Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.06.2017
USD
57.96
EUR
64.86
CNY
8.5
JPY
0.52
GBP
74.18
TRY
16.53
PLN
15.39
 

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 06.11.2007 ПО ДЕЛУ N 10081/07 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ЧАСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРИВАТИЗАЦИИ, УДОВЛЕТВОРЕНО, ТАК КАК В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УТРАЧИВАЕТСЯ ГАРАНТИЯ СОХРАНЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                       Именем Российской Федерации
   
                                 РЕШЕНИЕ
                 от 6 ноября 2007 г. по делу N 10081/07
   
       Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2007 г.
       Решение в полном объеме изготовлено 6 ноября 2007 г.
       Высший   Арбитражный   Суд   Российской   Федерации  в  составе
   председательствующего  судьи  Осиповой  Н.В.,  судей Локтенко Н.И.,
   Полубениной  И.И. при ведении протокола помощником судьи Лавриковой
   Е.В.,   рассмотрел   в   судебном   заседании   дело  по  заявлению
   организации    научного    обслуживания    Центрального    опытного
   проектно-конструкторского  бюро ВНИИЭСХ РАСХН и Российской академии
   сельскохозяйственных  наук  о  признании  частично недействительным
   ненормативного акта.
       В судебном заседании приняли участие представители:
       от   ЦОПКБ   -   Антоненко   А.И.   -  директор  (на  основании
   удостоверения  N  462  от  31.01.2001); Айдиев Р.А. - представитель
   (на основании доверенности от 21.08.2007 N 01/59);
       от   Россельхозакадемии   -   Лачуга   Ю.Ф.   -  вице-президент
   Россельхозакадемии  (на  основании  доверенности  от  25.10.2007  N
   36-09/952;  Айдиев  Р.А. (на основании доверенности от 22.08.2007 N
   36-09/798);
       от  Правительства  РФ  -  Григорьянц  К.А.  - представитель (на
   основании  поручения Правительства РФ от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и
   доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
       от  Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
   (далее  -  ФАУФИ)  -  Григорьянц К.А. - представитель (на основании
   доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
       от   ГНУ   Всероссийского  научно-исследовательского  института
   электрификации  сельского  хозяйства  РАСХН  (далее  -  институт) -
   Стребков  Д.С. - директор (на основании удостоверения от 19.02.1997
   N 179).
       Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
   
                               установил:
   
