Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.06.2017
USD
57.96
EUR
64.86
CNY
8.5
JPY
0.52
GBP
74.18
TRY
16.53
PLN
15.39
 

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 06.11.2007 ПО ДЕЛУ N 10071/07 ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗНОГО ПЛАНА (ПРОГРАММЫ) ПРИВАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА 2008 ГОД И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА 2008 2010 ГОДЫ В ЧАСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОПЫТНОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА В ПЕРЕЧЕНЬ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                       Именем Российской Федерации
   
                                 РЕШЕНИЕ
                 от 6 ноября 2007 г. по делу N 10071/07
   
       Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2007 г.
       Решение в полном объеме изготовлено 6 ноября 2007 г.
       Высший   Арбитражный   Суд   Российской   Федерации  в  составе
   председательствующего  судьи  Осиповой  Н.В.,  судей Локтенко Н.И.,
   Полубениной  И.И. при ведении протокола помощником судьи Лавриковой
   Е.В.,   рассмотрел   в   судебном   заседании   дело  по  заявлению
   организации  научного  обслуживания  Опытного  механического завода
   "Александровский"    ВНИИЭСХ    РАСХН    и    Российской   академии
   сельскохозяйственных  наук  о  признании  частично недействительным
   ненормативного акта.
       В судебном заседании приняли участие представители:
       от  завода  - Ерхов М.В. - директор (на основании удостоверения
   N  212  от  14.08.2003;  Айдиев  Р.А. - представитель (на основании
   доверенности от 22.08.2007 N 561/1);
       от  Россельхозакадемии  -  Айдиев Р.А. - заместитель начальника
   Юридического  управления (на основании доверенности от 22.08.2007 N
   36-09/798);
       от  Правительства  РФ  -  Григорьянц  К.А.  - представитель (на
   основании  поручения  от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от
   30.08.2007 N 13180-ГГД02);
       от     Всероссийского    научно-исследовательского    института
   электрификации  сельского  хозяйства - Стребков Д.С. - директор (на
   основании удостоверения от 19.02.1997 N 179);
       от  Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом
   -  Григорьянц  К.А.  -  представитель (на основании доверенности от
   30.08.2007 N 13180-ГГД02).
       Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
   
                               установил:
   
