются только гражданами;
         4) часть пятую считать частью второй,  изложив  ее  следующим
    образом:
         "Союзы, ассоциации и другие объединения  банков  и  кредитных
    учреждений,  образуемые  с  целью извлечения прибыли,  действуют в
    соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации   об
    объединениях  предприятий.  Указанные  союзы,  ассоциации и другие
    объединения регистрируются  Государственным  комитетом  Российской
    Федерации   по   антимонопольной   политике   и   поддержке  новых
    экономических  структур,  который  в  месячный   срок   после   их
    регистрации уведомляет об этом Банк России".

         5. В связи с тем, что частично действия, охарактеризованные в
    статье 5 Закона  в  качестве  элементов  специфической  банковской
    деятельности, могут в соответствии с действующим законодательством
    совершать не только банки и  кредитные  учреждения,  но  и  другие
    хозяйствующие  субъекты,  на  обсуждение  выносится ряд поправок к
    указанной статье, а именно:
         1) предлагается   присвоить   статье   5   новое  название  -
    "Банковская и иная деятельность банков и кредитных учреждений";
         2) часть первую статьи изложить в новой редакции:
         "Под банковской    деятельностью     понимаются     операции,
    совершаемые   исключительно   банками  и  кредитными  учреждениями
    (банковские операции),  а также сделки, разрешенные в соответствии
    с  настоящей статьей для проведения банкам и кредитным учреждениям
    помимо банковских операций.";
         3) часть вторую статьи сформулировать следующим образом:
         "Банки и  кредитные  учреждения   при   осуществлении   своей
    деятельности  производят  на  основании  лицензии (лицензий) Банка
    России следующие банковские операции:"  (далее  включить  в  новую
    редакцию  части  второй названия банковских операций,  указанных в
    пунктах 1-5, 8-10 и 13 существующей редакции части первой статьи 5
    Закона);
         3) часть третью статьи изложить в следующем виде:
         "Банкам и  кредитным  учреждениям  разрешается  на  основании
    лицензии  (лицензий)  Банка  России  проводить  следующие  сделки:
    "(далее  включить  в  предложенную  часть  вторую названия сделок,
    указанных в пунктах 6-7,  12 существующей  редакции  части  первой
    статьи 5 Закона. Этот перечень может быть и расширен);
         4) часть вторую существующей редакции статьи 5 Закона считать
    частью четвертой новой редакции этой статьи;
         5) часть третью существующей редакции статьи 5 Закона считать
    часть  пятой  этой  новой  редакции  статьи,  дополнив  ее  первым
    предложением:
         "Банки и   кредитные   учреждения   вправе  осуществлять  без
    лицензий  Банка  России  иную   хозяйственную   деятельность,   за
    исключением   прямо   запрещенной   настоящим  Законом  и  другими
    законодательными актами Российской Федерации."

         6. Обращает на  себя  внимание  несоответствие  установленных
    законодателем в статье 12 Закона санкций и тяжести проступков,  за
    совершение которых они применяются.
         Так, согласно   норме   части   второй  указанной  статьи  за
    осуществление банковской деятельности без лицензии  с  физического
    или  юридического лица взыскивается неправомерно полученный доход,
    руководитель  данной  организации  подвергается  административному
    штрафу.  В  то же время,  как видно,  из части четвертой статьи 12
    Закона,  в случае  уклонения  организации,  выполняющей  отдельные
    банковские  операции,  от  исполнения требования Банка о получении
    соответствующей лицензии эта организация  может  быть  по  решению
    арбитражного суда ликвидирована.

         7. Неоправданно  чрезмерным  представляется увеличение с трех
    до шести месяцев,  по сравнению с ныне  действующим,  максимальных
    документов,  представленных  для  регистрации и получения лицензий
    (статья 17 Закона).
         Предлагается пересмотреть   указанный   срок  в  сторону  его
    уменьшения.

         8. В  целях  уточнения   последствий   отзыва   лицензии   на
    проведение  банковских  операций  часть четвертую статьи 19 Закона
    предлагается уточнить, а именно:
         "В случае   отзыва   Банком  России  лицензии  на  проведение
    банковских операций по основаниям,  предусмотренным частью  первой
    настоящей  статьи,  последующее  обращение  банка  или  кредитного
    учреждения  с  ходатайством  о  выдаче  лицензии   на   проведение
    аналогичных банковских операций допускается не менее чем через год
    со дня ее отзыва".
         9. Норму  части первой статьи 24 необходимо привести в полное
    соответствие с аналогичной по своему содержанию  нормой  пункта  4
    части  первой статьи 24 Закона Российской Федерации "О Центральном
    банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 22  июля
    1993 г.) путем ее дополнения после слов - "Все банки" словами - "а
    также кредитные учреждения, использующие заемные средства" слова -
    "на территории Российской Федерации" исключить из нормы в целях ее
    редакционного улучшения.

         10. В норме части второй статьи 26 Закона требуется  уточнить
    перечень  субъектов  правоотношений,  уполномоченных  на получение
    справок по операциям и счетам юридических лиц и иных  организаций,
    а  также основания получения таких справок,  для чего предлагается
    следующая ее редакция:
         "Справки по   операциям  и  счетам  юридических  лиц  и  иных
    организаций выдаются указанным субъектам,  их вышестоящим органам,
    а    также    по   основаниям   и   в   порядке,   предусмотренном
    законодательством  Российской  Федерации,  -  судам,   арбитражным
    судам,  органам  предварительного следствия,  прокурорам,  органам
    федерального  казначейства,  органам   государственной   налоговой
    службы   и   налоговой   полиции,  таможенным  органам  Российской
    Федерации".
         Основаниями для внесения коррективов являются нормы статей 70
    и 125 Уголовно-процессуального кодекса  РСФСР,  статьи  21  Закона
    Российской  Федерации  "О прокуратуре",  пункта 3 Указа Президента
    Российской Федерации от 8 декабря 1992 г.  N 1556  "О  федеральном
    казначействе"   (вступил   в   силу  на  основании  и  в  порядке,
    установленном постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР  от
    1 ноября 1991 г. "О правовом обеспечении экономической реформы").

