ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2007 г. по делу N 10071/07
Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 6 ноября 2007 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Локтенко Н.И.,
Полубениной И.И. при ведении протокола помощником судьи Лавриковой
Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
организации научного обслуживания Опытного механического завода
"Александровский" ВНИИЭСХ РАСХН и Российской академии
сельскохозяйственных наук о признании частично недействительным
ненормативного акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
от завода - Ерхов М.В. - директор (на основании удостоверения
N 212 от 14.08.2003; Айдиев Р.А. - представитель (на основании
доверенности от 22.08.2007 N 561/1);
от Россельхозакадемии - Айдиев Р.А. - заместитель начальника
Юридического управления (на основании доверенности от 22.08.2007 N
36-09/798);
от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на
основании поручения от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от
30.08.2007 N 13180-ГГД02);
от Всероссийского научно-исследовательского института
электрификации сельского хозяйства - Стребков Д.С. - директор (на
основании удостоверения от 19.02.1997 N 179);
от Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом
- Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от
30.08.2007 N 13180-ГГД02).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
организация научного обслуживания Опытный механический завод
"Александровский" ГНУ ВНИИЭСХ РАСХН (далее - завод
"Александровский") и Российская академия сельскохозяйственных наук
(далее - Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской
Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007
N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества на 2008 год и основных направлений
приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части
включения завода "Александровский" в перечень федеральных
государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации
в 2008 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных
требований на предмет спора привлечены Федеральное агентство по
управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) и Всероссийский
научно-исследовательский институт электрификации сельского
хозяйства (далее - ВНИИЭСХ РАСХН, институт).
В обоснование требования заявители указали на то, что
названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой
части принято с нарушением норм части 3 статьи 35 Конституции
Российской Федерации, статей 5 и 6 Федерального закона от
23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
политике", статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О
приватизации государственного и муниципального имущества", а также
порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации.
Заявители также указали на то, что приватизация завода
"Александровский" приведет к разрушению технологического единства
научной и опытно-производственной деятельности завода и института,
а также к прекращению имущественных прав академии и завода на
имущество, используемое в научно-производственной деятельности.
Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного
требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не
нарушает права заявителей, поскольку приватизация завода
"Александровский" предполагается путем его преобразования в
открытое акционерное общество с сохранением специализации его
производства. Включение завода в прогнозный план приватизации
произведено с соблюдением норм законодательства о приватизации и с
согласия Россельхозакадемии, выраженного в письме РАСХН от
05.03.2007 N 01-29-10/32.
ВНИИЭСХ РАСХН поддержало доводы заявителей, пояснив, что завод
"Александровский" подчинен институту, является единственным в
стране предприятием, выполняющим практические разработки и
изготовление новой техники, образцов и макетов новых изделий по
тематике института в сфере энергоснабжения, а также разработку и
изготовление специального нестандартного оборудования для
мясоперерабатывающих и кондитерских предприятий.
ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц
поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав
представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что
заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 устава завод
"Александровский" входит в состав Российской академии
сельскохозяйственных наук, и находится в непосредственном
организационно-методическом подчинении Всероссийского
научно-исследовательского института электрификации сельского
хозяйства; является организацией, созданной с целью выполнения
научно-исследовательских работ, проводимых институтом по
разработке и изготовлению специального оборудования в сфере
энергообеспечения. Также завод осуществляет изготовление
специального оборудования для мясоперерабатывающей и кондитерской
промышленности. Реорганизация и ликвидация завода
"Александровский" может быть произведена только по решению
Россельхозакадемии или суда в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (пункт 7.2 устава).
По договору от 03.08.2000 N V-5-3, заключенному между заводом
"Александровский" и Россельхозакадемией, государственное имущество
закреплено за заводом на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996
N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"
(далее - Федеральный Закон "О науке..."), Россельхозакадемия
наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и
переподчинение учреждений, организаций и предприятий
Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении
закрепленного за подчиненными организациями государственного
имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление
указанных полномочий отнесено к компетенции президиума
Россельхозакадемии.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О
приватизации государственного и муниципального имущества" (далее -
Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление
федеральными органами исполнительной власти в Правительство
Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их
ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
Между тем, материалами дела не подтверждается, что завод или
Россельхозакадемия обращались в Правительство Российской Федерации
или в ФАУФИ с предложениями о приватизации.
Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о
создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и
организаций академии относится к исключительной компетенции
президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии
решения о приватизации завода "Александровский" не принимал, о чем
свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного
президиумом по факту направления в ФАУФИ списка организаций
научного обслуживания для включения в прогнозный план приватизации
федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду
не представлено.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на
которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности
издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее
решение президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть
принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования
вопроса о приватизации названной организации.
Кроме того, письмами от 26.03.2007 N 01-29-06/56 и от
28.03.2007 N 01-29-10/59, направленными в Аппарат Правительства
Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Россельхозакадемия просила исключить из
проекта плана приватизации федерального имущества на 2008 год ряд
организаций, в том числе и завод "Александровский".
Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества (далее - Правила) утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Согласно
пункту 11 Правил федеральные органы исполнительной власти не
позднее 10 июня представляют в ФАУФИ согласованные перечни
подведомственных им федеральных предприятий и организаций,
подлежащих приватизации, а в случае разногласий по проекту
программы ФАУФИ проводит с этими органами согласительные совещания
с участием представителя Министерства экономического развития и
торговли РФ.
В связи с изложенным указанные письма Россельхозакадемии об
исключении завода "Александровский" из прогнозного плана
приватизации неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ
и ФАУФИ.
Заводом "Александровский" представлены в дело дополнительные
документы, из которых усматривается, что данная организация
участвует в осуществлении научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и пусконаладочных работ, связанных с
разработкой приоритетных направлений развития
научно-технологических и опытно-конструкторских работ в сфере
энергообеспечения. Иных организаций, осуществляющих данное
направление исследований, по заявлению Россельхозакадемии, в ее
составе не имеется.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..."
при реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и
(или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных
баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008
год не содержит указания на способ приватизации включенных в него
предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13
Федерального закона "О приватизации...", предполагает
реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного
предприятия.
Следовательно, в результате приватизации завода
"Александровский" утрачивается гарантия сохранения основных
направлений деятельности института и завода и сохранения единства
научно-производственного комплекса в сфере энергообеспечения.
Включение завода "Александровский" в прогнозный план
(программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без
согласия Россельхозакадемии нарушает имущественные права и
законные интересы академии и завода, противоречит названным нормам
права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана
(программы) приватизации федерального имущества.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что
оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону
или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, принимает решение о признании этого
акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать недействительным распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации
научного обслуживания опытного механического завода
"Александровский" государственного научного учреждения
Всероссийского научно-исследовательского института электрификации
сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук
в перечень федеральных государственных унитарных предприятий,
планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.181) как не
соответствующее Федеральному закону "О приватизации
государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
Судья
И.И.ПОЛУБЕНИНА
|