       организация  научного  обслуживания  Опытный механический завод
   "Александровский"    ГНУ    ВНИИЭСХ    РАСХН    (далее    -   завод
   "Александровский")  и Российская академия сельскохозяйственных наук
   (далее  -  Россельхозакадемия)  обратились в Высший Арбитражный Суд
   Российской   Федерации  с  заявлением  к  Правительству  Российской
   Федерации  о  признании недействительным распоряжения от 29.04.2007
   N  543-р  об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации
   федерального   имущества   на   2008  год  и  основных  направлений
   приватизации  федерального  имущества  на 2008 - 2010 годы, в части
   включения   завода   "Александровский"   в   перечень   федеральных
   государственных  унитарных  предприятий, планируемых к приватизации
   в 2008 году.
       К  участию  в  деле  в качестве третьих лиц без самостоятельных
   требований  на  предмет  спора  привлечены Федеральное агентство по
   управлению  федеральным  имуществом (далее - ФАУФИ) и Всероссийский
   научно-исследовательский    институт    электрификации    сельского
   хозяйства (далее - ВНИИЭСХ РАСХН, институт).
       В   обоснование   требования   заявители  указали  на  то,  что
   названное  распоряжение  Правительства  РФ (N 543-р) в оспариваемой
   части  принято  с  нарушением  норм  части  3 статьи 35 Конституции
   Российской   Федерации,   статей  5  и  6  Федерального  закона  от
   23.08.1996  N  127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
   политике",  статьи  8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О
   приватизации  государственного и муниципального имущества", а также
   порядка  разработки  прогнозного  плана  (программы)  приватизации.
   Заявители   также   указали   на   то,   что   приватизация  завода
   "Александровский"  приведет  к разрушению технологического единства
   научной  и опытно-производственной деятельности завода и института,
   а  также  к  прекращению  имущественных  прав  академии и завода на
   имущество, используемое в научно-производственной деятельности.
       Правительство  РФ  возражает  против удовлетворения заявленного
   требования,  указывая  на  то,  что  оспариваемое  распоряжение  не
   нарушает    права   заявителей,   поскольку   приватизация   завода
   "Александровский"   предполагается   путем   его  преобразования  в
   открытое  акционерное  общество  с  сохранением  специализации  его
   производства.  Включение  завода  в  прогнозный  план  приватизации
   произведено  с соблюдением норм законодательства о приватизации и с
   согласия   Россельхозакадемии,   выраженного   в  письме  РАСХН  от
   05.03.2007 N 01-29-10/32.
       ВНИИЭСХ  РАСХН поддержало доводы заявителей, пояснив, что завод
   "Александровский"   подчинен  институту,  является  единственным  в
   стране   предприятием,   выполняющим   практические   разработки  и
   изготовление  новой  техники,  образцов  и макетов новых изделий по
   тематике  института  в  сфере энергоснабжения, а также разработку и
   изготовление    специального    нестандартного   оборудования   для
   мясоперерабатывающих и кондитерских предприятий.
       ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.
       В  судебном  заседании  представители  участвующих  в  деле лиц
   поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.
       Выслушав  представителей  участвующих  в  деле  лиц, исследовав
   представленные  доказательства  и материалы дела, суд полагает, что
   заявленное   требование   подлежит   удовлетворению   по  следующим
   основаниям.
       В  соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 устава завод
   "Александровский"    входит    в    состав    Российской   академии
   сельскохозяйственных   наук,   и   находится   в   непосредственном
   организационно-методическом        подчинении        Всероссийского
   научно-исследовательского    института   электрификации   сельского
   хозяйства;  является  организацией,  созданной  с  целью выполнения
   научно-исследовательских    работ,    проводимых    институтом   по
   разработке   и   изготовлению  специального  оборудования  в  сфере
   энергообеспечения.    Также    завод    осуществляет   изготовление
   специального  оборудования  для мясоперерабатывающей и кондитерской
   промышленности.      Реорганизация      и     ликвидация     завода
   "Александровский"   может   быть   произведена  только  по  решению
   Россельхозакадемии    или    суда    в    порядке,    установленном
   законодательством Российской Федерации (пункт 7.2 устава).
       По  договору  от 03.08.2000 N V-5-3, заключенному между заводом
   "Александровский"  и Россельхозакадемией, государственное имущество
   закреплено за заводом на праве хозяйственного ведения.
       В  соответствии  со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996
   N  127-ФЗ  "О  науке и государственной научно-технической политике"
   (далее   -  Федеральный  Закон  "О  науке..."),  Россельхозакадемия
   наделена   правом   на   создание,   реорганизацию,   ликвидацию  и
   переподчинение     учреждений,     организаций     и    предприятий
   Россельхозакадемии,  а  также правомочиями собственника в отношении
   закрепленного   за   подчиненными   организациями  государственного
   имущества.  Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление
   указанных    полномочий    отнесено    к   компетенции   президиума
   Россельхозакадемии.
       Статьей   8   Федерального   закона  от  21.12.2001  N  178  "О
   приватизации  государственного и муниципального имущества" (далее -
   Федеральный  закон  "О  приватизации...") предусмотрено направление
   федеральными   органами   исполнительной   власти  в  Правительство
   Российской  Федерации  предложений  о приватизации находящихся в их
   ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
       Между  тем,  материалами  дела не подтверждается, что завод или
   Россельхозакадемия  обращались в Правительство Российской Федерации
   или в ФАУФИ с предложениями о приватизации.
       Согласно   пункту   35   устава  Россельхозакадемии  решение  о
   создании,   реорганизации,  ликвидации  учреждений,  предприятий  и
   организаций   академии   относится   к  исключительной  компетенции
   президиума    Россельхозакадемии.    Президиум   Россельхозакадемии