         11. Неудовлетворительно  разрешены в статье 27 Закона вопросы
    наложения  ареста  на  денежные  средства   и   другие   ценности,
    находящиеся  в  банках  и  кредитных учреждениях.  В связи с этим,
    необходимо:
         1) с  учетом терминологии  и содержания  статей 125, 175,
    222 и 233 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР надлежит в  части
    первой данной статьи:
         заменить словами - "следственных органов при наличии  санкции
    прокурора   соответствующего   уровня"   на   слова   -   "органов
    предварительного следствия";
         слова -  "а  на денежные средства иностранных и международных
    организаций - только на основании решения  суда  или  арбитражного
    суда" - исключить.
         Изменение действующего по рядка наложения ареста на имущество
    в  рамках рассматриваемой статьи Закона недопустимо.  Это возможно
    осуществить   исключительно   путем    внесения    соответствующих
    коррективов       в      вышеназванные      специальные      нормы
    уголовно-процессуального законодательства;
         2) уточнить  в  норме  части  второй статьи 27 принадлежность
    специального  счета,  на  который  должны  перечисляться  денежные
    средства,  подвергнутые  наложению ареста.  Для этого предлагается
    заменить в данной части слова - "на  свой  депозитный  счет  Банка
    России"  словами  -  "на  открываемый  указанному  органу  или его
    вышестоящему органу в Банке России либо  учреждении  Банка  России
    соответствующий депозитный счет".

         12. В  связи  с  предстоящим  созданием системы межбанковских
    клиринговых   расчетных   центров,   действующих   на    основании
    законодательства     о    предприятиях    и    предпринимательской
    деятельности,  возникают проблемы  упорядочения  их  учреждения  и
    обеспечения  их  надежности,  а  также целесообразности сохранения
    параллельного  функционирования  кассово-расчетных  центров  Банка
    России.  В связи с изложенным,  предлагается дополнить норму части
    первой статьи 28 Закона следующей записью:
         "Расчетные центры   банков   и  кредитных  учреждений  вправе
    приступить к проведению операций после  получения  лицензий  Банка
    России".

         13. Надлежит  исключить из статьи 29 Закона как излишнее и не
    корреспондирующееся с нормой,  ссылку  на  которую  оно  содержит,
    словосочетание  -  "в соответствии со статьей 15 Закона Российской
    Федерации  "О  Центральном  банке  Российской   Федерации   (Банке
    России)".

         14. Предлагается  уточнить  ввиду  ее  неясности  норму части
    шестой статьи 30 Закона.  В противном случае, на практике возможно
    неоднозначное толкование ее содержания.

         15. Представляется важным внести следующие коррективы в норму
    части второй статьи 41 Закона:
         1) дополнить   после  слова  -  "Государство"  словами  -  "в
    установленном законом Российской Федерации порядке";
         2) дополнить  после слова - "Сберегательному банку Российской
    Федерации" словами - "физическими лицами".
         Предложенные изменения     затрагивают     целый     комплекс
    общественных отношений гражданско-правовой сферы  регулирования  и
    обусловлены  необходимостью  законодательного  решения  сложнейших
    вопросов   социально-экономического   и    организационноправового
    характера, связанных с практической реализацией продекларированных
    гарантийных    обязательств    государства    перед    вкладчиками
    Сберегательного банка Российской Федерации.

         Полагал бы   также  возможным  обратить  внимание  Верховного
    Совета на несоответствие  положениям  действующих  законодательных
    актов   отдельных   положений   постановления   Верховного  Совета
    Российской Федерации "О  введении  в  действие  Закона  Российской
    Федерации  "О  внесении  изменений  и  дополнений в Закон РСФСР "О
    банках и банковской деятельности  в  РСФСР"  и  Закона  Российской
    Федерации  "О  внесении  изменений  и  дополнений в Закон РСФСР "О
    Центральном банке РСФСР (Банке России)", а именно:
         норм абзацев  первого  пункта  3  и абзаца третьего пункта 4,
    устанавливающих в  нарушение  нормы  статьи  6  Закона  РСФСР  "Об
    иностранных  инвестициях в РСФСР" менее благоприятный по сравнению
    с  отечественными  банками  правовой  режим  деятельности  банков,
    образованных  с участием иностранных граждан и юридических лиц,  а
    также ограничение перечня осуществляемых  ими  в  1994-1995  годах
    операций  исключительно  операциями  с  иностранными  гражданами и
    юридическими  лицами  -   нерезидентами.   Указанные   ограничения
    одновременно  являются  и  нарушением требований пункта 1 статьи 7
    Закона  РСФСР  "О  конкуренции  и  ограничении   монополистической
    деятельности на товарных рынках",  согласно которым органам власти
    и  управления  запрещается   принимать   акты,   которые   создают
    дискриминирующие   условия  деятельности  отдельных  хозяйствующих
    субъектов.
         Выражаю надежду   на  конструктивное  обсуждение  и  принятие
    Верховным  Советом  России  предложенных  Президентом   Российской
    Федерации поправок к законам о банках и банковской деятельности.

    Б.Ельцин


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
07.06.2017
USD
56.67
EUR
63.78
CNY
8.34
JPY
0.52
GBP
73.22
TRY
16.02
PLN
15.22
Разное