       организация    научного    обслуживания   Центральное   опытное
   проектно-конструкторское  бюро Государственного научного учреждения
   ВНИИ  электрификации  сельского  хозяйства  РАСХН  (далее  - ЦОПКБ,
   конструкторское  бюро)  и  Российская академия сельскохозяйственных
   наук  (далее  - Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный
   Суд  Российской  Федерации  с заявлением к Правительству Российской
   Федерации  о  признании недействительным распоряжения от 29.04.2007
   N  543-р  об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации
   федерального   имущества   на   2008  год  и  основных  направлений
   приватизации  федерального  имущества  на 2008 - 2010 годы, в части
   включения  организации  научного обслуживания Центрального опытного
   проектно-конструкторского   бюро   ГНУ  ВНИИЭСХ  РАСХН  в  перечень
   федеральных  государственных  унитарных  предприятий, планируемых к
   приватизации в 2008 году.
       К  участию  в  деле  в качестве третьих лиц без самостоятельных
   требований  на  предмет  спора  привлечено Федеральное агентство по
   управлению  федеральным  имуществом (далее - ФАУФИ) и Всероссийский
   научно-исследовательский    институт    электрификации    сельского
   хозяйства (далее - ВНИИЭСХ РАСХН, институт).
       В   обоснование   требования   заявители  указали  на  то,  что
   названное  распоряжение  Правительства  РФ (N 543-р) в оспариваемой
   части  принято  с  нарушением  норм  части  3 статьи 35 Конституции
   Российской   Федерации,   статей  5  и  6  Федерального  закона  от
   23.08.1996  N  127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
   политике",  статьи  8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О
   приватизации  государственного и муниципального имущества", а также
   порядка  разработки  прогнозного  плана  (программы)  приватизации.
   Заявители  также  указали  на то, что приватизация ЦОПКБ приведет к
   разрушению       технологического      единства      научной      и
   опытно-производственной   деятельности   конструкторского   бюро  и
   института,  а  также  к  прекращению  имущественных прав академии и
   ЦОПКБ      на      имущество,      используемое     последним     в
   научно-производственной деятельности.
       Правительство  РФ  возражает  против удовлетворения заявленного
   требования,  указывая  на  то,  что  оспариваемое  распоряжение  не
   нарушает    права    заявителей,   поскольку   приватизация   ЦОПКБ
   предполагается  путем  его  преобразования  в  открытое акционерное
   общество  с  сохранением  специализации его производства. Включение
   указанного  предприятия  в прогнозный план приватизации произведено
   с  соблюдением  норм  законодательства  о приватизации и с согласия
   Россельхозакадемии,  выраженного  в  письме  РАСХН  от 05.03.2007 N
   01-29-10/32.
       ВНИИЭСХ  РАСХН поддержало доводы заявителей, пояснив, что ЦОПКБ
   подчинено  институту,  является единственным в стране предприятием,
   обеспечивающим        научное        обслуживание        выполнения
   научно-исследовательских   работ  по  изготовлению  образцов  новой
   техники по тематике института.
       ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.
       В  судебном  заседании  представители  участвующих  в  деле лиц
   поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.
       Выслушав  представителей  участвующих  в  деле  лиц, исследовав
   представленные  доказательства  и материалы дела, суд полагает, что
   заявленное   требование   подлежит   удовлетворению   по  следующим
   основаниям.
       В  соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 устава ЦОПКБ
   входит  в  состав  Российской  академии сельскохозяйственных наук и
   находится     в     непосредственном    организационно-методическом
   подчинении   Всероссийского   научно-исследовательского   института
   электрификации    сельского   хозяйства;   является   организацией,
   созданной   с   целью  выполнения  научно-исследовательских  работ,
   проводимых  институтом  по  разработке  и изготовлению специального
   оборудования  в сфере энергообеспечения. Реорганизация и ликвидация
   ЦОПКБ  может  быть произведена только по решению Россельхозакадемии
   или  суда  в  порядке,  установленном  законодательством Российской
   Федерации (пункт 7.2 устава).
       По  договору  от 05.01.2004 N V-5-1, заключенному между ЦОПКБ и
   Россельхозакадемией  за  конструкторским  бюро  закреплено на праве
   хозяйственного ведения государственное имущество.
       В  соответствии  со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996
   N  127-ФЗ  "О  науке и государственной научно-технической политике"
   (далее   -  Федеральный  Закон  "О  науке..."),  Россельхозакадемия
   наделена   правом   на   создание,   реорганизацию,   ликвидацию  и
   переподчинение     учреждений,     организаций     и    предприятий
   Россельхозакадемии,  а  также правомочиями собственника в отношении
   закрепленного   за   подчиненными   организациями  государственного
   имущества.  Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление
   указанных    полномочий    отнесено    к   компетенции   Президиума
   Россельхозакадемии.
       Статьей   8   Федерального   закона  от  21.12.2001  N  178  "О
   приватизации  государственного и муниципального имущества" (далее -
   Федеральный  закон  "О  приватизации...") предусмотрено направление
   федеральными   органами   исполнительной   власти  в  Правительство
   Российской  Федерации  предложений  о приватизации находящихся в их
   ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
       Между  тем,  материалами  дела не подтверждается, что ЦОПКБ или
   Россельхозакадемия  обращались в Правительство Российской Федерации
   или в ФАУФИ с предложениями о приватизации.
       Согласно   пункту   35   устава  Россельхозакадемии  решение  о
   создании,   реорганизации,  ликвидации  учреждений,  предприятий  и
   организаций   академии   относится   к  исключительной  компетенции
   Президиума    Россельхозакадемии.    Президиум   Россельхозакадемии