   решения  о приватизации завода "Александровский" не принимал, о чем
   свидетельствуют  материалы  служебного  расследования, проведенного
   президиумом   по  факту  направления  в  ФАУФИ  списка  организаций
   научного  обслуживания для включения в прогнозный план приватизации
   федерального  имущества  на  2008 год. Доказательств обратного суду
   не представлено.
       Письмо  Россельхозакадемии  от  05.03.2007  N  01-29-10/32,  на
   которое  ссылается  Правительство  РФ в подтверждение правомерности
   издания  оспариваемого  акта, не содержит ссылки на соответствующее
   решение  президиума  Россельхозакадемии,  поэтому оно не может быть
   принято  судом  в  качестве надлежащего доказательства согласования
   вопроса о приватизации названной организации.
       Кроме   того,   письмами  от  26.03.2007  N  01-29-06/56  и  от
   28.03.2007  N  01-29-10/59,  направленными  в Аппарат Правительства
   Российской   Федерации   и   Федеральное  агентство  по  управлению
   федеральным  имуществом,  Россельхозакадемия  просила  исключить из
   проекта  плана  приватизации федерального имущества на 2008 год ряд
   организаций, в том числе и завод "Александровский".
       Правила  разработки  прогнозного плана (программы) приватизации
   федерального  имущества (далее - Правила) утверждены Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от 26.12.2005 N 806. Согласно
   пункту  11  Правил  федеральные  органы  исполнительной  власти  не
   позднее   10   июня  представляют  в  ФАУФИ  согласованные  перечни
   подведомственных   им   федеральных   предприятий   и  организаций,
   подлежащих   приватизации,   а  в  случае  разногласий  по  проекту
   программы  ФАУФИ проводит с этими органами согласительные совещания
   с  участием  представителя  Министерства  экономического развития и
   торговли РФ.
       В  связи  с  изложенным  указанные письма Россельхозакадемии об
   исключении    завода   "Александровский"   из   прогнозного   плана
   приватизации  неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ
   и ФАУФИ.
       Заводом  "Александровский"  представлены  в дело дополнительные
   документы,   из   которых  усматривается,  что  данная  организация
   участвует       в      осуществлении      научно-исследовательских,
   опытно-конструкторских   и   пусконаладочных   работ,  связанных  с
   разработкой         приоритетных        направлений        развития
   научно-технологических   и  опытно-конструкторских  работ  в  сфере
   энергообеспечения.    Иных   организаций,   осуществляющих   данное
   направление  исследований,  по  заявлению  Россельхозакадемии, в ее
   составе не имеется.
       Согласно  пункту  6  статьи  5 Федерального закона "О науке..."
   при   реорганизации   государственной  научной  организации  должно
   обеспечиваться   сохранение  технологического  единства  научной  и
   (или)  научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
   состава  указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
   опытно-учебного,  опытно-фармацевтического  производства и лечебных
   баз.
       Прогнозный  план  приватизации  федерального  имущества на 2008
   год  не  содержит указания на способ приватизации включенных в него
   предприятий.   Приватизация  способами,  определенными  статьей  13
   Федерального     закона     "О    приватизации...",    предполагает
   реорганизацию    либо    ликвидацию   государственного   унитарного
   предприятия.
       Следовательно,     в     результате     приватизации     завода
   "Александровский"   утрачивается   гарантия   сохранения   основных
   направлений  деятельности  института и завода и сохранения единства
   научно-производственного комплекса в сфере энергообеспечения.
       Включение    завода   "Александровский"   в   прогнозный   план
   (программу)  приватизации  федерального  имущества  на 2008 год без
   согласия   Россельхозакадемии   нарушает   имущественные   права  и
   законные  интересы академии и завода, противоречит названным нормам
   права,  а  также  требованиям  Правил  разработки прогнозного плана
   (программы) приватизации федерального имущества.
       В  соответствии  со  статьей  201  Арбитражного процессуального
   кодекса   Российской  Федерации  арбитражный  суд,  установив,  что
   оспариваемый  ненормативный  правовой  акт  не соответствует закону
   или  иному  нормативному правовому акту и нарушает права и законные
   интересы    заявителя    в   сфере   предпринимательской   и   иной
   экономической  деятельности,  принимает  решение  о признании этого
   акта недействительным.
       В  связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
   200,   201   Арбитражного   процессуального   кодекса   РФ,  Высший
   Арбитражный Суд Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       признать     недействительным     распоряжение    Правительства
   Российской   Федерации   от   29.04.2007  N  543-р  об  утверждении
   прогнозного  плана  (программы) приватизации федерального имущества
   на  2008  год  и  основных  направлений  приватизации  федерального
   имущества  на  2008  -  2010  годы,  в  части включения организации
   научного     обслуживания     опытного     механического     завода
   "Александровский"      государственного     научного     учреждения
   Всероссийского  научно-исследовательского  института электрификации
   сельского  хозяйства  Российской академии сельскохозяйственных наук
   в   перечень  федеральных  государственных  унитарных  предприятий,
   планируемых  к  приватизации  в  2008  году  (пункт  2.181)  как не
   соответствующее     Федеральному     закону     "О     приватизации
   государственного и муниципального имущества".
   
                                            Председательствующий судья
                                                           Н.В.ОСИПОВА
   
                                                                 Судья
                                                          Н.И.ЛОКТЕНКО
   
                                                                 Судья
                                                        И.И.ПОЛУБЕНИНА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
20.06.2017
USD
57.96
EUR
64.86
CNY
8.5
JPY
0.52
GBP
74.18
TRY
16.53
PLN
15.39
Разное