ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2007 г. по делу N 10081/07
Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 6 ноября 2007 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Локтенко Н.И.,
Полубениной И.И. при ведении протокола помощником судьи Лавриковой
Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
организации научного обслуживания Центрального опытного
проектно-конструкторского бюро ВНИИЭСХ РАСХН и Российской академии
сельскохозяйственных наук о признании частично недействительным
ненормативного акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ЦОПКБ - Антоненко А.И. - директор (на основании
удостоверения N 462 от 31.01.2001); Айдиев Р.А. - представитель
(на основании доверенности от 21.08.2007 N 01/59);
от Россельхозакадемии - Лачуга Ю.Ф. - вице-президент
Россельхозакадемии (на основании доверенности от 25.10.2007 N
36-09/952; Айдиев Р.А. (на основании доверенности от 22.08.2007 N
36-09/798);
от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на
основании поручения Правительства РФ от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и
доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
(далее - ФАУФИ) - Григорьянц К.А. - представитель (на основании
доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
от ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института
электрификации сельского хозяйства РАСХН (далее - институт) -
Стребков Д.С. - директор (на основании удостоверения от 19.02.1997
N 179).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
организация научного обслуживания Центральное опытное
проектно-конструкторское бюро Государственного научного учреждения
ВНИИ электрификации сельского хозяйства РАСХН (далее - ЦОПКБ,
конструкторское бюро) и Российская академия сельскохозяйственных
наук (далее - Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской
Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007
N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества на 2008 год и основных направлений
приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части
включения организации научного обслуживания Центрального опытного
проектно-конструкторского бюро ГНУ ВНИИЭСХ РАСХН в перечень
федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к
приватизации в 2008 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных
требований на предмет спора привлечено Федеральное агентство по
управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) и Всероссийский
научно-исследовательский институт электрификации сельского
хозяйства (далее - ВНИИЭСХ РАСХН, институт).
В обоснование требования заявители указали на то, что
названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой
части принято с нарушением норм части 3 статьи 35 Конституции
Российской Федерации, статей 5 и 6 Федерального закона от
23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
политике", статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О
приватизации государственного и муниципального имущества", а также
порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации.
Заявители также указали на то, что приватизация ЦОПКБ приведет к
разрушению технологического единства научной и
опытно-производственной деятельности конструкторского бюро и
института, а также к прекращению имущественных прав академии и
ЦОПКБ на имущество, используемое последним в
научно-производственной деятельности.
Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного
требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не
нарушает права заявителей, поскольку приватизация ЦОПКБ
предполагается путем его преобразования в открытое акционерное
общество с сохранением специализации его производства. Включение
указанного предприятия в прогнозный план приватизации произведено
с соблюдением норм законодательства о приватизации и с согласия
Россельхозакадемии, выраженного в письме РАСХН от 05.03.2007 N
01-29-10/32.
ВНИИЭСХ РАСХН поддержало доводы заявителей, пояснив, что ЦОПКБ
подчинено институту, является единственным в стране предприятием,
обеспечивающим научное обслуживание выполнения
научно-исследовательских работ по изготовлению образцов новой
техники по тематике института.
ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц
поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав
представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что
заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 устава ЦОПКБ
входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук и
находится в непосредственном организационно-методическом
подчинении Всероссийского научно-исследовательского института
электрификации сельского хозяйства; является организацией,
созданной с целью выполнения научно-исследовательских работ,
проводимых институтом по разработке и изготовлению специального
оборудования в сфере энергообеспечения. Реорганизация и ликвидация
ЦОПКБ может быть произведена только по решению Россельхозакадемии
или суда в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации (пункт 7.2 устава).
По договору от 05.01.2004 N V-5-1, заключенному между ЦОПКБ и
Россельхозакадемией за конструкторским бюро закреплено на праве
хозяйственного ведения государственное имущество.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996
N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"
(далее - Федеральный Закон "О науке..."), Россельхозакадемия
наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и
переподчинение учреждений, организаций и предприятий
Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении
закрепленного за подчиненными организациями государственного
имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление
указанных полномочий отнесено к компетенции Президиума
Россельхозакадемии.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О
приватизации государственного и муниципального имущества" (далее -
Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление
федеральными органами исполнительной власти в Правительство
Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их
ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
Между тем, материалами дела не подтверждается, что ЦОПКБ или
Россельхозакадемия обращались в Правительство Российской Федерации
или в ФАУФИ с предложениями о приватизации.
Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о
создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и
организаций академии относится к исключительной компетенции
Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии
решения о приватизации ОНО ЦОПКБ не принимал, о чем
свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного
Президиумом по факту направления в ФАУФИ списка организаций
научного обслуживания для включения в прогнозный план приватизации
федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду
не представлено.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на
которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности
издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее
решение Президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть
принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования
вопроса о приватизации названной организации.
Кроме того, письмами от 26.03.2007 N 01-29-06/56 и от
28.03.2007 N 01-29-10/59, направленными в Аппарат Правительства
Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Россельхозакадемия просила исключить из
проекта плана приватизации федерального имущества на 2008 год ряд
организаций, в том числе и ОНО Центральное опытное
проектно-конструкторское бюро.
Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества (далее - Правила) утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Согласно
пункту 11 Правил федеральные органы исполнительной власти не
позднее 10 июня представляют согласованные перечни
подведомственных им федеральных предприятий и организаций,
подлежащих приватизации, в ФАУФИ, а в случае разногласий по
проекту программы ФАУФИ проводит с этими органами согласительные
совещания с участием представителя Министерства экономического
развития и торговли РФ.
В связи с изложенным, указанные письма Россельхозакадемии об
исключении ОНО ЦОПКБ из прогнозного плана приватизации,
неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ и ФАУФИ.
Заявителями представлены в дело документы (в том числе
договоры на выполнение отдельных научно-исследовательских работ в
2007 году), из которых усматривается, что данная организация
участвует в осуществлении научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и пусконаладочных работ, связанных с
разработкой приоритетных направлений развития энергооборудования.
Иных организаций, осуществляющих данное направление исследований,
по заявлению Россельхозакадемии, в ее составе не имеется.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..."
при реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и
(или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных
баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008
год не содержит указания на способ приватизации включенных в него
предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13
Федерального закона "О приватизации...", предполагает
реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного
предприятия.
Следовательно, в результате приватизации ЦОПКБ утрачивается
гарантия сохранения основных направлений деятельности
Россельхозакадемии и подчиненных ей организаций и сохранения
единства научно-производственного комплекса в сфере
энергообеспечения.
Включение ОНО ЦОПКБ в прогнозный план (программу) приватизации
федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии
нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит
названным нормам права, а также требованиям Правил разработки
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что
оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону
или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, принимает решение о признании этого
акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать недействительным распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации
научного обслуживания Центрального опытного
проектно-конструкторского бюро ГНУ ВНИИЭСХ РАСХН в перечень
федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к
приватизации в 2008 году (пункт 2.185) как несоответствующее
Федеральному закону "О приватизации государственного и
муниципального имущества".
Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
Судья
И.И.ПОЛУБЕНИНА
|