   решения   о   приватизации   ОНО   ЦОПКБ   не   принимал,   о   чем
   свидетельствуют  материалы  служебного  расследования, проведенного
   Президиумом   по  факту  направления  в  ФАУФИ  списка  организаций
   научного  обслуживания для включения в прогнозный план приватизации
   федерального  имущества  на  2008 год. Доказательств обратного суду
   не представлено.
       Письмо  Россельхозакадемии  от  05.03.2007  N  01-29-10/32,  на
   которое  ссылается  Правительство  РФ в подтверждение правомерности
   издания  оспариваемого  акта, не содержит ссылки на соответствующее
   решение  Президиума  Россельхозакадемии,  поэтому оно не может быть
   принято  судом  в  качестве надлежащего доказательства согласования
   вопроса о приватизации названной организации.
       Кроме   того,   письмами  от  26.03.2007  N  01-29-06/56  и  от
   28.03.2007  N  01-29-10/59,  направленными  в Аппарат Правительства
   Российской   Федерации   и   Федеральное  агентство  по  управлению
   федеральным  имуществом,  Россельхозакадемия  просила  исключить из
   проекта  плана  приватизации федерального имущества на 2008 год ряд
   организаций,    в    том    числе   и   ОНО   Центральное   опытное
   проектно-конструкторское бюро.
       Правила  разработки  прогнозного плана (программы) приватизации
   федерального  имущества (далее - Правила) утверждены Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от 26.12.2005 N 806. Согласно
   пункту  11  Правил  федеральные  органы  исполнительной  власти  не
   позднее     10     июня    представляют    согласованные    перечни
   подведомственных   им   федеральных   предприятий   и  организаций,
   подлежащих  приватизации,  в  ФАУФИ,  а  в  случае  разногласий  по
   проекту  программы  ФАУФИ  проводит с этими органами согласительные
   совещания  с  участием  представителя  Министерства  экономического
   развития и торговли РФ.
       В  связи  с  изложенным, указанные письма Россельхозакадемии об
   исключении   ОНО   ЦОПКБ   из   прогнозного   плана   приватизации,
   неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ и ФАУФИ.
       Заявителями   представлены   в  дело  документы  (в  том  числе
   договоры  на  выполнение отдельных научно-исследовательских работ в
   2007  году),  из  которых  усматривается,  что  данная  организация
   участвует       в      осуществлении      научно-исследовательских,
   опытно-конструкторских   и   пусконаладочных   работ,  связанных  с
   разработкой  приоритетных  направлений развития энергооборудования.
   Иных  организаций,  осуществляющих данное направление исследований,
   по заявлению Россельхозакадемии, в ее составе не имеется.
       Согласно  пункту  6  статьи  5 Федерального закона "О науке..."
   при   реорганизации   государственной  научной  организации  должно
   обеспечиваться   сохранение  технологического  единства  научной  и
   (или)  научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
   состава  указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
   опытно-учебного,  опытно-фармацевтического  производства и лечебных
   баз.
       Прогнозный  план  приватизации  федерального  имущества на 2008
   год  не  содержит указания на способ приватизации включенных в него
   предприятий.   Приватизация  способами,  определенными  статьей  13
   Федерального     закона     "О    приватизации...",    предполагает
   реорганизацию    либо    ликвидацию   государственного   унитарного
   предприятия.
       Следовательно,  в  результате  приватизации  ЦОПКБ утрачивается
   гарантия     сохранения     основных    направлений    деятельности
   Россельхозакадемии   и  подчиненных  ей  организаций  и  сохранения
   единства     научно-производственного     комплекса     в     сфере
   энергообеспечения.
       Включение  ОНО ЦОПКБ в прогнозный план (программу) приватизации
   федерального  имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии
   нарушает  ее  имущественные права и законные интересы, противоречит
   названным  нормам  права,  а  также  требованиям  Правил разработки
   прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.
       В  соответствии  со  статьей  201  Арбитражного процессуального
   кодекса   Российской  Федерации  арбитражный  суд,  установив,  что
   оспариваемый  ненормативный  правовой  акт  не соответствует закону
   или  иному  нормативному правовому акту и нарушает права и законные
   интересы    заявителя    в   сфере   предпринимательской   и   иной
   экономической  деятельности,  принимает  решение  о признании этого
   акта недействительным.
       В  связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
   200,   201   Арбитражного   процессуального   кодекса   РФ,  Высший
   Арбитражный Суд Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       признать     недействительным     распоряжение    Правительства
   Российской   Федерации   от   29.04.2007  N  543-р  об  утверждении
   прогнозного  плана  (программы) приватизации федерального имущества
   на  2008  год  и  основных  направлений  приватизации  федерального
   имущества  на  2008  -  2010  годы,  в  части включения организации
   научного         обслуживания         Центрального         опытного
   проектно-конструкторского   бюро   ГНУ  ВНИИЭСХ  РАСХН  в  перечень
   федеральных  государственных  унитарных  предприятий, планируемых к
   приватизации  в  2008  году  (пункт  2.185)  как  несоответствующее
   Федеральному    закону    "О    приватизации   государственного   и
   муниципального имущества".
   
                                            Председательствующий судья
                                                           Н.В.ОСИПОВА
   
                                                                 Судья
                                                          Н.И.ЛОКТЕНКО
   
                                                                 Судья
                                                        И.И.ПОЛУБЕНИНА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
20.06.2017
USD
57.96
EUR
64.86
CNY
8.5
JPY
0.52
GBP
74.18
TRY
16.53
PLN
15.39
Разное